Некоторые аспекты метонимического переноса значения в наименованиях групп лиц
Мы спорим с некоторыми положениями Дж. Лакоффа, который говорит о том, что одна из когнитивных моделей, а именно пропозициональная модель восприятия и воспроизведения действительности, лишена эмотивности. Мы утверждаем, что пропозиция, заключенная в НГЛ, эмотивна по определению функции рекламы, единицей которой является НГЛ, что доказывалось ранее. Иными словами, НГЛ, представляющее собой… Читать ещё >
Некоторые аспекты метонимического переноса значения в наименованиях групп лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Постановка проблемы. Проблема, разрабатывающаяся в статье, — описание метонимического переноса значений номинаций групп лиц (далее — НГЛ). Материалом исследования являются наименования разнообразных групп людей, творческих, профессиональных коллективов, интернет-групп, организаций, партий, в частности, номинации групп КВН «Славянские пистоны», «Веселые ребята», «Психиндустрия», «Синдикат», номинации детских творческих коллективов «Земляничная поляна», «Жаворонушки», «Мечта», «Фарт», номинации рок-групп «Аврора», «А-студио», «Торнадо», «Декабрь», «Дельфин», «Дельта», «Шаги командора», «Шиншиллы», «Шмели», номинации коммерческих организаций «Блиц-информ», «Билайн», «Нинель», номинации политических организаций «Удар», «Свобода», «Яблоко» и другие.
Теоретической базой исследования послужили отечественные и зарубежные работы, рассматривающие лингвостилистические, прагматические, семантико-лексические, когнитивные аспекты функционирования языковых единиц [1−5]. Актуальность и новизна исследования обуславливаются неразработанностью проблемы, необходимостью дополнительных исследований в сфере антропонимики, отсутствием комплексного описания наименований групп людей, а также отсутствием типологии НГЛ.
В цели и задачи статьи входит охарактеризовать основные типы и типологию НГЛ.
Изложение основного материала. Наиболее значимыми стилистическими приемами образования НГЛ, по нашим наблюдениям, являются метонимия и метафора. Рассмотрим их функционирование подробнее. Эти стилистические явления связаны с идеализированной когнитивной моделью (далее — ИКМ). Существуют четыре типа ИКМ:
- 1) пропозициональная;
- 2) образно-схематическая, которая характеризует структуру языка, мысли [1, с. 209];
- 3) метафорическая;
- 4) метонимическая модель, которая характеризует отображения, использующие структурные модели.
По нашим наблюдениям, в АП используются метафорическая, метонимическая и пропозициональная модели.
Дадим характеристику каждой из этих моделей применительно к нашему материалу. Метонимическая модель, согласно Дж. Лакоффу, имеет следующие характеристики: существует концепт-«мишень» А, который должен для некоторой цели получить понятную интерпретацию в некотором контексте [5, с. 121]. Целью можно считать коммуникацию, а любым общением — обмен информацией о действительности, реальной или воображаемой. Таким образом, концепт продуцента служит для цели общения — обмена информацией — и в контексте общения. В метонимической модели часть признака замещает все признаки означаемого предмета (объекта реальности). Приведем примеры: ООО «Сибирь», АО «Триада».
Метафорическая модель, то есть модель ИКМ метафорического осмысления действительности, при котором признаки и суть одних вещей понимаются через признаки и свойства других, широко используется для создания таких НГЛ (приведены примеры групп сети Интернет), как «Хоккей — это жизнь»; «Дети — это счастье!»; «Дети — цветы жизни!»; «Ты — плюшевый!»
Пропозициональная модель как модель некоего суждения о реальной или воображаемой действительности отображена в таких примерах НГЛ: «Никто замуж не берет»; «Такие важные слова»; «Капкан… Бойтесь своих желаний. Они сбываются». В языковом выражении эти НГЛ являются предложениями.
Мы спорим с некоторыми положениями Дж. Лакоффа, который говорит о том, что одна из когнитивных моделей, а именно пропозициональная модель восприятия и воспроизведения действительности, лишена эмотивности. Мы утверждаем, что пропозиция, заключенная в НГЛ, эмотивна по определению функции рекламы, единицей которой является НГЛ, что доказывалось ранее. Иными словами, НГЛ, представляющее собой фрейм-рамку (минимум с двумя участниками: номинатором и реципиентом) и всегда преследующее цель (воздействие на реципиента) заключает в себе пропозицию — суждение о характере продукта данной группы людей, саморекламирующих себя в коммерческом наименовании и желающих привлечь коммуникантов в некоммерческих наименованиях.
По нашим наблюдениям, в пространстве НГЛ используется метонимическая модель (для всего пространства имен в массиве НГЛ), поскольку наименование мы рассматриваем как использование части признака для обозначения целого. Например, НГЛ ООО «Кит», используемое для наименования группы лиц, несет в себе значение, присущие слову «кит»: мощь, величие, превосходство. Однако группа лиц, несомненно, обладает и другими качествами, кроме тех, которые могут ассоциироваться с наименованием; то есть происходит процесс наименования вообще как метонимический перенос значения, при котором часть замещает собой целое.
Мы считаем правомерным причислить прием имянаречения к метонимии; в коротком, лаконичном наименовании возможным является назвать только одно из своих достоинств (или недостатков). Называясь ООО «Надежда и вера», группа лиц, конечно, обладает также другими качествами, которые пополнят список (например, надежностью, лояльностью, умением идти навстречу и так далее). Однако по такому частичному признаку, как «надежда, вера», реципиенты будут воспринимать носителей наименования. Таким образом, часть признаков заменяет все признаки — использован метонимический прием, метонимическая ИКМ.
Метонимическая модель, согласно Дж. Лакоффу, дает наибольшее число прототипов. Дж. Лакофф [1] отмечает, что большинство метонимических моделей являются моделями индивидных вещей (не категорий); он называет обнаруженные им типы метонимических моделей. Согласно Дж. Лакоффу, метонимическая ИКМ имеет подтипы: 1) социальные стереотипы; 2) образцы; 3) идеализированные примеры; 4) выделяющиеся примеры. Иными словами, речь идет о категоризации действительности [1]. Номинаторы сводят категории действительности в классы и подклассы.
Тип «социальные стереотипы» представляет категорию в целом; обычно социальные стереотипы осознаются и часто являются предметом публичных дискуссий [1, с. 121]. Нами наблюдается создание метонимической ИКМ — социального стереотипа в следующих наименованиях ИГП: адвокаты, автолюбители, студенты, супруги, собутыльник, милиция.
Внутри типа «социальные стереотипы» выделяем такие виды:
- а)благополучный социальный тип (красавец на мерсе, леди-босс);
- б)социальный стереотип с выделением профессиональной принадлежности (холостяки и холостячки, юристы, стилисты и парикмахеры);
- в)негативный социальный стереотип (собутыльник, без цензуры).
Следующим типом метонимической ИКМ (согласно Дж. Лакоффу) являются «типичные примеры». Типичные члены категории используются бессознательно и автоматически. При этом скажем, что в массиве наименований НГЛ можно найти, возможно, лишь единичные примеры, так как продуценты не бессознательно выбирают имя, а наоборот, желая выделиться из общего числа носителей. Возможно, примеры «Клуб лучших жен!» (группа, обсуждающая типичные для жен проблемы: приготовление блюд, соблазнение и удовлетворение мужей, уход за внешностью, воспитание детей) и «Простые люди» можно отнести к типичным.
Следующим типом метонимической ИКМ, описанным Дж. Лакоффом, является категория «идеалы». Многие категории осмысляются в терминах абстрактных идеальных случаев, которые могут не быть типичными или стереотипными [1, с. 122]. В рассматриваемом нами массиве можно найти следующие примеры ИКМ «идеалы», в которых концепт «идеальности» активирует такая языковая форма, как превосходная степень прилагательных: ИГП «Самые лучшие девчонки», «Самые красивые девчонки и самые крутые мачо», ООО «Лучшая компания».
Идеалы рассматриваются как обладающие всеми положительными качествами неидеальные случаи [1, с. 124]. Примерами ИКМ-идеалов являются такие: идеальная жена, настоящие мужчины.
Следующим типом метонимической ИКМ является тип «образцы» [1, с. 124]. Огромное количество наших действий связано с образцами. Нас интересуют биографии великих людей. Мы используем образцы как модели, на которых основываются наши действия [1, с. 121] (поведение, в том числе языковое). Мы относим к образцам прецедентные имена, например: Наруто, Михаил Круг, Александр Розенбаум и другие. С точки зрения языковых средств выражения, как видим, используются антропонимы литературных произведений (сюда относим также героев художественных фильмов, анимэ, певцов, литературных деятелей). Между ИКМ «идеалы» и «образцы», как мы полагаем, находится тонкая грань. К ИКМ «идеалы» Дж. Лакофф причисляет те примеры, которые являются «абсолютными идеалами», тогда как образцы воспринимаются как таковые меньшей группой реципиентов.
Следующими типами метонимической ИКМ являются типы «генераторы» и «субмодели» (в терминологии Дж. Лакоффа) [1, с. 121]. Дж. Лакофф объясняет их как категории, понимаемые через центральные члены или через субкатегории (натуральные числа, десятичные дроби и так далее). В нашем случае, например, кисло-сладкий можно отнести к типу «генераторы», поскольку «кисло-сладкий» осмысливается нами через центральный член категории «сладкий» и через субкатегорию «кислый». Также к типу «генераторы» и «субмодели» относим категорию цветов и оттенков.
В качестве следующей метонимической ИКМ мы вслед за Дж. Лакоффом называем тип «выделяющиеся примеры». Сюда отнесем такие ИП, как Джонни Депп.
Все когнитивные модели имеют когнитивный статус, то есть используются в процессе мышления. Все они создают прототипические эффекты, демонстрируют сходные свойства в пределах категории, раскрывают наносмыслы (то есть мельчайшие оттенки в значении слова).
Антономасия как вид метонимии являет собой прием перенесения имени (свойств) одного имени на другое имя. При использовании этого приема происходит переход собственных имен в нарицательные: ООО «Казанова», Клуб «Дон Жуан».
Может возникнуть вопрос, касающийся соотношения когнитивных моделей и календарных имен. Мы считаем, что НГЛ — календарное имя (как и вообще любое имя) являет собой также метонимическую модель, поскольку каждое календарное имя имеет свою этимологию, восходящую к истории и философии. Так, например, имя интернет-группы людей «Владимир» (группа объединяет лиц, имеющих имя Владимир) происходит от словосочетания «владеть миром», то есть ассоциируется с такими качествами, как «властный, сильный, могущественный». Объективно человек может обладать (и, несомненно, обладает) не только и не обязательно этими чертами, но и многими другими. Можно предположить и перечислить их, и список будет длиннее, чем «властный, сильный, могущественный».
В массиве НГЛ имеем большое количество примеров использования антономасии: НГЛ АО «Снежная королева», ООО «Салон красоты «Элизабет», АО «Геракл», ООО «Добрыня», команда КВН «Диоген», Федор Двинятин и подобные.
Выводы
метонимический наименование лингвистика Отметим, что в данном случае ставшие нарицательными Казанова, Дон Жуан в АП снова приобретают статус имени собственного, став наименованиями групп лиц. Таким образом, происходит метонимический перенос частичных признаков для обозначения целого (всех признаков личности) в номинативном знаке НГЛ.
метонимический наименование лингвистика.
- 1. Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении / Дж. Лакофф. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 876 с.
- 2. Чернейко Л. Имя собственное как результат индивидуального творчества и как объект авторского права / Л. Чернейко // Изобретательство. — 2002. — № 8. — С. 69−79.
- 3. Lakoff G. Linguistic gestalts / G. Lakoff // Papers from the regional meeting of the Chicago linguistic society. — Chicago: Chicago University, 1977. — V. 13. — P 236−287.
- 4. Lakoff G. Metaphors we live by / G. Lakoff, M. Johnson. — Chicago; London, 1980. — 242 p.
- 5. Lakoff G. Women, fire and dangerous things…, what the categories reveal about mind / G. Lakoff. — Chicago: University of Chicago, 1987. — 578 p.