Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Действия церкви в войне 1812 года

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня — Смоленская икона Божией Матери. Она воспринималась всеми как истинная Путеводительница — Одигитрия. 5 августа 1812 г. при оставлении русской армией Смоленска эта икона была взята по распоряжению М. Б. Барклая де Толли, находилась в русской армии, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения… Читать ещё >

Действия церкви в войне 1812 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале XIX в. православие являлось идеологической и духовной основой Российской империи и одним из важнейших факторов, определяющих мировоззрение современного человека. Идеологическая роль церкви особенно ярко проявлялась в армии, ибо речь шла о моральной санкции такого кровавого и ужасного действия, как война. Считая войну бедствием и несомненным злом, Русская православная Церковь войны в защиту Отечества полностью оправдывала, объявляя их священными, а погибших в них воинов — совершившими жертвенный подвиг во славу России. Первое обращение Церкви к народу, посвященное борьбе с наполеоновской Францией состоялось в декабре 1806 г. по указанию Александра I в связи с созывом ополчения. Решение императора было вызвано пониманием того, что российская регулярная армия по своей численности не может противостоять армии Наполеона, и что, следовательно, необходимо ее увеличить за счет ополчения. Дополнительный набор рекрут мог вызвать недовольство, как со стороны дворянства, так и со стороны крестьян. Поэтому было очень важно показать необходимость нового созыва. Эту задачу император возложил на духовенство. В указе Александра I Святейшему Синоду от 6 декабря 1806 г. было сказано: «Мы призываем Святейший Синод предписать всем местам и чинам, ему подвластным, дабы градские и сельские священники в настоящих обстоятельствах, при образовании земского ополчения усугубили ревность свою ко внушению своим прихожанам, колико ополчение сие для спасения Отечества необходимо». Нужно было показать, что война, которую ведет Россия, носит справедливый, освободительный характер, что «не искание тщетной славы, но безопасность Наших пределов, безопасность Отечества… влагает им в руки оружие» .

Войну 1806 г. назвать освободительной было довольно трудно, поэтому в «Объявлении» Святейшего Синода, которое вышло вслед за указом императора и читалось во всех приходских храмах в первый воскресный и праздничный дни, она представлялась как война с «неистовым врагом мира и благословенной тишины», который «самовластно присвоил себе царственный венец Франции и силою оружия, а более коварством распространил власть свою на многие соседние с нею государства», опустошил мечом и пламенем их города и села и теперь «дерзает… угрожать России вторжением в её пределы, разрушением благоустройства… и потрясением православной Грекороссийской Церкви». В такой интерпретации, не лишенной исторической достоверности, война действительно принимала справедливый, освободительный характер.

Помимо проповеднической деятельности, несомненно, имевшей огромное значение для поддержания в обществе религиозно-патриотического настроения, духовенство также приняло непосредственное участие в организации и деятельности народного ополчения, в партизанском движении, военное духовенство сопровождало регулярную армию во всех переходах и сражениях. Перед выступлением ополчений в поход духовенство, как правило, служило молебен и вручало командирам отрядов иконы и освященные хоругви. Московскому ополчению император Александр I передал образ преподобного Сергия Радонежского, присланный ему митрополитом Платоном. После войны этот образ был помещен в Успенском соборе Московского Кремля. В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения.

Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня — Смоленская икона Божией Матери. Она воспринималась всеми как истинная Путеводительница — Одигитрия. 5 августа 1812 г. при оставлении русской армией Смоленска эта икона была взята по распоряжению М. Б. Барклая де Толли, находилась в русской армии, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения Смоленска. Накануне Бородинской битвы, 25 августа 1812 г., Смоленскую икону Божией Матери пронесли по всему военному лагерю. Вечером перед ней в присутствии М. И. Кутузова был отслужен молебен.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой