Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Диалог с текстом в процессе подготовки учащихся к изложениям на уроках русского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ современных программ и учебников проводился с точки зрения ориентации на работу с текстом. Выявлено, что работа с текстом достаточно широко представлена во всех учебных пособиях и учебниках, однако задания к тексту не всегда направлены на осмысление его содержания. Обращаясь к достижениям современной герменевтики, молено рекомендовать в большей мере включать в систему работы с текстом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы использования диалога с текстом на уроках русского языка
    • 1. 1. Лингвистические основы диалога
    • 1. 2. Диалогичность в философии языка М.М. Бахтина
    • 1. 3. Школа диалога Дэвида Бома
    • 1. 4. Основные аспекты изучения текста
    • 1. 5. Особенности современной герменевтики — первоосновы диалога с текстом
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. Методические основы включения диалога с текстом в процесс подготовки учащихся к изложениям
    • 2. 1. Проблема обучения изложению в историческом аспекте
    • 2. 2. Особенности проведения изложений в старшей школе
    • 2. 3. Методы и приемы диалога с текстом
    • 2. 4. Анализ действующих учебников и программ по русскому языку для
  • 10−11 классов
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. Экспериментальная проверка эффективности предложенной системы использования диалога с текстом при подготовке учащихся к изложениям
    • 3. 1. Констатирующий эксперимент и его итоги
    • 3. 2. Отбор упражнений и заданий для герменевтического анализа текста
    • 3. 3. Проведение обучающего эксперимента и его результаты
  • Выводы

Диалог с текстом в процессе подготовки учащихся к изложениям на уроках русского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность нашего исследования обусловлена изменениями приоритетов образовательного процесса: в последнее десятилетие XX века прослеживалась тенденция рассматривать язык через речевую деятельностьучебными стандартами утверждалась необходимость коммуникативно-прагматической направленности школьного курса русского языка. Важнейшей целью модернизации образования является ориентация не только на усвоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В связи с более глубоким изучением механизмов речемыслительной деятельности в методике преподавания русского языка появилось понятие коммуникативной компетенции. В работах Е. С. Антоновой, М. Т. Баранова, Е. А. Быстровой, А. Д. Дейкиной, А. П. Еремеевой, П. Ф. Ивченкова, H.A. Ипполитовой, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженской, С. И. Львовой, В. Н. Мещерякова, Е. И. Никитиной, Т. М. Пахновой, Л. П. Федоренко и других методистов обоснована актуальность коммуникативного подхода, определены разделы школьного курса лингвистики, при изучении которых формируется коммуникативная компетенция — «способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию» [Быстрова: 134, 27]. Таким образом, коммуникативная компетенция намного шире понятия «развитие связной речи», она охватывает умения, связанные с теми видами речевой деятельности, которые объединены процедурами понимания: говорением, слушанием, чтением и письмом.

Одной из важных целей образования является «сохранение культуры, воспитание культурного человека, Читателя, умеющего понимать текст» [Граник: 58, 24]. На протяжении долгого времени Россия считалась самой читающей страной, однако исследования PISA* выявили, что умения PISA (Program for International Student Assessment) — Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. понимать и интерпретировать текст у современных учащихся находятся на невысоком уровне. А ведь именно способность осмысливать текст — это главная составляющая грамотности современного человека.

Существует особая наука герменевтика, которая традиционно считалась универсальным принципом истолкования литературных памятников. Современная энциклопедия называет предметом литературной и философской герменевтики интерпретацию, понимание. «Функция интерпретации состоит в том, чтобы научить, как следует понимать произведение искусства согласно его абсолютной художественной ценности. Инструментом интерпретации считается сознание воспринимающей произведение личности» [Цурганова: 70, 100]. В основу нашей методики положен герменевтический подход: вдумчивое чтение небольших текстов с подробным анализом интерпретативного характера, благодаря которому можно говорить о диалоге с текстом — «стремлении понять замысел автора, не навязывая ему себя, своего взгляда» [Пахнова: 141, 3]. Диалог — особый вид взаимодействия читателя и текста, общение, для которого характерны возникновение вопроса, вероятностное прогнозирование возможных ответов на него и дальнейшего содержания текста, появление установки. Обучение пониманию текста предполагает: развитие внимания к ключевым словам текстаформирование умения активно воспринимать текстовую информацию (видеть непонятное, задавать вопросы, прогнозировать содержание, проверять свои соображения, соотнося их с текстом) — установка на поиск главногопобуждение к размышлению над текстовыми смыслами с целью определения собственной нравственной позиции.

Именно в процессе диалога с текстом возникает та глубина понимания, которая обеспечивает не только высокий результат при написании изложения, но и влияет на процесс формированияязыковой личности.

Итак, диалог с текстом содействует духовно-нравственному развитию учащихся, формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций. Требование государственной программы формировать коммуникативную компетенцию учащихся рождает необходимость создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её- можно, если обращаться к образцовым текстам, организуя на уроке атмосферу свободного высказывания, обучения школьников участию в коммуникативных процессах, создаваемых за счет возможности обсудить, понять текст.

Выбор темы нашего исследования, его актуальность связаны также с тем, что разные формы государственной итоговой аттестации включают в себя опору на те умения и навыки, которые особенно успешно формируются в процессе подготовки к изложениям.

Применительно к экзамену в 9 классе подготовке к изложению уделяется должное внимание (особенно в последнее время), тогда как при работе в 10−11 классах учитель-словесник не располагает теми методическими рекомендациями, которые включают именно подготовку к изложениям в систему предэкзаменационной деятельности на уроках русского языка.

Изложение в большей степени, чем сочинение, способствует обогащению речи учащихся, потому что выявляет не только творческий потенциал школьников, но и умение слушать, запоминать, интерпретировать. Изложение предполагает ответный отклик ученика, определение личной «ценностной позиции» по отношению к авторскому пониманию проблемы.

Одним из приоритетных направлений современной методики русского языка является создание на уроке «развивающей речевой среды» (Л.П. Федоренко, Т.М. Пахнова) за счет погружения старшеклассников в мир текстов, изучения выразительной, духовной силы языка литературных образцов. Такая среда способствует развитию «чувства языка», внимательного и бережного отношения к слову, к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры.

Объектом данного диссертационного исследования является процесс обучения диалогу с текстом.

Предмет исследования составляет подготовка к изложению, в результате которой учащиеся овладевают умениями вести диалог с текстом на основе осуществления герменевтического подхода.

Гипотеза исследования. Эффективность работы по подготовке к изложению в старших классах повысится, если в процессе работы с текстом, служащим материалом для изложений, учить диалогу с текстом, рассредоточенно включая элементы герменевтического анализа не только в уроки по развитию речи, но и в каждый урок русского языка, что будет способствовать успешности формирования и развития коммуникативной, а также культуроведческой компетенций.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методику проведения диалога с текстом, основанную на герменевтическом анализе текста в процессе подготовки к изложению в старших классах.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:

— определить филологические, психолингвистические и методические предпосылки осуществления диалога с текстом при подготовке к изложениям на уроках русского языка;

— соотнести понятия «герменевтический подход» и «диалог с текстом» — определить круг теоретических сведений, связанных с диалогичностью текста;

— проанализировать состояние умений старшеклассников воспринимать и понимать текст;

— проанализировать, в какой мере у учащихся развиты способности к (диалогу;

— обосновать и апробировать методику подготовки к изложениям на основе диалога с текстом.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования.

— методы теоретического исследования — изучение и анализ филологической, лингвистической, методической, психологической и педагогической литературы, современных учебников русского языка, методических пособий с целью научного обоснования концепции работы;

— метод теоретических построений — формулирование гипотезы, определение теоретических основ, исходных положений исследования;

— метод эмпирического исследования — педагогическое наблюдение, опрос, диагностические и контрольные работы, изучение и обобщение результатов деятельности учителя и учащихсяобучающий эксперимент, анализ и обобщение полученных данных.

Теоретико-методическую и нормативную базу исследования составили следующие материалы: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, учебные стандарты по русскому языку, исследования психолого-педагогических и методических основ лингвистического образования (JI.C. Выготский, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, Ю. Н. Караулов, A.A. Леонтьев), работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам, связанным с изучением диалога (Н.Д. Арутюнова, М. М. Бахтин, В. В. Виноградов, Т. Г. Винокур, Б. М. Гаспаров, В. фон Гумбольдт, Е. А. Земская, Е. В. Падучева, A.A. Потебня, О. Б. Сиротинина, Ф. де Соссюр, Н. Ю. Шведова, JI.B. Щерба, Л.П. Якубинский), исследования зарубежных ученых по герменевтике (Х.Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикёр, М. Хайдеггер), научные исследования по методике подготовки и проведения изложений (П.О. Афанасьев, М. Т. Баранов, Ф. И. Буслаев, В. В. Голубков, П. Ф. Ивченков, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, H.A. Пленкин, А. Попов, Н. П. Соколов, И. И. Срезневский, Д. И. Тихомиров, К. Д. Ушинский, В. А. Флеров, В.М. Чистяков).

Научная новизна нашего исследования определяется тем, что:

— диалог с текстом воспринимается и как средство успешной подготовки к изложениям в старших классах, и в аспекте формирования языковой личности, её- ценностных ориентаций;

— герменевтический подход рассматривается не только применительно к урокам литературы, но и к урокам русского языка, что особенно актуально в старших классах, когда речь идет об интеграции этих курсов;

— определены критерии отбора текстовуточнена система заданий к тексту в процессе диалога с ним, их последовательность.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— дифференциации понятий «диалог с текстом» и «герменевтический анализ текста» ;

— определении целесообразности осуществления диалога с текстом при подготовке к изложениям в старших классах с целью формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций;

— корректировке теоретических основ герменевтического анализа текста в условиях школьного курса применительно к урокам русского языка в старших классах.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы:

— в практике преподавания русского языка в общеобразовательных школах, гимназиях;

— при подготовке выпускников основной общеобразовательной школы к итоговой аттестации, единому государственному экзамену;

— при чтении лекций по методике преподавания русского языка, при проведении практических занятий, спецкурсов по проблемам текста и коммуникативного подхода к преподаванию русского языка для студентов-филологов педагогических вузов.

Диссертационное исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2005 — 2006) включал определение основных педагогической и методической литературы, теоретическое обоснование темы исследованияопределение рабочей гипотезы, цели и задач исследования.

Второй этап (2006;2007) был посвящен проведению констатирующего эксперимента, анкетированию учащихся и студентов, которое позволило конкретизировать задачи исследования, уточнить гипотезу. Был осуществлен анализ учебников и программ по русскому языку для старших классов, отобран материал для обучающего эксперимента.

На третьем этапе (2007;2008) проводился обучающий эксперимент, систематизация и обобщение полученных результатов, намечались перспективы дальнейшей работы.

Апробация и внедрение материалов исследования осуществлялись в ходе опытного обучения. Основные положения и результаты работы обсуждались на аспирантских объединениях и заседаниях кафедры методики преподавания русского языка Ml ЛГУ, при проведении лекций и практических занятий со студентами филологического факультета МПГУ, на заседаниях методического объединения словесников ГОУ СОШ № 553 г. Москвы, а также в выступлениях на:

Всероссийской конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие», VI Кирилло-Мефодиевские чтения (17 мая 2005 года, Москва, МПГУ);

Межвузовской научно-практической конференции «Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития» (17−18 март 2006 года, Москва, МПГУ);

Всероссийской конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие», VII Кирилло-Мефодиевские чтения (17−18 мая 2006 года, Москва, МПГУ);

— V Всероссийской конференции молодых ученых (6−7 декабря 2006 года, Москва, МПГУ);

Всероссийской научно-методической конференции «Вопросы речевого развития учащихся в школе и вузе. К 85-летию со дня рождения В.Е. Мамушина» (1−2 февраля 2007 года, Иваново);

Всероссийской научно-практической конференции.

Совершенствование современных средств обучения и развития учащихся: научные концепции учебников и учебных пособий русского языка для общеобразовательных учреждений" (15−16 марта 2007 года, Москва, МПГУ);

— Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы лингвистики и современные проблемы преподавания русского языка и развития речи учащихся и студентов», памяти проф. Е. И. Никитиной (18 февраля 2008 года, Ульяновск);

— Всероссийской научно-практической конференции «Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиции отечественной методик: К 190-летиюсо дня рождения Ф.И. Буслаева» (20−21 марта 2008 года, Москва, МПГУ);

— VII Всероссийской конференции молодых ученых — филологов «Филологическая наука в XXI веке: взгляд молодых» (27−28 ноября 2008 года, Москва, МПГУ).

Достоверность исследования обеспечивается: опорой на достижения в области филологии, лингвистики, психологии, педагогики, методики русского языка;

— данными констатирующего и обучающего экспериментов, в которых участвовало 194 ученика 5−9 классов, 272 — 10−11 классов общеобразовательных школ г. Москвы- 60 студентов филологического факультета МПГУ и Ульяновского педагогического университета.

— оценкой полученных результатов, выявленной в ходе анализа работ;

— использованием данных материалов в 10 публикациях.

Положения, выносимые на защиту:

1. Построение многоаспектного процесса формирования умений интерпретировать текст на основе герменевтического подхода необходимо осуществлять во время диалога с текстом.

2. Система работы, ориентированная на проведение диалога с текстом, создает условия не только для совершенствования таких видов речевой деятельности, как слушание и чтение (что особенно актуально для современного ученика), но и способствует активизации интеллектуально-нравственной деятельности, что важно для процесса самопознания.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложение.

Результаты исследования позволяют утверждать, что диалог с текстом может быть введен в процесс обучения русскому языку в старших классах на основе метода «медленного чтения» и герменевтического анализа текста.

Анализ исследований в области лингвистики текста, современной герменевтики, осмысление психологии восприятия текста, что отражено в трудах психолингвистов, психологов, филологов, а также обращение к философии языка оказалось полезными для исследования методических проблем. Взаимодействие текста и личности происходит, прежде всего, посредством таких психических процессов, как восприятие, воспроизведение и порождение текста, которые опираются на мыслительную, речевую деятельность субъекта и тесно связаны с пониманием и интерпретацией текста, что невозможно без диалога читателя и текста.

Анализ современных программ и учебников проводился с точки зрения ориентации на работу с текстом. Выявлено, что работа с текстом достаточно широко представлена во всех учебных пособиях и учебниках, однако задания к тексту не всегда направлены на осмысление его содержания. Обращаясь к достижениям современной герменевтики, молено рекомендовать в большей мере включать в систему работы с текстом вопросы и задания, которые помогут ученику понять самого себя, определить свои ценностные позиции. Именно активизацшо процесса самопознания мы рассматриваем как важный результат использования методики подготовки к изложениям, включающей диалог с текстом.

Результаты опытного обучения подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что если в процессе работы с текстом, служащим материалом изложений, учить диалогу с текстом, рассредоточенно включая элементы герменевтического анализа не только в уроки по развитию речи, но и в каждый урок русского языка (что способствует успешности формирования и развития коммуникативной, а также культуроведческой компетенций), то эффективность работы по подготовке к изложению в старших классах повысится.

Разработанная в диссертационном исследовании система заданий, построенная на основе изучения главных положений современной герменевтики, оказала влияние на интересы учащихся, на их отношение к урокам русского языка, к творческим работам, на выбор художественных произведений при чтении. Все это мы рассматриваем как определенные достижения в процессе формирования школьника как языковой личности.

Использование диалога с текстом на основе герменевтического подхода при подготовке учащихся к изложению способствует развитию чувства языка, повышает интерес к чтению как одному из самых важных видов речевой деятельности.

В качестве дальнейшего развития основных положений исследования можно предложить следующие направления работы: больше внимания обратить на подготовку и проведение сжатого и выборочного изложений в старших классах. создать для учащихся профильных классов элективный курс на основе герменевтического анализа текста («Диалог с текстом на уроках русского языка»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное исследование связано с решением одной из актуальных методических проблем — формированием коммуникативной компетентности учащихся.

Поведенное исследование дает возможность сделать вывод, что именно в процессе диалога с текстом возникает та глубина понимания, которая обеспечивает не только высокий результат при написании изложения, но и влияет на процесс формированияязыковой личности.

Диалог с текстом содействует духовно-нравственному развитию учащихся, формированию коммуникативной и культуроведческой компетенций. Требование государственной программы формировать коммуникативную компетенцию учащихся рождает необходимость создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её- можно, если обращаться к образцовым текстам, организуя на уроке атмосферу свободного высказывания, обучения школьников участию в коммуникативных процессах, создаваемых за счет возможности обсудить, понять текст.

Исследование теоретических вопросов философии языка, психолингвистики и методического аспекта подготовки учащихся к изложению, опыт экспериментальной работы позволили выявить пути проведения диалога с текстом при подготовке учащихся к изложениям на уроках русского языка в 10−11 классе, разработать программу включения герменевтической работы с текстом при постепенной подготовке к изложению в каждый урок, предшествующий выполнению творческой работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.В. Использование изложений в процессе изучения морфологии в V-VII классах. Диссертация на соискание уч. степени кандидата пед. наук. М.: МПГУ, 2000. — 246 с.
  2. H.H., Баранов М. Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А. Обучающие изложения в 5 классе. М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. — 168 с.
  3. А.Д. Родной язык в средней школе (Опыт методики). 3-е издание. М.: Книгоиздательство «Школа», 1916. — 439 с.
  4. Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.-464 с.
  5. Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для 9 класса. М.: Вербум-М, 2002. — 112 с.
  6. Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи и мышления школьников для 9 класса. М.: Вербум-М, 2002. 64 с.
  7. Е.С. Тайна текста. // Русский язык в школе. 2000. № 5. С. 311.
  8. Е.В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Вербум-М, 2004. — 192 с.
  9. Р. Человеческая память и процесс обучения: перевод с английского. / Общая редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980−528 с.
  10. П.О. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по восьми отделам русского языка сметодическими пояснениями. М.: Издание бр. Башмаковых, 1914. -235 с.
  11. П.О. Методика русского языка в средней школе. Учебник для педагогических и учительских институтов. Изд. 2-е, испр. М.: Гос.уч.-пед. изд. Мин. Просвещ. РСФСР, 1947. — 268 с.
  12. В.В. Русский язык. 10−11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений филолог.профиля. 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2006. — 447 с.
  13. Л.Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник- Практикум. М.: Флинта: Наука, 2004.-496 с.
  14. Г. А. Урок обучающего изложения. // Русский язык в школе. 1958. №−3,-С. 39−42.
  15. М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  16. М.Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А. Обучающие изложения в VI классе. -М.: Учпедгиз, 1963. 125 с.
  17. М.Т., Ивченков П. Ф., Ладыженская Т. А., Напольнова Т. В. Обучающие изложения в 7−8 классах. М.: Просвещение, 1964. — 240 с.
  18. Е.А. Методика русского языка. Учебное пособие^ для студентов фак. рус.яз. и лит-ры пед.институтов. М.: Просвещение, 1974.-368 с.
  19. Л.Г. Русский язык. Стилистика. М.: Просвещение, 1978. — 255 с.
  20. К.Б., Истрина Е. С. Методика русского языка в средней школе. Учеб. для высш. учеб. завед. Изд. 3-е. М.: Гос. уч.-пед. изд., 1937. -307 с.
  21. М.М. Собрание сочинений, т. 5. Проблема текста- Проблема речевых жанров- 1961 год. Заметки комментарии. М.: Русские словари, 2000. — 159−361с.
  22. М.М. Собрание сочинений, т. 6. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Русские словари, Языки славянской культуры, 2002. — 799 с.
  23. М.М. (под маской) Марксизм и философия языка. М.: Лабиринт, 2000. — 640 с.
  24. О.М., Лукьянов С. А. Методика работы над изложением: авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста. -М.: Глобус, 2006. 176 с. (Уроки мастерства).
  25. С.П. Изложения в 5−8 классах. Пособие для учителя. М., Л.: Просвещение, 1965. — 222 с.
  26. В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста. — М.: Издательство московского университета. 1988. 124 с.
  27. B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М.: Прогресс. Гнозис, 1991. — 169 с.
  28. П.П. Память и мышление. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  29. С.М. Изложения с продолжением // Русский язык в школе. 2001. №−5.-С. 28.
  30. БолотноваН.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. 3-е, исправ. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2007. — 520 с.
  31. A.A. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 2005.336 с.
  32. М. Я и ты. М.: Высшая школа, 1993. — 173 с.
  33. Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Курцева З. И., Чиндилова О. В. Русский язык. 10-й класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. М.: Баласс, 2006. — 320 с.
  34. Р.Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Курцева З. И., Чиндилова О. В. Русский язык. 11-й класс. Учебник для общеобразовательного и профильного гуманитарного уровней. М.: Баласс, 2007. — 272 с.
  35. Ф.И. Преподавание отечественного языка: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. яз и лит.» / Сост. И. Ф. Протченко, JI.A. Ходякова/. М.: Просвещение, 1992. — 512 с.
  36. Н.С. Теория текста: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. — 280с.
  37. Вежбицкая Анна. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001. — 288 с. (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия).
  38. Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
  39. Л.А., Горчак А. Н. Сборник текстов для изложений (4−8 классы): Пособие для учителя. 2-е издание, перераб. М.: Просвещение, 1986. — 176 с.
  40. Г. О. Введение в изучение филологических наук. М.: Лабиринт, 2000.- 192 с.
  41. Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведении. М.: Наука, 1993. — 171 с.
  42. А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. 12-е изд. М.: Просвещение, 2006. — 350 с.
  43. Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006.-319 с.
  44. Л.С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 тг. — М.: Педагогика, 1982. Т.2. 361 с.
  45. JI.H. Учим слушать // Русский язык в школе. 2005. № 5. С. 8- 13.
  46. A.A., Гагаев П. А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. М.: Флинта: Наука, 2002.- 184 с.
  47. В.В. Теория и практика урока русского языка: Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). -М.: Московский лицей, 2002. 88 с.
  48. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философии герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704 с.
  49. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Едиториал УРСС, 2004. 144 с.
  50. Н.Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10−11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. 2-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2005. — 464 с.
  51. А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10−11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Дрофа, 2001. — 368 с.
  52. Г. Г., Бондаренко С. М. Русский язык: Синтаксис и пунктуация: Пособие для учащихся ст. классов и абитуриентов. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2002. — 416 с.
  53. Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М.: Педагогика, 1988.- 189 с.
  54. В. Фон Избранные труды по языкознанию. М.: ОАО ИГ «Прогресс», 2000. — 400 с.
  55. А.Д., Пахнова Т. М., Рыбченкова JI.M. Изложение с элементами сочинения аттестационная форма контроля // Русский язык в школе. 1996. № 6. — С. 103−109.
  56. А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
  57. А.Д. Подготовка к изложению как к экзаменационной работе // Русский язык в школе. 1994. № 1. С. 9−19.
  58. А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. 3-е изд. М.: Флинта, Наука, 2001.- 144 с.
  59. А. Д. Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. М.: Вербум-М, 2003. — 416 с.
  60. А. Д. Пахнова Т.М. Русский язык в старших классах. Практический курс. Программа. Методические рекомендации. М.: Вербум-М, 2001.-64 с.
  61. В.А. Изложения и сочинения в семилетней школе. М.- Л., АПН, 1946.-256 с. '
  62. А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка. Диссерт. в форме научного доклада на соискание уч. ст. доктора пед. наук.: Автореферат. М.: МПГУ, 1991. — 44 с.
  63. Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов // Известия АПН РСФСР. 1956. № 78. С. 141−250.
  64. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука. 1982. -159 с.
  65. Т.А., Малиновский A.A. Читаем стихи. Учимся чувствовать, понимать, анализировать. М.: Вербум-М, 2004. — 141 с.
  66. Г. А., Дручинина Г. П., Онипенко Н. К. Русский язык: От системы к тексту. 10 класс: Учеб. пособ. М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
  67. П.Ф. Обучающие изложения: 5−9 классы: Пособие для учителя. 2-е издание. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
  68. H.A. Совершенствование механизма речи школьников на уроках русского языка. //Русский язык в школе. 1995. № 3. С. 3−9.
  69. H.A. Текст в системе обучения русскому языку в школе. -М.: Флинта: Наука, 1998. 176 с.
  70. H.A., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи: учеб. / Под ред. H.A. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 440 с.
  71. О.М., Вишнякова О. В. Письменная речь: Учеб. пособие для учащихся 10−11 классов и абитуриентов. М.: Флинта: Наука, 1998. -256 с.
  72. В.И., Сергеева H.H., Соловейчик М. С., Новоселова JI.JI. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5−9 классы. М.: Просвещение. 1991. — 192 с.
  73. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2002. — 261 с.
  74. С.А. Изложения с перегруппировкой материала. // Русский язык в школе. 1996. № 3. С. 20−29.
  75. В.В. От концепта к тексту и обратно (к вопросу о психолингвистике текста) // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1998. № 1. -С. 54−55.
  76. Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика психология — когнитивная наука// Вопросы языкознания. 1994. № 4. -С. 3−10.
  77. И.И., Березовский Н. С., Бобровская Л. А., Стракевич М. М. Изложения в 5−8 классах (тексты и методические указания). М.: Просвещение, 1963. — 280 с.
  78. А.Е. Изложение на выпускном экзамене. 11 класс: Учебное пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 224 с.
  79. Купалов, а А. Ю. Язык и речь в школьном курсе родного языка. // Русский язык в школе. № 1. 1999. С. 27−33.
  80. Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  81. Т.А. Система упражнений по развитию связной речи. // Совершенствование методов обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1981. — 234 с.
  82. Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. М.: Флинта: Наука, 1998. — 136 с.
  83. Т.А., Баранов М. Т. Особенности языка ученических изложений. М.: Просвещение, 1965.- 165 с.
  84. A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М: Едиториал УРСС, 2003. — 312 с.
  85. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. М.: НПО МО ДЕК, 2001.- 448 с.
  86. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения. М.: Дрофа, 2003. -176 с.
  87. Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  88. Д.С. Концептосфера русского языка // Известия АПН СССР. Серия лит. и яз. 1993.Т.52.№- 1.-С. 3−10.
  89. Л. М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  90. Л. М. Слово и контекст //Русский язык в школе. 1974. № 1. -С. 89−86.
  91. Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства: Текст в тексте- К современному понятию текста- Семиотика культуры и понятие текста. С.-Пб.: Академический проект, 2002. — 544 с.
  92. В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2005.-560 с.
  93. М.Р. Русский язык в школе: История преподавания: Курс лекций для студентов педвузов и колледжей. М.: Вербум-М, 2007. -331 с.
  94. М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия" — Высшая школа, 1999.-272 с.
  95. М.Р. Языковое чутье как фактор обучения // Русская словесность. № 7. 2005. С. 43−49.
  96. С.И. Уроки словесности. 5−9 кл.: Пособ. для учителя. -М.: Дрофа, 1996.-416 с.
  97. С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания. // Русская словесность. 2004. № 3. С. 46−50.
  98. Л.К. Теория и методика обучения русскому языку. Практикум. Воронеж: ВПГУ, 2007. — 64 с.
  99. Е.В., Болдырева.И. Родным войти в родной язык. Учебное пособие. 10−11 класс. СПб.: САГА- Азбука-классика, 2005. -368.
  100. Е.В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учеб. пособие. СПб.: САГА, Азбука-классика. 2005. — 368 с.
  101. В.В. Традиции и современность: нарушенное равновесие // Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов. Минск: БГУ, 2000. — С. 123−137.
  102. Л.Ю. Понятие языковой системы в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. 1994. № 4. С. 3- 10.
  103. В.Е. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности. Дис. докт. пед. наук. Иваново, 1979.
  104. В.Е. О развитии умения совершенствовать текст. // Русский язык в школе. 1972. № 2. С. 32- 41.
  105. В.Е. Повторная работа над текстом изложения. // Русский язык в школе. 1973. № 2. С. 16−25.
  106. Ш. А. Филологическое комментирование как методический прием // русский язык в школе. 1992. № 2. С. 43−47.
  107. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /М.Т. Баранов, H.A. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов- Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2000, — 368 с.
  108. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Богуславская Н. Е., Капинос В. И., Купалова А. Ю. и др. Под ред. Ладыженской Т. А. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  109. Флинта: Наука, 2002. 272 с.
  110. В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004. — 280 с.
  111. Ц.Г., Розентретер Е. А. Сборник текстов для изложений с грамматическим заданием. Пособие для учителей пед. училищ. Издание 2-е, перераб и доп. М.: Просвещение, 1971. — 207 с.
  112. H.JI. Диалог с Истиной в 9 классе // Русский язык в школе. 2003. № 6. -С. 3−8.
  113. А.К. Основы риторики. 10−11 классы. М.: Дрофа, 2002. — 496 с.
  114. И.Д. Виды изложений и методика их проведения. Учебное пособие. Иваново: Издательство ИГУ, 2007. — 112 с.
  115. Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка. М.: Mill У, 1984. — 127 с.
  116. Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе. Материалы международной научно -практической конференции 15−16 марта 2001 г. //Сост.: проф. Дейкина А. Д., Ходякова Л. А. М.: МПГУ, 2003. — 231 с.
  117. Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста //Русский язык в школе. 2001. № 4. С. 19−21.
  118. Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005. — 461 с. (Элективные курсы).
  119. Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: методические рекомендации. М.: Дрофа, 2007. — 220 с. (Элективные курсы).
  120. Е.И. Связный текст на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1966. — 328 с.
  121. H.A. Филологический анализ текста: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 256 с.
  122. А. И. Семантика текста и её- формализация. М., 1983. -215 с.
  123. JI.A., Преображенский С. Ю. Ключевые слова и идейно-этическая структура стиха / Язык русской поэзии XX века. М., 1989. -С. 23−28.
  124. JI.A. Художественный текст и его анализ. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 304 с.
  125. О преподавании русского языка в восьмилетней школе по новой программе. / Под ред. В. А. Добромыслова и Г. П., Фирсова. М.: АПН, 1961.-208 с.
  126. Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. Быстровой Е. А. М.: Дрофа, 2004. — 240 с.
  127. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 386 с.
  128. Особенности оценивания изложений с элементами сочинения //Русский язык в школе. 1994. № 6. С. 110
  129. А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002. — 368 с.
  130. Т.М. Анализ текста и работа со словарем на уроке-зачете 8−9 классов. //Русский язык в школе. № 4. 1990. С. 16−23.
  131. Т.М. В пространстве текста // Русский язык в школе. № 1,2,3. 2008.
  132. Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку 9 11 кл. — М.: Вербум-М, 2003. — 262 с.
  133. Т.М. От анализа текста к изложению и сочинению. -М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  134. Т.М. Работа с текстом как форма проведения экзамена по русскому языку // Русский язык в школе. № 1. 1991. С. 7−15.
  135. Т.М. Развивающая среда как средство приобщения к культуре //Русский язык в школе. № 4. 2003. С. 8−16.
  136. Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом: дидактические материалы. М.: Айрис-пресс, 2006. — 240 с.
  137. Т.М. Художественный текст на уроках русского языка // Русский язык в школе. № 4- 5. 1993.
  138. Т.М., Трефилова Н. В. Уроки русского языка на основе учебника-практикума для старших классов: Методические материалы: 10 класс. М.: Вербум — М, 2006. — 119 с.
  139. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. М.: Флинта: Наука, 1998.-312 с.
  140. H.A. Изложения с языковым разбором текста. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1988. 207 с.
  141. H.A. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. Пособие для учителя. M.-JL: Просвещение, 1964.-224 с.
  142. H.A. Уроки развития речи 5−9 классы. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 208 с.
  143. H.A. Языковой анализ в работе над обучающим изложением. Автореферат дис. канд. пед. наук. М.: Просвещение, 1969.-20 с.
  144. Подшивалов, П.Ф., Стракевич М. М. Сборник текстов для изложений (4−8 классы): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1974, — 223 с.
  145. A.A. Мысль и язык. //Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. Под редакцией проф. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. — С. 51- 65.
  146. A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. — 614 с.
  147. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера и В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. — 816 с.
  148. Н.С., Напольнова Т. В. Сборник текстов для изложений в 4−8 классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.- 192 с.
  149. Работа по развитию речи на занятиях по русскому языку: Метод, рекомендации // МГТГУ, Шатова Е. Г. Москва. 1980. — 158 с.
  150. Развитие речи: Школьная риторика. 6 класс: Методические комментарии. Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1998. — С. 78.
  151. П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М.: Издательство Академический проект, 2008. — 695 с.
  152. Д.Э. Русский язык. 10−11 кл.: Учебное пособие ля общеобразоват. учреждений. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. — 384 с.
  153. Русские методисты-словесники в воспоминаниях / Сост. В. С. Баевский. М., 1969. С. 1−24.
  154. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс /авт.-сост. Т. М. Пахнова. -М.: Дрофа, 2001. 96 с.
  155. Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11 класс /авт.-сост. Т. М. Пахнова. -М.: Дрофа, 1999. 128 с.
  156. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. Отв. ред. И. В. Галактионова и Е. И. Литневская. 2-е изд. М.: Изд-во Московского университета, 2006. -560 с. (Московский университет — школе).
  157. М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / Сост. И. Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985. — 248 с.
  158. М.А. Изучение родного языка. М.: Гос. издат., 1921. — 104 с.
  159. М.А. Книга о языке. Очерки по изучению русского языка и стилистические упражнения. М.: Работник просвещения, 1925.-276 с.
  160. JI.M. Материалы для подготовки к экзаменационному изложению // Русский язык в школе. 1994. №−2.-С. 35−38
  161. Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. — 96 с.
  162. Свободные диктанты. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1967.-280 с.
  163. В.А. Диалог с поэтическим текстом на уроке словесности в гимназии // Русский язык в школе. 1995. № 5. С. 46−50.
  164. В. А. На пути к освоению коммуникативно ориентированного курса родного языка в школе // Русский язык в школе. 1998. № 4. С. 26 — 30.
  165. Синтаксис текста. Отв. ред. Г. А. Золотова. М., 1979. — 368 с.
  166. О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить. // Русский язык. 2007. № 23. С. 29−36.
  167. Н.И., Панов В. Н. Наиболее легкий путь к обучению грамоте и всестороннему развитию. 2-е издание. М.: Изд. Тов. И. Д. Сытина, 1913.-453 с.
  168. Н.П., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. Петроград. 1917. -231 с.
  169. Г. Я. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2002. -251 с.
  170. H.H. Изложение.без шпаргалки. М.: «Материк-альфа», 2004, — 152 с.
  171. Т.Н. Роль логоэпнстем в совершенствовании методики обучения изложениям в курсе русского языка 8−9 классов. Автореф. дис. на соискание уч. степени канд.пед.наук. Москва, 2007. — 16 с.
  172. Соссюр Ф де. Курс общей лингвистики. М.: Логос, 1999. — 567 с.
  173. И.А. Закономерности формирования самоконтроля в процессе письменной речевой деятельности школьников на уроках русского языка. Иваново: Ивановский гос. университет, 2006 — 220 с.
  174. А.И. Изложение и обучение слушанию // Русский язык в школе. 2001. № 6. С. 35 -38.
  175. Е.П. Обучение восприятию и созданию текста -процесс творческий // Русский язык в школе. 2001. № 6. С. 3−10.
  176. И.В. Художественные тексты для чтения, обсуждения и работы по русскому языку при подготовке к экзаменам. М.: Чистые пруды, 2007. — 32 с.
  177. М. Коллективные изложения в первом классе // Родной язык в школе. 1918. С. 214−216.
  178. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студентов высших пед.учеб.заведений. Под ред. Р. Б. Сабаткоева. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
  179. Д.И. Чему и как учить на уроках родного языка в начальной школе. Издание 10, исправленное. М., 1906. — 332 с.
  180. Текст на уроках русского языка: Тезисы докладов и выступлений участников научно-практической конференции (7−8 апреля 1994 г.). /Сост. М. Т. Баранов. М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. — 74 с.
  181. A.B. Методика русского языка в средней школе. Учебник для студентов пед.институтов. Изд. 3-е, переработ. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  182. М.Б. В мире парадоксов русского языка. М.: Русский язык. Курсы, 2006. — 160 с.
  183. Т.М. Лексико-стилистическая подготовка учащихся 7−10 классов к изложениям разных типов. Дис. на соискание канд.пед.наук. -М., 1985.-228 с.
  184. Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русского языка. — Курск. 1994. 205с.
  185. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. Учеб пособие для студентов. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  186. Е.К. Изложения с элементами сочинения 5−9 классы: книга для учителя. М.: Просвещение, 1998. — 144 с.
  187. И.Г. Сборник текстов для изложений в 4−6 классах. Издание 3-е, перераб. и доп. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972. — 175 с.
  188. Г. Ф. Русский язык. 10 кл. Орфография и морфология: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. 3-е изд., исправ. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и образование», 2006. — 320 с.
  189. Г. Ф. Русский язык. 11 кл. Синтаксис простого и сложного предложения: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. 2-е изд., исправ. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс: ООО «Издательство «Мир и образование», 2006. — 288 с.
  190. Л.А. Живопись на уроках. русского языка: Теория и методические разработки уроков. М.: Флинта: Наука, 2000. — 352 с.
  191. Хрестоматия по методике русского языка. Организация процесса по русскому языку в школе. /Сост. Б. Т. Панов, Л. Б. Яковлева. М.: Просвещение, 1991. — 272 с.
  192. Т.И. Использование художественного текста в целях языкового и нравственного развития учащихся // Русский язык в школе. № 3. 1995. С. 9−15.
  193. Н.М. Лингвистический анализ текста. Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 2002. 224 с.
  194. Н.М. О лингвистическом анализе и комментировании художественного текста //Анализ художественного текста. Вып. 1., М., 1975.-С. 1−27.
  195. Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.: Просвещение, 1986. — 175 с.
  196. С.А. Понимание текстов как результат решения учебных филологических задач: автореф. дис. на соискание ученой степени кандидата псих. наук. М., 2006
  197. В.П. Сочинения. М.: Товарищество типографии А. И. Мамонтова, 1897.-400 с.
  198. Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
  199. Л.В. Опыты лингвистического толкования стихотворений // Избранные работы по русскому языку. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 97−109 .
  200. И.В. Учимся писать изложение с творческим заданием.- М.: Школьная Пресса, 2005. 64 с.
  201. П.П. О диалогической речи. М.: Русская речь, 1923.- 134 с.
Заполнить форму текущей работой