Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогический потенциал культуры как фактор профессионального становления будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в 12 научных статьях, 3 из которых-в ведущих рецензируемых научных журналах по перечню ВАК. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях: лаборатории акмеологии и профессионального развития педагога и кафедры психологии и педагогики профессионального образования Камчатского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТО ДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ КАК ФАКТОРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. Л. Педагогический потенциал культуры как культурно-педагогический феномен
      • 1. 2. Профессиональная компетентность как результат профессионального становления будущего учителя на этапе высшего педагогического образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ К ПРОЦЕССе
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 2. Л. Разработка и реализация модели по актуализации педагогического потенциала культуры (па примере культуры коренных малочисленных народов Камчатки)
      • 2. 2. Анализ влияния педагогического потенциала культуры на профессиональное становление будущих учителей на этапе высшего педагогического образования
  • Выводы по второй главе

Педагогический потенциал культуры как фактор профессионального становления будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современное образование в России претерпевает ряд радикальных перемен, связанных, прежде всего, с социально-экономическими изменениями в обществе. Смена ориентиров общественного развития предъявляет особые требования к личности будущего учителя, к процессу и результату его профессионального образования, поскольку сознание педагога выступает в качестве своеобразного «фильтра», пропускающего тот социально значимый опыт, который должны интериоризировать следующие поколения. Такая чрезвычайная социокультурная значимость профессии учителя обеспечивает постоянный интерес к содержанию профессионального становления учителя и проблемам подготовки педагогических кадров, адекватных соответствующему уровню развития общества.

Изучению профессионального становления будущего учителя посвящено немало работ. Теоретико-методологические, психолого-педагогические и организационно-содержательные основы профессиональной подготовки будущего учителя в системе высшего образования раскрываются в работах О. А. Абдулиной, Е. В. Андриенко, Е. П. Белозерцева, В. Н. Дмитриевой, А. И. Еремкина, И. Б. Игнатовой, И. Ф. Исаева, Н. И. Исаевой, Т. В. Кудрявцева, М. И. Ситниковой, В. А. Сластенипа, П. Е. Решетникова, Н. М. Таланчука, Я. С. Турбовского, Ю. И. Турчаниновой, А. И. Умана, Т. И. Шамовой, Е. Н. Шиянова, А. И. Щербакова. В последние годы появились исследования, освещающие вопросы организации высшего педагогического образования будущего учителя в рамках компетентностного подхода (работы В. А. Адольфа, В. Н. Введенского, И. А. Зимней, Э. Ф. Зеера, В. А. Козырева, Н. Е. Костылевой, Н. В. Матяша, Н. Ф. Радионовой, Ю. Г. Татура, А. И. Тряпицыной и др.).

Существующая в системе высшего образования острая потребность в подготовке инициативных, компетентных специалистов с высоким уровнем развития общей и профессиональной культуры является тем более актуальной, когда речь идет о педагогическом образовании, поскольку именно педагог, учитель, реализует функции, заключающиеся в аккумулировании и ретрансляции норм, ценностей и опыта культуры, трансформации ее содержания определенным образом — ориентированным на культурное будущее, предвидящим и организующим его. Неразрывная связь культуры и учителя, определяющая влияние социально-культурных детерминант в становлении личности, давно стало аксиомой философии и педагогики.

Анализ работ, рассматривающих различные аспекты культуры и их влияние на профессиональное становление педагога (Е.И. Артамонова, В. Л. Бенин, И. Е. Видт, Г. И. Гайсина, И. Ф. Исаев, Н. И. Лифинцева, Е. Г. Силяева, А. Н. Ходусов и др.), позволяет утверждать, что понимание неразрывной связи личности учителя и культуры на современном этапе трансформировалось в активное исследование проблемы интеграции профессионального педагогического образования и культуры, которая не укладывается в рамки предметной области педагогики и носит междисциплинарный характер.

Тенденция включения образовательной деятельности в контекст культуры, ее соотнесенность с культурными ценностями получила свое освещение в рамках философии образования, педагогической культурологии в трудах Е. П. Белозерцева, B.C. Библера, Б. С. Гершунского, А. С. Запесоцкого и др. В теории и практике педагогического образования активно разрабатывается и внедряется культурологический подход (З.Ф. Абросимова,.

Е.И. Артамонова, B.JI. Бенин, Е. В. Бондаревская, А. П. Булкин, И. Е. Видт,.

Г. И. Гайсина, А. С. Запесоцкий, И. Ф. Исаев, Е. Б. Гармаш, В. А. Сластенин,.

Ф.И. Собянин и др.), в рамках которого результатом профессионального становления педагога признается профессионально-педагогическая культура 4 как качество личности, а источником ее формирования и развитияпедагогическая культура как общественное явление.

Возрастающий интерес к исследованию педагогических составляющих культуры, сущность педагогической деятельности и стремление исследователей наиболее полно использовать для оптимального достижения педагогических целей возможности внешних по отношению к личности сил, природа культуры, основополагающей функцией которой признается гуманитарная функция, привели к выявлению и активному изучению особого культурно-педагогического феномена — педагогического потенциала культуры (работы JI.M. Бирюковой, О. О. Киселёвой, Е. А. Мясоедовой и др.). Педагогический потенциал отдельных культурных артефактов (языка, традиций, фольклора, художественной культуры, СМИ и пр.) и их влияние па формирование и развитие личности достаточно хорошо изучены (исследования Ш. М.-Х. Арсалиева, С. Бизъяагийн, Л. И. Левкиной, Е. Б. Макушиной, Г. Н. Манасовой, И. А. Ореховой, Т. А. Приставкиной, А. А. Столицы, О. А. Фищуковой, М. А. Чистяковой, Л. А. Шестаковой и др.). Однако до настоящего времени вне исследовательского внимания остается целостное видение проблемы влияния педагогического потенциала культуры на профессиональное становление будущих учителей, для которых является профессионально значимым как знание осодержании педагогического потенциала культуры, так и способы его актуализации и реализации в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, на основе анализа теории и практики педагогического образования установлено противоречие между признанием наличия факта педагогического потенциала культуры и отсутствием работ, посвященных комплексному исследованию влияния данного явления на процесс профессионального становления педагога.

Названное противоречие определило тему настоящего исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каков характер и особенности влияния феномена педагогического потенциала культуры на 5 профессиональное становление будущего учителя в процессе подготовки в вузе?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. I.

