Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, курсовая, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°
ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² написании студСнчСских Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚

БостояниС гимназичСского образования Π² XIX Π²Π΅ΠΊΠ΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ отСчСствСнной Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ, ΠΊ ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ XIX Π²Π΅ΠΊΠ° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ гимназичСского обучСния Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскиС запросы поспособствовала ослаблСнию ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ классицизма Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС страны. Π’ 1852 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ лишь 9 классичСских Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΉ с Π΄Π²ΡƒΠΌΡ Π΄Ρ€Π΅Π²Π½ΠΈΠΌΠΈ языками, Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ отдСлСния, ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ курсы… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

БостояниС гимназичСского образования Π² XIX Π²Π΅ΠΊΠ΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π£ΡΡ‚Π°Π²ΠΎΠΌ 1804 Π³ΠΎΠ΄Π° Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»ΠΈΡΡŒ с Π΄Π²ΠΎΡΠΊΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ [2, с. 38]:

  • — ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²Π° ΠΊ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠΈΡ‚Стскому курсу Π½Π°ΡƒΠΊ;
  • -ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅Ρ…, ΠΊΡ‚ΠΎ стрСмится приобрСсти свСдСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ для благовоспитанного Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

Π’ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС знания Π±Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊ являлись срСдством воспитания личности ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒΡŽ приобщСния младшСго поколСния ΠΊ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ сфСрС. По ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π΄ΠΎΠΊΡƒΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρƒ Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ придавался всСсословный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, сословных ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ поступлСния Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π²ΠΈΠ΄ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ завСдСния Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ, Π² Ρ‡Π΅ΠΌ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»Π°ΡΡŒ извСстная тСндСнция Π΄Π΅ΠΌΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ гимназичСского образования Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС.

Π£Ρ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹ российской Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈ XIX Π²Π΅ΠΊΠ° ΠΈΠΌΠ΅Π»ΠΈ отличия Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ многопрСдмСтности. Однако это ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π»ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стороной, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ: гимназисты ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈ ΠΏΠΎ-настоящСму Ρ„ΡƒΠ½Π΄Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΊΠ°ΡΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ мноТСства областСй Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Подобная ΡΠ½Ρ†ΠΈΠΊΠ»ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ образования способствовала Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ гимназичСского образования, которая Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π»Π°ΡΡŒ Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠΈ свСдСний, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ для благовоспитанного Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° [2, с. 46].

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΡŒ XIX Π²Π΅ΠΊΠ° исслСдоватСли ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅, Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π΅Π΅ ΡΡ‚ановлСния. Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ врСмя гимназия, нСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ являлась всСсословной ΠΏΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ, ΠΈΠΌΠ΅Π»Π° отличия Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ энциклопСдичности ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… курсов, Π±Ρ‹Π»Π° нСпосрСдствСнным ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ связана с ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠΈΡ‚Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ всС ΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π»Π° Π΅Ρ‰Π΅ общСствСнным ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ явлСниС русской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСрС.

Π‘ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Устава 1828 Π³ΠΎΠ΄Π° отмСчаСтся Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ этапа развития гимназичСского образования. Как ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Π΅, ΠΊ ΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·ΠΎΡˆΠ»ΠΎ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ сословного Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° срСднСй ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ систСму, которая Π±Ρ‹ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ общСствСнныС слои страны, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΈΡ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½Π΅ΠΌ [8, с. 26]. Бословная гимназия соотвСтствовала взглядам дворян ΠΎ Π½Π°ΠΈΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ΠΌ для ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π²ΠΈΠ΄Π΅ срСднСй ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. По ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ сословная гимназия ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»Π° ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΡƒ. Бословно-политичСскиС Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ цСлями ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями образования.

Π’ ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ отСчСствСнная гимназия ΠΈΠΌΠ΅Π»Π° ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ классичСский Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€Π΅Π²Π½ΠΈΡ… языков ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ Π² Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΎΠΌ объСмС, СстСствСнныС Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ практичСски ΡƒΡΡ‚Ρ€Π°Π½ΡΠ»ΠΈΡΡŒ ΠΈΠ· Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ курса [14]. ВыявлСниС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ курса Π½Π°ΡƒΠΊ внСсло Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΉ послС 1828 Π³ΠΎΠ΄Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ. Помимо этого, классицизм опрСдСлялся Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ срСдства отвлСчСния ΠΎΡ‚ ΡΠ²ΠΎΠ±ΠΎΠ΄ΠΎΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ ΠΈ ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΡ€Ρ‹Π²ΠΎΠ² ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ поколСния.

ΠšΠ»Π°ΡΡΠΈΡ†ΠΈΠ·ΠΌ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ основы содСрТания образования, процСсс упорядочСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹, сословный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π΄Π°Π»ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Π»ΠΈ идСологию Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… слоСв общСства, Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ этап Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ отСчСствСнной Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π΅Π΅ «Π·ΠΎΠ»ΠΎΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ Π²Π΅ΠΊΠ°».

К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ отСчСствСнной Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ, ΠΊ ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ XIX Π²Π΅ΠΊΠ° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ гимназичСского обучСния Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскиС запросы поспособствовала ослаблСнию ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ классицизма Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС страны. Π’ 1852 Π³ΠΎΠ΄Ρƒ Π² Π½Π°ΡˆΠ΅ΠΉ странС ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ лишь 9 классичСских Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΉ с Π΄Π²ΡƒΠΌΡ Π΄Ρ€Π΅Π²Π½ΠΈΠΌΠΈ языками, Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ отдСлСния, ΠΈΠ»ΠΈ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ курсы дисциплин. Данная тСндСнция Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°Π»Π° запросам Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, соотвСтствовала сословным взглядам ΠΎ Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях образования [14].

Π­Ρ‚Π°ΠΏ развития российской Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ совпадаСт ΠΏΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ со Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΡŒΡŽ XIX Π²Π΅ΠΊΠ°, выступаСт Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ слоТного ΠΈ Π½Π΅ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠΌ. Гимназия прСдставляСтся дворянским ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ составу, классичСским — ΠΏΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ образования. Но, ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΈΠΊΠ°ΡΡΡŒ Π½Π° Ρ‚рСбования Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, российская гимназия ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ этапа всС большС ориСнтируСтся Π½Π° Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ практичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΆΠ΅Π»Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ прСдставлСниям ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… сословий ΠΎ ΠΏΠΎ-настоящСму Π½ΡƒΠΆΠ½Ρ‹Ρ… знаниях. Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ содСрТания ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ гимназичСского образования Π² ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρƒ усилСния ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎ-практичСской ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ [9, с. 78]. ВсС это Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Ρ‘ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ акадСмичСской ΠΏΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρƒ срСднСй ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹.

НСобходимо ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ исслСдоватСли Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠΉ (1864−1871 Π³ΠΎΠ΄Π°), ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ ваТнСйший ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ отличался качСствСнным своСобразиСм развития гимназичСского образования. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с ΡƒΡΡ‚Π°Π²ΠΎΠΌ 1864 Π³ΠΎΠ΄Π° отСчСствСнная гимназия вновь ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»Π°ΡΡŒ всСсословным ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, школой для всСх Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±Π΅Π· различия Π·Π²Π°Π½ΠΈΠΉ, сословий, вСроисповСданий [12, с. 35]. ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ воспитанников выступало Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ основной Ρ†Π΅Π»ΠΈ, Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, гармоничСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ нравствСнных, умствСнных, физичСских сил ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ»ΠΎΡΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ гимназичСского образования. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‚ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π΅Ρ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠΌ, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ цСнностям.

Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ связанным ΠΏΠΎ Ρ€ΡΠ΄Ρƒ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² с ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌ этапом Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ‡Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚ΠΈ XIX столСтия. Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ продолТСния Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ усилСния связи гимназичСского образования с ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскими запросами выступало ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ отдСлСниям статуса Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π» ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ сосущСствования Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ систСмС страны Π΄Π²ΡƒΡ… Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² срСдних ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ. Однако количСство Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΉ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΠΌ. По ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, «ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ Π½Π΅ ΡƒΠΌΠ΅Π»ΠΎ ΠΎΡ‚ΡΡ‚Π°ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ½ΠΎ симпатизировало Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅, Ρ‡Π΅ΠΌ классичСскому» [8, с. 164].

ПослС Π½Π΅Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° дСмократичСских ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ школС страны снова ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΎ врСмя расцвСта классицизма, Ρ‡Ρ‚ΠΎ являлось Π½Π΅ΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π° ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ явлСния ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ этапа ΠΈ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ Π½Π° ΠΏΠΎΠΌΠ΅Π½ΡΠ²ΡˆΠΈΠΉΡΡ политичСский курс государства. РасцвСт классицизма продолТался Π΄ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° XX Π²Π΅ΠΊΠ°, Π² Π½Π΅ΠΌ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° [13]:

  • — 1871−1890 Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ — строгий классицизм;
  • — 1890−1901 — «ΡΠΌΡΠ³Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ» классицизм;
  • — 1901;1904 — отступлСниС классицизма.

Гимназиям Π±Ρ‹Π» Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ Π΅Π΅ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ Π΄ΡƒΡ…, сословный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, конкрСтная рСгламСнтация Π΅Π΅ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ДСмократичСскиС Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Ρ‹ Уставом 1864 Π³ΠΎΠ΄Π°, Π½Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ возмоТности СстСствСнного развития, Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Ρ€Π²Π°Π½Ρ‹ административным ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ. Π’ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π£ΡΡ‚Π°Π²ΠΎΠΌ 1871 Π³ΠΎΠ΄Π° классичСскоС ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΡΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π² ΡΠ²ΠΎΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Π²Π°Ρ…, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π»ΠΎΡΡŒ количСство часов Π½Π° ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€Π΅Π²Π½ΠΈΡ… языков, Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Ρ‹ трСбования ΠΊ Π·Π½Π°Π½ΠΈΡΠΌ гимназистов, ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ»Π°ΡΡŒ ΠΏΠ»Π°Ρ‚Π° Π·Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΎ ΠΊ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ большая Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ гимназистов ΠΈΠ· ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΡ… слоСв насСлСния Π±Ρ‹Π»Π° Π²Ρ‹Π½ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½Π° ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π“ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ вновь ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ ярко Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ сословный Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ»ΠΈ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… вновь стали классичСскими, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ осущСствили ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ статус Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈΡ‰, выпускники ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π»ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠΌ поступлСния Π² ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Ρ‹ страны.

Π’ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Π΅ рассмотрСны ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ гимназичСского образования, цСнности гимназичСского образования, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ условия, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ воздСйствиС Π½Π° Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ выявлСны ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π²:

  • — ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ, Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ выявлСниСм соотнСсСнности гимназичСского образования с ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎ-пСдагогичСским пространством ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π΅ΠΌ;
  • — ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ Π΄Π΅ΠΌΠΎΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ;
  • — ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ всСобщности примСнСния ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΠΉ.

Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ цСнностСй гимназичСского образования исслСдоватСли Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅:

  • — ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-политичСскиС цСнности;
  • — ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ цСнности образования;
  • — Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ цСнности образования;
  • — Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ рассмотрСны условия, Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π° Π³ΠΈΠΌΠ½Π°Π·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅:

  • — ΡΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹;
  • — ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-политичСская обстановка;
  • — ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