Профессиональные качества учителя
Развивая дальше это положение, определим имидж как осознанное явление (выражение вовне) сущности профессионального качества. Причем явление, принадлежащее символической реальности как цель и/или результат усилий, направленных на выявление определенных качеств субъекта и осознанную презентацию их целевой аудитории в условиях деловой или массовой коммуникации. Деятельность учителя, будучи… Читать ещё >
Профессиональные качества учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Широко известна и часто цитируется фраза К. Д. Ушинского о необходимости знать человека во всех его отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях. Полтора века она актуализирует проблему всестороннего изучения педагогом своих подопечных. Гораздо меньше внимания уделяется в теории и на практике другой стороне вопроса: о необходимости педагога «оборотиться на себя», как потенциальный предмет профессионального преобразования. У Шекспира в «Гамлете» есть замечательная по глубине сцена, весьма далекая от образовательных проблем, но к которой не грех время от времени обращаться любому педагогу. Обратимся к тексту:
«…Гамлет: Не сыграете ли вы на этой дудке?
Гильденстерн: Мой принц, я не умею…
Гамлет: Это так же легко, как лгать; управляйте этими отверстиями при помощи пальцев, дышите в нее ртом, и она заговорит красноречивейшей музыкой. Видите — вот это лады.
Гильденстерн: Но я не могу извлечь из них никакой гармонии; я не владею этим искусством.
Гамлет: На мне вы готовы играть; вам кажется, что мои лады вы знаете; вы хотели бы исторгнуть сердце моей тайны; вы хотели бы испытать меня от самой низкой моей ноты до самой вершины моего звука; а вот в этом маленьком снаряде — много музыки, отличный голос; однако вы не можете сделать так, чтобы он заговорил. Черт возьми, или на мне легче играть, чем на дудке? Назовите меня, каким угодно инструментом, — вы хоть и можете меня терзать, но играть на мне не можете…".
К сожалению, у некоторых педагогов в сознании существует иллюзия возможности играть на своих учащихся (в своих учащихся). В то время как они не способны извлечь необходимые «звуки и мотивы» даже из себя. Технологичность как способность производить запланированные изменения, во многом обусловлена целостностью осознания себя как особого педагогического инструмента. Инструмента, способного не только производить позитивные изменения, но и становиться по отношению к другим людям орудием огромной разрушительной силы. Таким образом, перед педагогом встаёт задача грамотного предъявления и использования этого инструмента [9, c.13].
Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально — личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими.
Пытаясь выстроить смысловой ряд, образующий семантическое поле термина «имидж», мы сразу обнаруживаем, что в русском языке существует немало других слов, выражающих формы восприятия обществом окружающих людей. Образ (в значении «вид», «облик») как «впечатление», или «наглядное представление», связанное с «ранее пережитым восприятием» или «воображаемое». От этого один шаг до «фантазий и домыслов» о сути человека, а от них — до кажущейся «мнимости» представления, родственной «мнению». Если собрать всё это воедино, мы оказываемся в пространстве другой реальности — символической, также являющейся органической частью человеческой культуры. Зачем же понадобилось вводить в уже существующий обширный лингвистический круг еще одно понятие «имидж»? Может быть, именно для того, чтобы более чётко обозначить необходимость гармонизации явления и сущности профессионального качества.
Развивая дальше это положение, определим имидж как осознанное явление (выражение вовне) сущности профессионального качества. Причем явление, принадлежащее символической реальности как цель и/или результат усилий, направленных на выявление определенных качеств субъекта и осознанную презентацию их целевой аудитории в условиях деловой или массовой коммуникации. Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. Например, школьный учитель утром выходит к ученикам, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытый урок приходят методисты, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером — родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами взрослых людей.
Размышляя об отражении профессионального качества в имидже, особо стоит задуматься над его соответствием преподаваемой предметной области. Речь идёт о соотнесении «образа учебного предмета» и индивидуально-личностного стиля профессиональной деятельности учителя. В этом плане, очевидно, что словесник призван тщательно работать над культурой речи, красотой письма, манерой обращения с книгой. Преподаватель иностранного языка — не только над фонетикой, мелодикой, точностью произношения, но и над соответствием манеры общения, антуража, сопровождающих его появление в аудитории, культуре той или иной страны. Преподаватели физической культуры или валеологии — быть наглядными носителями здорового образа жизни. Школьный психолог не демонстрировать собственных комплексов в сфере межличностной коммуникации. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образования. Его имидж становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения прелестью предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь [3, c.157].
Особо хочется подчеркнуть имиджевое значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии. Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия в системе повышения квалификации, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже в какойто мере демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений.
Главное условие успешности педагогической деятельности — самоанализ. Постоянное теоретическое образование и практика — очевидные условия самоанализа. Результатом самоанализа становится проект обучающей деятельности. Иными словами, учитель планирует свое поведение на уроке, выбирает варианты общения с классом, прогнозирует возможные реакции учеников на собственные действия.
Известный методист П. А. Баранов выделил следующие важнейшие профессионально-педагогические умения учителя истории:
- 1. определять уровень личностного развития учащихся (сформированность их личностных функций);
- 2. ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;
- 3. видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды дейтельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач;
- 4. использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории;
- 5. побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала;
- 6. создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием;
- 7. применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов;
- 8. планировать и проводить систему уроков, на протяжении которых последовательно развертывается значимая для учащихся коллизия, ставится проблема, требующая коллективных усилий для ее решения;
- 9. применять гуманитарно-ориентированные образовательные технологии, при которых востребовались бы личностные (гуманитарные качества) ученика, его стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию усвоения истории, попытаться истолковать исторические явления;
- 10. усложнять формы работы, познавательно-проблемные задания и требования к учащимся по мере развития их самостоятельности, креативности при изучении истории.
Таким образом, учитель истории (профессионал) — это человек, способный выстроить траекторию своего духовного, личностного и профессионального роста, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности. Его долгом является воспитание гражданственности, уважения к прошлому, привитие нравственных принципов. Сегодня необходимы активная жизненная позиция, умение мыслить и излагать свои мысли [1, c.7].