Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы двуязычного образования: история, теория, опыт: На примере математического образования в Республике Саха (Якутия)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный этап в жизни России> когда весь мир на рубеже веков и тысячелетий подошел к совершенно новой эпохе развития — информационной эпохе, выдвигает на первый план и такую проблему, как повышение роли математического образования. Переход России в новую информационную эпоху немыслим без современной системы отечественного математического образования и на данном этапе модернизации всей системы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исторические предпосылки становления образования в Якутии: первая половина XVIII — конец XIX вв
    • 1. 1. Предыстория школьного образования в Якутии
    • 1. 2. Истоки народных знаний по математике
    • 1. 3. Письменность и книги на якутском языке
  • Выводы
  • Глава 2. Историко-педагогические основы становления н развития системы двуязычного образования в советский период 1917 — 1990 гг
    • 2. 1. Социально-педагогические условия становления и развития системы общего образования в Якутии
    • 212. Становление и развитие математической терминологии на якутском языке
      • 2. 3. Научно-методические основы отбора компонентов школьного математического языка
  • Выводы
  • Глава 3. Теоретические основы усвоения математических знаний в условиях двуязычного образования
    • 3. 1. Логико-методологические основы овладения математическими знаниями
    • 3. 2. Психолого-педагогические аспекты усвоения математических знаний
    • 3. 3. Психолингвистические основы речемыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения математического языка
    • 3. 4. Дидактические особенности усвоения математических знаний в процессе билингвального образования
  • Выводы
  • Глава 4. Тенденции развития системы билингвального образования на современном этапе новых социальных условий
    • 4. 1. Определение типологии билингвизма в контексте социолингвистического и лингводидактического подходов к двуязычному образованию
    • 4. 2. Перспективы и тенденции развития дву- и полиязычных школ в системе образования в Республике Саха (Якутия)
    • 4. 3. Историческая роль международной конференции «Национальная школа: концепция и технология развития»
  • Выводы

Формирование системы двуязычного образования: история, теория, опыт: На примере математического образования в Республике Саха (Якутия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Билингвальное образование средствами родного и неродного языков в России' и, других европейских странах имеет богатою историюоднако, к сожалению, до начала 1990;х годов не было* предметом пристального внимания. Только в последнее десятилетие прошлого века оно стало одним из ведущих направлений образовательной политики европейских стран (New-style Workshop 12A. Bilingual Education in Secondary Schools: Learning and Teaching Non-Language Subjects through a Foreign Language, 1993; Self-Assessment in Upper-Secondary Bilingual Schools (History and Literature Teaching), 1998; Workshop 21/96. The Implementation of BilingualStreams in Ordinary Schools: Processes and Procedures — Problems and Solutions, 1996), что способствовало расширению билингвального секторав образовании многих стран Европы. Многообразие существующих моделей билингвального образования в этих странах можно представить следующим образом [304]:

Название модели Категорияобучаемых^ Язык обучениям Цели обучения Конечный итог обученияг.

Переходная модель (Transitional Model) Представители лингвистического меньшинства Постепенный переход от языка меньшинства к языку большинства приспособление к жизни в обществе лингвистического большинства опыт в использовании языка большинства.

Погружение в иноязычную среду (Submersion)' Представители лингвистического меньшинстваЯзык большинства * приспособление к жизни в обществе лингвистического большинства опыт в использовании языка большинства.

Иммерсионное обучение (Immersion) Представители лингвистического большинствабилингвизм с упором" на второй (неродной) язык обогащение продуктивный билингвизм.

Программы «Языковое наследие» (Language Heritage) Представители лингвистического меньшинства билингвизм с упором на родной: (первый) язык поддержание-родного языка продуктивный билингвизм.

Как определено в концепции исследователей билингвального образования (Bratt Paulston 1994; Corson 1991; У. Макки, М. Сигуан), система образования, может быть названа двуили полиязычной только тогда, когда обучение ведется на этих языках. Билингвизм индивидуальный и групповой связан также с определением национальной самоидентичности и самосознания субъекта [292].

За последние десятилетия система образования почти во всех государствах, в том числе в России, подвергается неоднократному реформированию. Независимо от мировоззренческих подходов, исторического опыта, типов образовательных систем, педагогических традиций в каждой отдельной стране общей тенденцией стала разработка в области образования стратегических документов и программ общенационального значения, например таких, как «Америка 2000: стратегия в области образования», «В направлении XXI века: реформа образования в Японии», Доклад Комитета экспертов (Польша) и т. д. Как система взаимоотношений государства, общества и личности, образование в этих документах рассматривается как «стратегический капитал», способный поднять интеллектуально-творческий потенциал народа, строить и совершенствовать экономику, правовое государство, демократическое гражданское общество.

В современный исторический период жизни человечества возникновение в России новой социальной реальности, исчезновение старых идеологических каркасов и социальных мифов создают благоприятные условия для кардинального обновления всей системы общего образования. Многонациональнойроссийской школе предстоит проявить своё значение в сохранении и развитии национальных языков и культур народов России, формировании нового российского самосознания и самоидентичности, дальнейшем развитии и совершенствовании национально-русского двуязычия, предполагающего политическое равноправие языков, равные условия овладения ими и свободное пользование каждым из них во всех сферах коммуникации.

Признание языковых прав граждан России, предполагающих возможность использования двух или нескольких языков, а также свободный выбор языка общения, официально закреплено в одном из основных государственных документов — Законе «О языках народов РСФСР». В нем введено понятие языкового суверенитета как совокупности прав и обязанностей личности и этноса по обеспечению разных сфер коммуникации на родном языке. Данный закон, а также закон Российской Федерации «Об образовании», аналогичные акты и постановления, принятые субъектами Российской Федерации заложили прочную правовую основу дальнейшего развития национально-русского двуязычия. Ведущая и все возрастающая роль в его целенаправленном формировании и развитии принадлежит национальной школе России именно как школе национальной, призванной передавать духовные и культурно-исторические ценности народов от поколения к поколению и на деле реализовать его равноправное действие.

Целесообразно в данной связи указать на кумулятивную функцию языка как историко-культурного наследия его носителей, состоящую, по утверждению Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова, в «отражении, фиксации и сохранении в языковых единицах информации о постигнутой действительности. Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нем, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» [41], [42]. По отношении же к индивиду, к, развивающейся личности он оказывается настоящим «педагогом», ибо. постепенно передает ребенку бесчисленную сокровищницу сведений-, накопленных, и бережно хранимых на протяжении ряда многих поколений. Целые народы и поколения обогащаются, постигая культуру других народов, других поколений. Из века в век происходит умножение духовных ценностей, национальная культура складывается веками, собирает по крупице духовные ценности каждого поколения, отсеивая и совершенствуя их содержание и форму. Вот почему так серьезно встает вопрос о более глубоком, научно обоснованном учете национально-культурных факторов в системе школьного образования на каждом конкретном региональном уровне. В этих условиях особенно важны как сама проблема выработки целостной концепции развития двуязычия, так и поиски оптимальных путей ее реализации в обществе и национальных образовательных системах.

Проблема национального образования отражена в нормативно-правовых документах РФ: Конституции РФ и Законе РФ «Об образовании», Федеральной Программе развития образования на 1999;2005 гг., Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Методологическую основу исследования проблемы определения языка обучения в национальной школе составляют учение о единстве языка и мышления, речи и сознания, Государственная программа по сохранению и развитию языков народов РФ, Закон о малочисленных народаха также принципы и способы организации научных исследований, представленные в трудах видных ученых североведов М. А. Кастрена, А. Регули, Е. И: Ромбандеевой, В. Штейница и др. Проблемам школ аборигенных народов, Гренландии, Канады, Аляски, их истории и культуре посвящены научные исследования Барнхарта, Ж. Малори, Ж. Пота и др.

Социально-исторический подход к проблеме многоязычия, наиболее распространенным вариантом которого является двуязычие (билингвизм), представлены в трудах Н. А. Баскакова, У. 3. Блягоза, Ю. Д. Дешериева, Т. П. Ильяшенко, В. 3. Панфилова, И. Ф. Протченко, М. М. Фомина, К. X. Ханазарова, У. Макки, М. Сигуана и др. Различные стороны двуязычия в контексте личностно-деятельностного подхода к решению исследуемой проблемы освещались в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,.

A. А. Леонтьева, И. А. Зимней, Б. Котик, Е. Н. Верещагина,.

B. Г. Костомарова, Т. А. Барановской, Н. В. Имедадзе, М. Г. Каспаровой,.

C. В. Шатилова и др.

Важное значение для изучения темы имели работы специалистов, занимающихся общетеоретическими проблемами развития образования как феномена культуры и цивилизации. Они освещены в трудах Н. К. Крупской,.

A. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, а также в теоретических исследованиях Е. П. Белозерцева, Г. Н. Волкова, ВН. Ганичева, И. Ф. Гончарова, Т. И. Гончаровой, Е. П. Жиркова, Ю. М. Колягина,.

