Признаки речевого этикета
Критика совместной работы одним из ее участников должна содержать конструктивные предложения, критика этой же работы посторонним человеком может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка решений — дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации — право любого гражданина. Одним из достоинств человека в общении является умение делать красивые и уместные… Читать ещё >
Признаки речевого этикета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. необходимость — требование общества к соблюдению формул этикета;
- 2. социальное «поглаживание» — то, как воспринимает адресат исполнение знаков этикета: здравствуйте — будьте здоровы, спасибо — спаси Вас Бог за доброту, благодарю — дарю благо. Основой таких социальных «поглаживаний» является лишь та информация, что говорящий замечает, узнает, желает контактировать. Это своего рода ритуальные слова, которые не несут какого-либо другого смысла;
- 3. речевое действие, или речевой акт — это произношение этикетного выражения. В целом речевых действий существует около тысячи, а способов непосредственного выражения — великое множество (то, что мы произносим в качестве извинения, благодарности и т. п. — простите, спасибо — одновременно является действием извинения и благодарности: нам не надо говорить: Я говорю, что прошу, чтобы вы меня простили);
- 4. явное представление коммуникантов в грамматике предложения (я благодарю Вас; извините меня), хотя оно может быть и скрытое (спасибо, виноват);
- 5. этикет неразрывно связан с вежливостью. Так, например, не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (а), а надо упоминать про него, назвав его имя (отчество).
Одним из достоинств человека в общении является умение делать красивые и уместные комплименты. Вовремя сказанный и тактично представленный комплимент, во-первых, поднимает настроение у адресата, а, во-вторых, настраивает его на положительное отношение к собеседнику, к его предложениям, к общему делу.
Как правило комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или же расставании, но бывает и во время беседы. Но представляет опасность неискренний или чрезмерно восторженный комплимент.
Также в общении немаловажную роль играет культура критики. Она нужна для того, чтобы критические высказывания не испортили отношений с собеседником и позволили бы разъяснить ему его ошибку.
Критика высказываний оппонента не должна касаться его личных качеств, способностей, характера. Необходимо обратить внимание, указать конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений или неточность выводов.
Для того чтобы критика не затрагивала чувства собеседника, рекомендуется формулировать замечания в виде рассуждений, привлечения внимания к расхождению между задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое обсуждение работы как совместный поиск решения сложных проблем.
Критика доводов оппонента в споре должна представлять собой сопоставление этих доводов с не вызывающими у собеседника сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими данными.
Критика совместной работы одним из ее участников должна содержать конструктивные предложения, критика этой же работы посторонним человеком может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка решений — дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации — право любого гражданина.
Особую ценность в речевом этикете представляют:
- 1. Тактичность — необходимо понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него
- 2. Предупредительность — т. е. умение предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам
- 3. Терпимость — состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождением во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника
- 4. Доброжелательность — необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.