Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Традиции народной драмы в современной турецкой драматургии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экономические условия. Интенсивное обращение к ее традициям происходит на фоне зарождения в середине XX века «нового» театра, в связи с чем в мировой драматургии появляются разнообразные театральные школы и направления, разрабатывается множество режиссерских, сценографических и сценических новаций. Турецкая драматургия не остается вдали от этих перемен: пьеса «Шабан, спасающий отечество… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Введение
  • глава. — Народная драма в традиционном турецком театре
  • глава. — Традиции народной драмы в ранней авторской драматургии
  • глава. — Традиции народной драмы в современной турецкой драматургии

Традиции народной драмы в современной турецкой драматургии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За последнее время как в отечественном, так и в зарубежном востоковедении значительно возросло внимание к проблемам культурного наследия и его роли в литературном развитии. Для Турции, как и для ряда других литератур Востока, неизменно актуальным остается вопрос о национальных корнях литературы, в том числе национальных истоках ее отдельных жанров. В этом плане обращение к вековым традициям турецкой народной драмы, разыгрывавшейся в традиционных театрахтеневом («Карагез»), площадном («Орта Оюну») и монотеатре меддахов, с целью выявить их роль в формировании и развитии турецкой драматургии в ее различных жанрах представляет особый научный интерес.

Подобного рода исследование предпринимается в тюркологической литературе впервые и построено на материале, впервые вводимом в научный оборот, в чем и заключается его научная новизна.

Цель исследования состоит в том, чтобы, выявив типологические закономерности народной драмы, на основе многоаспектного историко-типологического анализа турецких драматургических произведений, определить специфику проявления традиций народной драмы в различных жанрах на разных этапах развития турецкой драматургии — от возникновения первых авторских пьес (вторая половина XIX в.) до настоящего времени (90-е гг. XX в.), проследить трансформацию традиций народной драмы в условиях создания «нового» театра и становления в его рамках политизированной драмы.

Для достижения поставленной цели диссертант сформулировал следующие задачи:

1) Определить типологические закономерности народной драмы в национальной конкретике ее турецкого варианта.

2) Рассмотреть каналы, в русле которых происходило вырастание драмы народной в драму авторскую, сложившуюся и оформившуюся в эпоху турецкого Просвещения.

3) Установить пути, по которым шло развитие традиций драматургии Просвещения к идейным и художественным открытиям новейшего времени.

4) Выявить характер модификации народных традиций в творчестве крупнейших современных турецких драматургов, установить разнообразие их проявления в произведениях различных жанровых форм.

5) Показать роль фольклорных традиций в создании политизированной драмы как одну из общих закономерностей развития современного литературного процесса.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Историко-типологический подход к изучению народной драмы в сочетании с конкретным историко-литературным анализом, примененным в настоящей работе, позволил установить в ряду общих типологических закономерностей, характеризующих жанровую специфику народной драмы, присущие ей национальные особенности, сложившиеся в конкретно-исторических условиях ее бытования и отражающие национальный облик ее традиций.

Традиционность, определяющая основные типологические черты народной драмы, проявляется во всех ее художественных компонентах — сюжетообразующих мотивах, композиции, системе типажей с их постоянными речевыми характеристиками.

Типологические черты народной драмы, разыгрывающейся в традиционных театрах «Карагез» и «Орта Оюну», проявляются соответственно в ее 4-хчастной композиции со строгим распределением материала внутри каждой части, причем особую роль играет «Газель занавеса» в Прологе (театр «Карагез»), в 4-х группах стереотипных сюжетообразующих мотивов, в традиционных функциях персонажей, среди которых выделяется галерея национальных типажей, отражающая этнографическую пестроту турецкой действительности. «Маркированность» речи персонажей отражает реальную языковую ситуацию в Турции.

В турецкой народной драме с ее закономерной для традиционного театра «закрытостью» формы при «открытости» содержания наглядно прослеживается реалистическая основа, проявляющаяся в исторической и бытовой национальной конкретике, а импровизированный характер представлений народной драмы обуславливает инкорпорирование в ее художественную ткань прямых или скрытых в подтекст критических выпадов, что особенно характерно для представлений театра «Карагез», главный герой которого живо реагировал на самые злободневные проблемы турецкой действительности.

Народная драма непосредственным образом повлияла на формирование турецкой авторской драматургии, становление которой приходится на эпоху турецкого Просвещения (вторая половина XIX в.), следующую за танзиматскими реформами (1839 -1856). Традиции народной драмы, явившиеся тем каналом, в русле которого происходило становление авторской драматургии, наглядно проявляются уже в первой пьесе — комедии Ибрагима Шинаси «Женитьба поэта», где драматург использует традиционный сюжет народной драмы (брачные злоключения героя), ее типажи, как главные, так и второстепенные, композиционные приемы и т. д.

Художественные компоненты народной драмы послужили основой не только для становления произведений комедийного жанра, представленного в 60 — первая половина XIX в. большим количеством одноактных комедий типа интермедий, но и обусловили специфику складывания мелодраматического жанра, свидетельство чему — пьеса Намыка Кемаля «Акиф-бей». Мелодраматическая линия, проводящаяся народной драмой в инсценировках романического эпоса («Ферхад и Ширин», «Юсуф и Зелиха» и др.) встраивалась в модель европейских мелодрам.

Кроме того, структурные компоненты народной драмы служили механизмом адаптации французской комедии, прежде всего комедий Мольера («Скупой», «Тартюф», «Плутни Скапена» и др.), на турецкой почве,.

Несомненную роль в повышении интереса турецких драматургов к традициям народной драмы сыграла критическая направленность последней, ее социальный опыт, что совпадало с требованиями, предъявляемыми эпохой Просвещения ко всей литературе в целом, и в особенности к драматургии.

Обращение драматургов эпохи к различным художественным приемам народной драмы обусловило специфику поэтики турецкой просветительской драмы.

В то же время авторская драматургия периода развивалась в непосредственном взаимодействии с рецепциями европейской, и в первую очередь, французской литературы. Типология становления авторской драматургии в других странах Востока позволяет говорить о том, что переплетение национальных и западно-европейских традиций являлось закономерным явлением для всего восточного Просвещения.

Многочисленные авторские пьесы XIX в., несмотря на их различную эстетическую ценность, заложили идейно-художественный фундамент для дальнейшей эволюции драматургии в Турции.

Развитие традиций драматургии Просвещения к идейным и художественным открытиям новейшего времени шло по пути расширения ее тематического и жанрового диапазона совершенствования драматургических приемов, усиления ее психологической и социальной насыщенности. Турецкая литература, основываясь на художественном потенциале предыдущего периода, аккумулировала опыт западно-европейских драматургов, постепенно включаясь в орбиту мирового литературного процесса.

На современном этапе развития драматургии традиции народной драмы проявляют себя разнонаправленно, что позволяет установить определенную «градацию» в творческой переработке их драматургами, — от многочисленных пьес, «стилизованных» под «Карагез» или «Орта Оюну», — до подлинно новаторских по своей эстетической природе пьес, демонстрирующих разнообразные творческие подходы авторов к национальным традициям.

Обращение к традициям народной драмы прослеживается в различных жанровых формах, и прежде всего бытовой драме, лирической комедии, политизированной драме.

Жанровая специфика предопределяет «поведение» народных традиций, обуславливая характер их модификации в каждом конкретном произведении.

Бытовые драмы и лирические комедии, представленные в настоящем исследовании пьесами «Кровавая Нигяр» Садыка Шендиля, «Зилли Шых» Хашмета Зейбека, «Перекресток» Ахмеда Кудси Теджера и «Мой придурковатый сынок» Мюждата Гезена построены, прежде всего, на традициях театра «Орта Оюну», из которого черпаются основные типажи (все персонажи в «Кровавой Нигяр" — неверная жена и рассказчик в «Зилли Шых" — центральная пара персонажей в «Моем придурковатом сынке" — рассказчик и квартальный люд в «Перекрестке»), бытовые сюжеты — одурачивание мужчин («Кровавая Нигяр»), женитьба героя («Мой придурковатый сынок»), мнимая супружеская верность («Зилли Шых»), а также традиционные для народной драмы речевые приемы, в первую очередь каламбуры и слова-перевертыши, что особенно характерно для комедии Мюждата Гезена.

В то же время в рамках бытовой драмы и лирической комедии критическая направленность и философская насыщенность народной драмы осваивается драматургами по-разному. Если пьеса «Зилли Шых» социально нейтральна, то в «Моем придурковатом сынке» звучат некоторые критические нотки, а «Кровавая Нигяр» имеет ярко выраженные черты социального памфлета, что проявляется в травестировании комедийных масок персонажей народного театра.

Философский подтекст, неизменно присутствующий в представлениях театра «Карагез», обуславливает художественные особенности пьесы «Перекресток», где выраженные опосредованно традиции теневого театра прослеживаются в слиянии четко очерченных житейских реалий с символикой, что характерно для «интеллектуального» театра Турции 60-х гг. XX века.

Традициям народной драмы принадлежит особая роль в становлении современной турецкой политизированной драмы, что особенно наглядно проявляется в пьесах Халдуна Танера «Поэма об Али из Кешана», Азиза Несина «Три пьесы о Карагезе», Тургута Озакмана «Сарыпынар 1914», Октая Араыджы «Напрасный мир», Ферхана Шенсоя «Шахов тоже убивают».

В этом жанре турецкие драматурги используют весь идейно-художественный и эстетический комплекс приемов народной драмы, спроецированных на новые социально.

124 экономические условия. Интенсивное обращение к ее традициям происходит на фоне зарождения в середине XX века «нового» театра, в связи с чем в мировой драматургии появляются разнообразные театральные школы и направления, разрабатывается множество режиссерских, сценографических и сценических новаций. Турецкая драматургия не остается вдали от этих перемен: пьеса «Шабан, спасающий отечество», написанная и поставленная Халдуном Талером в созданном им театре-кабаре «Страус», представляет собой традиционную для народного театра фарс-буффонаду с вложенной в нее острой социальной сатирой.

Взаимосвязь народной основы с брехтовскими традициями «эпического» театра, пик интереса к которым в Турции пришелся на 60-е гг. XX века, наглядно прослеживается в карагезовском цикле пьес Азиза Несина и «Поэме об Али из Кешана» Халдуна Танера, где аллегоричность и символизм народной драмы в сочетании с ее неизменным критическим настроем, переосмысленные в духе «эпического» театра, создают широкомасштабную сатирическую картину турецкой действительности.

Традиции «эпического» и «абсурдистского» театров находят свое воплощение в пьесах Ферхана Шенсоя «Трехгрошовая опера» и «Счастливого пути, Годо!», художественная структура которых во многом определяется традициями турецкого фольклора, и в частности турецкой народной драмы. Пьеса драматурга «Шахов тоже убивают», в арсенале художественных средств которой важную роль играют традиции театра «Орта Оюну», — яркое свидетельство того, что политизированная драма Турции последних десятилетий продолжает свое развитие в русле активного взаимодействия национальных традиций и основных тенденций мировой драматургии, определяющих специфику ее развития на современном этапе, что является одной из общих закономерностей мирового литературного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Беккет Самюэль. В ожидании Годо. М., 1998.
  2. Бекташи и другие. Турецкие короткие народные рассказы. М., 1972.
  3. Брехт Бертольд. Избранное. Сборник. М., 1987.
  4. Современная турецкая пьеса. Составитель Л. Старостов, М., 1977.
  5. Танер Халдун. Made in USA // в сб.: Любовные письма. Турецкая сатира и юмор. М., 1966
  6. М. Турецкие анекдоты. М., 1883.
  7. Исследования на русском языке
  8. А.Д. Маска и ее роль в процессе возникновения театра. М., 1964.
  9. А.Д. Происхождение театра. М., 1959.
  10. Аль Арбид Тамер. Театр одного актера (рассказчика) в арабском традиционном и современном искусстве. Дис. к.ф.н., Спб., 1992.
  11. Анализ драматического произведения: Межвуз. сб. // ЛГУ им. А. А. Жданова. Под редакцией В. М. Марковича. Л., 1988.
  12. А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.
  13. А. Социальные мотивы в современной турецкой драматургии. Баку, 1962.
  14. А. Назым Хикмет. М., 1957.
  15. К.М. Босфор и новые очерки Константинополя. 4.1, Спб., 1836.
  16. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва. 1965.
  17. И.Н. Рамазан в Стамбуле // «Русский вестник». Т.1, кн.2, февраль 1856.
  18. П.Н. История русской комедии XVLLI века, Л., 1977.
  19. Е.Э. Персидский театр. Л., 1924.
  20. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
  21. П.Г. Народный театр. Сборники по теории поэтического языка., вып. 6, Берлин С.-Петербург, 1923 г.
  22. И.В. Из истории турецкой драматургии (от драмы народной к драме авторской) //Вестник Московского университета, сер. 13 — Востоковедение, № 2/1983.
  23. И.В. К вопросу об адаптации сюжетов в турецком народном театре // Проблемы восточной филологии. Изд. МГУ, 1979.
  24. И.В. О жанровой дефиниции пьес турецкого народного театра // Советская тюркология, № 4/1982.
  25. И.В. Роль В.А.Гордлевского в изучении турецкого фольклора (к 100-летию со дня рождения) // Вестник Московского университета, сер. Востоковедение, № 4/ 1977.
  26. И.В. Турецкая драматургия эпохи Просвещения. (Генезис и эволюция жанров) // Вестник шелкового пути. Вопросы тюркской филологии, Вып. П, М., 1993.
  27. А. Бесконечность поиска. М., 1982.
  28. В.А. Русская историческая драматургия XVII XVIII вв. М., 1988.
  29. Брехт Бертольд. Театр в 5-ти т., т.5, полутом 2. М., 1965.
  30. Т.Г. Из истории комедии «Петрушки» // сб. «Русский фольклор». Т. ХУ1, Л., стр. 225).
  31. А.Д. Театр и драматургия в традиционной культуре Бирмы. М., 1991.
  32. Всеволодский Гернгросс В. Н. Русская устная народная драма. М., 1959.
  33. Г. А. Пьесы-легенда Назыма Хикмета. М., 1967.
  34. В.А. Из настоящего и прошлого меддахов в Турции // Избранные сочинения, Т. П, М., 1961.
  35. В.А. Орта ойну// Избранные сочинения, Т. Ш, М., 1962.
  36. В.А. Стамбульские меддахи // Избранные сочинения, Т. П, М., 1961.
  37. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  38. В.П. Народная культура средневековья. М., 1988.
  39. А.К. Итальянская народная комедия. М., 1962.
  40. Дж. Персидская сатирическая проза. М., 1977.
  41. А.Д. Печать в общественно-политической и культурной жизни Турции. М., 1972.
  42. .И. Очерки истории драмы XX века. М., 1979.
  43. Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. Спб., 2001.
  44. В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.
  45. А.Е. Экзотерический театр: Ява, Индо-Китай, Турция, Персия, Корея. Л., 1927.
  46. Д.С., Панченко A.M. «Смеховой мир» древней Руси. Л., 1976.
  47. Н. Турецкий театр Карагез // Живая старина. Спб., 1909 вып. П-Ш- 1910- вып.1-П.
  48. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973.
  49. В.О. Константинопольские увеселения. Тифлис, 1903.
  50. А. Традиции и новаторство в драматургии А.Несина. Дис.к.ф.н., Баку, 1987.
  51. А.Ф. Закон контраста в поэтике русского народного кукольного театра «Петрушка» // сб. «Русский фольклор», т. Х1У, М., 1974.
  52. В.Я. Проблемы комизма и смеха. Спб., 1997.
  53. Т.А. Тысяча и один год арабского театра. М., 1977.
  54. Д.А. Русские народные картинки., т.5, М., 1881.
  55. М.А. Тайна смеха или эстетика комического. М., 1997.
  56. Н.И. Искусство играющих кукол. М., 1983.
  57. И.Н. Традиционный театр кукол востока. М., 1983.
  58. Л.Н. Новый жанр в турецком театре (о театре-кабаре Х. Танера и его пьесе «Шабан, спасающий ватан») // «Театр», № 10, 1968.
  59. А.А. У истоков новоиндийской драмы. М., 1983.
  60. А.Ю. Некоторые аспекты поэтики средневекового Ближневосточного театра. Дис.к.ф.н., Баку, 1988.
  61. И.В. Творчество египетского литератора ХШ в. Мухаммада ибн-Даниала. Автореф. канд. дис., М., 1975.
  62. Н.С. Писатель-борец // Послесловие к сб.: Азиз Несин. Пьесы. М., 1985.
  63. С.Н. Турецкая проза 60 70-х годов. Основные тенденции развития. М&bdquo- 1982.
  64. О. Драматургия Назыма Хикмета II в сб. Назым Хикмет. М., 1954.
  65. Фиш Р. Назым Хикмет. Очерк жизни и творчества. М., 1960
  66. И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. М., 1965.
  67. В.В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979.
  68. В.Е. Драма как явление искусства. М., 1978.
  69. И.И. О театре и драме. Тт. 1,2. М., 1982.
  70. Н.С. Сатирические новеллы Азиза Несина. JL, 1977.1. Тексты на турецком языке
  71. Arayici Oktay. Nafile dunya. 1st., 1992.
  72. Ba§ kut C.F. Sanaoy veriyorum. 1st., 1951.
  73. Cumali Necati. Oyunlar. Zorla Ispanyol. 1st., 1969.
  74. Cucenoglu Tuncer. Neyzen. 1st., 1998.
  75. Gezen Muzdat. Salak oglum. ist., 1997.
  76. Kemal Namik. Akif bey. 1st., 1972.
  77. Kemal Namik. Vatan yahut Silistre. 1st., 1961
  78. Kudret Cevdet. Karagoz. Ankara, с. 1 3,1968 — 1970.
  79. Nesin Aziz. Operatorler kongresi II Koltuk. 1st., 1958.
  80. Nesin Aziz. Medeniyetin yedek par^asi 11 Yedek par? a. 1st., 1961.
  81. Nesin Aziz. Demokrasi miicadelesine nasil katildim 11 It kuyrugu. 1st., 1973.
  82. Nesin Aziz. Usulen // Hangi parti kazanacak? ist., 1957.
  83. Nesin Aziz. Oyun. 1st., 1969.
  84. Nesin Aziz. Gol krali. 1st., 1957
  85. Nesin Aziz. Hadi, oldiirsene Canikom. Oyun. 1st., 1970.
  86. Nesin Aziz. Hangi parti kazanacak? ist., 1957.
  87. Nesin Aziz. Toroz canavan. Oyun. 1st., 1969.
  88. Nesin Aziz. Tut, elimden, Rovni. Oyun. 1st., 1970.
  89. Nesin Aziz. Ya§ asin kavun i? i.Oyun. 1st., 1979.
  90. Nesin Aziz. Kazan toreni. 1st. 1957.
  91. Nesin Aziz. Mahmud ile Nigar. 1st., 1973.
  92. Nesin Aziz. 01mu§ e§ ek. 1st., 1957.
  93. Nesin Aziz. Sen Gara degilsin. Oyun. 1st., 1979.
  94. Nesin Aziz. Vatan sagolsun. 1st., 1975.
  95. Nesin Aziz. Zubtik. 1st., 1966.
  96. Nesin Aziz. Ye§ il § apkanm evraki // Bay diidttk. 1st., 1958.
  97. Nesin Aziz. Be§ kisaoyun. 1st., 1969.
  98. Nesin Aziz. Bir § ey yap, Met! 1st., 1959.
  99. Nesin Aziz. Biraz gelir misiniz? 1st., 1958.
  100. Nesin Aziz. Harika-9ocuk // Biz adam olmayiz. 1st., 1962.
  101. Nesin Aziz. Tercume hikayeler, romanlar // Deliler bo§ andi. 1st., 1982.
  102. Nesin Aziz. Fil Hamdi nasil yakalandi? // Fil Hamdi. 1st., 1958.
  103. Nesin Aziz. Bizim eve amerikah misafir gelecek // Hangi parti kazanacak? ist., 1957.
  104. Nesin Aziz. Bunlar bizim derdimiz // Hangi parti kazanacak? ist., 1957.
  105. Nesin Aziz. Demokrasi yasak! // Havadan sudan. ist., 1958.
  106. Nesin Aziz. Kafa kagidi // It kuyrugu. 1st., 1973.
  107. Nesin Aziz. Ya bunlar nereli // Kazan toreni. 1st., 1957.
  108. Nesin Aziz. Memleketin birinde. 1st., 1958.
  109. Nesin Aziz. Kiralik kat // Namus Gazi. Ankara, 1969.
  110. Nesin Aziz. Ru§ vet // Nazik alet. ist., 1958.
  111. Nesin Aziz. Seyyar KoftecilerTalimatnamesi // Sosyalizm geliyor savulun! ist., 1973.
  112. Nesin Aziz. U9 Karagoz oyunu. ist., 1969.
  113. Nesin Aziz. Amerikan riiyasi// Yedekpar9a. ist., 1961.
  114. Nesin Aziz. Mebus olacak vali nutkudan bellidir // Yedek par9a. ist., 1961.
  115. Nesin Aziz. Zubuk. 1st., 1966, S. 346.
  116. Taner Haldun. Giinun adami. 1st., 1953.
  117. Taner Haldun. Ke§ anli Ali destam. 1st., 1984.
  118. Taner Haldun. Vatan kurtaran § aban. 1st., 1959.
  119. Taner Haldun. Gozlerimi kaparim, vazifemi yapanm, 1st., 1979.
  120. Tecer Ahmet Kudsi. K6§ eba§ i. Ankara, 1990.
  121. Zeybek Ha§ met. Zilli § ih. 1st., 1984.
  122. Исследования на турецком языке
  123. Akinci Giindiiz. Batiya yonelirken § inasi. Ankara, 1962.
  124. Alangu Tahir. Cumhuriyetten sonra hikaye ve roman. Onculer (1940−1950). Antoloji. C.3,1st., 1965.
  125. Anamur Hasan. 'Ke§ anli Ali Destam' iizerinde bazi du§ unceler. // Cumhuriyet, 30 Ocak, 1985.
  126. And Metin. 50 yilin Turk tiyatrosu- 100 soruda tiirk tiyatrosu tarihi. 1st., 1970.
  127. And Metin. Bizans tiyatrosu. Ankara, 1962.
  128. And Metin. Dionisos ve Anadolu koylusu. 1st., 1962.
  129. And Metin. Diinyada ve bizde golge oyunu. Ankara, 1977.
  130. And Metin. Geleneksel tiirk tiyatrosu. Kukla Karagoz — Ortaoyunu, Ankara, 1969.
  131. And Metin. Karagoz ve Ortaoyummda Ki§ iler ve Ki§ ile§ tirmeler // «Tiirk dili» dergisi, 1967.
  132. And Metin. Kirk gun kirk gece. 1st., 1959.
  133. And Metin. Me§ rutiyet doneminde Tiirk tiyatrosu (1908 1923), Ankara, 1971.
  134. And Metin. Osmanli Tiyatrosu. Ankara, 1976.
  135. And Metin. Tanzimat ve istidbat doneminde Turk tiyatrosu (1839 1908). Ankara, 1972.
  136. And Metin. Tiyatro kilavuzu. 1st., 1973.
  137. And Metin. Turk tiyatrosu tarihi. Cumhuriyet donemi. Ankara, 1983.
  138. And. Metin. 100 soruda turk tiyatrosu tarihi, 1st., 1970.
  139. Baltacioglu i.H. Karagoz. Teknigi ve estetigi. 1st., 1942.
  140. Banarli Nihad Sami. Resimli turk edebiyati tarihi. 1st., 1947.
  141. P.N. 100 soruda turk halk edebiyati. 1st., 1969.
  142. Cumhuriyet' in 75. yilinda Turk Tiyatrosu. 1999.162. gelebi Evliya. Seyahatname. С. 1,1st., 1898.
  143. Dizdaroglu Hikmet. Namik Kemal, 1st., 1968.
  144. Ger^ek Selim Niizhet. Turk Tema§ asi. Meddah Karagoz — Ortaoyunu. 1st., 1942.
  145. Gezen Mtijdat. Turk tiyatrosu kitabi., 1st., 1999.
  146. Habib Ismail. Tanzimattanberi Edebiyat Antolojisi., 1st., 1943.
  147. Kabakli Ahmet. Tiirk edebiyati. 1st., 1968.
  148. Kisakiirek Necip Fazil. § ahsi eseri ve tesiriyle N. Kemal. 1st., 1966.
  149. Kocatiirk Vasfi Mahir. Biiytik tiirk edebiyat tarihi. Ankara, 1970.
  150. Koprulu Fuat. Meddahlar. 1st., 1925.
  151. Kuntay Midhat Cemal. Namik Kemal. 1st., 1944.
  152. Mutluay Rauf. 50 yilm turk edebiyati. 1st., 1973
  153. Mutluay Rauf. 100 soruda? agda§ tiirk edebiyati (1908−1972). 1st., 1973.
  154. Necatigil B. Edebiyatimizda isimler sozliigii. 1st., 1968.
  155. Necatigil Behcet. Edebiyatimizda eserler sozliigii, 1st., 1979.
  156. Nesin Aziz. Karagoz’den giintimiizde yararlanmak. // Tiirk dili, sayi 281, § ubat, 1975.
  157. Nihal Turkmen. Orta oyunu. 1st., 1991.
  158. Niyazi Aki. ?agda§ tiirk tiyatrosuba toplu baki§ (1923−1967). Ankara, 1968.
  159. Niyazi Aki. XIX. Ytizyil tiirk tiiyatrosu tarihi. Ankara, 1963.
  160. Nutku Ozdemir. Meddahhk ve meddah hikayeleri. Ankara, 1977.
  161. Nutku Ozdemir. Tarihimizden Ktiltiir Manzaralari. 1st., 1995.
  162. Oral Unver. Karagozname. Antoloji. 1st., 1977
  163. Onder Gofgun. NamiK Kemal. Ankara, 1987.
  164. Saglam Yusuf. Oktay Arayici’nin Oyunlari’nda Geleneksel Ogeler. Yiiksek Lisans Tezi. Ankara. 1992.
  165. Sevengil Refik Ahmet. Saray tiyatrosu. 1st., 1962.
  166. Sevengil Refik Ahmet. Tazimat tiyatrosu. 1st. 1962.
  167. Sevengil Refik Ahmet. Turk tiyatrosu tarihi. 1st., 1959
  168. Sevengil Refik Ahmet. Eski tiirklerde dram sanati, 1st, 1959.
  169. Sevilen Muhittin. Karagoz, Ankara, 1986.
  170. Sevin Nureddin. Tiirk Golge Oyunu. 1st., 1968.
  171. Siyavu§ gil Sabri Esat. Karagoz. 1st., 1961.
  172. Sonmez Sevengul. Karagoz kitabi. 1st., 2000.193. § apolyo E.B. Karagozun tarihi. 1st., 1929.
  173. Tanpinar Ahmet Hamdi. Ko§ eba§ i // Devlet Tiyatrosu Dergisi. Aralik 1947, S. 1213.
  174. Tanripinar Ahmet Hamdi. Asir ttirk edebiyati, С. 1,1st., 1956.
  175. Tanripinar Ahmet Hamdi. Namik Kemal antolojisi. 1st., 1942.
  176. Tekerek Nurhan. Populer Halk Tiyatrosu Gelenegimizden? agda§ Oyunlanmiza Yansimalar. Ankara 2001.
  177. Turkmen Nihal. Orta Oyunu. 1st., 1968.
  178. Unver Oral. Karagozname. 1st., 1977.
  179. Yiiksel Ay§ egul. Haldun Taner tiyatrosu. Ankara, 1986.
  180. Исследования на европейских языках
  181. Gerard de Nerval. Oeuvres completes, Ш, Voyage en Orient, Paris, 1881.
  182. Kunos Ignacz. Ozsman torok nepkoltesi gyutemeny. Budapest. 1889. Т. II
  183. Talasso Adolphe. Le theatre turc. Karagoz. Paris. 1905.
  184. Laleh B. Sufi expression of the mystic quest. London. 1976.
  185. Landau J.M. Studies in the Arab theatre & cinema. Philadelphia, 1968.
  186. Ridgway W. Dramas and the dramatic dances of non-European races. Cambridge. 1915.
  187. Scott A.C. The theatre in Asia. London, 1972.
  188. Duda Herbert W. Das Turkische Volkstheatre Sonderdruck aus bustan Osterreichieshe Zeitschrift fur Kultiir, Politik und Wirtschaft der islamischen Lander. Wien, 1961, Helt 2.
  189. Jacob G. Turkische Literaturgeschichte in Einzeldar stellungen 1, Das Turkische Schattentheater, Berlin, 1900.
  190. Menzel T. Maddah, Schattentheatre und Orta Oyunu: Eine Kritische ubersicht. Prag. 1941.
  191. Nemeth J. Turkische Balass Texte in Karagoz Spielen Acta Orientalia. 1955. T.V.
  192. Ritter H. Karagoz Turkische schattenspiele. Wiesbaden, 1953.133
  193. Spies О. Turkishe Puppentheater: Versuch einer Gesschichte des Puppentheaters im Morgenland. Lechte, Emsdetten, 1959.
  194. Материалы на электронных носителях214. § ensoy Ferhan. Kohne Bizans Operasi. 1999. Seta Multimedia.215. § ensoy Ferhan. istanbul’u satiyorum. Seta Media group.216. § ensoy Ferhan. Soyut padi§ ah. 2001. Seta Multimedia.
Заполнить форму текущей работой