Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Заключение. 
Исследование изобразительных и выразительных средств художественного текста на лексическом уровне языка в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тропы отражают не только эстетические, но и этические особенности художественных произведений, поскольку они являются проекцией духовных процессов, которые онтологически связаны с языком и языковым архетипом. Образно — символическая подоснова поэтического слова при этом выражает интимные стороны национального характера, национальной ментальности как духовности. Язык А. С. Пушкина в романе… Читать ещё >

Заключение. Исследование изобразительных и выразительных средств художественного текста на лексическом уровне языка в романе в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Пушкин — отец, родоначальник русского искусства, как Ломоносов — отец науки в России. В Пушкине кроются все семена и зачатки, из которых развились потом все роды и виды искусства во всех наших художниках!».

И. А. Гончаров

А.С. Пушкин и его предшественники своим творчеством создали тот литературный русский язык, на котором мы сейчас говорим и пишем (с некоторыми отступлениями и исключениями). Пушкин сделал многое для русской культуры, этот титан мощно содействовал её развитию, объединив в своем творчестве и традиционное, и новаторское начала. Величие его как поэта признано всем миром. Читателей Пушкина покоряет и захватывает удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, лиричностью, душевностью. Одной из главнейших заслуг является то, что он сделал ненужным в будущем обращаться к чужому языку, показав, как русский язык способен передать любую мысль, любое сложное чувство со всеми его оттенками, и притом передать с необыкновенной силой и поэтичностью. Об А. С. Пушкине написано так много, как, пожалуй, ни об одном другом поэте. Личность и жизнь великого писателя с разных ее сторон, смерть, отношение к Богу — все интересовало современников и интересует его потомков. На страницах исследований мы видим то Пушкина — революционера, друга декабристов, то хрестоматийного христианина, то атеиста. И живительность творческого ключа поэта усиливается в наши дни благодаря «всецелостности, всепримиримости и всечеловечности» его творчества, что связано с освоением поэтом универсальных категорий Бытия в свете идеи творения.

Итак, в процессе реализации целей и задач, поставленных во введении к дипломной работе, мы пришли к следующим выводам:

  • 1. Анализ лексического пласта романа «Евгений Онегин» демонстрирует важнейшие тенденции, зачинателем которых явился именно Пушкин, создатель русского литературного языка. С одной стороны, это расширение языковой сферы за счёт синтезирования, или сочетания абсолютно различных стилистических потоков (высокий слог и просторечие, традиционные классицистические или романтические обороты и стихия русского фольклора во всей её полноте). С другой — углубление языкового пространства благодаря семантической работе Пушкина, поскольку его поэтические тексты показывают далеко не типичные словообразовательные процессы для норм литературного языка эпохи начала XIX века. Ведь лингвистическая интуиция поэта сочеталась с уникальной аналитичностью в языковых поисках, наиболее ярко проявившихся в мастерски использованных потенциальных возможностях лексики русского языка. И, как показал анализ, этот процесс обогащения наиболее ярко фокусируется в тех словах, которые в допушкинскую эпоху имели синкретичное, или нерасчленённое значение. Заслуга автора «Онегина» уже в том, что путём введения лексем в самые различные контекстуальные рамки — порой шокирующие современников — в семантической структуре происходило приращение новых смыслов, причем потенциально заложенных, «слитых» с основным прямым значением. Итогом данного сравнительного исследования, посвященного эволюции некоторых слов, используемых в романе, явилось создание краткого словаря «энциклопедии русской жизни» (см. Приложение, с. 77), цель которого — не столько истолковать или прокомментировать лексическое значение тех или иных слов, сколько проиллюстрировать на конкретных примерах языковое новаторство Пушкина, в частности, каким образом под его пером преобразовывалась семантика многих «привычных», на взгляд современного рядового носителя языка, слов.
  • 2. Тропы отражают не только эстетические, но и этические особенности художественных произведений, поскольку они являются проекцией духовных процессов, которые онтологически связаны с языком и языковым архетипом. Образно — символическая подоснова поэтического слова при этом выражает интимные стороны национального характера, национальной ментальности как духовности.
  • 3. Язык А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» идеален, автор с необыкновенной виртуозностью владеет всеми средствами лексической изобразительности. Наиболее употребительными в анализируемом художественном тексте оказываются такие тропы, как:
    • — Эпитет;
    • — Метафора;
    • — Олицетворение;
    • — Синонимические, а также антонимические средства создания контраста, противопоставления оппозиции «своё» — «чужое» (См. анализ концепта «покой» и ряд текстуальных синонимов, выстраивающихся вокруг него на с. 59).
Но всё-таки наиболее универсальным, самым используемым в романе тропом является перифраза. Вспомним, еще С. Г. Бочаров утверждал «культ перифразы» в «Онегине».

Проделанная работа убедительно доказывает, что А. С. Пушкин один из художников, которые имеют прямое отношение к феномену национальной ментальности и являются наиболее яркими выразителями в поэзии русского национального самосознания во всей его самобытности и полноте. Он сумел прикоснуться к сердцевинным слоям национального бытия, выразить самую заветную суть русской души и мысли, явив собой живое воплощение русского национального гения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой