Специфика и генезис жанра фэнтези
В настоящее время фэнтези (Fantasy — от англ. «фантазия») давно уже перестало быть лишь литературным жанром, образовав целое художественное направление, охватывающее другие виды искусства: живопись (Артур Брагинский, Жозефина Уолл и другие), кино («Властелин Колец», «Десятое королевство» и другие), музыку (Канцлер Ги, Элессар, Blind Guardian, Summoning и другие). Кроме того, фэнтези имеет свое… Читать ещё >
Специфика и генезис жанра фэнтези (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В настоящее время фэнтези (Fantasy — от англ. «фантазия») давно уже перестало быть лишь литературным жанром, образовав целое художественное направление, охватывающее другие виды искусства: живопись (Артур Брагинский, Жозефина Уолл и другие), кино («Властелин Колец», «Десятое королевство» и другие), музыку (Канцлер Ги, Элессар, Blind Guardian, Summoning и другие). Кроме того, фэнтези имеет свое практическое воплощение — на основе текстов фэнтезийных произведений клубы ролевого моделирования претворяют в жизнь фэнтези-сценарии в виде своеобразных сценариев — ролевых игр.
Тем не менее, несмотря на популярность, у жанра фэнтези до сих пор нет общепринятой трактовки. Возможно, это связано с существованием нечеткой границы с другим литературным направлением — научной фантастикой.
К. Мэнлав утверждает, что традиционно сюжет научной фантастики основан на выяснении, «открытии чего-либо нового», а сама она «ориентирована в будущее», и даже если жанр научной фантастики и не имеет дело с наукой, то обязательно с технологией или с тем уровнем сознания, который отвечает за технологический прогресс — интеллект, сознательное «я» [Manlove, 1986, 5].
В научной фантастике фантастическое подробно обосновано, логично и тщательно «вписано» в реальность. Как отмечает С. Н. Плотникова, в научной фантастике фантастический денотат не нарушает внутреннюю структуру обычного художественного мира. «Такой денотат привносится в обычный мир как научное достижение и „обрабатывается“ этим миром, ассимилируется им» [Плотникова, 2005, 268].
О.С. Бочкова указывает, что особенность жанра научной фантастики состоит в том, что «автор предлагает некое научное допущение и далее строит вокруг него ту картину мира, которая, по его мнению, сложится при существовании данного допущения, предлагая, таким образом, иную модель социальной реальности» [Бочкова, 2003].
В целом, нам кажется возможным разграничить эти два литературных направления, основываясь на этимологии терминов «фэнтези» и «научная фантастика» .
Слово fantasy переводится с английского как «фантазия, воображение, иллюзия», в то время как science fiction дословно означает «научный вымысел». Если сравнить переводы этих терминов, можно сделать вывод об определенной разнице между двумя понятиями, и, соответственно, направлениями, что, несомненно, сказывается и на лексической наполняемости произведений.
В целом, фэнтези можно определить как произведения, включающие существ и события, которые не могут существовать в реальной жизни. Такие работы могут начинаться «реалистично, но вскоре они оборачиваются историями, которые не могут случиться в реальности» [WBE, 1992, 362]. Однако и данное определение требует уточнений.
Евгений Дрозд в своей статье «Фэнтези: пробуждение спящих богов» приводит следующее определение фэнтези: «Фэнтези можно охарактеризовать как современную сказочную литературу, написанную в Новом времени для современного читателя. Это романы и рассказы о волшебниках и героях, драконах, эльфах, демонах, гоблинах и гномах, о магических перстнях и зарытых сокровищах, утонувших континентах и забытых цивилизациях с использованием реально существующей или выдуманной мифологии» [Дрозд, 1997, 15]. Однако данное определение отражает лишь поверхностные характерные черты фэнтези.
С.Н. Мэнлав объясняет фэнтези как «литературу, вызывающую чудо, содержащую обязательный и значительный элемент сверхъестественного, нереального, с которым смертные персонажи или читатели взаимодействуют хотя бы частично» [Manlove, 1975, 10].
Это определение основывается на понимании фэнтези Дж. Р. Р. Толкиеным, который говорит о fairy stories в своем эссе «О волшебных сказках». Он указывает на «важность чуда и необходимость не поддающихся рациональному объяснению фантастических событий в повествовании» [Tolkien, 2001, 12].
Кроме того, профессор Толкиен говорит о четырех главных функциях фэнтези: fantasy (фантазия), recovery (исцеление), escape (бегство) и consolation (утешение). Особую важность он придает «чуду и непременному наличию фантастических элементов в произведении, не поддающихся рациональным объяснениям» [Tolkien, 2001, 15].
В свою очередь, Дж. Тиммерман выделяет следующие составляющие произведений жанра фэнтези: история, обыкновенные персонажи и героизм, другой мир, магия и сверхъестественное, борьба Добра и Зла, испытание. История динамична, и в ходе сюжета эмоционально или психологически вовлекает читателей в действие: «а story moves from a beginning, through a middle, to an end, and in the process emotionally or psychologically moves the reader». Фэнтези не предлагает читателям мораль, нравоучения: «fantasy never attempts to offer the reader a «moral» «[Timmerman, 1983, 29].
Как и в научной фантастике, в фэнтези применяется элемент фантастического. Существует два подхода к пониманию фантастического. Предельно широкое определение предлагает Э. Рабкин: «поворот на 180 градусов всех правил, действующих в вымышленном мире» [E. Rabkin, 1976, 41].
Э. Рабкин говорит о фэнтези как о «диаметральной контрадикции» по отношению к правилам реального мира, вне зависимости от того, определяется ли реальность внутри самого текста или вне его [Rabkin, 1976, 57].
Он отмечает, что настоящее фэнтези представляет собой «произведение, в котором постоянно нарушаются внутренне установленные правила» [Rabkin, 1976, 84].
Ц. Тодоров определяет фантастическое как «колебание, испытываемое человеком, который, зная только естественные законы, сталкивается с явно сверхъестественным событием» [Todorov, 1973, 25].
Фантастическое предстает как неразрешимое колебание между удивительным (сверхъестественным) и рациональным объяснениями явно сверхъестественных событий повествования. В отличие от Ц. Тодорова, Дж. Толкиен в «О волшебных сказках» утверждает, что всякое колебание или неуверенность в реальности событий произведения в конечном итоге разрушит собственно его назначение. В мире фэнтези чудесное не фантастично, оно обыкновенно и не противоречит законам обыденной реальности. Фантастическое должно преподноситься как правда.
Предметом фэнтези является человеческая душа, именно поэтому основной темой произведений жанра фэнтези является тема путешествия внутрь себя, в свой уникальный внутренний мир: «из темной пещеры иллюзий к свету познаваемой реальности и от своего бытия вовне к собственной душе. Путешествие внутрь, к душе, предполагает экзистенциальную свободу Постижение героями собственной души есть путешествие к абсолютной свободе — к осознанию того, что жизнь определяется событиями без цели и значения» [Райт, 2005, 268].
Дж. Тиммерман выделяет следующие составляющие произведений жанра фэнтези: история, обыкновенные персонажи и героизм, другой мир, магия и сверхъестественное, борьба Добра и Зла, испытание. Он утверждает, что «история требует сюжета, развития событий, эмоционального или психологического вовлечения читателей в действие» [Timmerman, 1983, 28].
Герой сам должен сделать выбор, на какую сторону ему придется ступить. Сделав выбор, он уже не принадлежит сам себе, являясь держателем духовных и интеллектуальных сил. В конечном итоге герой побеждает зло, баланс природы сохраняется, но цена может быть велика, так как для фэнтези характерна несвойственная сказкам неожиданная развязка как, например, смерть героя или уход в другой мир.
Авторы произведений фэнтези создают и будут создавать другие вымышленные миры; это является «необходимостью, обусловленной принадлежностью к данному жанру» [Slusser, 1989, 9].
Вымышленные миры представляют собой не просто «переструктурированную реальность, но параллельную реальность, которая позволяет заново осознать уже известное, открывает новые перспективы обычного мира» [Timmerman, 1983, 2].
Мир фэнтези соотносится с нашим миром. Это мир, в котором герои сталкиваются с теми же страхами, дилеммами, выборами, что и в обычном мире. Специфика мира фэнтези в том, что герои более открыто «противостоят духовной реальности, которая часто игнорируется в нашем мире фактов» [Timmerman, 1983, 49].
Герои фэнтези действительно переживают испытания, решают проблемы и, что самое главное, коммуницируют, как и люди в реальном мире. В фэнтези эти элементы жизни более «выпуклые», поданные в «чистой» форме. Именно благодаря этому обнажаются социальные и речевые механизмы, которые в реальной жизни редко, когда присутствуют в столь явном виде. Благодаря элементу фантастического создаются ситуации, когда одни персонажи получают безграничную власть, выраженную сверхсилой, и, в силу своей авторитарной сущности, начинают выстраивать четкие иерархические отношения, для поддержания которых они пользуются различными риторическими приемами.
- 1. Власть присутствует не только на уровне социальных институтов, но и на межличностном уровне. Механизм власти проявляется в иерархических отношениях, которые неизменно возникают в межличностном взаимодействии. В зависимости от коммуникативных интенций, два индивида, находящиеся либо на одной, либо на разных ступенях иерархичной социальной лестницы, будут влиять, оказывать друг на друга воздействие с помощью различных риторических приемов.
- 2. Авторитарная личность отличается комплексной структурой, поэтому неверно воспринимать это понятие исключительно с негативной точки зрения. Авторитарная личность обладает рядом положительных свойств, таких как самоконтроль, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, сознательность и т. д. Вместе с тем в рамках авторитарности как личностного свойства присутствуют связи, во-первых, регулятивными свойствами, волевыми и эмоциональными, что создает необходимую психологическую базу для устойчивого функционирования авторитарной личности в социуме. Во-вторых, с коммуникативными свойствами, которые в ходе коммуникации способствуют вербальному проявлению.
- 3. Авторитарность влияет на язык, который использует персонаж, что является отражением коммуникативных свойств его личности. Речь авторитарного персонажа может носить как монологичный характер, что является следствием незаинтересованности в понимании, а лишь заинтересованностью в подчинении, так и диалогичный, потому что власть персонажа может не являться абсолютной, и ему, так или иначе, придется вступать в диалог с адресатами и применять все свои коммуникативные способности для того, чтобы достичь своей цели.
- 4. Риторика может быть названа авторитарной в том случае, когда говорящий, в соответствии с определенной коммуникативной интенцией, использует риторические средства для достижения определенной цели путем оказания воздействия на слушающего, при этом личность говорящего имеет выраженную авторитарную доминанту, а в некоторых случаях интересы собеседника не находятся в фокусе внимания говорящего.
- 5. Жанр фэнтези, благодаря присущему элементу фантастического, позволяет создать такие произведения, в которых иерархизация отношений между обычными людьми и сверхсуществами позволяет обнаружить такие риторические приемы и средства, которые в реальной жизни не столь очевидны.