B. Л. Матросова, Н. Д. Никандрова, Т. Н. Петровой, С. Д. Намсараева,.

B. Н. Скворцовой, Б. К. Тебиева, В. Ю. Троицкого, А. Я. Шумского и др. Проблемы разработки теории содержания образования решались в работах А. И. Иванова, В. В. Краевского, А. А. Кузнецова, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, М. В. Рыжакова, А. В. Салихова, В. В. Судакова,.

C. Е. Шишова и др.

Отдельные аспекты проблем народоведения, национально-культурного строительства, содержания образования в национальных школах Республики Саха (Якутия) рассматриваются в работах В. Ф. Афанасьева, А. Е. Алексеева, И. А. Аргунова, П. П. Борисова, У. А. Винокуровой, А. А. Григорьевой, К. Е. Егоровой, Е. П. Жиркова, А. В. Ивановой, Н. Д. Неустроева, Т. И. Петровой, Т. И. Степановой, Р. Е. Тимофеевой, П. И. Шадрина и др.

Проблема изучения складывающихся у школьников приемов умственной деятельности и соответствующих интеллектуальных умений, а также — поиска путей их целенаправленного формирования ставилась и успешно решалась в исследованиях ведущих психологов и дидактов Д. Н. Богоявленского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Е. Н. Кабановой-Меллер, И. Я. Лернера, Н. А. Менчинской, М. Н. Скаткина, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Л. В. Щербы и др.

Роль и значение математики для образования, воспитания и развития учащихся ярко раскрывается в фундаментальных работах отечественных ученых-математиков (Н. И. Лобачевский, М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, А. Д. Александров, И. К. Андронов, В. Г. Болтянский,.

Б. В. Гнеденко, Л. Д: Кудрявцев, А. II. Колмогоров, Ю. М. Колягин, Г. JI. Луканкин, В. Л. Матросов, А. Я. Хинчин и др.), а также в фундаментальных исследованиях ведущих ученых Б. А. Агаева, Дж. Икрамова, С. ММусаева, Т. Н. Ниязова, М. А. Сабирова, И: Н. Шевченко по разработке научно-методических основ отбора знаковых средств математики для языков народов СНГ.

Проблемам совершенствования российского математического образования посвящены исследования F. Д. Глейзера, ВА. Гусева, Ю. М. Колягина, Г. Л. Луканкина, ВJI. Матросова, В. И. Мишина, А. Г. Мордковича, В. А. Оганесяна, Г. И: Саранцева, 3. И. Слепкань, Н. А. Терешина, И. Ф. Тесленко, М. И. Шабурина и др.

Отрадно отметить, что на рубеже XX—XXI вв. в. появились фундаментальные историко-педагогические труды Ю. М. Колягина, Т. С. Поляковой, O.A. Саввиной, посвященные истории математического образования в России.

Однако изучение теории вопроса показало, что несмотря на многообразие принятых мер и многоплановость исследований указанной проблемы, решение ее не может быть признано полным и завершенным. Стало ясно, что несмотря на огромную работу, проделанную в этом направлении педагогами, психологами, историками, языковедами, лингвистами, без их теснейшего союза существенное продвижение в научном исследовании проблем национального двуязычия невозможно. Поэтому столь важно преодолеть разобщенность научных исследований в области билингвального образования, когда появилась возможность по-новому подойти к проблеме учебного двуязычия с учетом накопленного во всем мире опыта исследований по билингвизму. Как никогда ощущается дефицит знаний, апробированных историческим опытом педагогических систем отдельных народов, которые можно использовать в разработке стратегии нового отечественного образования. Для четкого представления о сложившейся в сфере национальных школ ситуации, для принятия правильных решений и прогнозирования их будущих последствий, необходимо к проблеме школьного двуязычного образования подходить комплексно, а именно с исторической, педагогической, общесоциологической, психологической и психолингвистической точек зрения.

Современный этап в жизни России> когда весь мир на рубеже веков и тысячелетий подошел к совершенно новой эпохе развития — информационной эпохе, выдвигает на первый план и такую проблему, как повышение роли математического образования. Переход России в новую информационную эпоху немыслим без современной системы отечественного математического образования и на данном этапе модернизации всей системы российского образования возникает необходимость научного обоснования разработки критериев определения содержания и объема образования, реальных целей и задач изучения каждого школьного предмета образовательной области. В этой связи встает проблема необходимости в теоретическом переосмыслении возможностей совершенствования системы двуязычного математического образования в национальных школах. Во многих регионах России обучение математике в национальных школах начинается на родном языке детей, а затем происходит постепенный переход на русский язык обучения в старших классах, поэтому ряд проблем связан именно с особенностями обучения школьников в условиях национально-русского двуязычия. Только благодаря свойству языка быть универсальным средством извлечения и усвоения любого типа знания, становится возможным специфически человеческая формапередачи коллективного опыта, т., е. обучение. В процессе обучения математике ученик усваивает опыт прошлых поколений, содержащихся в понятиях, и приучается пользоваться им как средством дальнейшего познания действительности. Поэтому анализ процесса развития математического образования в значительной мере сводится к анализу языка обучения как к объекту и средству познания.

Непреходящей ценностью в этой связи остаются сформулированные классиками мировой педагогической науки Я. А. Коменским, И. Г. Пестолоцци,. А. Дистервергом положения о сложности, многокомпонентное&tradeи многоаспектности процесса обучения, в числе основных составляющих которого — особенности родного языка учащихся. Еще Я. А. Коменский, раскрывая суть данного положения в своей «Великой дидактике», особо настаивал на серьезном, глубоком изучении родного языка, видя в нем прочный фундамент, на котором основывается универсальный метод обучения у всех народов. Новый язык он предлагал изучать именно на основе и при помощи родного [141].

Огромное значение родного языка, его непреходящую ценность и первостепенную роль в развитии личности подчеркивал К. Д. Ушинский. Именно родной язык, являясь, по мнению ученого, полнейшим отражением родины и духовного бытия народа, служит для ребенка «лучшим истолкователем окружающей его природы и жизни». Для настоящей работы принципиальное научно-теоретическое значение имеют идеи К. Д. Ушинского, в которых содержится прямое признание исключительной актуальности исследований, посвященных исторической эволюции педагогических систем отдельных народов [329]- [330].

На сегодня в: Республике Саха (Якутия) имеется 707 общеобразовательных школ, из них с национальным языком обучения 425, с русским языком обучения 282 школы. Целенаправленное длительное наблюдение за учебным процессом, анализ результатов обучения математике, состояния разработанности терминологии на якутском языке, индивидуальные беседы с учителями и школьниками позволяют заключить, что неразработанность проблемы двуязычия в математическом образовании школьников, отсутствие научных рекомендаций по учету особенностей обучения в условиях билингвизма — все это приводит к тому, что преподаватели вынуждены работать изолированно друг от друга, не представляя себе всего билингвистического комплекса. В итоге теряется целостная картина изучения математики средствами двух языков одновременно. Остаются нерешенными вопросы теоретического обоснования того, каким должно быть преподавание математики в условиях учебного двуязычия, как учитывать специфику двуязычных школ, как сохранить достаточно высокий уровень математического образования, достигнутый отечественной школой.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется двумя обстоятельствами:

Во-первых, необходимостью восстановления исторического пути развития школьного образования в данном регионе в период с начала XVIII — конец XX вв. Объективная оценка решения проблем, возникающих в этом направлении, выяснение особенностей, связанных с социально-культурным развитием, территориальной отдаленностью и др. не только расширят представление о прошлом и настоящем Республики Саха (Якутия), но и будут способствовать утверждению нового восприятия данной проблемы в отечественной историко-педагогической науке.

Во-вторых, потребностью в целостномтеоретическом осмыслении системы математического образования в национальных школах как типа билингвального образования средствами русского й родного языков в соответствии с главной целью — воспитания духовно полноценной, интеллектуально развитой личности через развитие его языковых и умственных способностей.

Исследование обусловлено необходимостью разрешения следующих основных противоречий:

— между необходимостью и потребностью использования билингвизма в школьном математическом образовании и неразработанностью теоретических основ формирования математических знаний учащихся в условиях билингвального образования;

— между историко-культурной и педагогической потребностями в осмысления исторического опыта обучения математике в условиях учебного билингвизма и недостаточной освещенностью этой проблемы в научных исследованиях, а также недостатком учебно-педагогической литературы по этой проблемемежду необходимостью дальнейшего развития учебного продуктивного билингвизма как главного компонента системы билингвального образования и установившейся традиционной направленностью на моноязычное обучение в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

— между сохранением традиционной практики подготовки учителей математики, ориентированной на воспитание моноязычного монокультурного учащегося, и потребностью современной якутской школы в специалистах, готовых к преподаванию математики в условиях билингвизма.

Перечисленные обстоятельства обусловили актуальность и выбор темы исследования, а также позволили определить его объект, предмет и сформулировать цель исследования.

Объект исследования — система двуязычного образования в школах Якутии (XVIII-XX вв.).

Предмет исследования — научно-теоретические основы функционирования двуязычной системы математического образования в школах Якутии.

На предварительном этапе была выдвинута гипотеза исследования: выявление исторических, социально-педагогических и других региональных факторов, оказывающих влияние на своеобразное развитие двуязычного школьного образования, а также разработка общетеоретических положений, составляющих основы ее развития (на примере математического) будут способствовать разработке стратегии развития образования в современных условиях, обеспечению достаточно высокого уровня образования, формированию личности учащегося, как гражданина многонационального государства, через развитие их языковых способностей и духовное обогащение.

Цель исследования — на основе комплексного изучения историко-педагогического наследия раскрыть и объективно представить процесс становления и развития школьного образования в Якутии в период начала с XVIII — конец XX вв.- разработать теоретические положения, составляющие основы функционирования системы школьного математического образования как типа билингвального образования, способствующего достижению высокого уровня познания окружающей действительностиабстрагирования.

Задачи исследования:

1. Установить периодизацию становления и развития системы школьного образования в Якутии первой половины XVIII — конца XX вв.

2. Изучить исторический путь использования возможностей функционирования русского и якутского языков в указанный период.

3. Выявить и систематизировать социально-педагогические, психологические, лингводидактические источники в области типологии билингвального образования.

4. Разработать теоретические положения, составляющие логико-методологические, психолого-педагогические, психолингвистические основы функционирования билингвального математического образования.

5. Разработать научно-теоретические основы формирования математических знаний учащихся в процессе двуязычного образования.

Организация исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1986;1996 гг.) — констатирующий, поисково-творческий. Изучение философской, историко-педагогической, историко-математической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы. Диагностика и анализ состояния сложившейся практики двуязычного обучения в современной школе, накопление эмпирического материала. Выявление степени разработанности темы, определение концептуальных и исходных параметров исследования: цели, задач, предмета и объекта исследования.

Второй этап (1997;1998 гг.) — концептуально-поисковый. Хронологическое описание истории общего образования в школах Якутии XVIII — XX вв. Разработка теоретических основ исследования: осуществление системно-структурного научного анализа собранного материала, классификация и интерпретация выявленных фактов и архивных материаловцелостная реконструкция картины теории и практики обучения математике в общеобразовательных школах Якутии.

Третий этап (1999 — 2004 гг.) — обучающий. Систематизация и обобщение материалов исследования, установление хронологических границ этапов развития системы двуязычного образования, использование материалов исследования по курсу математики средней школы в двуязычных классах. Подготовка и публикация монографий, написание и оформление диссертации.

Методологическая основа исследования базируется:

— на общефилософском принципе объективности, требующем глубокого анализа множества факторов, влияющих на развитие изучаемого явления;

— на диалектике как общем методе познания, предполагающей целостное всестороннее рассмотрение явлений в их развитии и взаимосвязи;

— на системном подходе как общеметодологическом принципе науки, системном понимании педагогической действительности;

— на принципе историзма, предполагающем научно-исторический объективный подход к изучению явлений, с учетом новых подходов к изучению историко-педагогического процессатеории периодизации историко-педагогического процессаконкретно-историческом подходе, а также на основе следующих положений:

1) идеи историков и социологов о зависимости национального характера от среды обитания человека и истории страны (Л. Н. Гумилев, В. О. Ключевский, В. Ф. Иванов, Ф. Г. Сафронов, П. П. Сорокин, Г. В. Томский и др.);

2) идеи русского национального воспитания (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. В. Розанов, Д. И. Менделеев, П. Ф. Кантерев, В. Н. Сорока-Росинский, С. Л. Рачинский, М. О. Меньшиков, И. А. Ильин и др.).

Решение поставленных задач потребовало привлечения следующих методов исследования: сравнительно-исторический анализ, позволяющий выявить сходство и различия в педагогических явленияхисторико-ретроспективный анализ, позволяющий рассмотреть динамику историко-педагогического процессаметоды изучения архивных документов, статистических данныхсистематизация педагогических идей, понятий, а также анализ психолого-педагогической, математической, методической литературы, работ по истории отечественного образования и педагогикиизучение опыта работы отечественной и зарубежной школ по проблеме билингвального образования, опыта работы школ Якутии и собственного 30-летнего опыта работы автора в школе и университетеэкспериментальная проверка основных теоретических положений исследования.

Источники исследования:

1) опубликованные:

— официальные материалы: циркуляры, уставы, положения, постановления, распоряжения, приказы и другие законодательные и ведомственные материалы Министерства народного просвещения (образования);

— декреты Советской власти, директивы и резолюции съездов КПСС, постановления ЦК КПСС, постановления Совета народных комиссаров (СНК), труды различных совещаний и комиссий по реформе средней школысправочно-статистические материалы о средней школе;

— источники по истории отдельных учебных заведений, обзоры их деятельности, очерки о постановке учебного процесса, отчеты различных обществ при школах;

— периодическая печать (дореволюционные газеты и журналы, а также периодика и публицистика советского и современного периода);

— учебные планы и программы средней школыучебники и учебные руководства по математике по курсу средней школы советского периода;

2) материалы государственных архивов.

— Государственного архива Российской Федерации (Ф.517, Ф. А-2306, Ф. А-298).

— Центрального государственного архива древних актов в Москве.

ЦГАДА. — Ф. 263, оп. 1, 4.1, д. 9, л. 344−350.;

ЦТ АДА. — Ф. 263, оп. 1, 4.1, д. 9, л. 349 об.;

ЦГАДА. — Ф. 607, оп. 2, д. 49, л. 198−199 и об.

— Национального архива Республики Саха (Якутия).

НАРС (Я)). — Ф. 1, оп. 1, д. 37, л. 17−25;

НАРС (Я). — Ф. 1, оп. 1, д. 2, л. 4.;

НАРС (Я).-Ф. 1, оп. 1, д. 53, л. 3;

НАРС (Я).-Ф. 1, оп. 1, д. 37, л. 18−19,21−22,32−33;

НАРС (Я).-Ф. 9, оп. 1, д. 1, л. 15 об.;

НАРС (Я). — Ф. 180, оп. 1, д. 15, л. 54;

НАРС (Я). -Ф. 182, оп. 1, д. 1, л. 8 об., 24−27 об., 54 об.

— Архива Ленинградского отделения Института Востоковедения АН СССР. Ф:11, оп.1, д. 2, л. 7 об.

— Архива Якутского Филиала СО АН СССР. Ф. 5, оп. 1, ед. хр. 152. Записки за время 1741 -1745 гг.

— Записки гидрографического департамента Морского Министерства. -Навигацкие школы в Сибири. — СПб., 1850, ч. 8.

3) беседы с педагогами и учащимися средней школы разных поколений.

Источниковую базу составили: отечественная историко-педагогическая литература, монографии, сборники научных статей, посвященные вопросам методологии, общенаучная и специально-педагогическая литература по истории отечественного образования. В особую группу источников вошли труды Жозефа Пота — специалиста по образованию Сектора Образования ЮНЕСКО, современных российских математиков-методистов В. А. Гусева, Ю. М. Колягина, Г. Л. Луканкина, В. Л. Матросова, А. Г. Мордковича, С. И: Саранцева, И. М. Смирновой и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

— впервые в отечественной историко-педагогической науке система двуязычного образования Республики Саха (Якутия) первой половины XVIII — конца XX вв. подвергнута специальному комплексному изучению, представлена как самостоятельная теоретическая проблема, многоаспектно рассмотрен процесс ее становления, раскрыта специфика развития с момента появления первой школы до современной;

— выявлены и проанализированы особенности социально-экономического и культурного развития данного региона в исследуемый период и рассмотрено их влияние на становление двуязычного школьного образования в данном регионе;

— впервые поставлена и обоснована научная задача разработки концепции формирования математических знаний учащихся в процессе двуязычного обучения математике;

— анализ архивных и литературных источников, раскрывающих пути развития школ Республики Саха (Якутия) изучаемого периода позволил выявить основные факторы и особенности, отражающие противоречивый характер процесса становления и развития системы двуязычного образования (на примере математического) рассматриваемого периода.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем:

1) разработаны теоретические положения (концептуальные предпосылки), позволяющие определить логико-методологические, психолого-педагогические и психолингвистические аспекты овладения математическими знаниями школьников в процессе билингвального образования;

2) согласно выявленным условиям организации образовательного процесса и на основе разработанных теоретических положений предложен учебно-методический комплекс, отвечающий задачам билингвального обучения математике;

3) раскрыты противоречия и трудности, имевшиеся в сфере школьного математического образования на разных исторических этапах развития системы билингвального образования в Якутии;

4) выявлены новые проблемы билингвального образования в целом и математического в частности, подлежащие исследованию;

5) установлен вклад педагогов-математиков в становление и развитие билингвального образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты обогащают теоретический фонд современного историко-педагогического знаниядают возможность дальнейшего изучения различных аспектов и факторов развития школьного образования других регионовимеют значимость для решения проблем организационно-педагогического характера при модернизации школьного образования на современном этапе. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке двуязычных учебных и методических пособий для учителей и учащихся, курсовых и дипломных проектов, спецкурсов по теории и практике билингвального обучения учебным предметам.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической и фактологической обоснованностью исходных позиций, применением системы взглядов, адекватной его задачам и логике, широтой и репрезентативностью источниковой базы, объективностью и достоверностью используемых архивных материалов и первоисточников из редких фондов библиотек.

Положения, выносимые на защиту, включают:

— реконструированную картину становления и развития системы общего образования в Якутии (начало XVIII — конец XX вв.), в т. ч. характеристику эволюции системообразующих элементов педагогического процесса в школах исследуемого периода;

— периодизацию становления и развития системы двуязычного образования в Республике Саха (Якутия);

— типологию моделей билингвального образования в соответствии с классификацией школ на каждом выделяемом периоде и этапе развития системы образования в Якутии;

— историческую обусловленность формирования школьного двуязычного образования в изучаемом регионе, предоставленную системой факторов (политические и социально-экономические условия и потребности, человеческий фактор);

— разработанную теоретическую модель усвоения математических знаний учащимися в процессе двуязычного обучения;

— разработанную теоретическую модель речемыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения математического языка;

— разработанную систему методических подходов по учету дидактических особенностей при усвоении математических знаний в процессе билингвального образования.

Апробация исследования осуществлялась по следующим направлениям:

1) на конференциях и семинарах проблемной научно-исследовательской лаборатории: (ПНИЛ) ЯРУ по национальным языкам обучения (с 1988 ежегодно) — заседании научно-методологического семинара по проблеме совершенствования преподавания математики в средней школе и педвузе (Москва, 1988 г.) — Всесоюзной научно-практической конференции «Проблемы перестройки в учебно-воспитательных учреждениях народного образования» (Уфа, май 1989 г.) — республиканской научно-практической конференции «Пути обновления и развития национальных школ в Якутской АССР» (Якутск, апрель 1990 г.) — республиканском семинаре авторов программ и учебников для национальных школ республики (Якутск, апрель.

1991 г.) — научно-методическом семинаре кафедры методики преподавания математики МГШУ (Москва, 1992 г.) — Апрельских чтениях МПГУ (Москва,.

1992 г.) — творческой школе-семинаре для разработчиков новых программ и учебников (Якутск, июнь 1993 г.) — республиканской конференции «Новые подходы к естественноматематическому образованию в условиях национально-региональной системы» (Якутск, март 1996 г.) — совещании работников образования PC (Я) «Образование и XXI век» (Якутск, июнь 1996 г.) — семинарах «Образовательные стандарты в Российской Федерации» (Якутск, июнь, сентябрь, ноябрь 1996 г.) — республиканской' научно-практической конференции «Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания» (Якутск, апрель 2000 г.) — межвузовской научной конференции «Россия: перспективы прорыва в цивилизацию знаний» Российского нового университета (Москва, апрель 2004 г.) — научно-методическом семинаре «Передовые идеи в обучении математике. в России и зарубежом» при РАО (Москва, апрель 2004 г.).

2) на международной конференции «Национальная школа: Концепция и технология развития» (март, 1993 г.) — международной конференции «Региональные проблемы развития образования в условиях Севера» (Якутск, март 1994 г.) — научном семинаре преподавателей «Университетов Аляска-Фербенкс и Якутск» (Якутск, апрель 1994 г.) — семинаре-тренинге ЮНЕСКО «Развитие национальных школ» (Якутск, июнь 1997 г.) — международной конференции «Перспективы развития образования народов Циркумполярного Севера» (Якутск, сентябрь 2003 г.) — международной научной конференции «57-е Герценовские чтения» по проблемам обучения математике в школе и в вузе (Санкт-Петербург, май 2004 г.) — междунородной конференции «Математика в высшем образовании» (Чебоксары, май 2004 г.).

3) результаты исследования докладывались на ежегодных научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава^ Якутского государственного университета с 1988 г. по настоящее времяна ежегодной научно-практической конференции учителей Республики Саха (Якутия) «Алексеевские чтения» (научное руководство возлагается на автора исследования с 1996 г. по настоящее время);

Основные результаты апробировались в виде рабочих материалов в ряде школ, на курсах повышения квалификации учителей Якутского ИПКРО, на семинарах и научно-практических конференциях для студентов Института математики и информатики Якутского государственного университета;

Результаты исследования внедрены в практику работы средних школ г. Якутска, улусов РС (Я), в которых с 1996 г. организованы классы с двуязычнымобучением математике (под научным руководством автора) — в практику занятий студентов Якутского государственного университетатеоретические положения и практические результаты послужили основой, спецкурсов для студентов 4−5 курсов математического факультета ЯГУ, начиная с 1988;1989 учебного года в процесс обучения математике в школах Республики Саха (Якутия) переводные учебники «Математика 3 (1−4)», Математика 4 (1−4)", «Алгебра 7», «Алгебра 8», утвержденные Министерством образования РФ и Министерством образования РС (Я), а также «Сборник задач на краеведческом материале Якутии (5−6)», «Русско-якутский толковый словарь математических терминов», утвержденные Министерством образования РС (Я).

Структура диссертации. Выполненная работа состоит из введения, четырех ^ глав, заключения, списка использованных источников, литературы и.

выводы.

Период с начала 1990;х годов по настоящее время — период реконструкции всей образовательной системы в стране, время становления и развития двуи полиязычных образовательных учреждений разного типа в Республике Саха (Якутия).

Изучение и анализ типологии билингвизма в контексте социолингвистических и лингводидактических подходов к двуязычному образованию позволяет прийти к следующим выводам:

Г. Социолингвистические данные исследования определяют исторические этапы развития двуязычия, условия функционирования билингвизма в обществе, его значимость, активность и пассивность в социальном коллективе, характер контактируемых языков в образовательном пространстве.

2. Лингводидактический аспект билингвизма состоит в создании условий для усвоения изучаемого языка, разработке специальных средств и методов обучения на основе психологических, психолингвистических характеристик рассматриваемого явления.

3. Психолингвистический аспект формирующегося двуязычия характеризует мыслительную деятельность школьников в процессе обучения во взаимосвязи с развитием речевых механизмов, операционных умений и навыков учащихся, а также соответствующие основы транспозиции и интерференции.

4. С середины 18 века по настоящее время в образовании якутского народа отмечаются типы билингвизма: рецептивный (билингвистический человек понимает текст, принадлежащий вторичной языковой системе, но не более того) — репродуктивный (способность не только воспринимать тексты на другом языке, но и воспроизводить, вслух или про себя, прочитанное или услышанное) — продуктивный (способность строить осмысленные цельные высказывания).

5.0громную роль в дальнейшем расширении билингвального сектора в системе образования всей Российской Федерации сыграла международная конференция «Национальная школа: концепция и технология развития».

В заключение считаем необходимым отметить, что междисциплинарный характер проблем, рассмотренных в монографии, позволят использовать выводы в аналогичных исследованиях на материале других учебных дисциплин и других языков обучения. Представляется перспективным продолжить изыскания по таким направлениям, как исторический опыт подготовки учителей к преподаванию математики (и других дисциплин) в условиях учебного билингвизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. А. Двуязычие и школа. Тезисы научной конференции, посвященной проблеме двуязычия и многоязычия. — М., 1969. — С. 4−5.
  2. А. Е. Некоторые проблемы развития якутской математической терминологии. Якутск: Изд-во ЯГУ, 1992. — 64 с.
  3. И. Д. О методах научного познания. М.: Наука, 1964.
  4. И. Н., Шварцбурд JI. С. Символы, обозначения, понятия школьного курса математики. -М.: Просвещение, 1978.
  5. Е. С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе. — М., 2001.
  6. И. А. У потоков социалистической культуры народов Якутии. — Якутск: Якутское кн. изд-во, 1971. — 231 с.
  7. JI. М. Племя, народность, нация как исторические формы общности людей. М., 1961. — 190 с.
  8. Ю. К. Проблема оптимизации обучения математике. М.: Изд. НИИШ МП РСФСР, 1977 (в соавт.).
  9. Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-340 с.
  10. А. Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. Л., 1936. — 123 с.
  11. А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939. -148с.
  12. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы / Под ред. В. С. Леднева и М.Р. Леонтьевой- Минобразование РФ: ИОШ РАО. М., 1993.
  13. Базовый учебный план якутской общеобразовательной школы с 1991—1992учебного года. Якутск, 1991.
  14. А. М. Развитие региональной системы высшего образования: историко-педагогический аспект: на материалах Сибири 1917−1941гг.: Монография. М., 2002. — 248 с.
  15. А. С. Высшая нервная деятельность: Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 1991. — 256 с.
  16. ЕЛ. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 30−35.
  17. . В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. — М.: Просвещение, 1971.
  18. В. П. Теория учебника. — М.: Педагогика, 1988. 160 с.
  19. Бесстужев-Лада И. В. К школе XXI века. Размышления социолога. — М.: Педагогика, 1998 256 с.
  20. В. С. Понятие как элементарная форма движения науки. М.: Наука, 1967.
  21. Блягоз 3. У. Контактирование русского и родных языков в условиях двуязычия. Ростов — н/Д.: Изд-во РПИ, 1976. — 72 с. 28 .Божович Л. И, Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
  22. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — В кн.: Психологическое исследование. М., 1968.
  23. Ъ2.Борисов П. П. Теория и практика совершенствования содержания общего среднего образования: на материале якутских школ Республики Саха (Якутия). М., 1998. — 153 с.
  24. А. Д., Ломов Б. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. — М.: Педагогика, 1979.
  25. Ю. В. Национальные проблемы в условиях перестройки. // Вопр. истории. 1989.- № 1.- С. 24−41.
  26. Ю. В. Современные проблемы этнографии. — М.: Наука, 1981. 156 с.
  27. Ю. В. Человек в этнической (национальной) системе // Вопр. философии. 1988. — № 7. — С. 16−28.
  28. Н. Архитектура математики. // Математическое просвещение. 1960-вып. 5
  29. У. Одноязычие и многоязычие. // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1972. — С. 25−60.
  30. Ведущая роль русского народа в развитии народов Якутии. Якутск, 1955.- 142 с.
  31. Е. М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма). М.: Изд-во МГУ, 1969. — 160 с. 41 .Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. — М.: Русский язык, 1980.
  32. Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1976.
  33. Л. Становление и развитие народного образования на Колыме и Чукотке. Магадан., 1969. — 302 с.
  34. Взаимодействие полушарий мозга у человека- Установка, обработка информации, память. / Под ред. Ильюченок Р. Ю. и др. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-е, 1989. -169 с. 45 .Винокурова У. А. Воспитание и образование детей народов Севера. — Якутск, 1997.- 101 с.
  35. ЛЬ.Винокурова У. А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск, 1992. — 30 с.
  36. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальных школ. М., 1993.- 12 с.
  37. Г. Н. Этнопедагогическая концепция современного национального образования и воспитания. // Вестник Университета Российской академии образования. 1999. -№ 1.
  38. Вопросы воспитания и обучения в школах Якутии. Сб. статей. -Якутск, 1973.-215 с.
  39. В. Ф. Психолингвистическая модель механизма порождения грамматических ошибок в устной речи на иностранном языке // Актуальные проблемы психологии речи и психология обучения языку. М.: Изд. МГУ, 1970.
  40. ВыготскийЛ. С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте. — Собр. соч. М., 1983.-Т. 3. 123 с.
  41. Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М.: Учпедгиз, 1935. 133 с.
  42. Л. С. Избранные психологические исследования (мышление и речь). М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
  43. П. Я. Основные результаты исследования по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». — М.: Изд-во МГУ, 1965.
  44. В. Н. Национальная школа — надежда России // Наш современник. 1995. -№ 3. — С. 134 .
  45. Гегель. Наука логики. В 3-х Т., -М.: Мысль, 1972. Т. 3.
  46. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. — 449 с.
  47. И. А. Математика // Развитие речи учащихся в процессе обучения в средней школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1954.
  48. Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978.
  49. . В. О перспективах математического образования // Математика в школе. — 1965. — № 6. С. 3−5.
  50. И. Ф. Какой быть Российской школе // Воспитание школьников. 1993. — № 5. — С. 26.
  51. И. Ф. О русскости русской школы // Народное образование. -1998.-№ 9.-С. 31.
  52. Г. Г. Формирование речевых умений // Вопросы методики обучения русскому языку учащихся начальной школы- Под ред. Бакеевой Н. 3. М.: Педагогика, 1976.73 .Горский Д. П. Определение. — М.: Мысль, 1974.
  53. А.Горский Д. П. Роль языка в познании. // Мышление и язык. М.: Госполитиздат, 1957.
  54. Ю. В., Алексеев H. Г., Бабух Л. В. и др. НациональнаяШдоктрина развития российского образования. М., 1997.
  55. Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике.-М.: Педагогика, 1987. 160 с. 11 .Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993.-С. 45−51.
  56. В. А. Методические основы дифференциации обучения математике в средней школе: Монография. М.: Изд-во Mill У, 1996. — 256с. ф 19. Гусев В. А. Психолого — педагогические основы обучения математике.
  57. М.: «Академия», 2003. 80Давыдов В. В. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978 (в соавт.).
  58. И. О. О проблеме языков в просветительской работе среди национальностей // Просвещение национальностей. — 1929. № 1. — G. 18−29.
  59. В. А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике. М.: Просвещение, 1991. 80 с.
  60. S3 Данилов Д. А. Социально-педагогические основы организациишкольной системы в автономных республиках Сибири. — Якутск, 1976. -240 с.
  61. А. Я. Понятие и понимание русской национальной школы. //Педагогика. 1997. — № 1. — С. 68−71.
  62. М. И., Беспалько Н. А. Применение математики к решению прикладных задач. // Математика в школе. 1981. — № 2. — С. 29 — 31.
  63. Десять лет концепции обновления и развития национальных школ Республики Саха. II Ред. Петрова Т. И. — Якутск, 2001. 57 с.
  64. Ю. Д. Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе. М.: Наука, 1966. — 402 с.
  65. Дидактика современной школы / Под ред. Онищука В. А. — Киев, # 1987.
  66. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы соврем, дидактики / Под ред. Скаткина М. Н. 2-е изд. — М: Просвещение, 1982.
  67. Г. В. Понятия функции в математике и в школе. // Математика в школе. 1978. — № 2.
  68. Е. П. Как возродить национальную школу: Шаги республикит
  69. Саха (Якутия): Статьи и материалы. — М.: Просвещение, 1992. — 239 с.
  70. Е. П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе. — Якутск, 1993. — 142 с.
  71. Е. П. Методология и технология обновления содержания образования в национальной школе: Дис. на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук в форме науч. доклада. М., 1993. — 46 с.
  72. Е. П. Образование и развитие: Национальная стратегия на подступах к XXI веку. Якутск, 1993. — 24 е.
  73. Жлуктенко Ю А. Лингвистические аспекты двуязычия. Киев.: Вища школа, 1974. — 164 с.
  74. Жупу сова К. Ж. Языковый аспект интеграции содержания образования // Советская педагогика. — 1980. — № 1.
  75. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Якутской АССР от 19 июня 1959 г.- Якутск, 1959.
  76. Закон РФ «О национальной автономии». — М., 1996.•) 108. Законы РФ «Об образовании», «О языках народов РСФСР»: М., 1991.
  77. Законы РФ «Об образовании», Постановление Верховного Совета РФ от 10 июля 1992. -№ 3266−1. М., 1992.
  78. И. А. Психологические основы формирования двуязычия // Русский язык в национальной школе. — 1984. № 3 — С. 27−29.
  79. И. А. Гуманизация образования — императив 21 века. — Набер. Челны, 1996. Вып. 1. — С. 20−30.
  80. И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. -219 с.
  81. И. А., Леонтьев А. А. Психологические особенности начального этапа овладения иностранным языком // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе. М.: Изд. МГУ, 1971.
  82. ХХЛ.Зоргенфрей А. Г. Некоторые особенности овладения вторым языком // Ученые записки JII11И им. А. И. Герцена: Психология речи. — JL: Изд-во ЛГПИ, 1941 т. 35. С. 229−289.
  83. В. Ф. Материалы по этнографии Сибири 18 века. М., JL, 1947. -85 с.
  84. Ф. А. Двуязычие, его структура и индивидуальная типология // Тезисы докладов на I съезде общества психологов. М., 1959 Вып. I.-C. 132−134.
  85. П. Н. Развитие культуры нерусских народов Сибири (1920−25 гг.), // Культурное строительство в Сибири в 1917—1960 гг. -Новосибирск, 1962. С. 56−62.
  86. А. В. Математическое образование в регионах Севера. — Якутск: Якутский научный центр СО РАН, 1996. — 279 с.
  87. А. В. Организационно- методическое обеспечение математического образования в регионах Севера. — Якутск: Издательство ЯГУ, 1996 56 с.
  88. Икрамов Дж И Теория и практика развития математической культуры школьников: Учебное пособие для студентов пед.вузов. -Ташкент, 1983.
  89. Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997. — 464 с.
  90. Н. В. Экспериментально-психологические исследования овладения и владения вторым языком. — Тбилиси: Мецниерба, 1979. -227 с.
  91. Н. В. Культура народов севера: философско-социол. анализ.- Новосибирск: Наука, Сибирск. отдел., 1989. 208 с.
  92. . Язык и познание мира. Ташкент: Фан, 1969.
  93. История и культура народов Севера и Дальнего Востока. М., 1967.-232 с.
  94. История культурной революции в СССР. М., 1971. — 269 с. 127. История Якутской АССР. -М., 1963, т. 2.-165 с.
  95. К проблемам обучения и воспитания в национальной школе: Сб. аспирантских статей. — М., 1992. 186 с.
  96. Кабанова-Меллер Е. И. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 312 с.
  97. Е. С, Нагибин Ф. Ф. Учебные математические задачи: Учебное пособие. — Киров, 1980. 94 с.
  98. Н. А. Проблема двуязычия и многоязычия за рубежом.- М.: Наука, 1972. С. 62−82.
  99. С. И. Из истории народного образования в Якутии. //Наукаи образование. — 1997. № 4.
  100. Г. В. Теоретические проблемы билингвизма // Лингвистика в высшей школе, М., 1967, вып IV.
  101. ЪЪ. Колягин Ю. М. Методика преподавания математики в средней школе (общая методика). — М.: Просвещение, 1975.
  102. Ю. М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. — М.: Просвещение, 1977. 4.1. 110 с.
  103. Ю. М. Русская школа и математическое образование. — М.: Просвещение, 2001.
  104. Я. А. Великая дидактика. — М.: Учпедгиз, 1955.
  105. Концепция государственной национальной политики РФ. М., 1996.143 .Концепция Государственной программы национального возрождения народов РФ: — М., 1991.
  106. Концепция языковой политики применительно к школам РСФСР. -М., 1989.-С. 16.
  107. Ф. Ф. К вопросу о периодизации истории советской школы. //Сов. педагогика. 1949. — № 3. — С. 54−76.
  108. Ф. Ф., Корнейчик Т. Д., Равкин 3. И. Очерки по истории советской школы и педагогики: 1921−1931 гг. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-508 с.
  109. В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методол. анализ. М.: Педагогика, 1977.
  110. Ф. Ф. К истории советской школы на Крайнем Севере. М., 1948.-209 с. 15 в. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  111. М. Н., Сусоколов А. А., Бацын В. К., Ешич М. Б. Концепция национальной школы, цели и приоритеты содержания образования. — М.: ИНПО, 1994.-54 с.
  112. Культурная революция в Якутии (1917−1937 гг.): Сб. документов и материалов.— Якутск: Кн. изд-во, 1969.
  113. Культурное строительство в советской Якутии. Сб. научных трудов.-Якутск, 1984.- 100 с.
  114. В. Г., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. М., 1993. — 48 с. 161 .Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  115. А. А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  116. А. А. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучение языку. М.: Изд. МГУ, 1967.
  117. А. А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнопсихолингвистики // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977. — 146 с.
  118. А. А. Психолингвистические и социолингвистические проблемы билингвизма в свете методики обучения неродному языку. // Психология билингвизма. — М., 1986. Вып. 206.
  119. А. А. Психология восприятия и восприятие речи. // Иностранные языки в школе. — 1975. № 1.
  120. А. А. Психология общения. — 2-ое изд., испр. и. доп. — М.: Смысл, 1997.
  121. ПО. Леонтьев А. Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. -1972.-№ 12.
  122. А. Н. Проблема развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972.
  123. А. Н. Деятельность, Сознание, Личность. — М.: Политиздат, 1975.
  124. ПЪ.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. 245 с.
  125. ПА.Лернер И. Я. Учебый предмет, тема, урок. -М.: Знание, 1988.
  126. МЪ.Лотар Клингберг. Проблемы теории обучения. — М.: Педагогика, 1984.-255 с.
  127. Д. С Основы построения научно-технической терминологии. М.: Изд. АН СССР, 1961.
  128. Г. Л. Научно-методические основы профессиональной подготовки учителя математики в педагогическом институте. Дис.. д-ра пед. наук в форме научного доклада. М., 1989. — 59с.
  129. А. Р. Язык и сознание. М.: Изд. МГУ, 1979.
  130. Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков. Всероссийская конференция. Дубна. Сентябрь 2000. М.: МЦНМО, 2000.
  131. В. Л. Педагогическое образование: состояние, проблемы, перспективы. М.: МПГУ, 2001. — 100с.
  132. А. П. Социальный билингвизм и языковое пространство. -Уфа: Башк. гос. ун-т, 1998. 158 с.
  133. Материалы Гумилевских чтений. — Якутск, 1999. — 166 с.
  134. Материалы межрегионального совещания по проблемам развития культуры малочисленных народов Севера- (Томск, 14−16 декабря 1994 г.). Томск, 1996. — 206 с.
  135. И. П. Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортастан. — Уфа, 2000.
  136. М. И.: 1. Современный урок. М.: Педагогика, 1982- 2. Обучение — средство развития и воспитания. // Народное образование, 1981.-№ 5.
  137. Международные материалы по правам меньшинств. — М., 1992. — 120с.
  138. Межкультурпое образование: Подход Совета Европы. — М.: ИНПО. -1995.-180 с.
  139. Н. А. Психология усвоения понятия. Известия АПН РСФСР, — М., 1950. Вып. 28.
  140. Н. А. Мышление в процессе обучения. // Исследование мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966.
  141. Н. В. Дидактика математики: общая методика и ее проблемы.2-е изд., перераб. Минск: Изд. БГУ, 1982. — 55 с.
  142. Метологические проблемы развития педагогической науки / Под. ред. П. Р. Атутова и др. М., 1985.
  143. И. И. Проблемы развития языка. Л.: Наука, 1975. — 351 с.
  144. А. Д. К вопросу о многоязычии // Психология. — М., 1929. Т. 2. Вып. 1.-С. 105−115.
  145. Миньяр-Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. -М.: Воениздат, 1980. 237 с.
  146. М. М. Двуязычие (Принципы и проблемы). Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1969. — 135 с.
  147. Мотова 3. П. Методика формирования геометрических понятий с помощью системы обучающих задач. Автореф. канд. дис. по мет. преп. матем. -М., 1976.
  148. Мультикультурное образование. //Материалы международной конференции. Якутск, 1996. — 142 с.
  149. М. М. Общенародное двуязычие и синтаксис родного языка // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. — С. 224 — 233.201 .Мусаев С. М. Упорядочение и унификация киргизской математической терминологии. Фрунзе: Мектеп, 1965.
  150. С. М. Особенности обучения основам наук в национальной школе. // Советская педагогика. 1980. — № 3.
  151. На пути к демократической школе. Якутск, 1997. — 16 с.
  152. С. Д. Национально-региональная система образования: теория и практика. Улан-Удэ.: Бэлиг, 1996. — 240 с.
  153. Национальная школа: Концепция и технология развития. //Доклады и материалы международной конференции. — Якутск, 16−21 марта 1993 г. М.: Просвещение, 1993. — 319с.
  154. Национальная школа: Концепция и технология развития'. (Материалы совещания Совета министров образования РФ и Федеральногосовета по проблемам развития нац. систем образования от 12−15 апр. 1992 г., г. Якутск). Якутск, 1992.
  155. Национальные школы Якутии: Проблемы, поиски, решения. — Якутск, 1994. 103 с.
  156. Н. Д. Воспитание ценностей: российские варианты. — М.: Магистр, 1996.
  157. А. Д. Становление и развитие полиэтнической школы в Республике Саха (Якутия): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2000. — 155с.
  158. Образование в регионах России. Уроки истории и перспективы. М., 1997.-91 с.
  159. Образовательные стандарты в РФ: Материалы по разработке нац.-регион. компонентов гос. образоват. стандарта // Сост. и ред. В. В. Судаков.-Якутск, 1996.
  160. Общая психология / под ред. Петровского A.B. М.: Просвещение, 1977.
  161. Общее среднее образование России: Сб. нормат. документов 19 921 993 гг. // М-во образования РФ. — М.: Просвещение, 1993. В 2 кн. Кн. 1.
  162. А. П., Барашков И. И. Древняя письменность якутов. — Якутск, 1942.
  163. Панфилов И Э. Взаимоотношение языка и мышления. — М.: Наука, 1971.
  164. П. Э. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. — М.: Наука, 1982.
  165. Панчу ков А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во. — 1959. — 512 с.
  166. Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностр. языка. — М.: Просвещение, 1985.
  167. Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977.
  168. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Роспедагенство, 1996. — 602с.
  169. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. М.: Изд. СЭ, 1964−1968.
  170. А. И. «Алексеевские чтения» в Республике Саха (Якутия) // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе: Сборник научных трудов. М.: Прометей, 1999. — С. 33 — 36.
  171. А. И. Алгебра 7 (переводной учебник на якутском языке). -Якутск: Кн. изд-во, 1994. 240 с. 221 .Петрова А. И. Алгебра 8 (переводной учебник на якутском языке). -Якутск: Кн. изд-во, 1995. — 240 с.
  172. А. И. Аспекты билингвизма в Российском математическом образовании школьников // Перспективы развития образования народов Циркумполярного Севера. Материалы международной конференции. Якутск: МО РС (Я), 2003. — С. 118 — 121.
  173. А. И. Вопросы организации научно педагогического исследования, (метод, указания). — Якутск: ЯГУ, 1997. 51 с.
  174. А. И. Двуязычие в математическом образовании школьников // Вестник РК: Сб- научных трудов. — Якутск: МО РС (Я), НМЦ СПШ, 2003. С. 36 — 39.
  175. А. И. Дидактические аспекты усвоения математических знаний в условиях билингвизма // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Материалы республиканской научно-практической конференции. Якутск: МО РС (Я), ЯГУ, 2000. С. 55 — 58.
  176. А. И. Задания школы «Дьо5ур»: Сборник задач на якутском языке Якутск: МО РС (Я), НМЦ СПШ, 2002. — 111 с.
  177. А. И. Математика 3, (1−4) (переводной учебник на якутском языке). Якутск: Кн. изд-во, 1988. — 192 с.
  178. А. И. Математика 4, (1−4) (переводной учебник на якутском языке). Якутск: Кн. изд-во, 1990. — 208 с.
  179. А. И. Методические аспекты в обучении математике в условиях билингвизма // Проблемы совершенствования матем. подготовки в школе и вузе: Сб. научных трудов. М.: МПГУ, 2000. -С. 16−21.
  180. А. И. Методические указания к использованию учебно-математических терминов и определений. Якутск: ЯГУ, 1989. — 32 с.
  181. А. И. О принципах перевода и использования математических терминов и определений на якутском языке // Языки, культура и будущее Арктики: Тезисы докладов международной конференции. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1993. — С. 80−83.
  182. А. И. Обязательные результаты обучения математике в 4—5 классах якутской школы: метод, указания. Якутск: ЯГУ, 1988. -27 с.
  183. А. И. Основные направления научно-исследовательской работы в области преподавания математики в национальных школах РС(Я) // Вестник республиканского колледжа: Сб. научных трудов. — Новосибирск, 2000. С. 36 — 39.
  184. А. И. Пути совершенствования содержания обучения математике в национальных школах Республики Саха (Якутия) // Нац. школа: Концепция и технология развития: Доклады и материалы международной конференции. — М.: Просвещение, 1993. С. 93 — 96.
  185. А. И. Роль задач на краеведческом материале в обучении математике // Научные труды МПГУ: юбилейный сборник: 100 лет. — М.: Прометей, 2000. С. 38 — 39.
  186. А. И. Роль задач на местном краеведческом материале в этнопедагогике // Этнопедагогические аспекты обучения и воспитания. Часть 2. Материалы республиканской научно-практической конференции. Якутск: МО РС (Я), ЯГУ, 2000. С. 25 — 30.
  187. А. И. Русско-якутский толковый словарь математических терминов. Якутск: Кн. изд-во, 1998. — 184 с.(в соавторстве).
  188. А. И. Сборник задач на краеведческом материале Якутии (56) (на якутском языке). — Якутск: Кн. изд-во, 1995 67 с.
  189. . Избранные психологические труды. — М.: Международное педагогическая академия, 1994. — 650 с.
  190. ПойаД. Как решать задачу. М.: ГУПИ МП РСФСР, 1959. -132 с.
  191. Д. Математика и правдоподобные рассуждения. — М.: Наука, 1975.-464 с.
  192. В. М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981.
  193. С. В. К вопросу о развитии школ в Якутии в XXI веке //Ученые записки Якутского госуниверситета. Вып. 2. т — 1957. С. 171−179.
  194. H. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. — М.: Педагогика, 1989. — 151 с.
  195. М. М., Лазерев В. С. Управление развитием школы. М.: Новая школа.-1995.-464 с.
  196. Проблемы двуязычия и многоязычия //Под ред Дешериева Ю. Д. -М.: Наука, 1972.-358 с.
  197. Проблемы двуязычия и многоязычия: Сб. ст. /Редкол.: П. А. Азимов (отв. ред.) и др.). М.: Наука, 1972. — 359 с.
  198. Проблемы единого уровня общеобразовательной подготовки учащихся в средних учебных заведениях: На примере дисциплин естественно-математического цикла / Под ред. чл.-кор. АПН СССР В. М. Монахова. М.: Педагогика, 1983.
  199. Проблемы прогнозирования развития образования Республики Саха (Якутия) II Доклады и выступления на республиканской научно-практической конференции: Якутск, 1−3 июня 1993 г.—Якутск, 1993.135 с.
  200. Проблемы школьного учебника: Вып. 14. О специфике языковых учебников / Сост. Г. Н. Владимирская. М.: Просвещение, 1984:
  201. Проблемы школьного учебника: Сб. ст. Вып. 17. Способы реализации содержания образования в учеб. книгах. М.: Просвещение, 1987.
  202. Проблемы школьного учебника: Сб. ст. Вып. 20. Материалы Всесоюз. конф. «Теория и практика создания школьных учебников» /Сост. Г. А. Молчанова. — М.: Просвещение, 1991.
  203. Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Якутск, 2002. -308 с.
  204. Просвещение на Крайнем Севере. Л.: Просвещение, 1983. — 159 с.
  205. Психология: Словарь /Под редакцией A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат. — 1990.
  206. А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. М.: Просвещение, 1973.
  207. А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе. Авторский доклад на соиск. ученой степени докт. пед. наук. -М., 1975.
  208. Развитие национального образования в г. Москве. — М.: Московский Департамент образования, 1994. — 19'с.
  209. Развитие национально-русского двуязычия. // АН СССР. Институт языкознания. -М.: Наука, 1976. 368 с.
  210. Развитие школы на современном этапе: Сб. научных трудов. -Якутск, 1997.-69 с.
  211. А. И. Курс лекций по логике науки. — М.: Политиздат, 1975.
  212. А. И. Анатомия научного знания. М.: Политиздат, 1969.
  213. Рекомендации республиканского совещания авторов учебников, учебно-методических пособии и работников народного образования (19−20 апр. 1989 г.)-Якутск, 1989.
  214. А. А. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1967.-542 с.
  215. А. А. Что такое термин и терминология. // Вопросы терминологии. — М.: Наука, 1961.
  216. С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  217. С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд. АН СССР, 1958.
  218. К. А. История математики. -М.: 1960. Часть 1.
  219. О. А. Становление и развитие обучения высшей школе в отечественной средней школе: Автореф.. д-ра пед. наук. — М., 2003. -41 с.
  220. А. В. Педагогические основы разработки и введения национально-региональных компонентов государственных стандартов общего среднего образования: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1998.-332 с.
  221. Г. И. Гуманизация образования и актуальные проблемы методики преподавания математики // Математика в школе — 1995. -№ 5. С. 36 -39.
  222. В. В. Культуроведение и социология в языковой педагогике. Воронеж: Истоки, 1992. — 430 с.
  223. В. В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования: Сб. науч. трудов. М.: Еврошкола, 1998. — С. 27−35.
  224. Ф. Г., Иванов В. Ф. Письменность якутов. — Якутск: Якутское книжное издательство, 1992. 77 с.
  225. Сб. приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. вып. 50, М., 1959. — С. 24−26.
  226. В. Л. Опыт этнографического исследования. Якутск, 1993.-713 с.
  227. М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990.- 184 с.
  228. О. Б. К вопросу о типологии изучения разговорной речи // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: Тез докл. к межвуз. научн. конф. — Горький, 1968.
