Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование литературных образов в текстах СМИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внимание лингвистов к рассматриваемому явлению в полной мере соответствует его роли в современной массовой коммуникации. В самых различных лингвокультурных сообществах имена Дон Жуан и Ловелас уже много веков выступают как знак чрезмерного женолюбия, Вольтер — как символ свободомыслия, Дон Кихот — как символ бескорыстной борьбы за справедливость. Иногда литературные образы в СМИ оказываются… Читать ещё >

Использование литературных образов в текстах СМИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной коммуникации текст часто оказывается «многослойным», то есть насыщенным элементами внутритекстуальности: в нем обнаруживается множество прецедентных феноменов, цитат и квазицитат, реминисценций и аллюзий, явной и скрытой полемики. Адекватное восприятие такого текста возможно только с учетом множества фоновых знаний из различных областей культуры, а следовательно, требует специального подхода, учитывающего современные методики интерпретации текста, включающего концептуальные метафоры, аллюзии, прецедентные феномены и иные проявления внутритекстуальности. В подобных случаях, столь характерных для постмодернистской парадигмы, внутритекстуальность становится не единичным приемом, а ведущим композиционным принципом.

Важное место в арсенале средств внутритекстуальности занимают прецедентные имена, то есть широко известные имена собственные, которые используются в тексте не только для обозначения конкретного человека (ситуации, города, организации и др.), но и в качестве своего рода культурного знака, символа определенных качеств, психотипов, событий, судеб. Прецедентные имена как единицы языка и речи выступают репрезентантами прецедентных концептов — ментально-вербальных единиц, которые используются в мышлении для представления, категоризации, концептуализации и оценки действительности при построении картины мира и ее фрагментов Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.

Внимание лингвистов к рассматриваемому явлению в полной мере соответствует его роли в современной массовой коммуникации. В самых различных лингвокультурных сообществах имена Дон Жуан и Ловелас уже много веков выступают как знак чрезмерного женолюбия, Вольтер — как символ свободомыслия, Дон Кихот — как символ бескорыстной борьбы за справедливость. Иногда литературные образы в СМИ оказываются неожиданные, и их появление связано с экранизацией произведения, например, при описании политического кризиса на Украине использованы образы К. Льюиса: «Украиной завладели донецкие „тельмарины“, но некоторые Никабрики всё не успокоятся и надеются победить тельмаринов при помощи Белой Колдуньи. Или как минимум сожалеют, что не удалось вдохнуть в нее новую жизнь. Имею в виду Юлию Тимошенко. Уж на что не пылаю сочувствием к донецкой братии и прочим „проффесорам“ Написано именно так — с двумя Ф и одной С, воспроизводя известную ошибку В.Януковича., но ни на минуту не усомнился, что Тимошенко — худшее зло. Одни — настоящая „братва“ (и опасность эту нельзя недооценивать), но другая — натуральная ведьма, и это хуже в тысячу раз» (запись в блоге Eugene в Живом Журнале).

Специальные наблюдения показывают, что прецедентные феномены, восходящие к одной сфере-источнику, нередко образуют своеобразное поле прецедентных феноменов, в составе которого выделяется целая система прецедентных имен, событий, высказываний и текстов, образующих развернутую подсистему фреймов. Подобное поле во многом оказывается аналогичным ментальному полю, служащему источником для метафорической модели, однако между двумя указанными феноменами можно обнаружить и существенные различия. Боярских О. С. Особенности употребления некоторых прецедентных имен со сферой-источником «Литература» в современной российской прессе // Этнокультурное пространство региона и языковое сознание: материалы II межрегиональной научно-практической конференции. — Тюмень, 2006. — Ч. 2.

Вместе с тем значительное место в российской массовой коммуникации играют национальные концепты (Александр Невский, Иван Сусанин, Скалозуб, Обломов, Наташа Ростова, Павел Корчагин и др.), которые отражают национальную действительность, национальный характер и национальную ментальность русского народа Боярских О. С. Вербализация литературных прецедентных феноменов в СМИ // Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 27 — 29 марта 2007 г. — Екатеринбург, 2007.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой