Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Нейтрализация противоположностей. 
Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взгляни на этот лик; искусством он Небрежно на холсте изображен, Как отголосок мысли неземной, Не вовсе мертвый, не совсем живой. Есть сумерки души, несчастья след, Когда ни мрака в ней, ни света нет. В неверный час, меж днем и темнотой, Когда туман синеет над водой. Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна. Она сама собою стеснена, Жизнь ненавистна ей и смерть страшна… Читать ещё >

Нейтрализация противоположностей. Антитеза в творчестве М.Ю. Лермонтова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Яркой выразительностью обладает и другой прием, который «состоит не в противопоставлении антонимов, а в отрицании, в нейтрализации их, в отталкивании от крайних степеней проявления какого-нибудь качества» (43, с.252). Этот прием позволяет М. Ю. Лермонтову поразительно метко и тонко передать такое состояние «души человеческой», которое невозможно описать столь же точно и выразительно с помощью других слов (не антонимов). Реализуется данный стилистический прием в стилистической фигуре нейтрализации противоположностей. Лермонтов использует этот прием в разных произведениях при изображении идентичных ситуаций, чтобы с наибольшей глубиной выразить смятение и неопределенность душевного состояния героя. Сравним:

Есть сумерки души, несчастья след, Когда ни мрака в ней, ни света нет.

Она сама собою стеснена, Жизнь ненавистна ей и смерть страшна.

Есть сумерки души во цвете лет,.

Меж радостью и горем полусвет;

Жмет сердце безотчетная тоска;

Жизнь ненавистна, но и смерть тяжка.

Есть время — леденеет быстрый ум;

Есть сумерки души, когда предмет Желаний мрачен: усыпленье дум;

Меж радостью и горем полусвет;

Душа сама собою стеснена, Жизнь ненавистна, но и смерть страшна.

Этим же приемом Лермонтов пользуется в портретных зарисовках, в изображении явлений природы и т. д., обозначая при этом переходные ступени, некое «срединное» состояние, в развитии противоположных явлений, качеств и т. д. сравним:

Взгляни на этот лик; искусством он Небрежно на холсте изображен, Как отголосок мысли неземной, Не вовсе мертвый, не совсем живой.

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..

В неверный час, меж днем и темнотой, Когда туман синеет над водой.

Структурная основа данной стилистической фигуры — синтаксические конструкции, формулы которых: «меж х и у» (наиболее частотна в произведениях Лермонтова); «не х, не у», «ни х, ни у».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой