Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в ВУЗе: На примере деятельности Военного университета
Второй этап исследования (1995;1996г.г.) характеризовался тем, что на основе теоретической базы были разработаны методические материалы (программы и методика организации культурно-бытовой среды жизнедеятельности курсантовкомплект проблемных инженерных ситуационных задачметодические разработки семинарских и групповых занятийкомплекты заданий для самостоятельной подготовки обучающихсяметодические… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Социальные предпосылки военно-профессионального образования
- 1. 2. Характеристика тенденций обновления процесса подготовки специалиста в военном ВУЗе
- 1. 3. Анализ практики организации профессионального образования в военном ВУЗе
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ВОЕННОМ ВУЗЕ
- 2. 1. Рациональная организация культурно-бытовой среды жизнедеятельности будущего специалиста
- 2. 2. Совершенствование содержания и методов образовательного процесса
- 2. 3. Активизация профессионального самоопределения будущего специалиста в практико-ориентированной деятельности
Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в ВУЗе: На примере деятельности Военного университета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современных условиях развития общества высшее образование переживает период кризиса и реформирования, обусловленного социально-политическими и экономическими изменениями в стране.
Создавшаяся социальная напряжённость в обществе, кризис рыночной экономики требуют конкурентоспособных специалистов, обладающих адаптационной и профессиональной мобильностью, готовых к непрерывному самообразованию.
В соответствии с современной парадигмой образования необходим поиск путей совершенствования педагогического процесса в ВУЗе, в целях создания условий для обучения, воспитания и профессионального самоопределения будущих специалистов.
Анализ теории и практики педагогического процесса в военных ВУЗах позволил определить ряд противоречий, актуализирующих проблему исследования:
— между возросшей потребностью общества в специалисте, способном к интеграции военной и гражданской специальностей и неразработанностью путей решения данной проблемы;
— между объективной необходимостью обновления процесса профессиональной подготовки военного специалиста и недостаточным уровнем исследования данной проблемы в педагогической науке;
— между сложившимися традиционными формами организации образовательного процесса в военном ВУЗе и необходимостью нетрадиционных подходов, основанных на активных методах обучения.
Актуальность избранной темы сопряжена с исследованием педагогических условий совершенствования образовательного процесса в Военном университете: рациональной организацией жизнедеятельности обучающихсяпрограммно-методическим и технологическим обеспечением учебного процессаактивизацией профессионального самоопределения будущих специалистов.
Общетеоретические аспекты совершенствования высшего профессионального образования раскрываются в исследованиях Ю. К. Бабанского, С. Г. Вершловского, И. Ф. Исаева, В. А. Сластёнина, В. Л. Шатуновского и др.
Новые подходы к подготовке специалистов в ВУЗе отражены в исследованиях A.A. Вербицкого, P.M. Грановского, Р. Ф. Жукова, М. М. Поташника, Н. М. Таланчука, З. П. Трофимовой, Н. М. Яковлевой.
Исследователи (В.И. Андреев, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, Ю. Н. Кулюткин, В. Я. Ляудис, В. Г. Рындак Н.Ф. Талызина, А. П. Тряпицына и др.) вскрыли резервы использования в педагогическом процессе методов и технологий активного обучения и развития творческого потенциала личности.
Принципиально важным для нас было обращение к концепции профессионального самоопределения молодёжи, разработанной учёными Российской Академии Образования А. Я. Журкиной, В. А. Поляковым, Н. С. Пряжниковым, С. Н. Чистяковой, что позволило рассматривать проблему с позиций личностно-ориентированного подхода.
Особенности образования и воспитания обучающихся в военном ВУЗе исследуются в трудах А. И. Александрова, A.B. Барабанщикова, И. В. Биогинского, Г. Т. Броневицкого, В. В. Дегаева, Л. Г. Лаптева, Н. Г. Мирошниченко, В. Г. Михайловского, С. С. Мыцунова и др.
Вместе с тем, общая предварительная оценка состояния исследуемой проблемы свидетельствует о необходимости более глубокого обоснования совершенствования профессиональной подготовки специалистов в современном военном ВУЗе.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы нашего исследования: «Социально-педагогические условия совершенствования подготовки специалиста в ВУЗе (на примере деятельности Военного университета)».
Цель исследования: обоснование модели процесса совершенствования подготовки специалиста в военном ВУЗе.
Объект исследования: учебно-воспитательная деятельность в военном ВУЗе.
Предмет исследования: условия совершенствования подготовки специалиста в военном ВУЗе.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что совершенствование профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗе происходит, если в целостном педагогическом процессе:
— учитывается состояние современной социальной ситуации и обусловленные ею тенденции перестройки процесса подготовки специалиста;
— происходит рациональная организация культурно-бытовой среды жизнедеятельности будущего специалиста;
— осуществляется обновление программно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса;
— обеспечивается активизация профессионального самоопределения специалиста в условиях практико-ориентированной деятельности.
В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой в работе определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать современное состояние и социально-педагогические тенденции процесса профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗе.
2. Выявить особенности рациональной организации культурно-бытовой среды жизнедеятельности будущих специалистов.
3. Определить педагогические средства программно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса.
4. Выявить возможности активизации профессионального самоопределения личности в практико-ориентированной деятельности.
Методологической основой исследования являются общенаучные принципы деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Т. К. Ахаян, О. С. Анисимов, Л. П. Буева, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн Г. И. Щукина) и социально-педагогического подходов (В.Г. Бочарова, A.B. Кирьякова, A.B. Мудрик, В.А. Ядов) к исследованию процесса совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистовведущие положения образовательных технологий и теории поэтапного формирования умственных действий (H.A. Алексеев, В. А. Беликов, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, М. И. Дьяченко, Н. Ю. Посталюк, Н.Ф. Талызина) — концепции и положения о творчестве как механизме развития личности (В.И. Андреев, Л. С. Выготский, И .Я. Лернер, В. Г. Рындак, А.П. Тряпицына) — концептуальные основы профессионального самоопределения личности (А.Я. Журкина, Е. А. Климов, В. А. Поляков, С. В. Сальцева, С.Н. Чистякова) — современные подходы к организации военного образования (A.B. Барабанщиков, В. И. Вдовюк, М. И. Драгомиров, П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский.).
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, социально-психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение нормативных документов об образованииизучение и анализ информационного и дидактического содержания учебных программ, учебников, учебных и методических пособийизучение и обобщение педагогического опыта работы преподавателей военных ВУЗовметоды устного и письменного опроса (беседы, анкетирование, тестирование) — беседы с преподавателями и командирами курсантских подразделенийнаблюдение за реальной деятельностью будущих офицеров и анализ профессиональной деятельности выпускников военного ВУЗа непосредственно в войскахпостановка педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ его результатов.
Исследование осуществлялось в течение шести лет (1994;1999г.г.) и может быть условно разделено на три этапа.
Первый этап (1994;1995г.г.) был посвящен изучению философской, социологической, социально-психологической, педагогической литературы по теме диссертации, изучались особенности организации целостного педагогического процесса, определялись предмет, цель и задачи исследования. Проведён констатирующий эксперимент, в ходе которого определено реальное состояние рассматриваемой проблемы. Была сформулирована рабочая гипотеза, выявлены сущность и содержание понятия «профессиональная подготовка военного специалиста», позволившие обозначить условия совершенствования профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗе.
Второй этап исследования (1995;1996г.г.) характеризовался тем, что на основе теоретической базы были разработаны методические материалы (программы и методика организации культурно-бытовой среды жизнедеятельности курсантовкомплект проблемных инженерных ситуационных задачметодические разработки семинарских и групповых занятийкомплекты заданий для самостоятельной подготовки обучающихсяметодические указания и индивидуальные задания курсантам на войсковую стажировкуконтрольные задания) и апробирована программа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих специалистов путём реализации теоретически обоснованных социально-педагогических условий.
Третий этап исследования (1997;1999г.г.) связан с уточнением и проверкой концептуальных идей исследования по совершенствованию профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗебыли обобщены и систематизированы результаты исследования, происходило их теоретическое осмысление, литературное и техническое оформление диссертационной работы и внедрение результатов в практику.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Оренбургского высшего зенитного ракетного командного училища, преобразованного в Филиал Военного университета войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации. Всего исследованием было охвачено 479 курсантов училища, а также воспитанники юношеской военно-патриотической школы «Зенитчик», функционирующей при ВВУЗе (58 человек) и участники военизированных объединений городского центра «Подросток» (160 человек) г. Оренбурга.
Проведению исследования содействовала многолетняя практическая работа диссертанта в должности преподавателя военного ВУЗа, что позволило проводить опытно-экспериментальную работу в естественных педагогических условиях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:
— выявлены современные социально-педагогические тенденции обновления профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗе;
— обоснована модель совершенствования подготовки специалиста в военном ВУЗе, с учётом социального заказа общества и требованиями государственного образовательного стандарта, включающая: содержательные компоненты (социально-культурная и бытовая среда жизнедеятельности будущего специалиста, образовательный процесс, практико-ориентированная деятельность) — социально-педагогические условия (рациональная организация культурно-бытовой среды жизнедеятельности будущих специалистов, программно-методическое и технологическое обеспечение, активизация профессионального самоопределения личности) — адекватные критерии результативности (освоение социально-культурной сферы, творческая познавательная активность, динамика профессионального самоопределения).
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы «Будущий офицер" — в создании учебно-методического комплекса средств обучения по спецдисциплинево внедрении методики оценки войсковой стажировки (количественные и качественные показатели) с позиций влияния её на профессиональное самоопределение будущих специалистов.
На защиту выносятся следующие положения:
Совершенствование подготовки специалиста связано с учётом следующих тенденций: обусловленность педагогического процесса социально-экономическим развитием обществаинтеграция высшего специального военного образования с инженерным гражданскимгуманитаризация и гуманизация обученияфундаментализация образованияповышение значимости управленческой (профессионально-педагогической) подготовленности будущего специалиста.
Модель совершенствования подготовки специалиста интегрирует такие компоненты как: культурно-бытовая среда жизнедеятельностисобственно образовательный процесс и практико-ориентированная деятельность обучающихся.
Рациональная организация культурно-бытовой среды жизнедеятельности будущего специалиста обеспечивает его адаптацию к быту (осваивается распорядок дня и особенности казарменной жизни, появляются навыки самообслуживания) — к функционалу (накапливается опыт несения службы, выполнения воинских обязанностей, исполнение требований общевоинских Уставов) — к культуре социума (приобретение опыта установления официальных и неофициальных взаимоотношений, освоение различных социальных ролей и навыков содержательного досуга).
Программно-методическое и технологическое обеспечение учебного процесса (использование учебно-методического комплекса, организация самостоятельной, научной и внеаудиторной деятельности) способствует повышению творческой познавательной активности будущего специалиста.
Активизация профессионального самоопределения будущего специалиста в практико-ориентированной деятельности в период подготовки и проведения войсковой стажировки обуславливает потребность в самопознании, самообразовании и самореализации при активном включении будущих специалистов в систему социально-профессиональных отношений с учётом индивидуальных качеств личности.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается анализом современных достижений педагогической науки и методологической базой выполненной работыиспользованием комплекса методов, соответствующих объекту, предмету, цели и задачам исследованиянаучно обоснованным экспериментом, в котором поэтапно проверялись условия совершенствования профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗеколичественным и качественным анализом полученных в ходе исследования результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования. и.
Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях Учёного совета филиала Военного Университета войсковой ПВО Вооружённых сил РФ (г.Оренбург, 1995;1999г.г.), методических совещаниях руководящего состава ВВУЗа, преподавателей и командиров курсантских подразделений (1994;1999г.г.), на межвузовских научных конференциях по проблемам образования в г. Оренбурге (1996г., 1998;1999г.г.), Смоленске (1999г.), на заседаниях кафедр общей и социальной педагогики Оренбургского государственного педагогического университета (1998;1999г.г.).
Основные результаты исследования внедрены в практику педагогического процесса филиала Военного Университета войсковой ПВО Вооружённых Сил РФ, используются руководящим составом ВВУЗа, преподавателями и командирами курсантских подразделений в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров.
Структура диссертации вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы исследования, состоит из введения, двух глав, заключения и списка основной использованной литературы.
Выводы по второй главе.
Повышение эффективности профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗе зависит от ряда наиболее значимых условий, апробированных в ходе опытноэкспериментальной работы.
Рациональная организация культурно-бытовой среды жизнедеятельности будущего специалиста выступает как важное условие совершенствования профессиональной подготовки курсанта, так как обеспечивает его бытовую, функциональную и социально-культурную адаптацию, что выявлено при сопоставлении результатов констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментальной работы: уменьшился срок периода адаптации с 6−7 месяцев до 3−4 месяцев, быстрее стабилизировались взаимоотношения (к концу 4-го месяца, в отличие от 7 месяцев до эксперимента), возрастала положительная динамика опыта освоения социально-культурно-бытовой сферы жизнедеятельности курсантов (заканчивается в основном к 6−7 месяцу, в отличие от 9−11-го, до опытно-экспериментальной работы). Реализация данного условия происходила эффективно благодаря применению комплексной многофакторной Программы «Будущий офицер», помогающей вовлечь обучающихся в активную деятельность по освоению специфичной для военного человека микросреды.
Обновление программно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса в военном ВУЗе является значимым условием совершенствования профессиональной подготовки специалиста, так как это качественно улучшает информированность обучающихся затребованную профессиональным стандартом выпускника ВВУЗа, ориентирует на развитие творческого мышления в ходе анализа и решения задач обучения.
Осуществлению этого условия содействовал созданный в ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) учебно-методический комплекс, позволяющий научно обосновать и практически оснастить процесс профессиональной подготовки специалиста в учебное и внеучебное время, в ходе военно-научной и самостоятельной работы обучающихся. В результате знания осваивались каждым курсантом активно, поэтапно, целенаправленно, что активизировало субъектную позицию обучающихся, закладывало основы интеграции теории и практики.
Активизация профессионального самоопределения будущего специалиста в практико-ориентированной деятельности является необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки в военном ВУЗе, так как закрепляет первоначальный выбор обучающимся профессии, помогая самореализации, самопознанию, самообразованию — неотъемлемым компонентам самоопределения личности.
Особым видом практико-ориентированной деятельности курсантов выступает войсковая стажировка, позволяющая расширить диапазон знаний, выработать профессионально-значимые умения и навыки, обеспечить положительную динамику личного опыта будущего специалиста в избранной профессии. Анализ данных ОЭР свидетельствует о высокой оценке значимости практико-ориентированной деятельности для повышения профессиональной подготовки (средний балл самооценки курсантов составляет около восьми баллов), 96% опрошенных осознавали войсковую стажировку как пространство накопления необходимого опыта.
Выявление и учёт апробированных в ходе ОЭР основных условий совершенствования профессиональной подготовки специалистов в военном ВУЗе определяют возможности включения будущего специалиста в систему социальнопрофессиональных отношений с учётом его личностных качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В целом проведённое исследование подтвердило выдвинутые положения гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:
Теоретический анализ научной литературы, а также изучение реальной практики позволяют утверждать, что особенностями современного состояния военно-профессионального образования является его кризис, обусловленный социальной и политической ситуацией в мире и в стране, что определяет потребность в целенаправленной перестройке процесса подготовки специалиста с учётом социального заказа общества и требованиями государственного образовательного стандарта на подготовку квалифицированных специалистов.
Обоснование подходов к обновлению подготовки современных специалистов базируется на выявленных в анализе теории и практики социально-педагогических предпосылок и тенденций: интеграции высшего военного специального образования с инженерным гражданскимгуманитаризации и гуманизацииповышения значимости управленческой подготовленности будущего специалиста.
Анализ опыта организации профессиональной подготовки специалиста в военных ВУЗах страны выявил также основные направления, потребовавшие специального внимания: отсутствие целостности педагогического процессанедостаточная методическая и дидактическая оснащённость педагогического процессаослабление внимания к проблеме профессионального самоопределения личности.
Обновление педагогического процесса происходит в соответствии с выявленными тенденциями современного развития системы образования, адекватно отражающими потребности общества и личности, стремящейся к конкурентоспособности и выживанию в постоянно изменяющейся социальной ситуации. Учёт выявленных тенденций позволяет выстроить концептуальные подходы к организации педагогического процесса как целостного явления, отражающего единство обучения и воспитания, субъект-субъектных отношений преподавателей, передающих знания и опыт в условиях сотрудничества в ходе учебно-познавательной деятельности военных ВУЗов.
В ходе опытно-экспериментальной работы обоснована и апробирована модель совершенствования подготовки специалиста в военном ВУЗе, интегрирующая такие компоненты как: специфичная для военного ВУЗа культурно-бытовая среда жизнедеятельности будущих специалистов, требующая освоения уже в рамках обучения в ВВУЗеобразовательный процесс, развивающий творческую познавательную активность его субъектовпрактико-ориентированная деятельность в условиях войсковой стажировкиактивизизация профессионального самоопределения будущего специалиста.
Модель совершенствования подготовки специалиста в современном военном ВУЗе включает условия, необходимые для повышения эффективности охарактеризованных компонентов:
— это рациональная организация культурно-бытовой среды жизнедеятельности будущих специалистов, что обеспечивает своевременную необходимую адаптацию курсанта в условиях, приближённых к профессиональным (к быту, к функционалу, к культуре социума);
— это программно-методическое и технологическое обеспечение образовательного процесса в ВВУЗе в русле выявленных тенденций, что способствует созданию интеллектуальной творческой среды в учебное и внеучебное время. Его обновление является значимым условием совершенствования профессиональной подготовки специалиста, так как это качественно улучшает информированность обучающихся затребованную профессиональным стандартом выпускника ВВУЗа, ориентирует на развитие творческого мышления в ходе анализа и решения задач обучения.
— это активизация профессионального самоопределения будущего специалиста в практико-ориентированной деятельности при прохождении войсковой стажировки для накопления личного и социально значимого опыта, которая является необходимым условием совершенствования профессиональной подготовки в военном ВУЗе, так как закрепляет первоначальный выбор обучающимся профессии, помогая самореализации, самопознанию, самообразованию — неотъемлемым компонентам самоопределения личности.
Выявлено, что эффективная реализация условий совершенствования подготовки специалиста связана с внедрением программы рациональной организации жизнедеятельности будущих специалистовс использованием учебно-методического комплекса и организацией творческих занятий, самостоятельной, научной и внеаудиторной деятельностьюс применением методики поэтапной активизации профессионального самоопределения личности при подготовке, проведении и контроле стажировки будущих специалистов.
Составной частью модели являются критерии совершенствования подготовки специалиста в военном ВУЗе: освоение обучающимися культурно-бытовой среды (адаптация к быту, к функционалу, к культуре социума) — творческая познавательная активность обучающихсядинамика профессионального самоопределения будущего специалиста.
Проведённое нами исследование не претендует на полное и всестороннее рассмотрение проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалиста в военном ВУЗе. Нам представляется возможным дальнейшее исследование данной проблемы в свете конкретизации путей и средств подготовки будущих офицеров к профессиональной деятельностиразработке инновационных технологий обучения курсантов с использованием передового опыта российских педагогов.
Список литературы
- Абдульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: 1980. — 334 с.
- Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать еретиком: (Жизненная стратегия творческой личности) /Сост. Селюцкий А. Б. Петрозаводск: Карелия, 1991.- 367с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1986. — 339 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.: Основы педагогического творчества. Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1 Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 565 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. -247 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1994.- 104с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
- Ю.Базанов Н. В., Белова Е. Г., Волкова Н. К. Механизм управления воспроизводством населения и трудовых ресурсов: региональный аспект.- Л. Наука, 1990,-113с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Барабанщиков A.B., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики./Под ред. A.B. Барабанщикова М.: Воениздат, 1988 г.-271 с.
- Безрукова B.C. Педагогика: проективная педагогика.: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. -344 с.
- Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Диссертация доктора пед. наук. Челябинск, 1995. 389 с.
- Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. 141 с.
- Беляева JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993 г. — 127с.
- Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. Т.1. М.: Искусство- ИЧП «Лига», 1994 — 541 с.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии. М.: ИПО МО Россия, 1995. — 336 с.
- Беспапысо В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Булгакова Н.Ф. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению в процессе их учебной и трудовой деятельности: Дис. .канд.пед.наук.-М., 1984.-208с.
- Вдовюк В.И. Основы педагогики высшей военной школы (структурно-логические схемы). Учебное пособие М.: 1997. 68 с.
- Витке Н. Вопросы управления. Проблемы теории и практики управления. -Москва, Высшая школа, 1991 г., 66с.
- Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования. М., 1994. — 73с.
- Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М.: Изд-во «Совершенство», 1998 — 384 с.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя практика: Пер. с англ.- М., 1991.-320с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.: Психологический очерк.: Книга для учителя 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.- 90 с.
- Гергинов Г. Г. Научное исследование. -М.: Просвещение, 1972.-66с.
- Гершунский Б.С., Никандров Н. Д. Методологические знания в педагогике. М.: Знание, 1986. — 336 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики.: Введение в прикладную философию.: М.: Школа-пресс, 1995−447 с.
- Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема. /Творчество и социальное познание.: Сборник статей / Под ред. A.M. Коршунова, С. С .Гольдентрихта М.: МГУ, 1982 — с. 39 — 56
- Гуров Л.Л. Психологический анализ решения задачи. Воронеж: изд-во ВГУ, 1976.-327 с.
- Гусева A.C. Теоретико- методологические основы гуманитарно-технологического развития госслужащих. Дисс. докт. психол. наук. М.: РАГС, 1997.-354с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -544с.
- Диалектика и теория творчества/Под ред. С. С. Гольдентрихта, М. М. Кормунова. М.: МГУ, 1987. — 200 с.
- Дедяев Ю.М. Близость офицеров к подчинённым. М., 1998. — 41с.
- Долженко О.В., Шатуновский В. Л. Современные методы и технология обучения в техническом ВУЗЕ. -М.: «Высшая школа», 1994 г. 221с.
- Драгомиров М.И. Армейские заметки. С.-Пб., 1981. 62с.
- Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск./Под ред. Л. Г. Бескровного М.: Воениздат, 1956 г. -687с.
- Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия).: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 26 с.
- Дуранов М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск, 1996. — 70с.
- Дьяченко М. И. Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: БГУ, 1976. — 176 с.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
- Золотарёв В.Н. Методическое пособие по совершенствованию форм и методов проведения учебных занятий в военном ВУЗе. Воронеж.: ВВАИУ. 1996. — 56с.
- Злоцкий Г. Нужен специалист нового типа. -М.: Высшая школа «Alma mater», 1992 г. 110с.
- Иванов В. Л. Методологические проблемы прогнозирования подготовки офицерских кадров. -Пушкин. Материалы межвузовской научно-методической конференции, 1994. 32с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика. Материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 октября 1993 г., М., 1994. 203 с
- Как построить своё «Я «./Под ред.В. П. Зинченко М. Педагогика, 1991.-136с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.- Грозный. 1997. — 286 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
- Караковский В.А. О проблеме соотношения педагогической науки и педагогической практики //Новые исследования в педагогических науках. -1971.-№ 4.-с.5−68
- Караян А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений.- М.: ГАВС, 1992. 32с.
- Карманов А.И. Проблемы гуманитаризации подготовки офицерских кадров в военно-учебных заведениях. Военная мысль МО РФ. М.: 1996. 79с.
- Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускника Оренбургского высшего зенитного ракетного командного училища с высшим военно-специальным образованием. М.: МО РФ, 1996.-28с.
- Кедровский О.И., Соловей J1.A. Алгоритмичность практики, мышления, творчества. Киев: Вища школа, 1980. — 184 с
- Кирьякова A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. г. Оренбург.: Издательско-полиграфический комплекс «Южный Урал.», 1996. — 188 с.
- Кинелев В.Г. Объективная необходимость. М.: «Республика», 1995 г.- 330с.
- Климова Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Челябинск, 1995. 22 с.
- Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д-ра пед. наук-Л., 1991.-38 с.
- Коротяев Б.И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся.: Дисс. докт. пед. наук. М., 1971. — 302 с.
- Красильщиков В. Ориентиры грядущего: Постиндустриальное общество и парадоксы истории //Общественные науки и современность.-1993.-№ 2.-с.170−171
- Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально-активной личности учителя// Формирование социально-активной личности учителя/ Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Ml НУ. 1987. с. 36−46
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 144 с
- Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Лаптев Л.Г., Маркитан Р. В., Саркисян А. Е. Воинский труд:наука, искусство, призвание. Монография. -М.: ИТАР-ТАСС, 1998.- 397с.
- Лафонтен О. Общество будущего: Политика реформ в изменившемся мире. -М., 1990−141с.
- Личность и ее ценностные ориентации. //Информационный бюллетень № 9. М., 1969.-36 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Литвак P.A. Педагогические основы деятельности детских общественных объединений в современных условиях. Автореф. дис. док-ра пед. наук. Екатеринбург, УрГППУ, 1997.-46с.
- Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики// Педагогика. 1999. -№ 1. — с. 10−19
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Материалы учебно-методического сбора «Организация деятельности вузов по подготовке военных кадров и управлению повседневной деятельностью». /Под общ. ред. В. Н. Яковлева ЦИПК, 1998. — 260 с.
- Мирошниченко Н.Г. Формирование готовности будущего офицера к реализации задач патриотического воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1999. 23с.
- Мюллер И. Эвристические методы в инженерных разработках: Методы нужно применять.: Пер. с нем./ Под ред. А. И. Половинкина М.: Радио и связь, 1984. — 144 с.
- Научное творчество. Сб. статей/ Под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. — 446 с.
- Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. -Минск: Попурри, 1996. 240 с.
- Ньюэлл А., Шоу Дж.С., Саймон Г. А. Процессы творческого мышления.// Психология мышления.: Сб. пер. с нем. и англ./ Под ред. и с вступит, ст. А. М Матюшкина М.: Прогресс, 1965. — с. 500 — 530
- Основы военной акмеологии: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений / Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского и др.: В 2ч. -М.: МО РФ, 1996. 4.1. 314с- 4.2. — 415с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей. /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1996. — 637 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся.: Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. -М.: Педагогика, 1972. 184 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений М.: Просвещение- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432с.
- Подымова Л.С. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Дисс. докт. пед. наук. М., 1996. — 402 с.
- Полонская О.Д. Взаимосвязь курсовой подготовки и самообразования директоров общеобразовательных школ в системе повышения квалификации: Дисс. канд. пед. наук. Л., 1990. — 194 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
- Понятийный аппарат педагогики и образования: П. 56 Сб.научн.тр. отв.ред. Е. В. Ткаченко. Вып.1. — Екатеринбург, 1995. — 224с.
- Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов.: Дисс. докт. пед. наук. Казань, 1993. — 342с.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах).: Пособие для рук. образовательных учреждений и органов образования. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Приказ МО РФ 1994 г. № 156. О государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. -М.: МО РФ, 1994.-36с.
- Приказ МО РФ 1995 г. № 34 О введении в действие положения об итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗов МО РФ. М.: МО РФ, 1995.-4с.
- Приказ МО РФ 1995 г. № 195. О переходе ВВУЗов МО РФ к обучению по новым учебным планам и программам. М.: МО РФ, 1995. — 14с.
