Лики автора.
История русской литературы первой трети xix века
В лирических произведениях все проще и в то же время сложнее. Здесь нет системы соотношений автора с персонажами: автор всегда на авансцене и, как правило, один. Но отсюда возникают стремление и возможность определить его как можно полнее и рельефнее. Что, например, можно сказать о лике автора, образе автора в поэзии Батюшкова? Чаще всего это мечтатель, чудак, сибарит, лентяй, меланхолик, в то же… Читать ещё >
Лики автора. История русской литературы первой трети xix века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В поэзии предромантической и романтической поры (как, впрочем, и в другие эпохи) наблюдается интересное явление: возникают различные лики автора. Иногда их называют «лирическими героями», иногда — и чаще всего — «образами автора».
Образ автора — тоже категория поэтики, притом очень емкая, характеризующая и психологический склад автора, и мировоззрение, и его жизненную судьбу. Образ автора — «не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это — концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем рассказчиком или рассказчиками»[1].
В лирических произведениях все проще и в то же время сложнее. Здесь нет системы соотношений автора с персонажами: автор всегда на авансцене и, как правило, один. Но отсюда возникают стремление и возможность определить его как можно полнее и рельефнее. Что, например, можно сказать о лике автора, образе автора в поэзии Батюшкова? Чаще всего это мечтатель, чудак, сибарит, лентяй, меланхолик, в то же время способный к сильному порыву чувств. А в поэзии Жуковского? Тоже мечтатель и нередко меланхолик, исполненный, однако, неизбывного стремления вдаль, к невыразимому, но остро ощущаемому идеалу.
Как соотносится образ автора с реальным общественным статусом его творца? Тут особенно интересен случай с Жуковским. Дело в том, что его общественный статус весьма впечатляющий — воспитатель августейших особ. Вначале Жуковский обучал русскому языку принцессу Шарлотту, т. е. Александру Федоровну, будущую жену Николая I; потом был воспитателем наследника, будущего императора Александра II. Все это косвенно отразилось в стихотворениях Жуковского «на случай», приуроченных к различным обстоятельствам придворной жизни, или, скажем, в обращении к августейшим особам. При этом в художественном творчестве своего общественного статуса Жуковский, конечно, не касался.
Иные литераторы служили чиновниками, а например, Крылов около 30 лет был библиотекарем, но и эти «позиции» не нашли отражения в их творчестве, ибо, по понятиям того времени, не заключали в себе ничего поэтического. Однако по крайней мере две позиции, два рода занятий такое отражение получили, сформировав определенный и легко различимый образ автора. Один из них — поэт-гусар. Другой — поэт-студент (или поэт-бурш).
- [1] Виноградов В. В. О теории художественной речи. С. 118.