Объект исследования — процесс профессионального становления будущего учителя, а предмет — педагогический потенциал культуры как фактор, детерминирующий профессиональное становление будущего учителя в процессе профессиональной подготовки.

Задачи исследования:

1) определить сущность и содержание феномена «педагогический потенциал культуры»;

2) раскрыть детерминирующую роль педагогического потенциала культуры в процессе профессионального становления будущего учителя;

3) разработать и апробировать модель профессиональной подготовки будущего учителя, актуализирующей педагогический потенциал культуры.

Гипотезой исследования является предположение о том, что педагогический потенциал культуры является существенным фактором, обеспечивающим становление специалиста в системе высшего педагогического образования, если:

— определены сущность и содержание феномена «педагогический потенциал культуры»;

— раскрыта детерминирующая роль педагогического потенциала культуры в процессе профессионального становления будущего учителя;

— разработана и апробирована модель профессиональной подготовки будущего учителя, актуализирующей педагогический потенциал культуры.

При решении поставленных задач и гипотезы использовались такие методы исследования как: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературыописание, сравнение, анализ и синтез определяющих характеристик и понятийнаучно-педагогическая экспедиция, наблюдение, опрос, тестирование, анализ результатов деятельностимоделирование, экспериментметоды качественной и количественной обработки данных.

Общую методологию исследования составили:

— аксиологический (А.И. Арнольдов, В. П. Тугаринов, Н. С. Чавчавадзе и др.), деятельностный (В.Е. Давидович, Ю. А. Жданов, Э. С. Маркарян и др.), семиотический (М.М. Бахтин, М. Ю. Лотман, М. К. Петров и др.) подходы к исследованию феноменов культуры;

— культурологический (Е.И. Артамонова, Е. В. Бондаревская, Г. И. Гайсина, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Ф. И. Собянин и др.) и компетентностный (И.А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Ю. Г. Татур и др.) подходы к педагогическому образованию.

Теоретические основания исследования составляют:

— теории социализации и инкультурации (И.С. Кон, А. В. Мудрик, В. И. Слободчиков и др.);

— теории профессиональной подготовки будущего учителя в системе высшего образования (Е.П. Белозерцев, В. А. Болотов, И. Ф. Исаев, А. И. Еремкин, В. В. Сериков, В. А. Сластепин, П. Е. Решетников, Т. И. Шамова, Е. Н. Шиянов, А. И. Щербакова и др.);

— теории становления специалиста как субъекта профессиональной культуры (Е.И. Артамонова, Е. В. Бондаревская, Г. И. Гайсина, И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, В. А. Сластенин, А. Н. Ходусов и др.);

— положение о культуре как источнике формирования содержания образования (B.C. Библер, М. М. Бахтин, В. В. Краевский, В. А. Лекторский, И. Я. Лернер, М. Ю. Лотман, А. Флиер и др.);

— теории педагогического потенциала (Л.М. Бирюкова, A.M. Боднар, О. О. Киселева, В. Н. Марков, И. В. Манжелей, Е. А. Мясоедова, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, А. А. Столица, Л. А. Шестакова и др.).

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

1. Определены сущность, свойства (ресурсность и функциональность, многовекторность, системность, условность реализации, динамичность), структура (аксиологический, семиотический, технологический компоненты) и виды (формальный и конкретный) педагогического потенциала культуры.

2. Раскрыта детерминирующая роль педагогического потенциала культуры в процессе профессионального становления будущего учителявыявлены механизмы его функционирования в процессе профессионального становления педагога.

3. Разработана и апробирована модель профессиональной подготовки будущего учителя, актуализирующей педагогический потенциал культуры. Выделены ее структурные компоненты, соотносимые с деятельностью преподавателя н профессиональным становлением студента-будущего учителя, определены их причинно-следственные связи.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что получили дальнейшее развитие идеи культурологического и компетентностного подходов к профессиональной подготовке будущих учителей в вузеопределено содержание понятия «педагогический потенциал культуры" — расширено представление о возможностях культурных артефактов выступать в качестве содержания профессионального педагогического образования в высшей школепредложены принципы реализации модели профессиональной подготовки будущего учителя, актуализирующей педагогический потенциал культурыопределен характер влияния педагогического потенциала культуры на результат профессионального становления будущего учителя в процессе подготовки в вузе.

Практическая значимость исследования связана с использованием его материалов и результатов в практической деятельности преподавателей педагогических вузов при изучении общепрофессиональных («Введение в 8 педагогическую деятельность», «Педагогика», «Социальная педагогика», «Этнопедагогика», «Психология»), гуманитарных и социально-экономических дисциплин («Культурология», «Философия») — при разработке национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образованияв системе профессиональной' переподготовки и повышения квалификации работников образования. Полученные результаты, могут служить теоретической и эмпирической базой для дальнейших исследований по смежным дисциплинам.

Положения, выносимые на защиту:

1-. Педагогический потенциал культуры — это динамическаяусловно реализуемая система культурных феноменов- (артефактов), объединяющая? •ценностинормы, способы и образцы передачи^ опыта, обеспечивающие' личностное развитие человека. Носителем педагогического потенциала культуры выступает культурный артефакт. Структура педагогического потенциала культурного артефакта представлена аксиологическим, семиотическим, технологическим компонентами.

2. Педагогический потенциал культуры становится^ значимым фактором, определяющим профессиональное становление будущего учителяпри условии его целенаправленной актуализации в процессе профессиональной подготовки' педагога. Под актуализацией педагогического потенциала культуры, понимается перевод, содержания культурного артефакта из потенциального состояния в реальное, уже единственно состоявшееся.

3- Модель профессиональной подготовки будущего учителя, актуализирующей педагогический потенциал культуры, имеет двусторонний характер. С одной стороны, она представлена деятельностью преподавателя высшей школы, заключающейся в аккумулировании, трансформировании, и транслировании педагогического содержания культурных артефактов. С другой стороны, это профессиональное становление студента, направленное 9 на реализацию педагогического потенциала личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки и заключающееся в аккумулировании, трансформировании и транслировании компонентов его педагогического потенциала.

Достоверность н надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью концептуальных позицийиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, задачам, логике исследованияего проведением в единстве теории и практикирепрезентативностью выборочных совокупностейсочетанием количественных и качественных методов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования опубликованы в 12 научных статьях, 3 из которых-в ведущих рецензируемых научных журналах по перечню ВАК. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях: лаборатории акмеологии и профессионального развития педагога и кафедры психологии и педагогики профессионального образования Камчатского государственного педагогического университет, кафедры педагогики и психологии Камчатского государственного технического университета, кафедры педагогики Белгородского государственного университетана международных и региональных конференциях, посвященных проблемам профессионального образования в современных условиях: Петропавловск-Камчатский, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.

Основные результаты, материалы и положения исследования легли в основу разработки спецкурса «Педагогический потенциал культуры», внедрены в образовательный процесс Белгородского государственного университета, Камчатского государственного технического университета, Камчатского государственного университета им. В. Беринга.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Камчатский государственный педагогический университет. В исследовании приняло участие 190 студентов и 54 эксперта (преподаватели Камчатского.

10 государственного педагогического университета, учителя школ г. Петропавловска-Камчатского).

Этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый (2002;2003 гг.) — теоретический. Изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая и культурологическая литература по проблеме исследованияопределялся научный аппарат и исходные теоретические положения исследования.

Второй (2003;2006 гг.) — опытно-экспериментальный. Разрабатывалась и апробировалась программа опытно-экспериментальной работыосуществлялось уточнение и обогащение общей гипотезы, основных теоретических положений исследования.

Третий (2007;2008 гг.) — обобщающий. Проводилась обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы, полученные результаты оформлялись в виде диссертации.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе:

Таким образом, модель профессиональной подготовки будущего учителя, актуализирующей педагогический потенциал культуры, в процессе высшего педагогического образования основывается на выявленных механизмах внешнего и внутреннего функционирования педагогического потенциала, на признании факта деятельностного характера процесса актуализации и включает три основных фазы: аккумулирование, трансформирование и трансляцию.

Первая фаза — аккумулирование — заключается в изучении культурных артефактов и выявлении их педагогического потенциала. Изучение культурных артефактов основывается на методах наблюдения, анализа литературы, научно-педагогической экспедиции, анализа продуктов деятельности, беседы. Анализ педагогического потенциала культурного артефакта заключается в определении его формы (формальный или реальный) и содержания.

Вторая фаза — трансформирование — обеспечивает изменение культурного содержания, приспособление его для целей педагогического образования. Структурные составляющие этой фазы: разработка учебной программы, планирование учебных занятий, определение цели, принципов, этапов, форм и методов организации учебных занятий.

Третья фаза — транслирование — заключается в организации учебных занятий, то есть создании таких условий, при которых формальная (абстрактная) возможность преобразуется в конкретную (реальную), а затем в действительность, обеспечивающую личностное и профессиональное развитие студента.

Реализация разработанной модели по актуализации педагогического потенциала культуры предварялась диагностическим этапом исследования, на котором с помощью подобранных и разработанных нами методик (тестирование, опрос, метод экспертных оценок и др.) исследовался уровень сформированности различных блоков профессиональной компетентности студентов экспериментальной и контрольной групп. Анализ данных с помощью методов математической статистики показал, что по уровню развития профессионально-педагогического, профессионально-личностного и культурологического блоков профессиональной компетентности студенты обеих групп статистически не различаются.

После чтения спецкурса «Педагогический потенциал культуры» проводилась повторная диагностика студентов, которая показала, что реализация разработанной модели в значительной мере способствовала развитию профессиональной компетентности будущего учителя в целом. Показатели сформированности различных блоков профессиональной компетентности на контрольно-оценочном этапе значительно превышают результаты начального этапа, как внутри экспериментальной группы, так и в сравнении с показателями контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема подготовки педагогических кадров составляют важнейшую область педагогики и психологии во все времена, ввиду чрезвычайной социокультурной значимости профессии учителя. Но, как показывают исследования социологов, всплеск интереса к этим вопросам приходится на кризисные периоды развития общества, поскольку смена ориентиров общественного развития предъявляет особые требования к личности учителя, сознание которого выступает в качестве своеобразного «фильтра», аккумулирующего и транслирующего весь социально значимый опыт, трансформирующего его содержание определенным образом, ориентированным на культурное будущее, предвидящим и организующим его.

Анализ работ, рассматривающих различные аспекты культуры и их влияние па профессиональное становление педагога (диссертационные исследования B.JT. Бенина, И. Е. Видт, Г. И. Гайсиной, И. Ф. Исаева, А. В. Бугаевой, А. А. Поляковой, Р. Е. Тимофеевой и др.), показывает, что понимание неразрывной связь учителя и культуры на современном этапе трансформировалась в активное исследование проблемы интеграции профессионального педагогического образования и культуры. Этим вопросам п было посвящено проведенное исследование.

В ходе исследования были решены все поставленные задачи, подтвердившие основную гипотезу. Проведённое диссертационное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Педагогический потенциал культуры — это объективно существующий феномен культуры, объединяющий в себе образцы, нормы и способы передачи опыта и личностного развития человека, основными характеристиками которого являются ресурсность, условность реализации, многовекторность, динамичность, системность, функциональность. Выявленные характеристики позволяют разграничить понятия педагогического потенциала культуры, педагогической культуры и потенциального уровня педагогической культуры.

Потенциальный уровень педагогической культуры включает реально существующие надбиологические программы передачи опыта, ориентированные на будущее, однако, с позиций педагогического потенциала могут характеризоваться программы как потенциального, так и актуального, и реликтового пластов педагогической культуры. К тому же, педагогическим потенциалом обладают культурные артефакты, относящиеся не только к области педагогической культуры.

Таким образом, основным «носителем» педагогического потенциала культуры является культурный артефакт, который может рассматриваться как модальность особого рода семиотическая, аксиологическая и деятельностная.

Исходя из антропологического понимания культуры, можно утверждать, что актуализация педагогического потенциала культуры, обеспечивающая возможность участия данного артефакта в детерминации личностного развития человека происходит только в деятельности. Деятельностью направленной на целенаправленную актуализацию педагогического потенциала культуры является профессионально-педагогическая деятельность, субъектом которой выступает педагог.

Так, семиотическая модальность артефакта, имеющего педагогический потенциал, представляющая знаниевый компонент культуры, на уровне педагогической деятельности воплощается в категории «содержание образование», аксиологическая модальность подобных артефактов, представленная ценностным компонентом культуры, образует целевой компонент педагогической деятельности, деятельностная модальность культурного артефакта обеспечивает реализацию самой педагогической деятельности посредством способов и методов осуществления личностного развития воспитанника.

2. Профессиональное становление будущего учителя на этапе высшего образования, таким образом, можно рассматривать в двойной плоскости. С одной стороны, будущий учитель в процессе профессионального обучения выступает в качестве ученика и актуализация педагогического потенциала культуры в педагогической деятельности преподавателя будет детерминировать его личностное развитие.

Между тем, само содержание педагогического потенциала культуры, механизмы его аккумулирования, трансформирования и транслирования являются профессионально значимыми для специалиста педагогического профиля, а поэтому выступают как фактор его профессионального становления, обеспечивая развитие педагогического потенциала личности и формирование его профессиональной компетентности.

3. Результатом профессионального становления студента на этапе высшего педагогического образования является профессиональная компетентности, под которой в исследовании понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки и представляющее собой готовность к решению задач профессиональной деятельности.

Анализ теорий профессиональной компетентности педагога различных авторов позволил определить следующую структуру профессиональной компетентности будущего учителя. По нашему мнению, профессиональная компетентность будущего учителя состоит из трех основных блоков: профессионально-педагогического, профессионально-личностного и культурологического, каждый из которых представлен когнитивным (знаниевым), операционально-технологическим (деятельностным) и эмоционально-мотивационным (ценностным) компонентами.

4. Разработанная в диссертации модель профессиональной подготовки будущего учителя, актуализирующей педагогический потенциал культуры, включает три основных фазы: аккумулирование, трансформирование и трансляцию. Аккумулирование позволяет на основе изучения культурных артефактов методами научно-педагогической экспедиции, беседы, наблюдения, анализа литературы и пр. сформировать представление о педагогическом потенциале культуры. Трансформирование включает в себя разработку учебной программы, определение цели, принципов, этапов, форм и методов организации учебных занятий. Трансляция позволяет организовать процесс обучения студентов методам выявления и анализа педагогического потенциала культуры.

Предложенная нами модель — реализовалась на практике в процессе разработки и проведения спецкурса «Педагогический потенциал культуры».

5. Качественный и количественный анализ результатов диагностического и контрольно-оценочного этапов исследования показал, что разработанная модель актуализация педагогического потенциала культуры на этапе профессионального образования в значительной мере способствовала развитию профессиональной компетентности будущего учителя, который в нашем исследовании выступает как критерий профессионального развития будущего учителя. Показатели сформированности различных блоков профессиональной компетентности па контрольно-оценочном этапе значительно превышают результаты начального этапа, как внутри экспериментальной группы, так и в сравнении с показателями контрольной группы. Если в начале исследования (на диагностирующем этапе) уровни сформированности различных блоков профессиональной компетентности различаются незначительной, то дальнейший анализ показывает, что в целом подготовка учителей на этапе высшего педагогического образования преимущественно направлена на формирование и развитие профессионально-педагогическую и личностно-профессионалыюй компетентности. Формирование культурологической компетентности будущих учителей носит скорее стихийный характер, повышение ее уровня происходит крайне низкими темпами. Между тем, актуализация педагогического потенциала культуры позволяет не только сформировать и значительно повысить уровень культурологической компетентности будущих учителей, но и способствует повышению всех блоков профессиональной компетентности.

