Саша как субъект дейксиса
Речевая партия Саши как субъекта дейксиса значительно отличается от речевой партии Володи. Так, если в речи героя на протяжении всего романа можно найти маркеры пространственного дейксиса, то в речи героини это сделать значительно труднее. Так, в начале романа речевая партия героини (Саши) насыщена описаниями состояния внешнего мира. В речи Саши присутствуют дейктические элементы (вот, вон, это… Читать ещё >
Саша как субъект дейксиса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Речевая партия Саши как субъекта дейксиса значительно отличается от речевой партии Володи. Так, если в речи героя на протяжении всего романа можно найти маркеры пространственного дейксиса, то в речи героини это сделать значительно труднее. Так, в начале романа речевая партия героини (Саши) насыщена описаниями состояния внешнего мира. В речи Саши присутствуют дейктические элементы (вот, вон, это, этот): «Вон бузина — и та мироощущает» (Шишкин 2013: 11). Или: «Вот сосна штопает небо — а вот на полке аптечная травка, полезная тем, что гонит ветры» (Шишкин 2013: 11). Наличие дейктических элементов в речи говорящего позволяет определить его пространственные координаты, физическое существование субъекта в мире. Наличие пространственных дейктических элементов вот, вон, это, этот и т. д. характеризуют героиню как субъекта статичного, описывающего окружающую действительность с одной точки, одной позиции. В использовании других пространственных дейктических элементов в речи героини трудно проследить закономерность, ввиду их малого количества. Так, например, героиня использует такие элементы, как «сюда», «там»: «Как я сюда попала?» (Шишкин 2013: 291); «Потом пристроилась к школьникам, и нас повели куда-то на другой конец зоопарка, а там всего-навсего куры» (Шишкин 2013: 290).
Таким образом, героиня как субъект пространственного дейксиса слабо описана в романе, в ее речи основными оказываются элементы временного дейксиса. Героиня часто использует в своих письмах наречия-синонимы сейчас и теперь, однако в ее речи они выполняют разные функции. Так, наречие сейчас используется героиней для указания на время, соотносимое с ней самой, с настоящим моментом: «Знаешь, чего я хочу сейчас больше всего на свете?» (Шишкин 2013: 84); «Сейчас прочитала это и подумала — папа умер в начале июля, пятого, теперь это день его смерти» (Шишкин 2013: 392). Наречие теперь описывает других персонажей в речи героини: «А теперь у них родился Игорек» (Шишкин 2013: 295); «Она теперь часто вспоминала что-нибудь из самого детства и из молодости, чего раньше мне никогда не рассказывала» (329). Наречие теперь в письмах героини указывает и на дихотомию тогда-сейчас при описании событий ее собственной жизни, то есть используется при сравнении времени прошлого и настоящего: Все равно теперь напротив зоопарка живу, будет что-то вроде филиала" (Шишкин 2013: 291). Еще одним синонимичным маркером к наречиям сейчас и теперь является наречие тут, при этом если в речи героя тут выступает синонимом к здесь, т. е. является пространственным указателем, то в речи героини тут значит «в этот момент», «теперь»: «Она каждый раз уговаривала взять одного, а я все отказывалась. А тут, после слонихи, согласилась (Шишкин 2013: 291); «Тут все стали собираться, она накинула халатик и шмыгнула за ширму» (Шишкин 2013: 96).
Наречие тогда указывает на момент в прошлом в речи героини и может быть соотнесено как с героиней, так и с другими персонажами: «Янка тогда снова забеременела, хотя до этого рожать больше не хотела» (Шишкин 2013: 326); «Я ушла тогда из дома» (Шишкин 2013: 83).
Наречие давно указывает в речи на длительный промежуток времени с давних пор вплоть до настоящего момента и заменяет временной маркер с семантикой конкретного времени: «Волосы она давно не красила» (Шишкин 2013: 329); «Я давно его уже не видела и поразилась, как он постарел и опустился» (Шишкин 2013: 344). Схожей семантикой наделен дейктический элемент в следующем примере: «Все эти месяцы я испытывала чувство вины перед ней» (Шишкин 2013: 345). У наречия уже тоже отсутствует конкретная семантика, оно используется героиней при указании отношения к другому моменту времени (например, к настоящему моменту или к какому-либо моменту в прошлом): «Они давно уже начали ругаться» (Шишкин 2013: 327) (нам неизвестно, сколько времени они ругаются); «Она уже потеряла голос и шептала» (Шишкин 2013: 343) (к настоящему моменту, сейчас).
Дейктическим элементом с семантикой временной неопределенности в речи героини противопоставлены элементы с семантикой определенности: «Этой ночью у меня никак не получалось заснуть, и по его дыханию поняла, что он тоже не спит» (Шишкин 2013: 261); «В тот день, когда он со мной в первый раз вышел на улицу « (Шишкин 2013: 387). Данные маркеры представляют собой сочетание указательного местоимения и существительного с семантикой времени (час, день, утро, ночь и т. д.).
Таким образом, категория времени оказывается принципиально важной в речевой партии героини, на что указывает вариативность лингвистических элементов временного дейксиса в ее письмах.