Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие содержания информационной подготовки в вузе будущего экономиста-менеджера АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость разработки функционально-стадийной модели информационной экономиста-менеджера предопределила наш анализ различных теорий управления, в рамках которого констатировалось наличие множества в существенной мере различных организационных моделей предприятия (механическая и органическаяоткрытая и закрытая- «продуктовая» и «функциональная» — формальная и неформальнаяпринудительная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Развитие содержания информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК как дидактическая задача
    • 1. 1. Функционально-структурная модель и особенности информационной деятельности экономиста-менеджера АПК
    • 1. 2. Информационная культура экономиста-менеджера АПК как целевой ориентир развития содержания информационной подготовки специалиста в вузе
    • 1. 3. Принципы развития содержания информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК и условия их реализации
  • Выводы к главе
  • Глава II. Развитие методической системы информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК в вузе
    • 2. 1. Реализация гуманитарного подхода к обучению в рамках развития содержания информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК
    • 2. 2. Формирование технологического компонента информационной культуры будущего экономиста-менеджера АПК в процессе изучения учебных дисциплин информационного цикла
  • Выводы к главе
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложения

Развитие содержания информационной подготовки в вузе будущего экономиста-менеджера АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе информатизация социума и глобализация мировой экономики предопределяют непрерывный рост требований к уровню информационной подготовки экономистов-менеджеров. Этот факт фиксируется во многих диссертационных исследованиях, посвященных вопросам подготовки будущих экономистов и менеджеров к использованию новых информационных технологий (Ю.Б. Бутенко, СВ. Воробьев, О. Н. Гнездилова, B.C. Кальней, Н. В. Макарова, Ж. В. Иноземцева, А. Ю. Оршанский, Т. А. Плеханова, О. М. Чубарян, Е. М. Шевченко и др.), а также в педагогических исследованиях по проблеме использования информационных и коммуникационных технологий при обучении будущих экономистов и менеджеров (А.Г. Абросимов, М. Ю. Афанасьев, О. И. Немиров, В. К. Сафина, Л. А. Шипулина, Т. И. Яшина и др.). Анализ имеющихся исследований позволяет с уверенностью утверждать, что развитие содержания информационной подготовки будущих экономистовменеджеров осуществляется вне широкого контекста гуманитарного дискурса по проблеме информационной культуры личности в информационном обществе (Н.А. Водопьянова, И. Н. Гайдарева, Б. С. Гершунский, С В Гриценко, Г. Г. Воробьев, М. Кастелъс, К. К. Колин, А. И. Ракитов, А. Д. Урсул и др.). При этом информационная подготовка будущего экономиста-менеджера зачастую редуцируется к достаточно частным подзадачам: овладению информационной, компьютерной, цифровой, сетевой грамотностью, медиаграмотностыо и т. п. Иными словами, при определении содержания образования будущего экономиста-менеджера в области информатики и информационных технологий преобладает сугубо утилитарный подход. Его лейтмотивом может служить тезис «компьютер инструмент профессиональной деятельности и не более того». Недальновидность такого подхода очевидна. О сказанном свидетельствует анализ нормативных документов государственного образовательного стандарта, учебных планов, программ и др. и реальной образовательной практики. В вузах профессиональная подготовка бу3 дущего экономиста-менеджера способна обеспечить формирование утилитарной компьютерной грамотности и, в лучшем случае, достижение фрагментарной готовности специалиста к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности. В организации преподавания дисциплин информационного цикла наблюдается доминирование «кнопочной» идеологии. При изучении практически всех учебных курсов в немалой степени игнорируются гуманитарные аспекты информатизации социума. Таким образом, к числу нерешенных относятся вопросы содержания и структуры информационной подготовки экономиста-менеджера с учетом специфики его деятельности в контексте задачи формирования его информационной культуры и как специалиста, и как личности. В данном контексте предельно актуальной выглядит задача развития содержания информационной подготовки будущих экономистов-менеджеров, решаемая в настоящем исследовании на примере обучения студентов специальности 60 800 Экономика и управление на предприятии (АПК). И здесь имеет смысл подчеркнуть, что становление российского агробизнеса осуществляется в сложной социально-экономической ситуации. При этом вполне состоятельной выглядит гипотеза о том, что подавляющее большинство проблем российского агропромышленного комплекса вызвано нехваткой квалифицированных экономистов-менеджеров. Данные вопросы нашли широкое отражение в работах исследователей экономического образования (И.П.Барабаш, Л. И. Берестова, Е. В. Бочкова, И. Н. Горностаева, Л. А. Горшунова, П. Т. Долгов, П. Дырин, Л. С. Зникина, Н. Н. Иванова, Б. Т. Изгаршев, А. Е. Казачинский, Н. П. Киргизова, О. А. Кудряшов, Н. В. Липченко, Е. М. Молдаванова, Ю. А. Москалева, Л. П. Овчинникова, А. Сергеев, Е. Н. Холодова и др.). Проведенный анализ педагогической литературы позволяет констатировать противоречия: между ролью информационных технологий в социально-экономическом развитии человеческой цивилизации и уровнем отражения этой роли в содержании образования будущего экономиста-менеджера агропромышленного комплексаметапредметным и кросскультурным характером информатики и фрагментарным ее изучением в рамках информационной подготовки в вузе экономиста-менеджера АПК. Стремление к разрешению указанных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема развития содержания информационной подготовки будущих экономистов-менеджеров АПК в контексте необходимости формирования информационной культуры экономиста-менеджера на основе технологического и гуманитарного подходовв практическом плане разработка практико-ориентированной концепции информационной подготовки экономистов-менеджеров АПК, научно обоснованных форм, методов и средств ее реализации. Объект исследования профессиональная подготовка будущих экономистов-менеджеров АПК в области информатики и информационных технологий. Предмет исследования содержание информационной подготовки будущих экономистов-менеджеров АПК. Цель исследования развитие содержания информационной подготовки будущих экономистов-менеджеров АПК на основе технологического и гуманитарного подходов. Гипотеза исследования. Развитие содержания информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК способно обеспечить ее должный уровень, если: 1) оно будет осуществляться, исходя из особенностей информационной деятельности экономиста-менеджера, с учетом тенденций и факторов ее прогресса в условиях информатизации социума- 2) отбор содержания информационной подготовки экономистаменеджера АПК будет проводиться на основе модели информационной культуры личности будущего специалиста, рассматриваемой в качестве целевого ориентира названного отборасодержание.

Выводы к главе 1.

1. Необходимость разработки функционально-стадийной модели информационной экономиста-менеджера предопределила наш анализ различных теорий управления, в рамках которого констатировалось наличие множества в существенной мере различных организационных моделей предприятия (механическая и органическаяоткрытая и закрытая- «продуктовая» и «функциональная" — формальная и неформальнаяпринудительная, утилитарная и нормативнаяи т.д.). Этот анализ позволил нам разработать функционально-стадийную модель информационной деятельности менеджера, рассматриваемую как совокупность информационно-ориентационного, моделирующего, коммуникативного, информационно-аналитического компонентов в их неразрывной взаимосвязи.

С использованием этой модели как эвристического средства выявлены особенности видов информационной деятельности экономиста-менеджера, порождаемые контекстом информатизации: качественно иные способности и технологические навыки, необходимые менеджеру для адекватного анализа, сортировки и поиска необходимого информационного контента;

— рост сложности задач, решаемых в рамках моделирующего компонента информационной деятельности экономиста-менеджера;

— возникновение проблемы межкульткультурной коммуникации, опосредованной компьютером.

В целом проведенный анализ информационной составляющей деятельности экономиста-менеджера АПК позволяет констатировать, что информатизация управления способна облегчить принятие решений субъектом управления, снижая меру неопределенности используемой информации, а также тот факт, что реализация высокого потенциала информационных и коммуникационных технологий возможна лишь при определенном уровне информационной культуры экономиста-менеджера.

2. На основе теоретико-методологического и дидактического анализа психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме информационной культуры специалиста, было установлено многообразие подходов к определению информационной культуры «экономиста-менеджера», а также предложено собственное видение названной проблемы.

В соответствие с ним под информационной культурой экономиста-менеджера понимается интегративное качество личности, представляющее собой динамическую систему ценностей и профессионально-значимых качеств, определяющее ее целостную готовность к творческому освоению образа жизни и профессии в информационном обществе. При этом содержание и структура информационной культуры экономиста-менеджера, рассматриваемая как целевой ориентир развития содержания информационной подготовки экономиста-менеджера допускает выделение таких компонентов, как:

— когнитивный (системно-информационная научная картина мира, обеспечивающая опыт информационной деятельности и ориентировку в различных информационных средах);

— операционный (компетентность экономиста-менеджера в области применения компьютерных технологий в профессиональной среде);

— коммуникативный (компетентность экономиста-менеджера в гибком и конструктивном ведении диалогов в системах «человек-человек», «человек-компьютер» «человек-компьютер-человек»);

— аксиологический (система ценностей, мировоззрение, рефлексия мотивов, осознанность нравственного, этического выбора индивидуальной точки зрения и линии поведения в информационной среде).

— психофизиологический (общие способности, приобретающие черты оперативности по влиянием деятельности).

3. Исходя из предложенной интерпретации дидактического конструкта «информационная культура экономиста-менеджера» были сформулированы принципы развития содержания информационной подготовки будущего экономиста-менеджера:

— принцип опережающего, деятельностного подхода к отбору содержания образования,.

— принцип идеологического плюрализма,.

— принцип рационального сочетания фундаментализации и практико-ориентированности знания.

Были также выявлены и условия реализации этих принципов:

— согласованность социально-универсальной и личностной ориентаций образовательного процесса;

— ориентация образовательного процесса на формирование у студентов навыков интерактивного самообучения за счет создания единой информационной, профессионально-ориентированной, креативной образовательной среды вуза, обеспечивающей формирование навыков самообразования у будущих экономистов-менеджеров, их высокую мотивацию и творческую активность;

— реализация междисциплинарных связей (прежде всего, научных основ информатики и менеджмента) в процессе учебно-познавательной деятельности).

4. При этом установлен контекст противоречий, определяющий возможности и направления развития содержания информационной подготовки будущего экономиста-менеджера. Это противоречия между: ролью ценностей личности в информационном обществе, ее мировоззрения, этической позиции при осуществлении деятельности в информационной среде и недостаточностью ее отражения в рамках существующей информационной подготовки экономиста-менеджерастановлением информатики как кросскультурной, метапредметной области знания и недостаточным отражением этой тенденции в целях, содержании и технологиях профессиональной подготовки будущего экономиста-менеджера в вузе;

— социальным заказом общества на подготовку «экономистов-менеджеров», свободно ориентирующихся в информационно-правовом поле Российского социума и образовательной практикой реализации государственного образовательного стандарта подготовки «экономистов-менеджеров»;

— необходимостью формирования у студентов умений и навыков решения информационно-правовых задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий и учебно-методическим обеспечением образовательного процессавостребованностью социумом эконономиста-менеджера, способного реализовывать свою профессиональную деятельность в условиях информационного общества, и слабой ориентацией существующей профессиональной информационно подготовки студентов экономического вуза на изучение современных информационных систем управления;

— системообразующим, полифункциональным значением информационных технологий в образовании информационного общества и фрагментарностью формирующихся в системе современного экономического образования представлений будущего экономиста-менеджера о них.

Глава 2.

Развитие методической системы информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК в вузе.

В настоящей главе обсуждается проблема развития методической системы информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК в контексте ее гуманитаризации. В частности, производится отбор содержания специального курса «Информационное право», призванного обеспечить знакомство будущих экономистов-менеджеров АПК с актуальными проблемами социальной и правовой информатики (п. 2.1). В ней же определяются пути совершенствования методической системы подготовки будущих экономистов-менеджеров АПК в рамках дисциплин информационного цикла — производится и обосновывается отбор содержания специального учебного курса «MS Project» (п. 2.2). В упомянутых параграфах также приводятся результаты педагогического эксперимента, призванные свидетельствовать об адекватности сформулированных теоретических умозаключений реалиям образовательной практики.

2.1. Реализация гуманитарного подхода в рамках развития содержания информационной подготовки будущего экономиста-менеджера АПК.

Как уже не раз отмечалось, на современном этапе важнейшим средством повышения результативности всех сфер деятельности выступают современные информационные и коммуникационные технологии, развитие которых актуализирующих проблему подготовки «экономистов-менеджеров», удовлетворяющих требованиям современного общества. Это обусловлено в том числе и системой профессиональных задач менеджера, который должен понимать суть сложных информационно-правовых процессов, действуя, как правило, в условиях неопределенности, ограниченности времени, постоянного увеличения и накопления объема профессионально-значимой информации. Одновременно, приобретает особую остроту проблема обеспечения информационной безопасности личности и социума.

Подготовка «экономиста-менеджера» с заданным уровнем информационно-правовой культуры, способного решать профессиональные задачи в современном информационно-правовом пространстве, является, на наш взгляд, одной из основных задач высшей экономической школы.

В то же время, несмотря на теоретические достижения ученых в области профессиональной подготовки экономистов и менеджеров к использованию средств информационных и коммуникационных технологий, вопросы подготовки «экономистов-менеджеров», обладающих должным уровнем информационно-правовой культуры, требуют дополнительного исследования.

Дидактический анализ государственного образовательного стандарта подготовки «экономистов-менеджеров» в сопоставлении с формулированными выше принципами развития содержания информационной подготовки специалистов позволяет констатировать, что в рамках образовательной практикой реализации этого стандарта социальный заказ общества на подготовку «экономистов-менеджеров», свободно ориентирующихся в информационно-правовом поле российского социума, не может быть выполнен в полной мере. Процесс формирования у студентов умений и навыков решения информационно-правовых задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий носит эмпирический характер, связанный с отсутствием научно обоснованного учебно-методического обеспечения этого процесса.

Эти обстоятельства обусловили понимание того, что блок гуманитарных дисциплин должен быть дополнен специальным курсом (или разделом) «Информационное право», отбор его содержания которого должен осуществляться в соответствии как с общеизвестными дидактическими принципами: системности, практической направленности, модульности, так в соответствии с принципами, сформулированными нами в первой главе.

В соответствие с ними полагаем, что профессиональная подготовка в процессе изучения образовательной области «Информационное право» должна осуществляться в условиях распределенной образовательной информационно-коммуникационной среды, причем приоритет должен быть отдан самостоятельной работе студентов в глобальной сети Интернет.

Переходя к обсуждению проблемы содержания названной области, в первую очередь, отметим следующее.

Информационное право как научная и, тем более, как учебная дисциплина только формируется. Представления ученых-правоведов о его основных характеристиках различны, причем речь идет не о естественном расхождении во взглядах на один и тот же предмет. В условиях первоначального накопления научного знания такая ситуация представляется естественной. В то же время, практические потребности формирования правовой основы информационного общества предопределяют необходимость синхронизации прогресса информационных и коммуникационных технологий с правовым и этическим регулированием информационной среды.

На современном этапе имеется значительный массив источников информационного права — федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства РФ, актов других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В то же время, согласно мнению многих правоведов, качество многих из этих актов недостаточно высокое, теоретических разработок, необходимых для эффективного их применения в информационной сфере, немного [81].

В связи с этим возникают и множатся серьезные проблемы в регулировании отношений интеллектуальной собственности и информации, а также отношений, связанных с информационными ресурсами, проблемы защиты информации, защиты прав личности в условиях информационного общества и т. д. Очевидно, интенсивное развитие «глобальной паутины» Интернет выступает катализатором обострения этих проблем. На современном этапе огромное значение приобретают вопросы правового обеспечения, надежного и качественного регулирования отношений в информационной сфере, в том числе и в трансграничных информационных сетях. Развитие права отстает от темпов внедрения новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. По мнению подавляющего числа юристов во всем мире, во «Всемирной паутине» право в общепринятом смысле присутствует незначительно. В ней постоянно нарушаются права интеллектуальной собственности, права на защиту информации о личности, права на защиту информации от несанкционированного доступа, права собственности на информационные ресурсы и др. Как справедливо отмечено в работе [81] решение проблемы правовой базы информационного общества, предполагает формирование правовой культуры субъектов права.

Решение этой проблемы на современном этапе осложняется отсутствием общепринятой трактовки понятия «информационное право». Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина, как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере. Структура и состав информационного права, его предмет и метод, роль информационного права в жизни личности, общества, государстваживотрепещущие проблемы теории и практики.'.

К настоящему времени накопилось достаточное количество публикаций по различным направлениям и аспектам информационного права. В частности, в соответствии с концепцией, предлагаемой В. А. Копыловым в работе [81], содержание информационного права можно примерно описать следующим образом (см. таблицу 5).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Колин К. К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. — 432 с.
  2. А. И. Философия компьютерной революции. М.: Мысль, 1991.
  3. Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. -400 с.
  4. A.B., Пак Н.И., Хеннер Е. К. Информатика: Учебн. пособие для студ. пед. вузов. 3 изд. — М.: ИЦ «Академия», 204. — 848 с.
  5. Информационное право" (семинарские занятия) п/п Содержание
  6. Теория постиндустриального общества. Концепция Д. Белла постиндустриального общества. Социально-экономические аспекты информатизации общества: реальность и прогнозы. Критика концепции.
  7. Сетевые сообщества. Теория информационального капитализма М.Кастельса. Информационные ресурсы Интернет.
  8. Манипулятивные технологии управления. Концепция публичной сферы (Юрген Хабермас). СМИ и их роль на современном этапе. Интернет в контексте проблем СМИ.
  9. Информационная безопасность личности. Правовое регулирование проблем, связанных с информацией. Проблемы нарушения информационной безопасности личности.
  10. Компьютерная преступность в России. Компьютерное пиратство. Способы совершения компьютерных преступлений. Криминалистическая характеристика компьютерных преступлений.
  11. При этом сразу следует оговориться, что лекционный курс и семинарские занятия должны быть дополнены лабораторным практикумом, содержание которого кратко описывается так:
  12. Ресурсы сети Интернет по информационному праву. СПС «Гарант».1. СПС «Консультат+».
  13. Приведем далее анализ некоторых видов самостоятельных работ в сети Интернет с тем, чтобы вычленить те, что допускают более или менее эффективную реализацию при изучении информационного права.
  14. Разумеется- бесспорна априорная? эффективность телеконференций в процессе научно-исследовательской работы студентов, но в контексте массовой образовательной практики об’этом говорить вряд: ли стоит.
  15. С нашей точки зрения, большего внимания заслуживает самостоятельная работа студентов- с м? еЬ-сайтами и м? еЪ-квестами при изучении: информационного права.
  16. Напротив, как нельзя справедливо следующее высказывание:
  17. Из приведенного высказывания следуют далеко идущие выводы.
  18. Переходя теперь к обсуждению форм и методов контроля знаний студентов, изучающих информационное право, отметим следующее.
  19. В рамках традиционной образовательной парадигмы оценка знаний студентов при изучении раздела «Информационное право» может производиться традиционным способом в виде зачета (см. приложение № 1).
  20. В то же время, диагностика знаний по информационному праву может осуществляться и с помощью критериально-ориентированного тестирования. Совокупность тестовых заданий (всего 60) по разделу «Информационное право» представлена в приложении № 2.
  21. Проверка этого факта в ходе нашего педагогического эксперимента осуществлялась с помощью разработанных нами тестов, которые приведены в приложениях 2 и 3.
  22. Определение результатов обучения осуществлялась при помощи тестов по разделам «Информационное право» и «Теория информационного общества». Предварительно были проведены процедуры оценки дискриминативно-сти заданий, надежности и валидности тестов.
  23. Тест по разделу «Информационное право» первоначально включал 74 вопроса, по разделу «Теория информационного общества» — 41 вопрос. Окончательный вариант тестов приведен в приложении. Группа испытуемых включала 200 студентов.
  24. Результаты оценки тестов на надежность описываются так.
  25. На первом этапе нами были вычислены индивидуальные баллы испытуемых^ (1—1, ., п), показывающие результат выполнения теста каждым студентом: т1. Уi =
  26. На втором этапе были вычислены средние результаты У суммарных баллов испытуемых: и2>, Яи1. У1з2 = гу1. У П-1 ^ ЛГ7 1 •
  27. На этом этапе из теста по разделу «Информационное право» были исключены 6 заданий, а из теста по разделу «Теория информационного общества» 4 задания, у которых коэффициенты корреляции с суммой баллов по всему тесту оказались отрицательны.
  28. Оценка дискриминативности отдельных тестовых заданий отвечает и на вопрос: «Способно ли каждое задание из теста разделить испытуемых на тех, кто дает правильный ответ, и кто отвечает неверно».
  29. Для этого вычисляется коэффициент сложности Кс отношение количества испытуемых в каждой группе, не решивших данное задание N к общему числу испытуемых N в данной группе:^херешс N
  30. Очевидно, что Кс меняется от 0 до 1. Также применима формула вычисления коэффициента сложности в процентах:100%- Мввштуп нерешкс =с N
  31. Для вычисления дикриминативности теста использовался метод крайних групп при расчете учитывались результаты учащихся наиболее и наименее успешно справившихся со всем тестом.
  32. Было взято 27% лучших и худших студентов по результатам выполнения всего теста и вычислен индекс дискриминации задания: & Nnoepx/N?epx NnmiJNнт (где:
  33. Nneepx- количество учащихся в группе лучших, верно выполнивших данное задание-
  34. Neepx общее количество испытуемых в группе лучших- NnHU3 — количество учащихся в группе худших, верно выполнивших данное задание-
  35. С заданием справились все учащиеся лучшей группы и ни один ученик из худшей группы.
  36. В лучшей группе никто не справился с заданием, в худшей группе все справились с заданием.
  37. Интервальное распределение баллов студентов по тесту «Информационное право"80 700−10) (11−20) (21−30) (31−40) (41−50) (51−60)1. Баллы1. Рис 4.
  38. Интервальное распределение баллов студентов по тесту «Теория информационного общества"0:7.5) (7,5- 15) (15−22,5) (22,5,30)1. Баллы1. Рис. 5.
  39. Средние баллы и средние квадратические отклонения представлены в таблице 9.
Заполнить форму текущей работой