Деятельностный подход в структуре изучения темы, включающей несколько уроков
Реализация деятельностного метода этого уровня осуществляется в развивающей системе Элъконина — Давыдова. Дидактическими единицами в данной системе является постановка и решение учебной задачи, на что отводится несколько уроков. На первом «постановочном», или «вводном», уроке осуществляется постановка проблемы, на последующих — ее решение и действия по практическому освоению нового способа… Читать ещё >
Деятельностный подход в структуре изучения темы, включающей несколько уроков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деятельностный метод может быть реализован не только через специальную организацию урока. В некоторых случаях цепочка «учебная цель — действия по достижению цели — работа с полученным результатом, оценка» может охватывать несколько уроков.
Реализация деятельностного метода этого уровня осуществляется в развивающей системе Элъконина — Давыдова. Дидактическими единицами в данной системе является постановка и решение учебной задачи, на что отводится несколько уроков. На первом «постановочном», или «вводном», уроке осуществляется постановка проблемы, на последующих — ее решение и действия по практическому освоению нового способа познания мира. (Напомним, что учебная задача в этой системе направлена на поиск нового способа познания окружающего мира.).
Технология реализации деятельностного метода в «Окружающем мире» в развивающей системе Эльконина — Давыдова включает следующие этапы (на примере темы «Открытие способа построения и чтения изолиний на картосхемах», III класс, автор А. Воронцов, Е. Чудинова).
Первый этап — демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом, или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу.
Рассмотрим примеры организации этой части урока на материале темы.
Второй этап — самооценка детей, здесь дети должны оценить степень своего владения старыми способами прежде, чем перейти к новому. Форма организации этого момента урока — дело учителя. Лучше, если дети оценивают себя в письменной форме, потому что это позволяет: а) учителю впоследствии более внимательно поработать с самооценкой каждого ребенка; б) ребенку впоследствии оценить отношение к своему прошлому взгляду на вещи.
Приводим пример этой части урока.
Учитель просит детей оценить, как они владеют разными способами. Это лучше сделать в привычной для детей форме самооценки (в виде лесенок или линеечек) по каждому способу отдельно (чтение справочника, наблюдение, спрашивание). Учитель рисует на доске линеечку, обозначая символом тот способ действий, который оценивается (например, «книга» — «прочитать в книге, посмотреть в справочнике»), рассказывает детям, что «на самом верху линеечки — человек, который может в книге найти ответ на любой вопрос, а внизу — человек, который ни на один вопрос ответа в книге найти не может». Дети рисуют такие же линеечки у себя в тетрадях и обозначают на этой линеечке себя.
Пройдя между партами, учитель подводит «итог».
У: Я вижу, что большинство ребят считает, что они уже хорошо научились наблюдать, спрашивать, находить ответы в справочнике.
Третий этап — постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом.
Четвертый этап — открытие нового способа. Для обозначения высот на картах дети предлагают записать высоту холма числом, прорисовать вид с боку, обозначить высоту цветом и пр. В ходе работы дети подводятся к открытию способа изолиний для обозначения рельефа местности. Этот этап может быть реализован в рамках специального урока.
Пятый этап — практическое усвоение нового способа (чтения изолиний). Способ изолиний переносится и на обозначение других характеристик окружающего мира — обозначение температур, влажности и др., т. е. становится общим для целого ряда изучаемых объектов и явлений. На это отводится несколько последующих уроков.
В Образовательной программе «Перспектива» изучение каждой темы, которая охватывает несколько уроков, предлагается строить по следующей схеме (схема взята из технологической карты):
- 1) мотивация к деятельности (в технологической карте изучения темы это выражается в организации проблемной ситуации);
- 2) учебно-познавательная деятельность (изучение разделов темы в рамках уроков);
- 3) интеллектуально преобразующая деятельность (сделать игрушку для друга, собрать букет для мамы и др.);
- 4) оценка результатов деятельности.
Как видим, и в том, и в другом случае учебный процесс начинается с мотивации школьников к учебной деятельности путем организации проблемной ситуации. Из проблемной ситуации вытекает цель познания (учебная задача), которая решается с участием школьников в рамках последующих уроков.