Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационное вещание на ТВ: эволюция и современное состояние: На материалах телевидения Ленинграда/Петербурга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Много проблемных ситуаций на телевидении связано с отсутствием единой концепции на каналах. В условиях демократических свобод и плюрализма мнений телевизионное вещание освободилось от идеологических ориентировок, но при этом потеряло и общественно-значимые ориентиры. Один из руководителей 5 канала В. Максимов предложил в 1996 году позитивную концепцию развития канала «Создать себя, семью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ДОПЕРЕСТРОЕЧНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ НА ЛЕНИНГРАДСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
    • 1. 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ОПЫТНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ. 1938−1957 ГОДЫ
    • 1. ^.СТАНОВЛЕНИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ
      • 1. 3. ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК НА ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЕЩАНИЕ В ДОПЕРЕСТРОЕЧНЫЙ ПЕРИОД
  • ГЛАВА 2. ПЕРЕСТРОЙКА НА ЛЕНИНГРАДСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ (1981 — 1992 годы). ГЛАВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ
    • 2. 1. ПЕРСОНИФИКАЦИЯ КАК ЯРКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ВЕЩАНИИ ВРЕМЕН ПЕРЕСТРОЙКИ ВОЗВРАЩЕНИЕ «ПРЯМОГО» ЭФИРА.,
    • 2. 2. ГЛАСНОСТЬ НА ЛЕНИНГРАДСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ПЕРЕСТРОЙКИ.,.,
  • ГЛАВА 3. ПОИСКИ И РЕШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЕЩАНИЯ В НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (1991 -1999)
    • 3. 1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ «ИНФОРМ-ТВ»
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ КАНАЛА
    • 3. 2. ЛИЧНОСТНЫЙ ФАКТОР НА ТЕЛЕЭКРАНЕ. ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧНОСТИ

Информационное вещание на ТВ: эволюция и современное состояние: На материалах телевидения Ленинграда/Петербурга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В исследованиях по теории журналистикиторледних лет интенсивно ведутся работы по осмыслению значения СМИ в новых социально — политических реалиях. Модрршгеация общества в полифоничную систему, сопровождающий агШ" Ьроцесс переходный период (изменения экономики, социально-политические трансформации) привели к тому, что информационное обеспечение стало необходимейшим условием современного развития, прогресса, решения глобальных проблем в социальной жизни. Информация стала самой экспансивной частью вещания нашего телевидения, новости проявились во всем их жанровом многообразии.

Для зрителей телевидение должно создавать картину мира, помогающую ориентироваться в окружающем мире и принимать жизненно важные решения, а руководителям страны осуществлять свои решения и проекты. Особенно это важно в кризисные, в переломные, моменты истории, когда журналисты могут влиять на события. В этом отношении информационные программы являются идеальной моделью передач «для всех», так как остальные дифференцируют аудиторию по интересам, по активности, по уровню восприятия и способности к анализу. Факт, изложенный в информационном жанре, прост для восприятия, а в телевизионном варианте — реален и выразителен. Аудиовизуальная природа телевидения, его вездесущность и оперативность оказались в настоящее время самой востребованной ветвью СМИ как со стороны аудитории, так и со стороны властей.

Формирующаяся в настоящее время наука о журналистике призвана изучать и обобщать происходящие в журналистике процессы. На первый план в исследованиях должно выдвигаться изучение основных задач СМИ в открытом гражданском обществеобеспечение социально-политической системы своевременной, достоверной и полной информацией, и надежное посредничество в налаживании обратной связи властных структур с населением. Однако в последние годы четко обозначилась тенденция несовпадения направления деятельности СМИ с этими задачами.

Проблемную ситуацию можно определить как разрастающееся противоречие между объективными общечеловеческими ценностными ориентациями российского общества, с одной стороны, и нормами, целями и реальной практикой одной из его подсистем — СМИ и конкретно телевидения — с другой. Это противоречие выражается в снижении соответствия реальных форм деятельности СМИ ожиданиям общества, а также в несовпадении по многим параметрам общественно значимых стратегических и тактических задач большинства населения с корпоративными интересами журналистики в целом и телевидения в частности.

Именно наличие этого противоречия, необходимость его осмысления, обоснования направлений и методов его преодоления и определяют актуальность предпринятого исследования.

Телевидение оказалось сегодня на острие социального интереса и в пике технологических достижений. Телевидение изменяется и суть этих перемен сложна и многообразна. Оно сегодня становится иным, испытывает потрясения и деформации, связанные с целым комплексом причин социально-политического, технологического, эстетического, культурологического, психологического порядка. Социальное значение телевидения возрастает, но разрастается и системный кризис общероссийской системы телевидения. Теоретики журналистики отмечают сейчас свойственные телевидению деструктурированность, политическое и экономическое разъединение, сепаративные интересы (В.В.Егоров, И. И. Засурский, В. Л. Цвик, Р. А. Борецкий и др.).

Причины кризиса исследователи видят в целом комплексе социальных и собственных онтологических характеристиках современных коммуникаций. Многие из них связаны с тем, что монолитная система производства и распространения информации, встроенная в аппарат партийного и государственного управления, раздробилась на множество самостоятельных структур, с коммерциализацией телевидения, возникновением частных компаний, что привнесло с собой много проблем.

Опыт Ленинградского (Петербургского) телевидения (5-го канала) является уникальным, так как вбирает в себя в разные годы практику ведущего регионального телевизионного канала, популярного государственного национального, а также городского частного канала. Поэтому мы считаем правомерным исследовать на материале его деятельности, как общие тенденции развития российского телевидения, так и более частные, — в данном конкретном случае — современные проблемы регионального телевидения. Это тем более уместно, что регионализация СМИ входит на сегодняшний день в число основных тенденций развития СМИ. Центробежные тенденции и в политике и в СМИ: децентрализация, демонополизация и регионализация, сопровождаются расширением и изменением местных СМИ. (см. об этом В. П. Макаров, В. Я. Дугин, В. В. Егоров, А. А. Грабельников, Р. П. Овсепян и ДР-).

В качестве объекта анализа выбраны передачи информационного вещания Ленинградского-Петербургского телевидения со времени возникновения регулярного вещания на канале до конца 90-х годов.

Информационное вещание Ленинградского (Петербургского) телевидения в разные годы своего существования имело периоды интенсивного поступательного развития, поднималось на пик профессионализма и зрительских симпатий, к сожалению, пришлось ему испытать и снижение творческой активности. Это происходило по разным причинам, в результате действия многих субъективных и объективных факторов.

Целью настоящего исследования является рассмотрение и анализ этих факторов для выяснения причин современных кризисных ситуаций на телевидении и для прогнозирования дальнейшего развития конкретного объекта — Петербургского телевидения, а также регионального телевидения и СМИ в целом. В соответствии с целью определены общие задачи:

— выявить специфику функционирования, проблемы и перспективы развития регионального СМИ;

— обозначить пути конструктивного использования потенциала региональных СМИ в направлении позитивных общественных преобразований.

В конце XX века все четче обозначилась тенденция перехода от индустриального общества к информационному, основанному на производстве, распространении и потреблении информации.1 С помощью информации в обществе существенно преобразуются все протекающие процессы, особенно это, проявилось в перестроечные годы. На современном этапе развития страны информация является одним из важнейших стратегических ресурсов общества, определяющим его успешное развитие.

Превратившись в производственную ветвь, информационная деятельность стала опираться на современные информационные технологии. Под информационными технологиями в диссертации подразумеваются не только инструментально-технологические средства, но и в широком смысле совокупность методологических, методических, организационных установок и средств, которые, с одной стороны, поддерживают информационное взаимодействие членов общества, а с другой стороны, в определенной степени, влияют на них.2 В первую.

Фабричное С. А. Информационный труд. Теория, методология, вопросы развития. Воронеж. 1999. С. 6.

См. об этом: Ляшко C.B. Социально-культурные проблемы новых информационных технологий. Автореф.диее.канд.соцйол.наук. Курск, 1998. С. 19. очередь, мы включаем в список этих средств жанры, формы, методы работы информационного вещания, содержательно-тематические характеристики журналистских выступлений.

Поэтому именно с изучением этих параметров мы связываем решение общих задач, формулируя конкретные задачи следующим образом: описать процесс становления жанровой системы, развития организационных форм и методов работы информационного вещания Ленинградского (Петербургского) телевиденияпроследить как специфические для данного телерегиона особенности развития, так и общие, временные тенденции телевизионных процессовраскрыть особенности взаимозависимости и взаимовлияния тематического фактора журналистских информационных передач и социально-политического контекста.

Функциональная и содержательная сложность объекта исследования — информационного вещания, а также многообразие поставленных задач предопределили разнообразие исследовательских стратегий и методов: структурно-функциональный метод, а также метод анализа и обобщения научной литературы, использованы также историко-логический и сравнительный анализ. Широко применяются эмпирические методы (анализ текстов, наблюдения, интервью, экспертные оценки). Последние три эмпирических метода представлены в диссертации в несколько нетрадиционном виде: собственные авторские наблюдения и участие в журналистской практике, интервью с ведущими журналистами в личном контакте и на телеэкране, что позволило использовать их мнения и суждения об информационном вещании в качестве экспертных оценок.1.

Многообразная и обширная научная литература, непосредственно связанная с темой диссертации, разделяется на три основных группы:

1) работы, анализирующие принципы функционирования СМИ в условиях советской политической системы и дающие материал для сравнительных оценок и для представления о том, в каких направлениях и с какой интенсивностью развивается телевидение в своих демократических устремлениях;

2) научная литература, появившаяся в годы перестройки и несущая черты переходного периода;

3) наиболее приближенные к непосредственным задачам и целям диссертации работы, появившиеся в 90-е годы, основанные на.

1 Интервью с М. Быковым, В. Шершабовой, Е. Колояровой, Ю. Николаевым, Н. Пружанекой, В. Медведевым//Аудаоархив автора, 1999. 23 февраля — 7 марта. современных идеях о роли СМИ в демократическом обществе и опирающиеся в своих подходах и выводах на практические результаты реформ. В них исследуются также причины нравственно-этического кризиса, поразившего современное телевидение: коммерциализацию, появление информационных монополий, а также других явлений, влияющих на изменение жанровой и тематической структуры информационного вещания последнего десятилетия.

Исторические аспекты развития телевидения и телевизионных коммуникаций, становление их технической базы, социально-политические аспекты развития и функционирования ТВ журналистики от создания до наших дней автору позволили изучить работы таких теоретиков телевидения как Э. Г. Багирова, С. А. Муратова, В. В. Егорова,.

A.Я.Юровского, Г. Вачнадзе, Ю. А. Богомолова, И. И. Засурского, Я. Н. Засурского, Р. А. Борецкого, В. С. Хелемендика, Л. А. Рукавишникова, Б. М. Фирсова. В этих работах охватывается широкий диапазон жизнедеятельности современного телевидения. Авторы глубоко исследуют значение ТВ в становлении российского демократического общества, его социальное и политическое значение в реальных политических процессах.

Теоретическим материалом и методологической основой послужили также работы, первоначально исследовавшие телевизионное вещание в русле определения специфики телевизионности. Наиболее плодотворно в этом направлении вели исследования: В. С. Саппак, В. М. Вильчек, Э. Г. Багиров, Р. А. Борецкий, С. А. Муратов, А. Я. Юровский, Г. В. Кузнецов,.

B.Г.Осинский, Т. В. Васильева, Н. А. Голядкин. Важной опорной базой для осмысления автором тенденций развития современной телевизионной журналистики послужили исследования последних нескольких лет И. И. Засурского, В. В. Егорова, В. А. Сидорова, Т. З. Адамьянц, Л. Н. Федотовой, В. Л. Цвика, И. М. Дзялошинского оперативно откликнувшихся на кардинальные изменения в телевизионной практике.

В работе широко используется литература эмпирического направления: газетные, журнальные рецензии и обзоры, статьи, интервью с профессионалами, отклики аудитории — текущие публикации периодики. В этот список входят также книги, в которых в форме очерков и воспоминаний зафиксирован конкретный практический опыт журналистов или передач по интересующей нас теме. Составляя в совокупности широкую панораму событий экрана, они, в силу информационного характера, не содержат, как правило, глубокого анализа проблем. Однако в ряде публикаций содержатся ценные наблюдения за деятельностью тех или иных информационных программ.1).

В качестве источника теоретической и практической информации автор использует также собственные телевизионные передачи из цикла «12 мгновений ТВ», прошедшие в эфире в 1998 году и посвященные 60-летнему юбилею ЛСТ. Было проведено 12 передач, из большинства которых («12 мгновений с Натальей Антоновой», «12 мгновений с Виктором Кнршиным», «12 мгновений с Александром Невзоровым» и др.) автор почерпнул много интересной информации исторического ха|Шктера для диссертационного исследования.

Для теоретико-методического направления характерно широкое обобщение практического материала и выработка на его основе рекомендаций теоретического и практического характера. В этом отношении ценны также публикации тезисов научно-практических конференций. В рамках этого направления теоретические разработки основаны на личном профессиональном опыте авторов или субъективных наблюдений за текущей практикой информационного вещания.

Менее субъективным и более репрезентативным источником обобщающей информации являются социологические исследования. В диссертации использованы в качестве примеров оценочного характера.

Например: Баймуханов С. Будьте осторожны!//Журналист, 1998. №З.С.42- Вартанов А. И все-таки Молчанов [//Журналист, 1994. № 8- Вартанов А. Имя разгадкиСветлана// Журналист, 1994. № 12- Вильчек В. Смотреть по телевидению, как мы живем, гораздо страшнее, чем жить//Журналист. 1994. № 4- Горбачев И. Необходим идеал!//Телевидение.Радиовещание, 1986. № 8.С.7- Григорьев Д. В. Югин: почему я согласился работать на телевидении//Вечерний Петербург, 1991.18 сентябряКантор Ю. Телевидение — ничего лишнего//Смена, 1992.3 мартаКириллов И. Сочли, что я не нужен. .//Московские новости,! 993. 9 маяКузнецов Г. Где вы, короли репортажа? //Журналист.198б.№ 3- Леонтьева В. М. Объяснение в любви. Записки диктора Центрального телевидения. М., 1989; Летунов Ю. Время, люди, микрофон. М.,] 974. Лунев П. Откладываю газету и иду намыливать веревку//Журналист. 1992. № 8. С. ЗМаксимова Т. В. Музыкальный ринг. М., 1991; Муратов С. А., Фере Г. В. Люди, которые входят без стука.М., 1971; Покорский В. М. Практические вопросы технологии телевидения. (Опыт Ленинградской студии) М., 1970; Попцов О. О третьей силе, зеркале и самозванцах//Журиалист, 1994. № 2. С.5- Сагалаев Э. «7 дней» и 2% корректности//Аргументы и факты, 1990. № 16. 21 -27 апреляЧто вышло и что не вышло в ленинградский эфир//Ленинградская правда, 1991. 31 августаШендерович В.А. Куклы-2. М., 1998; Шеркович Д. Не только информация //7 дней. 1996, № 3 С.5- В, Югин. Пятый канал: кому он нужен?//Калейдоскоп. 1997. № 27- Юрков А. А. Будить мысль, рождать действие (телепублицистика ленинградских журналистов), Л., 1986. и т. д. исследования Л. Н. Федотовой об эволюции некоторых тематических направлений экранной журналистики, Т. З. Адамьянц об особенностях восприятия зрителями ведущих с разными интенциями телевизионного общения. Немалое место в диссертации отведено также результатам работы социологических служб Ленинградского телевидения, опросам московской аудитории, проведенным телевизионными и газетными социологическими службами.

Рассмотренные работы создают фундамент данного исследования, дают возможность исходить из глубоких теоретических представлений о сущности и функционировании информационного ТВ.

Новизна диссертационного исследования состоит в привлечении и включении в оборот большого пласта ранее неисследованных журналистских произведений, в систематизации их по основным творческим характеристикам. Выбранный автором объект в таком объеме и в такой временной протяженности ранее не исследовался.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что она может быть использована для оптимизации практической деятельности журналистов. Она может стать источникам полезной информации для организаторов информационных программ как при определении общих задач и концепции вещания регионального ТВ канала, так и при решении конкретных задач по жанровому и тематическому наполнению информационной программы, компоновки новостийных выпусков и пр. Результаты, полученные в диссертации при анализе текстов, будут полезны при изучении информационных жанров на факультетах журналистики. Многие сведения об эволюции информационного телевидения ЛСТ могут войти и уже вошли в лекционные курсы, стать основой для написания студентами курсовых и дипломных работ.

Соответственно поставленным задачам диссертация построена следующим образом. Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы, двух приложений.

Во введении определяются цели и задачи работы, обосновывается актуальность выбранной темы, говорится о практической и теоретической значимости, определяются методологические предпосылки исследования.

В первой главе «Особенности доперестроечного информационного вещания на Ленинградской студии телевидения» рассматривается процесс становления форм, жанров, методов работы, формирования тематического пакета телевидения в доперестроечный период, во времена становления телевидения в условиях коммунистической идеологии.

Во второй главе «Перестройка на Ленинградском телевидении. Главные тенденции развития информационного вещания» анализируются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе развития любого социального явления в качестве движущей силы выступает борьба противоречивых тенденций. На разных исторических этапах любое противоречие проходит разные стадии, выявляя те или иные проблемы, стоящие перед обществом или перед его частью. В данном случае мы ведем речь о такой части общества, о таком социальном явлении, каковым является телевизионная журналистика, а конкретно, информационное вещание Ленинградского-Петербургского телевидения.

Вначале диссертационного исследования основную проблемную ситуацию информационного вещания сегодняшнего времени мы определили как разрастающееся противоречие между объективными общечеловеческими ценностными ориентациями российского общества, с одной стороны, и нормами, целями и реальной практикой одной из его подсистем — СМИ и конкретно телевиденияс другой. Это противоречие выражается в снижении соответствия реальных форм деятельности СМИ ожиданиям общества, а также в несовпадении по многим параметрам общественно значимых стратегических и тактических задач большинства населения с корпоративными интересами журналистики в целом и телевидения в частности.

Столь серьезная, резкая, достаточно негативная оценка, звучащая как приговор сегодняшним СМИ, в диссертационном сочинении базируется на суждениях теоретиков журналистики, обосновывается примерами из журналистской практики, подкрепляется оценками и мнениями зрителей.

Обозначенное нами главное противоречие охватывает достаточно широкий круг явлений, которые складываются в несколько групп противоречий, каждая из которых представляет для общества и журналистики достаточно серьезную проблему. В диссертационном сочинении мы обозначили несколько конкретных проблемных ситуаций, попытались проанализировать их причины, и по возможности, дать прогноз их развитию или рекомендации по их разрешению. Первая группа противоречий связана с общими тенденциями развития новостийного телевидения и СМИ в целом по стране, во вторую группу мы включили проблемы регионального информационного вещания, связанные с деятельность конкретного объекта исследования — Ленинградского-Петербургского телевидения.

Чтобы прогнозы и рекомендации не носили умозрительный характер, в диссертации проанализировано развитие основных информационных технологий со времени возникновения телевещания (1938 год) до современного состояния телевидения (1999 год). Информационные технологии в исследовании понимаются автором достаточно широко, не только как инструментально-технологические средства, но и в широком смысле совокупность методологических, методических, организационных установок и средств, которые, с одной стороны, поддерживают информационное взаимодействие членов общества, а с другой стороны, в определенной степени, влияют на них.

Конкретно рассмотрены жанры информационной журналистики, формы организационной работы, личностный фактор в журналистике, тематико-содержательный аспекты и, конечно, же, технико-технологические средства, от которых телевизионная продукция зависит самым непосредственным образом. Все эти элементы журналистской деятельности активно влияют на эффективность творческого процесса и, в конечном результате, на состояние и взаимоотношения членов общества.

Итак, к первой группе противоречий между ожиданиями общества и практикой СМИ мы относим проблему несовпадения между ними взглядов на задачи и характеристики социальной (в широком смысле) информации. Понимание смысла категории «информация» необходимо связывать не только с наличием в сообщении каких-либо сведений, но и со способностью (и желанием) общества воспринимать (понимать) эти сведения, превращать их в знания и использовать их для упорядочивания общественной жизни. Одна из важнейших характеристик информации — ее ценность, полезность для функционирования и развития социальной системы. Реальными же характеристиками и задачами современной журналистской информации становятся по образному выражению сегодняшнего руководителя «ИнформТВ» С. Чернядьева — «Громче и быстрее» -такой лозунг он провозгласил для петербургской новостийной программы.

Действительно, экран сейчас засорен случайной, скандальной, компроматной информацией. Криминал, катастрофы, бедствия, политические баталии стали обязательным элементом каждого информационного выпуска. Период 1999 года «Информ-ТВ» писатель и историк Л. Лурье охарактеризовал следующими словами: «Посмотреть „Информ-ТВ“ все равно, что окунуться в раствор серной кислоты». Не менее резкими словами характеризуют зрители и выпуски авторских программ С. Доренко, Ф.Столярова. Продолжают тяготеть к скандалу и информационные выпуски НТВ, ОРТ, РТР.

Следующая проблема разногласий между обществен журналистами тоже связана с отношениием к информации, к тому, что считать полезным и интересным для общества. Российское общество характеризуется в последние годы отчетливым отчуждением от политики и неодобрением методов ее реализации в СМИ, доходящим до отвращения. Являясь по-прежнему политически ажиотажными, а в настоящее время политически ангажированными, СМИ теряют массовую влиятельность, оставаясь значимыми лишь для узкого круга политической элиты и ее интеллектуального окружения.

Политизированность массового сознания, о которой столько говорили теоретики в конце 80-х — начале 90-х годов, и которая в некоторой степени оправдывала разрушительный, неконструктивный характер выступлений СМИ, осталась в прошлом. Во времена политической нестабильности и революционных трансформаций процесс политической самоидентификации отдельной личности требовал большого количества соответствующей информации. Поэтому в прошедшее десятилетие роль СМИ в процессе трансформации массового сознания была велика.

В случае с сегодняшними российскими СМИ сказывается широко распространенное общее недоверие граждан к властям вообще и к любым социальным институтам, в частности, вызванное как непрекращающимся спадом уровня жизни, так и определенной дискредитацией многих органов власти в глазах населения. В современный социально-экономический период развития страны, близкий по своей сути к стагнации, граждане испытывают по отношению к общественно-политической жизни такие чувства, как разочарование, отчаяние. Поэтому значительная часть населения просто «уходит» из нее, ограничивая себя лишь сферой повседневных забот: семьей, работой.

В такой ситуации падение интереса к любого рода политической информации вполне объясним и должен учитываться журналистами. Вместо этого экраны переполнены официальной хроникой, политическими баталиями. Особенный политический прессинг испытывает население в предвыборные кампании, в которые ангажированные теми или иными структурами СМИ обрушивают на аудиторию потоки компромата, или, наоборот, восхваления тех или иных политических лидеров. Высокую степень откровенной ангажированности в предвыборные кампании 1999;2000 годов проявили информационные программы Петербургского телевидения (в создании положительного имиджа губернатора В. Яковлева), ОРТ (в борьбе за победу мэра Ю. Лужкова).

Неоднозначное отношение наблюдается и к потребительской информации. Многие современные журналисты в погоне за популярностью приспосабливаются к уровню сознания большинства, к инстинктам аудитории, к ее элементарным, (но осознаваемыми ею как важными) потребительским интересам. В потоке того, что привычно называется новостями, преобладают сообщения о бедствиях, скандалах, терроре и катастрофах, все больше «светской», криминальной, спортивной, компроматной, погодной хроники, все меньше того, что относится к государству, обществу и их состоянию, то есть, к тому дальнему «мировоззренческому» горизонту, который привычен для россиян традиционной культуры.

Опытные профессионалы считают, что при существующей формации с ее заявленными свободами на многое, до недавнего времени запретное, опасно бороться за инстинкты, иначе телевидение станет «ларечным», дающим только то, что Ш потребу. Это одна сторона проблемы. Другая сторона — это то, что журналисты, желают этого или нет, формируют эти потребности и инстинкты через экран, низкопробной продукцией способствуют деградации общества. Рассматривая совокупное влияние средств массовой информации нового времени на человеческое сообщество, становится трудно провести грань между тем, где заканчивается зона удовлетворения общественных потребностей, а где начинается порог допустимых воздействий, переходя который, СМИ начинают играть самостоятельную роль весьма действенного манипулятора общественным сознанием.

Много проблемных ситуаций на телевидении связано с отсутствием единой концепции на каналах. В условиях демократических свобод и плюрализма мнений телевизионное вещание освободилось от идеологических ориентировок, но при этом потеряло и общественно-значимые ориентиры. Один из руководителей 5 канала В. Максимов предложил в 1996 году позитивную концепцию развития канала «Создать себя, семью, Россию». «Нас могут защитить только серьезные программы, рассчитанные не на один день. Если этого нет, то телевидение — это жевательная резинка для глаз, не более» — так он обосновывал свою концепцию. К сожалению, поэтапные реорганизации 5 канала, значительное сокращение телевизионного производства, штатов, финансирования и техники остановило многие прогрессивные проекты. Таким проектом являлась идея «телевидения быстрого реагирования», воплощавшаяся в информационном вещании канала в 1996 году под лозунгом «Выбирай настоящее». Помимо временного аспекта новостийной журналистики, связанного с оперативностью, в эту концепцию включался и качественный аспект, связанный с категориями важности и ценности: настоящая культура, настоящие люди, настоящая Родина. Журналисты хотели показать в эфире лучшее, что есть в городе.

Сама идея концептуального телевидения, по нашему мнению, заслуживает внедрения на каждом канале, и строиться она должна: на созидательной, а не на деструктивной (типа «Громче и быстрее») основе. В качестве консолидирующих информационных конструктов в современном обществе могут стать такие понятия, как национальное возрождение, семья, здоровье нации, труд, культура.

В этом отношении полезно вновь обратиться к журналистике советского периода. К реальным и преимущественно позитивным результатам функционирования СМИ в советский период можно отнести именно распространение общественно-значимой информации в массовом масштабе, что значительно способствовало консолидации и мобилизации граждан на достижение общегосударственных, крупномасштабных целей. Планомерные, продуманные, последовательно воплощаемые информационные технологии 6070-х годов заслуживают более пристального внимания современных организаторов информационного производства. В первой главе диссертации показан опыт разработки в информационном вещании Ленинградской студии телевидения таких методов работы, как рейды, корреспондентские посты, переклички, тесное взаимодействие газет, радио и телевидения в освещении различных кампаний. Особое внимание уделялось принципам компоновки информационных выпусков, которые строились строго в соответствии с поставленными перед журналистским коллективом задачами.

Среди проблем общего характера в информационной журналистике пристального внимания заслуживает персонификация журналистского творчества, личностный фактор в журналистике.

В настоящее время наметился процесс умаления самостоятельности журналиста. Истоки такого положения вещей находятся в рационализации, технифицировании процесса сбора и распространения информации, в отношении к информации как к продукту производства, обладающими определенными признаками товара. В формирующейся коммерческими структурами информационной державе журналист вновь становится безличным винтиком в безотказно действующей машине СМИ. Следствием этого является практическая невозможность журналиста нести ответственность за смысл предлагаемой информации. Но именно в личности журналиста, противостоящего разрушительному процессу превращения человека в массового, безликого потребителя информации, мы видим препятствие на пути уничтожения традиционных человеческих ценностей, на пути распространения новой «ларечной», потребительской культуры.

В этом отношении полезно обратиться к опыту телевизионной практики 80-х годов, анализ которого представлен во второй главе диссертации. Ленинградское телевидение 80-х годов идет по пути персонификации. Этот путь существенно сокращает дистанцию между человеком на экране и зрителем. Он приводит на экран новых людей, смелых и неравнодушных, общаться с которыми интересно зрителю. У нового поколения журналистов не было страха перед властью, они считали достижения современной цивилизации по праву своими. Когда журналисты старой школы пытались все взвесить и оценить, молодежь спасала вера в факты и открытость к коммуникации.

Повсеместно в передачах тех лет заметно усиление личностных моментов, увеличивается роль комментатора, ведущего. Еще до начала перестройки, в 1981 году в качестве ведущих информационной программы «Ленинград» вместе с дикторами стали выступать журналисты. По тем временам это была революционная ситуация. Важной вехой в повышении авторитета журналиста было введение в информационной редакции тематической специализации. В 1989 году открывается Телестанция «Факт», в которой в качестве ведущего в прямом эфире выступает журналист. К тому времени уже два года в программе «600 секунд» ежедневно появляется на ленинградском экране родоначальник современной авторской журналистики А.Невзоров. Миллионную аудиторию собирала перед экранами в популярнейших передачах «Общественное мнение» и «Теледебаты» журналистка Т.Максимова.

Именно личная нравственная инициатива прогрессивно мыслящих журналистов придала отдельным, разрозненным усилиям либеральной, демократической диссидентствующей интеллигенции массовый характер, многократно тиражировала эти усилия и способствовала вхождению общества в переходный период перестройки.

Помимо личной инициативы не менее важную роль в успешном продвижении перестроечных лозунгов сыграли такие профессиональные качества журналистов советского периода, как партийная организованность, дисциплина, ответственность за слово, за отбираемые факты, к чему журналисты были приучены цензурой, партийным контролем, идеологическим прессингом. Серьезность и значимость поставленных властями задач привели к умению и желанию мыслить гражданственно. Таким образом, объявленная в партийных кругах перестройка осуществилась с помощью грамотных профессионалов-журналистов.

К сожалению, общих проблем новостийной журналистики на современном этапе гораздо больше, чем мы можем обобщить в данном заключении. В период коммерциализации, конкуренции, раздробленности журналистского корпуса центробежными силами возникло много сложностей финансового, технического, правового характера. Некоторые из них отрицательно сказываются на результатах деятельности журналистов, что увеличивает разрыв между обществом и СМИ.

Во второй группе противоречий новостийной журналистики, связанных с проблемами регионального информационного вещания, в первую очередь следует обратить на соотношение в региональных информационных выпусках местной и общероссийской информации. Ориентация на местную информацию подчеркивает самостоятельность региона, оказывает влияние на взаимоотношения центра и периферии. Обращение к зрителю с «ближней» местной информацией ориентирует также журналистов и население на публичный диалог, на восприятие зрителя как публику, а не пассивную, требующую зрелищ аудиторию. В этом случае зритель выступает как активный партнер по общению, заинтересованный в решении не только личных, но и больших общественных проблем.

Информационный рынок Петербурга стал насыщеннее, чем несколько лет назад. Городские новости петербуржцы могут узнавать не только из одной программы «Информ-ТВ», а выбирать из 7-ми программ: «Новости» 6-го канала, «Петербургская хроника» 36 канала, «Региональные новости» на Региональном ТВ, «Новости Петербурга» на дециметровом ТВ-6, вечерние новости Ленинградской областной телекомпании (ЛОТ), а также местные новости центральных каналов «Сегодня в Петербурге» НТВ, «Вести из Петербурга» РТР,.

При этом надо учитывать политическую коньюнктуру. Усиление позиций петербургских политиков в Москве и стремление сделать Петербург более столичным городом, борьба различных сил за петербургский электорат делают выгодным финансирование местных петербургских новостей столичными каналами, увеличивая их конкурентоспособность.

Но, тем не менее, основная новостийная программа Петербургского телевидения «Информ-ТВ» по-прежнему включает в себя объемные блоки международной и российской информации, причем не всегда значимой для города. В результате происходит дублирование федеральных информационных программ. В то же время «за кадром» остается городская информация, которая, как показал опыт, всегда была интересна петербуржцам. Именно освещение городских событий сделало популярными на всю страну такие информационные программы, как «Телекурьер» и «600 секунд», народными городскими новостями привлекала зрителей передача «У всех на виду» .

Помимо количественного соотношения местной и центральной информации в новостийных блоках региональных телекомпаний довольно значительной проблемой становится содержательная наполненность информационных сюжетов о городских и областных событиях. Речь идет об учете специфики региона, области, города. В советское время в информационных выпусках ленинградских программ преобладала производственная информация (об этом идет речь в первой главе). Это был заказ времени для всех телевизионных студий страны. Однако для Ленинграда приоритет производственной тематики в новостийных блоках был уместен и по той причине, что город был крупнейшим промышленным центром, в котором трудилась многомиллионная армия рабочих всех специальностей и отраслей. Поэтому срабатывал принцип преобладания в качестве героев в выпусках подавляющего большинства населения.

С начала перестройки принцип учета интересов подавляющего большинства населения стал терять свою силу, производственная тематика была отодвинута на последние места, а затем и почти совсем исчезла из поля зрения журналистов. Политические, музыкальные звезды, криминальные элементы, наркоманы, проститутки, финансовые магнаты заполонили экран. В героях телеэкрана оказалось подавляющее меньшинство населения, которое во многих случаях «подавляло» в прямом смысле слова оставшееся большинство не только на экране, но и в самой жизни.

Некоторое время Петербургское телевидение опиралось в отражении городской хроники на вторую специфическую характеристику нашего городакультурный центр. В какой-то степени этот фактор учитывался и при передаче компании общенациональных частот 5-го канала в 1988 году, так как 5-й общенациональный канал предназначался изначально для формирования культурно-просветительской телевизионной компании. Поэтому, получив (по политическим причинам) общенациональные частоты, Петербургское телевидение активно разрабатывало (вернее, отрабатывало) это направление большим объемом информации о жизни культурной столицы, что, несомненно, вызывало интерес у зрителей Петербурга и других регионов.

Многочисленные водные магистрали, архитектурные ансамбли, порт, близкие границы со странами Балтии и Скандинавии, очарованье северной природы — все это также, помимо многочисленных предприятий и культурных объектов, накладывает отпечаток на жизнь города и горожан, и тоже может учитываться как специфика региона. Модуль региона должен быть отражен в информационных выпусках. А пока наш город, к сожалению, с легкой руки журналистов признается только криминальной столицей.

Не менее важной региональной проблемой становится характер подачи новостей. На сегодняшний день параллель^- Ьазвиваются Две тенденции: «крутая», жесткая и «мягкая» манера пове^йкя журналиста в кадре. Как показывает практика сегодняшнего времей, проблема эта постепенно усугубляется, оба пути развиваются параллельйб, и не взирая на мнения исследователей и зрительские пожелания, сближения противоположных позиций пока не наблюдается.

Это очень четко проявилось на конкурсе региональных телевизионных компаний 1998 года «Новости — время местное». В дискуссиях о новостях тогда столкнулись две концепции. Одна — близкая к столичной практике: новости должны быть «горячими», показывать из ряда вон выходящие события. Вторая концепция: стремление к смягчающим, позитивным моментам, новости должны быть моделью жизни, давать ценностные ориентиры. В результате этих споров жюри фестиваля вынуждено было выделить два Гран-при. За яркую, скандальную, «крутую» подачу новостей был отмечен «Екатеринбург-4 канал», лучшим представителем «мягких», домашних новостей стала Томская телекомпания «ТВ-2» .

Интересен тот факт, что в целом, этот конкурс выявил в качестве преобладающего элемента для региональных студий все-таки вторую тенденцию — ориентацию на позитивную информацию. С одной стороны, это связано с тем, что в регионах журналисты больше зависимы от властных структур, имеют меньше свободы, а значит, и меньше возможности критических выступлений. С другой стороны, местный журналист больше информирован о положительных событиях, о тех фактах, которые не заявляют о себе громко, скандалом, сенсацией, а требует более внимательного и заинтересованного погружения в действительность, в жизнь простых людей, которых подавляющее большинство.

Что касается информационного вещания бывшего 5 канала, а теперешнего ОАО «Петербург», то можно отметить, что в 1999 году, после смены руководства в информационной редакции, курс был взят на «горячую» подачу новостей в подражание столичным новостям не в самых лучших характеристиках. С серной кислотой сравнивают выпуски «Информ-ТВ», не меньше нареканий за скандальный характер получает авторская программа С. Чернядьева «Событие» .

Такое положение вещей не соответствует ожиданиям и интересам аудитории, снижает авторитет журналистики в целом.

