Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепт «любовь» как отражение индивидуального образа мира (на материале творчества Константина Скворцова)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении концепта `любовь' мы опирались на лексикографическое толкование этого имени. Согласно утверждению Ю. Н. Караулова о том, что «словарные толкования, т. е. высказывания в правой части толкового словаря, представляют собой номинативные или номинализированные словосочетания, предположительно эквивалентные в семантическом отношении номинативному элементу (слову) в левой части… Читать ещё >

Концепт «любовь» как отражение индивидуального образа мира (на материале творчества Константина Скворцова) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепт `любовь' как отражение индивидуального образа мира (на материале творчества Константина Скворцова)

Т.В. Соловьёва В современном отечественном языкознании описанию отдельных концептов уделяется большое внимание. Термин «концепт» в последние десятилетия ХХ века и в начале ХХІ века широко используется в лингвистической литературе и является одним из ключевых понятий современной лингвистики.

Художественный концепт — это определенная мыслительная сущность, формирующаяся в сознании писателя на основе его опыта, представлений о действительности, пережитых чувств, художественных образов, которые репрезентированы различными языковыми средствами1.

Художественный текст вовлечен в концептуальные исследования, т. к. целью концептуального анализа является установление смыслов, «которые подведены под один знак и предопределяют бытие знака как известной когнитивной структуры"2.

Концептуальный анализ текста — особый вид исследования, целью которого является рассмотрение способов репрезентации концептов в художественном тексте.

Основным репрезентантом концепта в тексте является слово, которое, как верно замечает Л. Н. Чурилина, «может рассматриваться как ключевое слово текста, или слово-тема развивающее некоторую идею».

Выбор ключевого слова производится по критериям, описанным Ю.Н. Карауловым4, наиболее важными из которых можно считать семантическую емкость имени, т. е. способность слова вступать в ассоциативные связи с как можно большим количеством других слов (ассоциатов), а также смысловую значимость именуемого данным словом концепта. Применение данных критериев позволило нам выбрать ключевое слово любовь как имя концепта применительно к творчеству К. Скворцова.

Концепт `любовь' является объектом ряда исследований: как культурологический концепт, «достояние русской духовной жизни» он представлен в словаре Ю.С. Степанова5; в работе В.Н. Топорова6 он проанализирован на основе «форм его проявления в жизни писателя» (рассматриваются факты биографии и документальные свидетельства). Исследование концепта `любовь' как элемента индивидуальной картины мира, основанного на анализе художественного текста, особенностей его лексической организации, впервые было проведено Л. Н. Чурилиной.

При рассмотрении концепта `любовь' мы опирались на лексикографическое толкование этого имени. Согласно утверждению Ю. Н. Караулова о том, что «словарные толкования, т. е. высказывания в правой части толкового словаря, представляют собой номинативные или номинализированные словосочетания, предположительно эквивалентные в семантическом отношении номинативному элементу (слову) в левой части», мы рассматриваем каждое отдельное слово объясняющей (правой) части в качестве самостоятельного семантического компонента значения толкуемого слова. В результате выявляется набор лексем, выполняющих при толковании значения слова `любовь' роль семантических компонентов, что открывает возможности реконструкции национального концепта как инвариантной части индивидуальных концептов.

Слово `любовь' представлено в современных словарях как совокупность трех основных значений.

  • 1. Это чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, но готовности отдать свои силы общему делу 9.
  • — Чувство склонности, привязанности к кому-либо, вытекающее из отношений близкого родства, дружбы, товарищества и т. п. 9.
  • — Внутреннее влечение, внутренняя склонность, тяготение к чему-либо10.
  • — Чувство глубокой привязанности к кому-, чему-либо11.
  • 2. Такое же чувство, основанное на половом влечении, отношения двух лиц, взаимно связанных этим чувством12. Тематически близкие слова: страсть, влечение, пристрастие, желание.

Во всех словарях на первое место ставится духовная связь, возникающая между субъектами чувства. Отдельные толкования пополнены за счет включения в них семантических компонентов «влечение», «тяготение», «пристрастие»:

  • 3. Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь12.
  • — Внутреннее влечение, внутренняя склонность, тяготение к чему-либо13.

В новых словарях чувственной стороне любви придается большее значение:

«Любовь — чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола"14.

Проведенный анализ лексикографических источников позволил выявить лексические единицы, репрезентирующие концепт `любовь' в творчестве К. Скворцова15.

Цель нашего исследования — выявление особенностей выражения концепта `любовь' в творчестве К. Скворцова, определение его художественно-образного содержания и смысловых составляющих (концептуальных признаков), изучение особенностей словесного воплощения концепта `любовь' в индивидуально-авторском стиле поэта, а также рассмотрение теоретических вопросов, связанных с понятием «лексико-семантическое поле в системе идиостиля». Вслед за Л.Н. Чурилиной16 мы интерпретируем понятие лексико-семантического поля в системе художественного идиостиля как текстовое преломление языковой картины мира поэта, а также как средство языковой репрезентации художественного концепта. Лексико-семантическое поле как элемент индивидуально-авторской языковой системы представляет собой эстетически значимую совокупность близких (семантически и ассоциативно) лексических единиц, отражающих в языке автора определенную понятийную сферу. Состав и организация лексико-семантических полей определяются языковой картиной мира, языковой личностью поэта или писателя и авторской модальностью.

Анализ функционирования ключевых слов любовь/любить в текстах К. Скворцова позволил выявить несколько смысловых планов, которые объединяют лексические единицы, связанные с экспликацией концепта `любовь'.

Основные смысловые планы слова `любовь' в поэзии К. Скворцова — 1) одухотворенное чувство, обращенное к Богу; 2) чувство горячей склонности к друзьям; 3) чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленной.

Любовь — чувство духовное, святое, обращенное к Богу. Вера в Бога, признание его силы формирует духовный мир человека, его высокие чувства: «Есть Бог, и есть Любовь», «Господь награждал за Любовь!».

Смысловой план «чувство горячей склонности к друзьям» является одним из наиболее распространенных. В основе этого чувства находится осознание субъектами духовной близости. Для поэта дружба — понятие святое. К друзьям он обращается в минуты горестей и размышлений, поэт видит в них опору, что передано такими лексическими единицами, как друг надежный, друг мой, единственный друг, старый друг, друг за друга.

Любовь к друзьям представлена как чувство страдания от их потери. Гибель друга вызывает у поэта глубокие эмоции:

Словно волка матерого Укротила праща…

До свидания скорого, Друг, навеки прощай (посвящено Льву Головницкому).

Смысловой план «чувство горячей сердечной склонности, влечение к возлюбленной» является главным в лирике К. Скворцова. Оно предстает очень разнообразным в идиостиле К. Скворцова. В нем переданы самые разные стороны любви.

Любовь прежде всего предстает как чувство, приносящее радость. Причиной его возникновения может стать позитивная оценка, эмоциональная или этическая. В этой связи лексико-семантическое поле концепта `любовь' включает в себя единицы красота, радость, свет, чудо, восторг, вспышка, дорогая, прекрасный, милый, верный, любимый, спокойная, например: «Твой свет останется во мне, как солнце в кисти винограда».

Отличительной чертой концепта `любовь', по утверждению Ю. С. Степанова, является деятельный характер чувства, что приводит к образованию микрополя `отношение', составленного из глагольной лексики и отглагольных образований: думать, мечтать, вспоминать, благодарность, награда, награждать, стыдиться, уходящий («Господь награждал за Любовь!», «Вспоминаем — головы аж кружит — как любили мы одну и ту же…»).

Любовь может стать источником как положительных, так и отрицательных переживаний, состояний, что выражается лексическими средствами, обладающими определенной модальностью: горький, жестокая, мучительная, отчаянный, смертный («Мне на смертные муки ниспослана наша любовь.», «Жестока безответная любовь. Ответная любовь еще жесточе!..»); счастье, блаженство, восторг, радость («Осталась вечность за спиной и только этот миг восторга!»); мука, страданье, горести, стенанья, ад («За этот миг идём на муки, и вечный ад нас не страшит»); болеть, маяться, мучиться, страшиться, грустить, молить, восхищаться («Как мне жить, а не маяться, как любить, не греша?.»); возвышенный, возвышенно, тайный, тайно («Я женщину любил возвышенно и тайно.»); свет, чудо («Твой свет останется во мне, как солнце в кисти винограда»).

Иногда положительные и отрицательные эмоции сливаются воедино: «Горьким мигом Любви насладиться.», «И ты одна — небесное блаженство и все земные горести мои».

Чаще всего причиной отрицательных эмоций бывает испытываемое лирическим героем чувство любви к женщине и невозможность быть с нею рядом (««Не надо «и «Люблю «в жестоком поединке сошлись, а я ловлю солёные дождинки.»).

Однако в целом в лирике К. Скворцова явное предпочтение отдано эмоциям с положительной модальностью.

Любовь в творчестве К. Скворцова предстает как чувство альтруистическое: поделить (лихо), сделать для тебя, сердце отдать («Любимая, поделим лихо!..», «Что сделать для тебя тебя одной…»).

Герой готов пожертвовать своими чувствами ради счастья любимой: «Когда ты будешь уходить — а это все равно случится — пусть счастья огненная птица расплещет крылья впереди!».

В результате анализа лирики поэта мы обнаружили связь семантического поля `любовь' с другими семантическими полями, не имеющими непосредственного отношения к эмоциональной сфере человека, например:

с семантическим полем `бессмертие': бессмертный, бессмертие («Любовь моя была бессмертной. Не умерла твоя любовь», «И готов я поверить в бессмертье»);

с семантическим полем `время': вечный, пора, бесконечный («.вечная Любовь не терпит суеты.», «Так не пора ли в золотую клетку великой и единственной любви?»);

с семантическим полем `пространство': мир, полземли, предел, граница, ограничение («Когда и нот еще не знал Париж, любимая, ты на весь мир звучала!»);

с семантическим полем `болезнь': боль, больно, больной, болеть («Боль и нежность в глазах раскосых»);

с семантическим полем `надежда': надежда, надеяться, пустой, больной, всепобеждающий («Не утешай надеждами пустыми»);

с семантическим полем `жизнь/смерть': жизнь, жить, выжить, смерть, погибнуть, гибельный («Что наша жизнь? Ничтожные мгновенья, случайность встреч и суета сует. И только смерть дает уединенье.»).

Метафорический способ представления концепта занимает значительное место в рассматриваемом ассоциативном поле. Наиболее устойчивым способом метафоризации оказывается уподобление чувства различным стихиям: огню, буре, урагану, воде (гореть, океан, волна): «Пусть любовь догорит, как свеча», «Что я теперь сказать тебе могу, когда опять один на берегу, когда твой голос жжет сильней огня?..».

В ряде случаев используются метафоры и другого свойства:

  • 1) уподобление любви вину: пьяный, пьянить, бокал любви («Когда Любви бокал не допит — спасенье это иль укор?»);
  • 2) уподобление любви дороге, кресту: разверзнутая дорога, звонкая дорога, черный крест, крест, перекрёсток («В твоей крови и крест, и сабантуй»).

Любовь относится к жизненно важным чувствам: в ней заключен смысл жизни. Она дается человеку как особый дар. Основой любви является духовная близость. Но и любовь телесная, основанная на горячей склонности, близости двух любящих, прекрасна. Концепт `любовь' в творчестве К. Скворцова предстает в качестве ведущего. Он связан с другими концептами, такими, например, как `духовность', `красота'. Таким образом, поэт утверждает высокие нравственные ценности.

художественный концепт любовь творчество скворцов.

  • 1 Данькова, Т. Н. Концепт «любовь» и его словесное воплощение в индивидуальном стиле А. Ахматовой: автореф. дис. … канд. филол. наук / Т. Н. Данькова. — Воронеж: Воронеж. гос. пед. ун-т, 2000. — С. 10.
  • 2 Кубрякова, Е. С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова Память / Е. С. Кубрякова // Логический анализ языка: Культурные концепты. — М., 1991. — С. 85.
  • 3 Чурилина, Л. Н. Лексическая структура художественного текста: принципы антропоцентрического исследования: монография / Л. Н. Чурилина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 12.
  • 4 Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка / Ю. Н. Караулов. — М., 1981. — С. 160.
  • 5 Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. — 2-е изд. — М., 2001. — С. 57.
  • 6 Топоров, В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы) / В. Н. Топоров. — М., 1988. — С. 5.
  • 7 Чурилина, Л. Н. Лексическая структура художественного текста. — С. 40−55.
  • 8 Караулов, Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус. — С. 258.
  • 9 Толковый словарь русского языка. Т. 2 / под ред. Д. Н. Ушакова. — М., 19 341 940. — С. 108.
  • 10 Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998. — С. 509.
  • 11 Словарь русского языка: в 4 т. Т. 2 / АН СССР, Ин-т рус. яз.; под ред. А. П. Евгеньевой. — 3-е изд. — М.: Рус. яз., 1985;1988. — С. 209.
  • 12 Толковый словарь русского языка. Т. 2. — С. 108.
  • 13 Словарь русского языка: в 4 т. Т. 2. — С. 209.
  • 14 Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л. Г. Бабенко. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. — С. 188.
  • 15 Скворцов, К. В. Берег милый: лирика / К. В. Скворцов. — Челябинск: Издат. центр «Взгляд», 2003.
  • 16 Чурилина, Л. Н. Лексическая структура художественного текста. — С. 17−26.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой