Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественное постижение истории и современного состояния семьи в творчестве В.И. Белова 1960-1970-х годов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование творчества В. Белова в литературном контексте 1960 -1970;х годов позволяет говорить об общих закономерностях, отразивших развитие художественной прозы этого периода. В. Белову удалось обнаружить идеологическую и поэтическую близость с современниками. Положение многих переселенцев из сельской местности — «промеж городом и деревней» — нашло свое выражение во всей «деревенской прозе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В.И.БЕЛОВА 1960 — 1970-х ГОДОВ
    • 1. 1. Художественное изображение семьи и семейных отношений в повести «Привычное дело»
    • 1. 2. Цикл «Воспитание по доктору Споку» — художественное отражение трагедии распада семьи
    • 1. 3. Эволюция творчества В. И. Белова и «деревенская проза»
  • ГЛАВА II. СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ В.И.БЕЛОВА: КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
    • 2. 1. Быт и духовная атмосфера крестьянской семьи в романе
  • Кануны"
    • 2. 2. Мир семьи и фольклорные традиции в творчестве В. Белова
  • 1960 — 1970-х годов
    • 2. 3. Очерки «Лад» в философско-эстетическом контексте

Художественное постижение истории и современного состояния семьи в творчестве В.И. Белова 1960-1970-х годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Духовная ситуация в современной России характеризуется интенсивным поиском тех значимых, проверенных временем идеалов, которые относятся к священной области традиг{ии и являются символическим средоточием наиболее сущностных черт русского народа, имеющего свою неповторимую историю и высокую миссию. Когда талант и творческий дар соединяются с принципиальной гражданской позицией, мы становимся свидетелями появления особенного писательского гения, способного предвидеть пути и перспективы общественного развития. Не все современные художники обладают даром пророчества. Многие могут гордиться чувством слова и меткостью сравнений, но лишь избранные одарены видением спасительного пути. К таким талантливым писателям относится В. Белов, которому дано за внешним увидеть сущностное, вечное. Большое количество работ, посвященных творчеству художника, является неоспоримым доказательством многогранности, самобытности таланта писателя. В В. Белове видели автора «деревенской прозы», знатока этнографии, одного из основоположников Вологодской школы в литературе. Однако по мере роста таланта его вклад в литературу стал оцениваться с точки зрения всероссийского масштаба. Произведения писателя получили высокую оценку со стороны критиков, о чем свидетельствовали многочисленные работы В. Оботурова, Г. Белой, О. Славниковой, Л. Смирновой, И. Стрелковой, В. Кожинова и других авторов. В контексте современного литературного процесса творчество В. Белова рассматривалось в книгах Ю. Селезнева, С. Залыгина, А. Овчаренко, Л. Ершова, И. Стрелковой1. Заслуги В. Белова были замечены и западными литературоведами.

1 См.: Селезнев Ю. И. Мысль чувствующая и живая. М.: Современник, 1982. С. 253−267. Залыгин С. П. В пределах искусства. М.: Сов. писатель, 1988. С.88−106. Овчаренко А. И. Большая литература. Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945;1985 гг. М.: Современник, 1985. С.226−254. Ершов Л. Память и время. М.: Современник, 1984. С.212−247. Стрелкова И.И. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2005. С.41−58,.

Творчество русского писателя исследовали немецкий литературовед В. Казак, английский ученый Джеффри Хоскинг, американские слависты В. Террас, Кэтлин Парте и Ежи Крыжановский.

Внутренний мир любого художника, мастера прозы или поэзии, глубоко субъективен. Создаваемые портретные галереи являются живыми (образами, поселившимися в его душе. И Белов здесь не является исключением. Чем талантливей художник, тем ярче, контрастнее и противоречивее суждения критиков о его творчестве. В биографическом словаре «Русские писатели XX века» дана следующая характеристика творчества писателя: «Ныне Белов — один из самых дискутируемых представителей «деревенской прозы»: амплитуда оценок его творчества колеблется от безоговорочного признания «беловского лада» до яростного отрицания — как беловских поисков «мирового зла», так и зримой «безличности» его героев"2. Критика почти единодушно поддержала повесть В. Белова «Привычное дело» (1966), но гораздо сдержаннее встретила цикл «Воспитание по доктору Споку» (1968;1978) и роман «Все впереди» (1985). Роман «Все впереди» был объявлен неудачей автора. Таковы отзывы О. Кучкиной, В. Лакшина, Н. Ивановой, И. Золотусского, А. Мальгина и др. Между тем И. Стрелкова и В. Оботуров увидели в романе проблему развития духовной культуры общества конца 1980;х годов.

Наряду со статьями, рецензиями и очерками в 1970;1980;е годы по творчеству В. Белова были написаны многочисленные диссертации. Так, Ю. А. Дворяшин рассматривал прозу В. Белова с точки зрения идейно-поэтического своеобразия. Жанрово-стилевое своеобразие произведений писателя интересовали Т.Н.Андрееву4 и O.A. Москвину3. А.О.Большев6 и.

2 Русские писатели XX века. Биографический словарь. М.: Рандеву-АМ, 2000. С. 81.

3Дворяшин Ю. А. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов: Эволюция жанра в творчестве В. Белова, В. Липатова, В. Распутина: Дис.. канд. филол. наук / Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1976.

4 Андреева Т. Н. Жанрово-стилевое своеобразие рассказов В. И. Белова: Автореф. дис.. канд. фил. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М, 1986.

•у.

В.А.Емельянов исследовали проблему народного характера в творчестве В.Белова. Н.Р.Мелкумян8 сопоставил «деревенскую прозу» русских и армянских авторов, В. Белова и Г. Матевосяна. В центре внимания Д. Герчиньски — фольклорные традиции в творчестве В. Белова9. Работа В.Н.Евсеева10 посвящена художественным особенностям произведений писателя. Исследователь выявил контрапунктные свойства цикла «Воспитание по доктору Споку», романа «Все впереди» и других произведений автора и обратил внимание, что данная характерная особенность индивидуального стиля В. Белова не была понята многочисленными критиками. В. Н. Евсеев отметил, что контрапункт, как своеобразный тип связи, некоторым образом ослабляет единство действия, не содействует динамичности сюжета, но позволяет создать диалогическую сюжетную ситуацию, диалогическое взаимодействие голоса автора и голосов персонажей, воссоздать переломное время диалога культур.

В диссертациях 1990;2000;х годов исследователи рассматривали вопросы, связанные с судьбой русской деревни, эпохой коллективизации. Так, Т.В.Князева11 обратилась к очеркам «Лад», историческим романам.

5 Москвина O.A. Жанрово-стилевое своеобразие произведений В. Белова и В. Шукшина: Автореф. дис.. канд. фил. наук / МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1985.

6 Болынев А. О. Проблема народного характера в творчестве В.Белова. В. Астафьева, В. Распутина: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Горьк. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Горький, 1986.

7 Емельянов В. А. Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В. И. Белова: Автореф. дис.. канд. фил. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1984.

8 Мелкумян Н. Р. Художественный мир «деревенской прозы»: Типологический анализ творчества Г. Матевосяна и В. Белова: Автореф. дис.. канд. фил. наук / Ерев. гос. Ун-т. Ереван, 1986.

9 Герчиньска Д. Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора (В.Белов, В. Распутин, В. Шукшин): Автореф. дис.. канд. фил. наук / МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1986.

10 Евсеев В. Н. Творчество Василия Белова как художественная система: Автореф. дис.. канд. филол. наук. / МГПИ им. В. И. Ленина. М. 1989.

11 Князева Т. В. Эпос крестьянской жизни в творчестве В. Белова: Повесть «Привычное дело», романы-хроники «Кануны» и «Год великого перелома», очерки «Лад»: Автореф. дис. канд. фил. наук/ Самарский государственный университет. Самара, 1997. хроникам «Кануны», «Год великого перелома». Л.В.Широкова12 сопоставила прозу В. Белова 1980;1990;х годов с произведениями наиболее близких писателю по мировоззрению и диаметрально противоположных по своему творческому методу авторов: Е. Носова, Б. Можаева, В. Распутина, В. Маканина, А. Битова, В. Пелевина, Т.Толстой.

Несмотря" на многообразие литературоведческих исследований, на сегодняшний день практически не изученной в творчестве В. И. Белова остается одна из актуальных и самобытных тем, которая приковывала к себе внимание многих русских писателей, от поколения Карамзина и Пушкина до поколения Распутина и Астафьева — современников В. И. Белова. Речь идет о художественном постижении социальных, нравственно-философских аспектов истории и современного состояния семьи, родственных отношений, супружеской любви и семейного воспитания. Безусловно, есть отдельные работы, посвященные исследованию проблематики семьи и семейных.

1 ^ отношений. Так, В. Недзвецкий ' исследует «мысль семейную» в повести «Привычное дело» и цикле «Воспитание по доктору Споку». Роль семьи, ее нравственная духообразующая сила является предметом анализа Ю. Дюжева14, который обращается к рассказам В. Белова «В кровном родстве», «Душа бессмертна». Нравственно-философские аспекты осмысления семьи в произведениях В. Белова интересуют И. Стрелкову15. На наш взгляд, тема семьи является наиболее выразительной и национально значимой в творчестве писателя, но до настоящего момента недостаточно.

1 ^ Широкова Л. В. Проза В.И.Белова в контексте русской литературы 1980;х-1990;х годов XX века: Автореф. дис.. канд. фил. Наук / Вологодский государственный педагогический университет. Вологда, 2004.

13Недзвецкий В.А. «Мысль семейная» в прозе Василия Белова // Русская словесность. 2000. № 1. С. 17−25.

14 Дюжев Ю. Русский излом // Север. 1993. № 2. С.138−148.

15 См.: Стрелкова И. И. Взрослые игры и слезинка ребенка // Наш современник. 1987. № 5. С.163−171- Стрелкова И. И. Пророки в своем отечестве // Москва. 1996. № 5. С.141−149. полно разработанной. Не выявлено ее место в художественном мире В. Белова, не прояснена поэтика ее воплощения.

Актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью целостного идейно-художественного анализа путей реализации темы семьи в творческом наследии В. И. Белова 1960;1970;х годов, что позволит значительно расширить представление о творческой индивидуальности писателя, его отношении к культурным традициям. Одним из немаловажных факторов востребованности писательского слова и его дара предвиденья является связь художественных произведений с актуальными процессами культурной и социальной действительности. Пророческие свидетельства и предугадывания В. Беловым хода исторического и общественного движения во многом оправдались и именно сейчас приобрели особенно важное звучание. В многочисленных произведениях писатель предостерегает людей от забвения тех незыблемых основ национальной жизни, которые начинаются в семье и совершенствуются в процессе развития семейных отношений.

В фундамент творчества В. И. Белова заложено такое изображение основ национальной жизни, миропонимания русского человека, истоков национального характера, культурных и нравственных традиций, которое позволяет сделать вполне обоснованное заключение о принципиальном фамилпзме русского национального менталитета. Основой национального бытия, по В. Белову, является глубокая связь русского человека с семьей. Постижение истории и современного состояния семьи в творчестве В. Белова приобретает широкое художественное трактование, причем автор не ограничивается описанием идеальных семейных отношений, он также показывает губительные тенденции, способствующие разрушению семейных ценностей, предупреждая своих современников и потомков о грозящей нравственной катастрофе.

Необходимость обращения к художественному постижению социальных, нравственно-философских аспектов истории и современного состояния семьи в творчестве В. Белова продиктована тем, что главной болью для писателя стала утрата национальных традиций, одним из видимых и очевидных проявлений, которой стало разрушение семьи. Белов предвидел губительные демографические процессы и в своем творчестве поднимал проблему распада семьи, искал пути выхода из духовного кризиса. При этом он воспевал не просто патриархальный уклад семьи, но скорее патриархальный уклад всей русской культуры, в которой семья занимает одно из значимых мест. Чувство глубокой связи с семьей, с малой Родиной, деревней Тимонихой и через них — со всей Россией является доминирующим в творческой и человеческой судьбе В.Белова. В широком смысле семья для писателя — это вся Россия, она же — источник творческого начала, берущего свой исток в национальных, культурных, духовных традициях.

Одной из самых важных характеристик творчества В. Белова является его историческая конкретность и точность в отражении той эпохи, которая им исследуется. Большинство его произведений посвящены лучшим, крестьянским семьям и родам. В них автор не прощается с патриархальным миром русской деревни, не скорбит о его потере, но, напротив, ведет диалог с читателемо путях спасения деревни, укрепления традиционной русской семьи, обретения семейного и душевного лада. На страницах произведений В. Белова воссозданы картины крестьянского быта, многовекового крестьянского уклада, нравов и обычаев патриархальной русской семьи, которые не могут быть не интересны нынешнему поколению.

Материалом исследования являются художественные произведения В. Белова 1960 — 1970;х годов и его публицистика. Произведения писателя рассматриваются в сопоставлении с его очерками о народной эстетике «Лад», что обусловлено спецификой исследуемой темы. Соединение в работе художественных и публицистических компонентов позволяет приблизиться к глубокому осмыслению проблемы семьи и семейных отношений в творчестве писателя.

Объектом анализа является творчество В. Белова 1960 — 1970;х годов, рассматриваемое в контексте религиозно-философской традиции, представленной именами мыслителей, близких В. Белову по мировосприятию, а также в соотнесении с прозой его современников.

Цель исследования заключается в осмыслении нравственно-эстетического своеобразия прозы В. Белова, изучении эволюции темы семьи через анализ поэтики повествования, фольклорных традиций, этических авторских оценок и обобщений. Это обусловило основные задачи работы:

— определить место темы семьи в творчестве В. Белова;

— раскрыть причины обращения писателя к этой теме и связанную с ней проблематику;

— продемонстрировать своеобразие художественного языка и выразительных средств, применяемых писателем для изображения мира русской семьи;

— отметить структурно-поэтическое своеобразие подходов В. Белова к изображению мира семьи в различных произведениях на фоне философской мысли Х1Х-ХХ вв;

С целями и задачами связан выбор метода исследования, в основе которого — синтез структурно-поэтического, сравнительно-типологического и семиотического подходов.

Выдвигаемая в диссертации рабочая гипотеза заключается в следующем: тема семьи — тема-доминанта в творчестве В. Белова, в реализации которой ярко отразились нравственно-эстетические взгляды писателя, его творческая индивидуальность, своеобразие художественной манеры.

Теоретико-методологическая база исследования создавалась с учетом различных научных концепций, отраженных в трудах отечественных литературоведов (М.М.Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, В. Е. Хализев, А. Б. Есин, Н. С. Болотнова и др.), русских религиозных философов (И.В.Киреевский, К. С. Аксаков, А. С. Хомяков, Д. А. Хомяков, Ф. М. Достоевский, И. А. Ильин, В. В. Розанов, В. В. Зеньковский и др.), историков, этнографов, социологов, педагогов-психологов (В.О.Ключевский, М. А. Забылин, А. Н. Афанасьев, М. М. Громыко, В. В. Ануфриев, Т. С. Буторина, Т. А. Бернштам, Н. Г. Храмова, Г. Г. Алексеева, А. А. Сараева, Т. Л. Шишова, И. Я. Медведева и др.). Особое значение для выработки концепции диссертации имеет святоотеческое наследие.

На страницах диссертационного исследования аргументированы основные положения, выносимые на защиту:

1. Тема семьи «пронизывает» все творческое наследие В.Белова. Это позволяет говорить о ней как об одной из основных в творчестве писателя.

2. Исследование социальных, нравственно-философских аспектов истории и современного состояния семьи позволяет проследить эволюцию художественного метода В. Белова, выявить эстетическое своеобразие повествовательной системы, прояснить жанровую специфику его прозы.

3. Обращение писателя к теме семьи обусловлено социальным и литературно-философским контекстом эпохи, особенностями художественного мышления В.Белова. Художественно-философское видение писателя «окрашено» идеями русского почвенничества.

4. В художественной системе писателя наибольшее признание получил тип традиционной православной семьи.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в проведении системного анализа темы семьи в прозе В. Белова 1960;1970;х годов, рассмотрении художественных решений автора в их проекции на философские воззрения И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Д. А. Хомякова,.

Ф.М.Достоевского, В. В. Розанова, И. А. Ильина и других мыслителей Х1Х-ХХ веков. Проведено новое для белововедения исследование этапов формирования концепции семьи в творческой эволюции художника, в связи с чем уточняются интерпретации отдельных произведений.

Научно-практическая ценность исследования связана с тем, что ее положения и выводы могут быть использованы в практике вузовского и школьного преподавания литературы, при разработке лекционных курсов по истории русской литературы XX века, по этике и эстетике.

Апробация диссертационного исследования проводилась в ходе чтения лекционных курсов по истории русской литературы XX века в Московском областном филиале Института искусств и информационных технологий, в Жуковском филиале Московского государственного университета культуры и искусств. Материалы диссертации были представлены на конференциях: «Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века» (МГОУ, 2007), «Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе» (МГУКИ, 2007), «Воспитание в системе формирования ценностных ориентаций молодежи» (МГУКИ, 2007), «Региональные аспекты развития образования и культуры» (МГУКИ, Жуковский филиал, 2007). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры литературы Московского государственного областного педагогического института.

Структура работы состоит из введения, двух глав: «Семья и семейные отношения в творчестве В. Белова 1960;1970;х годов», «Семейный уклад в произведениях В. Белова: культурная традиция и художественная интерпретация», — а также заключения и библиографии, включающей 214 наименований.

В связи с тем, что в пятитомное собрание сочинений16 В. Белова не вошли очерки о народной эстетике «Лад», цитирование художественных текстов в диссертации производится по следующим источникам: Белов В. И. Избранные произведения: В 3 т. Т. 1: Роман, рассказы. М.: Современник, 1983. 591с.- Т. 2: Повести, рассказы. М.: Современник, 1983. 543с.- Т. 3: Лад: Очерки о народной эстетике. Пьесы. М.: Современник, 1984. 478с.- Белов В. И. Кануны: Хроника конца 20-х. М.: Молодая гвардия, 1988. 463с.

16 Белов В. И Собр. соч.: В 5 т. М.: Современник, 1991;1993.

Т. 1. -1991; Т. 2. — 1991; Т.З. — 1993. В 1993 году издание очередных томов собрания сочинений В. Белова было приостановлено.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Художественное постижение истории и современного состояния семьи в творчестве В. Белова представляет согласованную и последовательную систему. В основе творчества автора — целостная концепция семьи, которая определяет типологию характеров и конфликтов, особенности содержания и формы. В различных произведениях В. Белов изображает диалектически-противоречивый жизненный процесс, смену различных укладов жизни, нравственно-психологические изменения в духовном облике человека. В связи с этим писатель создает различные художественные образы членов семьи и картины семейной жизни. В творчестве В. Белова наблюдается постепенное углубление исследования истории семьи. Обратившись к острейшим проблемам современной действительности 1960 -1970;х годов, драматическим обстоятельствам жизни сельских семей, причинам распада супружеской прочности, писатель углубляется в историю национальной жизни русского народа. Его интересуют не только трагические события 1920 — 1930;х годов, но и корневые основы самобытного патриархального семейного уклада, этика и эстетика отношений в крестьянской семье, культурные и нравственные традиции.

Анализ повести «Привычное дело», цикла «Воспитание по доктору Споку», романа «Кануны», очерков «Лад», рассказов, в которых наиболее полно отражена тема семьи, привел к выводу о том, что наблюдения над современностью писатель сочетал с глубоким аналитическим размышлением, что привело к жанровому разнообразию, ярким и оригинальным формам, возрожденным В. Беловым, а также открытым им заново.

Исследование творчества В. Белова в литературном контексте 1960 -1970;х годов позволяет говорить об общих закономерностях, отразивших развитие художественной прозы этого периода. В. Белову удалось обнаружить идеологическую и поэтическую близость с современниками. Положение многих переселенцев из сельской местности — «промеж городом и деревней» — нашло свое выражение во всей «деревенской прозе» — от Ф. Абрамова и Б. Можаева до В. Астафьева и В.Шукшина. При всей индивидуально-творческой самостоятельности авторов у них было и общее — художественное исследование многочисленных драм, связанных с массовым уходом крестьян из сел в послевоенное время. В. Белов обстоятельно осмыслил и запечатлел драму разрыва с отчим домом, мучительное освоение жизненного пространства за его пределами, а также художественно исследовал и следующий этап — возвращение к духовным истокам, родной земле. Городское счастье для многих героев произведений В. Белова обернулось семейной драмой, распадом жизненных и родственных связей. На всем протяжении творческого пути в изображении семьи В. Белов искал свои индивидуальные подходы, формы и средства художественного выражения.

Исследование поэтики творчества В. Белова способствовало выявлению структурной роли пейзажных фрагментов, характерных для творческой манеры писателя, лейтмотивности, цикличности тем и образов. В трактовке темы семьи нашли выражение и особый лиризм, и психологизм индивидуального стиля В.Белова.

В различных произведениях («Воспитание по доктору Споку», «Кануны», «Все впереди» и др.) В. Белов использует контрапунктное изображение, которое отчасти ослабляет фабулу, не содействует динамичности сюжета, но позволяет создать диалогическую сюжетную ситуацию, диалогическое взаимодействие голоса автора и голосов персонажей. В результате создается повествование, передающее диалог культур, столкновение различных взглядов на семейные ценности, конфликт мировоззрений.

В творчестве В. Белова можно выделить три основных типа характеров: традиционный, внетрадиционный и промежуточный. Каждый из перечисленных характеров отражает определенную систему ценностей, способность выстраивать свои отношения в семье и с миром, реализовывать себя в семейной жизни. В создании определенных типов характеров писатель использует различные изобразительные средства и формы психологического анализа.

Система традиционных фольклорных образов (дом, семейный очаг, ветер, родник, путь-дорога) необходима писателю для изображения народного миропонимания, семейного лада (либо разлада) жизни, неповторимой красоты супружеских отношений, нравов и переживаний членов семьи, живых картин крестьянского быта. Для поэтики произведений В. Белова характерно гармоническое взаимодействие фольклорных образов, предметной, природно-психологической, христианской символики.

В изображении семьи и семейных отношений автором очерчивается широкий круг проблем: связь поколений, отношения «отцов» и «детей», эмансипация женщин, распад супружеского союза, искусственное прерывание беременности, духовный кризис человека. Авторская мысль об отрыве человека от родовых корней, от семейных патриархальных традиций является художественным центром, определяющим нравственно-психологические изменения в духовном мире человека.

В 1960;е, 1970;е годы в обществе актуализировался традиционный спор «западников» и «почвенников» о различных путях развития России, и В. Белов принял активное участие в этом полилоге. Крестьянская патриархальная семья в произведениях «деревенщиков» стала выступать в качестве духовного идеала семейного сообщества. В. Белов, размышляя об истории крестьянских семей, русского народа в своих основных выводах продолжил традиции славянофилов-почвенников, считавших, что семья, как важнейший источник социального и экономического развития общества, взращивает главное общественное богатство — человека. Развивая мысли своих предшественников, В. Белов видел цель современности в преодолении неродственности и розни между людьми, восстановлении родства через опыт семейных отношений, укорененных в роде, просветляющих и преображающих лучами любви весь окружающий мир. Вслед за славянофилами-почвенниками В. Белов на страницах своих произведений выразил убеждение, что именно русский народ сохранил в основах своего бытия первоначала подлинной христианской соборности, существовавшие когда-то в Древней Руси и отражающиеся в крестьянской семье и общинной организации русской деревни. Взгляды В. Белова на семью обусловлены собственным индивидуальным видением и отличаются оригинальностью литературного воплощения.

Анализ произведений В. Белова позволяет сделать вывод о том, что мировидение В. Белова во многом определено его родственной связью с крестьянским общенациональным, а потому — христианским взглядом на семейные ценности. Обращение в диссертационном исследовании к идеям христианской (православной) антропологии, взглядам православных богословов, святоотеческому наследию позволило обозначить идейные истоки, духовно-нравственные идеалы автора, выявить его ценностные ориентиры в отношении семьи. В. Белов, следуя духу христианской традиции, считает семью средоточием «нравственной деятельности» человека, основой соборного единства, крепости нации. В укреплении семьи писатель видит залог духовного возрождения и спасения России. В широком смысле семья для писателя — это вся Россия, она же — источник творческого начала, колыбель, в которой сохраняются и развиваются национальные, культурные, духовные, этические и эстетические традиции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Современник, 1983. Т. 1. Роман, рассказы. 591 с.
  2. В.И. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Современник, 1983. Т. 2: Повести, рассказы. 543 с.
  3. В.И. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Современник, 1984. Т. 3: Лад: Очерки о народной эстетике. Пьесы. 478 с.
  4. В.И. Кануны: Хроника конца 20-х годов. М.: Молодая гвардия, 1988. 463 с.
  5. В.И. В дождливый вечер: Рассказ // Коммунар. 1956. 21 ноябр.
  6. В.И. Речные излуки: Повести и рассказы. М.: Молодая гвардия, 1964. 174с.
  7. В.И. Тиша да Гриша: Повесть, рассказы. М.: Сов. Россия, 1966. 135с.
  8. В.И. Технический прогресс и проблемы крестьянской культуры: Ответ на анкету // Сельская молодежь. 1966. № 8. С. 28.
  9. В.И. Сельские повести. М.: Молодая гвардия, 1971. 335 с.
  10. Белов В. И. Холмы: Повести и рассказы. М.: Современник, 1973. 543 с.
  11. В.И. Семья 2000 года / Ответы на вопросы «Комсомольской правды» // Комсомольская правда. 1987. 27 дек.
  12. В.И. Жажда лада: Беседа с писателем В. Беловым / Записал В. Огрызко //Книжное обозрение. 1987. № 12. С.З.
  13. В.И. Все впереди. Роман. М.: Сов. писатель, 1987. 240 с.
  14. Белов В. И. Возродить в крестьянстве крестьянское.// Правда. 1988. 15 апр.
  15. В.И. Из пепла. //Наш современник. 1991. № 4. С.4−9.
  16. В.И. Год великого перелома: Хроника начала 30-х годов. М.: Голос, 1994. 480 с.
  17. В.И. Тяжесть креста // Наш современник. 2000. № 10. С. 106−160.
  18. . В.И. Память. Невозвратные годы // Наш современник. 2001. № 8. С. 103−119- № 9. С.165−189- 2002. № 2. С.133−145- 2005. № 1. С.106−111.
  19. В.И. Молюсь за Россию! Беседа В.Бондаренко с В. Беловым // Наш современник. 2002. № 10. С.5−15.
  20. В.И. Привычное дело: Повести, рассказы. М.: Эксмо, 2005. 864 с. 1.
  21. Ф.А. Пути-перепутья // Абрамов Ф. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Л.: Худож. лит., 1991.608 с.
  22. В.П. Последний поклон // Астафьев В. П. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.
  23. А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. 420 с.
  24. Ф.М. Бесы // Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: В 30 т. Л.: Т.10. Наука, 1975.518 с.
  25. Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1975. 438 с.
  26. Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 21. Л.: Наука, 1980. 551 с.
  27. С.А. Ключи Марии // Есенин С. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М.: Худож. лит., 1979. 398 с.
  28. С.П. На Иртыше // Залыгин С. П. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1989. 591 с.
  29. Ю.П. Поедемте в Лопшеньгу. М.: Сов. писатель. 1983. 560 с.
  30. Н.С. Очарованный странник // Лесков Н. С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 3. М.: Правда, 1981.496 с.
  31. .А. Мужики и бабы // Можаев Б. А. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Худож. лит., 1990. Кн. 1. 623 с.
  32. Е.И. Избран, произведения: В 2 т. Т. 1. М.: Сов. Россия, 1983. 512 с.
  33. Г. И. Крестьянин и крестьянский труд. Власть земли // Успенский Г. И. Собр. соч.: В 9 т. Т. 5. М.: Худож. лит., 1956. 494 с.
  34. А.П. Вишневый сад // Чехов А. П. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1979. 701 с.
  35. М.А. Поднятая целина // Шолохов М. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. М.: Худож. лит., 1986. 350 с.
  36. В.М. Избранные произведения: В 2 т. T.l. М.: Молодая гвардия, 1981.
  37. В.М. Позови меня в даль светлую .: Рассказы. Повести. Записные книжки. М.: Эксмо, 2005. 672 с. 1.I
  38. Ф.А. Деревеньку зовут Тимониха // Север. 1982. № 10. С.61−63.
  39. Ф.А. Выступление на VI Съезде СП СССР. В кн.: Шестой съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М., 1978. С.575−577.
  40. Л. Тридцатые-семидесятые. М.: Современник, 1997. 314 с.
  41. В.П. Моя земная деревушка // Комсомольская правда. 1988. 12 мая.
  42. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979. 320 с.
  43. М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.
  44. М.М. Автор и герой. СПб.: Азбука, 2000. 336с.
  45. Г. Стиль памяти: Проблема традиции в наших спорах // Новый мир. 1983. № 9. С.227−234.
  46. Н.С. Филологический анализ текста. М.: Флинта: Наука, 2007. 623 с.
  47. А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы XX века». М., 2000. 168 с.
  48. В. Горькая любовь. Вступительная статья // Белов В. И. Привычное дело: Повести, рассказы. М.: Эксмо, 2005. С. 8.
  49. А. Сквозь призму поликонфликтности // Октябрь. 1976. № 7. С.176−194.
  50. В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 152.
  51. Гин М. Сердце народное // Север. 1967. № 6. С.116−121.
  52. А. Хранитель русского лада. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2006. 440 с.
  53. В. Дорогой Василий Иванович! // Наш современник. № 10. 2007. С.37−38.
  54. Ю. Русский излом // Север. 1993. № 2. С.138−148.
  55. Е. Разрушение тишины // Звезда. 1972. № 11. С 217−220.
  56. Л.Ф. Три портрета. Очерки творчества В. Астафьева, Ю. Бондарева, В.Белова. М.: Современник, 1985. 48 с.
  57. Л.Ф. Истоки души народной. Василий Белов // Память и время. М.: Современник, 1984. С.212−247.
  58. С.П. Мастер слова // Известия. 1980. 24 авг.
  59. С.П. Рассказ и рассказчик // В пределах искусства. М.: Сов. писатель, 1988. С.88−106.
  60. В. Доверие к сложности: Современность и классическая традиция. М.: Сов. писатель, 1984. 384 с.
  61. А.Е. Земляки: Творчество К. Д. Воробьева и Е. И. Носова. Курск: Изд-во КГПУ, 2000. 128 с.
  62. Е. От быта к эпосу: Заметки о творчестве В. Белова // Аврора. 1971. № 9. С.58−61.
  63. В.Е. О деревенской теме в творчестве В.Белова // Писатель и современность. М.: Знание, 1977. С. 35−36, 60.
  64. В.В. Самая большая опасность // Наш современник. 1989. № 1. С.141−180.
  65. В. Привычное дело Василия Белова: (Творческий портрет писателя) // Вологод. комсомолец. 1980. 31 август.
  66. И. Преданность поколению // Звезда. 1979. № 7. С. 196−199.
  67. Ф. Новые имена: (Высокая оценка творчества нашего земляка
  68. B.Белова)//Вологод. комсомолец. 1965. 1 авг.
  69. С. Все начиналось с ярлыков // Наш современник. 1988. № 9.1. C. 180−190.
  70. В. Книга одной жизни. Вступительная статья // Астафьев В. П. Собр. соч: В 4 т. М.: Молодая гвардия, 1979. Т.1 С8.
  71. А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В.Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л.: ЛГУ, 1985. 137 с.
  72. М.Я. Слово благодарности // Русский дом. 2007. № 2. С. 52.
  73. Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусства // Классическое наследие и современность. Л.: Наука, 1981. С.21−29.
  74. М. Ценности народного характера // Надежда исканий. М.: Современник, 1978. С.260−261.
  75. М. Мужество таланта // Октябрь. 1982. № 10. С. 179−186.
  76. A.M. Идеология и художественный мир «деревенской прозы». Санкт-Петербург: СПбГУ, 2006. 191 с.
  77. В.А. «Мысль семейная» в прозе Василия Белова // Русская словесность. 2000. № 1. С. 17−25.
  78. В.А. Крестьянская вселенная Василия Белова // Недзвецкий
  79. B.А., Филиппов В. В. Русская «деревенская» проза. М.: Изд-во МГУ- Изд-во «Высшая школа», 2002. С.82−114.
  80. Г. Л. Русская проза конца XX . М.: Флинта: Наука, 2005. 320 с.
  81. В.А. Глум // С разных точек зрения: «Кануны» Василия Белова. М.: Сов. писатель, 1991. С.140−146.
  82. В.А. Заложники. Вологда: Издание вологодской писательской организации, 2003. 52 с.
  83. А. На путях здравого смысла // Москва. 1984. № 2. С. 183−192.
  84. В.Г. Любовь к своему герою // Книжное обозрение. 1977. 22 апреля.
  85. В.Г. Иркутск с нами // Распутин В. Г. Век живи век люби. М., 1982. С. 190.
  86. В.Г. Ответ на анкету о Достоевском // Достоевский. Материалы исследования. Л., 1983. Т. 5. С. 67.
  87. И. Силою жизни. // Север. 1970. № 11. С.114−115.
  88. И. Воля творить жизнь // Север. 1989. № 9. С. 116−118.
  89. И. Прозорливость любви: Заметки на полях новых книг // Север. 1976. № 4. С.115−122.
  90. А. А там, за дымом // Красный север. Вологда. 1990. 5 мая.
  91. Русская проза XX века. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В.Шукшин. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. 720 с.
  92. Ю.И. Современность традиции- Заметки о творчестве В.Белова //Наш современник. 1974. № 11. С. 162−172.
  93. Ю.И. Вечное движение: Искания современной прозы 60-х-начала 70-х годов. М.: Современник, 1976. С.86−116.
  94. Ю.И. Неведомая сила: Заметки о творчестве В. Белова // Мысль чувствующая и живая. М.: Современник, 1982. С.253−267.
  95. Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Сов. Россия, 1983. 144 с.
  96. С. Преобразовать себя и жизнь // Наш современник. 1987. № 3. С.90−96.
  97. Ю. И. Творчество Ф.М. Достоевского и русская проза XX века (70 80-е годы). М., 2002. 286 с.
  98. В. Белов В. Мне хотелось защитить земляков своих, родных и близких // Писатель и время (сб. док. прозы). М.: Сов. писатель, 1986. С.390−419.
  99. И.И. «Со смехом много понимается.»: Юмор в произведениях В. Шукшина и В. Белова // Наш современник. 1978. № 4. С170−178.
  100. И.И. Взрослые игры и слезинка ребенка // Наш современник. 1987. № 5. С.163−171.
  101. И.И. Желаемое и действительное // Наш современник. 1988. № 12. С.168−178.
  102. И.И. Пророки в своем отечестве // Москва. 1996. № 5. С.141−149.
  103. И.И. Василий Белов // В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2005. С.41−58.
  104. С разных точек зрения: «Кануны» В.Белова. М.: Сов. писатель, 1991. 240 с.
  105. Вс. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-х 70-х годов: Истоки. Проблемы. Характеры. М.: Сов. писатель, 1981. 623 с.
  106. Л.В. Слово о словах. Ты и твое имя. Ленинград: Лениздат, 1962. 644 с. 156.
  107. Л. Талант и мысль // Знамя. 1966. № 5. С.197−213.
  108. А. Рождение стиля // Север. 1967. № 5. С. 131−132.
  109. А.И. Шолохов и его современники // Творчество Михаила Шолохова. Л.: Наука, 1975. С.10−47.
  110. А.И. Творческие заветы Шолохова. М.: Современник, 1986. 161 с.
  111. В. Вопросы самому себе. М.: Молодая гвардия, 1981. С. 196.
  112. В.Р. Голос эпохи. М.: Современник, 1974. 416 с. 1.
  113. К.С. Полн.собр. соч. М., 1889. Т.1.: Сочинения исторические. 563 с.
  114. К.С. О древнем быте славян вообще и у русских в особенности (По поводу мнений о родовом быте). М.: Тип. А. Семена, 1852. 168 с.
  115. Антоний (Храповицкий). Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы //Антоний (Храповицкий). Поли. собр. соч. Т.2. СПб., 1911. 634 с.
  116. Архимандрит Мелетиос Вадраханис Свойства христианской семьи // Современная православная семья. М., Русский Хронографъ, 2001. 160 с.
  117. Архимандрит Софроний Сахаров. Видеть Бога как Он есть. Изд. 3-е, исправленное. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. 400 с.
  118. А.Н. Народ-художник. М.: Сов. Россия, 1986. 368 с.
  119. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. Т 1. М.: Издание К. Солдатенкова, 1865. 804 с.
  120. Бернштам Т. А Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л.: Наука, 1988. 340 с.
  121. Т.И. Родоначальники славянофильства А.С.Хомяков и И. В. Киреевский. М.: Высшая школа, 1995. 352 с.
  122. С.Н. Православие. Очерки учения Православной Церкви. Париж, 1985. 492 с.
  123. Т.С. Образовательные традиции Русского Севера как основа педагогических инноваций // Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурной диалог северных стран. Архангельск: Изд-во ПТУ, 1999. С.264−270.
  124. М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 446с.
  125. Домострой. М.: Даръ, 2007. 320 с.
  126. В.В. На пороге зрелости. Беседы с юношеством по вопросам пола. Клин.: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 61 с.
  127. И.А. О национализме. О национальном воспитании // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 560 с.
  128. И.А. О семье. Значение семьи // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 560 с.
  129. И.А. О семье. О духовно здоровой семье // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1993. 560 с.
  130. И.А. Зависть как источник бедствий // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 2. М.: Русская книга, 1993. 480 с.
  131. И.А. Путь к очевидности. О духовности инстинкта // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. 592 с.
  132. И.А. Путь к очевидности. Бессердечная культура // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. 592 с.
  133. И.А. О сопротивлении злу силою. О видоизменениях любви // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М.: Русская книга, 1995. 608 с.
  134. И. А. Основы борьбы за национальную Россию. Семья // Ильин И. А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 9−10. М.: Русская книга, 1999. 512 с.
  135. Как создать православную семью / Составитель Щеголева E.B. М.: Даръ, 2006. 256 с.
  136. И.В. Избранные статьи. М.: Современник, 1984.
  137. И.В. О характере просвещения Европы // Киреевский И. В Разум на пути к истине, М.: Правило веры, 2002. 661 с.
  138. В.О. Сочинения в 9т. Т. 9. М.: Мысль, 1990. 525 с.
  139. Культура семьи / Сост.: Н. Г Храмова, Г. Г. Алексеева, A.A. Сараева. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Некрасова, 2005. 208 с.
  140. К.Н. Записки отшельника / Сост., вступ. ст., примеч. В.Кочеткова. М.: Русская книга, 1992. 544 с.
  141. Митрополит Сурожский Антоний. Труды. М.: Практика, 2002. 1080 с.
  142. С.Н. Бог создал человека для жизни. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.30 с.
  143. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003. 368 с.
  144. В. Опавшие листья // Розанов В. Уединенное М.: Эксмо, 2006. 960с.
  145. Семья малая Церковь / Сост. епископ Александр. М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. 128 с.
  146. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т.21. 658 с.
  147. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. СПб., 1898. Т.22. 592 с.
  148. Священник Александр Рождественский. Таинство Брака Венчание // Как создать православную семью. М.: Даръ, 2006. 256 с.
  149. Слово и Дух: антология русской духовной поэзии (10−20вв.) / Сост. подгт. текстов, статья и комментарии проф. И. А. Чароты. Мн.: Свято-Елисаветенский монастырь, 2005. 704 с.
  150. Старец Паисий Святогорец. Слова. Семейная жизнь. Собр. соч.: В 5 т. Т.4. Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Суроти, Салоники, Греция: Издательский дом «Святая Гора», 2005. 327 с.
  151. Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам, М.: «Прогресс», 1991. 192 с.
  152. A.C. О возможности русской художественной школы // Хомяков A.C. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 516с.
  153. A.C. Предисловие к «Русской беседе» // Хомяков A.C. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 516 с.
  154. Хомяков А. С Сочинения богословские // Хомяков A.C. Собр. соч. Т.2. М.: Универ. тип., 1900. 524 с.
  155. A.C. Письмо к Т.И.Филиппову // Хомяков A.C. Собр. соч. Т. 3. М.: Универ. тип., 1900. 534 с.
  156. A.C. О старом и новом // Хомяков A.C. Собр. соч. Т.З. М.: Универ. тип., 1900. 534 с.
  157. A.C. Церковь одна // Хомяков A.C. Сочинения: В 2 т. Т. 2: Работы по богословию. М.: Медиум, 1994. 660 с.
  158. Д.А. Православие, Самодержавие, Народность. М.: Даръ, 2005. 464с.
  159. Храмова Н. Г Духовные основы родительства // Семья России. 2007. № 2. С.22−25.
  160. Т.Л. Почему несоблюдение иерархии смерть? // Семья России. № 2. 2007. С. 19−20.
  161. К.В. Очерк истории развития эстетической мысли в России: Древнерусская эстетика Х1-ХУШ веков. М., 1963. 290 с.
  162. С.С. Образовательные традиции Русского Севера как основа педагогических инноваций // Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран. Архангельск: Изд-во ПТУ, 1999. С. 144−155.V
  163. У.М. Проза В.Белова: Автореф. дис.. канд. фил. наук /Тбил. Гос. Ун-т. Тбилиси, 1983. 19 с.
  164. Т.Н. Жанрово-стилевое своеобразие рассказов В.И.Белова: Автореф. дис.. канд. фил. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М, 1986. 16 с.
  165. А.О. Проблема народного характера в творчестве В.Белова. В. Астафьева, В. Распутина: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Горьк. ун-т им. Н. И. Лобачевского. Горький, 1986. 16 с.
  166. Д. Современная советская «деревенская проза» и традиции фольклора (В.Белов, В. Распутин, В. Шукшин): Автореф. дис.. канд. фил. наук / МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1986. 17 с.
  167. Ю.А. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов: Эволюция жанра в творчестве В. Белова, В. Липатова, В. Распутина: Автореф. дис.. канд. филол. наук / Ленингр. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л., 1976. 19с.
  168. В.Н. Творчество Василия Белова как художественная система: Автореф. дис.. канд. филол. наук. /МГПИ им. В. И. Ленина. М. 1989. 21с.
  169. В.А. Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И.Белова: Автореф. дис.. канд. фил. наук / МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1984. 16 с.
  170. T.B. Эпос крестьянской жизни в творчестве В.Белова: Повесть «Привычное дело», романы-хроники «Кануны» и «Год великого перелома», очерки «Лад»: Автореф. дис.. канд. фил. наук / Самарский государственный университет. Самара, 1997. 21 с.
  171. Н.Р. Художественный мир «деревенской прозы»: Типологический анализ творчества Г. Матевосяна и В. Белова: Автореф. дис.. канд. фил. наук / Ерев. гос. Ун-т. Ереван, 1986. 24 с.
  172. O.A. Жанрово-стилевое своеобразие произведений В.Белова и В. Шукшина: Автореф. дис.. канд. фил. наук / МОПИ им. Н. К. Крупской. М., 1985. 16 с.
  173. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 3. М.: Русский язык, 2000. 555 с.
  174. Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. 280 с.
  175. Русские писатели ХХ-века. Биографический словарь. М.: Рандеву-AM, 2000. 808 с.
  176. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 2. АН СССР, Ин-т рус.яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд. М.: Русский язык, 1982. 736 с.
  177. Н.М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка: Происхождение слов 4-еизд. М.: Дрофа, 2001. 400 с.
  178. A.C. Отче, отец, отечество // Славянорусский корнеслов, СПб.: Издатель Л. С. Яковлева, 2007. 416 с. 1. VI
Заполнить форму текущей работой