В качестве прогноза и рекомендации для решения некоторых из перечисленных проблем можно посоветовать журналистам расширять масштабы деятельности СМИ на объективной основе, отражающей реально происходящие в современной России процессы. Ее суть — регионализация массового сознания, сужение круга интересов аудитории, повышение заинтересованности в проблемах элементарной выживаемости в конкретных условиях.

Именно в учете этого фактора мы видим возможность преодоления основного противоречия между объективными общечеловеческими ценностными ориентациями российского общества, с одной стороны, и нормами, целями и реальной практикой одной из его подсистем — СМИ и конкретно телевидения-с другой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.З. Мотивационно-целевой анализ телепередачи. Формула успеха телепередачи. -М.: ВИШСЛ994.- 121 с.
  2. Т.З. К диалогической коммуникации: от воздействия к взаимодействию.- Мл Ин-т социол, 1999= 136 с.
  3. Е. Телевидение? Это очень просто. Пер. с фр.- 2 изд. доп.- М.-Л.: Энергия,!967.- 192 с.
  4. В.Г. Социальная информация М.: Наука, 1994. — 199 с. Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. -М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  5. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.382 с.
  6. Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации ипропаганды. М: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 119 с.
  7. Багиров Э. Г. Очерки теории телевидения.-М.: Искусство, 1978.- 150 с.
  8. Э.Г., Борецкий P.A., Юровский А. Я. Основы телевизионнойжурналистики. 2-е изд.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 238 с.
  9. Э.Г., Кацев ИХ, Телевидение XX век. Политика, искусство, мораль,
  10. М.: Искусство, 1968.- 304 с.
  11. М.К. Сравнительный анализ жанров, (Репортаж. Развитие документализма). Алма-Ата, 1975. — 115 с.
  12. М.А. Телевизионное общение. СПб.: СПбГУ, 1992.- 125 с. Биликс Г. И. Телевидение. Л.: ЛГУ, 1960=- 324 с.
  13. Н.С. Буржуазное телевидение и его доктрины, -М,: Мысль, 1977.278 с.
  14. Блажнов Е. А, Паблик Рилейшнз = PR: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отошений.- М.: ИМА-пресс, 1994.- 157 с. Богомолов Ю, А, Проблемы времени в художественном телевидении (Опыт сравнит. Анализа). М.: Искусство,!977.- 127 с.
  15. H.H. Социальная психология печати, радио и телевидения, -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.-126 с.
  16. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. Мл Наука, 1986.-30! с.
  17. P.A. Информационные жанры телевидения. М.: HMO Госкомитетапо радиовещанию и телевидению, 1961.- 75 с.
  18. P.A. Телевизионная программа. Очерк теории пропаганды. -М.: НМОгоскомитета по телевидению и радиовещанию, 1967. 212 с.
  19. Р. Телевидение на перепутье. М.: Институт истории и социальныхпроблем телевидения, 1998. -105 с.
  20. P.A. В Бермудском треугольнике ТВ. М.: Икар, 1998. — 204 с.
  21. Р., Кузнецов Г. Журналист ТВ: за кадром и в кадре. М.: Искусство, 1990.- 152 с.
  22. Братко А, Кочергин А., Информация и психика. -Новосибирск: Наука, 1977. -198 с.
  23. Буданцев Ю Л. Социология массовой коммуникации.-М: МНЭПУ, 1995,-111с.
  24. В .И. Цветное телевидение. -М.: ДОСААФ, 1975.-160 с.
  25. Р.Г. Психологические особенности журналистского творчества.1. Свердловск, 1976.- 66 с.
  26. Ю.А. Видеомагнитофон. М.: Искусство, 1973, — 110 с.
  27. Т.Б. Публицистические жанры радио. -СПб.: СпбГУ, 1992. 46 с. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Рукавишников Л. А. Теле- и радиоинформация. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.-63 с.
  28. Г. Всемирное телевидение./ТТод ред. В. Н. Иванова, Тбилиси:1. Ганатлеба, 1989.- 671 с.
  29. М.А. Средства массовой информации в социально-политическихпроцессах Российской федерации. (90-е годы). Дисс, канд.полит.наук.-М., 1998.174 с.
  30. .Д. Методика и практика редактирования телевизионных передач.
  31. Метод, пособие для редакторов общественно -полит, передач). М.: ЦНП Госкомитета по телевидению и радиовещанию, 1975. -131 с.
  32. М.Е. Человек крупным планом -М,: Искусство,!981.- 216 с. Горохов В. М. Основы журналистского мастерства.- М: Мысль, 1989.- 180 с.
  33. Гоуайзер Ш, Уитт Э, Путеводитель журналиста по опросам общественногомнения.- М: Вагриус, 1997. 205 с.
  34. A.A. Средства массовой информации в постсоветской России.
  35. М.: Российский институт дружбы народов, ?996. — 167 с.
  36. A.B., Живодеров В. Е. Изучаем нашу аудиторию. M. i ЦНП
  37. Госкомитета по радиовещанию и телевидению,!971.- ±49 с.
  38. П.С. Приключения имиджа. Типология телевизионного образа ипарадоксы его восприятия, — М.: Искусство Л 991.- 219 с.
  39. П.С., Ружников В. Н. Советское радиовещание. Страницы истории. Искусство, 1976. 383 с.
  40. И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. -Мл Восток* 1996. 190 с.
  41. Динамика ценностей населения реформируемой России/ Отв.ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. М.: Эдиториал, 1996. — 224 с.
  42. Е.Я. Информационно-публицистические передачи телевидения и пути повышения их эффективности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986,-207 с. Дутин ЕЛ. Местное телевидение: типология, факторы и условия Формирования программ. — M. i изд-во МГУ, 1982. — 103 с.
  43. Э., Мэривслл Д, Беседы о масс-медиа, — М,: РАИПЦ, Вагриус, 1997. -383 с.
  44. Егоров В, В, Телевидение и власть M. i АО ПЦ «Эфир», 1997, — 207 с, Егоров В .В. Телевидение и зритель -М: Мысль, 1977. -196 с. Егоров В, В. Телевидение: теория и практика. — Мл изд-во МНЭПУ, 1993, — 310 с.
  45. Егоров В, В, «Мл Воскресенье, 1999.-414 е.
  46. В.В. Теория и практики советскою телевидения -Мл Высшая школа,!980. -288 с.
  47. В.В. Тираж 150 миллионов. — Мл Искусство,!975. -131 с. Жанры телевидения / Под ред. Багирова Э. Г. М.: НМО Комитета по радиовещанию и телевидению, 1967. — 251 с.
  48. Журналист и информация / Под ред. Г. В. Жиркова. СПб.: СПбГУ, 1994. -67 с.- ~ т ~ ~едования / Под», 1 L = JlLifl$.? i> tv И Я"-" IV! Г", t ! I rs J JV U II .l V r"J~ J. Г. Ч.. iiJ HHacypCKoro Изд-во Моск. vh-: л: — д: ов информации.
  49. Формирование новой концепции средств информации и их роль в• жи ши страньр 1090−1998 • • наук. М, 5 1998. —286 с.
  50. Засурский И, И • • нIорой рсспуолики, • • Моек ун-та. 1 949 270 с.
  51. Засурский Богданов В. Власть: зеркало или служанка? в 2-х т. — М.:: г :-: л т~ в России, 1998.
  52. А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера* СПб.: Союз, 1997 = 286 с.
  53. ЧооЪ'--" В 'нИЬ">'ТЬ1 Типл ¡-тное (¦¦¦ г, т<�Ои хщ&ЛпмаЦИИ иг: д: ~ ~ г ~~ г — рТИИ вiJUJiiiwXil uiiy ipUiuiCn М ННШЙСИ iiUjiHiilKJd// i i i^LV^K^ u wpUAL iufclA Mti^vOBOjflинформядии и.. 2-е.. M: Политиздат, 1987.
  54. Из политического доклада Центрального Комитета КПСС ХХУ11 съезду.ской партии Советского Союза. 25 февраля 1986 г// КПСС осредствах массовой информации и пропаганды,-2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1987,
  55. Р.Н. Изобразительные ресурсы экрана. М.:Искусетво, 1973= -176 с.
  56. т. Основы . (Вопросы теории и. телевидения).1. М.: ВГЙК. 1976. 107 с.
  57. В журналист,. Изд-во. 1980, -251 с.
  58. A.M. В доме весь мир, -М,: ИолитиздатЛ975, — 88 с, Леонтьева В, М. Обвяснение в любви. Записки диктора * телевидения, — М=: Молодая гвардия, 1989. 223 с. Летунов. Время, люди, микрофон, -М: 1юдусствоЛ974.- 279 с,
  59. Лукнйпкии С. 11. Средства. информации в системе управления России
