Нейтрализация противоположностей.
Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова
![Реферат: Нейтрализация противоположностей. Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова](https://niscu.ru/work/8780242/cover.png)
Взгляни на этот лик; искусством он Небрежно на холсте изображен, Как отголосок мысли неземной, Не вовсе мертвый, не совсем живой. Есть сумерки души, несчастья след, Когда ни мрака в ней, ни света нет. В неверный час, меж днем и темнотой, Когда туман синеет над водой. Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна. Она сама собою стеснена, Жизнь ненавистна ей и смерть страшна… Читать ещё >
Нейтрализация противоположностей. Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Яркой выразительностью обладает и другой прием, который «состоит не в противопоставлении антонимов, а в отрицании, в нейтрализации их, в отталкивании от крайних степеней проявления какого-нибудь качества» (43, с.252). Этот прием позволяет М. Ю. Лермонтову поразительно метко и тонко передать такое состояние «души человеческой», которое невозможно описать столь же точно и выразительно с помощью других слов (не антонимов). Реализуется данный стилистический прием в стилистической фигуре нейтрализации противоположностей. Лермонтов использует этот прием в разных произведениях при изображении идентичных ситуаций, чтобы с наибольшей глубиной выразить смятение и неопределенность душевного состояния героя. Сравним:
Есть сумерки души, несчастья след, Когда ни мрака в ней, ни света нет.
Она сама собою стеснена, Жизнь ненавистна ей и смерть страшна.
Есть сумерки души во цвете лет,.
Меж радостью и горем полусвет;
Жмет сердце безотчетная тоска;
Жизнь ненавистна, но и смерть тяжка.
Есть время — леденеет быстрый ум;
Есть сумерки души, когда предмет Желаний мрачен: усыпленье дум;
Меж радостью и горем полусвет;
Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.
Этим же приемом Лермонтов пользуется в портретных зарисовках, в изображении явлений природы и т. д., обозначая при этом переходные ступени, некое «срединное» состояние, в развитии противоположных явлений, качеств и т. д. сравним:
Взгляни на этот лик; искусством он Небрежно на холсте изображен, Как отголосок мысли неземной, Не вовсе мертвый, не совсем живой.
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..
В неверный час, меж днем и темнотой, Когда туман синеет над водой.
Структурная основа данной стилистической фигуры — синтаксические конструкции, формулы которых: «меж х и у» (наиболее частотна в произведениях Лермонтова); «не х, не у», «ни х, ни у».