Поэмы Василия Федорова
В 1978 году в издательстве «Современник» вышла небольшая монография о Василие Федорове, написанная Искрой Денисовой (объем 6 пл.). Эта монография, как и монография В. Еремина, тоже попытка характеристики творчества поэта в целом. Но небольшой объем неизбежно приводит исследователя к обзорности, к общим суждениям идейно тематического плана, хотя в книге немало и ценных наблюдений, не потерявших… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава II. ервая. Лиричая трилогия
- 1. 1. «О ней»
- 1. 2. «На глубине»
- 1. 3. «Поэма о доме»
- Глава вторая. Родина малая и большая в поэмах Влия Федорова
- 2. 1. «Марьеая летоп»
- 2. 2. «Белая роща»
- Глава третья. Нравеннь как ова любви
- 3. 1. «Далекая»
- 3. 2. «Обида»
- 3. 3. «Первыеезы»
- 3. 4. «Золотая жила»
- Глава. четвертая. Крта какциально-етичая категория
- 4. 1. «Проданная Венера»
- 4. 2. «Бетховен»
- Глава II. ятая. Седьмое небо какнтез поэзии Влия Федорова
- 5. 1. орияздания и композиция
- 5. 2. Образы: треугольник — Влий, Марьяна, Бор
- 5. 3. Идеал крты
- 5. 4. ытания героя
- 5. 5. Война и герой
- 5. 6. Эпилог прощаний
Поэмы Василия Федорова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Василий Федоров (1918 — 1984) — выдающийся поэт советского времени. За сорок лет творческой деятельности (1944 — 1984) им написано большое количество поэтических и прозаических произведений, которые не утратили своего значения, которые по-новому раскрываются сегодня перед читателями. И это вполне закономерно. Прошли времена, когда все созданное в советское время, подвергалось необоснованной критике. Сегодня, имеем полное право заявить, что достижения в области культуры, искусства, науки, техники, экономики тех семи десятилетий мы не вправе игнорировать. Особо это касается литературы. Советские поэты и писатели создали огромное количество произведений, которые имели не только классовую и партийную направленность, но в первую очередь ставили и решали проблемы, всегда волновавшие людей, проблемы вечные и общечеловеческие: жизнь и смерть, природа и человек, война и мир, родина и чужбина, любовь и красота, нравственное совершенствование и отрицание порочных моральных принципов, гуманизм и глумление над человеком и т. п.
Над этими темами задумывались художники всех времен и народов, начиная с глубокой древности. В их числе свое достойное место занимает Василий Федоров, русский поэт XX века, скромный, не рвавшийся на эстрады, как некоторые его современники, но каждая книга которого, дарила читателю ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение, открывало ему поновому красоту мира и человека, для которого святы были нравственные принципы, идущие от людей труда. В настоящее время, когда негативных явлений в нашем обществе становится все больше и больше, творчество Василия Федорова обретает как бы вторую жизнь, утверждая справедливость и доброту, отрицая ложь и зло. В этом плане особенно показательны его поэмы, о которых идет речь в нашей работе.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются поэмы Вас. Федорова. Предмет исследования — особенности их проблематики и поэтики.
Цель и задачи исследования
— дать развернутое представление о жанре поэмы в творчестве Вас. Федорова, обратив внимание на ее разновидности. Целью работы определяются и ее задачи:
— рассмотрение первой поэмы Вас. Федорова «Лирическая трилогия» как произведения, наметившего почти все темы его поэзии;
— анализ поэм «Марьевская летопись» и «Белая роща», в которых главной является тема родины. Выявление особенностей первой как лирической поэмы и второй как поэмы эпической;
— показать, что поэмы «Далекая», «Обида» и «Первые слезы» -поэмы «случая», имеющие концентрический сюжет и в которых действующие лица даны по принципу противопоставления.
— обосновать, что поэма «Золотая жила» — поэма характеров, органически сочетающая вымысел и биографические факты, в которой наиболее ярко сказалось мастерское умение автора создавать образы и строить сюжет;
— подробно проследить проблематику и поэтику поэм «Проданная Венера» и «Бетховен», в которых Красота выступает как социально — эстетическая категория;
— анализом текста подвести к выводу, что поэма «Седьмое небо» -синтез творчества Вас. Федорова, его вершинное достижениевыявить особенности ее жанра, композиции, сюжета, системы образов, сочетание в ней романтического и реалистического.
Степень изученности темы. В творчестве Вас. Федорова воплотились лучшие традиции классической и советской поэзии. В литературу он пришел зрелым, сложившимся человеком, который прошел путь от крестьянского паренька и рабочего до талантливого автора лирических стихотворений и поэм.
Но творчество Василия Федорова не привлекло должного внимания критиков. О его поэмах и стихотворениях написано как будто немало, но существенного сказано мало.
П. Выходцев в книге «Новаторство, традиции, мастерство» в главе, посвященной творчеству Василия Федорова отмечает, что среди поэтов «послевоенного поколения уже к середине 50-х годов определился талант В. Федорова. В его творчестве наиболее полно отразились и воплотились лучшие традиции предшественников — от Маяковского и Есенина до Твардовского и Смелякова"1.
П. Выходцев отмечает и философский характер лирики В. Федорова, завидную последовательность и настойчивость в поисках ответа на коренной вопрос о смысле человеческой жизни. Критик указывает на двуплановость Федоровских поэм — их реалистичность и романтичность2.
