Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы развития творческих способностей будущих учителей технологии: На примере начертательной геометрии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема развития творческих способностей постоянно дополняется новыми концепциями, различными аспектами изучения и представляет собой плодотворную основу для развития психолого-педагогической науки. В настоящее время проблемой творчества занимаются И. П. Калошина, В. О. Кузин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, C.IO. Степанов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. Ф. Эсаулов и др. Несмотря… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ФТП
    • I. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей студентов
    • 2. Определение развития творческих способностей в учебной деятельности
    • 3. Обоснование направлений развития творческих способностей студентов в содержании курса начертательной геометрии
  • Глава 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ФТП В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
    • 4. Развитие творческого компонента в структуре образно-графических способностей студентов
    • 5. Классификация задач на развитие творческих способностей
    • 6. Решение задач по начертательной геометрии как средство развития творческих способностей — студентов
  • Глава 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ФТП ПРИ ОСВОЕНИИ КУРСА НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
    • 7. Разработка экспериментальной методики обучения
    • 8. Исследование процесса решения задач по начертательной геометрии и выявление уровней раз вития творческих способностей методом графического моделирования

Методические основы развития творческих способностей будущих учителей технологии: На примере начертательной геометрии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В новых социально-экономических условиях возросла необходимость осуществления значительных изменений в организации и содержании учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе. Общество предъявляет к выпускнику вуза — будущему учителю технологии и предпринимательства новые требования, ведущие к пересмотру направлений обучения, определяющих развитие личности и творческих способностей современного специалиста.

Он должен обладать не только профессиональной компетентностью, но и умением самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии, умением в будущей педагогической деятельности включать в творческий процесс учащихся школ.

В профессиональной подготовке приоритетные направления, обучения учителей технологии и предпринимательства должны реализовывать усиление индивидуального подхода к обучению, к развитию творческих способностей, аналитического и творческого мышления.

Огромную роль в этом играет целенаправленное раскрытие творческих возможностей личности студентов при изучении графических и методических дисциплин на факультетах технологии и предпринимательства. Поэтому возникла необходимость привлечения в процесс обучения начертательной геометрии и методики ее преподавания новых видов деятельности и таких способов организации занятий, которые способствуют эффективному развитию профессиональных и творческих способностей будущих учителей технологии.

Это необходимо для того, чтобы будущие учителя технологии, опираясь на собственный опыт творческой деятельности, смогли осуществлять преемственность графической подготовки в школе, организовывать познавательную и творческую деятельность учащихся в области графических дисциплин.

Важным связующим звеном в графической подготовке «школа — вуз» является преподавание основ начертательной геометрии в школе.

Оно положительно влияет на всестороннее развитие личности учащегося, расширяет политехнический кругозор, формирует логическое и пространственное мышление, а также влияет на формирование графической культуры.

В этой связи важным для раскрытия данной проблемы исследования являются работы, посвященные общей теории изучения научного творчества и' способностей, крупных исследователей;

— в области философии — В. М. Кедров, Т. И. Артемьева и др.;

— в области психологии — A.B. Брушилинский, JI.C. Выготский, К. К. Платонов, В. В. Давыдов, В. А. Крутецкий, H.A. Пономарев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Н. Ф. Талызина, O.K. Тихомирова, J1.JI. Гурова, В. Н. Мясищев и др.- в области психолого-падагогичоских наук — З. М. Калмыкова, B.C. Киреенко, Т. С. Комарова, В. А. Крутецкий и др.

В области начертательной геометрии и черчения проблемой развития пространственного мышления занимались А. Д. Ботвинников, И. С. Якиманская, В. Н. Виноградов, ИЛ. Каплуновнч, М. Н. Макарова, В. О. Столетнев, В. И. Струков и др.

Проблема развития творческих способностей постоянно дополняется новыми концепциями, различными аспектами изучения и представляет собой плодотворную основу для развития психолого-педагогической науки. В настоящее время проблемой творчества занимаются И. П. Калошина, В. О. Кузин, Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, C.IO. Степанов, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, А. Ф. Эсаулов и др. Несмотря на значительное число научных исследований и положительный опыт работы в этом направлении, в области методики обучения начертательной геометрии проблема развития творческих способностей не нашла должного отражения, а точнее не ставилась как самостоятельная задача, В своем исследовании процесс понимания основ начертательной геометрии мы рассматриваем как сложную психологическую нагрузку на умственную деятельность студентов. Это может находить свое отражение в изучении структуры графических способностей, в выявлении особенностей и условии развития этих способностей в процессе обучения студентов решения задач по начертательной геометрии.

Актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешение возникших в теории и практике профессиональной подготовки будущих учителей технологии противоречий:

• между потребностью в высоко квалифицированных специалистах-учителях технологии, способных реализовывать свои творческие способности в графической деятельности в сочетании с профессиональными способностями к преобразовательной педагогической деятельности в школе и недостаточной разработанностью вопросов графической подготовки, направленных на развитие их творческих способностей и организацию творческой графической деятельности.

• между нарастающей тенденцией использования творческого потенциала и прикладного содержания начертательной геометрии учителями технологии и традиционными методами и формами обучения графическим дисциплинам на ФТП без учета профессионально-технической,.

• профессионально-художественной направленности их содержания, развития творческих способностей студентов и без опоры на творческий характер решения графических задач.

• Между необходимостью развития творческих способностей студентов ФТП в процессе изучения начертательной геометрии в период вузовской подготовки и отсутствием методических основ, конкретизирующих методы, средства и формы организации занятий по этой дисциплине. Раскрывающих творческий потенциал и творческие способности студентов. Развитие творческих способностей студентов на основе изучения ими начертательной геометрии в вузе и освоения способов решения творческих, графических задач, проблема чрезвычайно сложная, связанная с пониманием 5 процесса творчества, развитием способностей в творческой деятельности. Это позволило нам сформировать проблему исследования: разработке научно-методических подходов к развитию творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства в процессе изучения начертательной геометрии, обеспечивающих достижение высокого уровня развития этого качества личности специалиста, и создания на этой основе эффективной методики обучения решению творческих задач по и начертательной геометрии. Стремление решить данную научную проблему побудило нас избрать следующую тему исследования: Методические основы развития творческих способностей будущих учителей технологии (на примере начертательной геометрии).

Цель исследования: разработать, творчески обосновать и экспериментально проверить научно-методическое обоснование путей и методов развития творческих способностей студентов ФТП и эффективность методически их обучения решению творческих задач по начертательной геометрии. Объектом исследования выступает целостный процесс творческих способностей будущих учителей технологии, на основе изучения начертательной геометрии в вузе.

Предметом исследования является развитие творческих способностей будущих учителей технологии на основе обучения решению творческих задач начертательной геометрии.

Изучение теоретических трудов и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение деятельности студентов по решению задач начертательной геометрии, выявление особенностей творческих подходов к их решению, позволили построить гипотезу исследования, опирающуюся на следующее.

Исходя из установленной психологической закономерности о том, что в решении графических задач роль логики является ведущей, а зрительная опора — подчиненной, мы выдвигаем объяснение явлениям успешного решения задач по начертательной геометрии студентами ФТП, а также затруднениям, возникающим в их решении на более высоком уровне сложности. Известно, что студенты ФТП наряду с развитыми способностями к изобразительной деятельности, связанными с пространственными представлениями и воображением, имеют еще на недостаточном уровне способности к пространственному мышлению для творческого осуществления учебной деятельности по начертательной геометрии. На основе ранее сложившихся пространственных представлений лишь в первоначальный период обучения начертательной геометрии студенты имеют возможность решать несложные задачи, когда недостаточное развитие взаимодействия логического и пространственного мышления практически не оказывает влияния на поиск решения. Без взаимодействия этих форм мышления невозможно осуществление мыслительной деятельности по решению таких задач, где пространственные отношения находятся в скрытом виде и их необходимо вывести из логических посылок или построить с помощью эвристических процессов новыми (для студента) способами. Именно совместная деятельность этих форм мышления в решении более сложных задач является основой развития творческих способностей к области начертательной геометрии. Гипотеза исследования. Развитие творческих способностей студентов технологии и предпринимательства вузов в процессе изучения начертательной геометрии и создания методики обучения решению творческих задач будет эффективным при условиях: раскрытия структуры графических способностей студентов ФТПразработки психолого-педагогических критериев классификации задач по начертательной геометрии — выявления качественных характеристик творческого поиска решения задач начертательной геометрии — опоры на психолого-педагогические основы проблемного обучения. Ведущим средством развития творческих способностей должно стать решение различных по сложности задач по начертательной геометрии.

В соответствии с проблемой, целью, гипотезой, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы развития творческих способностей в процессе изучения начертательной геометрии.

2. Разработать структуру графических способностей студентов ФТП в творческой графической деятельности по начертательной геометрии.

3. Определить особенности и некоторые качественные характеристики процесса творческого поиска решения задач начертательной геометрии.

4. Определить пути и методы развития творческих способностей студентов ФТП при решении задач по начертательной геометрии и разработать на этой основе эффективную методику обучения решению задач.

Методологические и теоретические основы исследования составили: теория деятельного подхода в обучении (Л.С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, И. П. Калошина и др.). теория проблемного обучения (М.И. Махмутов и др.). Исследование опиралось на методологическое обоснование процесса обучения В. И. Зягвинского, В. В. Краевского, ИЛ. Лернера. В работе использовались исследования по проблемам формирования пространственного, технического. Творческого мышления (Л.Л. Гурова, Я. А. Пономарев, Т. В. Кудрявцев, И.С. Якиманская), формирования эвристических методов решения задач (А.Ф. Кулюткин, В. Н. Пушкин. А. Ф. Эсаулов и др.) Исследование опиралось на теорию и практику профессионально-педагогического образования (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, Э. Д. Новожилов, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, и др.), на работы по изучению проблем активности и самостоятельности личности (И.Я. Лернер, В. А. Крутецкий, Т. И. Шамова и др.).Основной базой исследования явились труды, посвященные графической подготовке, развитию творческих способностей и профессионально важных качеств в графической деятельности (Л.Н. Аниснмова, Е. А. Василенко, В. Н. Виноградов. Е. П. Михеева, Т. К. Мусалимов, Н. Г. Преображенская, О.П. Шабанова). Исследование опиралось на труды, посвященные созданию педагогических систем профессиональной графической подготовки специалистов в педагогических и технических вузах (И.Н. Акимова, Л. Н. Анисимова, Д.В.

Кострюков, B.B. Степакова, T.B. Чемоданова). Большое значение имело изучение целого ряда учебников и учебных пособий по начертательной геометрии и черчению для высшей школы (A.B. Бубенков, В. Н. Виноградров, Г. А. Владимирский, В. О. Гордон, М. Я. Громов, А. К. Климухин, И. И. Котов, H.H. Крылов, Н. С. Кузнецов, B.C. Левицкий, О. В. Локтев, М. Н. Макарова, А. Д. Посвянский, A.M. Тевлин, С. А. Фролов, Н. Ф. Четверухин и др.). Для решения поставленных в диссертации задач применялись следующие методы исследования:

• изучение и теоретический анализ философской, психологической в педагогической литературы по проблеме исследования;

• педагогическое наблюдение за поисковой деятельностью студентов по решению задач начертательной геометрии;

• собеседование со студентами, участвовавшими в педагогическом эксперименте;

• изучение студенческих работ с целью выявления характерных ошибок в решении задач;

• анализ основных эвристических методов и приемов решения задач по начертательной геометрии;

• педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирующего этапов;

• анализ и обобщение полученных данных. Научная новизна исследования состоит в следующем:

2. 1. Разработаны научно — методические основы развития творческих способностей ' будущих учителей технологии в процессе изучения начертательной геометрии в вузе, которые заключаются в: усилении индивидуального подхода к обучениюиспользовании профессиональной прикладной направленности содержания начертательной геометрииединстве развития логического, пространственного и творческого мышленияразвитии творческих способностей студентов в сочетании с формированием 9 профессиональных способностей к преобразовательной педагогической деятельности в процессе обучения графическим дисциплинам в школеприменении проблемного метода обучения решению творческих графических задач.

Выявлены структурные элементы графических способностей студентов ФТП, необходимых для изучения начертательной геометрии с позиции системного анализа: учебные, специально-графические, познавательные, педагогические, интеллектуальные, исследовательские, творческие способности, а также важные качества мышления: активность, самостоятельность, наблюдательность, настойчивость и работоспособность.

1. Определены уровни развития творческих способностей студентов ФТП на основе решения задач по начертательной геометрии.

2. Выявлены особенности и качественные характеристики процесса творческого решения задач по начертательной геометрии.

Теоретическая значимость работы заключается:

• в разработке и обосновании современных путей и методов развития творческих способностей будущих учителей технологии на основе решения задач по начертательной геометрии исследование;

• в исследовании и разработке структуры графических способностей студентов ФТП вузов, в которые включены творческие способности к графической деятельностиопределение уровней развития творческих способностей;

• в разработке научно-обоснованной методики развития творческих способностей студентов ФТП на основе обучения их творческих задач по начертательной геометрии.

Практическая значимость исследования.

Разработана методика развития творческих способностей студентов — будущих учителей технологии и предпринимательства на основе обучения их решению творческих задач по начертательной геометрии в соответствии с профессиональной направленностью их подготовки к организации творческой графической деятельности в общеобразовательной школе (в профильных классах, элективных курсах по основам начертательной геометрии). Предложены критерии и уровни развития творческих способностей студентов ФТП в процессе изучения начертательной геометрии в период их вузовской подготовки, способствующие реализации творческих способностей в графической деятельности в сочетании с профессиональными способностями к педагогической деятельности в школе;

Создан комплекс графических материалов по курсу начертательной геометрии, содержащий программу, учебно-методические пособия, систему творческих графических задач по начертательной геометрии, обеспечивающих развитие творческих способностей и профессиональной направленности будущих учителей технологии и предпринимательства на подготовку школьников к техническим профессиям.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью его исходных параметров исследования, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, соответствием научных методов исследования поставленным в работе целям, положительной динамикой развития творческих способностей студентов в графической деятельности, повышением качества знаний и умений, многолетним опытом работы автора, результатами констатирующего, поискового и обучающего эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа экспериментального материала.

База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе факультета технологии и предпринимательства Московского государственного областного университета и технико-экономического факультета Владимирского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 657 студентов 1 курса специальности 30 600 — «технология и предпринимательство».

Этапы исследования. Исследование проводилось с 1994 по 2005 г.г. и включало 3 этапа.

На первом этапе (1994;1997г.г.) осуществлялся анализ философской, психолого — педагогической и методической литературы по проблеме исследования проводились наблюдения, беседы, анализ и обобщение передового опыта работы преподавателей вузов и учителей школ по развитию творческих способностей студентов и школьников по графическим дисциплинамРазрабатывались подходы, методы и средства развития творческих способностей студентов, изучающих начертательную геометрию. Определялись понятийный аппарат исследования, методология и методика экспериментальной работы. Проводился констатирующий эксперимент. На втором этапе (1997;2004г.г.) проводились констатирующий, поисковый и обучающий эксперименты, в ходе которых осуществлялась корректировка разработанной экспериментальной методики обучения.

На промежуточных этапах экспериментальной работы проводилось выявление и разработка структуры графических способностей студентов ФТП, необходимых для решения проблем начертательной геометрии. Проводился сбор, обработка и систематиза-цня научных фактов, материалов в процессе теоретического и экспериментального исследования, осуществлялось внедрение методических разработок в практику обучения. На третьем этапе (2004;2005г.г.) проводился анализ и обобщение результатов экспериментальной работы, уточнение теоретических выводов и положений, внедрение результатов экспериментального обучения, оформление исследования в виде диссертации.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту: I. Методические основы развития творческих способностей будущих учителей технологии в процессе изучения начертательной геометрии в вузе, базирующихся на:

• усилении индивидуального подхода к обучению;

• использовании прикладной профессионально-технические и профессионально-художественной направленности содержания начертательной геометрии;

• в единстве развития логического, пространственного и творческого мышления;

• раскрытии творческих способностей в графической деятельности по решению творческих задач по начертательной геометрии в сочетании с развитием профессиональных способностей к преобразовательной педагогической деятельности;

• применении проблемного метода обучения решению творческих задач по начертательной геометрии.

II. Совокупность методических приемов, средств и форм развития творческих способностей студентов ФТП, интенсифицирующих творческую деятельность по решению проблем начертательной геометрии.

III. Дидактические материалы по курсу начертательной геометрии (включающие систему творческих графических задач), способствующие развитию творческих способностей и профессиональной направленности студентов — будущих учителей технологии — на организацию творческой графической деятельности школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Осуществлялись путем выступлений и обсуждений на научно-методических семинарах кафедры теории и методики профессионального образования, научно-практических конференциях МГОУ, а также на годичных курсах повышения квалификации учителей г. Москвы по графическим дисциплинам в Московском институте открытого образования, на методических объединениях учителей технологии и черчения Северного округа г. Москвы. Основные положения и выводы по результатам исследования освещались в сборниках научных трудов МГОУ. Материалы исследования внедрены в практику обучения студентов ФТП в виде использования методических пособий, специально отобранных творческих задач по начертательной.

13 геометрии, методических приемов и содержания занятий по курсу начертательной геометрии на факультете психологии и предпринимательства Московского государственного университета, технико-экономического факультета Владимирского государственного педагогического университета, а также в виде методических рекомендаций, разработок, научных статей. Материалы исследований использовались при осуществлении руководства дипломными работами студентов ФТП МГОУ.

Выводы по первой главе.

1. Развитие и формирование графических способностей тесно и связано с активной деятельностью мышления. По существу мышление, мыслительные операции и умственные действия служат основой развития графических способностей, В целом процесс развития способностей зависит от уровня и качественных характеристик мышления, проявляемого в деятельности. Особенно важно учитывать это обстоятельство в обучении, направленном на развитие творческих способностей студентов ФТП.

2. Творческое мышление является центральным звеном творческого процесса, т. е. деятельности по отысканию и выработке нового способа или знания об изучаемом объекте. Оно сложно: понятие творческое мышление включает в себя, как составные части, логическое и образное мышление. Образное (пространственное) мышление являет источником эвристических процессов, формирующих творческий компонент процесса поиска решений. В то же время творческое мышление существует только благодаря тесному взаимодействию логического и образного мышления.

3. Развитие творческих способностей студентов ФТП в обучении начертательной геометрии должно проходить по двум основным н правлениям: I) развитие познавательной самостоятельности путем глубокого изучения понятий и закономерностей, изучаемых в данном.

01 курсе, 2) развитие творческих способностей путем приобретения и обобщения опыта творческой деятельности.

3. Основным условием эффективного развития творческих способностей студентов ФТП является творческая деятельность по решению задач по начертательной геометрии. Эта деятельность возможна при проблемном обучении.

Глава 2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ФТП В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАДАЧ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ.

§ 4. Развитие творческого компонента в структуре способностей студентов.

Исходя из требований к способностям для выполнения успешной деятельности в области начертательной геометрии нами исследована структура способностей, которая включает в себя (как единое целое и как усложнение системы) творческие способности.

Структура представляет собой блок-схему трехступенчатого развития системы образно-графических способностей. Наиболее четко это проявляется в развитии творческих способностей, которые имеют три уровня, наслаивающихся друг на друга по мере развития структуры способностей. Таким образом структура образно-графических способностей является схематичным отображением наиболее развитых способностей" наивысшего результата и цели обучения. Кроме того, следует отметить, что некоторые компоненты способностей формируются только после развития других. В структуре представлено три периода развития способностей одновременно.

Компонентный состав структуры представляет собой совокупность способностей, сгруппированных в блоки с единым спектром действия и уровнем функционирования. В каждом блоке существует своя организация элементарных и сложных способностей, которую можно рассматривать как сложную иерархическую микроструктуру.

Для удобства системно-структурного анализа способностей, мы будем считать блоки структурными единицами или компонентами графических способностей.

Структурные единицы занимают определенное место в открытых зонах деления компонентов способностей (табл.3). Наиболее четкое распределение структурных единиц прослеживается в результате качественного анализа способностей по категории единичного, особенного,.

63 общего [18] :

Заключение

.

1. Анализ современного состояния проблемы развития творческих способностей студентов факультета технологии и предпринимательства показал, что существуют большие возможности для их развития в соответствии с требованиями школы, предъявляемыми к современному учителю технологии и предпринимательства. Эти возможности состоят в разработке теоретико-методических основ развития этого качества личности будущих специалистов, повышении профессиональной направленности содержания начертательной геометрии, в применении проблемного метода обучения в профессионально-графической подготовке с учетом специфики творческого решения графических задач, интенсификации творческой деятельности по решению задач по начертательной геометрии.

2. Целенаправленное развитие творческих способностей студентов ФТП в процессе обучения начертательной геометрии должно проходить по двум основным направлениям: первое — развитие познавательной самостоятельности путем глубокого изучения понятий и закономерностей, изучаемых в данном курсевторое — развитие творческих способностей путем приобретения и обобщения опыта творческой деятельности.

3. В ходе диссертационной работы нами разработаны научно-методические основы развития творческих способностей будущих учителей технологии в процессе изучения начертательной геометрии в вузе, которые базируются на: усилении индивидуального подхода к обучениюиспользовании профессиональной прикладной направленности содержания начертательной геометрииединстве развития логического пространственного и творческого мышленияразвитии творческих способностях студентов в сочетании с формированием профессиональных способностей к преобразовательной педагогической деятельности в процессе обучения графическим дисциплинам в школеприменении проблемного метода обучения решению творческих графических задач.

4. Разработана и экспериментально проверена методика развития творческих способностей студентов ФТП на основе обучения их решению творческих задач по начертательной геометрии, которая строится в соответствии с основными аспектами целостности педагогического процесса, с деятельностиым, индивидуальным подходам и проблемным обучением.

5. Основным педагогическим условием эффективного развития рассматриваемых творческих способностей студентов ФТП вузов является творческая деятельность по решению задач начертательной геометрий, которая возможна при проблемном обучении о осмыслением и обобщением эвристических приемов и методов решений. Методика обучения начертательной геометрий должна сочетать аналитические методы и исследовательский поиск различных вариантов решения задач, в специально созданных проблемных ситуациях.

6. Структура образно-графических способностей включает в себя основные компоненты: учебные, специально-графические, познавательные, педагогические, интеллектуальные, исследовательские, творческие способности. В ее состав также входят наиболее важные качества мышления: активность, самостоятельность, наблюдательность, настойчивость и работоспособность. Связи взаимодействия структуры графических способностей имеют два вида: первый — иерархические связи развития, т. е. усложнение системы ее компонентоввторой! — функциональные связи взаимодействия и регуляции ее компонентов, обеспечивающих успешную деятельность по решению проблем начертательной геометрии. Иерархические и функциональные связи обеспечивают жизнедеятельность общего, специального и индивидуального (исходного) компонентов способностей. Ядром структуры графических способностей являются не только логическое и образное (пространственное) мышление, но и, прежде всего, прочная тесная связь их взаимодействия, чем достигается понимание учебного предмета и возможность сравнительно легкого оперирования геометрическими понятиями. Взаимодействие образного и логического является основой развития всех компонентов структуры графических способностей и, в.

180 первую очередь, творческого.

7. В результате анализа некоторых особенностей процесса решения задач по начертательной геометрии студентами ФТП нами выделены следующие его этапы:

• поисковые: анализ-синтез (I), осознание проблемы, анализ-синтез (2), созревание идеи, выдвижение гипотезы, построение образа в воображаемом пространстве — перекодирование пространственного образа;

• контрольные: анализ-синтез (3), вывод-коррекция, ретроспективный анализ, графические действия;

• выводные: вывод-синтез, вывод-новое значение, (частично) вывод-коррекция;

8. В результате проведенного исследования установлено, что эвристический поиск решения задач по начертательное геометрии зависит от уровня развития творческих способностей, а также от накопления опыта творческой деятельности. Уровни развития творческих способностей студентов ФТП соответствует следующим характеристикам процесса решения задач: первый уровень — решение развернуто на всех этапах по мере выработки той или иной гипотезы, последовательно анализируется каждый ее вариант;

Второй уровеньрешение приобретает более свернутый характер, выдвигается возможное количество гипотез с последующей логической проверкой их «в уме», затем выбирается наиболее рациональный вариант решениятретий уровень — решение предельно свернуто, сразу интуитивно выбирается наиболее короткое и оригинальное решение с привлечением широкой системы знаний.

9. Экспериментально подтверждено, что предложенный комплекс дидактических материалов, включающих творческие задачи по начертательной геометрии с практической направленностью применения в школе способствует глубокому и пробному усвоению графических.

181 знаний и умений, развитию творческих способностей, тем самым усиливая профессиональную готовность выпускников — будущих учителей технологии к работе в школе.

10. Результаты педагогического эксперимента полностью подтвердили исходную гипотезу исследования. Полученные результаты исследования методических основ развития творческих способностей будущих учителей технологии в процессе изучения начертательной геометрии могут быть использованы в научно — практических разработках и рекомендациях в области графических дисциплин и частных методик их преподавания в системе высшего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Проблемы педагогических умений в теории и практики высшего педагогического образования — М.: Советская педагогика, 1976, № 11 С.76−84.
  2. A.M. Формирование технического мышления в процессе решения технических задач. // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому техническому труду.- Свердловск: Свердловский педагогический институт, 1981. С.24−28.
  3. И.Н. Методические основы алгоритмизированного обучения графическим дисциплинам: Автореф. дисс.. докт. пед. наук-М.: 1995.-68с.
  4. Л.Н. Понятийный аппарат профессионально-графической подготовки учителя технологии Межвузовский сборник научных трудов. Москва 2001
  5. Л.Н. Профессионально графическая подготовка учителя в педагогическом вузе — М.: МПУ, 1998. 246с.
  6. С.А., Головкина Е. Ф., Матюхина М. В. «О формировании пространственных представлений на уроках черчения» Ж. «школа и производство" — 1962, № 11
  7. Л.Л. Начертательная геометрия (Приложение к учебно-методическим пособию). Издательство „Просвещение“ Москва 1969.
  8. П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя.- М: 1983.
  9. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  10. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Начала стереометрии, 10 /пробный учебник/. М., Просвещение, 1982, 191 с.
  11. Г. С. Творчество как точная наука. М.: „Советское радио“, 1979. 175 с.
  12. Г. С. Алгоритм изобретения. Московский рабочий, 2-е изд., 1973, 296 с.
  13. Н.Н. Индивидуальные творческие работы учащихся в обучении. Автореф.канд.дисс. М.: 1967. 20 с.
  14. О.С. Особенности мыслительных операций студентов в условиях схематических изображений. М.: Автореф.канд.дисс. 1984, 15 с. МГПИ.
  15. П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга. Вопросы психологии, 1966, № 3.
  16. Т.И. О взаимосвязи деятельности и способностей. Материалы Конференции по проблеме способностей (декабрь 1970 г.) под ред. В. А. Крутецкого, М., 1970, с.18−19.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
  18. А.М., Библер В. С., Кедров Б. М., Асратян Э. А. Анализ развивающегося понятия. М.: 1967.
  19. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Диссер. М.: 1973, 434 е.). Кн. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения).
  20. Ю.К. Повышение эффективности педагогических исследований, 1982.
  21. Ю.Я. Причинные сети и моделирование процессов. В кн.: Кибернетика. Мышление. Жизнь. М.: „Мысль“, 1964, С.40Э-402.
  22. Г. А. О психологическом содержании понятия „задача“.184
  23. М.: Вопросы психологии, 1970, № 6, с.75−85.
  24. С.П. Сущность процесса обучения, м.: Просвещение, 1981, 143 с.
  25. Г. И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения. М.: Советская педагогика, 1975, № 4, с.41−49.
  26. А.Л. Связь результатов учебной работы учащихсяс их умственными способностями. Ученые записки Татр.универ. Вып 563, 1982, с.135−142.
  27. М.С. О природе научного творчества. М.: Вопросы философии, 1966, № 6, с.131−142.
  28. Г., Малинин В. Привести методы обучения в соответствие с требованиями жизни /обзор материалов общего собрания АПН СССР 15−17 декабря 1976 г./. Ст. из, ж."Советская педагогика», 1977, № 7, с, 58−73.
  29. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения /сп.730 теория педагогики/. Автореф.док.дисс. М.- МГУ, 1968. 45 с.
  30. В.П. Опыт разработки критериев качества усвоения знаний учащимися. В сб.: Пятая всероссийская конференции по применению технических средств и программированному обучению М.: июнь 1969, симпозиум № 7.
  31. В.П. Каковы же наши принципиальные возможности Вестник высшей школы, 1965, № 9, с.46−50.
  32. Д.Б. Пути к творчеству. «Серия педагогика и психология», № Ю.-М.- «Знание», 1981,96 с.
  33. Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности. М.: Вопросы психологии, 1971, с.144−146
  34. Д.Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью. В сб. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: МГУ, 1975. 0.18−27.
  35. В.Ф. Система адаптивного контроля в препода вании начертательной геометрии. (Всесоюзная конференция по программированному обучению (31 мая 4 июня 1966 г. в г. Москве), Красноярск, 1966,26 с.
  36. В.М., Горобец Т. К., Смульсон МЛ. Использование эффективных стратегий в решении задач как показатель умственных способностей. Материалы Конференции по проблеме способностей (декабрь 1970 г.) под ред. В. А. Крутецкого, М., 1970, с.31−33.
  37. Эдвард Де Боно. Рождение новой идеи. (Перевод с английского. Под общей редакцией и с послесловием доктора психологических наук О.К.Тихомирова). М.: Мир, 1976, 138 с.
  38. А.Д. Методы исследований в частных дидактиках (на примере черчения). М.: Просвещение, 1964, 112 с.
  39. Дж. Процесс обучения (пер.с английского М. К. Тихомирова под ред.А.Р.Лурия). М.: 1962.
  40. A.B. Психология мышления и кибернетика. -М: 1970.
  41. A.B. Психология мышления и педагогическая практика. М.: Вопросы психологии, 1969, № 3, с. 11−14
  42. Г. Ф. Метод моделирования в курсе начертательной геометрии. В кн.: Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся. — (Труды научного семинара под ред.Н. Ф. Чеверухина, вып.-№.: Просвещение, 1964. — с. 160−179.
  43. Г. Ф. Динамический чертеж как средство развития творческой активности учащихся. В кн.: Новые технические средства обучения черчению. /Под ред.А. Д. Ботвинникова. М., Просвещение, 1967, с. 160−179.
  44. Г. Ф. Динамический чертеж как средство наглядного моделирования решения задач в курсе начертательной геометрии (в светепринципов программированного обучения). Дисс. канд.пед.наук. М.: 1964.186 243 с.
  45. Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения. М.: Советская педагогика, 1966,1 12, с.
  46. Н.Г. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. М.: Вопросы психологии, 1957, с.
  47. НЛ., А Л.Блох. О развитии логических и творческих способностей школьников при изучении математики. В кн.:"Заочное обучение математике школьников ХШ-Х классов". М&bdquo-1981 (обл. 1982), с.127−132.
  48. Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. Казань, 1967, 67 с. 54. Вилькеев Д. В. Роль гипотезы в обучении. М.: Советская педагогика, 1967,1 6, с.59−67.
  49. В.Н. Начертательная геометрия. •* Минск: Вышейшая школа, 1977. 368 с.
  50. Ю.Е. Глава «Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности» в кн. «Психологические исследования творческой деятельности» под ред.О.К, Тихомирова. М.: «Наука». 1975, 253 с. с.74−87.
  51. Войшвилло Е. К, К анализу развития знания. М-: Вопросы философии, 1971, № 8, с.95−106.
  52. И.П. Принципы изучения способностей в свете сновных идей книги Б.Г.Ананьева «Человек как предмет познания». М.: Материалы конференции по проблеме способностей (декабрь 1970). Под ред.А.Крутецкого, 1970, с.20−22.
  53. П.Д., Бушин В.С, В поисках оптимальной методики. М.: Вестник высшей школы, 1970, № 9, с.31−34.
  54. К.В. Зависимость усвоения учебных предметов от особенностей изучения систем исходных понятий. J1.: Авто-реф.канд.псих.наук, 1983, 54 с.
  55. Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.: изд. АШ РСФСР, 1956, с.
  56. П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа. М.: Вопросы психологии, 1957, № 6,с.58−69.
  57. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действии. С.236−277 в кн.: Исследованиямышления в советской психологии. М., Наука, 1966 /475 е./.