- Проблема образования и воспитания в свете концепции предметной деятельности// Философско-психологические проблемы развития образования./ A.C. Арсеньев, Э. В. Бесчеревных, В. В. Давыдов и др. Под ред. В.В. Давыдова-М., 1981.-Гл. 1.-е. 17−38.
- Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. В 2 ч. Ч. 1.: Учебник/ Отв. ред. Б. П. Бархаев М.: ВУ, 1998. — 248с.
- Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1991. — 384с.
- Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера). М.: РВСН, 1995. — 232с.
- Рабочая книга войскового психолога. М.: МО РФ, 1995. — 332с.
- Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1997. — 413 с.
- Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1997. — 413 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия).: Монография. М.: Педагогический вестник, 1997. — 244 с.
- Сальцева C.B. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: Монография. Оренбург, — 1996. — 151с.
- Самарин В.П. Концепция инженерного образования в военном техническом ВУЗе \ Вестник Верхне-Волжского отделения АТН РФ. сер.: Высокие технологии в военном деле. 4.2 «Высокие технологии в образовательном процессе». Н. Новгород. 1998. С17- 46.
- Сиземская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте// Педагогика. 1998. — № 7. — с. 14−20
- Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. — 224 с.
- Сластенин В.А., И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений М.: Просвещение, 1998.-512 с.
- Смоленцева А.Ю. Организационный подход в изучении проблем ВУЗа (зарубежный опыт), «Социс» № 6, М.: Наука, 1999.-С.83−89
- Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. // Г. Гирингов. Наука и творчество.: Пер. с болг. М.: Прогресс, 1979. -Послесловие — с. 333 — 352
- Суходальский Г. В. Основы психологии и теории деятельности. -Л.: Издательство ЛГУ, 1988. 166 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Этика ком. воспитания.: Педагогическое наследие/Вступ. ст. О. В. Сухомлинской. -М.: Педагогика, 1989. 287 с.
- Ташаринов Ю.В. Проблемы оценки эффективности фундаментальных исследований. М.: Наука, 1986. — 230 с.
- Теплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. — 97с.
- Уваров Л.Н., Уткин В. Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части. М., 1991. — 68с.
- Уразова A.C. Педагогическое управление как фактор развития творческого потенциала подростка.: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1998. -187 с.
- Усманов В.В. Формирование военно-профессиональной направленности допризывной молодёжи. Автореф. канд. пед. наук Курган, 1998.-19с.
- Устюжанин А.П., Утюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. М.: Изд-во «Колос», 1993. — 112 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений: Т. 8. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М. — JL: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-774 с.
- Философский словарь. /Под. ред. И. Т. Фролова 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
- Формирование учебной деятельности студентов/ В. Я. Ляудис, X. Варнеке, И. И. Ильясов и др.- Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. -240 с.
- Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза: Учебное пособие/ МГЛУ, М., 1986. 102 с.
- Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М.: ВПА, 1989. — 57с.
- Червова A.A. Пути развития фундаментального естественнонаучного образования в воееном техническом ВУЗе.: Сб. Y межвузовской научно-технической конференции, Н. Новгород, 1998. с.4−7.
- Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов.: Научно метод, пособие — М.: Высшая школа, 1982. — 283 с.
- Юревич С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности в условиях современной школы: Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 1998. — 169 с.
- Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс. докт. пед. наук. -Челябинск, 1992. 403 с.
- Army Times. 1986. May, 12. n.o. 40. — 438 p. 9. Proceedings. 1883. № 11. P. 74
- Knowition W. Military qualification StandartsW Military review. 1991. May.-31 -47 p.
- Levin K. group decisions and social change. -In Reading in social psychology. Rewcomb and hartly (ads). N.Y.:Holt, Reinhart and Winston, 1987.
- Lumets H. Nauman W.Didaktik. В.: Volk und Wissen Volkseig. Verlag, 1982.-355 s.
- War. Morality and Military Profession, Edited by Col. Maiham M. Wakin. US AIR Force. London: Westview Press., Inc. Boulder, Colorado, 1986. -248p.
- Where was leader’s Warrion spirit during Persion Gulf War? // Army Times. 1991. June, 24. P. 19