Другой исследователь Дмитрий Ковалев в статье «По главной сути» утверждает: «Мир поэзии Федорова чрезвычайно широк и многообразен. Стихия книжных образов, переплавляясь в его творческой фантазии, становится такой же обнаженной, осмысленной и прочувствованной, как и то, что он вобрал в себя из самой жизни. Исторические личности и книжные образы живут в его произведениях рядом с современными героями и не просто живут, а чувствуют, мыслят вместе"3.
По мнению Д. Ковалева, в поэзии Вас. Федорова ясно ощущается связь времен. В настоящем он отчетливо видит черты будущего. Собственно, ради будущего Федоров настойчиво пытается проникнуть и в тайны прошлого, и разобраться в современном.
Немалое внимание критики уделяют эпическим произведениям, в основном поэмам «Проданная Венера» и «Седьмое небо», которые считаются лучшими в его творчестве.
1 Выходцев П. Новаторство, традиции, мастерство — М., 1970, С. 109.
2 Там же. — С. 111.
3 Ковалев Дм. «По главной сути».// «Октябрь» — 1970, № 2. С. 56.
Поэме «Проданная Венера» посвящено наибольшее количество статей. В статье М. Лапшина и JL Иванова «Василий Федоров» утверждается, что поэма «Проданная Венера» — высшее достижение поэта и главная тема ее -«За красоту людей живущих, за красоту времен грядущих мы заплатили красотой».1.
Отдельные статьи о поэме «Проданная Венера» озаглавлены стихами из нее же, например, «За красоту времен грядущих» Н. Далады, «За красоту людей живущих, за красоту времен грядущих» JI. Любовцева и т. д.
Л. Любовцев пишет, что «именно будущего ради в этой поэме, глубоко философской по-своему звучанию, по осмыслению действительности поэт прямо адресует молодому поколению вопрос: «А знаешь ли ты, какой ценой завоевано твое счастье, каких усилий стоило созидание всего прекрасного в нашей жизни». Далее Любовцев, говоря об особенностях «Проданной Венеры», пишет: «В поэме нет рассказа о битвах революции, а есть лишь две судьбы: судьба Наташи Граевой и «Венеры» Тициана. Обе потеряли красоту, но жертвы их не были напрасными — и вечная и земная красота были отданы борьбе за будущее, за новую красоту, которая пришла сегодня3. С этой точкой зрения трудно сегодня согласиться. Мы хорошо знаем, какая «красота» пришла в нашу жизнь.
Борис Сучков в статье «Зрелость» пишет об эпическом характере поэм и стихотворений В. Федорова. Но эпичность в них, по мнению критика, различается: «Во-первых, в способе создания характера, во-вторых, там, где следуя эпическому складу своего дарования, он избирает для своих произведений содержательные конфликты. Там, где он этим пренебрегает — он проигрывает"4. Б. Сучков так же отмечает, что поэма «Проданная Венера» явля.
1 Лапшин М. и Иванов Л. Василий Федоров // Наш современник 1963, № I, С. 49.
2 Любовцев Л. «За красоту людей живущих, за красоту времен грядущих», // Молодая гвардия, 1959, № 7. С. 80.
3 Там же. — С. 82.
4 Сучков Б. Зрелость. Москва, 1962. № з. с. 172 ется высшим достижением В. Федорова и одним из самых заметных и серьезных произведений нашей поэзии1.
Владимир Еремин в книге «Василий Федоров», изданной в 1969 году к 50-летию поэта, обзорно рассматривает его поэмы. «Проданная Венера», -говорит Еремин, — рассматривается критиками в основном как утверждающая красоту". Но необходимо, по его мнению, рассмотреть поэму и с другой стол роны: «Федоров не только утверждает красоту, но и борется за нее» .
Несколько статей посвящены крупнейшей поэме Василия Федорова -«Седьмое небо».
Так, П. Выходцев в статье «Певец красоты человеческой» главное внимание «уделяет центральному герою Василию Горину», отмечает «его благородство, чистоту и трагизм положения».3.
В. Панков в работе «Время и книги» пишет, что герой поэмы «Седьмое небо» растет духовно от главы к главе. Указывает Панков и на то, что «щедрое лирическое наполнение поэмы связано с духовным миром героя». Вместе с тем, — продолжает критик, — немалую роль играет сродство героя и автора, т. е. автобиографизм поэмы.4.
В. Еремин квалифицирует «Седьмое небо» как произведение полифоническое, в котором поэт рассказывает о времени и о себе.5.
Коротко о своих поэмах говорит и сам Вас. Федоров. Он затрагивает вопросы романтического и реалистического, эпического и лирического: «Ирреальных мотивов в чистом виде в поэме «Седьмое небо» нет. Для меня все, что могло написаться и написалось — реальность. Даже самая неуемная фантазия, если она материализована в стихе, становится фактом жизни. В главе «Земля и Вега» есть только смещение изобразительных плоскостей от при.
1 Федоров Вас. — Указ. т. — 609.
2 Еремин В. Василий Федоров. — М., 1969. С. 23.
3 Выходцев П. Певец красоты человеческой //Москва, 1961. № 3. С. 176.
4 Панков В. К. Время и книги. — М., 1974. С. 265.
5 Еремин В. Василий Федоров — М., 1969. С. 25. мелькавшегося, будничного — к романтически необычному, в плане обострения образа1.
