Становление нравственно-эстетической концепции Г. Газданова в романах 1920-30-х годов: «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полет», «Ночные дороги»
Определение философско-эстетической концепции автора представляется первостепенно значимым для понимания творческой позиции Газданова. Этот процесс сложен, так как не осталось (или еще не открыты) дневников, многих писем писателя, проясняющих credo художника. Однако даже частично дошедшие до читателя суждения Газданова помогают глубже проникнуть в его самобытный творческий мир. Он был убежден… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Роман «Вечер у Клэр»: характер и значение «внутренних моральных знаний»
- Глава II. «История одного путешествия», «Полет»: взгляд на совершенный внутренний опыт личности
- Глава III. Роман «Ночные дороги»: выражение нравственно-эстетического идеала автора
- III. -1. Человек в восприятии ночного таксиста
- III. -2. Нравственная позиция героя-повествователя
- III. — 3. Мастерство повествования в романе «Ночные дороги»
Становление нравственно-эстетической концепции Г. Газданова в романах 1920-30-х годов: «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полет», «Ночные дороги» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наследие Гайто Газданова, писателя-эмигранта первой волны, представителя «незамеченного поколения», открытого для России лишь в конце 1980;х — начале 1990;х годов в наше время доказательно и заслуженно отнесено к ярким достижениям русской литературы XX века. Все прижизненные издания Газданова, писавшего на русском языке, появились за рубежомна родине с начала публикации его произведений в течение 10 лет вышел в свет ряд сборников прозаика. Только в 1996 году усилиями Л. Диеныша, С. Никоненко, Ф. Хадоновой, Л. Сыроватко и В. Кочетова было осуществлено трехтомное собрание сочинений писателя, полнее познакомившее отечественного читателя с самобытным даром художника.
В современной Газданову эмигрантской среде его романы вызывали то восторг («Вечер у Клэр»), то подвергались критике, резкой, нередко несправедливой, то вообще замалчивались. Тем не менее, именитые современники писателя не остались равнодушными к его таланту: его высоко оценили Г. Адамович, Ив. Бунин, В. Вейдле, М. Горлин, М. Горький, Р. Гуль, М. Осоргин, Н. Оцуп, М. Слоним, и др. Этот материал привлечен и рассмотрен в настоящей диссертации с точки зрения избранной темы.
Наследие и жизненный путь Газданова стали в последние годы предметом активного изучения. Первое крупное исследование — «Гайто Газданов: жизнь и творчество» (1) (1982, переведено на русский язык в 1995) — принадлежит американскому слависту Ласло Диенешу. В нем автор успешно реализовал поставленную перед собой цель: воссоздание жизненного и творческого пути писателя и определение основной проблематики и эстетики его произведений. Они раскрыты с учетом оценок современной Газданову критики.
В 1998 году вышли две монографии российских авторов. Н. Д. Цховребовым, вслед за Л. Диенышем, в книге «Гайто Газданов: очерк жизни и творчества» (2) последовательно осмыслены этапы становления и развития художника, намечен диапазон сравнительно-исторических контекстуальных связей. С. М. Кабалоти («Поэтика прозы Гайто Газданова 20−30-х годов») представил прозу Газданова в свете современных писателю тенденций культуры, философии, а его достижения определил с точки зрения поэтики и стилевой динамики творчества (3).
Ю.В. Матвеева в своей монографии «» Превращение в любимое": Художественное мышление Гайто Газданова" (2001) справедливо указала на эклектичность истолкований прозы писателя: «Анализируя разные точки зрения, можно заметить одну общую черту, присущую всем, кто описывал и анализировал творчество Газданова. Состоит она в том, что всякий раз критики и исследователи ради того, что бы „объяснить“ своеобычность Газданова, пытаются его с кем-то из литераторов или с чем-то из литературных явлений идентифицировать» (4, 5) «Однако, — продолжила автор монографии, — эклектизм этот (в творчестве писателя — Ю.С.) не простой. За ним стоит или даже его предвосхищает редкостное единство. Единство, в котором есть некое заведомое осознание эклектики, но которое незыблемо хранит свои собственные критерии художественного отбора и которое переделывает, переплавляет и переоформляет то, что пришло извне, в первоэлементы собственного мира» (4, 6). С опорой на анализ отдельных текстов и эстетические воззрения писателя исследователем были установлены доминирующие черты художественного мышления, характерные для всей прозы Газданова, в их взаимосвязи.
Основное достоинство написанной О. Орловой книги «Газданов», вышедшей в 2003 году в серии «Жизнь замечательных людей» (5) — собранный обширный биографический и фактический материал, уточнивший деятельность прозаика, привлечение многочисленных архивных документов. На текущий момент это самое полное «жизнеописание» Газданова, давшее прекрасное представление не только о его личности, но и об окружении писателя, эпохе, определившей его взгляды и творчество.
Свидетельством пристального внимания современного литературоведения к творчеству Газданова являются регулярно проводимые мероприятия, приуроченные к его юбилейным датам. 4−5 декабря 1998 года в московском Фонде «Русское зарубежье» прошла конференция, посвященная 95-летию со дня рождения писателя, по результатам которой был выпущен сборник научных трудов — «Возвращение Гайто Газданова. Научная конференция, посвященная 95-летию со дня рождения» (6), содержащий не только статьи и исследования о нем, но и не вошедшие в собрание его сочинений тексты, письма, выступления в печати. 8 декабря 1998 года прошла конференция во Владикавказе, посвященная тому же событию. В 1998 году в Москве было создано «Общество друзей Гайто Газданова», которое инициировало проведение научного исследования и вечера в ЦДЛ, приуроченных к его 95-летию. В Калининграде с 3 по 6 января 2000 была проведена сессия по теме: «Газданов и мировая культура». А в 2003 году была организована ИНИОН РАН и Библиотекой-фондом «Русское Зарубежье» (при поддержке Франко-российского Центра общественных и гуманитарных наук) международная конференция в связи со 100-летием Гайто Газданова. По ее результатам опубликован сборник «Гайто Газданов и „незамеченное поколение“: писатель на пересечении традиций и культур» (7), содержащий научные работы о творчестве писателя и его публичные выступления. Освоение всего этого материала (как и опубликованного в периодике, в частности, в журнале «Дарьял») позволило прояснить направленность настоящей работы.
За последние годы защищено более десятка диссертаций, раскрывших многие грани наследия Г. Газданова. Первые работы такого рода создали Ю. В. Матвеева («Художественное мышление Гайто Газданова» — 1996 г., на основе этого исследования была написана рассмотренная выше монография) и Ким Се Унг («Жанровое своеобразие романов Гайто Газданова 1930;х годов» — 1996). Ким Се Унг убедительно определил ряд структурных и композиционных особенностей ранней романной прозы Газданова, но, на наш взгляд, несправедливо отнес систему сюжетных линий и судеб персонажей к «условным и немотивированным в своем развитии» (8, 24).
Спорная оценка возникла в результате концентрации внимания на собственно форме, в ее отрыве от многомерного содержания отдельных произведений и авторского мироощущения в целом.
Самое распространенное направление в исследовании творчества Газданова восходит к раскрытию сюжетно-композиционной организации повествования, типологии воплощенных им художественных образов, приемов их создания, конкретных особенностей стиля писателя, свойственных ему интертекстуальных связей. На этой основе созданы работы Боярского В. А «Поэтика прозы Г. Газданова 1940;х годов» (2003), где автор интересуется проблемами мотива и интертекста, но «не ставит перед собой задачу исчерпывающего анализа мотивных связей или максимального определения их интертекстуального поля» (9, 4) — МатанцевойЛ.В. «Поэтика ранней прозы Г. Газданова: „Вечер у Клэр“, рассказы 1920;30-х годов» (2005), в которой выявляются конкретные особенности построения сюжета и композиции, способы создания литературного образа и принципы изображения предметного мира (10). Близка вышеуказанным работам диссертация Т. О. Семеновой «Система повествования Г. И. Газданова» (2001). Автор предприняла попытку охарактеризовать принципы поэтической преемственности писателя и историко-литературную принадлежность наследия (11).
Пристально изучены нами диссертационные исследования, посвященные сложным проблемам. Дьяконова И. А. («Художественное своеобразие романов Газданова» (2003)) (12) и Подуст О. С. («Художественная картина мира в творчестве Г. Газданова 1920;30-х гг: к проблеме национальной идентичности» (2003)) (13) под разными углами рассмотрели его литературное творчество, раскрыв оригинальность художественного мира, своеобразие изображенных им героев, учитывая особенности личностно-творческого феномена Газданова в динамике общественного восприятия на протяжении XX столетия. Гайбарян О. Е. трудом «Искусство и творческая личность в художественном мире.
Г.Газданова: эстетический и поэтологический аспекты" (2005) (14) вносит весомый вклад в осмысление темы творчества в художественном пространстве писателя. Орлова О. М. в работе «Проблема автобиографичности в творческой эволюции Гайто Газданова» (2005) занимается проблемой «формирования характера и творческой личности Газданова под влиянием трагических событий, связанных с его частной жизнью и с историческими потрясениями, свидетелем которых ему довелось стать» (15, 5). Е. В. Асмолова для своего исследования («Своеобразие художественного психологизма в романах Г. И. Газданова» — 2006) (16) избрала и раскрыла актуальную тему, так как Газдановым воплощены поистине непростые фигуры и душевные коллизии. Авторы этих работ избрали путь осмысления наследия Газданова, обратившись к художественной самобытности его произведений, к специфике особого дарования их создателя.
Анализ статей, монографий, диссертаций, посвященных прозе Газданова, показал, что она была рассмотрена под разными углами зрения, которые дали обильный, интересный материал к дальнейшему осмыслению и обобщению. Для разрешения избранных нами проблем необходим комплексный подход к творчеству автора: постижение эволюции мироощущения художника нужно тесно связать с детальным изучением текста его сочинений. Принципиально важно поэтому видится осмысление нравственно-эстетической концепции Газданова как основы его художественного мышления. В ряде указанных выше работ такой аспект затрагивался в ходе решения избранного круга проблем, но подробно не исследовался. Кроме того, выявление мировоззренческой позиции Газданова часто заглушалось цитированием биографических или культурно-философских источников, либо давалось на редкость схематично, что привело к недопустимому обеднению наследия талантливого писателя (например, некоторые романы Газданова 1930;х гг. — «Полет», «История одного путешествия» — получили беглую, бездоказательную, а потому неверную оценку, «Ночные дороги» причислены к разряду сугубо документальных произведений (9)). В художественных текстах не было замечено множество построчных мыслеемких образов-символов, ассоциаций, передавших важные акценты, оттенки, свойственные мировосприятию автора, его любимым персонажам, с другой стороны, действенно развенчавших низменные побуждения «антигероев».
Определение философско-эстетической концепции автора представляется первостепенно значимым для понимания творческой позиции Газданова. Этот процесс сложен, так как не осталось (или еще не открыты) дневников, многих писем писателя, проясняющих credo художника. Однако даже частично дошедшие до читателя суждения Газданова помогают глубже проникнуть в его самобытный творческий мир. Он был убежден: «Следует еще раз подчеркнуть, что введение в литературу религиозных или политических мотивов нельзя рассматривать, скажем, как нарушения литературной этики или нечто, что должно быть всегда категорически осуждено. Авторы, которые так поступают, чаще всего руководствуются соображениями положительной морали, если, конечно, они свободны и не выполняют партийных указаний, как это происходит в Советском Союзе. Но вводя в литературу религиозные или политические цели, они переходят из одного плана в другой, и от этого литература перестает быть литературой в подлинном смысле слова» (17, 241). Вероятно, то же стремление — избегнуть открытых нравоучений — обусловило характер художественного мира Газданова. В его прозе нет прямо высказанных моральных установок, они обнаруживаются при углублении не только в образный строй, но и в акцентировку текста, построчные символы, параллели произведений. Отсутствие такого «прочтения» сочинений писателя стало причиной упрощенного, даже искаженного их толкования.
В настоящей диссертации предпринята попытка преодолеть весьма распространенный в последнее время ограниченный подход к прозе Газданова. Творчество писателя часто рассматривалось как результат влияния современных ему религиозно-философских течений, новых тенденций искусства (прежде всего — масонства, экзистенциализма), либо как значительное звено литературного движения Русского зарубежья — в области изобразительного и языкового мастерства. Совершенно очевидно, что подобные соотношения и достижения не составляли устремлений писателя. Он, как любой подлинный художник, исходил в своих исканиях-свершениях из поклонения вечным ценностям бытияс их высоты воспринимал и образно воплощал те или иные явления и процессы современного мира. Вступление Газданова в «братскую ложу» М. Осоргина, как и обращение к мотивам абсурдного существования — эти факты ни в коей мере не определяли направленность и ценность творчества Газданова. Русский эмигрант, переживший кровопролитнейшие войны, вынужденный существовать в жесточайших условиях вдали от родины, оторванный, как и любой другой человек XX века, от природной первоосновы набирающей обороты механистической цивилизацией, не мог не ощущать трагизм собственного положения и окружающих людей. Естественно, что болезненное соприкосновение с внешним миром постоянно осмысливалось личностью, пропускалось через призму собственных переживаний. Поэтому можно и должно говорить об экзистенциальном сознании, мироощущении Газданова, отнюдь не причисляя писателя к последователям философии экзистенциализма. Его принципы и убеждения возникли в какой-то момент на глубоко им осмысленном пути к утверждению нетленного идеала духовной гармонии. Справедливо, как нам кажется, наблюдение по этому поводу Ю. Д. Нечипоренко: «Параллели и аналогии, которые простраиваются сейчас исследователями между прозой Газданова и Гоголя, Гофмана, Эдгара По, могут основываться не на прямом влиянии, а на присутствии „общего предка“ — следовании единой литературной традиции. Что же касается до влияния Марселя Пруста и Альбера Камю на Газданова, то здесь мы можем иметь дело с общей атмосферой интеллектуальной жизни в Париже XX в. (.) Вопрос о влиянии встает при рассмотрении связи творчества Газданова с его масонством. И масонство, и творчество Газданова могут быть разными формами реализации более общих мировоззренческих установок писателя, результатом его мировидения, которое имеет корни более глубокие, чем литературная традиция или традиция тайных обществ» (19,185).
Пристальное изучение текстов газдановских романов, их архитектоники, оттеняющей сближение или расхождение воплощенных в произведениях мотивов, душевного опыта персонажей, рассмотрение построчных акцентов повествования, привели автора настоящей работы к убеждению в том, что творчество этого писателя проистекало от поистине «глубоких корней» — поклонения вечным нравственным ценностям, исток которых, думается, восходит к православной ментальности писателя. С этой точки зрения нельзя не согласиться с утверждением Ю. В. Матвеевой: «И если религиозная определенность „старших“ эмигрантов была не только очевидна, но и публично манифестирована, то религиозность „сыновей“, напротив, чаще всего была совершенно потаенной. И одно дело, говорить, например, о религиозности и религиозной теме у Б. Зайцева, И. Шмелева, Д. Мережковского, А. Ремизова, даже И. Бунина, совсем другое — у В. Набокова и Б. Поплавского, В. Яновского и Н. Берберовой» (4, 82). Осмысление прозы Газданова крупных жанров, его выступлений по вопросам литературы, его активного участия в движении Сопротивления во время Второй мировой войны привели диссертанта к сходному выводу: на протяжении творческого и жизненного пути писатель высший смысл жизни соотносил с постулатами христианской антропологии.
Соответственно избранному в диссертации кругу проблем определена ее структура. Объектом настоящего исследования стали романы довоенного периода: «Вечер у Клэр», «История одного путешествия», «Полет», «Ночные дороги», а также отклики на них деятелей Русского Зарубежья, работы о прозе писателя современных литературоведов. Для более обоснованного истолкования наследия Газданова привлечен ряд его рассказов 1920;30-х годов, публицистических статей, часть эпистолярия художника. Значение для.
Газданова традиций русской литературной классики установлена на примере его восприятия открытий Ф. М. Достоевского, J1.H. Толстого, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова. В работе использованы источники биографических сведений о Газданове. Выводы автора настоящей работы даны с опорой на труды философов, историков и теоретиков литературы, религиозных мыслителей XIX-XXB.
Цель диссертационного исследования: изучение романов, созданных Газдановым в 1920;1930;е годы, как целостной нравственно-эстетической системывыявление в художественном сочинении тем, мотивов, образов в их конкретной связи с мировоззрением художникаосознание характера раскрытых им противоречий и перспектив человеческого бытияосмысление роли философско-эстетической концепции писателя в становлении его художественных принципов, обусловивших самобытное раскрытие переломной эпохи.
Отсюда вытекают конкретные задачи:
1. провести детальный текстологический анализ означенных романов Газданова, установить истоки и особенности духовных исканий писателя, близость его взглядов христианским заветам, выраженную в образной системе художественной прозы и определившую его общественную деятельность;
2. выявить сущность и поэтику воплощения (на текстологическом уровне) авторской концепции человека и мира как персоналистической концепции духовного бытия;
3. раскрыть эволюцию этой концепции: от романа «Вечер у Клэр» — до романа «Ночные дороги»;
4. исследовать в соотнесении с нравственно-философской позицией автора центральные мотивы и темы творчества: жизни-смерти, путешествия, любви как возрождающего начала, духовного прозрения;
5. осветить сложное становление гармонической личности в ее напряженных исканиях, мучительных разочарованиях и свершениях, в том числе — преодоление земных соблазнов жаждой духовного подъема, стремлением к нравственному внутреннему совершенству;
6. определить специфику авторского изобразительного и повествовательного мастерства;
7. рассмотреть значение для творческого становления Газданова традиций русской литературной классики (JL Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя и др.), неохристианских учений В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и ряда других европейских и русских мыслителей XIX—XX вв.еков.
Целью и задачами настоящей работы предопределено комплексное использование следующих методов исследования: содержательно-структурного, сравнительно-типологического, историко-функционального, аксиологического, биографо-истоковедческого.
Теоретико-методологическая база диссертации имеет несколько уровней. Литературоведческую основу работы определили труды А. Н. Веселовского, М. М. Бахтина, А. Ф. Лосева, В. М. Жирмунского, Ю. М. Лотмана и др. Пристально изучены воспоминания, отзывы, статьи, книги представителей русской эмиграции, современников Газданова: Г. В. Адамовича, М. А. Осоргина, В. Вейдле, Н. Оцупа, Л. Ржевского, А. Ф. Бёме, Д.Н. Овсянико-Куликовского и др. В постижении духовной культуры активную роль играли концепции русских религиозных мыслителей: Вл. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Е. Н. Трубецкого, С. Л. Франка, «Поучения.» Оптинских Старцев. Привлечены труды западных философов: А. Шопенгауэра, У. Джеймса, А. Камю, Ж. П. Сартра и пр. Осмыслен большой пласт современных исследований о личности и творчестве Г. Газданова. Освоены работы, раскрывающие литературный процесс Русского Зарубежья: «Литературная энциклопедия Русского Зарубежья» главный редактор А. Н. Николюкин) — книги Р. Гуля, Г. П. Струве, О. Н. Михайлова, В. В. Агеносова, А. И. Чагина.
Научная новизна диссертации обусловлена разработкой ранее не освоенного подхода к художественным произведениям Г. Газданова — с точки зрения его персоналистических воззрений. Благодаря анализу такой направленности в каждом сочинении талантливого прозаика открывается органичное единение конкретно-исторических явлений, субъективно психологических состояний личности, общемировых процессов. Его романы, как малоизученные — «История одного путешествия» и «Полет», так и многократно анализируемые — «Вечер у Клэр» и «Ночные дороги», получили новое освещение, что привело к иному осмыслению нравственно-эстетического идеала Газданова, к отрицанию распространенного, но несостоятельного закрепления за ним упадочно-пессимистического мировосприятия философов-экзистенциалистов, к установлению типологических сближений творчества писателя с концепциями духовного преображения человека и человечества. Избранный аспект изучения прозы Газданова 1920;30-х годов позволил проследить от произведения к произведению внутреннюю взаимосвязь между широкими философско-эстетическими обобщениями автора и его художественным, изобразительным, повествовательным, стилевым, композиционным мастерством. В связи с таким подходом в новом свете представлены достижения Газданова в области романной формы.
Теоретическая значимость диссертации состоит в раскрытии значимости наследия Г. Газданова в литературном движении Русского Зарубежья, в том числе — в соотношении двух поколений писателей, эмигрантов первой волны, в типологии талантов младших прозаиков (Г. Газданова, В. Набокова, Б. Поплавского). Настоящее исследование дает перспективные ориентиры для осмысления творчества Газданова 1940;1960;х годов, часто необоснованно квалифицированного как схематичного (18). Освоенное в настоящей работе направление анализа — с позиций притяжения художника к общечеловеческим духовным ценностям — позволяет расширить представления о своеобразии жанра романа XX века, в котором соединились новые формы повествования со следованием священным традициям русской литературы XIX века.
Практическое значение диссертации определено возможностью использовать сделанные в ходе исследования наблюдения и выводы в лекциях по курсу «Литература Русского зарубежья», в спецкурсах и спецсеминарах по прозе XX века для студентов-филологов, а также в школьной практике преподавания литературы.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской литературы XX века Московского государственного областного университета, на аспирантских объединениях. Важные положения работы изложены в докладах на конференциях: «Словесное искусство Серебряного века и развитие литературы» (Москва, 2001), «Наследие В. В. Кожинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии» (Армавир, 2004), «Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века» (Москва, 2003), «Русская литература XX века: проблемы жанра и стиля» (Тверь, 2004), «Дружба-3. Слово и образ в художественной литературе: Третий совместный сборник научных статей факультета русской филологии МГОУ и кафедры русистики и лингводидактики педагогического факультета Карлова университета в Праге» (Москва, 2003). Основные наблюдения и обобщения, к которым пришел диссертант, освещены в шести публикациях.
Структура работы, обусловленная ее целью и задачами, включает: введениетри главы — «Вечер у Клэр»: характер и значение «внутренних моральных знаний" — «История одного путешествия», «Полет»: взгляд на совершенный внутренний опыт личности" — «Роман «Ночные дороги»: выражение нравственно-эстетического идеала автора», — заключениебиблиографию, насчитывающую 208 названий изученных источников. Содержание диссертации изложено на 180 страницах компьютерного набора.
Заключение
.
1. Ст. Никоненко. Загадка Газданова// Г. Газданов. Собрание сочинений: В 3 т. Т.1: Вечер у Клэр. История одного путешествия. Полет. Ночные дороги. — М.: Согласие, 1996 г. — С. 13−36.
Список литературы
- Художественные тексты
- Газданов Г. Собрание сочинений в 3-х т. / Сост, подгот. текстов Л. Диенеша (США), С. С. Никоненко, Ф. Х. Хадоновой. —М.: Согласие, 1996.
- Газданов Г. Вечер у Клэр: Романы и рассказы / Сост., вступ ст. «Гайто Газданов возвращается на родину» и коммент. Ст. Никоненко. — М.: Современник, 1990.
- Газданов Г. Вечер у Клэр- Ночные дороги- Призрак Александра Вольфа- Возвращение Будды: Романы / Сост и послесл. Р. Х. Тотрова «Между нищетой и солнцем». — Владикавказ: Ир, 1990.
- Газданов Г. Вечер у Клэр: Романы. Рассказы / Сост. Т. Прокопов. — М.: Терра, 1997.
- Газданов Г. Вечер у Клэр- Ночные дороги: Романы (Послесл. И. Ерыкаловой). — СПб.: Азбука, 2000.
- Газданов Г. Возвращение Будды: Психологический суперроман с захватывающим детективным сюжетом. 1-е отеч. изд. / Вступ. ст. «Последний недоступный писатель Гайто Газданов» Ст. Никоненко. — М.: Изд. Журнала «Кто и Как?». — 1991.
- Газданов Г. Возвращение Будды- Призрак Александра Вольфа: Романы. — Ростов / Д: «Феникс», 2000.
- Газданов Г. Гостиница грядущего: Рассказ // Проза русского зарубежья. Т. 1. — М.: Слово/ Slovo, 2000.
- Газданов Г. Ночные дороги: Роман. — М.: Пик (Независимое изд-во), 1992.
- Газданов Г. Ночные дороги. Возвращение Будды: Романы. — СПб.: Худож. лит. С.-Петерб. отд-ние, 1997.
- И. Газданов Г. Газданов Г. Панихида: Рассказы, стихи, статьи / Предисл. Ст. Никоненко. — М.: Худож. лит., 1990.
- Газданов Г. Переворот: Роман/ Предисл. Т. Павлюковой // Русское богатство. 1997, № 1.
- Газданов Г. Призрак Александра Вольфа: Романы / Сост., вступ. ст. «Дороги Гайто Газданова» и подгот. текстов Ст. Никоненко. — М.: Худож. Лит., 1990.
- Газданов Г. Призрак Александра Вольфа: Роман- Бомбей: Рассказ / Предисл. «Третья жизнь Гайто Газданова» Ст. Никоненко. — М.: Изд. Журнала «Кто и Как»? —1991.
- Газданов Г. Призрак Александра Вольфа: Повесть / Послесл. В. Григорьева: Худож. А. Маликова. — М.: 1996.
- Газданов Г. Призрак Александра Вольфа: Роман / Предисл. Е. Петинова- Примеч. И. Ерыкаловой. — СПб.: Азбука, 2000.
- Газданов Г. Черные лебеди: Сборник романов и рассказов. / Сост., вступ. ст. и примеч. Ст. Никоненко. — М.: ОЛМА — Пресс, 2002.
- Бунин И.А. Полное собрание сочинений в 13 тт. Т I, II, III, IV, IX. — М.: Воскресенье, 2005−2006.
- Гоголь Н.В. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 2: Миргород / Сост., примеч. О. Дорофеева. — М.: ТЕРРА, 1999.
- Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 10 т. Т. I, III, IV, V, IX, X.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. — Л.: Наука, 1972−1990. Т XVIII, XXVIII, Кн.2.
- Камю А. Посторонний. — М.: ООО «Фирма «Издательство ACT" — Харьков: Фолио, 1999.
- Ги де Мопассан. Полное собрание сочинений в 12 т. Т 6. — М.: «Библиотека огонек», изд-во Правда, 1958.
- Осоргин Мих. Вольный каменщик: Повесть. Рассказы / Предисл. О. Ю. Авдеевой и А. И. Серкова. Подготовка текста О. Ю. Авдеевой. Комм. А. И. Серкова. М.: Моск. рабочий, 1992. — 336 с
- По Э. Рассказы: (Пер. с англ.). — Архангельск: Сев.-Зап. кн. Изд-во, 1981 —573 стр.
- Сартр Ж.-П. Тошнота. — М.: «Республика», 1994.1. Книги и монографии о Газданове и его творчестве
- Dienes L. Russian Literature in ExileA The Life and Work of Gajto Gazdanov/Munchen, 1982.
- Кабалоти С. Поэтика прозы Г. Газданова 20−30-х годов: Монография
- СПб., Петербургский писатель, 1998.
- Матвеева Ю.В. «Превращение в любимое»: Художественное мышление Гайто Газданова. — Екатеринбург: Из-во Урал, ун-та, 2001.100 с.
- Орлова О.М. Гайто Газданов. — М: Мол. Гвардия, 2003. — (Жизнь замечат. людей: Сер. биогр.- Вып 870)
- Цховребов Н. Гайто Газданов: очерк жизни и творчества. Владикавказ, 1998
- Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1956.
- Газизова А.А. Принципы изображения маргинального человека в русской философской прозе 60−80-х гг. XX века: опыт типологического анализа. — Автореф. дисс. на соискание ст. д.ф.н., М, 1991. — 25 с.
- Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
- Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. — 300 с.
- Вейдле В. О том, что такое культура. Религия и культура. Умирание искусства // Вейдле В. Умирание искусства / Сост. и авт. послел. В. М. Толмачев. — М.: Республика, 2001. — 447 с.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989.-404 с.
- Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980.
- Галаган Г. Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. — Ленинград, «Наука», 1981.
- Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999. — 415 с.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6 / Сост. Коммент. Ю.Т. Лисицы- Худож. Л. Ф. Шканов. —М.: Русская книга, 1996.
- Карасев Л.В. Философия смеха. М.: Рос. гуманит. ун-т, 1996. — 224 с.
- Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Наука, 1976
- Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.
- Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Ю. М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М., 1994.
- Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб., 1998. — 702 с.
- Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы: Учебное пособие. — М.: Флинта: Наука, 2002. — 424 с.
- Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. -256 с.
- Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сборник статей. -М.: Издательство Московского университета, 1983. 336 с.
- Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990.
- Потебня А.А. Эстетика и поэтика: Сборник. М.: Искусство, 1976. -614 с.
- Толстой Л.Н. О том, что есть и что не есть искусство, и о том, когда искусство есть дело важное и когда оно есть дело пустое. Что такое искусство // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. — М.: Худ. лит., 1951, Т. 30.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество, 2003.
- Антология мировой философии, в 4-х т. — М., «Мысль», 1969−1972. (АН СССР. Ин-т философии. Философ, наследие).
- Борис Башилов (М.А Поморцев). История русского масонства (XVII-XX вв.). — М.: Лепта-Пресс, 2004.
- Бергсон. А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1 — М., 1992.
- Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность. М.: Канон +: ОН «Реабилитация», 1999. — 462 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. — М.: Республика, 1993. — 383 с. — (Б-ка этической мысли).
- Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. — В кн.: Бердяев Н. А. Опыт парадоксальной этики / Н.А. Бердяев- Сост. И вступ. Ст. В. Н, Калюжного. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2003. — 701 — (Philosophy).
- Бердяев Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Книга, 1991.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. — В 2-х т. Т. 1. — М., Искусство, 1994.
- Бердяев Н.А. Творчество и объективация / Сост. А. Г. Шиманского, Ю. О. Шиманской. — Мн.: Экономпресс, 2000
- Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. В книге Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383 с. — (Б-ка этической мысли).
- Булгаков С. О православии. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2002. — 528с. — (Русь православная).
- Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. научн. ред. и сост. А. А. Грицанов. — М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993.
- Душеполезные поучения Преподобных Оптинских старцев: В 2 т. — Издание Введенской Оптиной Пустыни, 2003.
- Ельчанинов А., Флоренский П., Эрн В. История религии. 2-е изд. — М.: Русский путь- Париж: YMKA-Press, 2005. — 256 с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Леонтьев К. Восток. Россия. Славянство: философская и политическая публицистика: Духовная проза: (1872−1891) М: Республика, 1996.
- Невярович В. К, Благословенно Царство. Церковные основы монархической идеи в России. — СПб, 2004.95.0гицкий Д.П., священник Максим Козлов. Православие и западное христианство. — М., 1999.
- Православие и религии Востока. — М.: Лепта-Пресс, 2005. — 622 с.
- Радугин А. А, Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Центр, 1997.
- Розанов В. В. Религия. Философия. Культура. М.: Республика, 1992.
- Серков А. И. История русского масонства после Второй мировой войны. СПб.: Издательство им. Новикова Н. И., 1999.
- Серков А. И. История русского масонства. 1845 1945. — СПб.: Издательство им. Н. И. Новикова, 1997.
- Соловьев B.C. Спор о справедливости: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио», 1999. — 864 с. (Серия «Антология мысли»).
- Соловьев О.Ф. Масонство. Словарь-справочник. — М.:Аграф, 2001. —432.
- Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. — М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2000. — (Б-ка «Р, Х. 2000». Серия «Религиозная философия»),
- Философский словарь. Под. Редакцией И. Т. Фролова. — Изд. Седьмое.—М, 2001.
- Флоренский П. А. Оправдание космоса. СПб.: РХГИ, 1994. -224с.
- Флоренский П. А. Христианство и культура. М.: Изд. ACT- Харьков: «Фолио», 2001.
- Франк C.JI. Реальность и человек. — М.:Республика, 1997. — 549 с.
- Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.
- Харитонович Д.Э. Масонство. М.: Издательство «Весь Мир», 2001.
- Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. Перевод с немецкого Ю. И. Айхенвальда. М.: «Московский Клуб» 395 с.
- V. Статьи, рецензии, воспоминания, письма
- Адамович Г. Газданов // РМ. Париж, 1971.9 дек.
- ИЗ. Адамович Г. Памяти Газданова // Новое русское слово. Нью-Йорк, 1971. 11 дек.
- Адамович Г. Одиночество и свобода. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955.
- Арсеньев В. Поремский А. В. Сухими глазами // Грани. 1952. № 16
- Бабичева Ю.В. Автобиографическая трилогия Гайто Газданова, или история загадочной болезни // Дарьял, 2003. № 3
- Бабичева Ю.В. «Ночные дороги» Гайто Газданова: проблема стиля и жанра // Дарьял, 2002. № 3.
- Бальзамо Е. Гайто Газданов — французский писатель, пишущий на русском языке Дарьял, 2004. № 3
- Бахрах А. Газданыч // РМ. 1980.24 янв.
- Берберова Н. Курсив мой. — М., 1995.
- Вейдле В. Г.Газданов. История одного путешествия/ Русские записки, 1939. Кн. 14.
- Вейдле В. Новая проза Газданова // Новое русское слово. 1977. 30 янв.
- Газданов Г. М.А. Алданов. Бельведерский торс // Русские записки. 1938. № 10.
- Газданов Г. Борис Поплавский. «Снежный час». Париж, 1936 // СЗ. 1936. № 61.
- Газданов Г. Загадка Алданова // РМ. 1967. 15 апр. (№ 2608).
- Газданов Г. Заметки об Эдгаре По, Гоголе и Мопассане // Воля России. 1929, Кн. 5/6. С. 96−107.
- Газданов Г. Из записных книжек // Мосты. 1965. № 11.
- Газданов Г. Ирина Одоевцева. Зеркало // Русские записки, 1939. № 15.
- Газданов Г. М.М. Тер-Погосьян // Новый журнал. 1972. № 106.
- Газданов Г. О Гоголе // Мосты. 1960. № 5.
- Газданов Г. О Поплавском // СЗ. 1936. № 60.
- Газданов Г. О Чехове // Новый журнал. 1964. Кн. 76.
- Газданов Г. Памяти Александра Гингера // Новый журнал. 1966. № 82.
- Горбов Я.Н. Г.Газданов. — Возрождение, 1962, № 129.
- Горлин М. Похвальное слово Гайдо sic!. Газданову // Руль. 30 марта 1930.
- Дальние берега: Портреты писателей эмиграции / Сост., авт. предисл. И коммент. В. Крейд — М.: Республика. — 1994.
- Диаспора: Новые материалы. Париж- СПб.: Athenaeum — Феникс. 2001 / 752 е., илл.
- Диенеш Л. «Рождению мира предшествует любовь.» // Дружба народов. 1993. № 9.
- Зайцев Б. «Вечер у Клэр» Гайто Газданова // Россия и славянство. 1930.22 марта. («№ 69).
- Иваск Ю. Две книги о Газданове // РМ. 1983. 28 апр.
- Камбалов Т. Штрихи к портрету Гайто Газданова: письма матери // Дарьял, 2003. № 3.
- Камболов Т. Экзистенциалистские мотивы в творчестве Гайто Газданова // Дарьял, 2003. № 3
- Критика Русского Зарубежья: В 2 ч. Ч. 2 / Сост., преамбулы, примеч. О. А. Коростелева, Н. Г. Мельникова. — М.: «Издательство «Олимп», «Издательство ACT», 2002. — 459 с. — (Библиотека русской критики).
- Кузнецов И. Прохладный свет: О подлинной реальности Мирчи Элиаде и Гайто Газданова // Иностранная лит. 1998. № 6. С.212−219.
- Мартынов А.В. Вечное возвращение по ночным дорогам. Гайто Газданов как читатель Ницше // Дарьял. 2000. № 2.
- Мартынов А.В. Влияние философии экзистенциализма на творчество Г. Газданова // Человек Философия — Гуманизм: Тезисы докладов и выступлений 1 Российского философского конгресса. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1997
- Матвеева Ю.В. О мистической атмосфере в творчестве Г. Газданова // Дарьял. 1996. № 2
- Матвеева Ю.В. Экзистенциальное начало в творчестве Гайто Газданова // Дарьял, 2001. № 2.
- Никоненко Ст. Гайто Газданов — человек, писатель, критик // ЛО. 1994. № 9/10.
- Новик Ал. Г. Хохлов. Гайто Газданов. «Вечер у Клэр» // Русский магазин. 1930. № 1.
- Одоевцева И. На берегах Сены. — М., 1989.
- Орлова О. Гайто Газданов и Роман Гуль: письма 1940−1960 годов //Дарьял, 2005. № 5.
- Орлова О. Материалы к биографии Гайто Газданова: переписка с Ф. Д. Ламзаки // Дарьял, 2005. № 3
- Орлова О. Парижский маршрут Гайто Газданова (1927−1937) // Дарьял, 2005. № 4.
- Орлова О.М. Проблема автобиографичности в творческой эволюции Г. Газданова: Дисс. канд. филол. наук. — М., 2005
- Орлова О. Харьковский след в судьбе Гайто Газданова // Дарьял, 2005. № 1
- Осоргин М. «Вечер у Клэр» // Последние новости. 6 февраля 1930.
- Оцуп Н. Гайто Газданов. «Вечер у Клэр» изд-во Я. Е. Поволоцкий и К0. Париж, 1930 // Числа. 1930, № 1.
- Пильский П. Рец.: «Вечер у Клэр». // Сегодня. 1930. 3 марта
- Ржевский Л. Памяти Г. И. Газданова // НЖ. — 1972. № 106.
- Савельев А. Шерман С. Г.Газданов. «Вечер у Клэр» // Руль. 1930.2 апреля.
- Савельев А. «Числа» № 1 // Руль. 1930.26 марта.
- Савельев А. Г.Газданов: История одного путешествия. Париж, 1939// Современные записки. 1939, № 68.
- Семенова Т.О. Лирический герой Газданова // Дарьял, 2003. № 5
- Слоним М. Гайто Газданов // Новое русское слово. 1971.19 дек.
- Современное русское зарубежье. — М.: Олимп- ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. — 528 с. — (Школа классики).
- Стариков Е. Маргиналы, или размышления на старую тему: «Что с нами происходит?» // Знамя. — 1989. — № 10. — с. 133−139.
- Сыроватко Л. Газданов-романист // Газданов Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1: Вечер у Клэр. История одного путешествия. Полет. Ночные дороги. — М.: Согласие, 1999. — 657−668 с.
- Сыроватко Л., Никоненко Ст., Диенеш Л. Комментарии // Газданов Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1: Вечер у Клэр. История одного путешествия. Полет. Ночные дороги. — М.: Согласие, 1999. — 720 с.
- Терапиано Ю. Гайто Газданов // Русская мысль. 1972. — 27 января.
- Ходасевич В.Ф. Книги и люди. Современные записки, кн. 56 // Возрождение. 1934. 8 нояб.
- Цховребов Н. Время собирать камни // Дарьял, 2000. № 2.
- Черчесов А. Формула прозрачности: Об одном романе и некоторых особенностях творческого метода Гайто Газданова // Владикавказ, 1998.
- Шаховская 3. Из книги «Отражения» // Современное русское зарубежье. М.: «Олимп" — ООО «Издательство ACT», 2000.
- Шульман М. Газданов: тяжелый полет // Дружба народов. — 1998. —№ 9. —с. 192−209