Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационная культура понимается исследователями как система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками социальной организации и определяют их организационное поведение. Значение организационной культуры состоит в том, что она придает сотрудникам организационную идентичность, формирует у них «корпоративный дух» — обеспечивая стабильность и преемственность развития компании. Будучи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования
    • 1. 1. Сущностные характеристики понятия «культура организационного поведения специалиста»
    • 1. 2. Современное состояние проблемы формирования культуры организационного поведения будущих экономистов
    • 1. 3. Организационно-педагогические условия эффективного формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования п
    • 2. 1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию культуры организационного поведения у будущих экономистов в условиях высшего образования

Формирование культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переход экономики России на рыночные отношения изменил подходы к решению многих экономических проблем, особенно тех, которые связаны с ее кадровым потенциалом. '.

Условия интеграции российской экономики в мировую экономическую систему, происходящих в стране экономических преобразований, необходимости выживания в условиях конкуренции потребовали от t ' организаций и предприятий смены стратегии, усиления внимания трудовым ресурсам. Исследования в области теории управления персоналом и науки о поведении показали, что эффективность организации напрямую зависит от эффективности человеческих ресурсов. Поэтому основными задачами управления персоналом становятся создание условий для эффективного взаимодействия человека и организацииформирование положительной социально-психологической ситуации внутри коллектива. Большое значение приобретает поведение работника в команде, определяющее в конечном счете результат работы организации или предприятия.

Анализ практики отбора персонала свидетельствует о расширении требований к современному специалисту. Объектом кадровой политики становится работник, обладающий профессиональными навыками, собственными интересами и ценностными установками. Помимо опыта работы, знаний, квалификации, навыков от него требуются определенные личностные качества, такие как ответственность, умение работать в командегибкость, оперативность, коммуникативность и т. д. Все системы управления нацелены на более полное использование способностей работника как фактора эффективности деятельности организации. Этим можно объяснить, что современный менеджмент^ призванный обеспечить достижение целей организации путем управления всеми видами ресурсов, основное внимание уделяет системе управления организационным поведением персонала. -' ¦ I ч U.

Понятия «организационное поведение» и «организационная корпоративная) культура» были введены в научный оборот в 60- 70-х гг. прошлого столетия. К настоящему времени сформировались теоретикометодологические подходы к определению сущности этих явлений. В отечественной науке организационная культура как фактор повышения производительности труда на предприятии рассматривалась в трудах.

А.А.Богданова, А. К. Гастева, Ю. Н. Жариковой и др. Роль организационной * культуры в повышении эффективности организационных систем была изучена в работах российских ученых С. Г. Заржевского, J1.B. Карташовой, С. А. Липатова, А. А: Радугина, В. А. Спивак, К. М. Ушакова и др. Существенный вклад в изучение проблемы управления организационной культурой внесли зарубежные ученые: организационная культура, ее развитие, методы исследования и механизмы формирования явились предметом исследований Э: Х. Шейна, Р. Барнарда, Р. Холла, Г. Хофштеда, Д. Смирциха и др.

• Организационная культура понимается исследователями как система ценностей и норм, которые разделяются сотрудниками социальной организации и определяют их организационное поведение. Значение организационной культуры состоит в том, что она придает сотрудникам организационную идентичность, формирует у них «корпоративный дух» — обеспечивая стабильность и преемственность развития компании. Будучи динамическим системным явлением, организационная культура определяет практически все происходящие в организации события. Организационное поведение является внешним проявлением корпоративной культуры и в современных экономических условиях выступает, с одной стороны, мощным фактором повышения конкурентоспособности компании, с другой стороны— фактором успешной адаптации специалистов в организации. Поэтому целенаправленное формирование культуры организационного поведения как фактора социальной и профессиональной мобильности экономистов должно осуществляться как можно раньше, а именно в процессе их профессиональной подготовки в вузе.

Проведенный анализ деятельности молодых специалистов в сфере экономики показал, что значительная часть из них испытывает трудности в адаптации к коллективу, в общении с сотрудниками, усвоении норм и правил, существующих в организации. Все это свидетельствует о недостаточной сформированности их культуры организационного поведения. Одна из причин сложившегося положения дел заключается в недостаточном внимании, уделяемом решению исследуемой проблемы в.

I > условиях высшего профессионально-экономического образования. Изучение опыта работы экономических факультетов и вузов показало, что, несмотря на то что теория организационного поведения изучается как дисциплина специализации, они испытывают потребность в научно обоснованных рекомендациях и практических разработках по формированию у студентов культуры организационного поведения.

Объективно возникает необходимость в разработке и реализации комплексных программ подготовки и развития экономических кадров, позволяющих адекватно реагировать на изменения внутри организаций и во внешней среде. Изучение культуры организационного поведения с точки зрения профессиональной подготовки и трудовой адаптации специалистов необходимо как для оптимизации параметров образовательных процессов в вузах, так и для повышения эффективности деятельности молодых специалистов на предприятиях и в организациях.

Однако в настоящее время концептуальные подходы к проблеме формирования культуры организационного поведения в системе профессиональной подготовки специалистов остаются недостаточно разработанными. Вопросы профессиональной подготовки специалистов различных профилей широко освещены в работах Т. Н. Вершининой, А. А. Дикаревой, И. А. Жданова, В. А. Комелиной, А.И. КовалеваHIM. Швецова, В. А. Ядова и др. Вместе с тем вне поля зрения ученых оказалась проблема определения организационно-педагогических условий формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в процессе их обучения в вузе.

Анализ литературы и практики позволил выявить противоречия:

— между запросами общества, обусловившими новые требования к выпускникам экономического вуза, и сложившейся в профессиональном образовании системой их подготовки;

— между необходимостью решения вузами задачи формирования у студентов культуры организационного поведения как одного из важнейших факторов, определяющих их профессиональное становление и адаптацию, и недостаточной разработанностью теоретического и технологического обеспечения этого процесса.

С учетом названных противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование культуры организационного поведения будущих экономистов в процессе их обучения в вузе?

Решение этой проблемы составляет цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия эффективного формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в процессе их обучения в вузе.

— u ! Объект исследования — система профессиональной подготовки будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования. «Предмет исследования — процесс формирования культуры организационного поведения будущих экономистов.

Гипотеза исследования исходит из предположения о том, что формирование культуры организационного поведения специалистов в сфере экономики будет эффективным при создании следующих организационно-педагогических условий:

— проектирования и реализации в педагогическом процессе вуза научно обоснованной модели исследуемого процесса, в которой его основные компоненты (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат) определены с учетом особенностей формируемого качества;

— введения в учебный процесс факультатива «Корпоративная этика», направленного на расширение теоретических знаний студентов и отработку технологии корпоративного общениясовершенствования межличностных взаимоотношений и взаимодействий «студент — студент», «преподаватель — студент» в процессе проведения группового тренинга;

— актуализации поведенческого аспекта при проведении всех видов практик (учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента, преддипломной) во внешних организациях различных организационно-правовых форм.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «культура организационного поведения специалиста».

2. Определить и обосновать критерии и показатели сформированности культуры организационного поведения будущих экономистов. '3. На основе изучения современного состояния проблемы формирования культуры организационного поведения будущих экономистов выявить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия ее решения в условиях высшего профессионального образования.

4. Экспериментально проверить эффективность выявленных организационно-педагогических условий формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили основные положения диалектики о единстве сознания и деятельности, философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте саморазвитияфундаментальные положения экономической теории, труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики, социологии и психологии труда, менеджмента, управления персоналом, исследования в области организационной культуры современных предприятий, материалы исследований организационного поведения отечественных и зарубежных ученых.

В исследовании реализуется единство следующих методологических подходов:

— системного (B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, И. Д. Зверев, B.C. Ильин, А. Н. Леонтьев, JT.A. Седов, H.JT. Селиванова, В. В. Сериков, Ю. П. Сокольников, Э. Г. Юдин и др.);

— личносгно-деятельностного (К.А. Абульханова-Славская, Е. В. Бондаревская, JLC. Выготский, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — культурологического (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Э. С. Маркарян и др);

— интегративного (М.Н. Берулава, В. Н. Максимова, М. К. Енисеев, Г. И. Ибрагимов, М. И. Махмутов, Г. А. Монахова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс взаимодополняющих методов j исследования, включающий методы теоретического анализа и моделирования, тестирование, метод анализа нормативных документов, метод сравнений, метод экспертных оценок, методы анализа и обработки полученных данных. Ведущим методом исследования служил педагогический эксперимент.

Исследование проводилось с 2002 по 2008 год на базе экономического факультета Марийского филиала АНО ВПО «Московская открытая социальная академия».

Этапы исследования:

Первый этап (2002 — 2003 гг.) — подготовительно-ознакомительный. На этом этапе был выполнен сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы, изучена степень разработанности проблемы, сформулирован концептуальный замысел исследования и определена его база.

Второй этап (2003 -2006 гг.) — теоретикоэкспериментальный. На этом этапе была спроектирована и реализована в педагогическом процессе вуза модель системы формирования культуры организационного поведения будущих экономистов, выявлены организационно-педагогические условия решения исследуемой проблемы, осуществлена экспериментальная проверка их эффективности.

Третий этап (2006 — 2008 гг.) — заключительно-обобщающий. На этом этапе уточнялась и обогащалась общая гипотеза исследования. Полученная информация была подвергнута систематизации и оформлению в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна работы состоит:

— в обосновании авторского подхода к проблеме формирования культуры организационного поведения специалиста в условиях вуза;

— в уточнении понятия «культура организационного поведения специалиста в области экономики» в аспекте его сущности как комплексной характеристики профессионала, предполагающей основанные на знании теории организационной культуры и корпоративной этики готовность и способность понимать и принимать культуру организации, поступать в соответствии с ее традициями, нормами и ценностями и эффективно взаимодействовать в командев определении и обосновании критериев и показателей сформированности культуры организационного поведения специалиста: когнитивный критерий (усвоенность базовых понятий теории организационной культуры, ее сущности, содержания, структуры И' т.д.- наличие знаний о формальных и неформальных правилах и нормах деятельности, обычаях и традициях, ценностях, обрядах и символике, образцах поведения, регулирующих деятельность организациизнание теории корпоративной этикизнание технологии корпоративного общения) — аксиологический критерий (осознание миссии, назначения организации, основных целей ее деятельностиудовлетворенность работников условиями трудаидентификация работников с предприятием и перспективами его развитияусвоенность ценностей организацииотношение к истории, традициям, обычаям, используемым для воспитания чувства удовлетворения и гордости от принадлежности к данной профессиональной группе и данному учреждениюналичие нравственных идеалов личности) — деятельностный критерий (наличие навыков и умений межличностного, внутригруппового и коллективного взаимодействия, основанного на принципах корпоративной этикиспособность человека действовать в деловой сфере в ситуации морального выбора в соответствии с нормами этикета и правилами предприятияорганизациивладение коммуникативной техникой корпоративного общения);

— в выявлении и научном обосновании организационно-педагогических условий эффективного формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования (разработка и реализация научно обоснованной модели исследуемого процесса, в которой его основные компоненты (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат) определены с учетом особенностей формируемого качествавведение в учебный процесс факультатива «Корпоративная этика», направленного на расширение теоретических знаний студентов и отработку технологии корпоративного общениясовершенствование межличностных взаимоотношений и взаимодействий «студент — студент», «преподаватель — студент» в процессе проведения группового тренингаактуализация, поведенческого аспекта при проведении всех видов практик (учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджментапреддипломной) во внешних организациях различных организационно-правовых форм.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его > результаты дополняют теоретические положения педагогической науки: о профессиональной подготовке специалистов в области экономики в условиях высшего образования, углубляют научные представления о путях формирования культуры организационного поведения! будущих экономистов.*. Выявление и обоснование организационно-педагогических условий, формированиякультуры организационного поведения? будущих, экономистов составят основу для дальнейших научных исследованийСодержащиеся* в-нем.теоретические положения и выводы расширяют объектное, поле психолого-т педагогических исследований.

Прастическая значимость исследования? заключается в возможности? использования его результатов при решении проблем, связанных с профессиональной подготовкой будущих экономистов и их адаптации*к условиям? профессиональной деятельности. Основные теоретические1 положения и выводыа также методические материалы (программы производственной практики, учебно-методическое пособие «Деловое общение», авторская программа факультатива «Корпоративная этика») могут быть использованы высшими. и средними профессиональными учебными, заведениямипредприятиями и организациями для совершенствования? подготовки-, переподготовки и повышениялсвалификации специалистовдля. разработки* и> организации соответствующих спецкурсов и спецсеминаров для специалистов экономического профиля. На защиту выносятся следующие положения:

Г. Организационное поведение специалиста как целенаправленное социальное поведение представляет собой совокупность его действий и поступков, определяемых нормами и правилами, установками и-ценностямиролевыми предписаниями организации. Формой организационного поведения является профессиональная деятельность, а ее атрибутом — корпоративное общение.

Понимание культуры личности как социально значимого уровня развития сущностных сил человека, меры этого развития, позволяет определить культуру организационного поведения специалиста как комплексную характеристику профессионала, предполагающую основанные на знании теории организационной культуры и корпоративной этики готовность и способность понимать и принимать культуру организации, поступать в соответствии с ее традициями, нормами и ценностями и эффективно взаимодействовать в команде.

Критериями оценки уровня сформировапности организационной культуры экономиста являются:

— когнитивный критерий, включающий такие показатели как усвоенность базовых понятий теории организационной культуры (ее сущности, содержания, структуры и т. д.) — наличие знаний о формальных и неформальных правилах и нормах деятельности, обычаях и традициях, ценностях, обрядах и символике, образцах поведения, регулирующих деятельность организациизнание теории корпоративной этикизнание технологии корпоративного общения;

— аксиологический критерий, содержащий такие показатели, как осознание миссии, назначения организации, основных целей ее деятельностиудовлетворенность работников условиями трудаидентификация работников с предприятием и перспективами его развитияусвоенность ценностей организацииотношение к истории, традициям, обычаям, используемым для воспитания чувства удовлетворения и гордости от принадлежности к данной профессиональной группе и данному учреждениюналичие нравственных идеалов личности;

— деятельностный критерий, конкретизирующийся такими показателями, как наличие навыков и умений межличностного, внутригруппового и коллективного взаимодействия, основанного на принципах корпоративной этикиспособность человека действовать в деловой сфере в ситуации морального выбора в соответствии с нормами этикета и правилами предприятия, организациивладение коммуникативной техникой корпоративного общения.

2. Эффективность формирования культуры организационного поведения будущих экономистов обеспечивается созданием следующих организационно-педагогических условий:

— проектирования и реализации системы формирования культуры организационного поведения студентов;

— разработки и реализации научно обоснованной модели исследуемого процесса, в которой его основные компоненты (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат) определены с учетом особенностей формируемого качества;

— введения в учебный процесс факультатива «Корпоративная этика», направленного на расширение теоретических знаний студентов и отработку технологии корпоративного общениясовершенствования межличностных взаимоотношений и взаимодействий «студент — студент», «преподаватель — студент» в процессе проведения группового тренинга;

— актуализации поведенческого аспекта при проведении всех видов практик (учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента, преддипломной) во внешних организациях различных организационно-правовых форм.

Достоверность полученных научных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных параметров исследования, анализом существующих методологических и методических подходов к решению исследуемой проблемы, использованием системы взаимодополняющих методов педагогического исследования, адекватных поставленным задачам, в том числе экспериментальной проверкой основных положений и выводов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по следующим направлениям:

— в выступлениях автора с докладами на всероссийских, межвузовских научно-практических конференцияхна ежегодных сессиях аспирантов и соискателей и научных конференциях в Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской;

— путем внедрения разработанных учебных материалов в учебный процесс экономического факультета Марийского филиала АНО ВПО «Московская открытая социальная академия»;

— материалы исследования нашли отражение в публикациях автора: учебных пособиях и научных статьях (всего 8 работ).

Структура исследования отражает логическую последовательность и причинно-следственную взаимосвязь элементов исследуемых объектов. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Общие выводы:

1) Результат? = 0,18 в ситуации «до» для КГ и ЭГ свидетельствует об одинаковых условиях при проведении исследований.

2) В контрольной и экспериментальной группах эксперимент' значительно улучшает результат студентов.

3) После эксперимента наблюдается значимое улучшение результатов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

В ходе исследования нам было необходимо выяснить эффективность каждого из выявленных организационно-педагогических условий.

Оценка воздействия группового тренинга на формирование деятельностного компонента организационного поведения его участников осуществлялась на основе теста. Выбранный тест позволял выявить влияние тренинга на изменения в культуре организационного поведения студентов. В качестве дополнительной анкеты, направленной на оценку коммуникативных способностей каждого из опрашиваемых, была использована «Методика диагностики возможных стилей поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса». (Приложение 1). Данные, полученные в результате этого тестирования, показывали особенности поведения студентов в конфликте и характеризовали их коммуникативные качества. Данный тест предусматривает выбор тестируемыми одной из тактик поведения в конфликте в различных ситуациях: противоборство, сотрудничество, компромисс, избегание, уступка. Каждый из таких вариантов оценивается в баллах. Оптимальной стратегией поведения считается такая, при которой используются все пять тактик, и каждая из них имеет значение в интервале от 5-ти до 7-ми баллов. Значительная разница в показателях между отдельными вариантами поведения в конфликте, напротив, свидетельствует о низких коммуникативных способностях опрашиваемого. Результаты теста позволили составить представление о стратегии поведения и взаимоотношений студентов с членами трудового коллектива.

Участие в эксперименте контрольной группы (с которой тренинговые занятия не проводились) должно было показать, что культура организационного поведения будущих экономистов формируется эффективно только в результате прямого воздействия (в данном случае тренинга). С этой целью повторное анкетирование проводилось не сразу непосредственно после тренинга, а тогда, когда студенты обеих групп проходили производственную практику.

Таким образом, экспериментально разрешался один из важных вопросов нашего исследования: как и в какой степени менялась культура организационного поведения у тех студентов, которые в тренинге непосредственно не участвовали, а только испытали воздействие организационной культуры предприятия, на котором проходили практику.

Первоначально оценивались коммуникативные компоненты организационной культуры студентов экспериментальной группы. Сумма баллов по каждому из вопросов делилась на число участников, а затем усредненные баллы суммировались. Общее их число составило соответственно 76.78, 79.99, 78.58 и 78.2, что позволило оценить уровень сформированности культуры организационного поведения всех студентов как средний.

По итогам тестирования были сформированы тренинговые группы по 15 человек, поскольку именно такое количество обучаемых является приемлемым для проведения занятий.

Предварительное тестирование студентов экспериментальной и контрольной групп показало, что только часть студентов была ориентирована на оптимальную стратегию поведенияв конфликте, т. е. каждая из предложенных им тактик имела оценку от 5 до 7 баллов. У большинства студентов, для которых были характерны средний, и низкий уровни сформированности культуры организационного поведениянекоторое преимущество принадлежало тактикам «избегания» и «уступки».

В-процессе проведения тренинговых занятий по рассмотренной выше программе экспериментальная группа была разделена на 5- подгрупп по 3 человека в каждой, причем* в каждую из этих подгрупп были включены студенты, показавшие более высокий уровень сформированности коммуникативного компонента культуры организационного' поведения. Занятия проводились в форме групповых интервью и дискуссий. По темам* «Основные стратегии поведения в конфликте» и «Приемы эффективного разрешения конфликтов» в тренингах были использованы ситуационно-ролевые игры, причем во время занятий по последней из них в одной из подгрупп применялась видеозапись, впоследствии подвергавшаяся анализу.

Результаты тренинга нашли отражение в таких же письменных тестах, какие были предложены студентам до начала тренинговой программы. С учетом^ того, что воздействие тренинга на состояние культуры организационного поведения проявляется в течение длительного времениповторное тестирование было проведено спустя^ дваг месяцапосле тренировок. Тесты были предложены как студентам экспериментальнойтак и студентамконтрольной группы. Результаты тестирования показали, что студенты" группы, прошедшей тренинг, в процессе прохождения практики легче адаптировались к условиям профессиональной деятельности, быстрее устанавливали^ контакты с сотрудниками предприятий и' даже оказывали некоторое воздействие на его организационную культуру.

Тестирование показало, что у студентов после участияв тренинге отношение к способам разрешения конфликтов претерпело определенные изменения. Так число студентов экспериментальной группы, у которых эти показатели приблизились к высокому уровню, возросло на 8 человек, к среднему уровню — на 5 человек. У большинства студентов показатели по различным видам стратегий разрешения конфликтов также приблизились к оптимальным.

Таким образом, можно сделать вывод, что один из важнейших показателей организационной культуры — умение работать в единой команде и успешно разрешать внутренние конфликты. — для студентов экспериментальной группы улучшился. Это, в свою очередь, послужило определенным стимулом к формированию коммуникативных навыков молодых специалистов.

Что касается контрольной группы, тои в этом случае произошли некоторые позитивные изменения в сфере выбора стратегии поведения при возникновении конфликтов (т.е. в коммуникативных качествах опрашиваемых), хотя и в несколько меньшей степени, чем у первой группы.

Подобное явление можно объяснить, в первую очередь, изменением одного из важнейших показателей культуры организационного поведения — умения работать в единой команде и успешно разрешать конфликты, о чем свидетельствуют и результаты теста, проведенного для обеих групп после проведения тренинга в экспериментальной группе. Таким образом, можно говорить о формировании культуры организационного поведения будущих экономистов как результате специализированных занятий и внешних целенаправленных воздействий.'.

Тем не менее, как отмечалось выше, необходимо учитывать, что количественные показатели подобного тестирования, носят весьма условный и приблизительный характер.

Следует отметить, что итоги тестов не могут быть строго детерминированы только уровнем культуры организационного поведения. Можно утверждать, что первый из тестов в большей степени связан с организационной культурой, а второй отражает, в первую очередь, личные коммуникативные профессиональные качества студентов. Поэтому количественные показатели, полученные в результате тестирования, могут лишь указать на определенную тенденцию, но не отразить ее строгие качественные характеристики.

Участники тренинга только после неоднократного практического использования полученных навыков и умений могли применять их наиболее эффективно, приобретая необходимый личный опыт в этой области. С другой стороны, на культуру организационного поведения постоянно воздействовали иные разнообразные факторы, которые, в свою очередь, могут подкреплять или наоборот, ослаблять воздействие тренинга.

Эффект группового тренинга заключался не только в сформированности умения оптимально разрешать конфликты, но и во многом другом, что не всегда поддается эффективной количественной оценке. Поэтому позитивное воздействие профессионального тренинга не может быть полностью описано в результате каких-либо экспериментов. Тем не менее. практическое проведение профессиональных групповых тренингов, в том числе и для студентов экономических специальностей, подтверждает их высокую эффективность в области повышения уровня сформированности культуры организационного поведения студентов.

Заключительным условием формирования у будущих экономистов культуры организационного поведения была актуализация поведенческого аспекта в процессе прохождения всех видов практик. Основной целью профессионально-производственной практики явилось ознакомление студентов с производственной деятельностью менеджера, специалиста в области экономики, финансовизучение вопросов финансово-хозяйственных процессов производства. В качестве дополнительной цели студентам было поручено изучить особенности организационной культуры предприятия.

Производственно-профессиональная практика явилась логическим продолжением учебного процесса и важным этапом формирования специалиста, отвечающего требованиям рыночных отношений в экономике страны. Эти требования сводились к умению работника формировать и ставить цели перед соответствующими коллективами людей, организовывать их на выполнение поставленных задач с учетом важнейших требований менеджмента — реализовать цели наиболее экономичными и рациональными средствами.

В процессе прохождения практики происходило закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе изучения практической деятельности предприятияизучение структуры производства и управления предприятиемизучение организации и функционирования экономических, плановых, маркетинговых отделов предприятия, бухгалтерииознакомление с функциональными обязанностями менеджера, экономиста, финансистаознакомление и работа с экономической и финансовой документациейизучение сложившихся экономических условий хозяйствования предприятия в современной рыночной экономике. Формированию культуры организационного поведения студентов способствовало приобретение практических навыков анализа внутренней структуры предприятия и структуры ее аппарата управленияосвоение на практике методов изучения и анализа организации управленческого труда с помощью моментных наблюдений, фотографии и самофотографии работы менеджеровопределение области своей будущей деятельностиосуществление подбора необходимой исходной информации и документации для выполнения курсовых и научно-исследовательских работподготовка студента к самостоятельной работе в качестве менеджера на производстве.

Ознакомительный этап включал получение студентом задания на практику, ознакомление с целями и задачами практики, знакомство с местом прохождения практики. Основной этап включал работу студента по сбору материала под руководством специалиста на конкретном предприятии. На заключительном этапе студенты оформляли и защищали письменные отчеты.

Производственно-профессиональную практику студенты проходили в хозяйствующих структурах различных форм собственности, осуществляющих деятельность в производственной, научноисследовательской, социальной, туристической, муниципальной (государственной), посреднической, торгово-закупочной, в сфере услуг и т. д. направлениях.

Студенты знакомились с общим состоянием предприятия, составляли календарно-тематический план своей работы на весь период практики, который с учетом корректировки в последствии отражался в дневнике.

Производственно-хозяйственная деятельность предприятия изучалась студентами в зависимости от специфики, формы собственности, вида деятельности предприятия или структурного подразделения, т. е. непосредственного места, где проходит практику студент. :

Студенты, в период прохождения практики, подробно знакомились со структурой аппарата управления предприятием, линейной и функциональной соподчиненностью аппарата управления и работников, где непосредственно проходил практику студент (цех, производство, лаборатория, участок и т. п.)-, составом и содержанием функций, которые выполняют работники аппарата управления.

Непосредственная практическая подготовка к самостоятельной работе выпускника в будущей должности, а также сбор материалов по теме дипломной работы, углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение опыта поведения в организации и осуществления взаимодействия в группе являлось целью преддипломной практики.

Главная цель прохождения студентами практики в исследуемом аспекте заключалась в самостоятельном изучении, и, обобщении управленческой практики, анкетировании практических работников с целью изучения особенностей их организационного поведения, подбор практического материала для подтверждения или опровержения сделанных выводов, предложений. С целью изучения организационной культуры.

164 предприятия студенты проводили тестирование сотрудников. В тесте содержалась просьба оценить по 10-ти бальной шкале характеристики жизни коллектива предприятия (организации):

1. Отношения между сотрудниками и руководством.

2. Возможность высказаться для каждого работника.

3. Сотрудничество членов коллектива между собой.

4. Согласование деятельности сотрудников, работающих в одной группе (коллективе).

5. Распределение обязанностей между сотрудниками.

6. Способность сотрудников к принятию самостоятельных решений.

7. Поддержание хороших личных отношений между членами коллектива.

8. Скорость разрешения конфликтов между ними.

9. Уровень неформальной профессиональной помощи молодым специалистам со стороны наиболее опытных сотрудников.

10. Состояние морально-психологического климата в коллективе.

11. Наличие различных формальных и неформальных мероприятий для коллектива.

Результаты тестирования включались студентами в дипломные работы и составляли ее исследовательскую часть. В результате проведенной работы происходило совершенствование культуры организационного поведения будущих экономистов по когнитивному, аксиологическому и деятельностному компонентам.

Полученные результаты свидетельствовали о значительном повышении уровня сформированности культуры организационного поведения у студентов экспериментальной группы. Следовательно, данные различия достигнуты благодаря введенной в педагогический процесс экспериментальной группы специальной работы по формированию у будущих экономистов культуры организационного поведения.

Таким образом, опытно-экспериментальное исследование подтвердило эффективность разработанных педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование культуры организационного поведения у будущих экономистов.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. В качестве инструмента для анализа сформированности культуры организационного поведения будущих экономистов можно использовать понятие «организационной (корпоративной) культуры», которое отражает ведущие ценности, взаимоотношения и формы общения работников, сложившиеся в конкретной организации.

2. Организационная культура предприятия оказывает влияние на формирование компонентов организационного поведения студентов. Позитивные изменения в уровне сформированности культуры организационного поведения могут быть достигнуты различными способами, что, в свою очередь, отражается на профессиональном становлении будущего специалиста.

3. Эффективной формой воздействия непосредственно на личность каждого студента может послужить групповой профессиональный тренинг. При составлении конкретных тренинговых программ и проведении тренинга необходимо учитывать социокультурные, этнические и иные особенности каждого студенческого коллектива. Профессиональный тренинг направлен на усвоение слушателями основных психологических закономерностей внутренней жизни коллектива, что позволяет повысить как непосредственно их профессиональные умения, так и положительным образом воздействовать на культуру организационного поведения студентов.

4. Проведенный эксперимент позволил выявить положительное влияние реализованных организационно-педагогических условий на формирование у студентов культуры организационного поведения. Таким образом, эффективность данных условий была подтверждена опытным путем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с выбранной проблематикой поставлены и решены задачи диссертационной работы, вследствие чего получены следующие результаты.

1. Теоретический анализ имеющихся исследований позволил раскрыть сущность понятия «культура организационного поведения специалиста», под которым понимается комплексная характеристика профессионала, предполагающая готовность и способность понимать и принимать культуру организации, поступать в соответствии с ее традициями, нормами и ценностями и эффективно взаимодействовать в команде.

От степени сформированности у специалиста культуры организационного поведения зависит его перспективное личностное и профессиональное становление, мобильность и готовность к рациональной профессиональной деятельности. С другой стороны, высокий уровень сформированности культуры организационного поведения работников способствует повышению эффективности организации.

2. Критериями оценки уровня сформированности организационной культуры экономиста являются:

— когнитивный критерий, включающий такие показатели как усвоенность базовых понятий теории организационной культуры (ее сущности, содержания, структуры и т. д.) — наличие знаний о формальных и неформальных правилах и нормах деятельности, обычаях и традициях, ценностях, обрядах и символике, образцах поведения, регулирующих деятельность организациизнание теории корпоративной этикизнание технологии корпоративного общения;

— аксиологический критерий, содержащий такие показатели, как осознание миссии, назначения организации, основных целей ее деятельностиудовлетворенность работников условиями трудаидентификация работников с предприятием и перспективами его развитияусвоенность ценностей организацииотношение к истории, традициям, обычаям, используемым для воспитания чувства удовлетворения и гордости от принадлежности к данной профессиональной группе и данному учреждениюналичие нравственных идеалов личности;

— деятельностпый критерий, конкретизирующийся такими показателями, как наличие навыков и умений межличностного, внутригруппового и коллективного взаимодействия, основанного на принципах корпоративной этикиспособность человека действовать в деловой сфере в ситуации морального выбора в соответствии с нормами этикета и правилами предприятия, организациивладение коммуникативной техникой корпоративного общения.

Выделенные критерии позволили охарактеризовать высокий, средний, низкий уровни сформированности культуры организационного поведения специалиста.

Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве и взаимодействии:

— полными знаниями теории организационной культуры;

— принятием ценностей организации;

— идентификацией работников с организацией и перспективами ее развития;

— положительным отношением к истории и традициям организациипрактическим воплощением норм корпоративной этики в профессиональной деятельности;

— сформированной коммуникативной техникой корпоративного общения. ' Средний уровень сформированности культуры организационного поведения характеризуется хорошо усвоенными знаниями теории организационной культуры, которые, однако, не всегда применяются на практикеценности организации принимаются частичнопреобладанием индивидуальных интересов над интересами организациихорошим знанием норм корпоративной этики, которое не всегда воплощается в профессиональной деятельностиневысоким уровнем владения коммуникативной техникой корпоративного общения.

Низкий уровень сформированности культуры организационного поведения отличается слабым знанием теории организационной культуры, неприятием ценностей организации, отрицательным отношением к истории и традициям организации, несоблюдением норм корпоративной этики в профессиональной деятельности, низким уровнем владения коммуникативной техникой корпоративного общения.

3. В процессе анализа изученности проблемы было установлено, что на формирование культуры организационного поведения специалиста влияют различные факторы: его личные особенностицеленаправленное внешнее воздействие, прежде всего обучение и воспитаниестихийное внешнее влияние и др. Все они проявляются в теснейшем^ взаимодействии. Организационная культура выступает одним из основных факторов, определяющих процесс функционирования организации иj поведение ее членов, ОК выполняет в организации те же функции, что и культура в обществе в целом, т. е. связана с восприятием и. структурированием социальной реальности и регуляцией поведения.

Организационная культура, как социальноэкономическая категория, представляет собой комплекс подсистем: ценностно-нормативной, структуры коммуникаций, структуры внешней идентификации, мифологической структуры, структуры взаимоотношений. Положительное влияние организационной культуры на организационное поведение выражается в создании команд и командной работе, кризисои конфликтоустойчивости, восприимчивости персонала к нововведениям.

4. Изучение современного состояния проблемы формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования показало, что одним из перспективных направлений решения проблемы соответствия структуры и содержания профессиональной подготовки специалистов структуре и потребностям народного хозяйства является формирование у студентов культуры организационного поведения. Подобная деятельность должна осуществляться с использованием всех ресурсов вуза, его подразделений, групп и отдельных личностей, с привлечением ресурсов потребителей кадров и их непосредственным участием в процессе практической подготовки специалистов.

Анализ теории и практики решения исследуемой проблемы позволил обосновать организационно-педагогические условия эффективного формирования культуры организационного поведения будущих экономистов в условиях высшего профессионального образования. К ним мы относим:

— разработки и реализации научно обоснованной модели исследуемого процесса, в которой его основные компоненты (цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат) определены с учетом-особенностей формируемого качества;

— введение в учебный процесс факультатива «Корпоративная этика», i направленного на расширение теоретических знаний студентов и отработку технологии корпоративного общениясовершенствование межличностных взаимоотношений и взаимодействий «студент — студент», «преподаватель — студент» в процессе проведения группового тренинга;

— актуализация поведенческого аспекта при проведении всех видов практик (учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента, преддипломной) во внешних организациях различных организационно-правовых форм.

Данные условия были экспериментально апробированы в учебном процессе экономического факультета Марийского филиала АНО ВПО «Московская открытая социальная академия». Для проведения эксперимента были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная работа была построена на применении комплекса методов, включавшего диагностические методы, методы теоретической и практической подготовки. '.

Центральным компонентом экспериментальной работы, явился профессиональный групповой тренинг, проведенный в экспериментальнойгруппе. Проведение тренинга способствовало непосредственному усвоению слушателями навыков и умений, необходимых специалисту, как при общении между собой, так и в работе в организации. Исследование показало, чтов каждом конкретном случае проведения тренинга необходимо учитывать индивидуальные особенности слушателей, их общеобразовательный уровень, и соответственно этому дорабатывать формы и методы проведения тренировок.

Эффективность проведенного тренинга оценивалась с помощью анкет и тестов на поведение студентов в. различных конфликтах, возникающих в: процессе профессиональной деятельности, поскольку поведение человека в конфликте ярко отражает как организационную культуру коллектива в целомтак и личностные качества этого человека, его уровень сформированности культуры организационного поведения. Применительно к экономической профессии это представляется важным, потому, что коммуникативные аспекты поведения составляют важный аспект профессиональной деятельности специалиста.

Итоговая диагностика показала значительное повышение уровня сформированности культуры организационного поведения у студентов экспериментальной группы по сравнению с результатами, показанными студентами контрольной группы. •.

Проведенный эксперимент позволил установить положительное влияние реализованных организационно-педагогических условий на формирование у студентов культуры организационного поведения. В результате опытно-экспериментальной работы выявлено, что названные условия теоретически определены корректно, наличие устойчивых и значимых корреляционных связей свидетельствует о согласованности их взаимодействия и влиянии на формирование культуры организационного поведения будущего экономиста в процессе его подготовки в вузе.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ особенностей формирования культуры организационного поведения будущих экономистов. Дальнейшего серьезного внимания заслуживает, например, проблема разработки тренинговых программ, направленных на закрепление каких-либо конкретных навыков и умений организационного поведения. Исследования в этой области могут быть продолжены в области выработки различных способов воздействия на организационное поведение коллектива предприятия с целью формирования культуры организационного поведения сотрудников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1991. — 336 с.
  2. , В.В. Формирование команды / В. В. Авдеев. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Сфера, 1999. — 544 с.
  3. , А. И. Предпринимательство : проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. М.: Наука, 1991. — 112 с.
  4. , А. Организационная культура современной корпорации /А. Агеев, М. Грачев // Мировая экономика и междунар. отношения. 1990. — № 6. — С. 43 — 56.
  5. Административный менеджмент: учеб. пособие / под ред. О. А. Страховой. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 152 с.
  6. , М. М. Организационная культура или культура фирмы / М. М. Алексеева // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч. информ. сб. / Рос. гос. б-ка. — М., 1997. — Вып. 5. — С. 3 — 41.
  7. , М. М. Планирование деятельности фирмы / М. М. Алексеева. М.: Финансы и статистика, 2000. — 466 с.
  8. , Г. Предприятие будущего : структура, методы и стили руководства / Г. Аммельбург — пер. с нем. В. А. Чекмарева. М.: Междунар. отношения, 1997. — 416 с.: ил.
  9. , И. В. Организационное поведение : конспект лекций / И. В. Андреева. М.: Эксмо, 2007. — 128 с.
  10. , Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии : методические и теоретические проблемы психологии / Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1969. — 478 с.
  11. , А. И. Человек и мир культуры : введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: Изд-во МГИК, 1992. — 240 с.
  12. , С. И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований / С. И. Архангельский. —1. М.: Знание, 1975.-43 с.
  13. , А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1990. — 367 с.
  14. , Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  15. , Г. JT. Маркетинг и-культура предпринимательства / Г. JI. Багиев, В. В. Томилов, 3. А. Чернышева. СПб.: ФИНЭК, 1995. — 114 с.
  16. , Т. «Кризисная ситуация» в организации : норма или патология? / Т. Базаров, Е. Аксенова // Управление персоналом. — 1998. № 3. -С. 21−24.
  17. , Г. А. Теория учебных задач : психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1999. — 194 с.
  18. , И. В. Основы технологии группового тренинга / И. В: Бачков. -М.: Прогресс, 1999. 176 с.
  19. , И. В. Психологический тренинг как средство развития профессионального самосознания педагогов / И. В. Бачков // Школа здоровья. — 1995. № 3. — С. 73 — 84.
  20. , А. А. Культурология : антропологические теории культур: учеб. пособие / А. А. Белик — Рос. гос. гуманит. ун-т.- М.: б.и., 1999. 239 с.
  21. , В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  22. , В. С. Мышление как творчество : (введение в логику мысленного диалога) / В. С. Библер. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  23. , М. Функции руководителя и корпоративная культура в период глобальных изменений / М. Бидл, О. А. Аксенова // Современные проблемы и методы совершенствования упр.: сб. науч. работ / СПбГТУ. СПб., 1997. — С. 8 — 13.
  24. , А. А. Тектология : (всеобщая организационная наука): в 2 кн. / А. А. Богданов. М.: Экономика, 1989. — 2 кн.
  25. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. -С. 11 -17.
  26. Е. В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности / Е. В. Бондаревская. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1991.-259 с.
  27. , У. Менеджмент в организации / У. Брэдцик. М.: ИНФРА-М, 1997. — 344 с.
  28. , Т. Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих / Т. Н. Вершинина. — Новосибирск: Наука, 1986. 168 с. г
  29. , В. Р. Менеджмент для-всех / В. Р. Веснин. М.: Юрист, 1994.-244 с.
  30. , Э. Д. Новое в культуре труда, производства, компании : к социальным и гуманистическим ориентирам экономики / Э. Д. Вильховченко // Мировая экономика и междунар. отношения. 1994. — № 12. -С. 81 -93.
  31. , X. Менеджмент в подразделениях фирмы : (предпринимательство и координация в децентрализованной компании) / XI Виссема — пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1996. — 288 с.
  32. , А. К. Как надо работать : практическое введение в наукуорганизации труда / А. К. Гастев. 2-е изд.- М.: Экономика- 1972. — 142 с.
  33. , Д. М. Организация и управление / Д. М. Гвиншани. 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1972. — 174 с.
  34. , О. В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогическои деятельности : дис. канд. пед. наук / О. В. Госсе. Волгоград, 1996.-237 с.39: Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В: В. Давыдов. -М. :ИНТОР, 1996.-544 с.
  35. , П. М. Поведение человека в организации / П. М. Дизель, Р. У. Мак-Кинли — пер. с англ. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1993. — 270 с.
  36. , А. А. Социология труда : учеб: пособие для студентов" вузов, обуч. по спец: «Экономика и социология труда» / А. А. Дикарева, М. Ш Мирская: М'.: Высш. шк., 1989: — 304 с.
  37. , М. В. Подбор руководителя для конкретного, коллектива : подготовка резерва руководителей: и выявление сотрудников с лидерским потенциалом / М. В. Дорошева //. Управление персоналом. 1997. -№ 2.-С. 24−32.
  38. , Е. JI. Становление этических кодексов корпорации : реф. обзор:/ Е. JI. Дубко // Ведомости / НИИ прикл. этики, Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т.-Тюмень, 1995. Выт 2.- С. 160- 167.
  39. , А. П. Организация работы с персоналом / А. П. Егоршин //Управление персоналом. 1998. -№ 1. — С. 8 -13. .
  40. , Ю. И. Организационная- культура в системе профессиональной подготовки .и трудовой адаптации специалистов: дис. канд. экон. наук. Омск: ОГПУ, 2005. — 224 с.
  41. , В. И. О современной трактовке дидактических принципов / В. И. Загвязинский // Советская педагогика. 1978. — № 10. — С. 14 -18.
  42. , А. Б. Организационная культура как фактор формирования профессионального менталитета учителя : дис.. канд. пед наук. — М., 2000. -166 с.
  43. Замулин, A. J1. Развитие видения организационного контекста в процессе интенсивного обучения / A. J1. Замулин, Т. В. Нещерет // Современные проблемы и методы совершенствования управления: сб. науч. работ / СПбГТУ. СПб., 1997. — С. 53 — 55.
  44. , С. Г. Организационная культура в современной России (социально-философский аспект): дис.. канд. фил. н. — М., 1997. — 137 с.
  45. , И. Мотивация «против» стимулирования / Н. Захаров, Н. Куцый // Социальный труд. 1991. — № 11. — С. 90 — 98.
  46. , И. Роль миссии организации в разработке стратегии ее развития / И. Зулькарнаев // Маркетинг. 1998. — № 6. — С. 36 — 39.
  47. , P. X. Этика и психология управления : учеб. пособие / P. X. Имаметдинова. М.: МГГУ, 1995.- 107 с.
  48. , В. Творческие начала современной корпорации / В. Иноземцев // Мировая экономика и междунар. отношения. 1997. — № 11. — С. 18−30.
  49. Ионин, JL Г. Культура и социальная структура / JI. Г. Ионин // Соц.исследования. 1996. — № 2. — С. 3 — 12- № 3. — С. 31 — 42.
  50. Ионин, J1. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л: Г. Ионин. 2-е изд. -М.: Логос, 1998. — 278 с.
  51. , Н. И. Менеджмент туризма : учеб. пособие / Н. И. Кабушкин. 2-е изд., перераб. — Мн.: Новое знание, 2001. — 432 с.
  52. , М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа)
  53. М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  54. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Канн-Калик. М.: Роспедагентство, 1995. -108 с.
  55. , Б. Деловая стратегия : концепция, содержание, символы / Б. Карлофф — пер. с англ. М.: Экономика, 1991. — 238 с.: ил.
  56. , О. И. Культура организации / О. И. Карпухин // Социально-полит, журн. 1997. — № 2. — С. 141 — 145.
  57. , О. И. Социокультурная ситуация как отражение кризиса культуры в российском обществе / О. И. Карпухин // Социально-полит, журн. -1995.-№ 4.-С. 128- 137.
  58. , Л. В. Поведение в организации / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина. М.: ИНФРА-М, 1999. — 220 с.
  59. , В. Г. Педагогика высшей школы : учеб. пособие / В. Г. Каташев, Л. И. Соломко, Г. У. Матушанский и др. — / под общ. ред. В. Г. Каташева. Казань: Изд-во КГТУ, 2005. — 395 с.
  60. , А. И. Менеджмент и маркетинг в сфере услуг / А. И. Ковалев, В. А. Ковалев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. — 268 с.• 67. Коган, Л. Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1988. — 283 с.
  61. , В. Д. Управление организационной культурой / В. Д. Козлов. М.: Наука, 1990. — 124 с.
  62. , Е. И. Культура управления : измерение и изменение / Е. И. Комаров // Управление персоналом. 1997. — № 3. — С. 32 — 37.
  63. , Е. И. Управление изменениями / Е. И. Комаров // Управление персоналом, 1997. — № 2. — С. 18−23.
  64. , В. А. Теория воспитания в профессиональном образовании: пособие для преподавателей / В. А. Комелина, Н. М. Швецов, Г. Н. Швецова. Йошкар-Ола: МФ МОСУ, 2001. — 217 с.
  65. Комплекс межведомственных мероприятий по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года министерствами и ведомствами РФ // Высшее образование сегодня. 2002. — № 4. — С. 1 — 9.
  66. , Т. Стратегия и структура японских предприятий / Т. Коно — пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. — 384 с.
  67. , В. Г. Организационная культура и ее роль в совершенствовании управления персоналом / В. Г. Коновалова // Менеджмент. Бизнес. Инвестиции: Межвуз. сб. науч. тр. / Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе. М., 1995. — С. 72 — 78.
  68. , В. И. Команда : формирование, управление, эффективность: как создать команду в организации или на предприятии и управлять ею: учеб. пособие / В. И. Корниенко. Пермь: Зап. — Урал, ин-т экономики и права, 1999.-272 с.
  69. Корпоративная культура: учеб. пособие / авт. и сост. И. Нл Кузнецов. Мн.: Книжный Дом: Мисанта, 2006. — 304 с.
  70. , Г. Б. Основные концепции мотивации труда вг американском менеджменте / Г. Б. Кошарная // Кожевенно-обувная пром-ть. -1995. -№ 7. -С. 16−19.
  71. , В. В. Общие основы педагогики : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  72. , P. JI. Если Вы руководитель / P. JI. Кричевский. -М.: Дело, 1996.-382 с.
  73. , В. Что хотят видеть респонденты / В. Кронитова // Библиотека. 1994. — № 4. — С. 30.
  74. , JI. К. Дефицит, культуры : пути преодоления / Л- К: Круглова. JI.: Ленингр. орг. о-ва «Знание», 1990. — 16 с.
  75. , Л. К. Основы культурологии : учеб. для вузов / Л. К. Круглова. СПб: Питер, 1995. — 394 с.
  76. , Н. Б. Культурные модели образования с позиции постмодернистской педагогики / Н. Б. Крылова // Новые ценности образования: культурные модели школ. М.: Инноватор, 1997. — Вып. 7. — С. 185 — 204.
  77. , Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М.: Высш. шк., 1990. — 142 с.
  78. , Н. Ю. Как помочь внедрению новшеств / Н. Ю. Крюкова, Н. В. Перегоедова// ЭКО. 1995. — № 3. — С. 213 — 218.
  79. , Н. Ю. Организационная культура успех фирмы / Н. Ю. Крюкова, Н. В. Перегоедова // ЭКО. — 1995. — № 2. — С. 156 — 160.
  80. , Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. JL, Изд-во ЛГУ, 1970. — 114 с.
  81. , А. Мотивация и производительность труда персонала / А. Куликов // Консультант директора. 1997. — № 19. — С. 19 — 29.
  82. Культура предпринимательства. СПб.: Питер, 2000. — 112 с.
  83. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под науч. ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 576 с.
  84. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. — М.: Центр, 1998.-304 с.
  85. , И. Д. Практический менеджмент : пособие / И. Д1 Ладанов. М.: НИКА, 1992, — 157 с.
  86. , В. К. О социальной сущности концепции устойчивого развития / В. К. Левашов // Соц. исследования. 1997. — № 4. — С. 3 — 14.
  87. , И. Л. Дидактические основы методов обучения / И. Л. Лернер. М.: Педагогика, 1981'. — 185 с.
  88. , Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт. 1999. 523 с.
  89. , С. А. Организационная культура : концепт, модели и методы диагностики / С. А. Липатов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.- 1997.-№ 4. С. 56 — 64.
  90. , А. С. Основы управления персоналом : учеб. пособие / А. С. Лифшиц — Иванов, гос. горн. ун-т. Иваново: б.и., 1995. — 96 с.
  91. , Э. X. Предпринимательство : экономика и нравственность / Э. X. Локшина, Т. Д. Часова. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. -198 с.
  92. , Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII-нач. XIX в.) / Ю. М. Лотман. 2-е изд., доп. — СПб.: Искусство, 1998. — 415 е., 5. л. ил.
  93. , С. И. Психология тренинга / С. И. Макшанов. СПб.: Питер, — 1997.-238 с.
  94. , Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  95. , П. Экономика и нравственность / П. Маршалл // Этика российского рынка: антология М.: ИНФРА-М, 1992. — С. 70 — 73.
  96. , С. А. Гарцбургская модель на российских предприятиях / С. А. Масютин // ЭКО. 1997. — № 7. — С. 113 — 125.
  97. , В. М. Предмет теории культуры : проблемы теории культуры / В. М. Межуев. М.: Наука, 1977. — 342 с.
  98. Менеджмент организации: учеб. пособие / 3. П. Румянцева,
  99. H. А. Саломатина, Р. 3. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1997. — 432 с.
  100. , М. Основы менеджмента / М, Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — пер. с англ.- вступ. статья Л. И. Евенко. М.: Дело, 1995. — 701 с.
  101. , Е. Г. Менеджмент. Организационное поведение: учеб. пособие / Е. Г. Молл. М.: Финансы и статистика, 1998. — 160 с. :
  102. , Е. Б. Организационное поведение / Е. Б. Моргунов. М.: Экономика, 2004. — 176 с.
  103. , Я. Конец японской модели занятости : издержки и преимущества пожизненного найма / Я. Наохиро // Деловая жизнь. 1996. — № 1.-С. 17−21.
  104. , Р. Б. Корпоративный имидж и предпринимательская культура / Р. Б. Ноздрева // Проблемы Дальнего Востока. 1995. -№ 4. — С. 60 -68.
  105. , А. Мотивы и стимулы к труду / А. Осипов // Социальный труд. 1991.-№ 1.-С. 76−79.
  106. Основы менеджмента: учеб. пособие / под ред. А. А. Радугина. М.: Центр, 1998. — 432 с.: ил.
  107. , У. Г. Методы организации производства : Японский и американский подходы / У. Г. Оучи — пер. с англ. М.: Экономика, 1984. — 184 с.
  108. , Т. К. Организационная культура / Т. К. Панцуркина // ЭКО.- 1998.-№ 10.-С. 179−191.
  109. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
  110. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. • спец. / под общ. ред. В. С. Кукушина. М.: МарТ- Ростов-на-Дону: МарТ, 2004.-336 с.
  111. Педагогическое наследие: переводы / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. — 412 с.
  112. JI. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга / JI. А. Петровская. — М.: Наука, 1982. — 217 с.
  113. , Т. В поисках эффективности управления : опыт лучших компаний / Т. Питере, Р. Уотермен — пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 423 с.: ил.
  114. , И. П. Педагогика : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  115. , В. Д. Новый тип экономического мышления : некоторые вопросы его формирования у молодёжи / В. Д. Попов. М.: Знание, 1985. — 40 с.
  116. , А. И. Деловая культура : сравнительный анализ / А. И. Пригожий // Соц. исследования. 1995. — № 9. — С. 74 — 80.
  117. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  118. , А. А. Введение в менеджмент : социология организации и управления / А. А. Радугин, К. А. Радугин. — Воронеж: Воронеж, высш. шк. предпринимательства, 1995. 195 с.
  119. , Я. В. Организационная культура руководителя // Проблемы теории и практики управления. 1992. — № 4. — С. 107 — 111.
  120. , Б. Корпоративная этика основная цель бизнеса / Б. Раундтейбл // Этика российского рынка: антология — М., 1992. — С. 74 — 76.
  121. , С. Д. Подготовка персонала к нововведениям / С. Д. Резник, С. Ш> Левина// ЭКО. 1993. — № 9. — С. 214 — 219.
  122. , Ю. М. Сущность корпоративной культуры в современной организации / Ю. М. Резник, К. А. Кравченко // Управление персоналом. 1998. ! — № 8. — С.63 — 69.
  123. , В. А. Психологические парадоксы в управлении Л >. В. А. Розанова // Управление персоналом. 1998. — № 1. — С. 9 — 12.
  124. , О. С. Организационная культура : теоретический и. организационно-управленческий аспекты: дис.. канд. экон. наук. Иваново: ИГУ, 2004.-230 с.
  125. , Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов / Г. В. Рубина, В. Д. Симоненко. — Брянск: БГПИ, 1992. — 88 с.
  126. , Ф. Основы российского менеджмента и модель современного менеджмента / Ф. Русинов, В. Грачев // Консультант директора. -1997. -№ 14.-С. 9- 18.
  127. , Р. Культура предпринимательства / Р. Рюттингер — пер: с нем. М.: ЭКОМ, 1992. — 240 с.
  128. , Т. Б. Организационная культура как фактор, развития персонала библиотеки : дис. канд. пед. наук. СПб.: 2002. — 318 с. 4
  129. , А. Хороший человек под прессом корпоративногоэгоизма : американцы рассуждают о нравственных проблемах бизнеса / А. Селиванов // Риск: рынок, информация, снабжение, конкуренция. 1995. — № 1.-С. 63−65.
  130. , В. В. Личностный подход в образовании : концепция и технология/В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 145 с.
  131. , В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В. А. Сластёнин. М.: Академия, 2003. — 192 с.
  132. , В. А. Педагогика / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2002. — 576 с.
  133. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. -М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  134. , А. Как стимулировать персонал / А. Соболевский //ЭКО. 1993. — № 9. — С. 125 — 140.
  135. Современная дидактика: теория практика / под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: Народная педагогика, 1995. — 327 с.
  136. , Ю. П. Системный подход к воспитанию школьников / Ю. П. Сокольников. М.: Педагогика, 1990. — 90 с.
  137. Стандарты- среднего профессионального образования: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования М.: ИПР СПО, 2002. — 36 с.
  138. , Э. Е. Менеджмент в Японии / Э. Е. Старобинский // Управление персоналом. 1997. — № 5. — С. 19−31.
  139. , Э. Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме / Э. Е. Старобинский. М.: Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 1994. — 196 с.
  140. , Э. Е. Философия менеджмента в корпорации ЮМ
  141. США) / Э. Е. Старобинский // Управление персоналом. 1998. — № 3. — С. 32 -35.
  142. , М. П. Разработка миссии и постановка стратегических целей компании / М. П. Стати // Управление персоналом. 1998. — № 1. — С. 20 — 27.
  143. , Е. Н. Педагогу о современных концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, JI. М. Лузина. М.: Сфера, 2002. — 160 с.
  144. , О. А. Организационное развитие : пособие / О. А. Страхова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1993. — 50 с.
  145. Теория морали и этики бизнеса: курс лекций / под ред. В. А. Гвозданного. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1995. — 173 с.
  146. , И. Лидеры реорганизации : (Из опыта американских корпораций) / И. Тичи, М. А. Деванна. М.: Экономика, 1990. — 203 с: ил.
  147. , В. В. Культура организации предпринимательской деятельности / В. В. Томилов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1993.- 120 с.
  148. , В. В. Организационная культура и предпринимательство: учеб. пособие / В. В. Томилов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1994. — 164 с.
  149. , В. В. Сборник деловых игр и производственных ситуаций по культуре организации предпринимательской деятельности / В. В. Томилов. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. 154 с.
  150. , В. В. Формирование организационной культуры экономических систем /В. В. Томилов // Проблемы теории и практики управления. 1995.- № 1. — С. 69 — 73.
  151. , Г. Л. Паблик рилейшнз : репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство / Г. Л. Тульчинский. СПб.: Санкт-Петербург. гос. акад. культуры, Ин-т культуры, программа ком. по культуре Санкт-Петербурга, 1994. — 80 с.
  152. , А. Д. Модель устойчивого развития для России / А. Д. Урсул- Рос. акад. упр. М.1: Луч, 1994. — 78 с.
  153. , Е. С. Психологические аспекты мотивации / Е. С. Усачева // Менеджмент. Бизнес. Инвестиции: Межвуз. сб. науч. тр. / Гос. акад. упр. им.
  154. С. Орджоникидзе М., 1995. — С. 148 — 150.
  155. , И. Экономическая этика / И. Устиян // Экономист. 1995. -№ 3.-С. 91−96.
  156. , К. М. Организационная культура : понятие и типология / К. М. Ушаков // Директор школы. 1995. — JNa 3. — С. 14 — 19.
  157. Фундаментальные ценности российской деловой культуры / А. К. Зайцев, Т. А. Артемова, С. Е. Гречишников и др. // Социальный конфликт. -1995. № 2. — С. 3 — 37.
  158. , Р. Организации / Р. Холл. СПб.: Питер, 1999. — 445 с.
  159. , К. М. Культурология : энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
  160. , С. С. Внутрифирменный «паблик рилейшнз» в системе управления / С. С. Худяков // Рос. экон. журн. 1993. — № 11. — С. 58−64.
  161. , А. Е. От стимулов к мотивации / А. Е. Чирикова // ЭКО. — 1997.-№ 9.-С. 142−162.
  162. , Н.М. Теория воспитания в профессиональном образовании / Н. М. Швецов. Йошкар-Ола: 2001. — 272 с.
  163. , Э. Организационная культура и лидерство / Э. Шейн. СПб: Питер, 2002. — 114 с.
  164. , С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Бизнес-Школа «Интел-Синтез», 1997. — 327 с.
  165. , Г. Г. Роль этики в современном управлении / Г. Г. Ширинов // Менеджмент. Бизнес. Инвестиции: Межвуз. сб. науч. тр. / Гос. акад.упр. им. С. Орджоникидзе М., 1995. — С. 131 — 134.
  166. , К. Организационная культура : между иллюзией и реальностью / К. Шольц // Проблемы теории и практики управления 1995. — № З.-С. 111−114.
  167. , В. И. Организационное поведение руководителя в условиях рынка : новая парадигма управления и ролевая модель /
  168. В. И. Шуванов // Управление персоналом. 1997. — № 3. — С. 16−23.
  169. , С. В. Организационная культура в западной традиции : природа, логика формирования и функции / С. В. Щербина // Соц. исследования. 1996. — № 7. — С. 47 — 55,
  170. Этос предпринимательства: науч. аналит. обзор / сост. О. В. Летов. -М.: ИНИОН, 1995. — 38 с.
  171. , В. А. Социологическое исследование : методология, программа, методы / В. А. Ядов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1987. -248 с.
  172. , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Педагогика, 1996. — 91 с.
  173. Barnard, С. The Function of the Executive / С. Barnard. Cambridge: Harvard University Press, 1938.
  174. Corporate Culture: The hard-to-change values, that spell success or failure // Business week. 1980. — Oct. 27. — P. 148 — 160.
  175. Deal, Т. E. Corporate Cultures: The rites and rituals of Corporale life /Т. E. Deal, A. A. Kennedy. N. Y.: Addison Wesley Reading, 1982.
  176. Harris, P. R. Managing Cultural Differences / P. R. Harris, R. T. Moran.- London: Gulf Publishing Company, 1991.
  177. Hassard, J. Corporate Culture and Strategic: Change / J. Hassard, S. Sharifi // J. of General Manag. 1989. — Vol. 15, № 2. — P. 4 — 19.
  178. Hofstede, G. Culture’s Consequences. Newbury Park, Calif.: Sage, 1980.
  179. Kilmann, R. H. Gaining control Corporate Culture / R. H. Kilmann. -San Francisco, 1985.
  180. Louis, M. R. A cultural perspective on Organization / M. R. Louis //
  181. Human Resource Manag. 1981. — P. 246 — 258.
  182. Maloney, W. Organizational Culture and Management / W. Maloney, M. Federly //J. of General Management 1987. — Vol. 7, № 1. — P. 43 — 48.
  183. Mohan, M. L. Organizational communication and cultural vision / M. L. Mohan. Albany, 1993.
  184. Pettigreu, A.M. On studying Organizational cultures / A. M. Pettigreu // Admin. Sci. Q. 1979. — Dec. — Vol. 24. — P. 579 — 581.
  185. Ray/ L. The need to closed value / L. Ray // Forwards World Wide Libr.: Ten Years Forecast: 19-th Inf Essen Symp., 23−26 Sept. 1996. Essen, 1997. — P. 13−31.
  186. Sathe, V. Some Action Implications of the Corporate Culture Organizational / V. Sathe // Organizational Dynamics. 1983. — Vol. 12, №. 2. — P. 5 -23.
  187. Schwarts, H. Matching Corporate Culture and Business Strategy / H. Scwarts, S. M. Davis // Organizational Dynamics. 1981. — Summer. — P. 30 — 48.
  188. Shein, E. H. Coming to a New Approaches of Organizational Culture / E. H. Shein // Sloan Manag. Rev. 1984. — Winter. — P. 3 — 14.
  189. Shein, E. H. Organizational Culture and Leadership / E. H. Shein // Acad.Manag. Rev. 1986. — Vol. 11, № 3.
  190. Smircich, D. Concept of Culture and Organizational analysis '/ D. Smircich // Admin. Sci. Q. 1989. — Vol. 28, Sept. — P. 339 — 358.
  191. Wilpert, B. Organizational behaviour / B. Wilpert // Ann. Rev. of Psychology. 1995. — Vol. 46.
Заполнить форму текущей работой