Промежуточные положения в борьбе дзюдо как технико-тактическая категория внезапности в достижении спортивного успеха
В имеющиеся классификации технических действий в греко-римской и вольной борьбе техника борьбы представлена в двух основных разделах: в положении стоя и в партере. Это естественно потому, что положение лежа на спине является проигрышным, а положение «моста» не представляет интереса с точки зрения техники. Программа модельного эксперимента была основана на перечне техники, соответствующей Единой… Читать ещё >
Промежуточные положения в борьбе дзюдо как технико-тактическая категория внезапности в достижении спортивного успеха (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В имеющиеся классификации технических действий в греко-римской и вольной борьбе [1, 2, 3, 4] техника борьбы представлена в двух основных разделах: в положении стоя и в партере. Это естественно потому, что положение лежа на спине является проигрышным, а положение «моста» не представляет интереса с точки зрения техники.
В борьбе дзюдо и самбо [5, 6, 7, 8, 9, 10] основными разделами считаются борьба в положении стоя и лежа, поскольку в положении на спине борьба продолжается. Борьба в партере не выделена в отдельный раздел, в то время как имеется значительное число технических действий, приводящих к выигрышу. борьба дзюдо тактика бросок В то же время во всех видах борьбы имеются промежуточные положения, которые могут с успехом быть использованы для действий, приводящих к выигрышу, за счет преследования противника или за счет сведения в положение лежа в момент броска [11]. К ним относятся положения, когда:
- — один борец стоит, а другой находится перед ним на одном или на двух коленях при сохранении между ними связи за счет захватов или обхватов;
- — один борец стоит, а другой лежит на животе или на спине, но с сохранением захватов за руки схема 1).
Схема 1. Классификация техники борьбы до (1993), в трансформации для уровня подразделов по Ю. А. Шулике дзюдо по Ю. М. Схаляхо (2010)
В целях поиска резервов повышения результативности дзюдо в модельном эксперименте с привлечением нескольких пар дзюдоистов с квалификацией не ниже кандидата в мастера была опробована возможность реализации оцениваемых технических действий в разделах борьбы полустоя и полулежа (в переходных положениях), отсутствующих в учебных пособиях и программах по дзюдо [12, 13].
Программа модельного эксперимента была основана на перечне техники, соответствующей Единой классификации технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим признакам, с коррекцией, связанной с правилами соревнований по дзюдо [14, 15].
Каждый борец в паре пытался выполнить по 10 попыток каждого варианта приемов. Варианты приемов, получившие большее число положительных оценок, были включены в программу дополнительного изучения техники в переходных положениях (рис.1−10).
В естественном педагогическом эксперименте, в котором участвовали контрольная и экспериментальная группы по 12 человек борцов 2-го года учебно-тренировочного этапа подготовок, была апробирована эффективность изучения и реализации техники борьбы в переходных положениях борьбы дзюдо, усвоенных в ходе полугодичной подготовки с включением ее после изучения борьбы стоя.
После окончания эксперимента были проведены контрольные соревнования между участниками контрольной и экспериментальной с приглашением представителей других спортивных коллективов.
В результате обработки полученных материалов соревнований получены данные, свидетельствующие о статистически достоверном преимуществе участников экспериментальной группы по всем технико-тактическим показателям. Причем результирующий показатель выигрышности общей (ПВобщ) получен за счет преимущества в использования технических действий в переходных положениях (ПВперех) (рис. 11).
На наш взгляд, преимущество в показателе активности (ПА) дополнительно получено за счет способности к целесообразным активным действиям в переходном положении, а преимущество в количественном показателе эффективности (КОПЭ) — за счет увеличения числа оцененных технических действий именно в сланных разделах борьбы.
Таким образом, включение в программу учебно-тренировочного этапа подготовки изучения технико-тактических действий в промежуточных положениях (в разделе борьбы полустоя и полулежа) значительно повышает результативность дзюдо.
- 1. Галковский Н. М., Катулин А. З., Чионов Н. Г. Борьба (классическая и вольная). М.: Физкультура и спорт, 1952. 446 с.
- 2. Игуменов В. М., Подливаев Б. А. Спортивная борьба: учеб. пособие для педагогических институтов и училищ. М.: Просвещение, 1993. 240 с.
- 3. Преображенский С. А. Вольная борьба. М.: Физкультура и спорт, 1979.
- 4. Спортивная борьба: учебник для ИФК / под общ. ред. А. П. Купцова. М.: Физкультура и спорт, 1978. 422 с.
- 5. Андреев В. М., Туманян Г. С. Классификация техники дзюдо // Теория и практика физической культуры. 1975. № 12. С. 13−17.
- 6. Вахун М. ДЗЮДО: основы тренировки. Минск: Полымя, 1983. 126 с.
- 7. Дзюдо / сокр. перевод с яп. В. И. Силина. М.: Физкультура и спорт, 1980.
- 8. Кано Д. Кодокан Дзюдо. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 222 с.
- 9. Харлампиев А. А. Борьба САМБО. Токио, 1971. 160 с.
- 10. Kawaishi K. The sport of JUDO. Tokyo, 1956. 212 p.
- 11. Шулика Ю. А. Многолетняя технико-тактическая подготовка в спортивной борьбе: дис… д-ра пед. наук. Краснодар. 1993. 452 с.
- 12. Акопян А. О., Кащавцев В. В., Клименко Т. П. Дзюдо: программа. М.: Сов. спорт, 2003. 96 с.
- 13. Свищев И. Д. Дзюдо: учеб. программа для учреждений доп. образования. М.: Сов. спорт, 2003. 112 с.
- 14. Дзюдо. Изменения в правилах соревнований с 01.01.2010 г. URL: wwwJUDO.ru
- 15. Схаляхо Ю. М. Развитие классификации технических действий в спортивной борьбе по биомеханическим признакам в интересах борьбы дзюдо // Вестник Адыгейского Государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 361 368.