Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников: на примере детской школы искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто следующее положение: совершенствованию процесса формирования ценностных ориентациимладших школьников на основе художественно-эстетической деятельности способствует реализация следующих педагогических условий: направленность педагогического процесса на осознанное восприятие и понимание младшими школьниками общечеловеческих ценностейЧеловек, Знание… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы художественно-эстетической деятельности младших школьников как средства формирования ценностных ориентаций
    • 1. 1. Сущностно-содержательная характеристика ценностных ориентаций младших школьников
    • 1. 1 I
      • 1. 2. Потенциал художественно-эстетической деятельности младших школьников в детской школе искусств как средство формирования ценностных ориентаций
      • 1. 3. Критерии сформированности ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в условиях детской школы искусств
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Экспериментальное исследование процесса формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств
    • 2. 1. Педагогические условия совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций у младших школьников в детской школе искусств на основе художественно-эстетической деятельности
    • 2. 2. Планирование и ход экспериментальной работы
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников: на примере детской школы искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Происходящие в последние годы в Российской Федерации социально-культурные изменения отразились и на системе образования. В соответствии с современной Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приобщение детей к культуре рассматривается не просто как одна из важных задач системы образования и культуры, но и как проблема общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее России. I.

Происходящая в обществе девальвация многих, устоявшихся в сознании людей ценностей, требует изменения их иерархической системы, в которой приоритетными должны быть фундаментальные общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек (В. А. Караковский). Усвоение этих ценностей подрастающим поколением обусловливает такое содержание учебно-воспитательного процесса, которое бы способствовало самореализации личности в окружающем мире для его творческого освоения.

Вышеизложенное актуализирует приоритет творческих и эмоционально-ценностных начал в личности. Отсюда возникает необходимость включения во всю систему педагогических действий художественно-эстетического фактора воспитания, который эффективно помогает ребенку освоить на основе сформированных ценностных ориентаций целостную картину мира в широком спектре жизненных ситуаций. Такое понимание значения художественно-эстетической деятельности, как средства формирования ценностных ориентаций, предъявляет новые требования к преподаванию предметов искусства в системе дополнительного образования, в частности, детских школах искусств, в деятельности которых определяющей функцией является развитие склонностей, способностей, интересов, личностного и на этой основе социального самоопределения детей.

Для младшего школьного возраста характерны эмоциональная отзывчивость, высокая чувствительность сенсорных зон нервной системы (сензитивность), целостное восприятие мира, в том числе и художественное (синкретизм), что позволяет осваивать духовный опыт, который выработан человечеством. Это служит предпосылкой для формирования ценностных ориентаций младшего школьника на основе художественно-эстетической деятельности, которая стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве по законам красоты, благодаря чему развиваются I художественно-эстетические чувства, вкус, переживания, взгляды и убеждения, формируется активное эстетическое отношение учащегося к произведениям искусства.

В связи с вышесказанным, актуальной проблемой становится изучение и теоретическое обоснование эффективных путей формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

Многоаспектность проблемы формирования ценностных ориентаций доказывается наличием широкого спектра научных исследований. Социологические и философские вопросы ценностных ориентаций являются предметом исследований С. Ф. Анисимова, В. А. Василенко, О. Г. Дробницкого,.

A. Г. Здравомыслова, В. П. Тугаринова, В. А. Дцова, — психологические и педагогические аспекты проблемы исследованы Т. К. Ахаян, А. В. Кирьяковой, М. Г. Казакиной, А. Н. Леонтьевым, Н. Д. Никандровым, С. Л. Рубинштейном,.

B. А. Сластениным, Н. Е. Щурковой и др. В педагогической литературе широко представлена система ценностей, которая интегрируется в систему образования: классификация С. С. Бубновой, И. К. Журавлева, В. А. Караковского, А. В. Кирьяковой, И. Я. Лернера, Р. М. Рогова, Г. К. Селевко, Е. И. Суховой, Н. Е. Щурковой. Ценностные ориентации младших школьников рассматриваются в трудах Р. Р. Накоховой, С. А. Куликовой, Е. С. Аслановой. В изучении ценностных ориентаций несомненен научный вклад зарубежных ученых: Г. Олпорта, М. Рокича, Дж. Холланда.

Закономерности художественно-эстетического развития личности и общие подходы к решению практических проблем, связанных с ними, исследуются в трудах М. С. Кагана, Н. И. Киященко, И. С. Когана, В. А. Разумного, Л. Н. Столовича, В. К. Скатерщикова, и др.

Ряд важнейших выводов о соотношении эстетического воспитания и развития личности в онтогенезе и психологической природе взаимодействия личности и искусства содержится в трудах Л. С. Выготского,.

A. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, П. М. Якобсона. Значимость художественно-эстетического образования обосновывается в работах С. А. Герасимова, Д. Б. Кабалевского, Б. Т. Лихачева, Б. М. Неменского и др.

Проблеме комплексного подхода к художественному образованию и общему эстетическому воспитанию учащихся посвящены исследования П. П. Блонского, Б. Т. ЛихачеваА. В. Луначарского, А. С. Макаренко,.

B. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, В. Н. Шацкой, младших школьниковО. Ю. Ворожейкиной, Н. А. Зубачевской, Т. Н. Ивановой, Л. П. Ильенко.

Вопросы обогащения внутреннего мира ребенка средствами искусства нашли широкую разработку в исследованиях российских ученых и педагогов-новаторов: О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Л. Г. Арчажниковой, Э. Б. Абдуллина, Н. А. Ветлугиной, Е. В. Квятковского, В. С. Кузина, А. А. Мелик-Пашаева, 3. Н. Новлянской, В. Н. Полуниной, Н. А. Терентьевой, Ю. Н. Хижняк, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Л. В. Школяр, Т. Я. Шпикаловой.

Однако, несмотря на имеющиеся исследования в области формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности, отмечается недостаточная разработанность в научно-методическом плане комплексного подхода к процессу формирования у младших школьников ценностных ориентаций в системе дополнительного образования, в частности, в детской школе искусств.

Анализ теоретических исследований и реальной практики формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности показывает существующие противоречия: между возрастающими требованиями общества к выработке у школьников ценностных ориентаций и тем положением, когда в содержании образования не актуализирована предметная область «Искусство», соответственно, художественно-эстетическая деятельность, позволяющая наиболее эффективно их формировать;

— между потенциальными возможностями системы дополнительного образования, в частности, детских школ искусств, в формировании ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности и недостаточной научно-методической разработанностью этой проблемы на научно-методическом и практическом уровнях.

Выявленные нами противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств?

Целью исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств.

Объект исследования — процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Предмет исследования — педагогические условия совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто следующее положение: совершенствованию процесса формирования ценностных ориентациимладших школьников на основе художественно-эстетической деятельности способствует реализация следующих педагогических условий: направленность педагогического процесса на осознанное восприятие и понимание младшими школьниками общечеловеческих ценностейЧеловек, Знание, Творчество, Труд, Семья, Родина, Мир, Искусство в содержании учебных предметовразработка и реализация в образовательном процессе интегрированной авторской программы «К вершинам искусства" — внедрение в учебно-воспитательный процесс активных форм (коллективных — художественное проектирование художественного салона, пение с игрой и театрализациягрупповых — сочинение миниатюриндивидуальных — музыкальные импровизации, сочинения о картинах) и методов, направленных на оживление детских эмоций с помощью литературных, музыкальных и художественных образов, вызывания адекватных эмоций, «вживания в образ», акцентирования деталей, сравнениястимулирование творческой активности и создание «ситуаций успеха» в выполнении заданий, направленных на формирование ценностных ориентацийактивное включение родителей в процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.

С учетом выявленной проблемы и поставленной цели, а также в соответствии с объектом и предметом исследования, намечены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущностно-содержательную характеристику ценностных ориентаций младших школьников.

2. Раскрыть потенциал художественно-эстетической деятельности младших школьников в детской школе искусств как средства формирования ценностных ориентаций.

3. Выявить и научно обосновать критерии сформированности ценностных ориентации: у младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия совершенствования процесса формирования ценностных ориентации младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств.

Методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, развитии и целостности реального мираидеи о признании человека ценностью и целью общественного развития, о социальной, деятельно стной и творческой сущности личности как целостной системы, ее социальной активности в процессе формирования.

Теоретическую основу составили:

— основные положения теории ценностей (С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, Т. К. Ахаян, С. С. Бубнова, В. А. Василенко, Г. П. Выжлецов, И. К. Журавлев, А. Г. Здравомыслов, М. Г. Казакина, В. А. Караковский, А. В. Кирьякова, А. Н. Леонтьев, Т. Ю. Любимова, Т. В. Михайлова, Н. Д. Никандров, Р. М. Рогов, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, Г. К. Селевко, Е. И. Сухова, В. П. Тугаринов, Н. Е. Щуркова, В. А. Ядов);

— психологические теории развития личности (Л. С. Выготский,.

A. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория гуманистического подхода к воспитанию личности (О. С. Газман, А. Маслоу, В. А. Сухомлинский и др.);

— исследования в области мотивации (А. Н. Леонтьев,.

B. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, X. Хекхаузен, Р. X. Шакуров), учебной мотивации — Л. И. Божович, А. К. Маркова, М. В. Матюхина, Г. Розенфельд).

— концепция личностно-ориентированного образования и воспитания (В. В. Сериков, Б. Т. Лихачев, И. С. Якиманская, и др.);

— концепция системного подхода к воспитанию (В. П. Беспалько, О. С. Газман, В. В. Краевский, В. Н. Садовский, и др.);

— культурно-историческая теория (JI. С. Выготский);

— научные концепции, теории и положении по теории деятельности (Б. Г. Ананьев, JI. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— концепция творческого развития личности (Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, и др.);

— концепция художественного восприятия и способности к художественной деятельности, формирование творческих проявлений, развитие потребности эмоционально-эстетического отношения детей к искусству (С. Н. Беляева-Экземплярская, X. Н. Василькевич, И. Л. Вахнянская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Гарбер, Г. Т. Глинская, Т. Н, Еременко, Г. А. Ильина, Т. Г. Казакова,* Е. А. Мальцева, 3. П. Морозова, B.C. Мухина, Т. Н Овчинникова, В Г. Ражков, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Самсонидзе, Г. С. Тарасов, Н. А. Чернышова);

— концепция музыкально-творческой деятельности (В. В. Медушевский, Е. Н. Назайкинский, Б. М. Теплов и др.);

— теория о методах и приемах педагогического воздействия (Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко и др.).

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, корректной организацией опытно-экспериментальной работы в сочетании с аналитическим представлением собственного опыта и опыта коллег, применением разнообразных методов диагностики и математической обработки данных.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и обобщения результатов исследования использовался комплекс следующих методов: изучение, анализ и обобщение передового педагогического и собственного опыта по данной проблемеметоды эмпирического исследования (педагогическое наблюдение, анкетирование, беседа, прослушивание, опрос и др.) — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы эксперимента) — анализ опытно-экспериментальных данных (математические и статистические методы обработки результатов).

Исследование проводилось с 1997 по 2007 гг.

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ ДОД «Чебоксарская детская школа искусств № 4».

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1997;2004 гг.) осуществлялись выбор и обоснование темы исследования, определялась его теоретико-методологическая основа, проблема, объект и предмет, что позволило сформулировать цель, задачи и гипотезу исследованияпроводился анализ литературы по данной проблеме и выявлялось фактическое положение дел по исследуемой темеизучался и обобщался инновационный опыт работы ведущих учителей в области искусствавыявлялся исходный уровень сформированности ценностных ориентаций младших школьников на уроках искусствпроводился подбор методик изучения ценностных ориентаций младших школьникованализировался характер художественно-эстетической деятельности младших школьников на уроках эстетического циклавыявлялись критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельностипроводились поисковый и констатирующий эксперименты на базе МОУ ДОД «Чебоксарская детская школа искусств № 4».

На втором этапе (2004;2006 гг.) в ходе формирующего эксперимента проверялись основные положения гипотезы, уточнялись содержание, структура сформированности ценностных ориентаций младших школьников в экспериментальных и контрольных классах. Были внедрены в учебно-воспитательный процесс детской школы искусств педагогические условия совершенствования процесса формирования ценностных ориентации: младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

На третьем этапе (2007 г.) обрабатывались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работыформулировались и проверялись основные теоретические выводы и методические рекомендации по проблеме исследованияосуществлялось оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

1. Раскрыта сущностно-содержательная характеристика ценностных ориентаций младших школьников.

2. Выявлен и научно обоснован воспитательный потенциал художественно-эстетической деятельности младших школьников в детской школе искусств как средства формирования ценностных ориентаций.

3. Выделены и реализованы критерии сформированности ценностных ориентаций у младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).

4. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию эстетического воспитания школьников. Материалы исследования расширяют теоретические представления о процессе формирования ценностных ориентаций у младших школьников в системе дополнительного образования, в частности, детской школы искусствв нем определены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформированности ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-методического обеспечения деятельности учреждений дополнительного образования, в частности, детских школ искусств, способствуют совершенствованию процесса формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности. Универсальность разработанной интегрированной авторской программы «К вершинам искусства» для детских школ искусств позволяет использовать ее в массовой практике общеобразовательных школ на уроках эстетического цикла и в организации досуговой художественно-эстетической деятельности младших школьников.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием фундаментальных теоретических положений, адекватных объекту и цели данного исследованияразносторонним анализом полученных результатовприменением в процессе обработки результатов исследования, методов математической статистики, качественного и количественного анализа, многолетним личным опытом работы соискателя в качестве преподавателя детской школы искусств (15 лет).

Автор является победителем I Республиканского конкурса на лучшую национальную образовательную программу в номинации «Авторская программа» (декабрь 2007).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в практической педагогической деятельности диссертанта в процессе опытно-экспериментальной работы на базе МОУ ДОД «Чебоксарская детская школа искусств № 4" — в ходе выступлений автора на методических семинарах аспирантов и заседаниях кафедры теории и методики музыки в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, на Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное образование в контексте культуры» (Москва-Чебоксары, 2003), на Всероссийском научно-практического форуме «Искусство объединяет, учит, воспитывает» (Чебоксары, 2004), на Международных научно-практических конференциях «Проблемы современного образования в школе и вузе» (Ульяновск, 2004) и «Методология и методика экологического и эстетического образования в современных условиях» (Ульяновск, 2005), на Межвузовской научно-практической конференции «Совершенствование подготовки специалистов социокультурной сферы и искусства в системе дополнительного профессионального образования» (Чебоксары, 2007), на Межрегиональной форуме «Современные аспекты в деятельности художественного образования детей» (Ульяновск, 2007), на I Межрегиональной научно-практической конференции «Культура Поволжья: традиции и современность» (Чебоксары, 2008), на I Межрегиональной конференции-фестивале «Искусство. Образование. Инновации» (Новочебоксарск, 2008) — на ежегодных сессиях аспирантов и научных конференциях в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлевав проведении мастер-класса «Взаимосвязь костюма и архитектуры в культуре разных эпох» на Всероссийском научно-практическом форуме «Искусство объединяет, учит, воспитывает» (Чебоксары, 2004) — во внедрении разработанной интегрированной авторской программы «К вершинам искусства» в учебно-воспитательный процесс МОУ ДОД «Чебоксарская детская школа искусств № 4" — материалы исследования нашли отражение в публикациях аспиранта — научных статьях (всего 13), в интегрированной авторской программе «К вершинам искусства».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Под ценностными ориентациями младших школьников понимается система ценностных установок, совокупность ценностей, ценностное отношение к значимым сферам окружающей жизни, определяющих сознание младшего школьника, выступающие побудителем поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей. Ценностные ориентации младших школьников включают в себя совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия: Человек, Знание, Творчество, Труд, Семья, Родина, Мир, Искусство.

2. Воспитательный потенциал художественно-эстетической деятельности младших школьников в детской школе искусств как средства формирования ценностных ориентаций заключается в том, что в художественно-эстетической деятельности (музыкальной, литературной, театральной, хореографической, фольклорной, изобразительной), имеющей творческую природу, происходит усвоение младшими школьниками культурных традиций и духовно-нравственных ценностей, составляющих основу существования человека, осознающего себя как личностьразвиваются художественно-эстетические чувства, мышление, потребности, вкус. Развитый художественно-эстетический вкус способствует формированию ценностных ориентаций.

В полном объеме художественно-эстетическая деятельность проявляется в детской школе искусств, где создаются условия для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и видов деятельности в сфере искусства, «ситуации успеха» для каждого. Личностно-деятельный характер образовательного процесса, в основе которого лежит личностно-ориентированный и индивидуальный подход к ребенку, способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, к самореализации, самопознанию и самоопределению.

3. Критериями сформированности ценностных ориентаций на основе художественно-эстетической деятельности младших школьников являются: когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях, информированность об их содержании), эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, устойчивое положительное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям) — поведенческий (опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме, активная жизненная позиция личности по отношению к изучаемому факту, явлению, проявление волевых усилий, внимания, терпения). Уровнями сформированности ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности были определены: низкий, средний, высокий.

4. Совершенствование процесса формирования ценностных ориентации у младших школьников в школе искусств на основе художественно-эстетической деятельности обеспечивается реализацией следующих педагогических условий: направленность педагогического процесса на осознанное восприятие и понимание младшими школьниками общечеловеческих ценностейЧеловек, Знание, Творчество, Труд, Семья, Родина, Мир, Искусство в содержании учебных предметовразработка и реализация в образовательном процессе детской школы искусств интегрированной авторской программы «К вершинам искусства" — внедрение в учебно-воспитательный процесс активных форм и методов (художественная игра, музыкальные импровизации, театрализация, сочинение миниатюр и др.) художественно-эстетической деятельности младших школьниковстимулирование творческой активности, создание «ситуации успеха» в выполнении заданий, направленных на формирование ценностных ориентацийактивное включение родителей в процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. В приложении даются диагностические методики, интегрированная авторская программа «К вершинам искусства».

Выводы по II главе.

Итоги опытно-экспериментальной работы показали эффективность формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств.

Проверка эффективности разработанной нами интегрированной авторской программы «К вершинам искусства», призванной формировать ценностные ориентации младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств, проводилась на базе МОУ ДОД «Чебоксарская детская школа искусств № 4».

Полученные по окончании опытно-экспериментальной работы результаты подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы.

На основе анализа педагогической теории и практики, а также результатов собственной опытно-экспериментальной работы, нами было подтверждено предположение о том, что эффективность процесса формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности обеспечивается реализацией следующих условий:

— направленностью педагогического процесса на осознанное восприятие и понимание младшими школьниками общечеловеческих ценностейЧеловек, Знание, Творчество, Труд, Семья, Родина, Мир, Искусство в содержании учебных предметов;

— разработкой и реализацией в образовательном процессе интегрированной авторской программы «К вершинам искусства»;

— внедрением новых форм и методов художественно-эстетической деятельности младших школьников (художественная игра, музыкальная импровизация, театрализация, сочинение миниатюр и др.);

— стимулированием творческой активности, созданием «ситуации успеха» в художественно-эстетической деятельности младших школьниковпрофессионально-творческой готовностью педагогов к организации поступательного формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности;

— активным включением родителей в процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование подтвердило достоверность выдвинутой нами гипотезы и позволило сформулировать ряд обобщенных выводов теоретического характера.

1. В процессе теоретического анализа нами уточнена сущностная характеристика младших школьников, представляющая собой систему ценностных установок, совокупность ценностей, ценностное отношение к значимым сферам окружающей жизни, определяющих сознание младшего школьника, выступающих побудителем поведения в соответствии с имеющейся в обществе системой ценностей. Анализ обязательного минимума содержания начального общего образования позволил выделить содержащуюся в нем совокупность духовных ценностей, представляющих собой интегративные понятия: Человек, Знание, Творчество, Труд, Семья, Родина, Мир, Искусство, ориентация на которые в младшем школьном возрасте может способствовать развитию духовных потребностей личности.

2. В процессе исследования был выявлен и научно обоснован воспитательный потенциал художественно-эстетической деятельности младших школьников в детской школе искусств как средства формирования ценностных ориентаций. Воспитательный потенциал художественно-эстетической деятельности младших школьников заключается в том, что в художественно-эстетической деятельности (музыкальной, литературной, театральной, хореографической, фольклорной, изобразительной), имеющей творческую природу, происходит усвоение младшими школьниками культурных традиций и духовно-нравственных ценностей, составляющих основу существования человека, осознающего себя как личностьразвиваются эстетические чувства, мышление, потребности, вкус. Развитый художественно-эстетический вкус способствует формированию ценностных ориентаций. В полном объеме художественно-эстетическая деятельность проявляется в детской школе искусств, где создаются условия для свободного выбора каждым ребенком образовательной области и видов деятельности в сфере искусства, «ситуации успеха» для каждого. Личностно-деятельный характер образовательного процесса, в основе которого лежит личностно-ориентированный и индивидуальный подход к ребенку, способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству, к самореализации, самопознанию и самоопределению.

3. На основе анализа были выделены и реализованы критерии и показатели сформированности ценностных ориентаций на основе художественно-эстетической деятельности младших школьников, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования ценностных ориентаций:

— когнитивный (знания об общечеловеческих и национальных ценностях, информированность об их содержании);

— эмоциональный (эмоциональная отзывчивость, способность к сопереживанию, устойчивое положительное отношение к общечеловеческим и национальным ценностям);

— поведенческий (опыт ценностно-ориентированного поведения в социуме, активная жизненная позиция личности по отношению к изучаемому факту, явлению, проявление волевых усилий, внимания, терпения).

Уровнями сформированности ценностных ориентаций младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности определены низкий, средний, высокий.

4. В ходе исследования научное обоснование и экспериментальную проверку получили педагогические условия совершенствования процесса формирования ценностных ориентаций у младших школьников на основе художественно-эстетической деятельности в детской школе искусств: направленность педагогического процесса на осознанное восприятие и понимание младшими школьниками общечеловеческих ценностей (Человек, Знание, Творчество, Труд, Семья, Родина, Мир, Искусство) в содержании учебных предметовразработка и реализация в образовательном процессе интегрированной авторской программы «К вершинам искусства" — внедрение в учебно-воспитательный процесс активных форм (художественная игра, музыкальные импровизации, театрализация, сочинение миниатюр и др.) и методов (метод оживления детских эмоций с помощью литературных, музыкальных и художественных образов, метод вызывания адекватных эмоций, метод «вживания в образ», метод акцентирования деталей и др.) художественно-эстетической деятельности младших школьниковстимулирование творческой активности, создание «ситуации успеха» в выполнении заданий, направленных на формирование ценностных ориентацийактивное включение родителей в процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что внедрение в учебно-воспитательный процесс интегрированной авторской программы «К вершинам искусства» способствует обогащению духовного мира учащихся, развивает эстетический вкус через воздействие различных видов искусств в комплексе (литература, музыка, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, пластика). Принцип интеграции обеспечивает взаимодополнение, взаимопроникновение различных искусств, позволяет осуществлять в единстве музыкальную, изобразительную, пластическую деятельность, драматизацию, направляя учащихся на выработку устойчивых ценностных ориентаций как в искусстве, так и в жизни. При этом важным приобретением для младших школьников становятся художественные ассоциации, позволяющие ориентироваться в мире ценностей.

Ведущим в реализации программы стал деятельный подход, направленный на освоение и присвоение учащимися культуры родного края, этнического прошлого своего народа (русского, чувашского). Материал программы включал в себя фольклор, сказки, былины, сказания, легенды, игры, знакомил с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно-прикладным искусством.

Необходимо отметить, что проведенное исследование не претендует на полное и исчерпывающее решение проблемы ввиду ее сложности и многоаспектности. Исследование может быть продолжено в направлении формирования ценностных ориентаций на основе художественно-эстетической деятельности применительно к учащимся подросткового, старшего возраста, различных типов образовательно-воспитательных учреждений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э. Б. Музыка в начальной школе: пособие для учителя/ Э. Б. Абдуллин, Г. С. Тарасов- под ред Д. Б. Кабалевского — М.: НИИ школ, 1979.-164 с.
  2. , Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева- под общ. ред. М. И. Ройтерштейна. М.: Музыка, 2006. — 336 с.
  3. , Э. Б. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Прометей, 2003. -223 с.
  4. Абульханова-Славская, К. Л. Деятельность и психология личности. / К. Л. Абульханова-Славская М.: Наука, 1980. — 335 с.
  5. Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / под ред 3. И. Равкина. М.: ИТПИМИО, 1994. — 206 с.
  6. , С. П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного воспитательного процесса : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. П. Акутина. Н. Новгород, 2003. -18 с.
  7. , В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеев // Психологический журнал. -1984. № 5 (Т.5). — С. 63−70.
  8. , В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В. Г. Алексеева // Советская педагогика. 1981. — № 8. -С. 62−66.
  9. , В. М. Психология искусства. / В. М. Алахвердов — М. — СПб.: Изд-во ДНК, 2001.-198 с.
  10. , Ю. Б. Дидактические аспекты художественного образования. / Ю. Б. Алиев // Современная дидактика: теория практике / под. науч. ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — С. 231 288.
  11. , Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. / Ю. Б. Алиев. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. — 336 с.
  12. , А. Ш. Единство цели: пособие для учителя / А. Ш. Амо-нашвили. М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  13. , В. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. -М., 1980.- 232 с.
  14. , В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  15. , В. В. Общие основы педагогики / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. М.: Просвещение, 2007. — 575 с.
  16. , В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / В. П. Анисимов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2004. — 128 с.
  17. , С. Ф. Ценности реальные и мнимые / С. Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1970.- 183 с.
  18. , С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление/ С. Ф. Анисимов. -М.: Мысль, 1988. 121 с.
  19. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: издат. Казанского университета, 1988. — 236 с.
  20. , О. И. Формирование гуманистических ценностных ориентации учащихся старших классов средствами художественной культуры (на материале Алтайского края): дис.. канд. пед наук / О. Н. Апанасенко. Барнаул, 2003. — 180 с.
  21. , О. А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» /
  22. О. А. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.: ноты, ил.
  23. , И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. 1999.-№ 4.-С. 15−18
  24. , Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л. М. Архангельский. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  25. , В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М.: Мысль, 1976. 158 с.
  26. , Е. С. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе дизайн-деятельности : дис.. канд. пед. наук / Е. С. Асланова. Комсомольск-на-Амуре, 2002. — 165 с.
  27. , Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н. А. Асташова // Педагогика. 2002. — № 8. — С. 8−13.
  28. , Н. А. Учитель : проблема выбора и формирование ценностей / Н. А. Асташова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 272 с.
  29. , Т. К. Исследование аксиологических проблем воспитания учащихся / Т. К. Ахаян. СПб.: Образование, 1996. — 98 с.
  30. , Ю. К. Педагогика: курс лекций. / Ю. К. Бабанский // М.: Просвещение, 1988. 478 с.
  31. , Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985.-208 с.
  32. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  33. , Э. Ш. Формирование ценностных ориентаций учащихся на основе бурятских народных традиций / Э. Ш. Бадможапова. — Улан-Уде: изд. Бурятского гос. ун-та, 1997. 88 с.
  34. , Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Ба-ренбойм. — Л.: Музыка, 1974. 336 с.
  35. , Е. А. Содержание, формы и методы реализации национально-регионального компонента в трудовой подготовке младших школьников (на материале Республики Бурятия): автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2004.-21 с.
  36. , В. П. Функции ценностей и ценностных ориентаций / В. П. Бездухов//Ученые записки Оренбург, гос. ун-та. -2002.- Вып.1.-С. 33−44.
  37. , Р. Развитие Я-концепции личности и воспитание : пер. с англ. / Роберт Берне-М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  38. , Р.У. Основы общечеловеческих ценностей / Р. У. Биби. М.: Издательство МФО, 1999 — Вып. 2. — 232 с.
  39. , Б. П. Процесс воспитания: приобщение к ценностям / Б. П. Би-тинас. М.: Изд-во МФО, 1994. — 152 с.
  40. , Н. С. Проблемы эстетического воспитания средствами скульптуры на внеклассных занятиях : дис.канд. пед. наук. М., 1968. -209 с.
  41. , М. В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века / М. В. Богуславский // Педагогика. 1996. — № 3. -С. 72−75.
  42. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. -М.: Просвещение, 1968.-312 с.
