Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На третьем этапе (2001;2002 гг.) произведена систематизация и обобщены результаты исследования, проанализирована эффективность функционирования системы. Анализ эффективности осуществлялся на основе динамики развития системы и успешности социализации базового контингента студентов-инвалидов, поскольку выделение контрольной группы в силу специфики РЦОИ невозможно. Сформулированы выводы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философско-гуманистические основы исследования проблемы построения и функционирования системы высшего образования для лип с ограниченными физическими возможностями
    • 1. 1. Антропологическая ориентированность и гуманистические цели построения современных педагогических систем
    • 1. 2. Аксиологическая концепция образования как отражение его гуманистической сущности
    • 1. 3. Образование как целенаправленный процесс развития личности и ее социализации
    • 1. 4. Анализ соотношения биологического, психического и социального в развитии личности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Социальный и педагогический характер проблемы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями
    • 2. 1. Общий характер проблемы доступности высшего образования
    • 2. 2. Генезис и развитие взглядов на социальную модель инвалидности и на образование инвалидов
    • 2. 3. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями как социальная и педагогическая проблема
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Системные и педагогические основы высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями
    • 3. 1. Содержание и применение основных законов системообразования к построению педагогической системы
    • 3. 2. Социализация как цель построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями
    • 3. 3. Общее и особенное в структуре системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями
    • 3. 4. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями как интегральный педагогический принцип
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Структурный синтез системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями
    • 4. 1. Общая характеристика подсистем
    • 4. 2. Подсистема отбора слушателей-инвалидов и их довузовской подготовки и адаптации
    • 4. 3. Подсистема субъектов высшего образования (студенты-инвалиды и преподаватели вуза)
    • 4. 4. Подсистема интегрированного обучения студентов-инвалидов
    • 4. 5. Подсистема сопровождения интегрированного обучения студентов-инвалидов
    • 4. 6. Подсистема дистанционного обучения студентов-инвалидов
    • 4. 7. Подсистема информационно-просветительской деятельности
    • 4. 8. Подсистема организации и управления
    • 4. 8. Анализ эффективности функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями
  • Выводы по четвертой главе

Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманистическая основа современного образования связана с признанием приоритетности общечеловеческих ценностей, с возможностью достойного устройства общественной и-личной жизни, согласованием деятельности человека с его неповторимым внутренним миром, его сопричастностью природе и обществу. Аксиологическая концепция педагогики определяет отношение к каждому человеку как уникальному носителю культуры, субъекту познания, деятельности, творчества и общения, независимо от того, обычный ли это человек или человек с ограниченными физическими возможностями. ' Признание самоценности личности привело к поиску педагогических путей развития и социализации лиц с ограниченными физическими возможностями как своеобразной индивидуальности. Высшее образование является одним из наиболее эффективных таких путей. Оно дает свободу жизненного выбора, духовную и материальную независимость, формирует мировоззрение и жизненные цели, развивает способность человека адаптироваться в меняющейся социальной ситуации, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодых людей с ограниченными физическими возможностями.

Однако сегодня доступность высшего образования для инвалидов, число которых в России, как и во всем мире, в целом не уменьшается и составляет от семи до десяти процентов всего населения, представляет собой острую социальную и педагогическую проблему. Исследование, проведенное нами в 2001 году в Челябинской области, показало, что только один из ста инвалидов в возрасте от пятнадцати до двадцати пяти лет имеет высшее образование. При анализе проблемы доступности высшего образования выявляется большое число противоречий социального и педагогического характера, существующих как для социальной группы инвалидов в целом, так и для отдельной личности и проявляющихся на разных уровнях: а) на микроуровне — как несоответствие между физическими, духовными и социальными возможностями лиц с ограниченными физическими возможностями, что влечет за собой противоречие между возрастающими потребностями и жизненными целями развивающейся личности и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности. Эти противоречия обнаруживают себя в сфере высшего образования во множественных видах в результате наряду с термином «лицо (человек) с ограниченными физическими возможностями» будем также для краткости употреблять термин «инвалид», использующийся в обычной лексике. того, что личностные особенности студентов-инвалидов не учитываются соответствующим образом в учебно-воспитательном процессе вузаб) на мезоуровне — как противоречие виктимогенности в комплексе взаимоотношений социальной группы инвалидов с обществом (негативные социальные факторы) и с системой высшего образования (неадекватная институали-зация высшей школы) — в) на макроуровне — как результат наслоения названных выше противоречий появляется рассогласование между системой высшего образования и потребностями общественного развития, что препятствует полноценному осуществлению общественно и личностно значимых функций высшей школы: интегрирующей, социализирующей, профессиональной и гуманистической. Более того, проявляется отставание российской системы высшего образования от мировых тенденций развития и гуманизации образовательных систем.

При этом само общество, в котором сохраняется расслоение, поляризация социальных групп, не воспитываются толерантность и гуманистические отношения, не может эффективно двигаться по демократическому пути развития.

Поэтому возникает настоятельная необходимость расширения доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями путем адаптации системы высшего образования как к потребностям общественного развития, так и к потребностям и жизненным целям инвалидов.

Анализ педагогической литературы показывает, что проблема доступности высшего образования уходит корнями в одну из основных проблем педагогики: развития личности в специально созданных условиях. Термин «доступность» существует в теории педагогики, выражая собой один из принципов управления деятельностью обучаемых (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, Д.Б.Эльконин). Принцип основывается на учете реальных индивидуальных и возрастных возможностей обучаемых, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно влияющих на их физическое и психическое здоровье. Проблемы индивидуального учета психофизиологических особенностей обучаемых также широко представлены в теории педагогики и психологии исследованиями известных ученых: А. Г. Асмолова, В. М. Бехтерева. Л. С. Выготского, ЯА. Комеиского, А. П. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, Д. Н. Узнадзе, К. Д. Ушинского и др. Особое значение среди них в диссертационном исследовании имеют классические труды Л. С. Выготского о развитии и образовании лиц с физическими нарушениями.

В последнее время вопросы высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями привлекают все большее число исследователей в связи с очевидным общественным признанием особой актуальности этих вопросов и необходимостью поиска педагогических путей их решения. Анализируя опубликованные источники, мы находим работы, раскрывающие некоторые научные и методические аспекты, связанные с высшим образованием инвалидов, а также иллюстрирующие значимость проблемы и примеры положительного опыта. Аксиологический подход к этой проблематике, роль социально-интеграционного и реабилитационного потенциала высшей школы, социальный и педагогический характер проблемы доступности высшего образования, вопросы интегрированного обучения инвалидов в вузе освещаются в публикациях О. Б. Даутовой, С. Н. Кавокина, В.3.Кантора, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Г. В. Никулиной, Т. А. Приваловой, Е. М. Старобиной, Л. М. Шипицыной и др.

Системный подход к высшему образованию студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработан в рамках теории лечебной педагогики Л. А. Саркисяном, Т. Х. Латышевой, Э. К. Белозеровым, Н. А. Государевым, Н. А. Корягиным, Е. Е. Олесовым и В. В. Чураковым. Научно-методологические основы и реализация системы непрерывного интегрированного профессионального образования инвалидов с нарушениями слуха представлены в работах А. Г. Станевского и др. Особенности организации реабилитационно-образовательного процесса для инвалидов с нарушениями слуха излагаются Г. С. Птушкиным и др. Непрерывная многоступенчатая образовательно-лечебная система для лиц с заболеваниями опорно-двигательного аппарата обосновывается в публикациях В. Г. Гончаровой, В. Г. Подопригоры и др.

Давая общую предварительную оценку изученности вопросов, связанных с высшим образованием и его доступностью для лиц с ограниченными физическими возможностями, можно отметить, что рассмотрению подлежат в основном отдельные составляющие этой проблематики или ее эмпирические аспекты. На уровне научного обобщения не обнаружено комплексного и целостного исследования, содержащего философско-гуманистический, системный и педагогически обоснованный подход к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями, обращенного к социальной и педагогической сущности проблемы доступности высшего образования. Сложившаяся в науке и практике ситуация привела к возникновению противоречия между настоятельной потребностью в высшем образовании и отсутствием научно и практически разработанной системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Поиск путей разрешения этого противоречия определил проблему исследования: необходимость философско-гуманистического, общенаучного (системного) и конкретно-научного (педагогического) обоснования построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Эта необходимость и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями».

Цель исследования заключается в разработке теоретических основ построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Объект исследования: развитие высшего образования и расширение его доступности в современных социальных условиях.

Предмет исследования: становление системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. }.

Гипотеза исследования: система высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями будет эффективной, если в основе ее построения и функционирования находятся:

1. Аксиологическая концепция образования, отражающая его гуманистическую сущность и определяющая ценность высшего образования в связи с социальным и личностным прогрессом.

2. Подход к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями как к целостному педагогическому процессу, опирающемуся на позитивные предпосылки и общие закономерности развития и социализации личности.

3. Ведущая педагогическая закономерность — соответствие форм и методов педагогического процесса индивидуальным особенностям обучаемых студентов-инвалидов, конкретизируемая как учет и компенсация их физических ограничений.

4. Интегральный педагогический принцип доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, вытекающий из закономерности учета и компенсации физических ограничений. Условиями реализации этого принципа являются природосообразное, непрерывное, личностно ориентированное образование, а также компенсация систем и сверхкомпенсация личности, имеющей нарушения.

5. Общенаучная методология системного подхода, включающая:

— выявление социального заказа и цели системы;

— рассмотрение системы как части (подсистемы) базовой системы высшего образования;

— установление общего и особенного в свойствах системы;

1 в дальнейшем для краткости наряду с полным названием «система высшего образования лля лиц с ограниченными физическими возможностями» будем употреблять ее поименование одним словом «система».

— установление внутреннего набора подсистем;

— мониторинг эффективности функционирования системы.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Определить гуманистические основы процесса высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями, раскрыть его аксиологическую направленность как с точки зрения возможности учета потребностей развития и социализации инвалидов, так и решения задачи гуманизации общества.

2. Проанализировать генезис и развитие взглядов на высшее образование лиц с ограниченными физическими возможностями, а также обосновать современный подход к социальным и педагогическим аспектам проблемы доступности высшего образования для инвалидов.

3. Провести анализ соотношения биологического, социального и психического в развитии личности, выявить позитивные предпосылки процесса высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями и ведущую педагогическую закономерность этого процесса.

4. Разработать интегральный педагогический принцип доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями как мето-долого-педагогическую основу структурного построения и функционирования системы. Выявить условия реализации этого принципа, исходя из закономерности учета и компенсации физических ограничений студентов-инвалидов.

5. Проанализировать социальный заказ и обосновать социализацию студентов-инвалидов как цель построения системы.

6. Провести анализ факторов социализации студентов-инвалидов и выявить влияние этих факторов на общие и особенные свойства системы.

7. Произвести структурный синтез системы и дать рекомендации по ее построению и функционированию: охарактеризовать состав подсистем, их задачи, взаимосвязи и содержание деятельности.

8. Апробировать систему опытно-экспериментальным путем и проанализировать эффективность ее функционирования.

Методологическая основа исследования. На философском уровне основополагающее значение для исследования имеет философская антропология, обращенная к теории образования: к всестороннему познанию и развитию человека как уникального, неповторимого и вместе с тем общественного существа, творящего свою жизнь в сочетании с общественным благом (К.Д.Ушинский). Аксиологическую основу осмысления проблем антропологии составляет гуманизм, который является ядром аксиологической концепции педагогики. Эта концепция придает единство теории и практике педагогического исследования, выводя его на обоснование и применение гуманистических базовых ценностей и педагогических положений (Д.Айян, Л. Г. Борисова, Л. Ф. Колесников, Б. Б. Коссов, Р. Кинг, Б. Т. Лихачев, Н. Н. Моисеев, А.Печчеи. # В. А. Сластенин, В. Н. Турченко и др.).

Важное значение для нашего исследования имеет применение антропологического подхода к проблеме определения личности и ее структуры (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Г. Г. Голубев, В. В. Давыдов, М. С. Каган, Я. А. Коменский, В. С. Леднев, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, А. В. Петровский, К. К. Платонов, З. Фрейд, Я. Щепаньский и др.).

Большая роль в концептуальном плане принадлежит диалектико-материалистическим принципам применительно к педагогике: личность есть объект и субъект общественных отношений, ее развитие обусловлено внешними социальными обстоятельствами и природной организацией (Г.М.Андреева,.

A.В.Луначарский. К. Маркс, В. Н. Мясищев, П. М. Якобсон и др.).

На общенаучном уровне основой методологии исследования является ф системный подход — связующее звено между философской и конкретнонаучной методологией, раскрывающий целостность педагогической системы (Н.Т.Абрамова, А. Н. Аверьянов, Р. Л. Акоф, О. Л. Алексеев, А. Г. Асмолов,.

B.Г.Афанасьев, В. П. Беспалько, Л. Берталанфи, И. В. Блауберг, Ю. А. Конаржевский, В. Н. Садовский, А. И. Субетто, З. И. Тюмасева, Р. Е. Фейджин, А. Д. Холл, Э. Г. Юдин и др.).

На конкретно-научном уровне в основу методологии исследования заложены общепринятые гуманистические идеи педагогики: природосообразное образование (Б.Т.Лихачев, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др.) — непрерывное образование (А.А.Вербицкий, Б. С. Гершунский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков и др.), личностно ориентированное образование (Е.В.Бондаревская, Э. Ф. Зеер, Б. Б. Коссов, А. В. Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.). ^ Также мы опираемся на ряд других сложившихся психологопедагогических теорий. Наиболее значительные из них в плане исследования высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностямитеоретические исследования о соотношении биологических, социальных и духовных факторов в развитии личности (В.М.Бехтерев, Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, Н. П. Дубинин, В. В. Ковалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Леднев, А. Маслоу, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе и др.). Среди них особое и принципиально важное значение занимают основополагающие труды Л. С. Выготского о развитии личности, имеющей биологические нарушения: теория высших психических функций, теория социальной ситуации развития, основанная на понятиях первичных и вторичных нарушений, теория сверхкомпенсации, а также зоны ближайшего развития.

Кроме того, методологическая основа диссертационного исследования включает положения, исследуемые в рамках теории содержательного обобщения в обучении (В.В.Давыдов, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин и др.) — теории деятельности и взаимосвязи психики и деятельности (Б.Г.Ананьев. Л. П. Буева, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) — теоретические положения о роли мотивов и жизненной перспективы в развитии личности и ее деятельностного опосредования (Б.Г.Ананьев, Б. С. Братусь, Е. И. Головаха. Б. И. Додонов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.).

Принципиальную роль в проведении исследования сыграли труды, в которых рассмотрены вопросы социализации личности (и как активно-приспособительный процесс, и как процесс самоактуализации): содержание, этапы и механизмы социализации (Б.Г.Ананьев, Г. М. Андреева, Е. В. Андриенко, А. А. Бодалев, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Я. Л. Коломинский, Б. Т. Лихачев, Б. Ф. Ломов, А. Маслоу, А. В. Мудрик, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, А. А. Реан, В. А. Ядов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалась совокупность взаимодополняющих методов исследования:

— теоретического уровня: анализ философской литературы, психолого-педагогической литературы, источников по истории и сущности исследуемой проблемысистемный подход к исследованиюметод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтезаметоды диалектики;

— эмпирического уровня: изучение международных и российских основополагающих документов и примеров положительного педагогического опыта, анализ законодательных и нормативных документов, обобщение и классификация фактологического материала, анализ учебных материалов и продуктов деятельности, социологические опросы, психолого-диагностические методы, педагогический эксперимент, а также методы, основанные на информационных технологиях (создание и обработка баз данных, использование ресурсов сети Internet).

Этапы и база исследования.

На первом этапе (1992;1995 гг.) проводились изучение и анализ имеющегося опыта Челябинского государственного университета вузов и международной положительной практики. Изучались и анализировались источники по вопросам высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями, выявлялись противоречия этого процесса, определялись теоретические и практические предпосылки их разрешения, уточнялся понятийно-терминологический аппарат. На основе собранного теоретического и эмпирического материала выявлена проблема и определены цель, гипотеза и задачи исследования, спрогнозированы теоретические основы и особенности организационного построения системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Второй этап (1996;2000 гг.) включал исследование теоретических основ и корректировку практической основы построения системы. Обобщение производилось в сравнении с существующим российским опытом и международным опытом (в ходе стажировок в университетах Англии и Франции). Проводился констатирующий эксперимент путем создания областного банка данных «Молодые инвалиды и высшее образование» (более 4500 анкетных данных по Челябинской области), социологических опросов в области и городе Челябинске (более 1600 анкетных данных, по результатам опубликована монография, в соавторстве), анкетирования преподавателей, сотрудников и студентов ЧелГУ (более 1000 анкетных данных). Особенностью исследования является организация опытно-экспериментальной работы на базе специально созданных в 1996 году в Челябинском государственном университете факультета доступности высшего образования (ФДВО) и регионального центра образования инвалидов (РЦОИ), где диссертантом в роли декана ФДВО и начальника РЦОИ осуществлялась поэтапная организация системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. В 2000 году на основе РЦОИ были организационно сформированы все её подсистемы.

На третьем этапе (2001;2002 гг.) произведена систематизация и обобщены результаты исследования, проанализирована эффективность функционирования системы. Анализ эффективности осуществлялся на основе динамики развития системы и успешности социализации базового контингента студентов-инвалидов, поскольку выделение контрольной группы в силу специфики РЦОИ невозможно. Сформулированы выводы и практические рекомендации, систематизация результатов нашла отражение в созданном в ЧелГУ международном web-сайте в сети Internet по вопросам доступности высшего образования для инвалидов. Опубликована монография, результаты оформлены в виде докторской диссертации. Ежегодно возрастало число слушателей и студентов-инвалидов, обучающихся в ЧелГУ. На конец 2001/2002 учебного года системой было охвачено 193 слушателя и студента-инвалида ЧелГУ и 17 штатных сотрудников РЦОИ. В целом произошло смыкание системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями с образовательным процессом в ЧелГУ как подсистемы с базовой системой, в которой участвуют в целом студенчество, профессорско-преподавательский состав, административно-управляющий и учебно-вспомогательный персонал университета.

Научная новизна исследования.

1. Доказано, что проблема доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями представляет собой новый аспект в аксиолог ической концепции образования. Раскрыт объективный характер противоречий (на микроуровне, мезоуровне и макроуровне), порождающих эту пробле-&diamsму. Доказано, что от ее решения зависит полноценность реализации общественно и личностно значимых функций высшего образования (интегрирующая, социализирующая, профессиональная, гуманистическая).

2. Выявлены позитивные предпосылки процесса высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями в личностной, социальной и педагогической сферах. Педагогический подход к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями представлен с точки зрения целостного педагогического процесса, ведущей закономерностью которого является учет и компенсация физических ограничений.

3. Разработан интегральный педагогический принцип доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, вытекающий из закономерности учета и компенсации физических ограничений. Опредеф лены условия его реализации — природосообразное, непрерывное, личностно ориентированное образование, а также компенсация систем и сверхкомпенсация личности, имеющей нарушения.

4. Выявлены факторы социализации студентов-инвалидов, которые связаны с необходимостью учета специфики структуры личности обучаемых в содержании процесса социализации, ее этапах и механизмах, с комплексным и непрерывным характером процесса реабилитации и интегрированным обучением студентов-инвалидов.

5. Система высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями рассмотрена как подсистема базовой системы высшего образования. Раскрыты ее общие и особенные свойства. Основой для установления общности (инвариантов) являются единые закономерности развития и социализации личности, содержание и результат высшего образования. Особенности системы связаны с необходимостью учета факторов социализации студентов-инвалидов и соответственно с введением в ее структуру вариативных компонентов.

6. Определен структурный состав подсистем, обеспечивающий целостность системы и достижение цели. Раскрыты применяемые виды деятельности и организационная структура подсистем.

Теоретическая значимость исследования состоит:

1. в обогащении аксиологической концепции образования за счет раскрытия социального и педагогического характера проблемы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями;

2. в развитии системы высшего образования путем теоретического обос-^ нования и включения в неё подсистемы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями;

3. во введении в теорию педагогики интегрального принципа доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, условиями реализации которого являются природосообразное, непрерывное, личностно ориентированное образование, а также компенсация систем и сверхкомпенсация личности, имеющей нарушения.

Практическая значимость исследования.

В диссертационном исследовании приведено описание практического построения и функционирования системы, которая внедрена в образовательный процесс Челябинского государственного университета. Эффективность системы подтверждена по группе показателей, связанных с развитием системы и успешностью социализации студентов-инвалидов. Опыт ее создания учтен и использован при построении аналогичных систем в ряде вузов России и Казахстана.

Практическая значимость внедрения результатов диссертационного исследования в деятельность вузов имеет ряд аспектов: педагогический, социально-Ф политический, экономический.

Педагогический аспект связан с развитием, гуманизацией и более эффективным функционированием системы высшего образования, сближением национальной системы высшего образования с мировыми образовательными системами.

Социально-политический аспект связан с развитием демократических процессов, устранением социальных противоречий, снижением социальной напряженности в обществе, обеспечением профессиональной занятости, адекватной потребностям граждан.

Экономический аспект связан с повышением качества жизни населения, снижением государственного бремени на выплаты социальных пособий.

На защиту выносятся основы теории построения и функционирования.

• системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями:

1. Аксиологическая концепция образования, в соответствии с которой процесс высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями рассматривается с позиции гуманизма: самоценности, индивидуальности личности, своеобразия ее жизненного опыта, значимости участия в общественной жизни, единства ее жизненных целей и деятельности с потребностями общественного развития. В сочетании с генеральным направлением гуманизации высшей школы и с социальной и педагогической трактовкой проблемы доступности высшего образования эта концепция позволяет использовать отечественные и зарубежные гуманистические психолого-педагогические теории и опыт применительно к высшему об®разованию лиц с ограниченными физическими возможностями. На ее основе реализуются общественно и личностно значимые функции высшего образования — интегрирующая, социализирующая, профессиональная, гуманистическая.

2. Подход к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями основывается на позитивных предпосылках и общих закономерностях биосоциального процесса развития личности. Ведущей педагогической закономерностью этого процесса является учет и компенсация физических ограничений личности. Данный подход представляет высшее образование лиц с ограниченными физическими возможностями как целостный педагогический процесс, включающий формирование единства между физическими, психическими и социальными характеристиками личности и создающий основу для полноценного развития социальных характеристик обучаемых студентов с физическими ограничениями.

3. Интегральный педагогический принцип доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, вытекающий из закономерности учета и компенсации их физических ограничений, являясь методолого-педагогической основой структурного построения и функционирования системы, обеспечивает её целостность и эффективность. Условиями его реализации являются природосообразное, непрерывное, личностно ориентированное образование, а также компенсация систем и сверхкомпенсация личности, имеющей нарушения.

4. Цель построения и функционирования системы — социализация лиц с ограниченными физическими возможностями, определяемая социальным заказом, его фактологическим наполнением и педагогической интерпретацией.

5. Общенаучная методология системного подхода в историческом, предметном и функциональном аспектах, обусловливающая рассмотрение системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями как подсистемы базовой системы высшего образования. Общности подсистемы и базовой системы (инвариантные свойства) основаны на единых законах и способах развития и социализации личности. Вариативные свойства связаны с необходимостью учета специфики структуры личности обучаемых студентов-инвалидов в содержании процесса социализации, ее этапах и механизмах, с комплексным и непрерывным характером процесса реабилитации инвалидов и интегрированным обучением студентов-инвалидов.

6. Алгоритм структурного синтеза системы, представляющий собой последовательное вычленение подсистем, определение их задач, взаимосвязей и содержания деятельности с учетом законов системообразования, установленной цели и интегрального педагогического принципа доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, а также выработке критериев и анализе эффективности функционирования системы. Во взаимосвязанную совокупность входят подсистемы отбора слушателей-инвалидов и их довузовской подготовки и адаптации, субъектов высшего образования (студенты-инвалиды и преподаватели вуза), интегрированного обучения студентов-инвалидов, сопровождения интегрированного обучения студентов-инвалидов (организационно-педагогического, психолого-педагогического, медицинско-оздоровительного, технологического, социального), дистанционного обучения студентов-инвалидов, информационно-просветительской деятельности, организации и управления.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются научным обоснованием методологии познания и ее уровней (философским, общенаучным, конкретно-научным и технологическим), согласованностью с современными требованиями, предъявляемыми к педагогическим исследованиям, использованием комплекса взаимосвязанных теоретических положений, соответствием методов исследования логике и динамике его проведения, этапным характером работы и воспроизведением ее результатов, внедрением результатов в практику, сопоставимостью практических результатов с теоретическими положениями.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования докладывались на конференции Европейской сети доступности (Таллинн, 1998 г.), на международных научных конференциях (Москва, 2001 г., Санкт-Петербург, 2000 г., Челябинск, 1998, 1999, 2000, 2001 гг.), на координационных совещаниях по международному проекту Европейского Совета ТЕМПУС-ТАСИС по доступности высшего образования для инвалидов (Лондон, Париж, Лилль, Челябинск, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 гг.), на всероссийских научных конференциях (Москва, 1998, 2000 гг., Санкт-Петербург, 1999 г., Сочи, 1999, 2000, 2001 гг., Челябинск, 2000 г.), а также в течение периода 19 962 002 гг. на региональных, межвузовских и вузовских научных конференциях.

Система высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, разработанная диссертантом, внедрена и функционирует в Челябинском государственном университете. Опыт ее создания использовался в построении аналогичных систем в Уральском государственном педагогическом университете, Костанайском государственном университете и других вузах.

Исследовательская работа по созданию в ЧелГУ системы обучения инвалидов получила одобрение экспертов международной программы ТЕМГТУС-ТАСИС Европейского Совета. Успешное выполнение программ высшего профессионального образования лиц с ограниченными физическими возможностями в ЧелГУ отмечено в решении Коллегии Министерства образования РФ «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов» (Москва, 15 мая 2001 г.). Разработанная система рекомендована к внедрению в вузах Уральского федерального округа (Екатеринбург, окружное совещание УрФО, 29 ноября 2002 г.). Опыт практической 9- работы докладывался диссертантом и получил одобрение на научнопрактических совещаниях законодательных и административных органов, органов образования и социальной защиты населения, общественных объединений Челябинской области и города Челябинска (1998;2002 гг.).

Результаты работы представлялись на IV и V Московских международных выставках «Школа-2000» и «Школа-2001», по итогам которых диссертант отмечен дипломами Министерства образования РФ «За разработку модели высшего образования инвалидов» (2000 г.) и «За создание условий для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья с использованием современных коммуникационных средств» (2001 г.), а также на первой Межрегиональной выставке «Равные возможности» (Челябинск, 2002 г.).

Систематизация результатов исследования применена при разработке обла-ф стного банка данных (по Челябинской области) «Молодые инвалиды и высшее образование» и при создании международного web-сайта в сети Internet www.wil.ru («Way to Independent Life»: «Путь к независимой жизни»). По результатам исследования опубликована 41 научная работа, эти результаты используются в учебном процессе в курсе «Основы педагогики» для слушателей-инвалидов, разработанном диссертантом, а также на семинарах по повышению квалификации работников образования и социальной защиты населения.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. Содержит 27 таблиц и 15 рисунков. Список использованной литературы содержит 320 наименований, в том числе 28 — на иностранных языках.

Выводы по четвертой главе:

1. Данная глава логически связана с предыдущими главами и завершает исследование на технологическом уровне, т. е. на уровне синтеза организационных форм, реализующих теоретические основы педагогической системы, разработанные в предыдущих главах диссертации на общенаучном (системном) и конкретно-научном (педагогическом) уровнях.

2. На данном этапе исследования сформированы основные подсистемы с позиции установления вклада выделенных подсистем в общее целеполагание, соответствие педагогическому принципу доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, а также законам сис-темообразования.

3. На этой основе с учетом практического опыта выделены следующие подсистемы системы высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями:

— подсистема отбора слушателей-инвалидов и их довузовской подготовки и адаптации;

— подсистема субъектов высшего образования (студенты-инвалиды и преподаватели вуза);

— подсистема интегрированного обучения студентов-инвалидов;

— подсистема сопровождения интегрированного обучения студентов-инвалидов;

— подсистема дистанционного обучения студентов-инвалидов;

— подсистема информационно-просветительской деятельности;

— подсистема организации и управления.

Для каждой из подсистем приведены основные задачи, виды и содержания деятельности, применяемые технологии деятельности и организационная структура.

4. Апробация системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями произведена в Челябинском государственном университете, где в 1996 году был создан факультет доступности высшего образования как полномочное подразделение, в целом ответственное за проведение политики и создание практических условий по расширению доступности высшего образования. В составе ФДВО создано особое структурное подразделение — региональный центр образования инвалидов, представляющий собой организационную основу реализации системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, всех ее подсистем.

5. Анализ эффективности функционирования педагогической системы производился по двум фуппам показателей:

— показатели развития системы (временные и количественные показатели по числу обучаемых, формам и специальностям обучения, по виду и тяжести физических ограничений у обучаемых студентов, по территориальному охвату);

— показатели достижения цели (связанные с довузовской и профессиональной подготовкой и трудоустройством выпускников-инвалидов).

6. Анализ этих показателей с 1993 по 2002 годы приводит к выводу, что педагогическая система с выделенным нами набором подсистем, функционируя как целостная, отвечает поставленной цели — социализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Данная система не только в теории, но и на практике встроена в базовую систему высшего образования.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сделать выводы:

1. Анализ философской и психолого-педагогической литературы обусловил вывод о фундаментальной значимости философской антропологии для исследования проблемы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Философская антропология как и теория образования обращена к познанию человека. Гуманизм же как принцип философского осмысления проблем антропологии направляет педагогическое исследование на человекауникального субъекта познания, деятельности и общения, на создание гармонии между внутренним миром и деятельностью человека и обществом, окружающей средой.

2. Логическое развитие предыдущих концептуальных положений приводит исследование к аксиологической концепции образования, основанной на признании абсолютной ценности образования и на сознательном осуществлении идеи гуманизма в образовании. Аксиологическая концепция составляет методологическую основу исследования высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями, позволяя изучать этот процесс, с одной стороны, с точки зрения удовлетворения индивидуальных потребностей людей, а с другой — решения задачи гуманизации общества.

3. Изучение генезиса и развития взглядов на высшее образование лиц с ограниченными физическими возможностями позволило обозначить проблему доступности высшего образования для инвалидов. Общий характер этой проблемы состоит в том, что инвалиды, имея значительный образовательный потенциал, в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере высшего образования. Эта дискриминация может быть преодолена на основе социальной модели инвалидности, которая гласит, что следует изменять общество, его нормы и его отношение к людям с ограниченными физическими возможностями.

4. При анализе проблемы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями выявлено большое число противоречий на микроуровне и на мезоуровне, социального и педагогического характера, существующих как для социальной группы инвалидов в целом, так и для отдельной личности. Наслаиваясь, эти противоречия приводят к тому, что на макроуровне проявляется рассогласование между реализацией общественно значимых функций высшего образования (социализирующая, интегрирующая, профессиональная, гуманистическая) и потребностями общественного развития. Это приводит к выводу об объективной необходимости адаптации системы высшего образования как к жизненным целям лиц с ограниченными физическими возможностями, так и к общественным потребностям.

5. Анализ известных теорий развития и социализации личности (как двух взаимосвязанных сторон целостного педагогического процесса) мы направили в сторону выявления позитивных предпосылок высшего образования лиц с ограниченными физическими возможностями. Важный вывод состоит в том, что развитие личности есть единый биосоциальный процесс, в котором роль биологического фактора не отрицается, но ему не отводится решающая роль. Развитие личности и в том случае, когда есть физические ограничения, зависит от социальных условий и включения ее в общественную деятельность, главным образом — в образовательную. Большое значение имеет направленность личности, ее мотивация, трудовые и волевые качества, которые позволяют человеку с ограниченными физическими возможностями реализовать себя в соответствии с жизненной перспективой.

6. Используя системный подход в предметном, функциональном и историческом аспектах, анализируя природу системообразующих факторов и определяя цель как многоуровневое явление, отражающее диалектику выраженности тех или иных тенденций развития высшего образования применительно к условиям и субъектам, мы выделили генеральную цель системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями — их социализацию. Основанием такой констатации послужила высокая эффективность социального ресурса высшего образования для инвалидов в плане их стремления к независимой жизни.

7. На основании общенаучной методологии системного подхода нами установлено, что система высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями является подсистемой базовой системы высшего образования. Основные ее инварианты — социализация лиц с ограниченными физическими возможностями, а также содержание и результат высшего образования. Вариативные компоненты определяются при анализе факторов социализации инвалидов: необходимости учета специфики личности обучаемых в содержании процесса социализации, ее этапах и механизмахкомплексного и непрерывного характера процесса реабилитации и интегрированного обучения студентов-инвалидов.

8. Исходя из выделенной нами ведущей закономерности педагогического процесса, — соответствия его форм и методов индивидуальным особенностям обучаемых (конкретно — учет и компенсация физических ограничений), а также опираясь на традиционную в педагогике трактовку понятия «доступность», которая ассоциируется с учетом реальных индивидуальных возможностей обучаемых, сформирован интегральный педагогический принцип доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, положенный в основу построения и функционирования системы.

9. Показано, что сформированный структурный состав системы (совокупность подсистем отбора слушателей-инвалидов и их довузовской подготовки и адаптации, субъектов высшего образования (студенты-инвалиды и преподаватели вуза), интегрированного обучения студентов-инвалидов, сопровождения интегрированного обучения студентов-инвалидов, дистанционного обучения студентов-инвалидов, информационно-просветительской деятельности, организации и управления) отвечает поставленной цели и условиям реализации принципа доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. Анализ эффективности функционирования системы, реализованной в ЧелГУ, проведенный по группе показателей развития системы и группе показателей достижения цели (успешности социализации), приводит к выводу, что система с выделенным нами составом подсистем функционирует как целостная и отвечает поставленной цели — социализации лиц с ограниченными физическими возможностями.

Обобщая выводы, можно утверждать, что в основе построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями лежат:

— аксиологическая концепция образования как отражение его гуманистической сущности;

— подход к высшему образованию лиц с ограниченными физическими возможностями как к целостному педагогическому процессу, ведущей закономерностью которого является учет и компенсация физических ограничений;

— интегральный педагогический принцип доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями, условиями реализации которого являются природосообразное, непрерывное, личностно ориентированное образование, а также компенсация систем и сверхкомпенсация личности, имеющей нарушения;

— общенаучная методология системного подхода, которая позволяет произвести структурный синтез системы, рассматривая её как подсистему высшего образования, функционирующую с целью социализации студентов-инвалидов.

Подводя итог изложенному, можно констатировать, что поставленные в диссертационной работе задачи решены, гипотеза получила подтверждение и цель исследования достигнута. Законченность настоящего исследования не исключает дальнейших разработок в этом направлении, что будет способствовать дальнейшему развитию высшего образования и расширению его доступности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 143 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.- 334 с.
  3. А.Н. Система: философская категория и реальность. М.: Мысль, 1976. — 189 с.
  4. P.O., Агавелян O.K., Мартынова Е. А., Агавелян B.C. Психологическое сопровождение интегрированного обучения инвалидов в университете. Челябинск: ЧелГУ, 2002. — 231 с.
  5. Д. Эврика! СПб.: Питер Паблишинг, 1997. — 352 с.
  6. Л.И., Блинков Ю. А. О некоторых аспектах комплексного подхода к обучению и социальной реабилитации инвалидов // Высшее образование инвалидов: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20−22 июня 2000 г. СПб.: Эксперт, 2000. — С.3−8.
  7. А.Ю. Отдел по работе со студентами: состояние и перспективы // Стратегия расширения доступности высшего образования: Материалы междунар. семинара, Челябинск, 24 июня 1998 г. / Под ред. А.Д.Щербова- Челяб. гос. ун-т- Челябинск, 1999. — С.28−30.
  8. Р.Л. Системы, организации и междисциплинарные исследования // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — С. 143−164.
  9. О.Л. Теоретические основы учебной тифлотехники. Екатеринбург: Прогресс, 1992. — 284 с.
  10. . Британское движение инвалидов и социальная модель инвалидности // К независимой жизни. М.: РООИ «Перспектива», 2000. — С.87−92.14
Заполнить форму текущей работой