Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ нормативных документов и учебных планов педагогических вузов показал, что подготовка будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов ограничивается изучением общих математических и естественнонаучных дисциплин («Информатика» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании»), а также отдельных разделов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ
    • 1. 1. Состояние и перспектива процесса профессиональной подготовки будущего учителя информатики
    • 1. 2. Особенности подготовки будущих учителей информатики в условиях использования электронных образовательных ре- 27 сурсов
    • 1. 3. Анализ готовности будущего учителя информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной подготовке
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ К СОЗДАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
    • 2. 1. Модель подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов
    • 2. 2. Технология подготовки будущих учителей информатики созданию и использованию электронных образовательных ресурсов
    • 2. 3. Организация и анализ опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по главе 2

Педагогические условия подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обновление системы отечественного образования обуславливает поиск новых подходов к организации учебного процесса, среди которых информатизация образовательной среды, рассматриваемая в качестве ключевой задачи приоритетного национального проекта «Образование» и Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Информатизация призвана обеспечить выход системы образования на качественно новый уровень за счет эффективного использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) при конструировании учебного процесса, изменения взаимодействия субъектов образовательного процесса, организации и управления самостоятельной работой учащихся.

В данной связи, умения учителя создавать и применять электронные образовательные ресурсы в обучении выступают важной составляющей его компетентности в области информационных и коммуникационных технологий. Будущему учителю информатики важно научиться осуществлять поиск и отбор электронных образовательных ресурсов в соответствии с образовательным заказом, определять целесообразность их включения в различные типы уроков и на различных этапах урока, оценивать результаты деятельности учащихся с их применением.

Сегодня обновление контента и интерфейса современных электронных образовательных ресурсов не всегда соотносится с постоянно изменяющимися требованиями, предъявляемыми к образовательным средствам. Вследствие чего актуализируется проблема подготовки будущего учителя не только к использованию дидактических возможностей образовательных ресурсов, но и их созданию и адаптации к определенного типа учебным занятиям. Целенаправленная информационно-технологическая подготовка учителей должна обеспечить их готовность к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов, как важного и необходимого компонента профессионально-педагогической компетентности.

Анализ нормативных документов и учебных планов педагогических вузов показал, что подготовка будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов ограничивается изучением общих математических и естественнонаучных дисциплин («Информатика» и «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовании»), а также отдельных разделов общепрофессиональной дисциплины «Теория и методика обучения информатике». При этом содержание приведенных дисциплин, чаще всего, не имеет целевого единства, что отрицательно сказывается на подготовленности будущих учителей информатики к профессиональной деятельности, поскольку контент данных дисциплин не предусматривает вовлечение студентов в процесс создания электронных образовательных ресурсов, а практических занятий крайне недостаточно для формирования соответствующих умений.

Изучение проблем подготовки учителей к созданию электронных образовательных ресурсов и их применения в профессиональной деятельности, разработка фундаментальных и прикладных аспектов данной проблемы представлена в исследованиях Я. Л. Ваграменко, Д. Ш. Матроса, Б.Е. Стари-ченко, где определены пути информатизации образования. Организации образовательного процесса с применением информационных и коммуникационных технологий посвящены работы М. М. Абдуразакова, Т. Г. Везирова, Г. М. Гаджиева, Е. В. Барановой, Л. И. Долинера, Н. И. Пака, З. В. Семеновой и др.

Условия успешного формирования ИКТ — компетентности учителей рассмотрены в работах В. А. Адольфа, Т. В. Добудько, A.A. Елизарова, М. П. Лапчика, С. Р. Удалова и др.

В исследованиях А. И. Башмакова, И. Г. Захаровой, Е. С. Полат, И. В. Роберт, Н. В. Софроновой и др. раскрываются механизмы применения электронных образовательных ресурсов для повышения качества обучения. 4.

Проблемам подготовки учителей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов посвящены исследования Т. А. Бороненко, В. В. Гриншкуна, В. В. Гура, Л. Х. Зайнутдиновой, С. В. Зенкиной, О.Г. Смоля-ниновой, А. Ю. Уварова и др. Анализ данных исследований указывает на отсутствие исследований, направленных на выявление условий формирования компетентности будущих учителей информатики в области создания и использования электронных образовательных ресурсов.

Общетеоретические основы профессиональной подготовки педагога исследованы в работах М. Б. Алиева, Ф. Н. Алипхановой, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, Т. Г. Везирова, Г. М. Гаджиева, Б. С. Гершунского, Л. Н. Давыдовой, Г. А. Карахановой, Д. М. Маллаева, М. М. Левиной, А.Н. Нюдюрмагоме-дова и др.

Анализ современных требований к информационно-технологической подготовке компетентного учителя информатики, а также изучение литературы и результатов исследований по данному направлению указывают на наличие противоречий между:

— возросшими требованиями к уровню информационно-технологической подготовки будущих учителей и недостаточной ориентированностью системы высшего образования на их реализацию;

— дидактическими возможностями электронных образовательных ресурсов и недостаточной обоснованностью условий их использования в учебном процессе;

— необходимостью формирования информационно-технологической компетентности будущего учителя информатики и недостаточной направленностью образовательного процесса в педагогическом вузе на включение студентов в процесс создания и использовании электронных образовательных ресурсов в будущей профессиональной деятельности.

Перечисленные выше противоречия актуализируют проблему исследования, суть которой состоит в обосновании педагогических условий подго5 товки будущего учителя информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности. В связи с этим определена тема исследования «Педагогические условия подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов».

Объект исследования — подготовка будущего учителя информатики к профессиональной деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов.

Цель исследования — разработка модели и технологии подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Подготовка будущего учителя информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов будет успешной, если:

• моделировать процесс создания и использования электронных образовательных ресурсов, в условиях педагогического вуза;

• технологизировать процесс подготовки будущих учителей информатики (оптимизировать содержание подготовки будущих учителей информатики, сформировать умения создавать и использовать электронные образовательные ресурсы (программные продукты фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение», образовательные Интернет-ресурсы).

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой определены задачи исследования:

1) анализ психолого-педагогической и методической литературы, образовательных Интернет-ресурсов с целью выявления специфики и проблем подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию ЭОР;

2) разработка модели подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов;

3) разработка технологии подготовки будущих учителей информатики созданию и использованию ЭОР;

4) экспериментальная оценка эффективности педагогических условий профессиональной подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию ЭОР.

Методологическую основу исследования составляют: законы и закономерности развития системы высшего образования (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов и др.) — информатизации образования (Т.А. Бороненко, И. Г. Захарова, М. М. Лапчик, И. В. Роберт, Н.В. Софро-нова и др.) — технологизации построения учебного процесса (В.П. Беспалько, В. В. Гузеев, B.C. Леднев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко и др.) — компетентност-ного подхода при подготовке специалистов с высшим образованием (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Н. Ф. Радионова, С.Р. Уда-лов и др.).

Теоретическую основу исследования составляют теории и методики обучения информатике и информационным технологиям в педагогическом вузе и школе (Л.И. Долинер, М. П. Лапчик, З. В. Семенова, Е. К. Хеннер и др.) — разработки и использования электронных образовательных ресурсов для повышения качества учебно-воспитательного процесса (А.И. Башмаков, В. В. Гура, C.B. Зенкина, Л. Х. Зайнутдинова, Е. С. Полат, А. Ю. Уваров и др.) — концепции моделирования и конструирования педагогических процессов (М.Я. ВиленскийА.Н. Дахин, E.H. Степанов и др.) — обработки и представления данных педагогических исследований (О.Ю. Ермолаев, A.A. Кыверялг, Б.Е. Стариченко), а также другие научно-педагогические статьи, монографии и учебные пособия по исследуемой проблеметруды российских, международных конференцийИнтернет-сайты.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы 7 следующие методы: изучение и анализ философско-педагогической, психолого-педагогической, методической литературы, фондов электронных образовательных ресурсовизучение и обобщение педагогического опытабеседы с преподавателями вузов, учителями школ и студентами по проблеме исследованияпроектированиемоделированиенаблюдение за учебным процессом, анализ результатов учебной деятельности студентовтестированиеанкетированиестатистическая обработка результатов эксперимента.

Опытно-экспериментальной базой исследования стало ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет». В эксперименте приняло участие 50 студентов, обучающихся на математическом факультете по специальности «Информатика».

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2008 по 2012 гг. и включало три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (2008 — 2010 гг.) был ориентирован на проведение анализа нормативных документов, философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованиясформулированы тема, цель и задачи исследования. Практический аспект работы состоял в проведении констатирующего эксперимента, позволившего выявить проблемные области и специфику подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов.

Второй этап (2010 — 2011 гг.) был направлен на разработку модели подготовки студентов к созданию и использованию ЭОР, предложена технология процесса обучения на каждом этапе и начата ее апробация в учебном процессе. На данном этапе были подготовлены материалы для проведения текущего и итогового контроля.

Третий этап (2011 — 2012 гг.) включал проведение экспериментальной проверки разработанных педагогических условий, оценку ее результатов и корректировку по результатам педагогического экспериментаанализ и обобщение результатов работыформулирование выводов. 8.

Научная новизна исследования:

• обоснован и предложен интеграционный подход к реализации информационно-технологической подготовки будущих учителей информатики, основополагающим компонентом которого, является обучение студентов созданию и использованию электронных образовательных ресурсов с целью их использования в будущей профессиональной деятельности;

• разработана модель подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов, структура которой содержит взаимосвязанные базовый, практико-ориентированный и профессионально-ориентированный этапы;

• разработана технология подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию ЭОР с учетом профессиональной направленности их подготовки, включающей авторские электронные образовательные ресурсы, ЭОР фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение» и образовательные Интернет-ресурсы.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании педагогических условий (модели и технологии) подготовки будущего учителя информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов и формирования готовности будущего учителя информатики к использованию ЭОРалгоритмов создания и использования электронных образовательных ресурсов в профессиональной деятельности.

Результаты исследования дополняют существующие теоретические представления в области создания и использования ЭОР в подготовке будущего учителя информатики, открывают перспективы для прикладных исследований в области создания и использования ЭОР в педагогическом образовании.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и внедрены: электронный учебно-методический комплекс по курсу.

Теория и методика обучения информатике" — программа дисциплины специ9 ализации «Электронные образовательные ресурсы».

Результаты исследования окажут помощь начинающим учителям информатики, студентам при изучении курсов «Теория и методика обучения информатике» и «Электронные образовательные ресурсы», а также могут использоваться в системе повышения квалификации учителей и при разработке элективных курсов в профильной школе.

Материалы и выводы исследования прошли апробацию на городских и сельских экспериментальных площадках Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской Республики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена полнотой исходных теоретических положенийвнутренней непротиворечивостью логики исследованияадекватностью применяемых методов целям и задачам исследованияиспользованием математических методов обработки результатов экспериментаобсуждением результатов исследований на международных, всероссийских и региональных конференциях и их положительной оценкой.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Потребности образовательной практики обусловливают создание в образовательном пространстве вуза условий, направленных на повышение качества и прикладной ориентированности профессионально-педагогической подготовки будущих учителей информатики. Возникает необходимость осуществления моделирования, технологизации, проведения критериально-оценочных процедур, в совокупности составляющих педагогические условия организации целенаправленной подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов, как важнейшего компонента информационно-технологической компетентности учителя.

2. Модель подготовки будущего учителя информатики к созданию и использованию ЭОР, включающая три взаимосвязанных этапа:

— базовый этап, обеспечивающий формирование компетенции студентов в области применения инструментальных программных средств для решения учебных задач в процессе изучения дисциплины «Информатика»;

— практико-ориентированный этап, целью которого должно являться освоение технологий создания ЭОР для решения практико-ориентированных учебных задач в процессе изучения общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, дисциплин предметной подготовки и дисциплин по выбору студента;

— профессионально-ориентированный этап должен обеспечивать приобретение будущими учителями информатики опыта по созданию и использованию ЭОР для реализации учебно-воспитательных целей во время педагогической практики и организации исследования в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.

3. Технология подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов в процессе обучения с учетом выявленных проблем и специфики их будущей профессионально-педагогической деятельности, путем разработки авторских ЭОРадаптации программных продуктов фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение», а также образовательных Интернет-ресурсов.

4. Уровни компетентности в области создания и использования электронных образовательных ресурсов и их критерии позволяют произвести оценку результатов подготовки будущих учителей информатики: пользовательский (студент овладел всеми необходимыми знаниями и умениями в соответствии с ФГОС ВПО и умеет применять готовые электронные образовательные ресурсы для реализации целей учебно-воспитательного процесса) — технологический (студент овладел всеми необходимыми знаниями и умениями в соответствии с ФГОС ВПО, умеет применять и разрабатывать определенные типы электронных образовательных ресурсов для проектирования и проведения учебных занятий) — профессиональный (студент не только овладел.

11 всеми необходимыми знаниями и умениями в соответствии с ФГОС ВПО, но и умеет применять и разрабатывать электронные учебно-методические комплексы, определять целесообразность их разработки, осуществлять рефлексию собственной деятельности и способен к самосовершенствованию в данной области).

Апробация материалов и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы на базе математического факультета (отделение «Информатика») ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», факультета информатики Дербентского филиала ДГПУ. Основные положения диссертации обсуждались на методических семинарах и заседаниях кафедры «Теория и методика профессионального образования» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет" — втором республиканском научно-практическом семинаре учителей начальных классов «Инновационные технологии в обучении и воспитании младших школьников» (Карачаевск 2008) — межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы обучения математике и информатике в школе и вузе» (Махачкала 2008) — международной научно-практической конференции «Модернизация системы непрерывного образования» (Махачкала 2009) — ТэЬбПсЬ 1КТ. Е1гш-теКзсШс ]игпа1 (Баку 2010) — II Международной научно-практической конференции «Модернизация системы непрерывного образования» (Дербент 2010) — р1г1ка, пу&тлууаХ уэ тГогтайка 1еёпзк Е1гш-пэ2эп уэ теШсНк тэстиэ (Баку 2011).

По теме исследования опубликовано 11 работ, включая 3 статьи в научных журналах, утвержденных ВАК в Перечне ведущих рецензируемых журналов РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2:

1. Разработана модель профессиональной подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов, в основе которой лежит практико-ориентированный подход. Модель включает базовый этап подготовки, практико-ориентированный этап и профес-сионально-ориентированый этап.

2. Выделены три уровня компетентности в области создания и использования ЭОР и разработаны критерии оценки указанных уровней.

3. Разработана технология создания и использования электронных образовательных технологий в процессе подготовки будущих учителей информатики на примере ЭУМК по дисциплине «Теория и методика обучения информатике" — программных продуктов фирм «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение», а также образовательных Интернет-ресурсов.

4. Экспериментальная работа подтвердила эффективность предложен.

131 ной модели и технологии, поскольку верификация полученных данных показала, что высокого уровня сформированности умений использования электронных образовательных ресурсов для решения профессионально-педагогических задач в экспериментальной группе достигли — 53% студентов, а в контрольной — 27% студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования можно сделать следующие основные выводы:

1. Проведенный в диссертации анализ современного состояния профессиональной подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов позволил выявить особенности этапов подготовки: пропедевтический этап (в этот период осуществляется освоение учащимся опыта обучения с помощью средств ИКТ), на вузовском этапе происходит формирование готовности студентов педвузов всех специальностей к работе в школе в условиях информатизации образования.

Анализ обнаружил ряд противоречий, характеризующих проблему комплексной подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов. Большая часть работ в этой области направлена на исследование проблемы разработки современных электронных образовательных ресурсов, где акцентируется внимание на техническом компоненте и упускается методический аспект (подготовка учителей к проектированию и созданию методики внедрения ЭОР в учебный процесс), кроме того, анализируются условия повышения эффективности образовательного процесса на основе средств ИКТ, где в качестве целей и критериев эффективности используются показатели, ориентированные на традиционные образовательные технологии и соответственно результаты.

2. Уточнена сущность понятия «готовность учителей к созданию ЭОР» на основе психолого-педагогических подходов к определению понятий «подготовка» и «готовность» к педагогической деятельности.

Рассмотрены характерные особенности методической подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию ЭОР: определение целей обучения конкретному предмету с использованием электронных ресурсованализ и отбор содержания школьной учебной дисциплины в аспекте.

133 выявления целесообразности применения таких ресурсов при изучении той или иной темыспособность учитьсяспособность самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем и быть адекватным нестандартным ситуациям.

3. Разработаны основные направления совершенствования целевого, содержательного и процессуального компонентов методической системы подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов на основе уточнения сущности понятия «готовность учителей к созданию ЭОР», реализуемые через систему трехуровневой подготовки, включающие в себя осознание значимости подготовки к созданию электронных образовательных ресурсов.

Определены состав и содержание системы учебно-профессиональных задач, решение которых обеспечивает формирование готовности будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов.

4. Теоретически обоснованы и сформулированы содержательные линии подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию ЭОР: теоретические основы создания и использования ЭОР (проектирование образовательных ресурсов) — психолого-педагогические основы создания и использования ЭОРметодика преподавания учебного предмета с использованием ЭОРпедагогико-эргономические условия безопасного и эффективного применения ЭОР в образовательном процессевозможные негативные последствия использования ЭОР и меры по их предотвращению.

5. Разработан ЭУМК по курсу «Теория и методика обучения информатике», которая позволила осуществить профессиональную подготовку будущих учителей информатики к созданию и использованию ЭОРпрограммных продуктов фирмы «1С», «Кирилл и Мефодий», «Просвещение», а также образовательных Интернет-ресурсов.

Разработана программа данного курса, включающая следующие вопро.

134 сы: типы ЭОР по информатике, их функциональные возможностиЭОР в изучении основных содержательных направлений предмета «Информатика" — организация внеурочной деятельности учащихся по информатике в основной школе на основе ЭОР.

6. Рассмотрены структура, содержание подготовки и психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование компонентов профессиональной подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов. Показана педагогическая целесообразность применения созданных ЭОР в профессиональной деятельности будущего учителя информатики.

7. Определены и обоснованы уровни профессиональной подготовки будущего учителя информатики к созданию и использованию ЭОР в зависимости от их потребностей и способностей (готовность к проектированию содержания ЭОР, разработке и созданию методики внедрения электронного ресурса в учебный процесс) и эффективность использования созданных ЭОР.

8. Предложенная методика подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов в системе образования доказала эффективность и приоритетность трехуровневой подготовки учителей к созданию рассматриваемых средств ИКТ.

9. Разработана модель процесса подготовки будущих учителей информатики к созданию и использованию ЭОР, где основными компонентами являются цели обучения, выделенные на основе требований квалификационных характеристик выпускниковэтапы подготовки и их содержаниеформы, методы, используемые на каждом этаперезультаты подготовки студентов и критерии их оценки.

10. Теоретический анализ и экспериментальная работа, подтвердили выдвинутую гипотезу: педагогические условия подготовки будущего учителя информатики к созданию и использованию ЭОР будут эффективными, если в процессе данной подготовки в системе образования третьего уровня будет.

135 реализовываться комплексный подход: будущих учителей информатики будут готовить ко всем трем этапам деятельности по созданию ЭОР — проектированию, разработке и методике внедрения электронных ресурсов в образовательный процесс.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Проектирование методической системы проVфессиональной подготовки учителя информатики и преподавателя 1Т-дисциплин: Автореферат дисс. докт/.пед. наук Москва — 2009. — 42 с.
  2. З.А. Особенности использования информационных технологий в непрерывном математическом образовании /З.А. Акманов, В.В. Королева//ИТО 2003.-3.-С. 14−15.
  3. Н.В. Подготовка будущих учителей гуманитарных специальностей к применению и созданию электронных образовательных ресурсов: автореферат дисс.канд. пед. наук: 13.00.02 / Н. В. Александрова. -Екатеринбург, 2008. 24 с.
  4. Н.Р. Использование Р1азЬ-технологий в профессиональной деятельности учителя / Н. Р. Алексеева, О. В. Данилова // Вестник Чуваш, гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2006. — № 3 (50) — с. 43−49.
  5. Ф.Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза: Автореферат дисс. канд. пед. наук Махачкала — 2006. — 21 с.
  6. .Б. Мультимедиа в образовании: специализ. учеб. курс / Бент Б. Андресен, Катя Ван ден Бринк. 2 изд., исправ. и доп. — М.: Дрофа, 2007, 224 с.
  7. А.П. О влиянии информационных технологий на формы и методы обучения / А.П. Афанасьев// НТО 2003. 3. — С. 16−18.
  8. И.А. Практикум по Турбо Паскалю Текст./И.А, Бабушкин [и др.]. -М.: АБФ, 1998.-216 с.
  9. В.И., Мишин В. Ю. «Мультимедийные средства обучения» доклад на Всероссийской конференции «ЕОИС 2003″.
  10. А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. М.: Информационно-издательский дом „Филинъ“, 2003 г. — 616 с.
  11. А.И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Филин, 2003.
  12. Л.В. Роль цифровых образовательных ресурсов в повышении качества географического образования/ХУ конференция-выставка „Информационные технологии в образовании“: Сборник трудов участников конференции. Часть 3. М: „БИТ про“, 2005 — 17−19 с.
  13. М.И. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий /М.И. Беляев и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. -86 с.
  14. П.В. Компьютерная компетентность в контексте личност-но-ориентированного обучения Текст. / П. В. Беспалов // Педагогика. 2003. -№ 4.-с. 41−45.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии текст./В.П. Беспалько М. — 1989 — 192 с.
  16. M.K. Педагогические условия формирования творческой активности будущего учителя технологии и предпринимательства: Автореферат дисс. канд. пед. наук Махачкала — 2009. — 20 с.
  17. М. Технология разработки программного обеспечения. М.: Питер, 2004.
  18. В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности / В. Н. Введенский // Инновации в образовании. 2003. — № 4 — с. 21−31.
  19. Везиров Т. Т, Рагимова Т. Т. Подготовка будущих учителей математики и информатики к созданию и использованию web-pecypcoB Текст. /Т.Т. Везиров, Т. Т. Рагимова / Tahsilda 1КТ/ Elmi-metodik jurnal. Baki 2010. — С. 45−48.
  20. М.Я. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования и пути текст. / М. Я. Виленский, Г. К. Карновский // Теория и практика физ. культуры. 1984. — № 10. — С.39−42.
  21. М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе Текст./М.Я. Виленский, П. Я. Образцов, А. И. Уман. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 192 с.
  22. О.В. Обучение гипертекстовой технологии как фактор подготовки будущих учителей к педагогической деятельности Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Воронина. Омск, 2001. — 15 с.
  23. Глобальные тенденции в развитии и использовании открытых образовательных ресурсов и их роль в реформе образования//Аналитическая записка. М., 2010. — 11 с.
  24. Е.А. Электронные образовательные ресурсы как комплексное средство формирования информационной культуры будущих учителей технологии Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Е. А. Горнева. Брянск, 2007 — 24 с.
  25. В. Подготовка педагогов к использованию электронных140изданий и ресурсов / Высшее образование в России № 8, — 2007 — 86−89 стр.
  26. В.В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред Текст.: автореферат дисс. докт. пед. наук: 13.00.02 /В.В. Гура. Ростов на Дону, 2007. — 44 с.
  27. Р.Д. Компьютерная технология обучения /Р.Д. Гутгарц, Б.П. Чебышева// Информатика и образование. 2000. — № 5. — С. 19−26.
  28. В.В. Теория развивающего обучения Текст./В.В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  29. , О. В. Практикум по курсу „Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе“/0. В. Данилова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — 88 с.
  30. , О. В. Содержание подготовки студентов педвуза в области разработки электронных образовательных ресурсов средствами мультимедиа технологии и их использования / О. В. Данилова// Информатика и образование 2010. — № 4. — С. 120−122.
  31. Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: Автореферат дисс. доктора пед. наук -Москва-2003. -35 с.
  32. А.Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе Текст. / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 4. — с. 46−60.
  33. Т.В. Формирование профессиональной компетентности141учителя информатики в условиях информатизации образования Текст.: / Дисс. .д-ра пед. наук. Самара, 1999.
  34. Дронов В.A. Macromedia Flash MX текст./В.А. Дронов. СПб.: „БХВ — Петербург“, 2003
  35. Г. М. Подготовка будущего учителя к реализации инте-гративно-модульного • обучения в школе: Автореферат канд. пед. наук -Курск-2003.-22 с.
  36. С.А. Информационные технологии в процессе подготовки будущего учителя / С. А. Жданов, B.JI. Матросов // Инновации в системе педагогического образования: материалы Всерос. науч. конф. / Барнаульский гос. пед. ун-т. Барнаул: БГПУ, 1999.
  37. JI.X. Психологические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин) Текст. / JI.X. Зайнутдинова- Астраханский гос. тех. Университет. Астрахань, 1999. — 71 с.
  38. JI.X. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография /Л.Х. Зайнутдинова -Астрахань: ЦНТЭП, 1999. 364 с.
  39. И.Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения текст.: автореферат дисс. .докт.пед.наук: 13.00.01/И.Г. Захарова. Тюмень, 2003.-43 с.
  40. О.В. Рекомендации по созданию электронного учебника /О.В. Зимина, А.И. Кирилов// http://www.academiaxxi.ru
  41. Ю.С. Индивидуализация обучения школьников в процессе использования электронного учебника „технология“ Текст.: дисс. канд. пед. наук / Ю. С. Иванов Курск, 2004 — 177 с.
  42. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Учебно-методическое пособие текст./ НФПК, Федерация Интернет образования. -М., 2006.
  43. Использование ЭВМ в высшей школе // Сб. научных трудов НИИ142проблем ВШ. М.: НИИ ВШ, 1986. — 112 с.
  44. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе Текст.: научно-методические материалы / Г. А. Бордовский, И. Б. Готская, С. П. Ильина, В. И. Снегурова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. • .
  45. А.К. Педагогические условия оптимизации физической подготовки бакалавра естественнонаучного образования: Автореферат дисс. канд. пед. наук Махачкала — 2009. — 22 с.
  46. С.Н. Методическая система формирования информационного мировоззрения будущего учителя информатики: Автореферат дисс. канд. пед. наук Волгоград — 2005. — 27 с.
  47. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст.: коллективная монография / В. А. Козырев, Н.Ф. Радионова- под ред. профессора В. А. Козырева и профессора Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 392 с.
  48. Компьютерная технология обучения. Словарь справочник / Под ред. Гриценко В. И., Довгялло A.M., Савельева А. Я. Киев: Нукова думка, 1992.
  49. Компьютерное обучение программы. Классификация. Критерии качества. / A.C. Демушкин, А. И. Кириллов, H.A. Сливина, В. Е. Чубров, А. О. Кривошеев, С. С. Фомин // Информатика и образование, 1995, № 3, с. 15−22.
  50. Л.Г. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе (Из опыта работы).
  51. В.В. Методология педагогического исследованиятекст./В.В. Краевский. Самара — 1994 — 165 с.143
  52. В.А., Запорожко В. В. Структура готовности будущего учителя информатики к работе в компьютерной среде обучения //Информационные технологии в образовании, науке и производстве 2007: Сб. научных трудов. Серпухов, 2007.
  53. Г. А. Хехнология создания электронных обучающих средств / Г. А. Краснова, A.B. Соловов, М. И. Беляев М.: МГИУ, 2002.
  54. A.A. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя / A.A. Кузнецов и др. // Информатики и образование -2010 № 4. — с.3−11.
  55. Э.Й. Общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом вузе текст.: дисс. докт. пед. наук. М., 1990 — 277 с.
  56. В.В. Формирование компетенции будущих инженеров МЧС России в области применения компьютерной графики Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / В. В. Куликов. Екатеринбург, 2007. -25 с.
  57. Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение. 1985, 128 с.
  58. Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности Текст.: дисс. докт. пед. наук. М., 2006.
  59. В.Н., Пак Н.И. „Электронный учебник“ /Информатикаи образование, № 9, 2000, с. 87−89.
  60. М.П. О целях информатического образования учащихся Текст. / М. П. Лапчик // Информатика и образование. 2008. — № 3. — с. 2−8.
  61. М.В. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе: Автореферат дисс. док. пед. наук Санкт-Петерберг — 2006. — 27 с.
  62. B.C. Содержание образования текст.: учебное пособие /144
  63. B.C. Леднев-М.: Высшая школа, 1989.
  64. А.Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. 1972. — № 9. — с. 95−108.
  65. Л.А. Педагогические условия формирования информационной культуры будущего учителя в педагогическом колледже: Автореферат дисс. канд. пед. наук. Махачкала — 2009. — 24 е.
  66. Т.Е. Реализация принципа регионализации в профессиональной подготовке социального работника Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Е. Лифанова. М&bdquo- 2006. — 205 с.
  67. P.M. Формирование системно-логического мышления будущего учителя информатики при изучении объектно-ориентированного программирования: Автореферат дисс. канд.пед. наук Москва -2002.-16 с.
  68. Ш. А. Системный подход в конструировании содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения (на примере специализации „Информатизация образования“): Автореферат дисс. канд. пед. наук Махачкала — 2009. — 22 с.
  69. С.И. Методические основы применения и создания образовательных электронных изданий: на примере курса математики Текст.: дисс. доктора пед. наук: 13.00.02 / С. И. Макаров. М., 2003. — 242 с.
  70. О.Н. Концептуальные подходы к созданию электронных образовательных ресурсов Текст. / О. Н. Масленикова // Телекоммуникации и информатизация образования. 2006. — № 6 (37). — с. 36−44.
  71. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса Текст.: автореф. дисс. докт. пед. наук.- М., 1992.
  72. И.Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования Текст. / И. Б. Мылова // Информатика и образование. 2004. — № 9. — с. 83−88.
  73. Т.А. Комплексная подготовка будущих учителей к использованию систем управления базами данных Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.02 / Т. А. Никифорова. Екатеринбург, 1999. — 19 с.
  74. Л.Г. Подготовка студентов педвузов по социальной информатике в условиях информатизации образования: Автореферат дисс. канд. пед. наук Москва — 2007 — 19 с.
  75. И.П. К проекту документа под названием „Контроль и оценка качества дистанционного образования“.
  76. Н.Х. Организационно педагогические условия оптимизации процесса профессиональной подготовки будущего учителя информатики: Автореферат дисс. канд. пед. наук — Ставрополь — 2006. — 21 с.
  77. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М., 1999 с. 39−40.
  78. В. Введение в общую дидактику /В. Окунь. М.: Высшая школа, — 1990.-382 с.
  79. Н.В. Книга и электронные средства в образовании Текст./Н.В. Осетрова, А. И. Смирнов, А. В. Осин. М.: Изд. сервис- Логос, 2003, — 144 с.
  80. Оценка качества программных средств учебного назначения / Сб. .146
  81. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии» // Информатика и образование, № 2, 2002, с. 96−98.
  82. Пак Н.И. О технологии компьютерного моделирования в образовании Текст. / Н. И. Пак // Педагогическая информатика-1994. № 1. — с. 47−53.
  83. A.B. Методологические основы моделирования системы подготовки учителя информатики: Автореферат док. пед. наук Москва -2001.-52 с.
  84. О.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя Текст. / О. И. Пискунов // Советская педагогика. 1985.- № 12.-с. 42−47.
  85. Е.А. Учебник нового поколения в структуре профессиональной подготовки учителей: Автореферат дисс. канд. пед. наук Краснодар — 2006. — 20 с.
  86. Подготовка и проведение учебных курсов в заочно-дистанционной форме обучения: метод, реком. преподавателям / Под ред. И. А. Цикина. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 2000, 126 с.
  87. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  88. С.Е. Методическая система подготовки учителя в области вычислительной физики Текст.: монография / С.Е. Попов- Нижнет. гос. соц. пед. академия. Нижний Тагил, 2005. — 225 с.
  89. Проект «Информатизация системы образования» Текст. М.: Всемирный банк- Национальный фонд подготовки кадров, 2003 — Режим доступа: http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/iso/about/aboutstr.
  90. ДГПУ, 25−27 июня 2010 г. с. 286−287.
  91. Т.Т. Цифровые образовательные ресурсы как средство развития познавательной активности будущих учителей-гуманитариев Текст. /Т.Т. Рагимова // Модернизация системы непрерывного образования. Махачкала: ДГПУ, 2009. — С. 267−270. (0,2 п.л.).
  92. Т.Т., Батаева М. Т., Везиров Т. Г. Электронные образовательные ресурсы по математике как средство информационно-образовательной среды вуза Текст. / Т. Т. Рагимова, М. Т. Батаева, Т. Г. Везиров // Университет управления (ГУУ). М., 2012. — С. 67−74.
  93. Т.Т., Гюльмагомедов Т.Х. Профессиональноразвивающие технологии в подготовке будущего учителя информатики
  94. Текст. / Т. Т. Рагимова, Т. Х. Гюльмагомедов //Инновационные технологии вобучении и воспитании младших школьников. Карачаевск: КЧГУ, 2007. 1481. С.170- 173.
  95. Рейнхарт Роберт, Лотт Джо. Macromedia Flash MX, Action Script. Библия пользователя текст./Роберт Рейхарт, Джо Лотт: Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.
  96. И.В. Современные информационные технологии в образовании Текст./И.В. Роберт. М.: Школа Пресс, 1994. — 205 с.
  97. Ш. Рыбаков A.A. Современный электронный учебник в системе лич-ностно-ориентированного образования Текст. / A.A. Рыбаков // Научное обозрение. 2006 — № 1. — с. 100−105.
  98. А.У. Педагогические условия формирования готовности к профессиональной деятельности студентов колледжа банковского профиля: Автореферат дисс. .канд.пед.наук. -Москва: 2008. 22 с.
  99. Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы: Дисс. докт. пед. наук, Улан-Уде, 2003.'
  100. А.Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета: Автореферат дисс. док. пед. наук Санкт-Петерберг — 2010. — 34 с.
  101. М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  102. Е.В. Компьютерные средства контроля знаний по математике в школе Текст.: дисс. канд. пед. наук / Е. В. Скрыльникова. -Москва, 2000. 127 с.
  103. Соболева М. Л. Некоторые аспекты построения учебного курса149
  104. Информационные системы" в обучении будущих учителей информатики.
  105. Н.В. Теоретические и технологические основы обеспечения учебного процесса программно-методическими средствами Текст.: дисс. докт. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Софронова. Чебоксары, 1999. — 332 с.
  106. E.H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания текст. / E.H. Степанов, JI.M. Лузина. М.: Творческий центр «Сфера», 2005. — 165 с.
  107. Л.В. Применение технологии дистанционного обучения в школьном курсе информатики: http:// inforrnatika.mgosgi.ru / files / conf.2011 / 4 / Sterxova.pdf.
  108. Н.Е. Проектирование медиатеки цифровых образовательных ресурсов для системы профессионального образования: Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. М."Научтехлитиздат", 2003, № 3, с.15−19.
  109. Н.Е. Формализованное описание фрагмента ЦОР: Педагогическое образование и наука. М. МАНПО, 2007, № 3. С. 29−30.
  110. Е.А. Система методической подготовки учителя географии в педагогическом вузе в условиях модернизации образования: Автореферат дисс. канд. пед. наук М., 2010 — 24 с.
  111. A.A. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электроны ресурсов по информатике Текст.: автореферат дисс. канд пед. наук: 13.00.02 /A.A. Телегин. Курск, 2006−23 с.
  112. Теория и практика дистанционного обучения: уч. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений текст. / Е. С. Полат [и др.]- под ред. Е.С.150
  113. Полат. М.: Академия, 2004, — 416 с.
  114. В.И. Педагогическое тестирование: теория и практика: Учебное пособие к спецкурсу. Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
  115. В.И. Педагогические условия реализации компьютерных обучающих программ в совершенствовании профессиональной подготовки студентов математиков: Автореферат дйсс. канд. пед. наук — Чебоксары -2007.-21 с.
  116. Н.И. Разработка «электронного учебника» как условие развития проектировочных умений будущих педагогов Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. И. Торлопова: Урал. гос. пед. университет. Екатеринбург, 2006. — 19 с.
  117. М.В. Педагогические подготовки информатика (с квалификацией в области) к выполнению основных видов профессиональной деятельности. Автореферат дисс. кандидата пед. наук Ставрополь — 2006, 23с.
  118. А.Ю. Электронный учебник: теория и практика Текст. / А. Ю. Уваров. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 220 с.
  119. С.Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности Текст.: автореферат дисс. докт. пед. наук: 13.00.02 / С. Р. Удалов. Омск, 2005. — 34 с.
  120. Г. М. Методическая система обучения будущих учителей информатики дисциплине «Численные методы»: Автореферат дисс. канд. пед. наук Нижний Новгород — 2006. — 26 с.
  121. Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профессионального обучения в старшем звене средней школы М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2005,-192 с.
  122. И.Г. Формирование информационной образовательнойсреды высшего учебного заведения Текст.: автореферат дисс. доктора пед.151наук: 13.00.01 / И. Г. Захарова. Тюмень, 2003 — 46 с.
  123. С.А. «Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии»//Информатика и образование, № 2, 2002, С. 96−98.
  124. С.А. Информатизация образования /С.А. Христочевский// Информатика и образование. 1994. — № 1. — С. 13−19.
  125. С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии текст./С.А. Христочевский «Информатика и образование», -2000, № 2. С.-71−77.
  126. A.B. Ключевые компетенции. Технологии конструирования Текст. / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 5. — с. 5561.
  127. И.А. Предложения ЦДО СПб ГТУ к Объединенному проекту по разработке нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения.
  128. , Е.В. Подготовка учителей к использованию информационно-коммуникационных технологий для создания электронных образовательных ресурсов Текст. / СВ. Зенкина // Информатика и образование.-2008,-№ 7.-С. 110−111.
  129. , Е.В. Формирование готовности учителей к созданию авторских электронных образовательных ресурсов Текст. / Е. В. Чернобай // Образование в Астраханской области.- 2008. — № 2 (6).— С. 66−70.
  130. И.А. Формирование готовности студентов колледжа к иноязычному общению Текст.: дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / H.A. Шапочникова Магнитогорск, 2008. — 184 с. I
  131. , З.О. Профессионально-педагогическая подготовка учителя в университете Текст./ З. О. Шварцман, — Томск.: Изд-во ТГУ, 1991.
  132. , Е.В. Информационно-педагогические технологии. Ключевые понятия Текст.: словарь/Е.В. Ширшов. Ростов-на-Дону, 2006.-С.49−50.
  133. , A.B. Подготовка будущего педагога-гуманитария к профессиональной деятельности в дидактических компьютерных средах Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.B. Штыров.- Волгоград. 2000.
  134. В.В. Педагогическая технология / В. В. Юдин. Ярославль, 1997.-48 с.
  135. , Ю.Ю. К вопросу о применении мультимедиа-продуктов в преподавании Текст.: сб. статей / Под ред. В. Н. Сидорцова, E.H. Балыки-ной // Опыт компьютеризации исторического образования в странах СНГ,-Минск: БГУ, 1999. С. 128−134.
Заполнить форму текущей работой