Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первой главе «Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности будущего менеджера» на основе системного и компетентностного подходов, принципов историзма и конкретности проведен теоретический анализ дефиниции «этнокультурная компетентность» с позиций предметного, функционального, исторического аспектов. Расширено определение дефиниции «этнокультурная компетентность». На основе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности будущего менеджера
    • 1. 1. Содержание и функции этнокультурной компетентности
    • 1. 2. Роль этнокультурной компетентности в структуре профессиональных качеств современного менеджера
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования этнокультурной компетентности будущего менеджера 53 в среднем профессиональном образовательном учреждении
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в среднем профессиональном образовательном учреждении
    • 2. 1. Методика организации эксперимента по выявлению эффективности условий формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров
    • 2. 2. Диагностика уровней сформированное&trade- этнокультурной компетентности студентов в условиях среднего профессионального образовательного 101 учреждения
    • 2. 3. Особенности реализации курса по выбору «Современные проблемы межнациональных отношений»
  • Выводы по второй главе

Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. В таком поликонфессиональном и многонациональном регионе, каким является Северный Кавказ, процесс формирования этнокультурной компетентности является важнейшим условием стабильности как региона в целом, так и любого коллектива в частности. Успешное осуществление менеджерских функций в полиэтническом коллективе предполагает наличие прежде всего у руководителя специальных знаний об истории и культуре, обычаях и традициях соседствующих народовумений сочетать национальную самоидентификацию с уважением к другой культуре, восприятием ее уникальностиосознания поликультурного социума. Лишь освоив основы этнокультурной компетентности, менеджер может обезопасить себя и свой коллектив от межнациональных конфликтов.

Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме (Е.В.Коблянская, В. Н. Куницына, У. Пфингстен, Р. Хинтч, Х. Шредер, М. Форверг, Р. Ультрих и др.), в науке достаточно широко и разнопланово освещается проблема социальной компетентности как интегративной характеристики личности, обладающей системой знаний о социальной действительности и о себе.

В докладе Ж. Делора Международной комиссии по образованию «Образование: сокрытое сокровище» акцентировано внимание на формировании базовых компетенций как желаемом результате образования. В документах Комитета по образованию Совета Европы выделяются группы ключевых компетенций, которые определяют личностные характеристики субъектов деятельности.

Однако на современном этапе развития полиэтнического общества особое значение приобретает именно этнокультурная компетентность как неотъемлемая часть социальной компетентности. При этом следует отметить, что вопросы обучения общению в условиях многонациональной среды пока еще недостаточно глубоко исследованы отечественными и зарубежными учеными и являются предметом научного поиска.

Структура и содержание социальных и профессиональных компетенций и условия их формирования и развития в процессе подготовки специалистов находятся в фокусе внимания многих исследователей (А.В.Баранников, В. К. Белолипецкий, М. Н. Берулава, М. Д. Бершадская, Ю. П. Ветров, С. М. Вишнякова, Г. М. Гогиберидзе, Л. И. Денисович, И. Ф. Игропуло, В. Г. Игнатов, Ф. Исаев, О. М. Карпенко, Н. П. Клушина, И. Б. Котова, О. И. Лукьяненко, А. И. Мищенко, В. П. Намчук, А. В, Непомнящий, М. Б. Рамазанов, М. Розенова, В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур, Л. М. Устич, В. К. Шаповалов, С. Е. Шишов, Е. Н. Шиянов и др.).

Однако назревшая проблема формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров на этапе их подготовки в среднем профессиональном образовательном учреждении освещена лишь эпизодически в контексте исследования других проблем и требует дальнейшего научного осмысления.

Анализ существующего положения дел в области подготовки будущих менеджеров в среднем профессиональном образовательном учреждении показал, что предпринимаются отдельные попытки формирования у студентов знаний, умений и навыков общения с представителями инонациональной культуры. В учебный план вводятся специальные факультативные курсы («Основы религиоведения», «История и культура родного края», «Литература народов Северного Кавказа» и т. п.). В то же время целостного исследования по проблеме формирования этнокультурной компетентности у будущих менеджеров, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования, несмотря на актуальность темы, не существует.

Изучение теории и практики подготовки менеджеров среднего звена в полинациональных регионах позволило выделить следующие противоречия:

— между потребностью в сформированности у современного управленца этнокультурной компетентности, позволяющей контролировать конфликтогенные ситуации в многонациональных полиэтнических коллективах, и существующей учебной программой подготовки менеджера в системе среднего профессионального образования, не предусматривающей изучение этнокультурных особенностей соседствующих народов;

— между растущей межэтнической напряженностью в полинациональных регионах страны и использованием для ее локализации неэффективных устаревших методов политического и репрессивного характера.

Указанные противоречия определили выбор темы диссертационной работы: «Формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образования» и позволили сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в среднем профессиональном образовательном учреждении. Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования.

Поиск путей решения указанных противоречий осуществлялся на основе выдвинутой гипотезы: формирование этнокультурной компетентности будущих менеджеров будет успешным, если в среднем профессиональном образовательном учреждении созданы следующие педагогические условия:

— профессиональная подготовка будущих менеджеров осуществляется с учетом возрастных особенностей студентов среднего профессионального учреждения и соответствующих образовательных технологий;

— организация, содержание и технология учебного процесса направлены на формирование каждого компонента этнокультурной компетентности: функционально-коммуникативного, когнитивно-аксиологического и личностно-психологического;

— создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование знаний по современным проблемам межнациональных отношений;

— в обучении и воспитании студентов среднего профессионального образовательного учреждения в духе межэтнической толерантности используются культуросообразные методы (обучающие, активизирующие, стимулирующие).

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образовательного учреждения.

Предметом исследования являются педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Для проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать существующие трактовки понятий «этнокультура» и «компетентность» с целью определения понятия «этнокультурная компетентность».

2. Выявить структуру этнокультурной компетентности и определить пути формирования ее отдельных компонентов на основе комплексного анализа программы среднего профессионального образования по подготовке менеджеров среднего звена.

3. Определить и обосновать педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в среднем профессиональном образовательном учреждении.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность разработанных педагогических условий;

5. Разработать и экспериментально проверить методические рекомендации по повышению эффективности процесса подготовки управленцев среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности в современных социально-экономических условиях.

Методологическую основу исследования составили:

— компетентностный подход (В.И.Байденко, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, А. М. Новиков, М. В. Пожарская, А. В. Хуторской, П. М. Эрдниев, И. С. Якиманская и др.);

— аксиологический подход (Ядов В.А., Беляев Э. В., Водзинская В. В., А. Я. Гуревич, О. Г. Дробницкий, Г. С. Кнабе, А. М. Пятигорский, В. Л. Рабинович, В. П. Тугаринова, Д. Н. Узнадзе и др.);

— этнокультурный подход формирования личности (Г.Н.Волков, М. Б. Гуртуева, Ш. А. Мирзоев и др.);

— принцип детерминации и связи индивидуального и общественного (Б.Г.Ананьев, А. В. Брушанский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

— принцип диалогичности (М.М.Бахтин, В. С. Библер, А.В.Брушлинский);

— принцип развития (П.П.Блонский, А.В.Запорожец);

— принцип единства сознания и деятельности (Л.С.Рубинштейн).

Теоретической основой исследования послужили основные положения психологии межличностного взаимодействия (Л.И.Божович, Л. Я. Газман, Т. В. Драгу нова, И. Б. Котова, Н. Н. Обозов, А. П. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.) — исследования межэтнических отношений в условиях трансформирующейся России (Э.Г.Александриков,

И.Н.Афанасьев, Е. П. Белинская, Ю. В. Бромлей, Г. М. Гогиберидзе, Л. М. Дробижева, В. С. Кукушин, Б. Ф. Поршнев, О. Л. Романова, Т. Г. Стефаненко, В. К. Шаталов и др.) — учение о целостном педагогическом процессе и его обусловленности социально-психологическими факторами (В.П.Беспалько, Б. З. Вульфов, Ю. П. Ветров, Л. С. Выготский, И. Ф. Игропуло, Н. П. Клушина, А. В. Мудрик, В. П. Намчук, М. М. Поташник, М. Б. Рамазанов и др.).

Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

— теоретические: теоретический анализ, синтез, моделирование;

— эмпирические: опрос, тестирование, анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности и аттестационной документации, эксперимент;

— статистические: регистрация, ранжирование, определение средних величин.

Научна новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено содержание такого базового понятия как «этнокультурная компетентность», развивающее научные представления о ключевых компетенциях и требованиях к современному уровню подготовки специалистов;

— выявлены и научно обоснованы компоненты этнокультурной компетентности (функционально-коммуникативный, когнитивно-аксиологический и личностно-психологический);

— определены и научно обоснованы педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— оно вносит вклад в дальнейшее развитие теории формирования этнокультурной компетентности в соответствии с современными концепциями личностно-ориентированного образования;

— расширены теоретические представления о структуре профессиональной компетентности менеджера, осуществляющего деятельность в условиях полиэтнического региона;

— разработаны и обоснованы критерии определения уровней сформированности компонентов этнокультурной компетентности.

Практическая значимость исследования:

— разработан и апробирован курс по выбору для студентов средних профессиональных учреждений по специальности менеджмент «Современные проблемы межнациональных отношений»;

— материалы диссертационной работы могут быть использованы в практике учебной и воспитательной работы колледжей, техникумов и училищ системы среднего профессионального образования;

— разработана многокомпонентная методика и диагностический инструментарий определения уровней сформированности этнокультурной компетентности, которые могут быть использованы в процессе подготовки специалистов гуманитарных профессий;

— предложена методика изучения курса по выбору «Современные проблемы межнациональных отношений» для студентов средних профессиональных образовательных учреждений при подготовке менеджеров.

Достоверность, обоснованность и надежность полученных результатов исследования обеспечена совокупностью исходных методологических и теоретических позиций и применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиясодержательным анализом фактов, полученных в результате диагностических процедур и репрезентативностью экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Этнокультурная компетентность менеджера — это совокупность профессиональных и энокультурных знаний, умений и навыков, обеспечивающих продуктивную деятельность специалиста в полинациональной среде.

2. Наиболее эффективными педагогическими условиями формирования этнокультурной компетентности в среднем профессиональном образовательном учреждении являются:

— профессиональная подготовка будущих менеджеров осуществляется с учетом возрастных особенностей студентов среднего профессионального учреждения и соответствующих образовательных технологий;

— организация, содержание и технология учебного процесса направлены на формирование каждого компонента этнокультурной компетентности: функционально-коммуникативного, когнитивно-аксиологического и личностно-психологического;

— создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование знаний по современным проблемам межнациональных отношений;

— в обучении и воспитании студентов среднего профессионального образовательного учреждения в духе межэтнической толерантности используются культуросообразные методы (обучающие, активизирующие, стимулирующие).

3. Специально разработанный курс по выбору «Современные проблемы межнациональных отношений» для студентов средних профессиональных образовательных учреждений, обучающихся по специальности «менеджер», предусматривает единство функционально-коммуникативного, когнитивно-аксиологического и личностно-психологического компонентов и стимулирует интерес студентов к инонациональной культуре, способствуя созданию положительной установки на взаимодействие с различными этнофорами.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования послужило ГОУ СПО «Гуманитарно-технический колледж г. Назрань».

На первом этапе (2002 — 2003) изучалась и анализировалась научная литература и нормативная документация по избранной проблеме исследования. Сбор и описание фактов. Выявление противоречий. Выдвижение гипотезы исследования.

На втором этапе (2003 — 2005) — сбор, анализ и описание научных фактов по исследуемой проблеме. Проведение обучающего эксперимента. Определение объекта, предмета исследования, теоретико-методического замысла исследования: темы, цели, задач, методологии и методов исследования. Создание первой главы диссертационной работы.

На третьем этапе (2005 — 2006) — разработка стратегии экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы. Разработка методики, сроков, этапов и основного содержания контрольного этапа эксперимента. Формулирование выводов и рекомендаций на основе обобщения и синтеза экспериментальных данных и результатов теоретического исследования. Оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были внедрены в учебно-воспитательный процесс: ГОУ СПО «Гуманитарно-технический колледж г. Назрань». Работа проводилась в течение 2002;2006 гг.

Основные положения исследования были представлены на межрегиональных и вузовских научно-практических конференциях: «Современное высшее образование: интеграция науки и практики» г. Невинномысск (2006) — «История и перспективы развития православного просвещения на Северном Кавказе» г. Ставрополь (2006);

Социокультурные трансформации в молодежной среде на рубеже XXXXI веков" г. Кисловодск (2006).

Во введении обоснована актуальность исследования, поставлена проблема, сформулирована гипотеза, выделены объект и предмет, определены цель и задачи исследования. Обозначены методологическая, методическая, теоретическая основы исследованияраскрыты положения, выносимые на защиту. Показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследованияопределены меры, обеспечивающие надежность, обоснованность и достоверность результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования этнокультурной компетентности будущего менеджера» на основе системного и компетентностного подходов, принципов историзма и конкретности проведен теоретический анализ дефиниции «этнокультурная компетентность» с позиций предметного, функционального, исторического аспектов. Расширено определение дефиниции «этнокультурная компетентность». На основе принципа учета всесторонних связей выявлены современные требования, предъявляемые к современному менеджеру в соответствии с классификатором профессий. Определена структура этнокультурной компетентности, научно обоснованы ее функционально-коммуникативный, когнитивно-аксиологический и личностно-психологический компоненты. Определены, классифицированы и описаны уровни сформированности этнокультурной компетентности. Выявлены и описаны педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущего менеджера в среднем профессиональном образовательном учреждении.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в среднем профессиональном образовательном учреждении» в соответствии с принципом единства педагогической теории, эксперимента и практики были разработаны технология и методика формирования этнокультурной компетентности. Представлен и обоснован курс по выбору «Современные проблемы межнациональных отношений». На основе эмпирических и статистических методов отслежена и изучена динамика формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в ходе эксперимента.

В заключении обобщены результаты исследованияизложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защитунамечены перспективы дальнейшей исследовательской работы.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 161 наименование. В работе содержатся 4 рисунка, 8 таблиц. Общий объем диссертации составляет 157 страниц.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

В ходе опытно-экспериментальной работы удалось установить, что диагностику уровней сформированности этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образовательного учреждения можно осуществить на основе научно обоснованных квалитативных критериальных уровней (высокого, среднего, низкого) сформированности когнитивно-аксиологического, функционально-коммуникативного, личностно-психологического компонентов этнокультурной компетентности и соответствующих им квалиметрических показателей.

Анализ результатов диагностики уровней сформированности компонентов этнокультурной компетентности будущих менеджеров позволил выработать педагогические условия по организации, содержанию процесса формирования этнокультурной компетентности студентовбудущих менеджеров:

— профессиональная подготовка будущих менеджеров осуществляется с учетом возрастных особенностей студентов среднего профессионального учреждения и соответствующих образовательных технологий;

— организация, содержание и технология учебного процесса направлены на формирование каждого компонента этнокультурной компетентности: функционально-коммуникативного, когнитивно-аксиологического и личностно-психологического;

— создаются педагогические ситуации, направленные на позитивное использование знаний по современным проблемам межнациональных отношений;

— в обучении и воспитании студентов среднего профессионального образовательного учреждения в духе межэтнической толерантности используются культуросообразные методы (обучающие, активизирующие, стимулирующие).

Экспериментальная проверка названных условий позволила проследить положительную динамику формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в экспериментальных группах. В этих группах удалось установить значительный прирост количества студентов, сформированность этнокультурной компетентности которых характеризуется средним и высоким уровнями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью выявления эффективных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров, был проведен анализ существующих трактовок понятий «этнокультура» и «компетентность» с целью выявления структуры, содержания и функционального назначения этнокультурной компетентности.

Установлено, что этнокультурная компетентность означает владение компетенцией — знаниями, умениями и навыками деятельности с учетом этнокультурного компонента, выражающегося в эволюционно-генетических и эволюционно-исторических основах своего и инонационального самосознания. Владение этнокультурной компетентностью является необходимым условием продуктивной деятельности.

Выявлены структура этнокультурной компетентности, которая включает функционально-коммуникативный, когнитивно-аксиологическийи личностно-психологический компоненты и функциональное значение этнокультурной компетентности — повышение эффективности профессиональной деятельности в полиэтническом коллективе.

Определены этапы формирования этнокультурной компетентности. Установлено, что этнокультурная компетентность означает владение компетенцией — знаниями, умениями и навыками деятельности с учетом этнокультурного компонента, выражающегося в эволюционно-генетических и эволюционно-исторических основах своего и инонационального самосознания. Владение этнокультурной компетентностью является необходимым условием продуктивной деятельности.

В ходе теоретического анализа были расширены представления о дефиниции «этнокультурная компетентность» и сформулирован вывод о том, что:

— понятие «этнокультура» субъекта является его социальной характеристикой, определяется совокупностью эволюционно-генетических и эволюционно-исторических привязанностей, формируемых этническим самосознаниемэтнокультура проявляется в самоидентификации личной принадлежности к конкретной этнической группе, имеющей общее происхождение, язык, историческую память, чувство солидарности;

— понятие «компетентность» соотносится с личностными характеристиками индивида и определяет эффективность результатов его труда. Структура понятия «компетентность» включает когнитивно-аксиологический, личностно-психологический, функционально-коммуникативный компоненты. Теоретическая основа этнокультурной компетентности позволяет конкретизировать в понятиях, законах, принципах внутренние связи и отношения лиц, предметов и явлений в поликультурной среде. Прикладной характер этнокультурной компетентности находит свое отражение во внешних проявлениях взаимоотношений предметов и явлений этой среды;

— этнокультурная компетентность означает владение компетенцией, т. е. знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими продуктивную коммуникативную деятельность в полиэтнической среде. При этом коммуникатор должен владеть эволюционно-генетическими и эволюционно-историческими основами знаний. Этнокультурная компетентность является необходимым условием продуктивной деятельности любого специалиста в условиях многонациональной среды, особенно деятельности менеджера.

На основе комплексного исследования установлено, что процесс формирования этнокультурной компетентности будущего менеджера проходит в три этапа. В условиях среднего профессионального образовательного учреждения могут быть реализованы второй и третий этапы формирования этнокультурной компетентности.

Содержание каждого из этих этапов может быть определено следующим образом:

— интуитивное формирование этнокультурной компетентности: осознание системы требований, предъявляемых специалисту обществом в целом и представителями конкретных этнических групп, с которыми он взаимодействует, в частностисоотнесение системы требований, предъявляемых к человеку в процессе профессиональной деятельности, со сложившимися в детстве представлениями, знаниями, умениями и навыками межкультурного общения;

— формирование теоретических основ этнокультурной компетентности: в понятиях, законах, принципах конкретизируются стратегии предупреждения и разрешения конфликтов в ситуациях межнационального общенияа также умением моделировать такие ситуации, в которых исключается напряженность во взаимоотношениях членов коллектива;

— формирование практических умений и навыков, характеризующих сформированность этнокультурной компетентности: приобретенные знания получают прикладной характер и способствуют выработке личной позиции, усилению контроля за развитием ситуации.

В ходе теоретического исследования были определены и научно обоснованы требования, предъявляемые к менеджеру в соответствии с психологическим типом профессии. Это позволило конкретизировать понятие «этнокультурная компетентность менеджера» и определить его как совокупность профессиональных и этнокультурных знаний, умений и навыков, обеспечивающих организацию продуктивной совместной деятельности разных этнофоров. Определена структура этнокультурной компетентности, включая функционально-коммуникативный, когнитивно-аксиологический и личностно-психологический компоненты.

Проверка опытно-экспериментальным путем эффективности педагогических условий формирования этнокультурной компетентности будущего менеджера в среднем профессиональном образовательном учреждении, что объективно существует положительная динамика формирования компонентов этнокультурной компетентности будущих менеджеров в условиях среднего профессионального образовательного учреждения при выполнении предложенных педагогических условий. Экспериментальная проверка вышеназванных условий позволила выявить позитивную динамику формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров в экспериментальных группах.

Итак, задачи исследования выполнены, цель достигнута — разработаны, научно обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования этнокультурной компетентности будущих менеджеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Академик Ю. В. Бромлей и отечественная этнология: 1960−1990-е годы/ Отв. ред. С.Я.Козлов- Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2003. — 332 е.: ил.
  2. Р.Л. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. М.: Сирин, 2002.
  3. Г. И. Студент как субъект образовательного процесса / Г. И. Аксенова. М, Рязань: РИНФО, 1998. — 160 с.
  4. Актуальные проблемы педагогического образования XXI века. Современные подходы к организации профильного обучения Владимир, 2004.-С. 40−45.
  5. Андреева Г. М. Социальная психология М., Аспект-Пресс, 2006
  6. С. Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности //Этика и мораль в соврем. Мире. / Вестн. Моск. ун-та., Философия. 2001. Сер. 7. — № 1.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком., 1999.-416 с.
  8. А. Человек в мире культуры. М.: Изд-во МГИК. — 1992. -237 с.
  9. С.А. Этничность объективная реальность//Этнографическое обозрение, 1995. -№ 5. — С. 7.
  10. Ю.Арутюнов С. А. Инновации в культуре этноса и их социально-экономическая обусловленность// Этнографические исследования развития культуры. М., 1985.
  11. И.Бабаков В. Г. Кризисные этносы.-М., 1993. 183с.
  12. А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход Текст./ А.В.Баранников-М., 2002.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М. Художественная культура, 1979. — 412 с.
  14. П.Б. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М., 1996.
  15. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
  16. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М., 1990. — С.304−306.
  17. К., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб.: Питер, 1999.816с.
  18. Е.И. Механизмы умственной деятельности/ Серия -Психологи отечества НПО МОДЭК, 2002.
  19. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 672 с.
  20. Ю.В. Этнос и география. М., 1972.
  21. JI.A. Гребенкина JI.K. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М., 2001.
  22. Введение в психологию труда. Учебник 2-е изд. М: Академия, 2004.-336с.
  23. В.В. Культурология. — М., 2002.
  24. М.Я., Беляева В. А. Физическая культура в самосовершенствовании личности будущего учителя: Учеб. пос. М.: ГПИ, 1985.
  25. С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999.
  26. Габдулина Л. Б. Национальные культурные ценности как фактор личности специалиста сервисной службы Дисс.канд.пед.наук. — М.:РГБ, 2003.
  27. Ф.Ф. Деловые игры эффективный инструмент активного обучения. — Владивосток, 1995
  28. Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход). Автореф. дисс. .докт. пед. наук. -Екатеринбург, 2003.
  29. Э. Нации и национализм. М., 1991-
  30. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М., 2002. — С. 63.
  31. . Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.
  32. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994. -С. 87−93.
  33. В.И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. -М., 2004.
  34. П. Менеджмент. СПб.: Питер, 1999. — 560с.
  35. Н.Ф. Развитие коммуникативных умения студентов-менеджеров в условиях университета. Оренбург, 1998.
  36. Л.М. Возможность либерального этнонационализма // Реальность этнических мифов. Аналитическая серия. Вып.З. Московский Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2000. — С.78.
  37. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 272 с.
  38. П. Практика менеджмента. М.: Вильяме, 2000. — 398с.
  39. Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов Текст./ Т.Д. Дубовицкая//Психологическая наука и образование, 2004. № 2. — С. 82−86.
  40. .С. Социальная культурология. Учебник. М., Аспект пресс, 2000.-591 с.
  41. А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. -М.:000 «АиФ Принт», 2003.
  42. В.Н. Россия: обретение будущего. М., 1998.
  43. В.Н. Россия: социально-политическая ситуация. Национальный и региональный аспекты. М., 1998.
  44. В.Н., Козина А. В. Социология межнациональных отношений в цифрах. М., 1999.
  45. В.Н., Ладодо И. В., Семигин Г. Ю. Социальная ситуация и межнациональные отношения в регионах. М., 1996.
  46. В.Г. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность текст./В.Г.Игнатов, В. К. Белолипецкий: учебное пособие Ростов н/Д: издат центр «МарТ», 2000. — 256с.
  47. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  48. Э. Национализм реальный и идеальный. Этническая политика и этнические процессы // Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции 1993 г. / Отв. ред. В. А. Тишков. -М.: Наука, 1994.
  49. , Е.А. Психология профессионализма. М., 1996.
  50. Н.П., Клочко Ю. Н., Гогиберидзе Г. М. Воспитательная система СевКавГТУ: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СевероКавказского государственного университета, 2004. — 146 с.
  51. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности.// Автореф. дис. канд. наук.- СПб, 1995.
  52. М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию) Изд-во Феникс, 2005.-320 с.
  53. Коган J1.H. Человеческий смысл естественных и технических наук / J1.H. Коган // Известия Уральского государственного университета, 1997. -№ 5.
  54. В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и практика// История СССР, 1990.-№ 1.
  55. П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов вуза. Автореф. канд. пед. наук. Курган, 2000.
  56. В.В. Воображенные, изобретенные и сконструированные нации: метафора и проблема объяснения//Этнографическое обозрение, 1993. Основы законодательства о культуре. № 3.
  57. , В.В.- Макарова, Е.В. Образ «другого»: Этногр. обозрение № 1.// Материалы конференции «Преодоление культурных барьеров», Хаммачет (Тунис), 1993.
  58. Ф. Маркетинг менеджмент. СПб.: Питер, 1999. — 896с.
  59. А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. -М.: Академический проект, 2001.
  60. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа. 1990. — 142 с.
  61. И.Н. Научные исследования. Методика проведения и оформление. Изд-во Дашков и К, 2004.
  62. Культура и история. (Проблема культуры в философско-исторической теории марксизма) / Авт. В. М. Межуев. -М.: Политиздат, 1977.
  63. Культурология. XX век: Словарь. СПб, 1997.
  64. В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение. // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб, 1995, вып.1, ч.1, с. 48−61.
  65. В.А. Психология затрудненного общения. Уч.пос. М., АКАДЕМИЯ, 2001. — 288с.
  66. И.С., Степанов С. Ю. Рефлексивное развитие познавательно-творческой активности. //Изд-во ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск. 1990.-51с.
  67. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996. -№ 5. С. 3−23.
  68. Дж. Эффективность менеджмента организации. М.: ДЕЛО, 1999.-320 с.
  69. С.Я. Культурология как интегративная область знаний // Культурология. XX век. Антология. М., 1995. — с.654−655.
  70. И.В. Гуманитарное знание как социокультурное явление: Дисс.канд. филос. наук. Основы законодательства о культуре. Самара, 1998.
  71. Дж. Социология. 9-е изд. СПб., 2004.
  72. .В. Затерянный след («Проблемы идеализма» в новом историческом контексте)// Политические исследования. БИБЛИООБЗОР, 2002.- № 6.
  73. Мерло-Понти М. Философия и социология. От Мосса к К. Леви-Строссу // Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.
  74. М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000. — 704с.
  75. П., Роберте Дж. Экономика, организация и менеджмент: В 2-х т. -СПб.: Экономическая школа, 1999. -Т.1. 468 с.
  76. Д.В. Маркетинг: игровой практикум: Деловые игры, упражнения, тесты. Издательство: Феникс, 2004.
  77. А. Сделано в Японии. -М.: Прогресс, 1991. -384 с.
  78. И.В. О моделировании компетенций/Конференция «Настоящее и будущее НЛП-моделирования в России». Библиотека NLP «Центра НЛП (Нейро-Лингвистическое Программирование) в Образовании». -М., 2006.
  79. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия, 2000. 996 с.
  80. А.И. Менеджмент. М, 2004.94.0тчет о процедуре моделирования тренерского мастерства Ф.Пьюселика. Особенности группового моделирования/ Copyright Центр Бизнес-Технологий под руководством А. А. Плигина, 2006.
  81. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия: Учеб. пособие для вузов./Г.М.Афонина- Под ред.: О. А. Абдуллина. 2-е изд. -Ростовн/Д:Феникс, 2002.
  82. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. JI.K. Гребенкиной, JT.A. Байковой. 3-е изд., испр. и доп. -М.: Педагогическое общество России, 2001.
  83. . Магистр делового администрирования. М.: Альпина, 2000.-218 с.
  84. И.Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки. М., 2003
  85. И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 576 с.
  86. Постижение культуры: Концепции, дискуссии, диалоги: Ежегодник // Отв. ред. Н. С. Злобин. Рос. ин-т культурологии РАН. М., 1996. -Вып. 5/6−352 с.
  87. Примерная программа дисциплины «Менеджмент». М.: изд-во ЗАО «Полиграфия», 1997. — 20 с.
  88. Л.Б. Базовые компетенции современного учителя Текст./Л.Б.Прокофьева //Дидактика XXI века: связь традиций и инноваций: материалы педагогических чтений памяти И. Я. Лернера, 2004. Ч.З.
  89. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. / Под ред. А. Коссаковски и др. М., «Педагогика». 1981.
  90. Психология: Тестовый контроль знаний: Учеб. пособ. для вузов / Т. Д. Василенко, В. Б. Никишина. М.: ВЛАДОС, 2005. — 109 с.
  91. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).
  92. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма-М., 1989.
  93. Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху раннего средневековья. М., 1982.
  94. Ю8.Робер М. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. -М.:Прогресс, 1985.
  95. Роль религии в формировании южнославянских наций./ Под ред. Чуркина И. В. М., 1999. — 264 с.
  96. ПО.Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование- Школьные технологии, 2002 (М.: Красная звезда, типография). — 248 с.
  97. Сергеев A. J1. Институты управленческой парадигмы //Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 2. — С. 55−66.
  98. A.JT. Рыночный инструментарий менеджмента: генезис и эффективность. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. — 200 с.
  99. АЛ. Системные функции менеджмента и проблемы целеполагания предприятия //Консультант директора. 2004. — № 21. — С. 3438.
  100. В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе/ Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Пед. науки, 2003.-№ 1.-С.7.
  101. И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды. / Под ред. М. Г. Ярошевского М., МПСИ, 2006.
  102. Д.А. Культурология. М., 2000.
  103. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. -М., 1986.
  104. Н.Г. Этничность, раса и способ производства: марксистская перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998.- Т. 1. — № 1.-С. 54−72.
  105. Н.Г. Этничность: социологическая перспектива// Социологические исследования. 1999. -№ 1.-С. 21−31.
  106. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика (учебное пособие). М., 1997. — 336 с.
  107. Словарь русских синонимов исходных по смыслу выражений / Под ред. Н.Абрамова. М., 1994.
  108. Современное управление. Энциклопедический словарь. В 2-х т. -М.: Издатцентр, 1997.
  109. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов под ред. Лабунской В. А. М.: ГАРДАРИКИ, 2000. — 397с.
  110. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический проект, 2001. — 990 с.
  111. В.А. Концептуальная эволюция национальной политики в России.-Вып. № 100.-М.: ИЭА РАН, 1996.-С. 17.
  112. В.А. Этнография чеченской войны. -М., Наука, 2001.
  113. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. -М., 2000.
  114. М.Б. Философские основания культурологии. -М., 1997.
  115. О. Критичне мислення як системний чинник громадянсько1 осв1ти в пост-радянських кра’шах // OcBiTa для демократа. -К.: Альтпрес, 2000. -С.63−66.
  116. Уайт J1. Наука о культуре// Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб, 1997.
  117. М.В., Аверченко JI.K. Социология и психология управления. М.: ИНФРА-М, 1999.
  118. К. Ключевые показатели менеджмента. — М.: ДЕЛО, 2000. -360 с.
  119. Управление общественными отношениями Текст.: учебник/Под общ.ред. Комаровского B.C. Изд-во РАГС, 2003. — 400с.
  120. Л.М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых Текст./ Л. М. Устич: автореф.дисс.канд.пед.наук. Калининград, 2004. — 25 с.
  121. Е.И., Асмолов А. Г. Культурно-историческая концепция и возможность использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности //Вопросы психологии, 1994. № 6.
  122. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.
  123. С.В., Шостак Р. Я. Курс высшей математики. Т.2. Изд. 2-е, перераб. и доп. Учеб. пособие для втузов. — М., Высшая школа, 1973. -400с.
  124. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты// Интернет-журнал «Эйдос», 2002. -http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  125. Н.З. Внешние и внутренние факторы развития культуры / Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979.
  126. М.Г. Формирование гражданственности старшеклассников средствами музейно педагогики. Автореф. дисс.канд. пед. наук. -Ставрополь, 2006. — 23с.
  127. А.И. Теория культуры. М., 2002.
  128. Шепель В. М Имиджеогия. Как нравится людям. М.: Народное образование, 2002.
  129. Мб.Шишов С. Е. Федеральный справочник «Образование в России» Текст./С.Е.Шишов М., 2004.
  130. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.
  131. Этническое самосознание славян в XV в. М., 1995.
  132. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание, социальной реальности. 7-е изд. — М: «Добросвет», 2003.-596 с.
  133. Anderson В. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of rationalism. London: Verso 1983.
  134. Argyris C. Interpersonal Competence and Organizational Effectiveness. With a chapter by R. Harrison. Homewood, 111., Dorsey Press, 1962. — 292 p.
  135. Bourdieu P. Espace social et genese des classes. Actes de la recherche en science sociales. Paris, 1984, № 52−53. P. 6.
  136. , R. (1982) The Competent Manager. New York: Wiley.
  137. Davies J.Ch. Maslow and Theory of Political Development. Getting to Fundamentals//Political Psychology. 1991.Vol. 12. № 3. P. 417.
  138. Deutsch M. Interdependence and Psychological Orientation. In: Cooperation and Helping Behavior. Theories and Research. Ed. by V.J.Derlega & J.Grzelak. New York, Academic Press, 1982. — p.p. 15 -42
  139. Eemeren, France H. van. Argumentation and Democracy // Речевое общение и аргументация. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. Вып.2. С.4−19.
  140. Paul R. Critical Thinking: Basic Questions and Answers // Paul R. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive In a Rapidly Changing World. Santa Rosa, Ca.: Foundation for Critical Thinking, 1993. P.91−100.
  141. Pfingsten U., Hintsch R. Groppentraining sozialer Kompetenzen. Weinheim: Psychologie Verlag Union. 1991.
  142. Ulrich R., Ulrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Storungen. Das Assertiveness- Trainings-Programme ATP. Munchen: Pfeiffer, 1980.
  143. Van den Berghe P.L. The Ethnic Phenomenon. N.Y., 1981. P. 35.
  144. Woodruffe, С (1992) What is meant by competency? in eds. Boam. R & Sparrow, P Designing and achieving competency. McGraw Hill Training Series, McGraw Hill International (UK).
Заполнить форму текущей работой