  229. И. В. Формирование математических понятий в средней школе. — Киров, 2000.
  230. M. Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. — М.: Просвещение, 1980.
  231. M. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: проблемы и перспективы. М.: Знание, 1981. — С. 68−83.
  232. Советская многонациональная школа в условиях развитого социализма: М.: Педагогика, 1984. — 247 с.
  233. Советская общеобразовательная школа: К 60-летию СССР. — Mi: Педагогика, 1983.- 248 с. 301 .Советская школа к 50-летию образования СССР7 Под ред. № П. Кузина. — М.: Педагогика, 1973. 351 с.
  234. Современные проблемы истории образования и педагогическая наука I Под ред. З. И. Равнина. М., 1994, т. 1 185 е., т. 2 — 139 с.
  235. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей/Сост. Н. Т. Антонов, В. А. Гусев. М.: Просвещение, 1975. -304 с.
  236. Н. Г. Билингвальные аспекты методической подготовки студентов пед.колледжа к мультикультурному профессионально -ориентированному обучению: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. — М., 1999. 167 с.
  237. А., Барич И. Концепция образования. Взгляд философа // Учит, газета. 1998. — 1 мая. — С. 3
  238. С., Дейч Л Левый мозг, правый мозг: Пер. с. англ. -М.:Мир, 1983.-256 с.
  239. Г. А. Этническая педагогика: Монография. — СПб.: Санкт-Петерб. акад. МВД, 1997. 174 с.
  240. Н. М. Борьба за грамотность учащихся в сибирских школах 30-х годов. В кн.: Вопросы истории педагогики. — Раздел 1. -Томск. Гос. Пед. инс-т. — 1976. — С. 78−85.
  241. А. А. Педагогика математики. Минск: Высшая школа, 1974.
  242. В. В. Национально-региональный компонент: на пути к единству и многообразию образовательного пространства России // Источник. 1996. — № 3. — С. 1−8.
  243. В. В. Региональный базисный план: сравнительный анализ подходов. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998. — № 1. С. 44−59.
  244. В. В. Региональный компонент государственных образовательных стандартов // Разработка регионального компонента государственного образовательных стандартов. — М., 1996. — С. 125— 133.
  245. В. В., Гончаров И. Ф. Национальная идея и национальный характер образования в России // Источник. — 1998. № 2. — С. 1—17.
  246. М. Г.Развитие национального образования // Педагогика. — 1999.-№ 2.-С. 22.
  247. Н. Ф. Формирование приемов математического мышления. М.: Ветана-Граф, 1995. — 230 с.
  248. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.
  249. Теоретические основы определения требований к математической подготовке учащихся: Сб. научных трудов НИСИМО.-М., 1982.-131 с.
  250. И. Ф. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся при изучении математики. — М.: Просвещение, 1979.
  251. И. Ф. О структуре профессиональной деятельности учителя математики и повышение эффективности урока. // Математика в школе. 1980--№ 3.
  252. Требования к знаниям и умениям школьников: дидактико-методический анализ / Под ред. А. А. Кузнецова, 1987. — 173 с.
  253. JI. В. Символизация в познании. Минск: Изд. БГУ, 1971.
  254. А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1963. — 112 с.
  255. Учебные планы общеобразовательных средних школ Республики Саха (Якутия) с 1992—1993 учебного года // Мин-во образования PC (Я).-Якутск, 1996.
  256. Учебные планы общеобразовательных учреждений России // Общее среднее образование России: Нормат. документы. М.: Новая волна, 1994.
  257. Учебный план (переходный) якутской средней общеобразовательной школы на 1987—1988 учебный год // Приложение № 1 к приказу Мин-ва просвещения РСФСР от 22 мая 1987 г.-№ 93.
  258. Учебный план якутской средней школы на 1959−1960 учебный год: Утв. Минпросом РСФСР 28 сент. 1959 г. М., 1959.
  259. К. Д. Избранные педагогические сочинения. — Т.1. — М.: Педагогика, 1974. 285 с.
  260. К. Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
  261. К. Д. О народности в общественном воспитании // Пед.соч.: в 11 т.Т.2. — М.: АПН РСФСР, 1948. С.69−167.
  262. К. Д. Родное слово // Пед. соч.: в 11 т.Т.2. М-Л.: АПН РСФСР, 1952.
  263. А. И. Формирование математических понятий. — Известия АПН РСФСР Вып. 92. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.
  264. Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. — М.: Педагогика, 1990.
  265. Философский словарь. — М.: Политиздат, 1986.
  266. М. М. Теоретические основы обучения третьему языку в условиях естественного координативного и субординативного билингвизма: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Якутск, 1992. — 400с.
  267. Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о пед. психологии. — М.: Просвещение, 1980. 160 с.
  268. Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. — М.: Знание, 1984.-80 с.
  269. А. Я. Схематизация и моделирование при решении текстовых задач // Математика в школе. 1998 — № 5 — С. 48−54.
  270. А. Я. Теоретические основы образного мышления и практика их использования в обучении математике. Монография. — Новосибирск, НГПУ, 1998. 216 с.
  271. С. А. Советская школа в годы Великой Отечественной войны. -М.: Педагогика, 1975. — 120 с.
  272. В. Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Изд. фирмы «Логос», 1993.341 .Шадрин П. И. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы Якутской АССР. Якутск, 1973. — 167 с.
  273. С. М. Язык и мышление. -М.: Знание, 1980.
  274. В. Ф. Основы философии современности: К итогам XX века. М.: Наука, 1998. -271 с.
  275. А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М.: Изд. МОПИ, 1981.
  276. Школа Западной Сибири за 50 лет Советской власти. / Под ред. Ф. Ф. Шамахова. — Новосибирск, 1970. 396 с.
  277. Школа и педагогическая мысль Сибири II Научные труды. Вып. 140 / Под ред. Ф. Ф. Шамахова. — Новосибирск, 1986. 147 с.
  278. Школа Сибири за 60 лет Советской власти. / Под ред. П. П. Костенкова и др. Барнаул, 1982. -210 с.
  279. В. С. Формирование диалектического мышления у школьников. М.: Просвещение, 1989. — 48 с.
  280. Г. П. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
  281. Щедр овицкий Г. 77. Проблемы- методологии системного исследования. М.: Знание, 1964.
  282. ЪЬХ.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. — Л.: Наука, 1974. -427 с.
  283. Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 221 с.
  284. П. М. Эрдниев Б.П. Обучение математике в школе. М.: Столетие, 1996.- 178 с.
  285. П. М. Эрдниев Б.П. Аналогия в задачах. Элиста.: Калмыцкое книжное изд-во, 1989. — 190 с.
  286. Этнокультурный облик России: Исторические традиции взаимодействия народов (по материалам отеч. этнограф, лит-ры): научно-аналит. обзор. М., 1995. — 40 с.
  287. Ъ51. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Новониколаевск, 1927. Вып.1.
  288. Язык и культура: 11-я международная конференция: тезисы докладов в 2-х ч. — Киев, 1993. — ч. 1. 223 с., ч. 11. — 153 с.
  289. Центральный гос. архив древних актов в Москве (ЦТАДА). Ф. 263, оп. 1, ч. 1, д. 9, л. 344−350.
  290. ЦГАДА. Ф. 263, оп. 1, ч.1, д. 9, л. 349 об.
  291. ЦТ АДА. Ф. 607, оп. 2, д. 49, л. 198−199 и об.
  292. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НАРС (Я). Ф. 1, оп. 1, Д. 2, л. 4.
  293. НАРС (Я). Ф. 1, оп. 1, д. 37, л. 17−25.
  294. НАРС (Я). Ф. 1, оп. 1, д. 53, л. 3.
  295. НАРС (Я). Ф. 1, оп. 1, д. 37, л. 18−19,21−22, 32−33.
  296. НАРС (Я). Ф. 9, оп. 1, д. 1, л. 15 об.
  297. НАРС (Я). Ф. 180, оп. 1, д. 15, л. 54.
  298. НАРС (Я). Ф. 182, оп. 1, д. 1, л. 8 об., 24−27 об., 54 об.
  299. Архив Ленинградского отделения Института Востоковедения АН СССР. Ф. 11, оп. 1, д 2, л. 7 об.
  300. Записки гидрографического департамента Морского Министерства. -Навигацкие школы в Сибири. СПб., 1850, — ч. 8.
  301. И. Описание якутов. Записки за время 1741 1745 гг. Архив Якутского Филиала СО АН СССР. Ф. 5, on. 1, ед.хр. 152.
  302. Труды Жозефа Пота (специалиста по образованию Сектора Образования ЮНЕСКО)
  303. РОТН, J., Rapport de la mission de consultation realisee a la DIFOP du 19 novembre au 19 decembre 1988, (chapitre Evaluation des acquis dans les langues nationals, Lecons et perspectives), UNESCO, Secteur ED, 1988.
  304. РОТН, J., Introduction des langues nationals voltaiques dans le cycle primaire. Evaluation des acquisitions pour l’apprentissage de la lecture en MOORE, JULA, et FULFULDE a l’issue de la premiere annee d’experimentation, I.P.N. Ouagadougou, 1981.
  305. РОТН, J., L’amenagement linguistique en contexte educatif plurilingue. le triage, Centre Internatioal de Phonetique Appliquee Mons, UNESCO, Paris, 2001.
  306. POTH, J., L’amenagement linguistique en contexte educatif plurilingue. 2e triage, Centre Internatioal de Phonetique Appliquee Mons, UNESCO, Paris, 2002.
  307. POTH, J., Note de presentation CHAIRE UNESCO MONS HAINAUT, UNESCO, Paris, 2002.
  308. POTH, J., Note de presentation CHAIRE UNESCO MONS HAINAUT, UNESCO, Paris, 2003.
Заполнить форму текущей работой