Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности организаторской деятельности руководителя хореографического коллектива

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первая волна рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая — начале июня, перед каникулами и отпуском, чтобы у детей и их родителей было время обдумать информацию. Вторично реклама запускается перед началом учебного года — в середине августа. Период создания детского хореографического коллектива заканчивается организационным собранием, на котором руководитель должен: ознакомить… Читать ещё >

Особенности организаторской деятельности руководителя хореографического коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят в первую очередь от квалификации руководителей, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью.

Привлекая учащихся в свой коллектив, руководителю следует учитывать индивидуальные особенности учащегося, расположить к себе — проявить контактность, внимание и симпатию, заинтересовать — пробудить интерес, показать преимущества своего коллектива, убедить — логично аргументировать планы на будущее, находить среди учащихся исполнителей для реализации собственных педагогических замыслов, приобретать педагогический опыт.

Специфической особенностью деятельности педагога-хореографа является необходимость привлекать каждого воспитанника в коллективную жизнедеятельность. Полная занятость учащихся в жизнедеятельности коллектива является стимулом для занятий, так как учащиеся знают, что никто из них не останется в стороне. И поэтому педагог должен конкретизировать цели каждого занятия, определять формы их организации, планировать учебно-воспитательный материал, дополнять его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирать танцевальную музыку, определять методы и приемы разучивания репертуара и т. п. Также руководитель обязан уметь показать и доступно для детей объяснять танцевальные движения, помогать овладеть профессиональными умениями и навыками, организовать творческие вечера практики, конкурсы, соревнования [1].

Чтобы квалифицированно преподавать, руководитель должен свободно владеть теорией, методикой и практикой обучения и воспитания учащихся в различных хореографических коллективах. Организаторская деятельность требует креативности, умения принимать решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо, отказываясь от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт [6].

Одним из важнейших принципов художественно-педагогического процесса, значительно повышающим его эффективность в детском хореографическом коллективе, является игровая деятельность. Разделение видов танца на «игровой» и «хореографический» позволяет руководителю хореографического коллектива глубже раскрыть многозначность природы танца. Включение во время занятий танцевальных игр, упражнений на импровизацию для развития образного мышления, снятия напряжения и стрессовых ситуаций у учащихся позволяет пересмотреть отношение к культуре танца и его назначению [4].

Первичным коллективом, определяющим жизнь участника художественной самодеятельности, является кружок. Как правило, это объединение учебного типа, где участники стремятся получить знания, умения, навыки в определенном жанре хореографического искусства. В такой коллектив принимают всех желающих заниматься хореографическим искусством. Состав его участников может быть как однородным, так и смешанным по образованию, профессии, полу и возрасту. Большое внимание в хореографических кружках уделяется учебно-тренировочной работе (экзерсис у станка и на середине), которая помогает участникам кружка правильно освоить весь комплекс учебно-тренировочных занятий (постановка рук, ног, корпуса, головы, разучивание движений, комбинаций, этюдов и т. д.), развить танцевальность, ритмичность, музыкальность. Кроме того, в кружках могут изучаться и основы теории и истории хореографического искусства, а при достаточной подготовленности участники кружка могут выступать перед зрителями[12].

Существуют студии народного, классического, эстрадного, бального танца. Они отличаются от массовых танцевальных кружков более дифференцированным подходом к отбору детей и подростков, стабильностью, четко организованным учебным процессом. Детские и юношеские студии подготавливают кадры исполнителей для народных театров балета, народных ансамблей танца, народных ансамблей песни и танца, народных эстрадно-танцевальных ансамблей. Эти студии, как правило, действуют самостоятельно, то есть имеют свой репертуар, свои концертные площадки, своего зрителя. Основная задача студий — средствами хореографического искусства способствовать воспитанию всесторонне развитых, культурных, творчески активных людей. Участники студий получают знания и навыки в области хореографического искусства, позволяющие им принять участие в творческой деятельности народных театров балета и народных ансамблей танца, быть общественными руководителями танцевальных кружков. В студиях изучаются классический, народно-сценический, историко-бытовой и бальный танец с учетом опыта ведущих коллективов балета и ансамблей народного, эстрадного и бального танца. Частью учебного процесса является и постановочная работа.

Народные театры балета и ансамбли народного танца — высшие формы развития самодеятельных хореографических коллективов. В этих коллективах разучиваются и исполняются произведения людьми более профессионального уровня. Учебно-воспитательная работа носит характер систематических занятий, на которых изучаются история и теория предмета, основы актерского мастерства.

Работа любого хореографического коллектива должна строиться на основе массового вовлечения трудящихся. Формы привлечения участников разнообразны:

  • 1. Объявления о приеме в коллектив по городу, району, в учреждениях, учебных заведениях.
  • 2. Объявление по радио в стенгазетах. В этих объявлениях разъясняется профиль деятельности коллектива, указывается место и время записи в коллектив. Большую помощь в привлечении новых участников может оказать сами участники хореографического коллектива [6].

Состав хореографического коллектива чаще всего бывает смешанный: юноши и девушки, но может быть и однородным. В хореографический коллектив принимаются все желающие. В приеме может быть отказано только лицам с неудовлетворительным состоянием здоровья. В процессе создания и формирования коллектива не следует ограничивать число его будущих участников. При большом числе желающих заниматься в коллективе их нужно разделить на группы. Обычно группа состоит из 20−25 человек и формируется по степени подготовленности участников. Желательно иметь группу основного состава и подготовительную группу, в которую в течение всего года можно принимать новичков. Если в коллективе нет подготовительной группы, то прием должен производиться круглый год, а вновь принятыми участникам необходимо проводить индивидуальные занятия.

Для полноценной и плодотворной работы хореографического коллектива необходимы хорошая материально-техническая база культ учреждения, помещения для занятий и репетиций, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам, музыкальные инструменты и т. д., а также руководитель и аккомпаниатор, которые будут осуществлять учебно-воспитательный процесс в хореографическом коллективе [7].

Балетный зал — это специальное, хорошо проветриваемое помещение 60−80 кв.м. С гладким, струганным деревянным полом без щелей. Температура воздуха в зале должна быть умеренной, 15−16. Балетный зал должен быть оборудован станками — длинными, круглыми, гладко оструганными палками, диаметром 5−7 сантиметров. Станки, укрепляются на кронштейнах вдоль стен, но могут быть и переносными. Для детей высота станков от пола 80 — 90 см, для взрослых 100−120 см. В балетном зале должны быть зеркала, желательно во всю стену, чтобы участники могли видеть свои движения и устранять ошибки. Для хореографического коллектива нужны раздевалки — это специальные комнаты с вешалками и шкафами, или место в классе, отгороженное ширмой. Желательно иметь душ с теплой водой [13].

Создавая детский хореографический коллектив, необходимо не только оборудовать помещение для занятий и репетиций, но и позаботиться о репетиционных и сценических костюмах; при этом обязательно следует учитывать состав участников. Организационная работа включает в себя: распространение информации, рекламы и непосредственное общение с участниками, организационное собрание.

Первая волна рекламы о наборе коллектива обычно проходит в конце мая — начале июня, перед каникулами и отпуском, чтобы у детей и их родителей было время обдумать информацию. Вторично реклама запускается перед началом учебного года — в середине августа. Период создания детского хореографического коллектива заканчивается организационным собранием, на котором руководитель должен: ознакомить участников и их родителей с перспективами деятельности коллектива на творческий сезон, обсудить дни и время репетиционных занятий, уточнить некоторые правила пользования реквизитом, оборудованием, а также правила технической и пожарной безопасности. Руководителю следует рассказать участникам о значении специальной формы и обуви. Единая форма способствует хорошей дисциплине. Впоследствии может осуществляться дополнительный приём в коллектив, сопровождаемый новой рекламной кампанией. Коллектив может пополняться и естественным путём, когда участники приводят на занятия своих друзей и знакомых. С первых дней работы коллектива заводится журнал учёта работы клубного формирования, в котором руководитель отмечает посещаемость участников и записывает, какой материал пройден на каждом занятии [18].

Подводя итоги можно сказать, что руководитель хореографического коллектива, должен быть идейным лидером, сильной творческой личностью, определяющей идейно-эстетическое направление всей художественной жизни коллектива. Должен обладать организаторскими способностями, от его уровня профессионализма и эстетического вкуса зависит подбор репертуара, музыки костюмов, а от качеств личности — будет ли он воспитателем коллектива и сможет ли осуществлять учебно-воспитательную работу [17].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой