Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено значение и выявлена психо-физиологическая и социально-педагогическая сущность познавательной активности дошкольниковна основе анализа фундаментальной философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы с позиций междисциплинарного подхода выведено на новый содержательный… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА.
- I. Формирование познавательной активности личности как цель современного образования
- 1. 1. Сущность познавательной активности как свойства личности
- 1. 2. Дощкольный возраст как сензитивный период для формирования познавательной активности
- 1. 3. Развивающая среда как средство формирования познавательной активности дошкольника
- I. Формирование познавательной активности личности как цель современного образования
- II. Подготовка студентов к созданию развивающей среды как средству формированию познавательной активности дошкольников П. 1. Ход и результаты констатирующего эксперимента
- 11. 2. Модель авторской программы подготовки студентов к созданию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении
- 11. 3. Анализ хода и результатов формирующего эксперимента
Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых— несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально-экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, к сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. С позиций данных требований одним из наиболее актуальных направлений поисков как методической науки, так и всего педагогического процесса современного дошкольного образовательного учреждения, выступает потребность в развитии познавательной активности формирующейся личности, потому что именно в ней содержатся истоки многих проблем: формирование познавательных интересов, развитие самостоятельности, умственных способностей, привития умения учиться, воспитание инициативности, целенаправленности, творчества.
В создавшихся условиях проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением многоаспектных научных исследований. Ее активно разрабатывают ведущие ученые и педагоги-практики стран мирового сообщества (Ф.Баррон, Дж. Гилфорд, И. Лангарт, А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Родари, Э. Стоуне, Р. Торренс, В. Франкл). Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании познавательной и творческой активности личности обосновывается в трудах крупнейших отечественных психологов (Л.И.Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д.Б.Эльконин). С позиций междисциплинарных исследований выявляются сущностные анатомофизиологические, познавательные и эмоционально-волевые характеристики детей дошкольного возраста, детерминирующие их познавательную и поведенческую активность (А.М.Леушина, М. И. Лисина, А. А. Люблийская, Л. Ф. Обухова, Н. Н. Поддьяков, А.П.Усова). Роль и позиция педагога в формировании познавательной активности дошкольников анализируется в контексте общепедагогических и частно-методических исследований (О.С.Газман, Н. Г. Морозова, В. А. Петровский, Е. А. Панько, Л. Г. Семушина и др.).
Вместе с тем анализ психолого-педагогической и специальной литературы, изучение массовой и инновационной практики показывают, что уровень познавательной активности личности в период дошкольного детства не удовлетворяет запросам современного общества и требованиям личностно ориентированного образовательного процесса (Р.С.Буре, М. И. Лисина, В. И. Логинова, Н. Н. Поддьяков, Г. А.Цукерман). Основная причина этого видится в недостаточном использовании возможностей развивающей среды как эффективного средства формирования познавательной активности личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В результате этого целый ряд проблем, имеющих непосредственных выход на формирование познавательной активности дошкольников, остается недостаточно разработанным. В их числе необходимо указать наиболее актуальные: отсутствие четкости в понимании сущности, специфики и структурного состава психолого-педагогического феномена «развивающая среда дошкольного образовательного учреждения" — неполное раскрытие психо-физических и социально-педагогических аспектов формирования познавательной активности личности в условиях развивающей среды дошкольного образовательного учрежденияотсутствие теоретических и технологических предписаний, раскрывающих позицию педагога, целенаправленно формирующего познавательную активность личности средствами развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
Эффективное решения данного круга проблем с необходимостью требует, чтобы подготовка педагога дошкольного образовательного учреждения к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности личности стала приоритетной целью профессионально-личностного становления будущего специалиста в образовательном процессе педагогического вуза.
Противоречие между востребованностью познавательной активности как ведущей характеристикой личности дошкольника и недостаточной подготовленностью педагогов к эффективной организации данного процесса в условиях развивающей среды дошкольного образовательного учреждения определило выбор темы исследования: «Создание развивающей среды как условие формирования познавательной активности дошкольников».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка системы работы по подготовке студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности дошкольников.
Объект исследования: образовательный процесс в педагогическом вузе.
Предмет исследования: готовность студентов — будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности дошкольников.
Гипотеза исследования: подготовка студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности дошкольников предполагает: осуществление данного процесса в рамках целостной научно обоснованной программы работы, спроектированной на основе интеграции общенаучной, специальной, общепедагогической и методической подготовки студентовструктурирование предметно-содержательного материала базовой теоретической подготовки студентов — будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в целях раскрытия психо-физиологических и социально-педагогических аспектов формирования познавательной активности личности в условиях развивающей среды дошкольного образовательного учреждениявыстраивание практической подготовки студентов в логике овладения методами, приемами и средствами, позволяющими создавать развивающую среду, способствующую переводу спонтанной и непосредственной активности ребенка в опосредованное культурное поведение, познавательную деятельностьразработку диагностического инструментария, позволяющего с высокой долей достоверности выявлять уровень готовности студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности дошкольников.
Исходя из предмета исследования, для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования.
1. На основе изучения философской, психолого-педагогической и частно-методической литературы проанализировать состав понятийно-терминологического обеспечения процесса создания развивающей среды как условия формирования познавательной активности дошкольников.
2. Выявить сущность готовности к созданию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении как профессионально и личностно значимого качества будущих педагоговописать его компонентный состав, структуру, уровни, качественные характеристики и проявления на различных этапах обучения студентов в вузе.
3. Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить авторскую программу подготовки студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности дошкольников, раскрыть механизм и динамику ее реализации в образовательном процессе педагогического вуза.
4. Предложить программу специализированных курсов «Формирование познавательной активности дошкольников» и «Развивающая среда в условиях детского сада», методические пособия и рекомендации, адресованные преподавателям вуза и практическим работникам дошкольных образовательных учреждений.
Методологической основой исследования являются: концепции формирования личности в результате активного самопроявления и самовыражения в деятельности и общении (А.А.Бодалев,.
A.В.Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский,.
B.И.Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Г. А.Цукерман) — основы педагогической методологии (В.Е.Гмурман, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин, В.С.Шубинский) — теория системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса на основе его моделирования (С.И.Архангельский, Е. П. Белозерцев, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, В. С. Ильин, С. А. Машников, В. И. Михеев, Н. Д. Никандров, Н.Н.Нечаев) — концептуальные идеи личностно ориентированного подхода в образовании (Е.В.Бондаревская, М. В. Кларин, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — идеи педагогической поддержки и педагогики ненасилия (О.С.Газман, Б. Т. Лихачев, В. Г. Маралов, В. А. Ситаров и др.).
Методы исследованиях.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимопроверяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской и специальной литературы по исследуемой проблемеизучение программных документов, определяющих содержание образования в вузе и дошкольном образовательном учрежденииметод экспертных оценок и мысленного эксперимента. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы подготовки студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности дошкольников с позиций междисциплинарного исследования и обосновать концептуальные подходы к организации данного процесса в условиях педагогического вуза.
Ведущая роль в исследовании принадлежит педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, ранжирование, использовалась методика независимых характеристик, изучение продуктов деятельности). Данные методы позволили адекватно диагностировать уровень готовности студентов к созданию развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении на различных этапах их профессионально-личностного становления.
В ходе проверки результатов исследования и обобщения его выводов применялся системно-целостный анализ, использовались методы математической статистики в обработке данных, что позволило с высокой степенью достоверности судить об эффективности проведенного исследования.
Опытно-экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2001 год на базе педагогического факультета Балашове кого филиала СГУ и детского сада № 137 и осуществлялось в 3 этапа.
На первом этапе (1995;1996 гг.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияшло изучение современных педагогических и методических разработок в области проблемы формирования познавательной активности у детей дошкольного возрастаизучалось состояние массовой и инновационной практикиопределялись цель, задачи и методика исследованияпроводился констатирующий эксперимент с целью выявления опыта подготовки студентов к формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
На втором этапе (1996;2000 гг.) определялись научные основы разработки авторской программы подготовки студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаосуществлялась первичная апробация условий и средств эффективной организации данного процессе на различных этапах обучения студентов в вузепроводился формирующий экспериментобрабатывались и обобщались его результаты.
На третьем этапе (2000;2001 гг.) шло внедрение результатов исследования в практику работы вуза и деятельность дошкольных образовательных учреждений, что позволило выявить степень эффективности авторской программы подготовкибыло завершено оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнено значение и выявлена психо-физиологическая и социально-педагогическая сущность познавательной активности дошкольниковна основе анализа фундаментальной философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы с позиций междисциплинарного подхода выведено на новый содержательный уровень понятие «развивающая среда дошкольного образовательного учреждения», выявлены сущностные, содержательные и структурные характеристики данного феномена, определена его роль в формировании познавательной активности дошкольниковнаучно обобщены требования к личности педагога, готового к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности воспитанников в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждениянаучно разработана и апробирована на практике авторская программа подготовки студентов к созданию развивающей среды в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждениявыявлены психолого-педагогические условия ее эффективной реализации на различных этапах образовательного процесса педагогического вузаразработан критериальный аппарат и диагностический инструментарий определения уровней готовности студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что: теоретически смоделированная и практически реализованная авторская програимма подготовки студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста позволяет целенаправленно совершенствовать процесс профессионально-личностного становления будущих педагогов дошкольных образовательных учрежденийвыявленные качественные характеристики, разработанные критериальные показатели и диагностический инструментарий позволяют адекватно диагностировать уровень готовности студентов к созданию развивающей среды в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждениявыводы и материалы диссертационного исследования используются в практике работы БФ СГУ им. Н. Г. Чернышевского, в учебных программах и пособиях по педагогическим дисциплинам.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается методологической аргументируемостью исходных теоретических положений, внутренней непротиворечивостью научно-обоснованной логики исследованиявыбором методов, адекватных предмету и задачам исследованияличным опытом работы диссертанта в дошкольном образовательном учреждении и педагогическом вузешироким использованием результатов исследования в учебно-воспитательном процессе БФ СГУ им. Н. Г. Чернышевскоговариативной проверкой основных положений и выводов диссертационного исследования.
Апробация исследования и внедрение его результатов в практику осуществлялось на заседании кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, кафедры дошкольной педагогики и психологии БФ СГУежегодных научно-практических конференциях БФ СГУ (1995;2001 г. г.) — межвузовских научно-практических конференциях «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов» (Саратов, 2000), «Становление творческой личности в условиях развивающей среды» (Балашов, 1998;2001 г. г.).
Результаты исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий БФ СГУ и Борисоглебского госпединститутаработу дошкольных образовательных учреждений г. БалашоваСаратовского педагогического колледжаВольского и Энгельсского педагогических училищ. На защиту выносятся:
1. Авторское определение, сущностные, содержательные и структурные характеристики развивающей среды дошкольного образовательного учреждения как условия формированию познавательной активности дошкольников.
2. Модель авторской программы подготовки студентов к созданию развивающей среды как условию формирования познавательной активности дошкольников.
3. Комплексная диагностика (критерии, уровни, качественные показатели), позволяющая выявлять динамику готовности студентов к созданию развивающей среды в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ВЫВОДЫ ПО Н-ой ГЛАВЕ.
1. Анализ нормативных документов, определяющих содержание и технологии воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и педагогического процесса в вузе, показал, что все ныне действующие программ воспитания ДОУ ставят целью воспитательно-образовательного процесса формирование познавательной активности дошкольников, в целях чего отмечается необходимость создания развивающей среды, способствующей наиболее интенсивному и полноценному развитию ребенка-дошкольника. В деятельности педагогических вузов имеются определенные наработки, позволяющие готовить будущих педагогов к формированию познавательной активности дошкольников, однако целостная система работы по созданию развивающей среды как эффективному средству формирования познавательной активности личности в образовательном процессе современной профессиональной педагогической школы отсутствует.
2.Подготовка студентов к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности старших дошкольников успешно осуществляется в рамках специально разработанной модели авторской программы, которая включает в себя следующие компоненты: целевой, ориентированный на разработку целевых установок и задач, определяющих деятельность студентов, включенных в опытно-экспериментальное исследование и отражающих требования к педагогическому процессусодержательный, включающий необходимый объем информации, на стыке знаний психологии, педагогики и методических дисциплинмотивационный, определяющий стратегию личностно-профессионального поведения студентовсубъектный, определяющий участников педагогического процессатехнологический, раскрывающий методы, средства и формы педагогической деятельностидиагностический, представленный контрольно-срезовыми заданиямирезультативный, отражающий уровневые характеристики готовности студентов к формированию познавательной активности старших дошкольников.
3.Формирующий эксперимент, основанный на авторской программе подготовки студентов к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности дошкольников, осуществлялся на базе педагогического факультета БФ СГУ и ряда ДОУ г. Балашова. Для достижения целей опытно-экспериментальной работы потребовалось обновление структуры и содержания педагогических практиккоординация деятельности преподавателей кафедры дошкольной педагогики и психологии и педагогов дошкольных образовательный учрежденийпересмотр содержания курса «Дошкольная педагогика" — разработка авторских специализированных курсов «Формирование познавательной активности дошкольников» и «Развивающая среда в условиях детского сада».
4.Механизм реализации авторской программы подготовки студентов к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности старших дошкольников основан на логики продвижению по следующим последовательно усложняющимся этапам: подготовительный, аналитический, практический, конструктивный.
5. Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, показали тенденцию к преобладанию высокого уровня готовности студентов экспериментальной группы к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности старших дошкольников, что доказывает эффективность разработанной нами авторской программы и подтверждает гипотезу нашего исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На современном этапе развития дошкольного образования активизация познавательной деятельности детей, эффективное управление ее формированием и развитием, методическое, организационное и морально-психологическое обеспечение данного процесса выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важнейшая социальная задача, успешность решения которой во многом опосредуется тем, насколько полно исследован феномен познавательной активности с позиций междисциплинарного подхода.
Биологический аспект проблемы активности связан с понятием о том, что активное начало выступает как атрибут самовоспринимающей системы, основанной на принципе саморегуляции. С позиций психологического подхода активность выступает как предпосылка и результат психофизического развития личности. Педагогические параметры проблемы связаны с признанием дошкольного возраста в качестве сензитивного периода для формирования познавательной активности и поиском путей и средств формирования данного базового образования личности в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что познавательная активность определяет поисковый характер любого вида познавательной деятельности дошкольника и обладает следующими функциональными возможностями:
— вооружает личность знаниями, умениями и навыками;
— содействует воспитанию мировоззренческих, нравственных и эстетических качеств;
— развивает мыслительные способности и личностные образования;
— выявляет и реализует потенциальные возможности личности;
— приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Данные, полученные в ходе межпредметного анализа, позволяют рассматривать дошкольный возраст в качестве сензитивного периода для формирования познавательной активности как психологического образования в личности дошкольника, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений.
Выявление путей и средств формирования познавательной активности дошкольников позволило сделать вывод о том, что успешное осуществление данного процесса возможно только в рамках развивающей среды, что с необходимостью потребовало выявления сущности данного понятия.
В широком социальном контексте развивающая среда представляет собой любое культурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности (Л.С.Выготский, В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов и др.). С позиций психологического контекста развивающая среда — это пространство, в котором осуществляется развивающее обучение (П.Я.Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В педагогическом контексте развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и образовательное пространство (А.И.Арнольдов, Е. В. Бондаревская, С. И. Григорьев, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Л. Н. Седова, В. Д. Семенов, И. В. Слободчиков, В. М. Полонский и др.), создающее наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в него субъекта и характеризующееся целым рядом свойств: гибкостью, непрерывностью, вариативностью, интегрированностью, открытостью, установкой на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытия его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности. Это обеспечивается за счет решения следующих задач: создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенкапредоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способностиввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенкаактивно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальностиориентироваться на активные методы воздействия на личность.
При построении развивающей среды как средства формирования познавательной активности личности в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения необходимо учитывать три основных параметра.
Во-первых, это параметр целеполагания, ориентирующий педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей среды как пространства оптимального саморазвития, предоставляющего каждому включенному в нее субъекту широкий простор для адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности.
Второй параметр в построении развивающей среды как средства формирования познавательной активности личности связан с анализом позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместного с ним деятельностного общения, что с необходимостью требует ориентации на педагогическую поддержку как особую, скрытую от глаз воспитанника позицию воспитателя.
Третий параметр связан с отбором методов, приемов и средств, позволяющих в условиях дошкольного образовательного учреждения моделировать специальные педагогические ситуации, способствующие развитию и саморазвитию личности. Этим задачам в наибольшей степени соответствуют методы, стимулирующие познавательные вопросы дошкольников.
Анализ нормативных документов, определяющих содержание и технологии воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и педагогического процесса в вузе, показал, что все ныне действующие программ воспитания ДОУ ставят целью воспитательно-образовательного процесса формирование познавательной активности дошкольников, в целях чего отмечается необходимость создания развивающей среды, способствующей наиболее интенсивному и полноценному развитию ребенка-дошкольника. В деятельности педагогических вузов имеются определенные наработки, позволяющие готовить будущих педагогов к формированию познавательной активности дошкольников, однако целостная система работы по созданию развивающей среды как эффективному средству формирования познавательной активности личности в образовательном процессе современной профессиональной педагогической школы отсутствует.
Наиболее информативными критериями формирования готовности студентов к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности дошкольников в контексте нашего исследования выступили следующие качественные показатели:
1) положительная мотивация к формированию познавательной активности дошкольников;
2) характер и уровень теоретических знаний, раскрывающих сущность познавательной активности;
3) уровень сформированности технологических умений по созданию развивающей среды в образовательном процессе ДОУ;
4) характер взаимодействия с детьми.
На основании данных критериев были выделены уровни готовности студентов к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности дошкольников.
Низкий уровень характеризует тем, что у студента отсутствует установка на значимость познавательной активности в развитии личности дошкольникапредставления о теоретическом материале не дифференцированыумения продумывать стадии решения педагогических задач и система знаний о методическом обеспечении педагогического процесса не сформированыв общении с дошкольниками преобладает авторитарный стиль взаимодействия.
Средний уровень выражается в том, что у студента наблюдается стремление к формированию познавательной активности дошкольников на основе обобщения теоретических знаний и практических навыководнако в подходах к решению профессионально ориентированных задач преобладают традиционные образовательные технологии и непоследовательный стиль взаимодействия Высокий уровень характеризуется интегрированностью теоретических знаний и практических навыков, что выражается в творческом подходе к решению профессионально ориентированных задач, в стремлении использовать в целях формирования познавательной активности дошкольников авторскую систему работы, логически выстроенную, методически грамотную, основанную на личностно-ориентированном характере взаимодействия.
Формирующий эксперимент, основанный на авторской программе подготовки студентов к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности дошкольников, осуществлялся на базе педагогического факультета БФ СГУ и ряда ДОУ г. Балашова. Для достижения целей опытно-экспериментальной работы потребовалось обновление структуры и содержания педагогических практиккоординация деятельности преподавателей кафедры дошкольной педагогики и психологии и педагогов дошкольных образовательный учрежденийпересмотр содержания курса «Дошкольная педагогика" — разработка авторских специализированных курсов. Опытно-экспериментальная работа, проводимая на основе авторской программы, охватывала весь процесс профессионально-личностной подготовки студентов, осуществлялась в логике поэтапного усложнения и содержала 4 этапа.
Подготовительный этап (1-ый — 2-ой курсы) ставил целью формирование теоретической базы, необходимой для подготовки студентов к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности дошкольников, что достигалось в процессе решения следующих задач: овладение системой знаний об основных закономерностях психического развия дошкольников, методах, средствах и формах их обучения и воспитанияразвитие способностей студентов, стимулирование самостоятельности и активности, формирование познавательного интереса.
Аналитический этап (3-ий курс) был направлен на освоение массового и инновационного опыта работы ДОУ с целью выявления эффективных методик работы по формированию познавательной активности дошкольников. Решение задач данного этапа осуществлялось в следующих направлениях: организация наблюдения за работой воспитателей, за развитием ребенка в разные возрастные периоды, эффективности педагогических воздействий на развитие личности дошкольникарешение педагогических задач, разбор педагогических ситуаций, моделирующих взаимодействие педагога с воспитанникамиосвоение материала спецкурсов «Познавательная активность как свойство личности», «Формирование познавательной активности дошкольников», «Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении».
Практический этап (4-ый курс) был направлен на включение студентов в педагогическую деятельность по формированию познавательной активности дошкольников на базе ДОУ, что достигалось решением следующих задач: анализ построения развивающей среды (характер взаимодействия педагога с детьми, организация продуктивных видов деятельности, организация процесса обучения, мера педагогического воздействия) — наблюдение за детьми в процессе учебной и свободной деятельности с целью выявления уровня их познавательной активностианализ организации педагогического процесса в ДОУ (соответствие календарному плану, эффективность выбранных приемов и методов воспитания, уровень усвоения программного материала, уровень развития самостоятельности и познавательной активности, формы индивидуальной работы с детьми) — разработка конспекта и проведение занятия, направленного на развитие познавательной активности дошкольников.
Конструктивный этап (5-ый курс) формирующего эксперимента был направлен на интеграцию теоретических знаний и практических навыков по проблеме формирования познавательной активности дошкольников. Результатом данной деятельности являлась выпускная квалификационная работа, в которой будущие педагоги решали теоретические и практические аспекты проблем: организация развивающей среды на базе ДОУразработка комплексной системы занятий, отражающих методику формирования познавательной активности детейсоставление методических рекомендаций по использованию методов и приемов формирования познавательной активности дошкольников.
Данные, получаемые на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, отражают определенную тенденцию к преобладанию более высокого уровня подготовленности студентов экспериментальной группы к созданию развивающей среды как средству формирования познавательной активности дошкольников, что подтверждает эффективность разработанной авторской педагогической программы и позволяет считать проведенное исследование успешным. Вместе с тем в ходе проведения исследования и осмысления его результатов выявился ряд направлений, нуждающихся в дальнейшей научно-практической разработке. В их числе наиболее перспективной представляется теоретико-методологическое обоснование и технологические обеспечение оптимального функционирования развивающей среды в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы
- Абасов 3. А. Познавательная активность школьников // Педагогика. — 1989.- № 11.
- Абульханова Славская А. К. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335 с.
- Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвуз. сб. науч. тр. Казань, 1988.
- Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. — № 5.
- Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. М., 1986
- Амоношвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -М., 1990.- 560 с.
- Ананьев Б. Г К постановке проблемы развития детского самосознания // Избр. психол. тр.: В 2 т. М., 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Уч. зап. ЛГУ. Сер. «Психология» Л., 1959.
- Ю.Анохин П. К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975. — 446 с.
- П.Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — 232 с.
- Аристова Л.П. Активность учения школьников. М., 1968.
- И.Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дош. вое. 1995. — № 4.
- Барсукова Л. Блиц игры в преподавании дошкольной педагогики. // Дош.вос. — 1991. — № 11. — С.77.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
- Башарин В.Ф. Место и роль познавательного интереса в познавательной деятельности учащихся // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПИ., 1979.
- Безруких М.М. Критерии оценки состояния организма школьника в процессе письма: Аврореф. канд. дис. М., 1974.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, — 2000.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
- Беседина В.Н. О рейтинговой системе контроля знаний // Специалист. -1996. № 4.
- Бехтерев В.М., Щелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии и физиологии нервной системы. М., 1925.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. — 400 с.
- Богоявленская Д. Б., Петухова И. А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности. в кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. — М., 1979.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов на — Дону., 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. М., 1948.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. -С. 29−36.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
- Буряк В.К. Функции преподавателя в структуре педагогической деятельности // Среднее специальное образование. 1990. — № 6.—С. 20−21.
- Венгер Л. А., Мухина В. Сенсорное развитие дошкольника // Дош.вос. -1974.-№ 1.С.39
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 1969.
- Вербицкий А.А. Активность субъекта и «порождение» информации. — Новые исследования в психологии. 1976. — № 2, с. 7—16.
- Возрастная психология / Под ред. Добрынина Н. Ф. М., 1965. — 295с
- Вопросы психологии познавательной деятельности. М., 1980.
- Выготский J1.C. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997. -220 с.
- Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М., 1966.
- Выготский J1.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1981−1984.
- Галузяк В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога. // Педагогика .- 1998. № 3.
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. — 1969. — № 1
- Гинзбург М.Р. Неинтеллектуальные факторы интеллектуальной готовности // Психологические исследования познавательной деятельности / Под ред. Тихомирова O.K. М., 1979.
- Годовикова Д. Б. Развитие познавательной активности дошкольников как следствие их ориентировочно-исследовательской деятельности в новой ситуации // Новые исследования в психологии. -1974. № 2, с. 29—31.
- Годовикова Д. Формирование познавательной активности.// Дош. Вое. -1986-№ 1 с. 28
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.
- Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса. М., 1984.
- Горшкова В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности как фактор формирования активности школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1983.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. -М., 1995.
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. М., 1995.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с. 51 .Давыдов В. В. Психологическая теория учебной деятельности. Томск., 1992.
- Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей дошкольного возраста. // Дош. вое. 1970. — № 4.
- Данилов М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика. 1961. — № В. — С. 34.
- Детская картина мира // Дош. вое. 1994. — № 6. — с. 27−31
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, JI.M. Гурович. М., 2000. — 244 с.
- Дмитриев Ю. Деловые игры. // Дош. вое. 1995. — № 12. — С.49−52.
- Добрынини Н. Ф О теории воспитания внимания Хрестоматия по вниманию / Под ред. Леонтьева А. Н., Пузырея А. А., Романова В. Я. М., 1976.
- Добрынини Н.Ф. Об изучении свойств внимания. Сб.:Вып 5. Саратов, 1972.
- Дошкольная педагогика / Под ред. А. В. Суровцевой. М., 1962.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядешко, Ф. А. Сохина. М., 1988.61 .Дошкольная педагогика. Учебн. пособие, в 2ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М., 1988.
- Дубровина И.В., Прихожан A.M., Зацепин В. В. Возрастная педагогическая психология. -М.: Академия, 1999.
- Запорожец А.В. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
- Запорожец А.В. К вопросам изучения, воспитания и развития детей шестилетнего возраста // Сов. педагогика. 1973. — № 1. — С.30−36.
- Запорожец А.В. Принцип развития в психологии. М., 1978.71.3емлянухина Т. Особенности формирования любознательности // Дош. вос.-1986-№ 11-с. 32
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов — на — Дону., 1997. — 480.
- Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание — искусство. К., 1977.
- Илиади А. Природа художественного таланта. М., 1965.
- Истомина.З. М. Развитие памяти. М., 1978.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974.-328с.
- Калмыкова З. И, Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М., 1982.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М., 1979.
- Камаева Г. И. Внеклассная деятельность в помощь формированию познавательных и эстетических интересов старшеклассников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1983.
- Канищенко А. П. Развитие познавательной активности младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. К., 1985. С. 13—14
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Воронеж, — 1999.
- Квятковский Е. Главные педагогические заповеди // Дош. вое. 19 940. -№ 9,10.
- Ковалев А.Г. Характер и закономерности его формирования. Л., 1954.
- Коган В. 3. Понятие «активности личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности: Сб. аспирантских работ. М., 1971. С. 128
- Козлова С.А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2000.
- Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы. // Педагогика. 1995. — № 6.
- Колмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. -М., 1988.- 190 с.
- Кольцовыа М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М 1973.-44 с.
- Комарова Т. Воспитатель детского сада, каким он должен быть? // Дош.вос.-1990,-№ 3.
- Коменский Я. А Избранные педагогические сочинения. М., 1955.
- Концепция дошкольного воспитания // Дош. вос.-1989.-№ 5.
- Красногорский Н. И Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т. 1. М., 1954.
- Кристостурьян Н.Г. Категория деятельности в системе научных понятий // Труды ВНИИТЭ, Сер. «Эргономика», М., 1976. Вып. 10. Методологические проблемы исследования деятельности.
- Кулагина Л. Групповая форма учебной работы на уроках. // Дош вое. 1990. -№ 12. -С. 76−79.
- Кулагина Л. Использование алгоритмов в методики формирования элементарных математических представлений. //Дош. Вое. 1989. — № 10. — С.96−99.
- Лаврентьева Т. Организация предметной среды и позиция воспитателя // Дош.вос. 1995. — № 6.
- Лапина Т. С. Этика социальной активности личности. М., 1974. С. 19
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. -280с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность сознание — личность — М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М.:Педагогика, 1983. Т.2 320с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
- Лернер И. Я Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М., 1986.
- Локк Дж. Мысли о воспитани //Лед. Соч.М.-Учпедгиз, 1939 .
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
- Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971.
- Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольник // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976.
- Макаренко А.С. Собрание сочинений в четырех томах. М., 1987.
- Мальковская Т.Н. Формирование активной позиции школьников. -М., 1984.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте. М., 1990.
- Маркова А.К. Мотивация учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Матюшкин A.M. Иерархия саморегуляции мышления. Сообщение № 1: Особенности саморегуляции на уровне реакций // Новые исследования в психологии. 1973 — № 2. — с.3−6.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. // Вопросы психологии. 1982. — № 4. — с 5
- Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань, 1972.
- Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М., 1971.
- Минская Г. И Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.канд. психол. наук. -М., 1954.
- Михайленко Н. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дош. вос.-1995.-№ 9.
- Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дош. вос.-1992.-№ 5−6.
- Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника // Дош. вое. 1993. — № 1.
- Михайленко О воспитателе детского сада // Дош. вое. 1993. -№ 4.
- Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М., 1983. — 160 с.
- Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1984.
- Мунипов В. М. Зинченко В.П. Методологические проблемы эргономики. -М., 1974.
- Мухина В.П. Детская психология М., 1985. -272.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1994. — 432.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. М., 1975- 239.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. М., 1960.
- Новикова Л.И., Куракин А. Т. Путь к творчеству. М., 1996.
- Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
- Обучение и развитие / Под ред. Занкова Л. В. М., 1975.
- Общая психология / Под ред. Петровского А. В. М., 1990. — 176 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996. — 351 с.
- Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. № 4
- Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. -М., 1980.
- Основы психодиагностики / Под ред. Шмелева А. Г. Ростов-на-Дону, 1996. — 540 с.
- Особенности психического развития 6−7 летнего возраста / Под ред. Эль-конина Д.Б., Венгера AJ1. М., 1988.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. 2-е изд. Т. 3. М. — Д., 1951.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1999.
- Петрова В. Творческие задания и упражнения. //Дош. вое. 1992. — № 1. -С.105−106.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
- Петровский А.В. Популярные беседы по психологии. М,. 1976.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1993.
- Петровский В.А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в Росси. М., 1983.
- Петроченко Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе. -Мн., 1975.
- Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1951.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Подготовка детей к школе в детском саду. / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М., 1978.
- Поддьяков Н.Н., Парамонова Л. А. Некоторые новые проблемы умственного воспитания // Дош.вое. 1985. — № 2.
- Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.
- Поддьяков Н.Н. Умственное воспитание в детском саду // Дош.восп. -1968.-№ 10.
- Половникова Н.А. О воспитании познавательной самостоятельности. -Казань, 1963.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1964.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Венгера J1.A. М., 1986.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996. — 537 с.
- Рубинштейн C. JI Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании //Пед.соч.: В 2 т. М., 1981., Т1.
- Самойленко П. И. Сергеев А.В. Методика использования кроссвордов на занятиях по физике // Специалист. 1989. — № 9,10.
- Свиридова И.А. Зависимость познавательных интересов учащихся от методов обучения // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л., 1981.
- Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды: концепция и механизм реализации.
- Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей сред // Проблемы образования: теория и практика Балашов. — 1999. — № 1.
- Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э. К. Сусловой, Л. В. Поздняк. М., 2000.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология. Волгоград, 1994.
- Сеченов И.М. Физиология нервной системы. М., 1952. Т.1. — 237с.
- Синягин Ю. Личность творческая, свободная, самостоятельная. Концепция авторской школы // Народное образование. 1984. — № 2, 3.
- Синякова Е. Использование педагогических ситуаций на уроках методики развития речи. // Дош.вое. 1994 — № 2 — с.64−66.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, — 1971.
- Слободчиков И.В. Новое образование путь к новому сообществу // Новые ценности образования. — 1996. — № 5.
- Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей. М., 1976.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т. И. М., 2000. — 344 с.
- Соколов Е.Н. Высшая нервная деятельность и проблема восприятия // Вопросы психологии. 1955. — № 1.
- Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч. в 3-х т. Т. 3. — М., 1978. — 212 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические пробобемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
- Таранкова Н. Воспитатель: его нравственные качества // Дош.вое. 1990.- № 4.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Тихомиров O.K. О видах познавательной деятельности и процессов управления // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М., 1981. — 304.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996. -240 с.
- Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дош.вое. -1997. -№ 5.
- Тюхтин B.C. Кибернетика и биологические исследования // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. М., 1968. — 537 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста./Под ред. Н.Н. Под-дьякова, Ф.А.Сохина-М., 1988.
- Урунтаева ГА. Дошкольная психология. М., 1999. — 334 с.
- Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1970.
- Ухтомский А.А. Очерки по физиологии нервной системы. М., 1074. Т.4. 232 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1974.
- Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, J1.A. Венгера. М., 1968.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции. М., 1991. — 339с .
- Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. М., 1990. -304 с.
- Фуряева Т. Воспитатель детского сада: проблема профессиональной идентичности // Дош.вос. 1994. — № 1.
- Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. Минск, 1975
- Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка. Л., 1978. — 126 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.
- Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984.
- Шеварев П.А. Проблема константности цветов при изменениях освещения // Исследования по психологии восприятия / Под ред. С. Л Рубинштейна. -М., 1948.
- Шестова А. Самостоятельная учебная деятельность студентов. // Дош. вое. 1999. — № 9. — С. 147−152.
- Щербакова Е. Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дош. вое. 1991 — № 10.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.С.116
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988.
- Щукина Г. И. Познавательный интерес и проблема становления личности школьника в учебном процессе // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. ЛГПИ., 1975.
- Эльконин Д.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
- Юдин Э Г. Понятие деятельности как методологическая проблема // Труды ВНИИТЭ, Сер. «Эргономика», М., 1976. Вып. 10. Методологические проблемы исследования деятельности.