Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Н.А. Клюев: поэзия 1905-1908 гг. и проза 1919-1923 гг. вопросы источниковедения и атрибуции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применив к клюевской прозе методологические установки исследователей стиля и поэтики древнерусской литературы (Д. С. Лихачева, В. В. Виноградова, Л. И. Сазоновой и др.), удалось с несомненностью установить, что определяющие черты стиля и поэтики Клюева-прозаика имеют непосредственную генетическую связь с литературой Древней Руси. Это обстоятельство существенно облегчило выработку и формулировку… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. О некоторых источниках поэзии Н. А. Клюева 19 051 908 годов
  • Глава 2. Проза Н. А. Клюева 1919−1923 годов. Вопросы стиля и атрибуции

Н.А. Клюев: поэзия 1905-1908 гг. и проза 1919-1923 гг. вопросы источниковедения и атрибуции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Многогранное творческое наследие Николая Алексеевича Клюева (1884−1937) в последнее двадцатилетие пользуется неизменным вниманием исследователей. К изучению тех или иных его аспектов и к биографии поэта обращаются не только филологи и историки литературы K.M. Азадовский (Россия), Р. Вроон (США), Л. А. Киселева (Украина), Г. Маквей (Англия), Е. И. Маркова и А. И. Михайлов (Россия), М. Мейкин (США), Э. Мекш (Латвия), М. Никё (Франция), В. Пиотровский и Е. Шокальский (Польша), C.B. Полякова, Т. А. Пономарева, Н. М. Солнцева и Е. М. Юхименко (Россия), О. Симчич (Италия) и др.], но и лингвисты (Л.Г. Яцкевич и ее ученики и последователи М. В. Богданова, С. Б. Виноградова, С. Х. Головкина, С.Н. Смольников), философы (С.Г. Семенова, А.Г. Дугин), историки искусства (И.Л. Кызласова), фольлористы (H.A. Криничная), культурологи (В .В. Лепахин, В.К. Семибратов) и т. д. Именно в эти годы в науке складывается направление, ныне именуемое клюеведением.

Среди работ, выполненных в указанное время, наиболее значимыми в области поэтики и интерпретации клюевского текста являются статьи Л. А. Киселёвой: «Христианство русской деревни в поэзии Николая Клюева» (1993), «Русская икона в творчестве Николая Клюева» (1996) — «Есенинское слово в текстах Николая Клюева» (1998) — «Поэма Николая Клюева „Мать Суббота“, 1922 год» (1999) — «Мифологическая семантика „мусора“ в поэзии Николая Клюева» (1999) — «У истоков «большого эпоса» Николая Клюева: «Песни из Заонежья» «(2002) — «Старообрядческая аксиология слова и буквы в поэзии H.A. Клюева» (2002) и др. Этапными для клюеведения трудами стали монографии Э. Мекша «Образ Великой Матери (Религиозно-мифологические традиции в эпическом творчестве.

Николая Клюева)" (1995), Е. И. Марковой «Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского словесного искусства» (1997), Т. А. Пономаревой «Проза Николая Клюева 20-х годов» (1999). Н. М. Солнцевой «Странный эрос: Интимные мотивы поэзии Николая Клюева» (2000). Итог систематических исследований проводимых с начала 1990;х г. вологодскими лингвистами во главе с Л. Г. Яцкевич, — это создание словаря поэтического языка Клюева. Его первый выпуск — «Поэтический словарь Николая Клюева: Частотные словоуказатели» — увидел свет в конце 2007 г.

K.M. Азадовский издал биографический очерк «Николай Клюев: Путь поэта» (1990; повторно, с изменениями — 2002, под заголовком «Жизнь Николая Клюева: Документальное повествование»), а в 2004 г. вышла его книга «» Гагарья судьбина" Николая Клюева", где названное прозаическое сочинение поэта сопровождается обстоятельным источниковедческим комментарием исследователя.

Что касается истории текстов и датировок поэтических произведений Клюева, то отдельное внимание этому аспекту изучения его творческого наследия уделялось не часто. В 1970;е годы K.M. Азадовский отметил, что исходный вариант последней строфы стихотворения «Ты всё келейнее и строже.» (1908) претерпел в 1911 г. существенные смысловые изменения1, а JI.K. Швецова, основываясь на архивных данных, впервые провела датировку ранних стихотворений Клюева для его книги, вышедшей затем в рамках малой серии «Библиотеки поэта"2.

В 1987 г. по материалам Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) K.M. Азадовский в полном объеме и с развернутым комментарием опубликовал письма Клюева к А. Блоку 19 081 913 годов вместе с приложенными к ним клюевскими стихами3 Хотя эта.

1 Азадовский K.M. Раннее творчество H.A. Клюева (новые материалы) // Русская литература. 1975. № 3. С. 196.

2 См. об этом: Клюев Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1977. С. 481.

3 Литературное наследство. М.: Наука, 1987. Т. 92: Александр Блок: Новые материалы. Кн. 4. С. 427−523. публикация не ставила целью специальный анализ истории поэтических текстов, она стала наиболее значительным сводом исходных материалов по этой проблеме для стихотворений Клюева 1908;1910 г.

В 1988 г. автор этих строк проследил историю текста стихотворения Клюева «Корабельщики» (1926), введя в научный оборот не известный ранее архивный материал — автограф исходного варианта указанного стихотворения, хранящийся в Государственном литературном музее4.

Систематическая публикация наследия Клюева — как изданного ранее, так и неизданного, как поэтического, так и прозаического, и эпистолярного — началась как раз с конца 1980;х годов. Целый ряд стихотворений, прозаических произведений и писем поэта был в то время обнародован (в разных изданиях) K.M. Азадовским, А. И. Михайловым и автором этих строк. Крупнейшими событиями этого плана без преувеличения можно считать публикации извлеченного из архивов КГБ вершинного произведения Клюева — поэмы начала 1930;х годов «Песнь о великой матери"5 — и последней его поэмы «Кремль», написанной в нарымской ссылке6.

Тем не менее, проблемы источниковедения и текстологии произведений Клюева в целом продолжают оставаться на периферии изучения его творческого наследия до сих пор, хотя тексты многих первых публикаций его ранее не известных стихотворений и поэм, осуществленных в 1980;е — 2000;е годы, прошли перед этим лишь первичную — зачастую далеко не исчерпывающую — текстологическую подготовку.

4 Субботин С. На путях к Николаю Клюеву// Север. 1988. № 5. С. 110−111.

5 Знамя. 1991. № 11. С. 4−43 (публ. В. Шенталинского).

5 В кн.: Кравченко Т., Михайлов А. Наследие комет: Неизвестное о Николае Клюеве и Анатолии Яре. М.- Томск, 2006. С. 203−223. Републиковано теми же авторами с исправлениями: Наш современник. 2008. № 1. С. 135−153.

Недавно выпущены две репрезентативные (по составу) книги Клюева — свод его стихотворений и поэм7 и собрание прозы и писем8. Обе они снабжены комментариями, а в сборнике поэтических произведений приводится ряд вариантов включенных в него текстов. Однако оба эти издания не свободны от погрешностей, обнаруживающихся как в текстах поэта, так и в комментариях к ним9, так что число проблем, встающих перед исследователями и издателями Клюева после выхода этих книг в свет, не уменьшилось, а, скорее, возросло.

В — этой связи о предмете данной работы, о целях и задачах, поставленных ее автором, можно сказать следующее.

Предметом исследования являются раннее поэтическое творчество Клюева 1905;1908 г. и индивидуальный стиль Клюева-прозаика 1919— 1923 г.

Цель диссертации состоит в том, чтобы рассмотреть литературные ориентиры поэзии молодого Клюева, начиная с самых первых его стихотворных опытов, и определить основные характеристики стиля Клюева-прозаика, помогающие установить авторство поэта для целого ряда прозаических текстов, опубликованных без подписи (либо под псевдонимами или криптонимами).

Тема работы и степень ее исследования диктует изучение:

— данных текстологии и стиховедения как основания для объективного историко-литературного анализа;

— контекста творчества Клюева рубежа XIX — начала XX в.

— литературных ориентиров в творчестве Клюева 1905;1908 г.;

7 Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы / Предисл. Н. II. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова, сост., подгот. текста и коммент. В. П. Гарнина. СПб.: РХГИ, 1999. — 1071 с.

8 Клюев Н. А. Словесное древо: [Проза и письма] / Вступ. статья А. И. Михайлова, сост., подгот. текста и примеч. В. П. Гарнина. СПб.: Росток, 2003. — 685 с.

9 О второй из этих книг см., в частности: Азадовский К. По беловому автографу // Вопросы литературы. 2004. Сентябрь-октябрь. [Вып. 5]. С. 344−357- Субботин С. О беловых автографах, о «брэндах», и не только II Наш современник. 2005. № 6. С. 270−276.

— традиций Л. Трефолева и П. Якубовича в раннем творчестве Клюева;

— генезиса личности Клюева-литератора, чьи корни уходят в почву древнерусской литературы и культуры;

— особенностей стиля Клюева-прозаика;

— возможности выработки независимых критериев атрибуции Клюеву прозаических сочинений неустановленного авторства.

Настоящая диссертация является первым трудом, специально посвященным источниковедческим и текстологическим вопросам изучения поэзии и прозы Клюева. Как поставленные в ней проблемы, так и пути их разрешения предлагаются к рассмотрению впервые, заполняя существенный пробел в изучении творчества поэта. В научный оборот вводятся не известные ранее источники (как архивные, так и печатные), связанные с творческим наследием Клюева и с его биографией.

Работа состоит из двух глав, приложения, заключения и списка основной литературы, находившейся в поле зрения автора на момент завершения работы.

Результаты анализа раннего творчества поэта изложены в первой главе диссертации — «О некоторых источниках поэзии Н. А. Клюева 1905;1908 годов».

Как и у любого начинающего, ранние стихи Клюева (в зрелости ставшего поэтом исключительного творческого своеобразия) несут на себе несомненный отпечаток литературных влияний. Это отмечалось и в прижизненной критике, и — вслед за ней (впрочем, не специально, а по ходу дела) — в работах В. Г. Базанова и К. М. Азадовского 1970;х годов с указанием на А. Блока. Однако последовательного установления литературных ориентиров в творчестве молодого Клюева, начиная с самых первых его стихотворных опытов, ранее в исследовательской практике не предпринималось.

Полезным инструментом для разрешения поставленной задачи является, как известно, выделение скрытых цитат разного рода (текстуальных, метроритмических, композиционных и т. д.) в исследуемых текстах, что и было проделано нами. Отправными методологическими пунктами этой работы стали исследования В. М. Жирмунского и 3. Г. Минц о реминисценциях в творчестве А. Блока.

Кроме того, определению конкретных чужих текстов, нашедших отклик в ранних стихах Клюева, способствовали также выводы, сделанные по результатам предпринятого автором изучения метрико-семантических традиций бытования в русской поэзии XIX — начала XX в. такого стихотворного размера, как двустопный анапест (Ан2). Методологической базой этому аспекту исследования послужили стиховедческие труды М. Л. Гаспарова.

В основу второй главы диссертации, — «Проза Н. А. Клюева 19 191 923 годов. Вопросы стиля и атрибуции», — положена работа автора, ставшая в научной литературе хронологически первым исследованием характеристик индивидуального стиля Клюева-прозаика и одновременнопервым исследованием, в результате которого для целого ряда прозаических текстов, опубликованных без подписи (либо под псевдонимами или криптонимами) было установлено авторство поэта.

Применив к клюевской прозе методологические установки исследователей стиля и поэтики древнерусской литературы (Д. С. Лихачева, В. В. Виноградова, Л. И. Сазоновой и др.), удалось с несомненностью установить, что определяющие черты стиля и поэтики Клюева-прозаика имеют непосредственную генетическую связь с литературой Древней Руси. Это обстоятельство существенно облегчило выработку и формулировку критериев, с помощью которых была произведена атрибуция Клюеву анонимных и псевдонимных прозаических текстов. Собранные воедино и прокомментированные, эти статьи, заметки и рецензии завершают данную главу.

Приложение представляет собой опыт краткой научной биографии поэта, где учтены все основные разыскания в этой области, в том числе и результаты собственных источниковедческих поисков автора.

В Заключении суммированы главные результаты и выводы диссертационного исследования.

Основные результаты настоящей работы заключаются в следующем.

При анализе возможных литературных влияний на поэтическое творчество Клюева 1905 — 1908 гг. путем выявления скрытых цитат (в том числе с помощью их поиска на стиховедческой основе) в первой главе диссертации определены конкретные тексты других авторов, нашедшие тот или иной отклик в его стихах. Это стихотворения Л. Н. Трефолева («Наша доля — наша песня» и «Гусляр») — стихотворения П. Ф. Якубовича («На страже», «Под снегом», «Свидание», «Забытый друг», «Весенняя сказка», «В цвете лет и сил кипучих.», «Кругом Байкала», «В безмолвии ль полночи.» и др., его же переводы из «Цветов Зла» Бодлера («Испытание полночи», «Ты целый мир вместить могла бы в свой альков.», «Рассвет», «Поздние угрызения» и др.), а также прозаический фрагмент из его книги «В мире отверженных" — стихотворения А. А. Блока («Прискакала буйной степью.», «Милый друг! Завечерело.» и др.). При этом к стихам Клюева тех лет вполне применима характеристика, данная 3. Г. Минц произведениям раннего А. Блока, во многом представляющим собой, по ее словам, «органический сплав, сложную «вязь» цитат, реминисценций».

Однако это же обстоятельство одновременно позволяет говорить и о проявлении в раннем творчестве Клюева (вероятно, еще на латентном уровне) элементов поэтики литературы Древней Руси, с которой поэт был знаком с детства, — ведь одной из определяющих ее черт является как раз постоянное употребление скрытых цитат (из Писания, Псалтири и т. п.), органически входящих в текст древнерусского автора.

Как полноправный и прямой наследник творцов литературы Древней Руси Клюев выступил в своем творчестве позднее — с середины 1910;х гг.

Особенно наглядно это проявилось в его прозе 1919;1923 гг., итоги исследования которой представлены во второй главе диссертации.

Изучение стиля Клюева-прозаика в сопоставлении с результатами исследований поэтики древнерусской литературы Д. С. Лихачевым и его учениками показало, что характерные ее черты — орнаментальность, функционально близкая поэтической речи, стремление к художественному абстрагированию изображаемого, стилистическая бинарностьпроявились в прозе Клюева как типические приметы его индивидуального стиля.

Это обстоятельство стало базой для выработки стилевого критерия, необходимого для проведения атрибуции Клюеву анонимных (либо псевдонимных) прозаических статей, заметок, рецензий, напечатанных в уездной газете на родине поэта, в Вытегре, где он жил в 1919 — 1923 гг. Был сформулирован также и языковой критерий атрибуции. Их приложение к выявленным текстам (общее их число — 17) показало, что эти тексты удовлетворяют обоим критериям одновременно, что позволяет уверенно говорить об их принадлежности Клюеву.

Для четырех из них авторство поэта документально подтвердилось уже после публикации результатов этой атрибуции. Выяснилось, что статью «Красные орлы» Клюев включил (в виде вырезки из газеты «Звезда Вытегры») в составленный им самим макет сборника собственной прозы: он оказался в части его архива, сохраненной другом поэта Н. И. Архиповым (ныне: ИРЛИ. Р. I. Оп. 12. Ед. хр. 686. Л. 17 об.-18). Там же отложился и клюевский черновик рецензии на спектакль «Казнь» (нынеИРЛИ. Р. I. Оп. 12. Ед. хр. 687). Автограф еще одной рецензии Клюева — на спектакль «Обыватели» — обнаружился в другом архивохранилище ИРЛИ — в фондах его музея (Кп № 84 223), а автограф заметок «Поэты Великой Русской Революции» — в составе коллекции М. С. Лесмана (Книги и рукописи в собрании М. С. Лесмана: Аннотированный каталог. Публикации. М.: Книга, 1989. С. 301).

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Жизнь Николая Клюева: документальное повествование. СПб.: Издательство журнала «Звезда», 2002.
  2. К. Клюев и Есенин в октябре 1915 года (по материалам дневника Ф. Ф. Фидлера) // Cahiers du Monde russe et sovietique. Paris, 1985. T. XXVI. F. ¾. P. 413424.
  3. К. Николай Клюев в сибирской ссылке: Новые документы // Звезда. 2006. № 9. С. 158−167.
  4. К. Николай Клюев: Путь поэта. Л.: Сов. писатель, 1990.
  5. К. М. Олонецкая деревня после первой русской революции (статья Н. А. Клюева «С родного берега») // Русский фольклор / ИР ЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР. 1975. Вып. 15: Социальный протест в народной поэзии. С. 200−205.
  6. А. Я. Александринский театр // Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908−1917). М.: Наука, 1977. Кн. 3: Зрелищные искусства. Музыка. С. 92−106.
  7. И. Песни-баллады в русском фольклоре // Русская баллада. Л.: Сов. писатель, 1936. С. XIV-XLVIII. (Б-ка поэта).
  8. Базанов Вас. Поэзия Николая Клюева // Клюев Н. Стихотворения и поэмы. Л.: Сов. писатель, 1977. С. 5−84. (Б-ка поэта. Малая сер.).
  9. В. Г. «Гремел мой прадед Аввакум!» (Аввакум. Клюев. Блок) // Культурное наследие Древней Руси: (Истоки. Становление. Традиции). М.: Наука, 1976, с. 334−348.
  10. В. Г. Друзья-недруги: (Сергей Есенин и Николай Клюев) // Север. 1981. № 9. С. 95−119.
  11. В. Г. «Олонецкий крестьянин» и петербургский поэт // Север. 1978. № 8. С. 93−112- № 9. С. 91−110.
  12. В. Г. От мифа о «вечном древе» к социально-этической утопии (Сергей Есенин и Николай Клюев) // История, культура, этнография и фольклор славянских народов: VIII междунар. съезд славистов. М.: Наука, 1978. С. 442−450.
  13. В. Г. С родного берега: О поэзии Николая Клюева. Л.: Наука, 1990.
  14. Т. К творческой биографии Николая Клюева // Кубань. Краснодар, 1980. № 6. С. 88−92.
  15. В. В. О задачах стилистики: Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума // Виноградов В. В. Избр. труды: О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. С. 3−41.
  16. М. Л. К семантике дактилической рифмы в русском хорее // Slavic Poetics: Essays in honor of Kiril Taranovsky. The Hague- Paris: Mouton, 1973. P. 143−150.
  17. M. JI. Очерк истории русского стиха: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Наука, 1984.
  18. М. Л. Семантический ореол трехстопного амфибрахия // Проблемы структурной лингвистики 1980. М.: Наука, 1982. С. 174−192.
  19. М. Л. Современный русский стих: Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974.
  20. Ю. А. Михаил Лентовский. М.: Искусство, 1978.
  21. Записные книжки Анны Ахматовой (1958−1966). М. Torino, 1996.
  22. А. П. Проза Николая Клюева: Обоснование стиля // Проблемы метода и жанра. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1997. Вып. 19. С. 175−187.
  23. Л. А. Есенинское слово в текстах Николая Клюева И Canad. Amer. Slavic studies = Rev. canad.-amer. d’etudes slaves. Idyllwilde (Cal.), 1998. Vol. 32. № ¼. P. 75−92.
  24. М. В. Ломоносова. Киев: ИПЦ «Кшвський ушверситет», 2002. Вып. 2. С. 69−77.
  25. Л. Поэма Николая Клюева «Мать Суббота», 1922 год // Studia Litteraria Polono-Slavica / Polska Akademia Nauk. Instytut Slawistyki. Warszawa: SOW, 1999. T. 3: Dekada poszukiwan. Literatura rosyjska lat dwudziestych XX wieku. S. 49−65.
  26. Л. А. Пушкинские аллюзии в поэзии Н. Клюева // Материалы пушкинской конференции 1−2 марта 1995: (К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина). Киев, 1995. С. 108−112.
  27. Л. А. Русская икона в творчестве Николая Клюева // Православие и культура. Киев, 1996. № 1. С. 46−65.
  28. Л. А. Старообрядческая аксиология слова и буквы в поэзии Н.А. Клюева // Православие и культура. Киев, 2002. № ½. С. 54−73.
  29. Л. Христианство русской деревни в поэзии Николая Клюева//Православие и культура. Киев, 1993. № 1. С. 59−76.
  30. Киселъова Людмила О. Мифологическая семантика «мусора» в поэзии Николая Клюева // Studia Litteraria Polono-Slavica. Warszawa, 1999. Т. 4: Utopia czystosci i gory smieci Утопия чистоты и горы мусора. S. 253 269.
  31. Н. Письма к Александру Блоку: 1907−1915 / Публ., вводная ст. и коммент. К. М. Азадовского. М.: Прогресс-Плеяда, 2003.
  32. Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы / Предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова, сост., подгот. текста и коммент. В. П. Гарнина. СПб.: РХГИ, 1999.
  33. Н. А. Словесное древо: Проза и письма. / Вступ. статья
  34. A. И. Михайлова, сост., подгот. текста и примеч. В. П. Гарнина. СПб.: Росток, 2003.
  35. Т., Михайлов А. Наследие комет: Неизвестное о Николае Клюеве и Анатолии Яре. М.: Территория- Томск: Томск, гос. ун-т., 2006.
  36. Н. . Печь как центр клюевского космоса / Пер. с англ.
  37. И. Л. О Николае Клюеве: Заметки историка искусства // Искусство христианского мира: Сб. ст. / Правосл. Свято-Тихоновскийгуманитар, ун-т: Факультет церковных художеств. М., 2005. Т. IX. С. 443 467.
  38. И. Л. О Николае Клюеве и Андрее Рублеве: попытка комментария // Труды Государственного исторического музея. М.: ГИМ, 2005. Вып. 152: Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. С. 252−262.
  39. В. Икона в русской поэзии XX века. Сегед, РАТЕКРгезБ., 1999.
  40. Е. И. Вещий лебедь: (Судьба Николая Клюева в контексте национальной традиции) // Вытегра: Краевед, альм. Вологда: Русь, 1997. Вып. 1. С. 278−295.
  41. Е. И. Творчество Николая Клюева в контексте севернорусского словесного искусства. Петрозаводск: Карельск. науч. центр РАН., 1997.
  42. Е. И. Элементы финно-угорской культуры в художественной системе Николая Клюева : Препринт докл. на заседании Ученого совета Ин-та яз., лит. и истории. Петрозаводск: Карельск. науч. центр РАН, 1991.
  43. Э. Б. Аз Бог Ведаю Глагол Добра: («Избяной космос» как будущность России в «Поддонном псалме» Н. Клюева) // Славянские чтения / Даугавпилс. центр рус. культуры (Дом Каллистратова) —
  44. Даугавпилс. пед. ун-т: Кафедра рус. лит. и культуры. Даугавпилс-Резекне: Изд-во Латгальского культурного центра, 2000. Вып. I. С. 171−185.
  45. Э. Б. Образ Великой Матери (Религиозно-мифологические традиции в эпическом творчестве Николая Клюева). Даугавпилс: Изд-во ДПУ «Saule», 1995.
  46. Минц 3. Г. Функция реминисценций в поэтике А. Блока // Ученые записки ТГУ. Тарту, 1973. Вып. 308. С. 387−417. (Труды по знаковым системам. VI).
  47. А. И. Автобиографическая проза Николая Клюева // Север. 1992. № 6. С. 146−150.
  48. А. И. К истокам поэтического феномена Николая Клюева // Вытегра: Краевед, альм. Вологда: Русь, 1997. Вып. 1. С. 251−277.
  49. А. И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л.: Наука, 1990.
  50. В. В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989.
  51. М. Клюевская утопия «Четвертого Рима» // Русская поэзия: Год 1922 / Даугавпилс. ун-т: Гуманитарный ф-т. Daugavpils: DU «Saule», 2003. С. 22−32.
  52. Николай Клюев: Исследования и материалы / Ред.-сост. С. И. Субботин. М.: Наследие, 1997.
  53. Николай Клюев: образ мира и судьба: Материалы Всероссийской конференции «Николай Клюев: национальный образ мира и судьба наследия» / Приложение к журналу «Вестник Томского государственного университета». Томск: Изд-во Томского ун-та, 2000.
  54. Николай Клюев: образ мира и судьба / Томск, гос. ун-т / Ред.-сост. А. П. Казаркин и В. А. Доманский. Томск: Сибирика, 2005. Вып. 2.
  55. Вл. Минувший день: Поэты начала века: .13: Николай Клюев. // Орлов Вл. Перепутья. М.: Сов. писатель, 1976. С. 156−174.
  56. О. «Индия» в творчестве Н. А. Клюева (К определению границ мифопоэтического пространства) // Ритуально-м1фолопчний шдхщ к штерпретащ1 тексту: (Зб1рник наукових праць). Kh’ib: 1нститут змюту i метод1 В навчання, 1998. С. 131−140.
  57. О. В. Сирин и Алконост в поэзии Николая Клюева: К вопросу о влиянии на нее старообрядческих настенных листов // Православие и культура. Киев, 2002. № ½. С. 99−109.
  58. В. Николай Клюев: Мифологизация образа поэта // Literatura rosyjska w nowych interpretacjach. Katowice, 1995. S. 75−83.
  59. JI. Последние дни Николая Клюева. Томск: Водолей, 1995.
  60. П. Клюевское слово в творчестве Анны Ахматовой // Ритуально-м1фолопчний пщхщ к штерпретацп тексту: (36ipHHK наукових праць). Кш’в: 1нститут змюту i метод1 В навчання, 1998. С. 140−156.
  61. Т. А. Проза Николая Клюева 20-х годов. М.: Прометей., 1999.
  62. Поэтический словарь Николая Клюева: Вып. 1. Частотные словоуказатели / Сост. М. В. Богданова, С. Б. Виноградова, С. Х. Головкина, С. Н. Смольников, Л. Г. Яцкевач. Вологда: ВГПУ., 2007.
  63. С. А. Палеография и текстология нового времени. М.: Просвещение, 1970.
  64. А. Устюжна. Череповец. Вытегра. (Архитектурно-художественные памятники). Д.: Искусство, 1981.
  65. Савченко Т К. Некоторые проблемы типологии творчества крестьянских поэтов // Савченко Т. К. Сергей Есенин и его окружение. М.: Прометей, 1990. С. 104−136.
  66. В. П. «Святая Русь» Николая Клюева: (Художественная концепция поэмы «Погорелыцина») // Выбор. М., 1989. № 7. С. 377−399.
  67. С. Г. Русская поэзия и проза 1920−1930-х годов: Поэтика -Видение мира Философия. М.: ИМЛИ РАН- «Наследие», 2001.
  68. С. Н., Яцкевич Л. Г. На золотом пороге немеркнущих времен: Поэтика имен собственных в произведениях Н. Клюева. Вологда: Русь, 2006.
  69. Н. М. Китежский павлин. Филологич. проза: Документы. Факты. Версии. М.: Скифы, 1992.
  70. Н. И. Несколько вступительных слов о символике и языке поэмы «Погорелыцина». //Новый мир. 1987. № 7. С. 78−81.
  71. . Николай Клюев: Материалы для биографии // Клюев Н. Соч. В 2 т. / Под общ. ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. Munchen:. А. Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1969. Т. 1. С. 5−182.
  72. Ю. «Кровь моя. связует две эпохи.»: Ссылка и гибель Николая Клюева // Наш современник. 1989. № 12. С. 179−189.
  73. В. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. М.: Эдиториал УРСС, 1996. Ч. 1. 1889−1917.
  74. JI. К. М. Горький и Николай Клюев // Горький и его эпоха: Исследования и материалы. М.: Наука, 1989. Вып. 1. С. 204−224.
  75. Е. М. «Посвященный от народа»: (О народных основах творчества Н. А. Клюева) // Труды Государственного исторического музея. М.: ГИМ, 1995. Вып. 86: Народное искусство России: Традиции и стиль. С. 119−129.
  76. Л. Г, Китоврас: Имя. Архетипы. Поэтические образы // История русского слова: Ономастика и специальная лексика Северной Руси: Межвуз. сб. науч. работ. Вологда: Вологодский гос. пед. ун-т, 2002. С. 109−128.
  77. Л. Г. Поэтические парадигмы местоимения «я» в творчестве Н. А. Клюева // Проблемы лингвистической семантики: Межвуз. сб. науч. работ. Череповец: Череповецкий гос. ун-т, 2001. Вып. II. С. 59−71.
  78. Л. Г. Структура поэтического текста. Вологда: Русь, 1999.
  79. Л. Г., Головкина С. X., Виноградова С. Б. Поэтическое слово Николая Клюева. Вологда: Русь, 2005.
  80. Breidert Е. Studien zu Vensifikation, Klangmittein und Strophierung bei N. A. Klyuew: Inaug.-Diss. vorgelegt von E. B. Bonn, 1970.
  81. Criqui M. L’izba cosmique dans l’oeuvre de Kliouiev 11 Rev. d’histoire et de philosophie religieuses. Paris, 1980. T. LX. F. 1. P. 53−66.
  82. Hansen-Love A. A. Allgemeine Haretik, russische Sekten und ihre Literarisierung in der Moderne // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1996. Sonderband 41: Orthodoxie und Haresien in den slawischen Literaturen. S. 171— 294.
  83. Makin M. Whose is Kliuev, Who is Kliuev? Polemics of Identity and Poetry // The Slavonic and East European Review. London, 2007. Vol. 85. № 2. P. 231−270.
  84. McVay G. Esenin, Klyuev, Klychkov and Oreshin: New Photographs and Texts 11 Russian Literature Triquarterly. Ann Arbor, 1979. № 16. P. 281—301.
  85. McVay G. Nikolay Kljuev and Sergey Klychkov: Unpublished Texts I I Oxford Slavonic Papers. 1984. Vol. XVII. P. 90−108.
  86. McVay G. Nikolai Klyuev: Some biographical materials // Клюев H. Соч. В 2 т. / Под общ. ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова. Munchen.: А. Neimanis Buchvertrieb und Verlag, 1969. T. l.S. 183−206.
  87. Niqueux M. Blok et l’appel de Kljuev // Rev. Etud. slaves. Paris, 1982. T. LIV. F. 4. P. 617−630.
  88. Niqueux M. La mithurgie dans les poemes epiques de N. Kljuev // La geste russe / Marc Weinstrein (ed.). Aix-en-Provence: Publications de l’Universite de Provence, 2002. P. 175−186.
  89. Niqueux M. La «nouvelle poesie paysanne» des annees 10 // Niqueux M. S. Klyckov et son temps: Problemes de la litterature paysanne. Paris., 1985. T. l.P. 97−131.
  90. Ogden J. A. Fashioning a Folk Identity: The «Peasant-Poet» Tradition in Russia (Lomonosov, Kol’tsov, Kliuev) // Intertexts. 2001. Vol. 5. № 1. P. 3245.
  91. Piotrowski W. Tlo kulturowe poetyckich afirmacji i negacji Nikolaja Klujewa I I Rusycystyczne Studia Literaturoznawcze. Katowice, 1992. T. 17: Uniwersalizm w literaturze rosyjskiej / Pod red. P. Fasta. S. 93−102.
  92. Simcic O. Izba e universo: Vita e poesia di Nikolaj Kljuev. Monopoli-Roma.: Vivere In, [1991].
  93. Vroon R. The garden in Russian modernism: Notes on the problem of mentalite in the New Peasant poetry // Rev. Etud. Slaves. Paris, 1997. T. LXIX.1. F. ½. P. 135−150.
Заполнить форму текущей работой