  58. A.A. Психоневрологический подход к изучению неспособностей к математике. Конференция по проблеме способностей. Тезисы докладов. Л.: издЛГУ, 1960, с.24−25.
  59. Дж. Три стороны интеллекта. В кн. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965,532 с.
  60. Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. В кн.: Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Казань, 1969, ч.1.
  61. Н.П. Обобщенность мыслительной деятельности как важный компонент способности. М.: Материалы конференции попроблеме способностей (декабрь 1970). Под ред. В. А. Крутецкого, 1970, с.80−83.
  62. В.В. Психологические закономерности формирования геометрических понятий (на материале разделов ортогональных проекций/. Автореферат. Киев: 1982, 24с.
  63. А.П. О формировании самоконтроля в учебно-познавательной деятельности студентов. В кн. Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень. 1981, с.96−101.
  64. Л.Л. Исследование мышления как решения задач. Дис. докт.псих.наук. М.: 1975, с. 418.
  65. К., Кречевский И. О процессе решения задач В кн.: Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, — 532 с.
  66. К. Психология продуктивного (творческого) мышления. В кн.: Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, — с.86−234.
  67. Н.И., Здот К. В., Сизова А. Г. Влияние научно-исследовательской работы на развитие творческой активности студентов. Известие Северо-Кавказского науч. центра высшей школы. Общественные науки, 1981, № 3, с.35−38
  68. В.П. Влияние конфигурации смысловой системы на время решения учебной задачи. В сб. Применение методов моделирования в дидактике. Хабаровск: 1976, III с, с.37−47,
  69. Советско-финский симпозиум с II по 17 октября 1982 г. Проблемы психологии творчества. М.: Вопросы психологии, 1983,№ I.
  70. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968, -175 с.
  71. JI.B. О предмете и методах дидактических исследований. М.: АПН РСФСР. 1962, 148 с.
  72. И.Д. Научно-педагогические проблемы содержания общего образования. М.: Советская педагогика, 1976, № 3, с.33−4
  73. И.Д. О предмете исследования и специфике частных методик. М.: Советская педагогика, 1981, № 8, с.92−98.
  74. И.Д. Основные направления совершенствования содержания учебных предметов. М.: Советская педагогика, 1979,4, с.66−72.
  75. X. Попытка структурного описания состояний проблемной ситуации в процессе ее решения. В сб. Кибернетика и проблемы обучения. М.: Прогресс, 1970, с.121−144.
  76. В.П., Мунипов В. М., Гордон В. М. Исследование визуального мышления. М.- Вопросы психологии, 1973, № 2,с.З-14.
  77. Н.К. Мыслительные процессы при формировании нового действия. Автореферат к.псих.н. М.: НИИ псих. АПН РСФСР, 1951, 19 с.
  78. В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии • научного творчества. В кн.: Научное творчество. Под ред. С. Р. Микулинского и М.ГЛрошевского. М.: Наука, 1969, с.78−84.
  79. Кабанова-Меллер ЕЛЬ Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение (АПН СССР, ин. психологи и), 1968, 288 с.
  80. З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении. М.: Советская педагогика, 1959, № 7.с.
  81. З.И. Некоторые приемы диагностики умственного развития в процессе обучения. В сб. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М.: изд. МГШ им. В.ИЛенина 1964, — с.89−91,
  82. З.И. Обучаемости и общие принципы методов ее диагностики. М.: Материалы конференции по проблеме способностей (декабрь 1970 г.). Под ред. В. А. Кпутецкого, 1970, с, 24−27.
  83. Калмыкова З. И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика. 1981, 200 с.
  84. Калошина И, П. Структура и механизмы творческой деятельности. (Нормативный подход). М.: Изд. МГУ, 1983, 168 с.
  85. И.П., Мельман Р. Я., Ряскина C.B. Формированиеобобщенных методов решения задач неалгоритмичсского типа.В сб. Управление познавательной деятельностью студентов. Саранск, 1979, с.4−13.
  86. И.Я. Формирование структуры пространственного мышления учащихся при решении математических задач. Автореферат дисс. К.п.н.-М.: 1978, с.
  87. М.П. Об итогах перехода на новое содержание общего образования. М.: Советская педагогика, 1976, № 3, с.24−3
  88. Л.Г. Научное творчество студентов (роль научно-исследовательокой работы в повышении качества подготовки специалистов). -М.: Изд. МГУ, 1982, НО с.
  89. ЮЗ.Киреенко В. И. Психология способностей, в изобразительной деятельности. М.: Изд. АШ РСФСР, 1959,304 с.
  90. A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971, 255 с.
  91. Г. С. Некоторые аспекты взаимосвязи обучения и умственного развития. М.: Советская педагогика, 1967, и 1, с.24−27.
  92. Котов И.И., .Амилнц Е. В., Осипов В. А. Сборник задач начертательной геометрии. М. Высшая школа, 1970. 192 с. с илл.
  93. Н.В. О стилях шахматного творчества. В сб. Вопросы психологии творчества. Саратов, 1968, с.61−88.
  94. В.А. К типологии школьников, малоспособных математике. В кн.: Вопросы психологии способностей школьников (под ред.В.А.Крутецкого). М.: Просвещение, 1964, с.5−62.
  95. В.А. О природе относительной неспособности школьников к математике и некоторых путях ее преодоления. В кн.: Вопросы психологии способностей школьников. (Под рсд.В.А.Крутец-кого). М.: Просвещение, 1964, с.63−100.
  96. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972, 255 с. на с.89−91.
  97. B.A. Проблема способностей в психологии.- М.: Знание, 1971,60 с.
  98. В.А. Психология математических способностей школьников. Автореферат док.п.н. M.: 1967, 36 с.
  99. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968, 432 с. 114. Кудрявцев Т, В. Внедрение принципа проблемности в обучение. М.: Просвещение, 1968, с.
  100. Т.Е. Итоги дискуссии и пути дальнейшей работ Вестник высшей школы. М., 1984, № 4, с.27−33.
  101. Т.В. О различных психологических условиях управления творческой деятельностью. В сб. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: Изд. МГУ, 1975, с.62−73.
  102. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975, 225 с.
  103. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников, J1.: 1967,36 с.
  104. Ю.Н. Эвристические методы в мыслительной деятельности и в обучении взрослых. Автореферат д.псих.н. J1.: 1971, 42 с.
  105. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970, 232 с.
  106. Ю.Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты. М.: Вопросы психологии, 1973, № I, с.48−57.
  107. Л.Н. О формировании у учащихся общего метода мыслительной деятельности при решении задач. М.: Вопросы психологии, 1959, № 3, с. 14−27.
  108. Н.Д. Аналитический и синтетический подход к изучению способностей. М.: Материалы конференции по проблеме способностей (декабрь 1970 г.). Под ред. В. А. Крутецкого, 1970, с.9−12.
  109. B.C., Росииа А, И., Космин В, С. Оценка начальной подготовленности студентов по инженерной графике. В кн.: Сборник научно-методических статей по начертательной геометрии и инженерной графике, вып.6. — М., 1978, с.42−44.
  110. Н.С. Возрастные и типологические предпосылки развития способностей. Автореферат к.пФих.н. М.: 1970,32.
  111. Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М.Теплова. М.: Вопросы психологии, 1966, № 5.
  112. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: 1971,
  113. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975,304 с.
  114. А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения. М.- Советская педагогика, 1946, № 1−2
  115. А.Н. О формировании способностей. Тезисы докладов на I съезде общества психологов. Вып.З. М.: 1959 (см. с. 144).
  116. И.Я. Критерии сложности познавательных задач, М.: Новые исследования в педагогических науках, Педагогика, 1970, № I.
  117. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения. М.: Советская педагогика, Просвещение, 1965, с.115−127.
  118. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. В кн. Научное творчество. М.: 1969, с.
  119. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980 (Новое в жизни, науке, технике, серия — педагогика и психология), № 3.
  120. Н.П. К вопросу о пространственном мышлении. В кн.: Вопросы психологии способностей школьников. Под ред. В. А. Крутешюго. М.: Просвещение, 1964, с.228−259.
  121. И.И. К теории построения учебного предмета.
  122. М: Советская педагогика, 1969, № 3, с.91−100.
  123. B.C. Формирование стратегии поиска аналогов как метод развития творческого мышления старшеклассников. Автореферат к.псих.н. Киев, 1983,22 с.
  124. О.В., Числов П. А. Задачник по начертательной геометрии. М.- Машиностроение, 1977, с. 103.
  125. .Ф. собенности познавательных процессов в условиях общения. М.: Психологический журнал, 1980, № 5, т.1,с.26−41.
  126. Лоповок Л. М, Сборник геометрических задач для 10 класса. Киев, Радянська школа, 1979, 95 с.
  127. Лук А. И. Творчество. М.: Наука и жизнь, изд. Правда, 1973, № I, с.76−80, № 2, с.79−83.
  128. А.Д. Взаимоотношение образных и вербальных компонентов мышления в процессах понимания. Автореферат псих.н. -М.: 1983,23 с.
  129. В.А. Зависимость характера речевого высказывания от постановки мыслительной задачи. Автореферат канд.пед. наук. МГЛУ им. В.ИЛенина, 1980, 16 с.
  130. A.M. Основные психологические модели проблемных ситуаций. В кн.: Основные подходы к моделированию психики и эвристическому программированию. М.: 1968.
  131. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975, 367.
  132. H.A. Проблемы «самоуправления» дознаватель ной деятельностью и развитие личности. В сб. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М.: МГУ, 1975, с.110−123.
  133. В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. М.: Знание, 1977,52 с.
  134. В.П. Результаты исследования информационных закономерностей в учебном процессе. В сб. Применение моделирования в дидактике. Хабаровск, 1976, с.59−104.
  135. В.П. Теория модели дидактического объекта. М. Вестник высшей школы, изд. Советская наука, 1970, № 9, с.21−26.
  136. В.Е. Взаимосвязь познавательных способностей и динамических черт характера. М.: Вопросы психологии, 1982, № 3. с.42−49.
  137. Н.В. Роль логических приемов мышления в решении творческих задач (на материале доказательства теорем по высшей математике). Автореферат к.п.н. М.: МГУ, 1981, 17 с.
  138. JI.A. Развитие пространственного воображения учащихся 1Х-Х классов средней школы в процессе обучения геометрии. Автореферат к.п.н. Киев, 1983, 24 с.
  139. Э.А. Смена гипотез в структуре эвристического поиска решения задачи. Материалы третьего Всесоюзного съезда общества психологов СССР. (Тезисы докладов). Киев, 9−12 мюля 1968 г, -М.: АПН СССР, 1968, разд.6, с.236−237.
  140. И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании. М.: Мысль, 1972, 277 с.
  141. В.А. Процесс понимания конструкторами условия творческой задачи. Материалы третьего Всесоюзного съезда общества психологов (тезисы докладов). Киев, 9−12 июля 1968 г. М.: 1968, т.1, с.237−239.
  142. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: общество «Знание» (Укр.ССР), 1978,47 Со
  143. В.Н. О связи склонностей и способностей. В сб. Склонности и способности. JI.: 1962, с.7−13.
  144. А., Шоу Дк., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления. В кн. Психология мышления. Сборник переводов с немецкого и английского. Под ред. и вст. статьей к.п.н. А.М.Матюшки-на. М.: Прогресс, 1965, с.500−530.
  145. Н.Ф. Структурное единство и синтез научно го знания в свете ленинских идей. М.: Вопросы философии, 1969,№ 10, 0.2840,
  146. Я.И. С структуре памяти как психологической функции. М.: Вопросы психологии, 1970, № 2, с. 132−136.
  147. A.B. О способностях и их развитии. Ст. в прилож. к ж. Народное образование. № 6, 1966, с.2−16.
  148. Общая психология. Под ред. А, В.Петровского. М.: Просвещение, 1970,411 с.
  149. Пиаже Жан* Роль действия в формировании мышления. (Фигуративнне и оперативные аспекты познавательной функции), -М.: Вопросы психология, 1965, № 6, с.33−51.
  150. П.И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980, 240 с.
  151. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972, гл. 1, П.
  152. К.К. В.И.Ленин и проблема способностей. М.: Советская педагогика, 1969, № 12,с. 18−27.
  153. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972, 312 с. Пойа Д. Как решать задачу. — М.: Учпедгиз, 1961, 2-изд., с. 207.
  154. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. Под ред. С. А. Янковской, изд.2-е, копр. ГЛ.: Наука, 1975,463 с.
  155. Д. Математическое открытие- Решение задач, основные понятия, изучение и преподавание. Изд. 2-е, стереот. -М.: 1976,448 с.
  156. Я.А. Проблемы психологии творчества. Автореферат докт.псих.н. М.: 1972,30 с.
  157. Я.А. Психология решения задач. М.: А13Н РСФСР, 1960, с,
  158. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976, с. 280.
  159. Я.А. Психология творческого мышления. Под ред.А. Н. Леонтьева. М.: АПН РСФСР, 1960, 352 с.
  160. Я.А. Развитие проблемы научного творчества в психологии. В кн.: Проблемы научного творчества в современной психологии. Под ред. М. Г. Ярошевского. М., Наука, 1971, с.46−150.
  161. Я.А. Фазы творчества неструктурные уровни его организации. М.: Вопросы психологии, 1982, I 2, с.5−13.
  162. Я.А. Центральное звено психологического механизма познавательной деятельности. В сб. Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. — М.: МГУ, 1975, с. 144−153.
  163. JI.B. Психологическое содержание и классификация пауз, возникающих в ходе решения технических задач. В сб. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.- 1972, № 1/5/, с.103−1 14.
  164. Л.М. Методическое пособие по выполнению сборочных чертежей. М., 1962. — 19 с. с черт.
  165. С.Л. О мышлении и путях его исследования. -М.: АПН СССР, 1958, с.
  166. С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946, с.
  167. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. М.: Вопросы психологии, 1960, № 3, с.3−14,156.
  168. С.Л. Проблема способностей и принципиальные вопросы психологической теории. Тезисы докладов на I съезде обществапсихологов. М.: 1959, вш. З, с. 138−140.
  169. H.H. Научно-методическое обоснование структуры и содержания учебного курса начертательной геометрии. В сб. Начертательная геометрия и инженерная графика. М.: Высшая школа, 1973, вып.1, с.23−28.
  170. H.A. Значение начертательной геометрии и сравнительная оценка главных ее методов. СПБ.: Типография Ю.Н.Зр-лихъ, 1902. — 96 о.
  171. Ю.А. Очерки психологии ума. /Особенности умственной деятельности школьников/. М.: АПН РСФСР, 1962.
  172. П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мо-тивационно-змоциональные аспекты. М.: Наука, 1975, 175 с.
  173. И.Н. Методика исследования поведения личности в группе при коллективном решении творческих задач. В сб.: Личность в психологическом эксперименте. М.: Изд. МГПИ им. В. И. Ленина, 1973, с, 94−115.
  174. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и самоорганизация личности. М.: Вопросы психологии, 1983, № 2, с.35−42.
  175. С.Ю., Семенов И. Н. Методологический анализ психологических подходов к проблеме формирования творческого мышления. В сб.: Философско-методологические аспекты гуманитарных наук. М., АН СССР, 1981, с.69−72.
  176. И.Н. Об одном приеме формирования решения творческих задач, В сб. Управление познавательной деятельностью студентов. -Саранск: Изд. Мордовский Гос.пед.инст. им. Н. П. Огарева, 1979, 146 с.
  177. И.Н. Опыт деятельного подхода к экспериментально-психологическому исследованию мышления на материале решения творческих задач. В кн. Методологические проблемы исследования деятельности. М.: ВНИИТЭ, 1976, с.148−188.
  178. И.Н. Системное исследование мышления в решении творческих задач. Автореферат канд.псих.наук. М.: Акад. наук СССР. Институт психологии, 1980. — 18 с.
  179. М.Н. Опыт построения целостной дидактической концепции. М.: Советская педагогика, 1981, № 8, с.136−138.
  180. Славская К. А, Детерминация процесса мышления. Б кн.: Исследование мышления в советской психологии-, М., Наука, 1966, с. 175−224.
  181. В.А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях. М.: Советская педагогика, 1978, № I, с.86−94.
  182. А.Б. Применение методов корреляционного анализа в педагогических исследованиях. В сб. Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. -Л.: 1973, вып.1, с.96−109.
  183. С.А. От интересов к способностям. -М.:3нание, 1968, 93 с.2Ю.Соловьев С. А. Рабочая тетрадь по начертательной геометрии. -М.: Ротопринт. МГЗПИ, 1977, 63 с.
  184. Сохор А. М- Логическая структура учебного материала. -М.: Педагогика, 1974, с.
  185. АМ. Методологические проблемы системно-структурного исследования учебного материала* Сообщение I. Учебный материал как структура. В сб. Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1972, вып.5 (ХУШ), с.39−44.
  186. А.М. Методологические проблемы системно-структурного исследования учебного материала. Сообщение П. Моделирование структуры учебного материала. Б сб. Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1972, вып.6 /XIV, с. 48−53.
  187. .С. Влияние уровня развития пространственногомышления на продуктивность решения задач начертательной геометрию Дисс. к.псих.н. М.: 1979 (защита 1980). Рук.И. С. Якиманская к.псих.н. АПН ССОР. 1979. 169 с.
  188. И.В. Проблемы и методы психологии творчества. В сб. Вопросы психологии творчества" Саратов: 1968, с.3−60.
  189. В.И. Исследование некоторых методов применения электрофицированных контролирующих устройств в преподавании основ курса «Начертательная геометрия в высшей школе: Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1971, — 15 с.
  190. Д.А. Постановка творческих задач в учебных предметах. В сб. Управление познавательной деятельностью студентов. Саранск: 1979, с.65−72.
  191. Д.А. Формирование приемов выделения продуктивных задач в процессе обучения. Автореферат к.п.н. М.: МГУ, 1981,20 с.
  192. Н.Ф. Методика составления обучающих программ. (Учеб.пособие), — М.:изд.МГУ. 1980,46 с.
  193. Талызина Н. Ф. Психологические основы управления усвоением знаний. Автореферат дисс.докт.псих.наук. М.: МГУ, 1969:42 с.
  194. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. и изд. МГУ, 1975, 232 с.
  195. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. Сер. „Педагогика и психология“, 1983, № 3. r М.: Знание 1983,96 с.
  196. Теория и практика педагогического эксперимента. Под ред.А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979, с.
  197. .М. Способности и одаренность. Ученые записки Госуд. научно-исследовательского института психологии. М.: изд. Гос. НИИпсихологии, 1941, т. П, с.3−56.
  198. В.А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задачи (эвристик). Автореферат к.п.н. (по псих.). М.:1. МГУ, 1967, 18 с.
  199. O.K., Райков B.C., Березанская H.A. Об одном исследовании мышления как деятельности личности. В кн.: Психологические исследования творческой деятельности под ред. О. К. Тихомирова. М.: Наука, 1975, 253 с. (201−204).
  200. Н.Ф. Сборник задач по начертательной геометрии в применении к различным областям науки и техники. М.:Машгиз, 1953, 280 с.
  201. Тюхтин В. С» Сущность отражения и теория информации. В кн. Кибернетика. Мышление, Жизнь. М.: Мысль, 1964, с.309−316.
  202. Е.В., Шапоринский С.А, 0 факторе сложности учебных производственно-технических задач. Сообщение П. М.: Новые исследования в педагогических науках, 1978, № 2, с.35−36,
  203. Г., Мадден Е. О «направленности» при решении задач. В кн. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, 532 с. (Сборник переводов).
  204. Ю., Рылов А. Лобовая атака. М.: ж."3нание-сила", изд. Знание, 1984, № 2, с. 17−18.
  205. К. Совершенствование методики обучения геометрическим преобразованиям в курсе стереометрии путем решения задач (с опорой на развитие пространственных представлений учащихся). Автореферат к.п.н. Киев: 1983, 24 с.
  206. Л.М. Воспитание культуры поиска решения задачи. (Материалы УП межвузовской научной конференции). Горький, 1971, с.
  207. Л.М. Дидактические основы применения задач в обучении. Автореферат докт.п.н. М.: МГУ, 1971, 54 с.
  208. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977, 200 с.
  209. Л.М. Пути разработки-педагогических теорий иих основные параметры. М.: Советская педагогика. 1977, № 3, с.53−60.
  210. С.А. Сборник задач по начертательной геометрии. М.: Машиностроение, 1980, 142 с.
  211. Фролов М. В, Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний. М.: Наука, 1972, с.128−132.
  212. Г. Ф. Формирование и развитие динамических пространственных представлений школьников на уроках черчения в 7 классе. Автореферат к.п.н. М.: МШИ им. В.ИЛенина, 1982,15 с.
  213. В.П. Формирование у старшеклассников обобщенных приемов решения математических задач (на материале геометрии). Автореферат к.п.н. Киев: НИИ пед. УССР, 1983, 23 с.
  214. Н.Ф. Теоретические основания начертательной геометрии (крнспект лекций) I часть. Мировоззренческие вопросы в преподавании геометрии. М.: МАИ, 1971, с.
  215. С.А. О сообщении готовых знаний при обучении. -М.: Советская педагогика, 1978, Ж 3, с.74−80.
  216. С.А. Проблема сложности учебных производственно-технических задач. М.: Новые исследования в педагогических науках, 1978, № 1, с.41−43.
  217. А.Э. Принцип или способ. М.: Вестник высшей школы, 1977, № 1, с.7−12.
  218. М.Т. Место и роль алгоритмов в процессе формирования обобщенных приемов решения позиционных задач. В сб. Програ*ммированное обучение, вып. 13, -Киев: Изд. объед. «Вища школа 1976, с, 31−34.
  219. М.Т. Исследование и разработка учебных проекционных задач (на материале обучения в средних специальных. учебных заведениях). Автореферат дис. канд. пе д. наук- М.- 1977, 16 с.
  220. И.Е. О количественных критериях качества усвоения знаний в раммированном обучении. В сб. Пятая Всероссийская конференция по денению технических средств и программированному обучению. (Москва, июнь, «г. Симпозиум. 7). М.: 1969, с. 106−115.
  221. А.Ф. Генезис творчества и закономерности его развития. М.: Вопросы психологии, 1983,2, с. 90−95.
  222. А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике Л .г ЛГУ, 1979, с,
  223. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.
  224. А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач. Автореферат докт.псих.н. Л.: ЛГУ, 1974,38 с.
  225. Э.Г. Понятие целостности в структуре научного знания. М.: Вопросы философии, 1970, № 12, с. 81−92.
  226. И.О. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980,240 с,
  227. И.С. Индивидуально-психологические различия в оперировании пространственными отношениями у школьников. М.: Вопросы психологии, 1976, № 3, с. 67−82.
  228. И.О. Образное мышление и его место в обучении. М. — Вопросы психология, 1968, № 12, с. 62- 71.
  229. И. Со 0 создании специальных психо-диагностических методик. М.: Материалы конференции по проблеме способностей (декабрь 1970 г.). Под ред. В. А. Крутецкого, 1970, с. 169−170.
  230. П.М. Технические способности и их изучение уучащихся. В кн. Вопросы психологии способностей школьников. Под ред.В. Л. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964, с. 203−207.
Заполнить форму текущей работой