Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и методика базовой информационной подготовки будущих учителей физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С. А. Жданов, Э. И. Кузнецов отмечают необходимость пересмотра содержания информационной общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов в связи с современными тенденциями развития информатики, отражающими переход к новой парадигме программирования и построение на ее основе информационных технологий. Предлагается концепция построения системы курсов по информатике, базирующихся на едином… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 13.00.02 — теория и методика обучения информатике
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • Су " !¦
  • НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ доктор педагогических наук, профессор Кузнецов Э. И
  • Москва
  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
    • 1. 1. Этапы развития информатизации образования
    • 1. 2. Особенности системы информационной подготовки учителей физики
    • 1. 3. Базовая информационная подготовка учителя физики
      • 1. 3. 1. Принципы и методы отбора содержания базового курса информатики
      • 1. 3. 2. Математическая информатика как средство анализа структуры и содержания базового курса информатики
    • 1. 4. Возможности информационного моделирования при решении учебных задач с использованием компьютера
    • 1. 5. Информационная модель учебной задачи и её анализ средствами математической информатики
    • 1. 6. Психолого-педагогические основы базовой информационной подготовки учителей физики
  • Выводы по 1 главе
  • ГЛАВА 2. ОСНОВЫ БАЗОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
    • 2. 1. Содержание базового курса информатики
    • 2. 2. Возможности использования информационной модели задачи при обучении информатике
    • 2. 3. Методика применения информационной модели задачи в изучении базового курса информатики
    • 2. 4. Учебные задачи базового курса информатики
    • 2. 5. Ход и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по 2 главе

Содержание и методика базовой информационной подготовки будущих учителей физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс информатизации представляет собой одну из закономерностей социального и научно-технического прогресса, открывая перед обществом новые перспективы развития всех общественных структур и отношений каждой страны и всего мирового сообщества.

Информатизация, как известно, базируется на широком внедрении компьютеров, информационно-коммуникационных средств, глобальных информационных сетей во все сферы человеческой деятельности. Это создает не просто новые условия труда, но и информационную среду обитания человека, новый тип его отношений с миром.

Образование, как одна из фундаментальных систем деятельности человека, не должно оказаться вне сферы влияния информационных процессов.

Новая политика в области информатизации образования провидится в связи с пересмотром планов и результатов десятилетнего практического опыта массового внедрения курса информатики на всех уровнях образования, с необходимостью решения задач стандартизации образования и значительным прогрессом в области информационных и коммуникационных технологий.

Основные положения государственной политики в области информатизации образования были сфомулированы в Национальном докладе РФ «Политика в области образования и новые инфомационные технологии» на втором Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся 1−5 июля 1996 г. в Москве [115.1].

Среди многообразия вопросов отмечался вопрос о необходимости выполнения широкомасштабного проекта по совершенствованию системы подготовки и переподготовки преподавательских кадров в области новых информационных технологий. Предлагались направления подготовки специалистов по информатике: от школы до вуза и курсов переподготовки.

Важная роль в этом процессе принадлежит учителю-предметнику, который несет ответственность за формирование культуры труда, навыков использования современных средств производства, творческого подхода к решению проблем, что невозможно без применения информационных технологий.

Следовательно, основная задача информационной подготовки учителя — формирование у него знаний, умений и навыков использования информационных методов в своей предметной области.

Вопросам информатизации образования в нашей стране и за рубежом уделяют большое внимание не только специалисты по информатике, но и педагоги, дидакты, психологи, методисты.

В 60-е годы в содержание общего образования был включен раздел «Основы программирования и ВТ», выпущены первые учебники по программированию и разработана методика обучения (Э.И.Кузнецов [97], В. М. Монахов [118], Р. С. Гутер [46], А. Л. Брудно [23], Г. А. Звенигородский [70, 71] и др). Проанализированы возможности изучения программирования в школе. (А.П.Ершов [53, 54, 56]).

Психолого-педагогические основы информатизации образования исследованы Г. А. Баллом [11], Е. И. Машбицем [116], П. А. Гальпериным [34], М. Ф. Талызиной [154] и др.).

Теоретические и практические изыскания, проводимые с 60-х годов учеными различных городов СССР (Москвы, Ленинграда,.

Новосибирска и др.), позволили к середине 80-х годов разработать содержание и методику преподавания основ информатики и ВТ (Г.А.Бордовский [21, 22], А. П. Ершов [58], В. Г. Житомирский [66], В. А. Извозчиков [21, 22], А. А. Кузнедов [92], Э. И. Кузнецов [94], М. П. Лапчик [108], В. В. Щенников [172] и др.). Это дало возможность ввести курс «Основы информатики и вычислительной техники» в систему образования на разных уровнях: в школах, в вузах, институтах повышения квалификации.

Анализируется роль информатизации в социальной сфере, проблемы искусственного интеллекта, гуманитарные проблемы информатизации (Е.И.Велихов [28], А. А. Дороницын [50] и др.).

Обоснована возможность применения компьютера для интенсификации учебного процесса (А.А.Абдукадыров [1], Б. С. Гершунский [38], А. А. Кузнецов [90] и др.). Исследуются вопросы возрастного уровня изучения информатики (Ю.А.Первин, Я. Зейдельман и А. А. Дуванов [131] и др.). Предлагаются классификации педагогических программных средств и дидактические требования к ним (Б.С.Гершунский [38], Е. И. Машбиц [117], И. В. Роберт [144], А. С. Лесневский [113] и др.). Разрабатывается система теоретической и методической подготовки учителей информатики (Э.И.Кузнецов [94], М. П. Лапчик [109], М. В. Шведский [170] и др.).

Выпущены новые учебники и учебные пособия (Я.А.Ваграменко [26], АГ. Гейн [36, 37], С. Г. Григорьев [44], Э. И. Кузнецов [99, 100, 161], А. Г. Кушниренко [101,102] и др.).

Интенсивно проводятся исследования по вопросам внедрения информационных технологий в учебный процесс (М.И.Жалдак [59], С. А. Жданов [95, 96], И. В. Роберт [144] и др.).

Исследуются возможности применения информационных технологий: при обучении физики (А.Атабаев [9], Л. В. Дерягин [48.1], Д. В. Жуков [67], З. А. Лапитов [104], В. В. Лаптев [106], А. В. Смирнов [150] др.) — для создания дидактических условий в подготовке учителей (Г.В.Абрамян [2], И. В. Алехин [3], В. Ф. Горбенко [41], Р. А. Жаренкова [61], Г. А. Кручинина [89] и др.).

Проблемы использования информационного моделирования при обучении информатике затрагиваются в работах В. К. Белопгапко [13, 14], Т. Б. Захаровой [69], А. С. Лесневского [14,15], Е. А. Васениной [26.1]. В последнее время появились исследования по проблеме формирования информационной подготовки учителей-предметников (В.А.Ковтун [85], И. В. Симонова [148], М. В. Когут [86], ИМ. Шмаков [168]).

Большинство специалистов, практически реализующих информационную подготовку будущих учителей физики, в своих исследованиях отмечают целесообразность применения информационных технологий на всех этапах его подготовки, а также при любых формах преподавания (лекции, семинарские, лабораторные, практические занятия, физический практикум, эксперимент, внеклассная работа и т. д.).

Немногочисленны исследования, которые рассматривают процесс базовой информационной подготовки будущих учителей физики во взаимосвязи с остальными компонентами их подготовки. Поэтому проблема приведения информационной подготовки учителя физики в соответствие с требованиями современного развития образования актуальна.

В начальный период информатизации образования первыми проводниками этих идей в школах, вузах и на ФПК были в основном учителя физики и математики. В тот период незначительное внимание уделялось информационной подготовке учителей различных специальностей, так как стояла задача ликвидировать компьютерную безграмотность. Традиции практически равнозначного подхода к информационной подготовке учителей различных специальностей сохранились.

В докторской диссертации Кузнецова Э. И. разработана теоретическая модель и методическая система подготовки студентов педагогического института в сфере информатики и вычислительной техники, которая может послужить основой для разработки системы информационной подготовки учителей различных специальностей.

С.А.Жданов, Э. И. Кузнецов отмечают необходимость пересмотра содержания информационной общеобразовательной и профессиональной подготовки студентов в связи с современными тенденциями развития информатики, отражающими переход к новой парадигме программирования и построение на ее основе информационных технологий. Предлагается концепция построения системы курсов по информатике, базирующихся на едином теоретическом подходе, в основу которого положено понятие информационной модели.

Информационную подготовку, которую получает будущий учитель физики на 1-ом и 2-ом курсах обучения в вузе, мы назвали в своем исследовании базовой информационной подготовкой учителя физики.

В рамках нашего исследования сделана попытка теоретически обосновать и практически показать возможность приобретения будущими учителями физики базовых информационных навыков (разработка алгоритмов, моделей, программ и т. п.), с использованием методов математической информатики.

Структуру и содержание базового курса информатики определяет информационная поддержка задач (ИПЗ) этого курса, реализующая часть этой подготовки. Синтезируя вокруг данного типа задач практические и теоретические знания в области информатики и ВТ, определим это как информационную поддержку этого типа задач, что позволяит нам представить знания в более структурированной форме, как знания, которые необходимо сформировать у студента, чтобы он мог решать задачи предлагаемого типа.

Для анализа и эффективной реализации этой подготовки использовалась теория математической информатики (МИ), разработанная А. В. Чечкиным. Предметом исследования МИ являются интеллектуальные системы (ИС) различного назначения. Одним из базовых элементов ИС является ультрасистема, которая отражает феномен интеллекта и рассматривается как преобразователь семантической информации. Для математического описания такого преобразователя вводится понятие ульраоператора. Теория ультраоператора и является основой математической информатики, где ультраоператор понимается как система ультрарадикалов, терминальных и опорных радикалов.

Любая ИС имеет предметную, терминальную и информационную область. В исследуемой предметной области выделяются опорные множества и отношения между этими множествами. В совокупности они образуют опорный радикал (см. рис.1.). Соответственно, каждому опорному радикалу в информационной области строится ультрарадикал (см. рис.2.) (ЛБД—ЛБЗ—ЛБД), а терминальный радикал является является посредником между ультрарадикалом и опорным радикалом.

X С Y ЛБД ЛБЗ ЛБД.

Рис. 1. Рис. 2.

Обращение к теме исследования продиктовано стремлением приблизить содержание преподавания базового курса информатики для студентов-физиков к современному состоянию науки и найти пути наиболее эффективного введения новых методов информатики в процесс подготовки будущих учителей-предметников естественнонаучного цикла.

Все сказанное выше обусловило актуальность данного исследования, посвященного обоснованию и разработке содержания и методики базовой информационной подготовки будущих учителей физики.

Проблема исследования состоит в необходимости ликвидировать определенное несоответствие между уровнем развития современных методов и технологий информатики и степенью их интегрированости в базовую информационную подготовку учителя физики.

Целью исследования является разработка, теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности структуры базового курса информатики для будущих учителей физики, определение содержания и описание методики обучения информатике.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование информационных моделей задач на этапе моделирования при решении учебных задач, анализируемых методами математической информатики, позволяет повысить уровень базовой информационной подготовки будущего учителя физики.

Объект исследования — информационная подготовка учителей.

Предмет исследования — базовая информационная подготовка будущего учителя физики, для анализа структуры и содержания которой используются методы математической информатики.

Для реализации поставленных целей потребовалось решить следующие задачи: проанализировать особенности современного этапа информатизации образования и информационной подготовки учителя физики;

— определить содержание базовой информационной подготовки будущего учителя физики как ядро его информационной подготовки и исследовать возможности применения методов математической информатики для анализа данной системыисследовать целесообразность использования методов математической информатики для описания информационной модели задач в рамках базового курса информатики;

— описать методику применения информационных моделей задач и произвести отбор системы учебных задач;

— экспериментально проверить предлагаемую методику.

При решении задач исследования использовались следующие методы: изучение и анализ методической, психолого-педагогической, дидактической литературы по проблеме исследованияа также учебно-программной документации, регламентирующей объем и содержание базовой информационной подготовки учителя физики.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— показаны возможности применения методов математической информатики для анализа структуры и содержания базовой информационной подготовки учителя физики, а также структуры и содержания информационных моделей задач.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании целесообразности использования методов математической информатики для анализа информационной модели задач на этапе моделирования при решении учебных задач с использованием компьютера.

Практическая значимость определяется тем, что предложена методика обучения информатике будущих учителей физики с использованием информационных моделей задач анализируемых методами математической информатики.

На защиту выносятся:

1. Обоснование содержания и структуры базового курса информатики для студентов физических и физико-математических факультетов педуниверситетов.

2. Методика обучения информатике будущих учителей физики, основанная на использовании информационных моделей задач, анализируемых методами математической информатики.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на научно-методическом семинаре «Применение информационных технологий в педагогических исследованиях» при кафедре информатики и ДМ Mill У (1994;1998). Основные теоретические положения исследования были заслушаны на региональной студенческой научно-методической конференции «Применение ЭВМ в учебном процессе» в г. Махачкале 11−13 мая 1989 г., на семинаре «Практическая направленность дисциплин физико-математического цикла при подготовке учителя физики» Махачкала-Таганрог 25−28 сентября 1989 г., на международной конференции «Подготовка преподавателя математики и информатики для высшей и средней школы» г. Москва МПГУ 24−26 мая 1994 г. в Орехово-Зуево, на международной конференции в сентябре 1994 г, апрельских научных чтениях в МПГУ в 1996;1998 годах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основные результаты работы можно сформулировать следующим образом:

1. Проанализированы особенности современного этапа информатизации образования, и на основе этого анализа выявлены особенности информационной подготовки учителя физики. Для формирования информационной культуры учителя физики необходимо создать систему его информационной подготовки, в рамках которой выделить базовую информационную подготовку.

2. Перечислены основные этапы информационной подготовки учителя физики и определено содержание базовой информационной подготовки. Исследованы возможности применения методов математической информатики для анализа структуры и содержания курса информатики для будущих учителей физики.

3. Предложена методика применения информационных моделей задач и проведен подбор учебных задач базового курса информатики.' Показана целесообразность использования методов математической информатики для анализа информационных моделей задач.

4. Проведен эксперимент, подтверждающий эффективность данной методики.

Результаты проведенного исследования подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, согласно которой работа по улучшению обучения информатике будущих учителей физики будет эффективнее, если в рамках базового курса информатики использовать информационные модели задач, анализируемые методами математической информатики. Опытная проверка свидетельствует об эффективности предлагаемой данной методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненная диссертационная работа исследует пути решения проблем преподавания дисциплин цикла «информатика», а именно базового курса «Информатика и ВТ», с точки зрения устранения расхождений между содержанием образования и современным состоянием информатики как науки. Исследование посвящено методическим и содержательным вопросам обучения базовому курсу информатики для будущих учителей физики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдукадыров, А А. Теория и практика интенсификации подготовки учителей физико-математических дисциплин: Аспект использования компьютерных средств в учебно-воспитательном процессе: Автоореф. дис.. докт. пед. наук (13.00.02).- Ташкент, 1990. -37с.
  2. Г. В. Дидактические условия использования средств электронно-вычислительной техники в совершенствовании профессиональной деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. Спб., 1994. -с.
  3. И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования познавательных умений у будущих учителей: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Брянск, 1994. -с.
  4. Е.В. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие. М., 1996. — с.
  5. Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. — 304с.
  6. Н.М. Моделирование сложных систем. Киев: Наукова думка, 1968. — 88с.
  7. С.А., Степанова Т. П. Применение задач в процессе обучения физике: Учебное пособие. -М.:Прометей, 1991. 176с.
  8. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. -М.: Знание, 1970.-46с.
  9. А. Интенсификация лабораторно-практических занятий по физике с применением ВТ в вузе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Томск, 1991. 19с.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.:Педагогика, 1982.
  11. Г. А. Теория учебных задач. М.:Педагогика, 1990. — 184с.
  12. Бауер Ф.Л., Тод Г. Информатика. Вводный курс. М.:Мир, 1976.
  13. БелошапкаВ.К. Информационное моделирование. Омск, 1993.
  14. В.К., Лесневский А. С. Основы информационного моделирования // Информатика и образование. 1992. -N1. — С.6−30.
  15. В.К., Лесневский А. С. Мир как информационная структура//ИНФО. 1988. — N5. — С.3−6.
  16. .С. Решение задач по физике. Общие методы: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Высш. шк., 1986. -256 е.:
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989. 192 с.
  18. С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс // Педагогическая информатика. 1993. — N2. — С.5−10.
  19. .В. Кибернетика и логика. М.'Знание, 1971. — 48с.
  20. С.В. Вариативность повышения квалификации учителей в области НИТ: Автореф. дисс. канд. пед.наук. М., 1997.
  21. Г. А., Извозчиков В. А. Проблемы педагогики информационного общества и основы педагогической информатики / Дидактические основы компьютерного обучения. Межвузовский сборник научных трудов. Л.:ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. — С.3−33.
  22. Г. А., Извозчиков В. А. Концептуальный подход к компьютерной технологии обучения // Современные технологии контроля знаний и экзамена.- Седльце, 1987. С.111−112.
  23. А. Л. Программирование в содержательных обозначениях. М.:Наука, 1968. — 144с.
  24. Н.П. Начала информатики. М., 1994. — с.
  25. Э.В. Задачи по физике для компьютера. М.: Просвещение, 1991. — с. 26. Вагроменко Я. А., Колыханов П. И., Шеголев
  26. А.Г. Информатика, образование и методология: Сб. научн.-метод. материалов. М.: ИЕИНФО, 1993. — 53с.
  27. Е.П. Новая информационная технология в школе// Информатика и образование. 1986. — N1. — С. 18−22.
  28. Е.П. Электронизация народного хозяйства: задачи и перспективы // Информатика и научно-технический прогресс. -М.:Наука, 1987. С.5−13.
  29. В. А. Некоторые методологические вопросы моделирования // Вопросы философии. 1964. — N11. — С.73−84.
  30. А.Ф., Касаткин В. Н. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. пособие. -К.:Рад. шк., 1985. 110с.
  31. ВиртН. Алгоритмы и структуры данных. Пер. с англ. -М.: Мир, 1989. 360с.
  32. JI.C. Развитие высших психических функций. -М., 1960. 370 с.
  33. П.Я. Формирование умственных действий //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под.ред. Ю. В. Гипенрейтор, В. В. Петухова. М., 1981. — С.78−86.
  34. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий».1. М. .-Наука, 1965.
  35. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / В книге: Психологическая наука в СССР. М., 1959. -Т.1. — С.441−469.
  36. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие / А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 272 с.
  37. А.Г., Житомирский В. Г. И др. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики // ИНФО. 1988. — N3. -С.11−24., N4. — С.9−18.
  38. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.:Педагогика, 1987. — 264с.
  39. .А., Грязнов Б. С., Дынин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования. М.:МГУД965. -248с.
  40. В.М. Основы безбумажной информатики. Изд. 2-е испр. М": Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987.- 552с.
  41. В.Ф. Самостоятельная работа студентов педвузов в условиях компьютеризации: Дисс. канд. пед. наук. М., 1990. — 194с.
  42. С.И. Метод проектов в развивающем обучении информатике. СПб., 1995. — с.
  43. И.В. Применение ЭВМ в процессе преподавания физики в средней школе: Учебное пособие. Н. Новгород, 1995. — 74с.
  44. Л.Г. Политико-философские аспекты компьютерной революции: Автореф. дисс. М., 1997. — с.
  45. X., Тобочник Я. Компьютерное моделирование в физике: в 2-х частях: Часть 1,2: пер. с анг. -М.: Мир, 1990.
  46. В.А. Компьтерная грамотность и методическая подготовка учителя // В сб. ст. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. М., 1991. — 55с.
  47. Р.С., Резниковский П. Т. и др. Программирование и вычислительная математика. М.:Наука, 1971. — 432с.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. М., 1986. — 239с.
  49. М.А. Процесс обучения // Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. А. Скаткина. М., 1975. — С.82−114.
  50. А.В., Насыбулин Р. А. Изучение физических основ ЭВТ // Преподавание физики в высшей школе. -1995. N3. — С. 13
  51. Демонстрационные программы для ПЭВМ по курсу физики в средней школе (в помощь учителю). Махачкала. — 1989. — 59с.
  52. А.А. Информатика: предмет и задачи // Вестн. АН СССР, 1983. N2. — С.86−89.
  53. ., Скульский Р. Отбор содержания курса информатики // Информатика и образование. 1989.-N1.-C.109−111.
  54. B.C. Совершенствование подготовки учителей естественно-научных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Челябинск, 1997. 16с.
  55. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. -N2. — С.82−92.
  56. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). Препинт, N152. -Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979. 52с.
  57. А.П. О предмете информатики //Вестн. АН СССР, 1984. -N2. С.
  58. А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики.- М.: Наука, 1986.
  59. Ершов А.П.И др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч./ Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение. 1985. (4.1) — 1986. (42).
  60. А.П. Опыт фронтального ведения курса информатики в школах СССР // Перспективы. Вопросы образования. М., 1988. — N2.
  61. М.И. Система подготовки учителя к использованию ИТ в учебном процессе: Дисс в форме научного доклада. докт. пед. наук. -М., 1992. 48с.
  62. М.И., Морзе Н. В. Основы информатики и вычистительной техники. К.:Вища шк., 1985. — 226 с.
  63. Р. А. Дидактические условия развития интеллектуальной среды студентов в процессе компьютерного обучения математике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Калининград, 1997. -16с.
  64. С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Дисс. в форме научного доклада. канд. пед. наук. -М., 1992. 48 с.
  65. С.А. Применение иинформационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — с.
  66. С.А., Кузнецов Э. И. Методические материалы по курсу «Информатика и информационные технологии». М., 1992. — с.66. Житомирский
  67. Д.В., Ильдяев Н. А., Степанов В. А. Новые информационные технологии в организации обучения физике // Преподавание физики в высшей школе. 1995. — N2. — С.57−60.
  68. В.М., Антипов И. Н., Кузнецов Э. И. Подготовка кадров в условиях к компьютеризации//Советская педагогика 1986. -N12. — С.77−82.
  69. Т.Б. Обучение информационному моделированию в профильном курсе информатики: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1992. -с.
  70. Г. А. Сравнительный анализ языков программирования, используемых в школьном учебном процессе // Проблемы школьной информатики: Сборник научных трудов /Под ред. АП.Ершова. Новосибирск, 1986. — С.24−36.
  71. Г. А. Некоторые вопросы методологии программирования // 2 Чехословацко-советский семинар молодых ученых по математической информатике: Тезисы докладов. Братислава, 1982. С.44−50.
  72. В.И. Методология и методика дидактических исследований. М.:Педагогика, 1982. — 160с.
  73. В.А., Левандовская Н. Г. Модернизация курса физики в японской школе // Физика в школе. 1987. — N3. -С.
  74. В.А. Научно-методические основы подготовки студентов к использованию ВТ на уроках физики // Формирование предметно-методических знаний, умений и навыков будущих учителей физики. ВГПИД987. — С.77−92.
  75. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителя/ А. В. Авербух, В. В. Гисин, Я. Н. Зайдельман, Г. В. Лебедев. М.-.Просвещение, 1992. — 302 с.
  76. Изучение основ информатики и вычислительной теники. Методическое пособие для учителей и преподавателей сред. учеб. заведений. В 2-х ч. / Под ред. А. ПЕршова и В. М. Монахова. -М.-Просвещение, 1985 (41) — 1986(42).
  77. Изучение ОИВТ в средней школе: опыт и перспективы /Сост.В. М. Монахов и др. М.:ПросвещениеД987. — 190с.
  78. Информатика и информационные технологии обучения в учебных программах для педвузов // Материалы для обсуждения на Всероссийском семинаре-совещании по информатизации образования. -Омск, 19−21 мая. 1992. — 63 с.
  79. Информатика: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений/ А. Р. Есаян, В. И. Ефимов, Л. П. Ланицкая и др.- М.:Просвеще-ние, 1991. -288 с.
  80. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащегося. М.:Просвещение, 1968. — 288с.
  81. В.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособ. для 10−11 кл. сред. шк. / В. А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин. М.: Просвещение, 1989. -272 с. *
  82. С.Е., Смирнов А. В., Корщиков А. Ю. Новой технике нужны новые специалисты // Школа. 1996. — N1. — С.63−65.
  83. В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя. М. .'Просвещение, 1991. — 192с.
  84. Д. Искуство программирования для ЭВМ. т.1: Основные алгоритмы. -М.:Мир, 1976. 736с.
  85. В.А. Методические основы построения курса информатики, ориентированного на подготовку учителя физической культуры педагогического колледжа: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М.1997. 20с.
  86. М.В. Система непрерывной подготовки будущих учителей информационно-технических средств в учебно-воспитательном процессе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1991. — с.
  87. В.А. Психология математических способностей школьников. М.:Просвещение, 1968. — 431с.
  88. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. -N6. — С.3−31.
  89. Кручйнина Г. А. Дидактические основы подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий. Н. Новгород, 1996. — с.
  90. А.А. Развитие методической системы обучения информатики в средней школе: Автореф. дисс.. докт. пед.наук. -М., 1988.- 47с.
  91. А.А. Развитие методической системы обучения информатики в средней школе: Дисс. докт. пед. наук. М., 1988.
  92. А.А. Базовый курс информатики // ИНФО. 1997. -N1. — С.12−17.
  93. Н.Е. Формирование систем понятий в современном изучении химии. Учебное пособие. -Л. ЛГПИ им А. И. Герцена, 1985. -104с.
  94. Э.И. Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте. Дисс. докт. пед. наук. М., 1990. — с.
  95. Э.И. Нужен специалист нового типа // Сов. педагогика. 1989. — N 6. — С.
  96. Э.И. Подготовка педагогических кадров в области информатики // Информатика, еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 1995. N26 (27)7 — С. 7.
  97. Э.И. Научно-методические основы курсов программирования: Методическое пособие. М.:Изд-во МГПИД975. — с.
  98. Э.И., Матросов В. Л. О концепции подготовки учителя математики и информатики // НИТ теория и приложения: Тезисы межвузовской конференции. Орехово-Зуево: ОЗПИ. — 1992. — С.13.
  99. Э.И., Матросов В. Л. Алгоритмы, данные, ЭВМ: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.:Прометей, МПГУД991. 115с.
  100. Э.И., Сорокина О. М. Основы информатики и ВТ. -М. Машиностроение, 1993. с.
  101. А.Г., Лебедев Г. В. Программирование для математиков: Учеб. пособие для вузов. М.:Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1988. — 384с.
  102. А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений / А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедев, Р. А. Скворень. 2-е изд. М.:Просвещение, 1991. — 224с.
  103. Т.А. Содержание подготовки студентов педвузов к применению современных информационных технологий в будущей профессиональной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — с.
  104. З.А., Исмаилова Ф. М. Компьютерная обработка результатов лабораторного физического практикума. // Преподавание физики в высшей школе. 1996. — N6. — С.62−69.
  105. В.В. Теоретические основы методики использования современной электронной техники в обучении физике в школе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л.: 1989. — 35с.
  106. В. В. Немцов А. Учебные компьютерные модели //Информатика и образования. 1991. — N4. — С.70−73.
  107. В.В., Шведский М. В. Метод демонстрационных примеров в обучении информатике студентов педагогического вуза // Педагогическая информатика. 1994. -N2. — С.7−16.
  108. М.П. Готовить учителшя нового типа // Информатика и образование. 1987. — N2. — С.83.
  109. М.П. Информатика компьютерные технологии в содержании профессиональных программ высшего педагогического образования // Педагогическая информатика. 1994. — N1. — С.32−39.109.1, Леонтьев А. Н Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304с.
  110. А.Н. Автоматизация и человек // Психологические исследования под ред А. Н. Леонтьева. М., 1979, вып. 2. — С.3−13.
  111. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избранные психологические произведения. Т.1. — М., 1983. -С.348−380.
  112. И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981. с.
  113. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения // Сов. педагогика, 1965. N 3. — С.
  114. А.С. Педагогические программные средства для практических работ в школе по курсу ОиВТ. Дис.. канд. пед. наук. -М., 1988.
  115. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. — с.
  116. Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.384с.
  117. Е.И. Психолого педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.:Педагогика, 1988. — 192с.
  118. Е.И., Андриевская В. В. Диалог в обучающей системе. Киев, 1989. — 184с.
  119. В.М. НИТО: методологические и методические проблемы разработки и внедрения // Основные аспекты использования ИТО в совершенствовании методической системы обучения. Ротапринт НИИСИМО.- 1987.-С.111−119.
  120. А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.- М. Д986. -с.
  121. Об организации подготовки педагогических кадров по основам информатики и вычислительной техники в институтах усовершенствования учителей // Информатика и образование. 1987. -N5. — С.22−23.
  122. В.А. Принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. Ереван, 1984. — с.
  123. О содержании курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Математика в школе. 1985. — N3. — С.7−12.
  124. Основы информатики и вычислительной техники: Программа средней образовательной школы / Под. ред. А. П. Ершова и В. М. Монахова. // Математика в школе. 1985. — N3. — С.
  125. ОиВТ. Учебное пособие для учащихся. В 2-х Ч./ Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.:Просвещение, 1985.- 90с.- 1986. -143с.
  126. ОиВТ. Учебное пособие для учащихся. / Под ред. А. П. Ершова. М.-Просвещение, 1988, — 207с.
  127. ОиВТ. Пробный учебник для 10−11 класса средней школы / Под ред. Гейна А. Г., Житомирского В. Г. и др. М.'.Просвещение, 1992.-254с.
  128. Основы педагогики высшей школы. М.:Моск. техн. ин-т пищевой промышленности, 1987. — с.
  129. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. М.:Финансы и статистика, 1995. — 544с.
  130. Ю.А. Обучение прграммированию и использование ЭВМ в системе компьютерной грамотности учащихся общеобразовательной школы (на базе кабинета информатики). Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1987. — 37с.
  131. Ю.А., Зайдельман Я., Дуванов А., • Роботландия// Информатика и образование. 1988. — N1. — С.109−116.
  132. . Избранные психологические труды. М.:Просвещение, 1969. 659с.
  133. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.:Педагогика, 1972. 184с.
  134. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М. .'Высшая школа, 1973.-256с.
  135. Программа курса основ информатики и вычислительной техники / Под ред. А. П. Ершова. // Микропроцессорные средства и системы. 1986. — N2. — С.
  136. Программа по основам информатики и вычислительной техники для средних учебных заведений. К.:ОсвЬ?а, 1992. — 25 с.
  137. Программы педагогических институтов. Сборник N 25. Для специальностей N 2104 «Математика» и N 2105 «Физика"-М.:Просвещение, 1986. 15с.137. 1. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. /Под.ред.Ломов Б. Ф., Забродин. М., 1985. — 232 с.
  138. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. Учебное пособие / Под ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. М.:МГУ, 1987. — 168с.
  139. A.M. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1975. — 60с.
  140. В.Г., Корсак И. В. Научный метод познания и государственный стандарт физического образования // Физика в школе. 1995. -N6. С. 20.
  141. А.В., Степанов В. Р. О преемственности школьной и вузовской подготовки по информатике // Тезисы докладов конференции „Информационные технологии в образовании“. М., 1997. — С.14.
  142. В.Н., Сотников А. Н. Информатика что это? -М.:Радиосвязь, 1989. — 112с.
  143. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. -М.:"Школа-Пресс», 1994. 205с.
  144. И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: Дисс.. докт. пед. наук. -М., 1994. с.
  145. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.424с.1461. Самарский А. А. Вычислительный эксперимент и научно-технический пргресс // Информатика и научно-технический прогресс. -М.:НаукаД987. С.34−54.
  146. А.А. Проблемы использования вычислительной техники и развитие информатики // Вестн. АН СССР. 1985.
  147. И.В. Методика компьютерной подготовки учителя труда с учётом психолого-педагогического компонента и структурных связей с дисциплинами технического цикла: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — с.
  148. В. А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности учителя / Теория и практика высшего педагогического образования. М.:М1И У, 1990. — С. З-5.
  149. А.В. Средства новых информационных технологий в обучении физике. М.:Прометей, 1996. — с.
  150. А.В. Теория и методика применения средств новых информационных технологий в обучении физике: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1996. — 32с.
  151. A.M. Методические проблемы системно-структурного исследования учебного материала: Сообщение 2: Моделирование структуры учебного материала // Новые исследования в педагогике: Сборник статей. М.:АПН СССР, 1972.- Вып.6. — С.48−54.
  152. Структура и содержание компьютерной подготовки студентов физического факультета педвуза: Методические рекомендации. Омск: Омский пединститут, 1988. — с.
  153. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., 1975.
  154. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.:МГУ, 1969. — 133с.1551. Тесты МПГУ
  155. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. /Г.И. Pax, И. И. Дрига, Э. И. Кузнецов, С. А. Жданов. -М.: Просвещениие, 1993. 287с.
  156. B.C. О природе образа (психическое отражение в свете идей кибернетики). М.:Высшая школа, 1963. — 123с.
  157. А.Д., Урсул Т. А. Устойчивое развитие цивилизации: проблемы информации и информатизации. // Информация и самоорганизация. М., 1996.
  158. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении.-М.:3нание, 1984. 80с.
  159. Т.Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики: Учебное пособие для пед. институтов. -М.: Высшая школа., 1989. -304с.
  160. Т.Р. Математическая модель оптимизации учебного процесса на базе современных информационных технологий Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1994. — с.
  161. Дж. Митчел Дж. Структурный подход к программированию./Пер. с англ. под ред. В. Ш. Кауфмана, — М.: «Мир».-1980.-278с.
  162. М.Е. Использование ЭВМ как средство развития мышления учащихся при обучении физике: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. с.
  163. А.В. Математическая информатика. -М.:, Наука. Гл.ред.физ.-мат.лит., 1991. -416 с.
  164. Д. Проектирование программно-методического обеспечения для физико-химического цикла. //Информатика и образование, 1988, N4 с. 19−20
  165. Т.И. Активизация учения школьников. -М.:Педагогика-1982. 208с.
  166. И.М. Дидактический комплекс для обучения информационным технологиям будущих учителей технологии и предпринимательства: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1996. -19с.
  167. В.А. Моделирование и философия. М.-Л.:Наука, 1968.-301с.
  168. М.В. Методическая система фундаментальной подготовки будущих учителей информатики в пед. вузе в условиях двух ступенчатого образования. Автореф. д-ра пед. наук (13.00.02) -С.Петербург, 1994 г.
  169. Г. А. Методика проведения физического практикума в условиях компьютерного обучения. Преподование физики в высшей школе N4−1996 с. 19−23
  170. В.В., Савин А. Ю. Нетрадиционный взгляд на информатику // ИНФО. 1994. — N2. — С.31−33.
  171. Д.Б. Избранные психологические труды. М.:Педагогика, 1989.- 560с.
  172. Г. Н. Создание и применение в учебном процессе lliiC для фундаментальных тем курса общей физики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Ташкент, 1992. 18с.
  173. B.C. Основы информатики и электронно-вычислительной техники: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещенце, 1991. -223 с.
  174. Сколько лет назад вы закончили вуз?
  175. Какое учебное заведение вы закончили?1г Зг 5л <10>10средне* ! среднее специальное высшее1г Зг 5 л 10 >10
  176. Проходили вы курсы повышения квалификации по: информатике-применению И.Т. по физике-или долгие курсы связанные с ЭВМ.
  177. Применяете ли ВЫ на уроках физики или внеурочное время компьютер или другие средства информатики и ВТ? | |
  178. Если да то для проведения каких занятий? лекциясеминарыпрактическое занятиялабораторная работафизический практикумфизический экспериментдемонстрациидля моделирование физических процессов
  179. Если да то для каких целей? при объяснении новой темыдля контроля знанийпри закреплении учебного материалапри решении физических задачдля организации демонстрацийпри тестировании учащихся
  180. Думаете ли о возможности применения на уроках физике или для других целей компьютеров, ИТ или других средств информатики и ВТ, если была бы такая возможность? | |
  181. Знаете ли вы какой-нибудь язык программирования? [
  182. Какой из языков программирования перечисленных ниже вы знаете?1. Хорошо Профессионально1. ОБЕЙСИК 2. УБЕЙСИК •3. ПАСКАЛЬ 4. ПРОЛОГ 5. ФОРТРАН 6. СИ
  183. Должен ли учитель физики уметь программировать ?
  184. Какие курсы должны читаться учителям физики при обучении в инсти1. Базовый курс информатики
  185. Применение компьютера на уроках физики
  186. Методика использования компьютера на уроках физики
  187. Применение информационных технологий на уроках физики
  188. Разработка демонстрационных программ по физике
  189. Разработка обучающих программ по физике
  190. Математическое моделирование физических процессов
  191. Какого уровня знания, умения, навыки по использованию компьютера в своей профессиональной деятельности должен получить будущий учитель физики в вузе? пользовательскийпрофессиональный
  192. Какими информационными технологиями вы умеете пользоватся?1. Текстовый редактор1. Табличный процессор1. База данных1. СУБД1. Интегрированная Среда1. Интернет
  193. Какие информационными технологиями вы используете в своей профессиональной деятельности ?1. Текстовый редактор1. Табличный процессор1. База данных1. СУБД1. Интегрированная Среда1. Интернет
  194. Сетевая модель математической модели Y= Kf (x)+B
  195. Сетевая модель демонстрирующая решение учебных задач с использованием исполнителей. Ш
Заполнить форму текущей работой