Заключение.
Народ и самозванцы в Смутное время
Безусловно, Смута и первая гражданская война принесла России неслыханные бедствия и страдания. Страна опустошена и отброшена в развитии на десятилетия назад. Уцелела лишь половина и так немногочисленного населения. Пройдет лишь полвека, прежде чем Россия оправится от пережитых ею потрясений. Смута впервые тронула глубоко застоявшееся политическое сознание, дав больно почувствовать, насколько… Читать ещё >
Заключение. Народ и самозванцы в Смутное время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В самые тяжелые времена Смуты страна оставалась вообще без монарха. Но государство не рухнуло. Русский народ сумел сплотиться под знаменами национального спасения, борьбы против интервентов. И он отстоял национальную честь, победил захватчиков и без помощи царя. Так у людей начало появляться осознание себя в государстве в качестве источника законной верховной власти. Начала формироваться идея, что «народ, не политическая случайность, как привыкли чувствовать себя московские люди, не пришельцы, не временные обыватели в чьем-то государстве, но что такая политическая случайность есть скорее династия: в 15 лет, следовавших за смертью царя Федора, сделано было четыре неудачных опыта основать новую династию и удался только пятый». В итоге сложилась идея того, что монарх все-таки народный избранник, так как именно государь не может обойтись без народа, а не наоборот.
Безусловно, Смута и первая гражданская война принесла России неслыханные бедствия и страдания. Страна опустошена и отброшена в развитии на десятилетия назад. Уцелела лишь половина и так немногочисленного населения. Пройдет лишь полвека, прежде чем Россия оправится от пережитых ею потрясений.
Основной причиной Смуты историки признают народный взгляд на отношение старой династии к московскому государству, мешавший освоиться с мыслью о выборном царе. Именно этим была вызвана потребность воскресить погибший царский род, и обеспечен успех попыток восстановить династию искусственно, т. е. путем самозванства. Не менее важным фактором является также сам строй государства с его тяжелым тягловым основанием и неравномерным распределением государственных повинностей, порождавшим социальную рознь, вследствие чего династическая интрига превратилась в социально-политическую анархию.
Самозванство, как и любое зло, неустранимо полностью. Надеяться на полное изживание самозванства бессмысленно. Но борьба с ним есть борьба с самим и работа политической и правовой мысли людей.
Самозванцы Смутного времени не были единственными в истории России, с их легкой руки самозванство в России стало хронической болезнью: в XVII—XVIII вв. редкое царствование проходило без самозванцев, а при Петре за недостатком такового народная молва настоящего царя превратила в самозванца. Опыт Смуты учил, что такие явления в общественной системе опасны и грозят дестабилизацией, поэтому новая власть внимательно отслеживала эти факты, всячески оберегая внутренний порядок, восстановленный с большим трудом после Смуты.
Смута впервые тронула глубоко застоявшееся политическое сознание, дав больно почувствовать, насколько народные умы отстали от задач, нежданно и грозно поставленных стихийным ходом народной жизни.