Интересны суждения В. Федорова о поэме как жанре.
Поэма дает жизнь в развитии, во взаимосвязи событий, в столкновении характеров", — отмечает он. Поэт замечает, что характерной чертой поэм 60-х годов (XX в. — JI.A.) является лиричность. С этим связано его утверждение о кризисе поэмы. Как будто все за то, — заявляет В. Федоров, — что высказал еще Лермонтов: «Умчался век эпических поэм, и повести в стихах пришли в упадок». Объяснение такому явлению В. Федоров находит в том, что повысилось самосознание личности, осознание ею важности своей роли в результате крупных общественных изменений2. Сам В. Федоров, автор эпических поэм, в суждениях о поэме исходит из своего опыта. Но его мысль о кризисе современной ему эпической поэмы является спорной.
В 1978 году в издательстве «Современник» вышла небольшая монография о Василие Федорове, написанная Искрой Денисовой (объем 6 пл.). Эта монография, как и монография В. Еремина, тоже попытка характеристики творчества поэта в целом. Но небольшой объем неизбежно приводит исследователя к обзорности, к общим суждениям идейно тематического плана, хотя в книге немало и ценных наблюдений, не потерявших своего значения. Приводим некоторые высказывания И. Денисовой. Вот одно из них: «.откликов на первые книги Василия Федорова почти не было. Такое равнодушие прессы объясняется отчасти тем, что автор приехал из далекой Сибири, где формировалось его самобытная поэзия, отчасти особенностями его творчества, начисто лишенного спекулятивных элементов, демагогических приемов и коньюктурщины, столь часто принимаемой за злободневность .
Сказано верно. А если поставить вопрос: о чем все — таки поэзия Василия Федорова? — то в книге И. Денисовой найдем такой ответ: «Об истоках творчества и жизни, о путях искусства и мечте. И, конечно, о красоте. Это и Федоров Вас. Собр. соч. В трех томах. — М., 1976. С. 613.
2 Там же. С. 609.
3 Денисова И. В. Беззаветно служить красоте. Поэзия Василия Федорова. — М., 1978. С. 14. главный лирический мотив поэзии Василия Федорова, и сложная тема его эпики1.
Обратим внимание еще на одно суждение И. Денисовой. Оно касается одного мотива лирики поэта: «Философия любви в лирике Василия Федорова не просто в гуманности и чистоте — она раскрывается в активном гуманизме советского человека, в его непримиримости к малейшей неверной, фальшивой ноте, к мельчайшему компромиссу. Эта философия ищет самых высоких критериев ценности человека, она устремлена в страстный поиск путей к Л преобразованию его души. Произведения Василия Федорова о любви дают основание для такого вывода. Несколькими словами И. Денисова подчеркивает наличие в творчестве поэта традиций Некрасова и Есенина3.
Конечно, и книга И. Денисовой заслуживает похвалы. Но многогранное творчество Василия Федорова все еще ждет серьезных исследований.
В 1978 году в издательстве «Просвещение» вышла книга Ал. Михайлова «Поэты и поэзия». В ней одна небольшая глава «Лирический характер современника» (с. 44−79) посвящена Василию Федорову.
Первые несколько страниц этой главы касаются проблемы лирического героя как самостоятельного образа, неадекватного образу автора, но который может быть близок ему, иметь его биографические черты. Так Ал. Михайлов выступает против тех, кто отрицал самостоятельное значение понятия «лирический герой», приравнивал автора и лирического героя. Свое понимание образа лирического героя критик раскрывает на материале поэзии Василия Федорова.
Обратим внимание на несколько основных мыслей Ал. Михайлова «Теория бесконфликтности», пишет он, — в свое время не обошла стороной и лирику и породила немало розовых и идиллических стихов о счастье. Видно, поэтому в противовес им счастье у некоторых поэтов стало синонимом успокоенности, тишины, бездеятельности.
Там же.-С. 17.
2 Денисова И. В. Назв. книга. — С. 33.
3 Там же.-С. 37.
Видно, поэтому. Федоров восстает против тихого и спокойного счастья: «Загрущу, затоскую, если стану счастливым». Героя деятельного, волевого влечет на стремнину жизни, и для него тихое, спокойное счастье не стимул к борьбе и творчеству, а путы"1. Эту мысль Ал. Михайлова подтверждают и лирика, и поэмы Вас. Федорова. Действительно, поэт отвергал «тихое счастье».
Другое суждение Ал. Михайлова имеет непосредственное отношение к его поэмам. Критик замечает: «Федоров сам признался, что поэмы он начал писать так же рано, как и стихи, но не все и не сразу они были приняты критикой и читателями. Пожалуй, наибольшее признание получили «Проданная Венера» и «Золотая жила», написанные в середине 50-х годов.
Успех двух названных поэм обусловлен не только остротой социальной и нравственной проблематики, что, конечно, имеет решающее значение, но и удачно найденной внутренней структурой произведений, завершенностью сюжета, точной разработкой драматургии каждой из поэм. Здесь Федоров шел от традиций русской эпической поэмы, от пушкинского «Медного всадника"2.
Сказанное Ал. Михайловым верно и в отношении остальных поэм Вас. Федорова. Продолжая свою характеристику особенностей его поэзии, критик пишет: «Лирический характер, складывающийся в поэзии Василия Федорова. из стихотворения в стихотворение и даже из строки в строку, обрастает человеческий плотью, впитывает тревоги и боли времени, трудно и упорно размышляет над противоречиями жизни, не закрывает глаза на эти противоречия и не упрощает их для удобства и самоуспокоения. Словом, это характер живой, близкий нам, человечный, находящийся в развитии — несмотря на всю угловатость и резкость"3. И последнее наблюдение Ал. Михайлова, на которое обращаем внимание: «Василий Федоров не любит повторять себя, он очень разнообразен и часто неожидан как в тематике, так и в художествен.
1 Михайлов Ал. Поэты и поэзия. — М., 1978. С. 68.
2 Там же. — С. 50.
3 Там же. — С. 59 ных решениях. Поэт как бы демонстрирует своим творчеством те богатейшие возможности, которые таит в себе традиционная форма русского стиха, демонстрирует, сколько нового и интересного можно открыть в поэзии, развивая эту форму, совершенствуя ее и обогащая"1. Справедливая мысль!
Из критиков и литературоведов, писавших о Василии Федорове, следует отметить и Юрия Прокушева, больше известного в качестве исследователя творчества С. Есенина. Ю. Прокушев близко знал Василия Федорова, был его другом.
В 1990 году исследователь написал книгу «Все мы — дети России». Состоит книга из пяти частей, самая большая посвящена С. Есенину. Немало места отведено и Василию Федорову. Часть о нем имеет заголовок: «Дыхание правды» и занимает пятьдесят пять страниц. (352−407).
Ю. Прокушев, можно сказать, влюблен в поэзию своего друга. Некоторые его суждения могут восприниматься как субъективные, хвалебные без достаточного основания. Но в целом критик правильно определил смысл его поэзии.
Часть книги, посвященная Василию Федорову, отличается важной особенностью. В ней воспоминания перемежаются с кратким анализом произведений поэта. Конечно, критик и не рассчитывал на всесторонний и глубокий анализ творчества поэта. Поэтому подзаголовок части имеет и соответствующее название: «Штрихи к портрету друга».
Трудно, очень трудно шел Василий Федоров к известности. Обидно было за поэта истинным ценителям его поэзии, в том числе и Ю. Прокушеву: «Но где справедливость, — пишет он. — Первый афишный вечер поэта в сорок четыре года, и какого поэта! Почему так! Зеленая улица шумным «гениям» эстрадной поэзии. Им любые залы, радио, телевидение. А тут те, кто, казалось бы, должен быть заинтересован в публичных выступлениях такого поэта, не «замечают» его годами. Надо, чтобы стали замечать. Это важно, необходимо не только и не столько для поэта Василия Федорова, как для нас, его.
1 Михайлов А. Назв. кн. — С. 65 соотечественников, для всей России"1. Эта же мысль повторена критиком через несколько страниц: «Думая о судьбе Василия Федорова, как крупнейшего поэта нашего времени, которого, провожая в последний путь, справедливо нарекли «великим», думаешь и о том, как непрост, а порой тернист был путь его стихов к сердцу читателя, народа, о том, что при жизни он не был «избалован критикой."2.
По утверждению 10. Прокушева, Василий Федоров-поэт, который как никто другой, воплотил в своей поэзии свое время. В этом его самая большая заслуга и бессмертие его стихов: «Истинная поэзия всегда помечена своим временем, всегда дыхание правды, дыхание — жизни. Стихи вне времени и пространства — мертворожденные стихи. Время, действительность для поэта — как стартовая площадка космодрома. Без нее самый совершенный космический корабль — беспомощен. Он не может взлететь в просторы Вселенной. Так и поэт. Без постоянной «опоры» на свое время, на стартовую «площадку» действительности, окружающей его жизни не может сказать в стихах главного о своем времени: того, что по-настоящему делает его поэзию народной, нужной людям, будущему."3.
Ю. Прокушев особо подчеркивает значение творчества поэта. «Можно сказать без преувеличения: .стихи и поэмы, из которых складывались книги Василия Федорова, .все больше и больше определяли глубинные течения всей нашей поэзии, ее новаторский художественный поиск».4 Сказанное критиком относится в первую очередь к поэмам Василия Федорова. В одном только мы не можем согласиться с ним. Поэма «Женитьба Дон-Жуана», которую он считает еще одной большой удачей поэта, 5 с нашей точки зрения таковой не является. Конечно, и здесь налицо высокое поэтическое мастерство автора, но мы не разделяем общей концепции поэмы. Поэт гуманист считал, что Дон-Жуаны меняются в хорошую сторону, превращаясь в побор
1 Прокушев Ю. Все мы — дети России. — М., 1990. С. 364.
2 Прокушев Ю. Назв. кн. — С. 360.
3 Там же. С. 259.
4 там же. С. 367.
5 Там же.-С. 375−380. ников любви и семьи. Однако действительность нашего времени опровергает такое утверждение. Дон-Жуанов становится все больше и больше. Распад семьи или отказ от ее создания (свободное сожительство) стали типичным явлением конца XX начала XXI веков. Не рассматриваем мы и поэмы «Дуся Ковельчук» и «Аввакум». Они утратили значение для нашего времени.
Сделанный нами обзор научно-критической литературы о творчестве Вас. Федорова дает нам основание для вывода: из написанного о его творчестве немалое остается верным и на сегодняшний день. Конечно, многое в статьях и названных нами двух небольших монографиях устарело. Критики подходили к его творчеству с партийно-советских позиций, притягивали его к «прокрустово ложу» социалистического реализма даже тогда, когда поэт явно вырывался за его рамки. Василий Федоров доказывает, что подлинная поэзия не может следовать нормам, канонам, что могучие крылья позволяют ей совершать свой высокий полет. Ей нет ограничений во времени и пространстве.
Новизна работы. Василий Федоров, хотя и медленно шел к признанию критикой, однако за время своей творческой деятельности издал большое количество поэтических книг. В 1975;1976 годах появилось трехтомное издание его поэзии и прозы. А через три года после смерти поэта, в 1987 году, вышло в свет пятитомное собрание его сочинений.
И все равно о творчестве Василия Федорова написано удивительно мало. Если не считать две небольшие монографии (1969 года Владимира Еремина и 1978 года И. Денисовой), которые давали обзорную характеристику его поэзии, то это около тридцати статей, многие из которых подобия рецензий, которые повторяют друг друга.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что творчество поэта нуждается в серьезных исследованиях. Если поставить вопрос: что нового мы внесли в изучение творчества Василия Федорова? — то ответ будет прост: в диссертации впервые анализируются его поэмы: «Лирическая трилогия», «За рекой Ключевой», «Марьевская летопись», «Бетховен». Что же касается других поэм автора, таких как «Проданная Венера», «Золотая жила», «Белая роща», «Обида», «Далекая», «Первые слезы», «Седьмое небо», то они рассмотрены развернуто, подробно, в их понимание внесено немало нового. Это касается не только проблематики, но и поэтики названных произведений.
Поэтому мы вправе сказать, что наша диссертация — монографическая работа, дающая целостное представление о жанре поэмы в творчестве этого замечательного поэта.
Методологическая основа работы.
В первые годы после распада СССР и перехода России на капиталистический путь развития проявилось резко отрицательное отношение не только к социально-политической структуре советского общества, но и ее культуре в целом. Такой нигилизм понятен. Мы знаем, как это случилось в свое время после Октябрьской революции, последствиями которой в первые годы советской власти явилось игнорирование классического культурного наследия XIX века.
Но нигилизм и тогдашний и теперешний стали уже досадными фактами истории. Сегодня на все прошлое уже утверждается трезвый взгляд. Это касается и литературы. Теперь очевидно, что смена общественной формации не означает обесценивания художественного творчества прошлого, конкретнее, времени его появления. В наше время оно приобретает новое звучание, новую значимость, новую эстетическую ценность. Общечеловеческая суть творений многих художников переосмысливается. В отношении к ним стал доминировать объективный подход. Они по-новому прочитываются и это уже выявление их непреходящей ценности, необходимости их и для нашего времени. С этой точки зрения рассматриваем и поэмы Василия Федорова. В ходе работы над диссертацией мы опирались на богатейшие достижения русской литературоведческой науки не только прошлого, но и нашего времени (Белинский, Потебня, Веселовский, Жирмунский, Бахтин, Неупокоева, Лихачев, Тимофеев, Волков, Хализев и др.).
Каждую поэму Василия Федорова рассматриваем подробно, в единстве формы и содержания.
Аналитический метод является доминирующим в нашей работе.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Во-первых, содержание диссертации вносит вклад в теорию поэмы, хотя и рассматриваются в ней произведения только одного поэта. Во-вторых, содержание диссертации может быть использовано как основа для специального курса.
В-третьих, материал диссертации может быть использован как дополнение к истории русской литературы второй половины XX века.
Заключение
.
Цель моей работы — подробно рассмотреть поэмы Василия Федорова, проследить особенности их проблематики и поэтики. Основной метод, избранный нами в единстве формы и содержания.
В ходе написания работы мы обращались и к трудам известных исследователей творчества Василия Федорова: И. Денисовой, А. Михайлова, Ю. Прокушева, Лапшина, Любовцева, Сорокина, Еремина и других критиков.
Поэмы Василия Федорова соответствуют тому определению поэмы, которое дал в свое время В. Белинский: это поэтическое произведение, в котором главенствуют идеальные побуждения и моменты мировоззрения, миросозерцания и мировидение поэта.
В творчестве Василия Федорова воплотились лучшие традиции классической и советской поэзии. Но творчество Василия Федорова не привлекло должного внимания критиков. О его поэмах и стихотворениях написано как будто не мало, но существенного сказано мало. Если поставить вопрос: что нового мы внесли в изучение творчества Василия Федорова — то ответ будет прост: в диссертации впервые анализируются его поэмы: «Лирическая трилогия», «Марьевская летопись», «Бетховен». Что касается других поэм автора, таких как «Проданная Венера», «Золотая жила», «Белая роща», «Обида», «Далекая», «Первые слезы», «Седьмое небо», то они рассмотрены развернуто, подробно, в их понимание внесено немало нового, это касается не только проблематики, но и поэтики названных произведений.
Первая поэма этого поэта «Лирическая трилогия». Герой ее близок автору, во многом автобиографичен. Первая ее часть «О ней», о девушке, в которую лирический герой оказался страстно влюблен. Чтобы увидеть ее, поговорить с ней он пришел в клуб, где она выступала. Музыка захватила его. Так чувство любви, дополняется красотой и действенной силой музыки.
Первая часть трилогии строится по принципу усиления любовного чувства лирического героя, которое наталкивается, однако на равнодушие девушки.
В композиции этой части из художественных средств главенствующую роль играет повтор слова, словосочетания, образа, в частности метели, использованного как обрамление.
Вторая часть «Лирической трилогии» — «На глубине». Тут повествуется о работе лирического героя на подземном авиазаводе, о войне, о налетах вражеской авиации на город, в котором находился завод, о вдове, которую он когда — то любил, но они остались чужими.
В поэме «На глубине» Вас. Федоров уделяет основное внимание красоте, созданной руками человека. Это самолеты. Точно передано здесь психологическое состояние лирического героя, который наполнен гордостью за свой труд и восхищением его результатами. В этой поэме композиция предельно четкая: это повествование лирического героя о себе — простое и понятное, в котором на первый план выступает фактор биографический.
Третья часть «Лирической трилогии» — «Поэма о доме».
Здесь автор утверждает, что «любому счастью нужен дом», а лирическому герою это счастье мыслится как совместная жизнь с любимой. Поэтому он создает проекты дома, но которые оказываются неудачными, которые не принимает не только комиссия, но даже любимая. Последняя часть трилогии строится на параллели малый дом и дом большой. Малый дом лирическому герою построить не удалось. Зато он построил большой дом — дом поэзии, куда может войти любой человек, в том числе и любимая на одинаковых со всеми правах.
Лирическая трилогия", хотя и первая поэма автора, но во многом знаменательная: в ней истоки всех тем его творчества.
Поэмы Василия Федорова «Марьевская летопись» и «Белая роща» — в первую очередь поэмы о Родине. Но эта главная тема дополняется побочными: труд и любовь, природа и человек, сын и мать, война и победа.
Марьевка для поэта и отчий дом, и отчее село. Вот почему в «Марье-ской летописи» много биографического, лирический герой и автор почти тождественны. Все радостное и горестное связано для поэта с родной деревней. Отсюда началась его трудная дорога в жизнь, отсюда он однажды ушел навсегда, но родная деревня осталась для него своего рода маяком. Малая родина открыла поэту и просторы большой, великой державы, сыном которой он осознавал себя всегда.
Сюжет «Марьевской летописи» тоже прост: он делится как бы на отдельные, частные сюжеты: возвращение лирического героя домой и встреча с матерьюизображение колхозного трудавстреча с любимойпамять о павших на войне и т. д. Если в «Марьевской летописи» сюжетообразующим началом выступает лирический герой, то в сюжете «Белой рощи» основу составляют объективированные персонажи — Егор и его мать. Эта поэма лиро-эпическая.
Егор приехал на целину поработать года два, заработать деньги и вернуться домой. Но целина накрепко привязала его к себе: здесь к нему пришла большая любовь. И он себе на помощь приглашает мать, которая и для всех механизаторов становится как бы матерью. Она человечна, мудра, умна, полюбила степные просторы, Белую рощу, одну на этих просторах. Для нее она была олицетворением земной красоты. Когда трактористы решили раскорчевать рощу, мешавшую пахоте, мать сумела убедить их, что этого нельзя делать. Так она оказывается защитницей не только Белой рощи, но и природы вообще.
Много повидавшая и много потрудившаяся на своем веку мать, в один из дней, когда сына не было дома, тихо умерла. Похоронили ее в Белой роще. Отныне для сына и целинные просторы Кулунды стали родиной. Егор решил остаться навсегда там, где последний приют нашла его мать. Понимание родины и расширилось, и обрело новый смысл.
Ряд поэм Вас. Федорова о любви. В них это чувство утверждается как исключительно высоконравственное. Можно сказать, для Василия Федорова именно в любви открываются идеальные моменты человеческой души. Для поэта любовь и красота два полюса одного явления. Все поэмы Вас. Федорова о любви имеют четкий сюжет. В поэмах «Далекая» «Обида», «Первые слезы» сюжет — концентрический, локальный. Это поэмы случая (в том смысле, что основу каждой составляет частный эпизод жизни героя"). «Золотая жила» тоже подпадает под это определение, но в ней, основной случай дополняется побочными, которые тоже оказываются очень существенными. Но «Золотая жила» прежде всего, поэма характеров, драма их столкновения и судьбы.
В поэмах В. Федорова количество действующих лиц сведено до минимума и даны они по принципу противопоставления: в «Далекой» — лирический герой и его бывшая любимаяв «Обиде» Олег и Настяв «Первых слезах» Вера и Женя ЧеремнойПавел и Женяв «Золотой жиле» Царьков и Харитон, Харитон и Игнат.
И наконец, во всех поэмах о любви срабатывает прием узнавания.
В перечисленных выше поэмах, хотя и доминирует тема любви, но дополняется она и другими темами: труд, человеческое назначение и долг, истинное и ложное счастье.
Поэмы Василия Федорова о любви сохраняют свое значение, несмотря на то, что живем мы при ином социальном укладе чем тот, при котором творил автор.
Во всех поэмах Василия Федорова в той или иной мере затрагивается проблема красоты. Но основной она является в «Проданной Венере», «Бетховене», и «Седьмом небе».
Первая поэма по композиции — параллель: сельская девушка Наташа Граева — и «Венера» Тициана. Две красоты. Одна — живая, которой выпали неимоверные трудности, другая — вечная. Вечных великие художники, конечно же, писали с невечных.
Но судьба обеих оказалась драматичной. «Венера» Тициана в трудные годы индустриализации была продана за границу, так как стране нужны были деньги. А Наташа Граева, как и миллионы женщин Советского Союза, добросовестно помогала фронту своей работой в тылу. В этой работе она и потеряла внешнюю красоту, но нравственная ее красота вне сомнений.
Дорогой ценой платили советские люди за победу. Поэтому для поэта частная судьба и судьба народная — звенья одной цепи. Красоты и Наташа и страна лишились во имя будущего. В этом для поэта была своя логика, свой идеал он видел в грядущем. Но это была уже утопия, в чем сегодня мы не сомневаемся.
В поэме «Бетховен» тема красоты сопряжена с темой искусства. Искусство порождает красоту, и само есть красота. Такова основная мысль поэмы. Бетховен, этот великий композитор, поверил в то, что он сможет силой своего искусства уничтожить несправедливость, зло, человеческие пороки. И он обрушил на людей всю мощь своей музыки, в которой слышны были грозные мелодии всех природных сил. Но он ошибался.
Тогда великий композитор решил достичь своей цели не грозными мелодиями, а мелодиями любви. И цели своей достиг. Это, конечно, преувеличение. Но нельзя отрицать то, что искусство во все времена хоть в малой мере помогало совершенствованию человека и человеческого общества. Только жизнь гениев искусства всегда оказывалась трагической.
Вершинное произведение В. Федорова — «Седьмое небо» с подзаголовком «романическая поэма».
Герой поэмы — Василий Горин, он же повествователь и, в сущности, лирический герой. Рассказ о прожитом, безусловно, всегда содержит повторное, более осознанное переживание его. Василий Горин дорожит неувядаемым юношеским стремлением к высокому, к «Седьмому небу», к полету ввысь, к широким горизонтам.
Романно-повествовательный сюжет подробно развернут во времени. Герои открываются перед нами в сфере эмоциональной и преимущественно с точки зрения Василия Горина.
Герой «Седьмого неба» типичен как представитель поколения юношей.
30-х годов, поколения рабочих и воинов времен войны Отечественной. Он в гуще того массового потока молодых людей, что стронуты, были индустриализацией с деревенских глубинок, с провинциального затишья и вовлечены в мир техники, заводов, аэродромов, захвачены энтузиазмом преобразования старого и сотворения нового мира. Его воспоминания — это воспоминания не только о своем полете, но и о полете страны, о наэлектризованной общественной атмосфере бытия, о стремительном, моторном веке, что «летел через года тридцатые», о стране «саней и телег», которая «захотела стать крылатою». По мере духовного роста героя ширятся, углубляются его мысли.
Щедрое лирическое наполнение сюжетно-повествовательной поэмы, несомненно, связано с духовным миром героя. Вместе с тем немалую роль играет сродство героя и автора, то есть автобиографизм поэмы. В ряде поэм Василия Федорова использована условность. В «Седьмом небе» это прежде всего глава «Земля и Вега», которая по содержанию является фантастическим сном: героя на далекой звезде судят за его ошибки, за отступления от большой любви, от правды и красоты, судят женщины, обманутые им когда-то в их лучших чувствах. И еще одна оригинальная особенность этой поэмы: сюжет в ней в «Эпилоге прощаний» размывается, незаметно переходя в монолог Василия Горина о месте человека, его позиции в современном ему мире. Здесь голос героя — повествователя и голос автора сливаются. Становится ясно: поэт и его герой — люди одного поколения и одного мировоззрения. Тут вспоминается «Василий Теркин» А. Твардовского, в которой автор и герой тоже люди одного поколения и одного мировоззрения. Поэмы Василия Федорова обогатили жанр русской поэмы 50−70 годов XX века.
Список литературы
- Анисимов В.И. Поэзия правды и мечты. — М., Просвещение, 1982.
- Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М., Современник, 1973.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., Искусство, 1979.
- Бузник В.В. Лирика и время. Л., Наука, 1964.
- Баевский B.C. История русской поэзии. 1730 1980 гг. -М., 1996.
- Банкетов А. М. Лирика в эпосе. // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М., 1967, с. 20−21.
- П.Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1953,
- Выходцев П.С. В поисках нового слова. М., Современник, 1980.
- Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., Наука, 1971.
- Винокуров Е. Поэзия и мысль. М., Сов. писатель, 1966.
- Васильковский А. Русская советская поэма 20-х годов. Проблема типологии жанра. Донецк, 1973.
- Владимиров С. Стих и образ. М., 1975.
- Выходцев П.С. Василий Федоров // П. С. Выходцев. Новаторство, традиции, мастерство. Л., 1973 С. 315−335.
- Выходцев П. Певец красоты человеческой (О поэзии Василия Федорова) Молодая гвардия. //1971. № 5. С. 299−3И
- Волков В. Отдам народу сердце: Воспоминания о поэте Вас. Федорове // Москва, 2002. № 12. С. 130−144
- Гринберг И. Три грани лирики. М., 1975
- Гусев В.И. В середине века. М., 1967.
- Грудцова О. Звонкая песня. // «Октябрь», 1974, № 3, с. 214.
- Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., Просвещение, 1968.
- Гинзбург Л.О. О лирике. Л., Сов. писатель, 1974.
- Гинзбург Л.О. О старом и новом. М., Сов. писатель, 1982.
- Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., Современник, 1990.
- Дюбо Ж. Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., Искусство, 1976.
- Еремин В. Василий Федоров М., 1969.
- Еремин В. На трудных перегонах. М., «Современник», 1984. С. 84 158.
- Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. М., 1990.
- Ермилова Е.В. Метафоризация мира в поэзии XX века // Контекст. 1976. М., 1977, с. 171.
- Ковалев Д. По главной сути. (О творчестве поэта Василия Федорова) // Октябрь, 1970. № 2. С. 210−214.
- Кирпель И. Лирический герой современной поэмы. Киев, 1977.
- Коваленкова А. Практика современного стихосложения. М., 1960, с. 98.
- Куняев С. Огонь, мерцающий в сосуде. М., 1989.
- Лапшин М., Иванов Л. (О творчестве поэта) // Наш современник -1963, № 2
- Леонов Б. Немеркнущий свет: (памяти поэта В.Д. Федорова) // Огонек. 1984. № 18. С. 28.
- Луконин С. И тогда придут слова. (О любовной лирике. Беседа с поэтом). Москва., 1984. № 12 С. 89−96.
- Лавлинский Л. Не оставляя линии огня. (О лирической поэзии наших дней) М., 1975, с. 319.
- Лавлинский Л. Красота лаконизма // Октябрь, № 5,1974.
- Лавлинский Л. Сердца взрывная сила. (О лирической поэзии 60-х годов) -М., 1972.
- Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий). Изд. 2-е, доп. -М., 1973.
- Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. Л., Просвещение, 1972.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., Просвещение, 1970.
- Луговской В.А. Раздумья о поэзии. М.: Сов. писатель, 1960.
- Ломидзе Г. И. В спорах и размышлениях. // Способность к диалогу. 4.1. М., Наука, 1993.
- Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске. Киев, 1977.
- Михайлов А. Пророчество марьевской Музы (О поэзии Вас. Федорова) // Современник. 1967. № 5
- Михайлов А. Сила и тайна слова. М., Современник, 1984.
- Михайлов А. Поэты и поэзия: Портреты. Проблемы. Тенденции развития современной поэзии. М., Просвещение, 1978.
- А. Михайлов А. Факел любви. -М. Сов. пис., 1968.
- Михайлов Ал. Ритмы времени. Этюды о русской советской поэзии наших дней. М., 1975. С. 78.
- Марков М. Искусство как процесс. М., Искусство, 1970.
- Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. (Опыт типологии жанра) М., 1971.
- Наровчатов С. Атлантида рядом с тобой М., 1972.
- Непомнящий В. Поэзия и судьба. М., Сов. писатель, 1983.
- Озеров Л. Мастерство и волшебство М., 1972.
- Озеров Л. Работа поэта. М.: Сов. писатель, 1963.
- Прокушев Ю. Дыхание времени, дыхание правды: {о поэзии В. Федорова: к 70-летию со дня рождения} // Молодая гвардия. 1988. № 2.
- Прокушев Ю. Дыхание правды (К портрету друга) // Ю. Прокушев. Все мы дети России. — М., «Современник», 1990. С. 352−407.
- Полякова Л.В. Поэзия и современность. М., Современник, 1989.
- Поспелов Г. Н. Лирика. М., Изд-во ДГУД978.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., Искусство, 1976.
- Рунин Б. В. В защиту лирической индивидуальности. М., Сов. писатель, 1956.
- Рыленков Н. Традиции и новаторство. М., Сов. Россия, 1962.
- Рыленков Н. Душа поэзии. М., Сов. Россия, 1969.
- Стрижевская Н.И. Письмена перспективы. М., 1997
- Скоронанова И.С. Поэзия в годы гласности. Минск, 1993
- Сидельников В.М. Писатель и народная поэзия. М., Сов. Россия, 1980.
- Салтыков-Щедрин М.Е. О важности слова. Полн. собр. соч. М., Т. 18. 1958.
- Сельвинский И.Л. Я буду говорить о стихах. М., Сов. писатель, 1973.
- Смирнова С. Василий Федоров. Краснодар, 1979.
- Соловьев В. О поэте, его стихах и его читателях // Новый мир, 1973.
- Тимофеев Л.И. По воле истории. М., Современник, 1979.
- Урбан А. В настоящем времени. М., 1984.
- Федоров В. Поиск продолжается // В. Федоров. Соч. В трех томах. Т. 3. -М., 1976.
- Федоров В. Поиск прекрасного // В. Федоров. Соч. В трех томах. Т. 3. -М., 1976.
- Федоров В. Наше время такое. М., 1974.
- Федоров В. По главной сути. М., 1978.
- Числов М. Время зрелости пора поэмы. — М., Сов. пис., 1986.
- Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: Проблемы и характеры. М., Сов. писатель, 1983.
- Шевченко М. Боль человека была его болью: к 70-летию со дня рождения поэта В. Федорова // Москва. 1988. № 5. С. 200−202.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., Просвещение, 1992.
- Шенгели Г. Техника стиха. М., Гослитиздат, 1960.
- Эйхенбаум Б. О поэзии. Л., Сов. писатель, 1969.
- Лирическое стихотворение: Анализы и разборы. Л., Наука, 1976.
- Поэтический строй русской лирики. Л., Наука, 1973.
- Писатель и время. М., Сов. писатель, 1991.