  43. , Е. В. Педагогика / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. -Ростов н / Д: Булат, 1999. 560 с.
  44. , Е. В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1999. — № 3. — С.37−43.
  45. , Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондареская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−31.
  46. , Ю. Б. Эстетика. / Ю. Б. Борев. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. -339 с.
  47. , Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко- под ред. В. А. Сластени-на, И. А. Колесниковой. М.: Издат. центр «Академия», 2006. — 228 с.
  48. , Л. Л. Психология музыкальной деятельности. / Л. Л. Бочкарев. — М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 352 с.
  49. , Т. Ф. Формирование ценностных ориентаций у студентов пединститута по средствам музыкального искусства: дис.. канд. пед. наук / Т. Ф. Брайченко. Киев, 1990. — 176 с.
  50. , С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова // Психологический журнал. 1999. -№ 5 (Т.20).-С. 38−44.
  51. , Т. Т. Влияние региональных условий на формирование ценностных ориентаций школьников / Т. Т. Будрина // сб. науч. трудов / под ред. Т. Н. Мальковской. М., 1983. — С. 72−82.
  52. , Л. П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества / Л. П. Буева // Человек в системе наук. М., 1989. — С. 493−502.
  53. , Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с.
  54. Бух, Е. П. Лесгафт и его теория формирования нравственных основ личности / Е. П. Бух // Воспитание школьников. — 2004. № 4. — С. 57−64.
  55. , Т. М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей — культурных символов в индивидуальном сознании / Т. М. Буякас, О. Г. Зевина // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 44−56.
  56. И. Дети рисуют музыку / И. Ванечкина, И Трофимова. -Казань: ФЭН, совместно с журналом «Казань», 2000. 120 с.
  57. , И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру / И. Вартанова // Воспитание школьников. 2002. — № 2. — С. 59−62.
  58. , Е. А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте : автореф. дис. канд. психол. наук / Е. А. Васина. СПб., 1993. — 16 с.
  59. , В. А. Ценность и ценностные отношения / В. А. Василенко // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Наука, 1966. — С. 41−49.
  60. , Ф. 3. Исследования инноваций в системе педагогического образования / Ф. 3. Вильданова 7/ Профессиональное образование. — 1997. -№3. С. 14−21.
  61. , Е. И. Развитие творческой активности младших школьников средствами народного прикладного искусства (на примере школ Якутии): автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. И. Винокурова. М., 2004. — 22 с.
  62. , Г. Н. Чувашская этнопедагогика / Г. Н. Волков. Чебоксары: Фонд И. Я. Яковлева, Чебоксар, ин-т экономики и менеджмента С-Пет. гос. политех, ун-та, 2004. — 487 с.
  63. , И. П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы / И. П. Волков. М.: Просвещение, 1982. — 136 с.
  64. , Н. А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников: автореф. дис. .канд. психол. наук/Н. А. Волкова. -М., 1983. 15 с.
  65. , Э. Ф. Искусство и мировоззрение / Э. Ф. Володин. М.: МГУ, 1982.- 173 с.
  66. , А. А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности / А. А. Волочков, Е. Г. Ермоленко // Психологический журнал. 2004. — № 2 (Т. 25). — С. 17−33.
  67. , О. Ю. Синтез искусств в формировании эстетического вкуса младших школьников в процессе обучения изобразительному искусству : дис. канд. пед. наук / О. Ю. Ворожейкина. Москва, 1996. -216с.
  68. , Н. Н. Педагогические условия ценностного самоопределения старших школьников в общеобразовательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 /Н. Н. Ворожищева. Омск, 2000. — 20 с.
  69. , А. В. Педагогические условия приобщения учащихся к ценностям в процессе обучения в школе : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. В. Воронцов. Самара, 2002. — 25 с.
  70. , А. В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям: монография / В. П. Бездухов, А. В. Воронцов. Самара: СамГПУ, 2002. -157 с.
  71. Воспитание музыкой: из работы / сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. -М.: Просвещение, 1991. 205 с. — (Библиотека учителя музыки).
  72. , JI. С. Психология искусства / Л. С. Выготский- под ред. М. Г. Ярославского М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  73. , Л. С. Собрание сочинений в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 433 с.
  74. , Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1996. — 148 с.
  75. , Г. П. Духовные ценности и судьба России / Г. П. Выжлецов // Социально-политический журнал. 1994. -№ 3/6. — С. 23−30.
  76. , Е. С. Развитие нравственно-эстетических представлений младших школьников / Е. С. Галанжина. Курск: КГПУ. — 2002.
  77. , Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 3−7.
  78. , Б. С. Общечеловеческие ценности в образовании / Б. С. Гершунский, Р. С. Шейерман // Педагогика. 1992. — № 5. — С. 3−5.
  79. , И. В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / И. В. Гильгенберг. -Челябинск, 2002. 169 с.
  80. , В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования / В. П. Голованов. М.: ВЛАДОС, 2004. -239 с.
  81. , Н. А. Морально-ценностные ориентации современного человека / Н. А. Головко // Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986.-С. 125−151.
  82. , Н. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / Н. Ф. Гончаров. М.: Педагогика, 1986.- 128 с.
  83. , И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И. Ф. Гончаров. М.: Просвещение, 1978. -159 с.84
Заполнить форму текущей работой