  60. Дисс.д да • М., 1998. -294 с,
  61. Ь. диктор телевидения М.: Искусство, 1973. =199 с,
  62. Максимова В В, Музыкальный. .' '. 1991. 303 с.
  63. К. В. Карьера в. Типология профессионалвногостановления и поведения . -Мл Изд-во Моей.. 23 с,
  64. Л., Связв с аудиторией в •• . -Мл1. ВШЖЛ 990, 63 с. .
  65. Менделеев А.Г.,.Диалоги о демократии, * Политиздат, 1988, 238 с,
  66. Михалкович В, И. перед. М. л:: л: с.
  67. Мицкевич • Файерстоун • Телевидение и. =м Межд. фондл:д ------ 1993, -9а с.
  68. Многоцветный •. Сост. Деревицкий В. Мл Искусство, 977, — 208 с,.• 351 с.
  69. Московский '' л Ролл оадио и телевидения в • • воспитанийсоветского народа лл, а Мысль, 1967 -40 с,
  70. Муоатов С, Диалог, Телевизионное • •.. на экране и за экраном, -Мл .•.,.-,. 159 с,
  71. Муратов О. А, Нралственные принципв: ~~ ~ ~~ эти но. ллгокодекса. Мл Права человека, 1997, — 56 с,
  72. С, А, л.. камера, — М Искусство,!976, — 161
  73. С.А., Фе|Мг i л. Люди, которые входят без стука -Мл.-.1. Ь ! С• история отечества. ХХ век,/Под ред. А, Ф, Киселева, Э. М, Щадила, В, Г, Тюгавкина"-М Младое, 1998. М91 с,
  74. Д.Ю. О «Ноемечке» и о cebe- Мл Олимп, изд л з .о .i tOU L
  75. О далвнейшем •• советского • Постановление ЦК КПСС 29января 1960 г,// О. и. лэчати, радиовещании и .
  76. Сборник докуменяЛэ ^ материалов./ Оа т Л. С. Климанова. -Мл Мысль, 197л, -0,536−541,лл≅л — - • i Постановление ПК
  77. М Мб: от 6 июня 1962 г.// О партийной л советской пелати, ./ —. Мл Мысль, 1972, -0,542−548.
  78. О мерах по улучшен, а в> .подготовки и переподготовки .
  79. Оганов I С.ТВ. — Мл. 2 М с.• • • русского языка. 19-е изд, — Мл руссаии язык, 1990, — 752 с,•. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий
  80. Л ' «ДСЯТОЛи1"пи. ••• • Изд-во „Л1946 261 с. л: л публипиелнпа. ли.. 1992.-41 с. л .:. I-. экране.. ' 33 с. и-.п .-и... к проблеме),/ Пиплед, Засурского Я. Н -Мл Изд-во Мосла- н-та, 1993. -206 .а. .. и аетуп.271 с
  81. Очерки по истории Российского телевидения / В. Егоров, Ю. Юровский, Г. Кузнецов и др.- Ин-т повышения квалиф. работников телевидения и радио. М.: Воскресенье, 1999. 416 с.
  82. П.А., Зегер М. Г., Вьюник A.A. Ленинградское радио: от блокады до „оттепели“. М.: Искусство, 1991. 188 с.
  83. Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М.: Искусство, 1990. — 207 с.
  84. Планирование работы редакции / Под ред. С. М. Гуревича М.: Высшая школа, 1979.- 448 с.
  85. В.М. Практические вопросы технологии телевидения (Опыт Ленинградской студии). M.: НМО Госкомитета по телевидению и радиовещанию, 1970. -124 с.
  86. Проблемы телевидения / Сб.ст. М.: Искусство, 1976, — 135 с. Проблемы эффективности журналистики. Сб.ст./Под ред. Я. Засурского, З.Шумберы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.-244 с.
  87. Е.И. Выразительные средства журналистики М.: Изд-во Моск-го унта, 1980.-92 с.
  88. Радио и телевидение в СССР. М.: Государственный комитет по радиовещанию и телевидению, I960.- 164 с.
  89. Радиовещание и телевидение за рубежом. № 1, М.: изд. НМО Гос.ком.по радиовещанию и телевидению, 1965.- 270 с.
  90. Радиовещание и телевидение за рубежом. № 1−2, М.: изд. НМО Гос.ком.по радиовещанию и телевидению, 1968.- 216 с.
  91. Репортаж в радиовещании и телевидении Вып.1,2. М.: изд. ЦДЖ, 1961.-100 е., 91 с.
  92. И.И. Мировой рынок информационных услуг, основные характеристики, цели и методы маркетинга. М.: МП „Данные, информация, знания“, 1991.-158 с.
  93. И.И. Без права на дубль: Записки режиссера телевидения. М.: Искусство, 1986.- 111 с.
  94. Российская журналистика: свобода доступа к информации /Сост. И. Дзялошинский. М.: Комиссия по свободе доступа к информации, 1996. — 267 с.
  95. В.А. Политическая культура средств массовой информации. -М.: Луч, 1994.-276 с.
  96. Согрин В. Политическая история современной России 1985−1994: от Горбачева до Ельцина. М.: Прогресс-Академия, 1994.
  97. Сорок мнений о телевидении (Зарубежные деятели культуры о телевидении) /Сост. Голядкин H.A. -М.: Искусство, 1978. -256 с.
  98. Социология журналистики. Очерки методологии и практика. / Под ред. Корконосенко С. Г. М.: Гандальф, 1998.- 256 с.
  99. Социальное функционирование журналистики / под ред.С. Г. Корконосенко. -СПб.: Изд-во „Час пик“, 1994.-181 с.
  100. Средства массовой информации в современном обществе. Тенденции развития, подготовка кадров. -М.: РУНД, 1995.-132 с.
  101. ТВ- репортер /Под ред. Багирова Э. Г., Сост. Кузнецов Г. В.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 206 с.
  102. Телевидение и радиовещание в СССР /Сост.Волков В. П. и др.- М.: Искусство, 1979.- 295 с.
  103. С.А. Информационный труд. Теория, методология, вопросыразвития. Воронеж: Изд-во Ворон.гос.ун-та, 1999.-181 с.
  104. JT.H. Массовая информация: стратегия производства и тактикапотребления. М.: Изд-во Моск-го ун-та, 1996.- 181 с.
  105. Г. Товарищ ТВ. М.: Молодая гвардия, 1974. — 254 с.
  106. С. Как писать для радио и телевидения. Пер. с англ. М.: НМО
  107. Госкомитета по радиовещанию и телевидению, 1962. -152 с.
  108. . Ваше мнение о телевидении. М.: НМО Комитета по радиовещаниюи телевидению, 1969. 215 с.
  109. .М. Пути развития средств массовой коммуникации. Социологические наблюдения. М.: Искусство, 1977. -187 с.
  110. .М. Телевидение глазами социолога. М.: Искусство, 1971.- 191 с. Хелемендик B.C. Союз пера, микрофона и телекамеры. Опыт системного исследования. М.: Мысль, 1977. — 316 с.
  111. Г. Место телевидения в системе массовой коммуникаций М.: Комитет по радиовещанию и телевидению, 1966. — 51 с.
  112. B.JI. Телевидение переходного периода. Дисс. докт. филол.наук. М. ВИПК, 1997.-407 с.
  113. A.M. Зрителю о цветном телевидении.- 2-е изд.перер.- М.: Радио и связь, 1991.-178 с.
  114. В.А. Куклы-2. М.: Вагриус, 1998.- 303 с.
  115. Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.: „Вагриус“, 1997. -206 с.
  116. A.A. Будить мысль, рождать действие /телепублицистика ленинградских журналистов/ Д., 1986. — 105 с.
  117. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -Самара, 1995.- 168 с.
  118. В. Информационные жанры радиожурналистики. М.: Искусство, 1973.- 66 с.
  119. Coates Charles. Professional’s TV news handbook. Chicago. 1994. Cohler K.D. Broadcasting journalism. Prentice Hall, Englewood Cliffs, New-Jersey, 1994
  120. Folkerts J., Tetter D. Voices of a nation: A history of media in the United States“ Macmillian Publishing Company, New York, 1989
  121. Herbert J. Altschull „Agents of power: The Role of the News Media in Human Affairs“ Longman, New York & London, 1984 Mayeux Peter. Broadcast news: Writing and reporting. 1991. News reporting & writing. The missouri group. 1992.
  122. Paasilinna R. Glasnost and soviet television, a study of the Soviet mass media and its role in society from 1985−1991. 1995. P. 150
  123. Philip Meyer Ethical Journalism / White Plains Longman, New York, 1987 New American Encyclopedia of Modern Culture, Longman, New York, 1996 Television production. Disciplines & techniques/T.B.Burrous, D.N.Wood, WCP Group, 1992, p.512
  124. White Ted, Meppen Andrian, Young Steve. Broadcast news writing, reporting and production. London-New-York. 1984.
  125. Статьи, научные сообщения, авторефераты.
  126. Т.З. Ведущий прямого эфира//Человек в кадре. Тез. конф. -М., 1990. -С.39−42.
  127. Т. Может ли публика хотеть// Сорок мнений о телевидении/ Сост. Голядкин Н. А. М., 1978. -С.55−60.
  128. Э. Телевидение 70-х: Некоторые особенности развития.// Телевидениевчера, сегодня, завтра. -Вып.4. М.: Искусство, 1984. — С. 14−32.
  129. Э. Телевизионный журналист. Проблемы теории и методологииисследования. Автореферат дисс.докт.фил.наук. М., 1976.- 48 с.
  130. Ю.М. Возможен ли закон о гласности?// Гласность: мнения, поиски, политика. М., 1989. — С.277−282.
  131. Ю. Формула взаимовлияния/УТелевидение вчера, сегодня, завтра. -Вып.5, — М., 1985. -С.154−157.
  132. H.A. Телеведущий и персонификация// Человек в кадре. Тез.конф. -М, 1990. -С.28.-32.
  133. А.Г. Телевидение в социальном развитии региона. Автореферат дисс. канд. филол. наук. М.: МГУ, 1990.- 28 с.
  134. В. Когда кривеет зеркало //Телевизионная мозаика. Сб.статей./Под ред.Я. Н. Засурского, — Вып.2, — М., 1997. С.42−47.
  135. Козина Е. С. Средства массовой информации и выборы: мифотворчество как элемент информационно-пропагандистских компаний. Автореферат дисс. канд.филол.наук. -М.:МГУ, 2000.-24 с.
  136. Г. Отражение времени // Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып.7. -М.: Искусство, 1987. C.8-I9.
  137. Г. С. О природе и сущности информации// Основы информационной культуры. СПб., 1998. — С.4 -15.
  138. В.Г. Лоцманы питерского телеэфира // Журналистика в 1996 г. Часть 3. М., 1997, — С. 45−47.
  139. Т.Н. Блеск и нищета телеэкрана: развлекательные программы сегодня // Говорит и показывает кафедра РТ / Под ред. В. Г. Осинского, Г. Б. Петрова,
  140. Г» А ТЛ.. V ' Т г — оттгтг t f ^ ' 7 r-t fy
  141. JI./V.i yKclBUliiliHKUKa.- v^iiu. У, 1УУ/".- L./J-/0.
  142. Г. К проблеме дегероизации мифа визуальной журналистики //
  143. ЛТГ. ,. 1 frn, А * 1 Л-АА О’Лжурналистика ь iyyo гиду, хез.конф. m., iyyy
  144. Е.П. Диктор или ведущий? // Средства массовой информации вгр 1 /""t TT/*"* 1 fVAA о, А .4 Л Гсовременном мире, хез.ковф. l^xxo.,î-ууу. — ^.zh-zj.
  145. Е.П. Семейный портрет в интерьере радио и телевидения // Говорит ипоказывает кафедра РТ/ Под ред. В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова,
  146. Л.А.Рукавишникова.- СПб.: СПбГУ, 1997, — С.171−176.
  147. Е.П. Факторы, определяющие отбор информации// Основыинформационной культуры. СПб.: СпбГУ, 1998.- С. 16−23.
  148. Е.П., Стрельцова E.H. Формирование концептуального телевидения /7
  149. Средства массовой информации в современном мире. Тез. конф. СПб., 1997. г^ -I 1 А л1. К,. IUJ-lU^t.
  150. Е.П. Воздействие журналистики на массовое сознание.// Проблемы эффективности журналистики. -М., 1990. -С. 51−60.
  151. Л.А. Телевидение: от самоутверждения к самоограничению?// Говорит и показывает кафедра РТ. Под ред. В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова, Л. А. Рукавишникова. СПб.: СПбГУ, 1997. -С.7−9.
  152. .В. Динамика отношения студентов к обучению на факультетежурналистики// Журналистика и социология, 95.- СПб, 1996.
  153. Т. Живое наследие молодого искусства// Телевидение вчера, сегодня, Ti ¦ ¦ тт. 1 АО^ ' ' /: * ЛГзавтра, -оыу.о. -ivi.- люку ество, ij.- l. оч-vj.
  154. О. В. Маркин Л.В. О соотношении власти и общественного мненият ,. «-» r-irtc i л г" о г* i i с i '""лreí- йоНал ьнам политика.iLv., iyyZ, — iu-izU.
  155. В.П. К характеристике читательских потребностей// Журналист.
  156. ТТ, А, ТТ 1ЛО/" Г^ Л f r 1 гпресса, /аудитория, -л., гуоо.
  157. Л. Информация на телеэкране: факторы отбора// Телевидение вчера, сегодня, завтра.- М.: Искусство, 1988, — С. 175−185.
  158. .М. Идеологическая работа партии и изучение средств массовоговоздействия в условиях НТР// В сб. Массовая коммуникация всоциалистическом обществе./ Под .ред.Дмитриева А. В., Мансурова Н. С., Сечке
  159. Т., Тамаша П., Фиреова Б. М. -Л., 1979. С.8−25.
  160. . Телевидение и мы: к истории наших взаимоотношений.//
  161. Телевидение вчера, сегодня, завтра. М. Искусство, 1989. -С.8−22.
  162. В. Парадоксы развития местного вещания/7 Гелевидение вчера, сегодня, завтра М.:Иекуество, 1989, — С.64−73.
  163. Ю. Процессы памяти и массовая коммуникация /7 Философско -— психологические проблемы коммуникаций. Фрунзе. 1971.- С. 125−129. Энтин В. Л. Право на информацию /7 Гласность: мнения, поиски, политика. -М., 1989. — С. 198−202.
  164. А. Вехи пройденного пути/7Телевидение вчера, сегодня, завтра. -Вып.1.- М.: Искусство, 1981.- С.105−121.
  165. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.// Методологические проблемы социальной психологии. -М., 1975. -С.89−105.1. Периодические издания.
  166. П. Пыжиковая шапка для новостей // Вечерний Петербург.-l997. -31 января.
  167. Ч. Перестройка, гласность древо выживания // Правда.-1988.-12 февраля.
  168. Актуальные задачи идеологической работы. Передовая статья.// Правда, — 19 /2,с ИЮЛЯ,
  169. В. Доренко рано подводить итоги /7 Коммерсантъ. 1999. — 23 Арутюнова В. Непрезидентский канал Юрия Лужкова /7 Коммерсант. — 1999.д.и февраля.
  170. Э. В зеркале общественного мнения/7 Телевидение. Радиовещание.1980. -№ 9 -С.34−36.
  171. Э. Точность цели// Телевидение. Радиовещание.-1981.- № 7.
  172. С. Будьте осторожные/Журналист.- 1998.-№ 3.
  173. М. Берегите себя! Это важно/7 Невский, 70. -1999. -№ 2. -С.24−25.
  174. С. Кризис власти. Так скоро?//Смена. -1990.-8 апреля.
  175. Е. Компактная, мобильная, эффективная // Независимая газета. 1998.- 10 октября
  176. Л., Никитина Т. «Добрый вечер, Москва!»//Телевидение.
  177. Радиовещание. -1987. -№ 8, С. б -8.
  178. А. Сергей Доренко: Ешьте злого Доренко полной ложкой /7 Комсомольская правда. 1998. 20 февраля.
  179. С., Пономарева К. Мы канал большинства /7 Новая газета. — 1997.- 13 октября.
  180. Ю. Блондинка Ирина Мишина и брюнетка Татьяна Миткова //ТВ-ревю.- 1992. -№-4.
  181. Ю. Первые блины /У Московские новости. Курьер. -1994.- № 24.
  182. Ю. Как в зеркале// Знамя.-! 997, № 6.
  183. Н. Г. Васильева Т.В. Сколько лиц у ведущего?//Вестник СпбГУ., -1993. Сер.2. Вып.2. -С. 103−108.
  184. Борецкий Р. «Лицо» телевизионной программы или хорошо забытое старое
  185. Телевидение. Радиовещание, -1989, -№ 4.
  186. Р. Меняем идеологию совков на идеологию лавочников /У Новоевремя. 1997. — № 8
  187. А. Демократия и гласность: границы и критерии /У Советская Латвия. -1988.-31 января.
  188. Важные задачи прессы. Передовая статья// Правда.- 1971.- 14 июля.
  189. Л. Без камуфляжа // Журналист. 1997. — Х&- 11−12.
  190. А. И все-таки Молчанов! /У Журналист. 1994. — № 8
  191. А. Имя разгадки Светлана // Журналист. 1994.- № 12
  192. А. Кто платит, тот заказывает рейтинг //' Общая газета. 1996. — № 1.
  193. А. Новое?. Независимое?. Нет нормальное! // Журналист. — 1994.9.
  194. А. Отделим зерна от плевел /7 Телевидение и радиовещание. 1987. -№ 10.
  195. А. Прямой эфир: черновик или неприкрашенная правда?// Журналист.- 1998. № 2.
  196. А. Новости минус//' Московские новости. -1994.-10 марта.
  197. Е. «Информ-ТВ» это программа, которую смотрит Россия//Волшебная газета (Magic paper), — 1994, — № 6. Верник В. Матадор /У Неделя, — 1992.-№ 9.
  198. В. Репортер охотник за сенсациями // Неделя.-1989.-№ 9. Верховская А. Н. Средства массовой информации в системе партийной компаративноети // Вестник МГУ. Серия 10.Журналистика.- 1999.- № 5.-С.23−24.
  199. В. Смотреть по телевидению, как мы живем, гораздо страшнее, чем жить Н Журналист. 1994. — № 4.
  200. К., Виноградова С. Оковы тяжкие падут?//Невский наблюдатель. -1997.-№ 2.-С.8.
