Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе анализа научной литературы мы выявили, что мыслительная деятельность в изобразительном творчестве имеет ряд специфических особеностей, что позволяет выделить ее в особый вид — художественное мышление, сущность которого заключается в активном оперировании образами внешнего мира па уровне языка изобразительного искусства, а именно в преобразовании, сопоставлении, соотнесении, переработке… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы проблемы развития художественно-образного мышления учащихся в процессе обучения тема тическому рисунку
    • 1. 1. Теоретические аспекты проблемы развития художественно-образного мышления
    • 1. 2. Возрастные особенности развития художественно-образного мышления учащихся
  • 4−5 классов. w 1.3. Методические основы развития художественно-образного мышления учащихся

4−5 классов в процессе обучения тематическому рисоваиию.50 1.4. Определение критериев оценки художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста па уроках тематического рисования.

Глава 2. Экспериментальное исследование и методика развития художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов на уроках тематического рисования.

2.1. Изучение особенностей художественно-образного мышления учащихся в процессе создания тематического рисунка.

2.2. Экспериментальное исследование формирова! 1ия художествен но-образ! юго мышления у учащихся младшего подросткового возраста.

2.3. Методика развития художественнообразного мышления в обучении учащихся 4−5 классов тема тическому рисованию.

Развитие художественно-образного мышления учащихся 4-5 классов на уроках тематического рисования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность.

Современные тенденции развития общества предъявляют школе ряд требований, одним из которых является формирование творческой активности ее выпускников. В связи с этим, возникает задача — создать наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления учащихся.

Важное место в данном аспекте занимают предметы художественно-эстетического цикла. Именно им принадлежит основная роль в формировании творческих способностей ребенка, которые, в конечном счете, являются обязательным условием успешного осуществления любого вида деятельности. Уроки изобразительного искусства решают целый ряд специфических задач, связанных с эстетическими возможностями искусства, что позволяет школьнику сформировать понятия и представления об окружающем мире через собственную художественно-творческую деятельность. Являясь источником познания и формирования мировоззрения, изобразительная деятельность учащихся, в которой взаимосвязаны и взаимообусловлены все интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы, всесторонне воздействует на становление личности. На наш взгляд гармоничному развитию всех этих процессов способствует творческая деятельность учащегося на уроках тематического рисования.

В отличие от других видов изобразительной деятельности, тематическое рисование в наибольшей степени требует проявления индивидуального творчества и позволяет подвести учен и ка космыслениюжизиепныхсобытий и явлений, пониманию отношений между людьми. Тема дает возможность школьнику использовать широкую палитру эмоциональных оцснокдля передачи собственного отношения к изображаемому, что с одной стороны способствует совершенствованию содержательных качеств эмоциональной сферы. С другой стороны — пониманию языка изобразительного искусства.

Основным компонентом творческой деятельности на уроке тематического рисования является художественно-образное мышление, в результате которого, путем преобразования материала восприятия или имеющихся представлений, с помощью воображения, создаются новые субъективные образы на языке изобразительного искусства. Однако его развитие может осуществляться только в творческой деятельности, специально организованной учителем в процессе обучения.

В ходе изучения проблемы развития мышления нами были рассмотрены труды психологов Р. Арнхейма, З. В. Денисовой, А. Н. Леонтьева, CJI. Ру бинштейна, Б. М. Теплова, Я, А Пономарева, B.C. Ротенберга, Л. И. Шрагиной,.

И.С. Якиманской и других. В исследованиях подчеркивается, что основным признаком мыслительной деятельности является результат, достигаемый вследствие творческой деятельности, как внутреннего характера (принятия решения, построения и формулирование вывода, и т. д.), так и внешнего (создание картины, разработка творческой аналогии и т. д.).

Обобщение трудов, посвященных возрастной и педагогической психологии ПЛ. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е.Н. Кабаповой-Меллер, Б. Л. Ливер, Н. С. Лейтеса, Д. Б. Элькошша позволило нам прийти к выводу, что в осуществлении педагогического руководства по развитию творческого мышления учащихся наибольшее внимание должно быть направлено па учет особенностей возраста и ин тересов учащихся.

В ряде работ, посвященных детскому изобразительному творчеству (Г.Б. Батоев, Е. И. Игнатьев, B.C. Кузин, К.В. Шорохов) отмечается, что в ходе изобразительной деятельности по созданию тематического рисунка, мыслительные процессы у учащихся разного возраста имеют свою специфику.

Как показали исследования Е. И. Игнатьева, основные тенденции возрастного развития заключаются в росте знаний, практических умений и навыков, а также в качестве восприятия, что имеет непосредственное влияние на процесс и результат изобразительной деятельности. Особый интерес в этой связи представляет этап перехода от младшего школьного возраст, а к подростковому.

В трудах известных российских и зарубежных исследователей I I.C. Боголюбова, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, Б. Эдварде отмечается, что в данный период происходят наиболее существенные изменения в психическом развитии ребенка, которые оказывают воздействие и на творчество в изобразительной сфере. Интенсивное развитие мышления ребенка этого возраста, его критичность и стремление к точности в передаче объектов действительности приводит к противоречию между егореальными возможностями и теми требованиями, которые он предъявляет к своим рисункам. Это часто приводит к снижению творческой активности в области изобразительной деятельности.

В свете исследуемых вопросов проблемы развития художественно-образного мышления учащихся на уроках тематического рисования, нами был рассмотрен также ряд современных диссертационных исследований, в которых затрагиваются пути совершенствования процесса обучения изобразительному пасусству и поднимаются вопросы повышения эффективности обучения (Л.Л. Голуб, А. А. Милюков, Л. Г). Рылова, А. С. Хабибова, Л. А. Харламова и др.) детей подросткового возраста. Современные исследования значительно расширили и углубили общие представлении о закономерностях развития образного мышления учащихся.

Однако в них специально не затрагивается вопрос развития художествен но-образного мышления учащихся, находящихся па стадии перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

В тоже время анализ практики обучения показывает, что из-за отсутствия научно обоснованной методики гармоничного развития художественно-образного мышления учащихся данного возраста в ходе обучения на уроках тематического рисования происходит нарушение взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных процессов. Школе>ники 4−5 классов в процессе практической деятельности используют узкий круг представлений, еще не достаточно совершенно владеют знаниями по композиции, по цветоведению, что в конечном итоге влияет па осуществление самостоятельной поисковой деятельности в решении тематического рисунка.

В результате этого страдает общее качество художественного образования школьников, что в дальнейшем ведет к угасанию интереса к изобразительной деятельности и отрицательно сказывается как па эстетическом воспитании современной молодежи, так и па развитии ее творческого потенциала.

Нерешенность данной проблемы в методическом ключе указывает на ее актуальность.

Цель исследования заключается в научном обосновании разработке и экспериментальной проверке методической системы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста (4−5 классов) в процессе обучения тематическому рисованию.

Объект исследования — художественно-творческая деятельность учащихся 4−5 класса па уроке тематического рисования.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов на уроках тематического рисования.

Гипотезой исследования послужило предположение, что если в ходе обучения на уроках тематического рисования у учащихся 4−5 классов активизация поисковой деятельности будет осуществляться за счет использования системы художественно-творческих заданий, включающих в себя упражнения па овладение операциями преобразования, изменения, комбинирования, акцент в которых сделан па различное эмоциональное отношение к изображаемому, то будут созданы благоприятные условия для развития художественно-образного мышления и повышения творческой активности школьников младшего подросткового возраста.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

1. Изучить современное состояние проблемы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста па уроках тематического рисования.

2. Выявить наиболее эффективные педагогические приемы, способствующие развитию художественно-образного мышления на уроке тематического рисования.

3. Установить возрастные особенности и определить уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов па уроках тематического рисования.

4. Разработать, научно обоснова л) и экспериментально проверить методику обучения тематическому рисованию учащихся 4−5 юшссов, способствующую развитию художсствс111 ю-образ1 юго м ы iiijici шя.

Методологической и теоретической основой исследования являются: положения философии, психологии и педагогики, раскрывающие вопросы художественного творчества в изобразительном искусстве и специфику7 художественно-образного мышленияположения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личностилитература по методике преподавания изобразительного искусства.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

2. Изучение педагогического опыта по организации работы учащихся на уроках тематического рисования и анализ действующих и экспериментальных программ по изобразится ы юму искусству;

3. Разработка и апробация экспериментальной программы по развитию художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов на уроках тематического рисования;

4. Изучение и оценка работ учащихся, полученных в результате практической и экспериментальной работы;

5. Анализ и обобщение результатов эксперимента.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1999 по 2003гг. включительно.

Первый этап (1999;2000гг.) включал в себя: теоретическое изучение проблемы исследованияопределение целей и задач исследованиянаблюдение за характером творческой деятельности учащихся младшего школьного и подросткового возраста на уроках изобразительного искусстваразработка критериев оценки и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4−5 класса на уроках тематического рисования.

Второй этап (2000;2001гг.) включал в себя: дальнейшее изучение и* обобщение теоретического материала по проблеме исследованияразработка программы формирующего эксперимента по развитию художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования и его проведение. Третий этап (2001—2003it.) включал: продолжение экспериментальной работыанализ результатов опытно-эксперимептальпой работыобобщение и систематизация теоретического и экспериментального материала.

Научная новизна исследования заключается в решении ряда задач, направленных на развитие художественно' 9 образного мышления учащихся па' уроках тематического рисования. Она определяется тем, что:

1. Выявлены особенности в развитии художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста па уроках тематического рисования.

2. Определены психолого-педагогическпе условия, способствуют! ie разы пню художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов в процессе работы над тематическим рисунком.

3. Разработана и экспериментально проверена методика развития художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов на уроках тематического рисования.

Теоретическая значимость. Значение полученных результатов для науки определяется тем, что путем выявления способов развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста, внесен вклад в решение общей проблемы развития творческого мышления учащихся в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики развития художественно-образного мышления учащихся, основанной па учете возрастных особенностей учащихся 4−5 классовна подборе творческих заданий и упражнений, направленных на взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных процессов и позволяющих осуществить работу по коррекции недостатков исходного уровня сформированное&tradeхудожественно-образного мышления учащихся в процессе художественно-творческой деятельности на уроках тематического рисования.

Полученные результаты и выводы исследования могут бытьиспользованы в организации процесса обучения на уроках тематического рисования в общеобразовательных школах, при разработке учебных программ и пособий, мопт служить материалом для дальнейших научно-практических разработок.

Достоверность полученных результатов исследования базируется па теоретических положениях психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства, подтверждается данными экспериментов, проведенных в условиях общеобразовательной школы, объективным анализом исходных и конечных результатов исследования, проверкой эффективности предложенных психолого-педагогических условий обучения учащихся на уроках тематического рисования.

Апробация работы. Материалы и результаты исследования периодически анализировались на кафедре методики преподавания ИЗО и черчения МПГУ. Экспериментальная работа с учащимися проводилась па базе общеобразовательной школы N 659 г. Москвы.

Проведенное исследование позволило вынести на защиту следующие положения:

1. Выделенные психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования.

2. Выявленные возрастные особенности и уровни развития художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов.

3. Модель методической системы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста на уроках тематического рисования.

Теоретическое и экспериментальное решение проблемы определило структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вошли: экспериментальная программа, образны детских рисунков.

Заключение

.

В исследовании нами была предпринята попытка выявить наиболее благоприятные условия, способствующие развитию художественно-образного мышления учащихся 4−5 классов в процессе обучения тематическому рисованию.

В ходе анализа научной литературы мы выявили, что мыслительная деятельность в изобразительном творчестве имеет ряд специфических особеностей, что позволяет выделить ее в особый вид — художественное мышление, сущность которого заключается в активном оперировании образами внешнего мира па уровне языка изобразительного искусства, а именно в преобразовании, сопоставлении, соотнесении, переработке и порождении на их основе новых образов, с целыо творческого решения изобразитсяы юй задачи. Такими образом, содержание художественного произведения определяется мировоззрением художника, его идеями, взглядами, сформированными в результате познания окружающего мира. Данный процесс осуществляется на двух уровнях: на чувственном, что способствует поиск)' мотивов для творчества, и рациональном, что позволяет соотносить воспринимаемое со средствами искусства. Важной отличительной чертой художественно-образного мышления является личностно-эмо1 цю! пшы юе oti ioiiici ше к объекту 11 031 iai шя.

В ходе проведенного анализа мы определили, что художественно-образное мышление учащихся на уроке тематического рисования представляет собой деятельность, в результате которой, путем преобразования материала восприятия или имеющихся представлений, с помощью воображения, создаются новые образы па языке изобразительного искусства.

Опираясь па данные позиции, нами были рассмотрены вопросы развития художественно-образного мышления учащихся младшего подросткового возраста. В методике преподавания изобразительного искусства до сих пор остается актуальной проблема снижения интереса к изобразительному творчеству учащихся подросткового возраста. Изучение исследований по псхологии и физиологии показало, что специфической чертой развития мышления учащегося данного возраста является преобладание роли абстрактно-логической (рациональной) стороны, что способствует росту знаний, * умений и навыков.

Однако, в сфере изобразительной деятельности преобладание аналитических компонентов мышления у учащихся выражается в снижении эмоциональной активности и появлением критического отношения к изображаемому. Данное обстоятельство подводит пас к вопросу о продуманной организации обучения учащихся этого возраста, поскольку', как нами было отмечено ранее, в творческом процессе % необходимо активное взаимодействие как эмоциональных, так и рациональных сторон мышления.

Мы пришли к заключению, что в отличие от других видов изобразительной деятельности, уроки тематического рисования обладают наибольшими возможностями для развития художественно-образного мышления. В ходе анализа трудов по психологии творчества были определены наиболее важные komhoiici 1ты художестветпю-творческой деятслыюсти художт 111 ка. В результате, в качестве обучет 11 ui уч, а пц гхся на уроках тематического рисования нами была взята система, состоящая из следующих этапов: подготовительного, поискового и этапа реализации.

Для определения характера художественно-образного мышления в творческой деятельности на уроках тематического рисования памп были разработаны критерии оценки. Проведенное экспериментальное исследование показало, что процесс раооты над тематическим рисунком сопровождается определенными трудностями для учеников: неумением самостоятельно ставить проблемы, находить темы и варианты решения. Это обстоятельство мы связываем с недостатком композиционных знаний и практических умений.

Таким образом мы предположили, что основным условием для развития художественно-образного мышления на уроке тематического рисования должны быть специально * разработанные упражнения, на овладение операциями преобразования, изменения, комбинирования, акцент в которых сделан на различное эмоциональное отношение к изображаемому. На основе данного предположения была продуманна методика обучения. В применяемых задаиияхи упражнениях па формирующем этапе эксперимента были отработаны методы обучения и выявлены наиболее благоприятные условия для развития художественно-образного Ь, мышления на уроках тематического рисования:

— знание и учет психологических особенностей развития художественно-образного мышления,.

— организацию работы на уроке с учетом специфики изобразительной деятельности учащихся младшего подросткового возраста,.

— исследовательская работа учащихся на уроках тематического рисования, направленная на поиск выразительного композиционного решения,.

— активное освоение знаний на основе практики их применения,.

— активизация воображения и эмоций учеников,.

— оказание помощи учащися с низким уровнем развития художествен но-образ! юго м ышлеппя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авсиян OA Натура и рисоши ше по представлению: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1985. — 152 с.
  2. В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Совет-ский художник, 1968. — 288 с.
  3. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобрета-тельских задач. Новосибирск: Наука, 1986.
  4. М. Композиция в живописи (исторический очерк). М.-Л.: Искусство, 1940. — 140 с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338 с.
  6. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное Развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 334 с.
  7. В.А. Психологический диагноз в практике общения. //Вестник психосоциальной и коррекционно-рсабилитационной рабо- ты. Консорциум «Социальное здоровье России».- М., 1996. N 2. — с. 31−44.
  8. А. Художественное мышление как категория эстетики. //Художник. М., 1981.-N 1.-е. 42−43, 54−55.
  9. Н.Н. Основы рисования. М.: Стройиздат, 1977. -168 с.
  10. Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: 11рометей, 1994. — 352 с.
  11. Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. с англ., М.: Прогресс, 1974. 393 с.
  12. . Рисование для детей младшего и среднего возраста. изд. 2-е. /Нер. с англ. Н. И. Живаго, иод ред. И. Горбунова-Посадского. — М., 1912.- 1б0с.13.1619.
Заполнить форму текущей работой