  201. Зимен ко Н. Диктор телевидения// Советское радио и телевидение. -1959, Иванова Р. Ф. Первый опыт конкретных социологических исследований советской печати.// Вестн.Моск.ун-та. Сер.Х. Журналистика. -1967. -№ 2.- С. 43−55.
  202. Игнатов М, Г, Мотков С. И. Роль СМК в процессе формирования общественного мнения //Вестник МГУ. Сер.Х.Журналистика.-!997.-№ 5. -С.65−78.
  203. Информация, информация //Вечерний Петербург. -1996.- 26 ноября.
  204. Информируют хорошо, развлекают плохо // Вечерний Петербург.-1996, 16 сентября.
  205. С. Первый канал пока действительно первый // Смена. -1995. -20 октября
  206. Итоги «Итогов"// Независимая газета, 1996. -12 октября Кавалеров Н. Глазастый и глазастик /У ТВ ревю. -1992. -№ 9. Казанцев Ю. „600 секунд"// Журналист. -1989. -№ 7.
  207. Какие программы мы смотрим//Ленинградская правда. J 990. -29 сентября.
  208. Е. Какими должны быть „Последние известия“ по телевидению?// Советское радио и телевидение. -196o.-№ 6.
  209. С.Г., Свитич Л. Г., Ширяева A.A. Российский и американский журналист (опыт совместного исследования)/'/' Вестн.Моск.ун-та.Сер. 10, Журналистика.- 1995-. № 1.- С.20−27. Кон И. Люди и роли. /У Новый мир. i 97 i .-.NM 2.
  210. Г. Отчет о работе Ленинградского телевидения //Советское радио и телевидение -1964, — № 5.
  211. Н., Павлов П. Сергей Доренко не хочет брать деньги с политиков //Сегодня.-1995. -27 сентября.
  212. С.Г. Социожурналиетика: в защиту концептуальной идеи.// Невский наблюдатель. -1997. -№ 1. С.66−68.
  213. А. Беспредел информационного рынка, или: „Вам какой рейтинг нужен? Пожалуйста!“ /У Комсомольская правда в Санкт-Петербурге. -1997. -10ликаря
  214. Кривулин B. O 5-м канале замолвите слово./УМК в Питере.-1998. 30 апреля-10
  215. Ю. О ведущих программы „Вести“ //Телерадиоэфир. -1992.- -М> Кузнецов Г. Конец XX века: в России телереволюция /У Журналист. 1999. — №
  216. Г. Где вы, короли репортажа?/УЖурналист.-1986.-№ 3.
  217. В. На повестке дня: межрегиональное вещание/ЛТевский наблюдатель. 1998, — № 1.- С.61−62.
  218. А. Нз всех телеканалов для нас важнейшим является „Культура“ // Российская газета.-1997.-27 сентября.
  219. П. Откладываю газету и иду намыливать веревку//Журналиет. -1992.8.
  220. Л. Полный провал // Пульс. -2000. -Март.
  221. Д. Не думай о секундах свысока//Аргументы и факты. -1989. -№>42. -21−27 октября.
  222. Э. Время собирать секунды/УИзвестия. -1989.-13 октября Маркелов К. В. Самоактуализация журналиста (развитие профессиональной мотивации) // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. Х Журналистика. -1994. -№ 5 -С.17−33.
  223. Т. ТВ: рейтинги могут стать объективными//' Правда.- 1996. -7марта.
  224. В. Новость то, что отличает „Сегодня“ от вчера/7 Огонек. -1996. -№ 12. -С.74−75.
  225. . Один в поле Невзоров//Телерадиоэфир.-1992.- № 1.- С.7−9. Муратов С. Конец империи „островного“ вещаняя//Журналист. -1994. -№ 1, Мушников Н. Телевизионная информация/УСоветское радио и телевидение.1959. -№ 4,
  226. Начарова И."Информ-ТВ“ кузница звезд // Известия. 1997. 4 апреля. Николаев Р. Конкретное дело — конкретный спрос/УТелевидение. Радиовещание. Л986.-№ 12. -С.4−7.
  227. Ю. „Факт“ это уже факт// Говорит и показывает Москва.-!989. -№ 30.
  228. В. Страсти и муки телезвезд // ПР-диалог. 1999. — № 4. -С.44−46.
  229. Э. Дебаты? Да, дебаты!//Известйя.- 1989, — 8 апреля. Петров Г., Осинский В. Кто и как доконал Пятый канал //' Невский наблюдатель, -1997, — № 2, С.42−46.
  230. Г., Осинский В. Кто и как доконал Пятый канал /У Невскийнаблюдатель. 1998. — № 1. — С.57−60.
  231. И. Петербургские тайны // Общая газета. 1994. — № 12.
  232. Й. Компания НТВ получила весь четвертый канал // Известия. 1996.- 25 сентября
  233. Ю. Золотая лихорадка// Огонек, -1997. -№ 44,
  234. А. Контурный портрет на белом фоне зависти/УЖурналист.- 1993.1.
  235. О. О третьей силе, зеркале и самозванцах/УЖурналист. -1994. -№ 2.
  236. Поспелова Г, М. Социальные ориентации общества в зеркале прессы // Вести. Моск. ун-та. Сер.Журналистика.-1991 .-№ 6.
  237. Пресса в борьбе за урожай. Передовая статья// Правда, — 1972- 9 июня. Прорыв на городском рынке рекламных услуг. Телевидение// Комсомольскаяправда. 1995.-3 марта,
  238. А. „Культура“ обойдет Петербург стороной /У Смена.-1997.3 октября,
  239. Радио/Телевидение. Программа передач. Ленинград. -1960. -№ 52, -24 декабря. Радио, Телевидение, Программа передач, Ленинград.- 1963, — № 21, — 25 мая. Радио.Телевидение. Программа передач. Ленинград. -1963 -№ 35. -10 октября.
  240. Л. Жить не по лжи и выжить?//' Журналист. -1992. -№ 7.
  241. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России// Вопросы философии. -1994. 4. -С. 14 -34 Резанов Г. Дорошилова Т. А послезавтра как знать// Комсомольская правда. -1990.- №№.2−13. -16 января.
  242. Рейтинг информационных программ и ведущих//ТВ- ревю. -1992.- № 1. -СЛ2−14.
  243. Рейтинг телевизионных каналов//Общая газета.-1996. -№ 4. Реснянская Л. Л., Свитич Л. Г., Фомичева И. Д. Ширяева A.A. Перспективы развития региональной прессы// Вести. Моск. ун-та. Сер. Х, Журналистика.-1996.-№ 3.
  244. Родионова ?. Демократия и пресса // Вести, Моск. ун-та. Сер, Журналистика. -1995.-№ 3.
  245. Е. НТВ: истоки и перспективы// Московские новости. -1996. -№ 46. Сагалаев Э. ТСН//7 дней. -1990. -№ 3. -15−21 января.
  246. Э. <<7 дней» и 2% корректности// Аргументы и факты. -1990, -№ 16. -21−27 апреля.
  247. К. Хроника «захвата телевидения «//Час пик.-1990. -№ 9.-23 апреля. Симонов А. Мы опять вступаем в полосу, где правда не нужна никому// Журналист. -1994. -№ 2.
  248. В. Нельзя превратить ТВ в стаю попугаев//Известия.- 1994.- 25 марта.
  249. Н. Город прекрасный. Город счастливый?// Санкт-Петербургские ведомости. -1998.-15 января.
  250. Соревнование и поесса. Пеоеловая статья // Поавла. -1971. 13 яоябоя, 1. X i i ' • X ' '
  251. Д. Путь роста, путь поиска//' Телевидение. Программа передач.
  252. Существует ли феномен Ленинградского ТВ? Круглый стол//Телевидение,
  253. Я. Ленинградцы- москвичам//' Советское радио и телевидение. I960.4.
  254. Филиппов А. Путь от федерального к местечковому занял 10 легУ/Деловой Петербург.-2000.-28 июля.173
  255. Форум I 16-ти /7 Советское радио и телевидение. -1963.- № 10.
  256. Хроника радио и ТВ 1917—1987 // Телевидение и радиовещание.-1987, — № 11.
  257. Хроника радио и ТВ 7/ Телевидение. Радиовещание. -1987.- № 12.
  258. Э. Самые важные вопросы это первый и второй // Журналист, -1993.-№ 1.
  259. Е. Кто и зачем покупает эфир// Московские новости. -1993. 31 декабря.
  260. Что вышло и что не вышло в ленинградский эфар//Ленинградекая правда. -1991.-3 I августа.
  261. М. Глупо делать культурный канал для кз’льтурных людей // Собеседник. -1997. -№ 35. -20 сентября.
  262. Шервуд О, Приехали,//Вечерний Петербург, 1993.-24 декабря, Шеркович Д. Не только информация /77 дней. -1996. № 3.
  263. Шигарева Ю Ведущих встречают по одежке// Аргументы и факты, -1994. -№ 14,
  264. М.В. Система гласности: проблема становления // Вести. Моск. ун-та.
  265. Сер.Х, Журналистика. -1990, -№ 1 С, 3−10,
  266. М. Диалог и полемика /7 Журналист.-i 998.-№ 2.
  267. Шостак М, Журналистика новостей // Журналист, 1997, — № 9.
  268. М. «Картинки» репортера i i Журналист. 1997. — № 10.
  269. Шостак М, Набросок портрета пером журналиста // Журналист, 1998, — 14
  270. В.Югин. Пятый канал: кому он нужен? //' Калейдоскоп. -1997.- № 27.
Заполнить форму текущей работой