Таким образом, в результате проведенного исследования, ками теоретически подтверждено и опытно-экспериментальным путем доказано, что «актуализация педагогического потенциала культуры в процессе профессионального обучения обеспечивает становление профессиональной компетентности будущего учителя, а педагогический потенциал культуры является, таким образом, фактором профессионального становления специалиста на этапе высшего педагогического образования. Однако, следует отметить, что данное исследование в силу многогранности проблемы педагогического потенциала культуры, не решает всех вопросов, связанных с поисками научно-обоснованных путей организации его влияния на процесс профессионального становления учителя.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений / О. А. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1989. — 139 с.
  2. , З.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Дис.. канд. пед. наук / З. Ф. Абросимова. Курган, 1994. — 206 с.
  3. , Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа (По материалам Ненецкого нац. округа Архангельской обл.): Автореф. дис. канд.. пед. паук / Г. Ш. Абсалямов. — М., 1963. 18 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова-Славская СПб.: Алетейя, 2001. — 299 с.
  5. , В.А. Профессиональная компетентность современного учителя / В. А. Адольф. — Красноярск: Изд-во Краснярск. гос. ун-та, 1998. 310 с.
  6. , Ф. О началах природы / Ф. Аквинский // Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М.: ИНФАН, 1991.-С. 80−95.
  7. Акмеология: Учебник / К. А. Абульханова, О. С. Анисимов, В. Г. Асеев и др.- Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 681с.
  8. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев М.: Наука, 1977. — 380 с.
  9. , Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х тт. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — Т.2. С. 44−45.
  10. , Б.Г. Труд как важнейшее условие развития чувствительности / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 1955. № 1. — С. 14 -25.
  11. , Ю.В. Культура как интегратор социума: Дис.. докт. философских наук / Ю. В. Ананьев. Нижний Новгород, 1997. — 358 с.
  12. Андреев, J1.A. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / J1.A. Андреев // Педагогика. — 2005. -№ 4. С. 19 -27.
  13. , В.В. Культура и быт коряков / В. В. Антропова. JL: Наука, 1971.-216 с.
  14. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т.1. Метафизика. О душе. — М.: Мысль, 1975. — 550 с.
  15. , А.И. Общество и культура: современный портрет/А. И. Арнольдов. Москва: МГУКИ, 2007. — 112 с.
  16. , Ш. М.-Х. Этнопедагогика чеченцев (в связи с проблемой общности национальных культур у вайнахов): Дис.. докт. пед. наук. — М., 1999.-317 с.
  17. , Е.И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя: Дис.. докт. пед. наук / Е. И. Артамонова. М., 2000.-450 с.
  18. Артемьева, J1.H. Стандарты и мониторинг в образовании / J1.H. Артемьева, С. В. Кожевникова, Н. Г. Капустина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. — № 1. — С. 43 — 51.
  19. , С.Н. Педагогические условия реализации образовательного потенциала общественных молодежных экологических движений: Дис.. канд. пед. наук / С. Н. Атанова. Санкт-Петербург, 2000. -160 с.
  20. , В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов севера и Дальнего Востока /В.Ф. Афанасьев. Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 182 с.
  21. , JI.M. Методические рекомендации по ориентации учащихся на профессию учителя / J1.M. Ахмедзянова Алма-Ата: Произв. об-ние «Полиграфия», 1989. — 58 с.
  22. , Г. Возможность и действительность / Г. Багатурия // Философская энциклопедия. — М.: Сов. энциклопедия, 1960. Т. I. — С. 268−272.
  23. , А.Т. Игры детей Севера / А. Т. Базанов, J1.B. Пегова Л.: Учпедгиз, 1949. — 76 с.
  24. , В.Г. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В. Г. Байденко // Высшее образование в России. 2004. — № И. — С. 3 — 13.
  25. , А.В. Педагогическая культура офицера / А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов -М.: Воениздат, 1985. 159 с.
  26. , М.М. Философия и социология гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Аста-пресс, 1995.-380 с.
  27. , Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов вузов /Е. П. Белозерцев и др.- под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2006. — 366 с.
  28. , ВЛ. Педагогическая культурология / В. Л. Бенин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. — 515 с.
  29. , С. По дикой Камчатке: Пер. с эсперанто. / С. Бергман. -Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2000. — 165 с.
  30. , Н.Н. На Крайнем Северо Востоке / Н. Н. Береттти. -Владивосток, 1929. — 60 с.
  31. , Н. Н. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук / Н. Н. Беспалова. Барнаул, 2002. — 170 с.
  32. , С. Педагогический потенциал монгольских народных игр «Шагай»: Дис.. канд. пед. наук / С. Бизъяагийн. Улан-Удэ, 1998. — 156 с.
  33. , Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка: Дис.. канд. пед. наук. / Л. М. Бирюкова. — Архангельск, 1997.- 159 с.
  34. , В.Г. Букварь для северных народов / В.Г. Богораз-Тан, С. В. Стебницкий. JL: Центр, изд-во нар. СССР, 1927. — 127 с.
  35. , В.Г. Материальная культура чукчей / В. Г. Богораз. М.: Наука, 1991.-222 с.
  36. , А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. М.: Флинта, Наука, 1998.- 165 с.
  37. , A.M. Педагогический потенциал учителя: личностно-гуманистический аспект: Дис.. канд. пед. наук / A.M. Боднар. — Екатеринбург, 1993.-194 с.
  38. , Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божозич. М. — Воронеж, 1995. — 486 с.
  39. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. -2003.-№ 10.
  40. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 672 с.
  41. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Болын. рос. энцикл., 1997. 1434 с.
  42. , Е.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. М., Ростов-на-Дону, 1999. — 559 с.
  43. , С.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис.. докт. пед. наук / С. М. Борисова М., 1995. — 411 с.
  44. , Ю.С. Педагогизация среды как социально-педагогический результат интеграции воспитательных взаимодействий (организацинно-технологический аспект): Дис. канд. пед. наук / Ю. С. Бродский. Екатеринбург, 1993. — 210 с.
  45. , А.В. Традиционная педагогическая культура народов Севера: Дис.. докт. пед. наук / А. В. Бугаева. М., 1996. — 346 с.
  46. , А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII XX вв.: Дис.. докт. пед. наук / А. П. Булкин. — М., 2003. — 360 с.
  47. , Н.А. Детство в условиях общинно родового строя // Этнография детства. Традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии / Под ред. Н. А. Бутинова, И. С. Кона. — М., 1992.-С.5 — 16.
  48. Введение в педагогическую деятельность: учебн. пособие / А. В. Роботова и др. М.: Академия, 2007. — 218 с.
  49. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / В. Н. Введенский — Педагогика, 2003. № 10. — С. 51 -55.
  50. , С.Г. Учитель о себе и профессии / С. Г. Вершловский. JL: Ленингр. орг-я об-ва «Знание» РСФСР, 1988. — 322 с.
  51. , И.Е. Культурологические основы образования / И. Е. Видт. — Тюмень: Изд-во Тюм. гос. пед. ун-та, 2002. 164 с.
  52. , М. И. Педагогический потенциал интерактивных технологий обучений как фактор развития коммуникативной компетенции студентов: Дис.. канд. пед. наук / М. И. Винокурова. Иркутск, 2007. — 196 с.
  53. , С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова и др. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
  54. , А.В. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. — М.: НПЦ СПО ФДО, 1991. — 70 с.
  55. , JI.C. Проблемы возраста // Собр. соч. в 6 т. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.
  56. , Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Дис.. докт. пед. наук / Г. И. Гайсина. — М., 2002.-354 с.
  57. , В.Б. Уровни профессионального мастерства учителя и способы обучения при повышении квалификации в США / В. Б. Гаргай // Сибирский учитель, 2000. № 5.
  58. , Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук / Е. Б. Гармаш. Киев, 1990. — 159 с.
  59. , Г. Наука логики: В 3 т. / Г. Гегель Т 2. — М.: Мысль, 1971.248 с.
  60. , Г. Энциклопедия философских паук. Т. 1. Наука логики / Г. Гегель — М.: Мысль, — 1974. — 452 с.
  61. , И.В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: Дис.. канд. пед. наук / И. В. Герлах. — М., 2008. 214 с.
  62. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. 539 с.
  63. , К. Интерпретация культур: Пер. с англ. — М.: РОССПЭН, 2004. 557 с.
  64. , Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин.— М.: Просвещение, 1965. -260 с.
  65. , Н.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук / Н. А. Гончарова. Орел, 2008. — 214 с.
  66. , И.В. Профессиональная компетентность руководителя школы как объект исследования / И. В. Гришина СПб.: СПбГУМ, 2002. — 231 с.
  67. , И.А. Западная социология / И. А. Громов, И. А. Мацкевич, В. А. Семенов. СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — 530 с.
  68. , С.А. Дидактический потенциал критериально-ориентированного тестирования: Дис.. канд. пед. наук / С. А. Грязнов. -Самара, 2002. 163 с.
  69. , П.С. Культурология: элементарный курс / П. С. Гуревич.1. М.: Проект, 2003. 336 с.
  70. , П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. — М.: Аспет-Пресс, 1995.-315 с.
  71. , Э.Н. Введение в философию образования: Для использования в учеб. процессе со студентами педагогических специальностей / Э. Н. Гусинский, Ю. И. Турчанинова. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.-222 с.
  72. , В.Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1979. — 263 с.
  73. , М. Проблемы теории личности: социально-философский аспект / М. Демин.М., 1977. 240 с.
  74. , Г. В. Воспитательный потенциал современного детского общественного движения: на примере малого города: Дис.. канд. пед. наук / Г. В. Дербенева. Омск, 2004. — 211 с.
  75. Дистанционное обучение / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др. М.: ВЛАДОС, 1998. — 191 с.
  76. , Е.Н. Предпосылки совершенствования профессиональной подготовки современного педагога в вузе / Е. Н. Дмитриева // Вестник ННГУ, 2004. Вып 1. — С. 149 — 151.
  77. , А. Анадырский край. Рукопись жителя села Марково / А. Дьячков. Владивосток, 1893. — 43 с.
  78. , Э. Социология образования: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюргейм Пер. с фр. М.: ИНТОР, 1996. — 77 с.
  79. , С.Н. О совершенствовании системы воспитания и образования молодежи народностей Севера (К концепции социального и экономического развития) / С. Н. Еремин, М. М. Траскунова — Новосибирск: Наука, 1988.-22 с.
  80. , А.И. Педагогические основы междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке учителя: Автореф. дис.. докт. мед. наук / А. И. Еремкин. М., 1991. — 32 с.
  81. , М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Автореф. дис.. докт. педагогических наук / М. С. Жиров. М., 2001. — 49 с.
  82. , Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности / Е. Д. Жукова //Культура и образование Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. — С.50
  83. , М.П. Краеведческое образование как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук / М. П. Зайковская. Курск, 2002. — 247 с.
  84. Закон РФ «Об образовании».
  85. , А.В. Образование: философия, культурология, политика / А. В. Запесоцкий. М.: Академический Проект- Фонд «Мира», 2003. -456 с.
  86. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога / Э. Ф. Зеер Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 116 с.
  87. , Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический Проект- Фонд «Мира», 2005. 336 с.
  88. , И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 38 -44.
  89. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999.-388 с.
  90. , С.С. Реализация педагогического потенциала детского художественного самодеятельного творчества: На материале Республики Саха (Якутия): Дис.. канд. пед. наук / С. С. Игнатьева. Улан-Удэ, 2002. — 208 с.
  91. , В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / В. И. Иохельсон Пер. с англ. СПб.: Наука, 1997. — 238 с.
  92. , И.Ф. Колледж как инновационное образовательное учреждение: Опыт исследования профессионально-педагогической культуры / И. Ф. Исаев, H.JI. Шеховская. Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 1997. — 144 с.
  93. , И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателей высшей школы: Дис.. докт. пед. наук / И. Ф. Исаев. М., 1993. — 451 с.
  94. , Н.И. Развитие профессиональной культуры психолога образования: Автореф. дис.. докт. псих, наук / Н. И. Исаева. Ставрополь, 2002. — 42 с.
  95. Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вступ. статья В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. — М.: Прогресс, 1969. 520 с.
  96. , М.С. Философия культуры. Становление и развитие / М. С. Каган СПб: Ламы, 1998. — 443 с.
  97. , М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М. С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  98. , О.В. Формирование межкультурной компетенции учащихся старших классов (на примере иностранного языка): Автореф.. дис. канд. пед. наук. — Нижний Новгород, 2007. 27 с.
  99. , Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Т. А. Казанцева. М., 2000. — 27 с.
  100. , М.В. Педагогическая деятельность как феномен культуры / М. В. Каминская // Психологическая наука и образование. — 2002. -№ 3.
  101. , Е.Е. Культурологический подход в обучении и воспитании школьников как средство их личностного развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. Е. Карпова М., 2005. — 18 с.
  102. Кассирер, Э. И. Лекции по философии и культуре // Культурология. XX век. М.: Юрист, 1995. — 703 с.
  103. , О.О. Профессионально-педагогический потенциал учителя / О. О. Киселева. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2002. -298 с.
  104. , О.О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя: Автореф.. докт. пед. наук / О. О. Киселева. М., 2002. — 45 с.
  105. , Е.А. Общая психология / Е. А. Климов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 295 с.
  106. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М., Воронеж, 1996.-400 с.
  107. , В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании / В. А. Козырев, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 2005. — 329 с.
  108. , Л.Ф. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. П. Турченко, Л. Г. Борисова. М.: Педагогика, 1991. — 269 с.
  109. Кон, И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология / И. С. Кон Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-605 с.
  110. Кон, И. С. Социология личности. М., 1967.
  111. , В.А. Онтология культуры / В. А. Конев. Самара: Самар. унт, 1998.- 195 с.
  112. , И.П. Реализация воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза: Дис.. канд. пед. наук / И. П. Коновалова. Майкоп, 2005. -161 с.
  113. , Е.Я. Образовательный потенциал художественно-эстетической среды в профессиональной подготовке учителя музыки: Дис.. канд. пед. наук / Е. Я. Кормина. Екатеринбург, 2000. — 129 с.
  114. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: Учеб. пособие / под ред. JI.M. Митиной. М., Воронеж. — 2001. — 304 с.
  115. , H.JI. Методологические условия однозначноститерминов в педагогическом исследовании: Автореф. дис.канд. пед. наук.1. М., 1990.-20 с.
  116. , Н.Е. Психолого-педагогические условия эффективности управления развитием профессиональной компетентности учителя в процессе гуманитаризации и демократизации школы: Дис.. канд. пед. наук / Н. Е. Костылева. Казань, 1997. — 252 с.
  117. , М. Культурные механизмы развития / М. Коул // Вопросы психологии, 1995. № 3. — С. 15 — 20.
  118. , С.П. Описание земли Камчатки: В 2 т. / С. П. Крашенинников. СПб.: Наука, Петропавловск-Камчатский: Камшат, 1994.
  119. , Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы / Т. В. Кудрявцев // Вопросы психологии, 1981. № 2.
  120. , Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах / Под ред. Н. В. Кузьминой. — Л.: Ленингр. орг-я об-ва «Знание», 1970. С. 41 — 60.
  121. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. школа, 1989.- 118 с.
  122. , Н.В. Психологическая структура деятельности учителя: тексты лекций / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев.- Гомель: Гомельский гос. ун-т, 1976.-57 с.
  123. Культура пространство бытия человека и человек — условие бытия культуры // Мир психологии, 2000. — № 3. — С. 3 — 9.
  124. Культурология. XX век. Словарь / Авт. и сост. А. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1997. — 640 с.
  125. , Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. И. Кулюткин.- М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  126. , Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии, 1986. № 2. -С.21 -30.
  127. , К.М. Личность педагога становление и развитие / К. М. Левитан. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1991. — 163 с.
  128. , Н.Д. О психологических состояниях человека / Н. Д. Левитов. — М.: Просвещение, 1964. — 344 с.
  129. , Л.И. Педагогический потенциал изобразительного искусства второй половины 19 начала 20 вв.: Дис.. канд. пед. наук / Л. И. Левкина. — Нижний Новгород, 2001. — 227 с.
  130. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев- М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  131. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1 — 284 с.
  132. , Л.Ф. Образовательный потенциал: методологические проблемы / Л. Ф. Лисс / Проблемы развития научно-образовательного потенциала. Новосибирск: Наука, 1987. — С. 91−101.
  133. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  134. , Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Ст. исслед. Заметки / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. -703 с.
  135. , Д. Учитель в меняющемся мире / Д. Лотон//Перспективы, 1987. -№ 4.-С. 34−43.
  136. , Р.В. Дидактический потенциал виртуальной образовательной среды: Дис.. канд. пед. наук / Р. В. Лубков. Самара, 2007. -165 с.
  137. , А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. М.: Педагогика, 1988. — 128 с.
  138. , Е.Б. Реализация воспитательного потенциала народной педагогики в детских фольклорно-этнографических коллективах: Дис.. канд. пед. наук / Е. Б. Макушина. Санкт-Петербург, 1998. — 159 с.
  139. , В.Г. Педагогический потенциал понимания в гуманитарной образовательной парадигме: Теоретический аспект: Дис.. канд. пед. наук / В. Г. Малахов. Волгоград, 2003. — 157 с.
  140. , Г. Н. Педагогический потенциал символов в истории и сосременной отечественной практике образовательного процесса: Дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Манасова. Владимир, 2007. — 280 с.
  141. , И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-споргивной среды: Дис.. докт. пед. наук / И. В. Манжалей. -Тюмень, 2005.-441 с.
  142. Мануйлов, 10. С. Средовый подход в воспитании: Дис.. докт. пед. наук / Ю. С. Мануйлов. М., 1997. — 193 с.
  143. , Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методол. анализ) / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  144. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М: Знание., 1996.-308 с.
  145. , А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  146. , Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Дисс.. канд. пед. наук / Н. В. Матяш. Брянск, 1994. — 151 с.
  147. , В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения человека / В. А. Машин // Вопросы психологии, 1994. № 3. — С. 144 — 149.
  148. , В.В. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. В. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986. 137 с.
  149. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения: Пер. с англ. и коммент. Ю. А. Асеева. / М. Мид. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  150. , Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: Науч. метод, пособие / Л. М. Митина и др. — М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 179 с.
  151. Моделирование сложных систем: Сб. научных трудов / отв. ред. А. Г. Ивахненко. Киев: ИК, 1968. — 80 с.
  152. , Ф. Люди оленного края: Пер. с англ. / Ф. Моуэт. М.: Изд. иностр. лит-ра, 1963. — 316 с.
  153. , А.В. Социализация человека / А. В. Мудрик. М: Академия, 2004. — 304 с.
  154. , Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: Дис.. канд. пед. наук. / Е. А. Мясоедова. -Астранхань, 1997. -219 с.
  155. Намыланские сказки. — Л.: Центр, изд-во нар. СССР, 1938. — 154 с.
  156. Научно-методологические проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля: Сб. статей / Под. ред.
  157. И.И. Сигова. Л.: Мин-во высш. и сред. спец. проф. образования РСФСР, 1974. -250 с.
  158. , С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1982. —816 с.
  159. Определение содержания и формирования учебных планов высших учебных заведений. М.: НИИ проблем высш. школы, 1977. — 36 с.
  160. , И.А. Обучающий потенциал русской среды в формировании лингвокультурологической компетенции иностранных учащихся: Дис.. докт. пед. наук / И. А. Орехова. М., 2004. — 341 с.
  161. , Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э. А. Орлова. — М.: Изд-во МГИК — Рос. ин-т культурологии. 1994. — 212 с.
  162. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  163. , Т.И. Практикум по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Т. И. Пашукова, А. И. Докира и др. — М.: СГУ.- 2000, — 176 с.
  164. , В.М. Педагогический потенциал студенческого самоуправления в современном вузе: Дис.. канд. пед. наук / В. М. Певзнер. -Великий Новгород, 2005. 182 с.
  165. Педагогика / В. И. Журавлев и др.- Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 602 с.
  166. , А.А. Культура как система / А. А. Пелипенко, И. Г. Яковенко. — М.: Языки рос. культуры, 1998. 271 с.
  167. , А.С. Профессионально-личностное становление учителя музыки в многоуровневой системе образования: Дис.. д-ра пед. наук / А. С. Петелин — Воронеж, 2006. — 493 с. <
  168. , А.Ю. Компетентностиый подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров: Автореф. дис.. докт. пед. наук / А. Ю. Петров. Киров, 2005. — 43 с.
  169. , М.К. Язык, знак, культура / М. К. Петров. М.: Наука, 1991.-328 с.
  170. , А.В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1987. — 262 с.
  171. , К.К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов — М.: Наука, 1986.-254 с.
  172. , Ю.П. Профессиональное становление личности: Дис. докт. психологических наук / Ю. П. Поваренков. — Ярославль, 1999. 359 с.
  173. , В.М. Словарь по образованию в педагогике / В. М. Полонский // Педагогическая наука и ее методология в контексте современности: Сб. науч. статей. М., 2001. — С. 188 — 198.
  174. , Т.А. Формирование ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея: Дис.. канд. пед.наук. Белгород, 2005. — 184 с.
  175. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) / Под ред. Я. И. Кузьминовой, B.JI. Матросова, В. Д. Шадрикова // Вестник образования. 2007. — № 7. — С.20 — 35.
  176. Психологические вопросы трудового воспитания / В. И. Войтко, Т. С. Кириленко, В. К. Котырло и др. — Киев: Рад. школа, 1979. 119 с.
  177. Психология труда и личности учителя: Сб. научных трудов / Под ред. А. П. Щербакова. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1977. — 164 с.
  178. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  179. , Н.Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшего педагогического образования: Дис.. докт. пед. наук / Н. Э. Пфейфер. Санкт-Петербург, 1996.-283 с.
  180. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация: Пер. с англ. / Дж. Равен. М.: Когито центр, 2002. — 396 с.
  181. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: Учебно-методическое пособие / Под научн. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2007.-386 с.
  182. , П.Е. Психолого-педагогические основы субъектного развития педагога / П. Е. Решетников. Белгород: Изд-во БЮИ. — 2001. — 137 с.
  183. В.М. Психология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Изд. дом «Форум», 1997. — 296 с.
  184. Рубинштейн, C. JL Основы общей психологии: В 2 т. / C.JI. Рубинштейн. Т.1. — М.: Педагогика, 1989. — 322 с.
  185. , В. Культурологический аспект подготовки социальных педагогов / В. Самкова // Социальная педагогика, 2003. № 103 — 105.
  186. , Н.В. Реализация воспитательного потенциала проблемного обучения в организации учебного процесса: на материале преподавания иностранного языка: Дис.. канд. пед. наук / Н. В. Самсонова. -Нижневартовск, 2007. 223 с.
  187. , Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой /Н.И. Сарджвеладзе. Тбилиси: «Мецпиереба», 1989. — 204 с.
  188. , Р.К. Реализация педагогического потенциала культурно-образовательной среды в условиях села: Дис.. капд. пед. наук / Р. К. Саубанова. Казань, 2005. — 175 с.
  189. , Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. 2004. — № 4. — С.138 — 143.
  190. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2007. — 350 с.
  191. , В.Д. Педагогический потенциал детского видеотворчества в общеобразовательной школе: Дис.. канд. пед. наук / В. Д. Симаков. Москва, 2008. — 142 с.
  192. , Р.П. Учиться быть учителем / Р. П. Скульский. — Кишинев: Лумина, 1989. 159 с.
  193. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для высш. уч. зав. / В. А. Сластенин, Г. И. Чижаков. — М.: Академия, 2003. 192 с.
  194. , В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  195. , В.А. Совершенствование подготовки учителя в педвузе / В. А. Сластенин. М.: МПГИ, 1980. — 144 с.
  196. , Е.П. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании детей дошкольного возраста / Е. П. Слепцова // Реальность этноса: Мат. второй международной научно-практич. конференции. СПб.: РГПУ, 2001.-С. 182- 188.
  197. , В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1991. № 2. — С.37 — 50.
  198. , В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов — М.: Педагогическое общество России, 2000. -416 с.
  199. , Ф.И. Профессиональная подготовка учителей физической культуры на основе культурологического подхода: Автореф. дис.. докт. пед. наук / Ф. И. Собянин. СПб., 2002. — 50 с.
  200. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: Феникс. — С.73−74
  201. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
  202. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова — М.: Академ, проект, 2004. 824 с.
  203. , Э.В. Культура и личность / Э. В. Соколова — Л., 1972. —227 с.
  204. , В.В. Педагогический потенциал наследия Н.Я. Данилевского в контексте российского философско-образовательного поиска: Дис.. канд. пед. наук / В. В. Сороковых. Елец, 2005. — 240 с.
  205. , С.В. Очерки этнографии коряков / С. В. Стебницкий СПб.: Наука, 2002. — 232 с.
  206. , Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: ИП РАН, Академический проект- Екатеренбург: Деловая книга, 2000. — 320 с.
  207. , А. А. Реализация педагогического потенциала православной духовной музыки в образовательном процессе педагогического вуза: Дис. канд. пед. наук / А. А. Столица. Таганрог, 2008. — 182 с.
  208. , Ю.Б. Трудовое воспитание у малых народов Севера в связи с развитием промыслово-оленеводческого хозяйства (Опыт историко-этнографического изучения): Автореф.. дис. канд. пед. наук / Ю. Б. Стракач. -Новосибирск, 1963.- 18 с.
  209. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. -М., 2001.
  210. , С.А. Дидактический потенциал локальных компьютерных сетей и его реализация в учебном процессе вуза: Дис.. канд. пед. наук / С. А. Сушков. Самара, 2003. — 234 с.
  211. , Н.М. Новое содержание общепедагогической подготовки педагогических кадров: системно-синергетическая педагогическая теория / Н. М. Таланчук. Казань: ИССО РАО, 1996. — 98 с.
  212. , Т.Н. Организация обучения и воспитания в дошкольной системе образования на основе конструктивной педагогической аксиологии: Дис.. докт. пед. наук. Ставрополь, 2005. — 436 с.
  213. , JI.A. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: Автореф.. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 23 с.
  214. , JT.B. Понятие культуры и построение содержания образования / JI.B. Тодоров // Педагогика, 1999. № 8. — С. З -11.
  215. Традиционное воспитание детей у малочисленных народов Севера / под ред. И. С. Кона, Таксаками Ч. М. М.: ИНПО, 1988. — 107 с.
  216. , В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов- Предисл.А. О. Баранова. JI.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А. А. Жданова, 1988.-343 с.
  217. , Г. Я. Социально-профессиональное становление студентов педагогического колледжа в процессе изучения гуманитарных дисциплин: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Я Фаттахова Казань, 1999. -17 с.
  218. , Р.А. Условия эффективности педагогического процесса в среде при интеграции ее воспитательных сил (На региональном и локальном уровнях): Автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. А. Фахрутдинова. — Казань, 1990.- 18 с.
  219. Философия культуры: становление и развитие / под ред. М. С. Кагана СПб.: Изд-во Санкт.-Петерб. ун-та, 1995. — 305 с.
  220. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 839 с.
  221. Философский энциклопедический словарь / под ред. С. С. Аверинцева, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильечева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1989.-814 с.
  222. , О.А. Педагогический потенциал социально-культурного наследия Демидовых в XXI веке: Дис.. канд. пед. наук / О. А. Фищукова. — Екатеринбург, 2004. 248 с.
  223. , А. Культурология в системе образования / А. Флиер // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 39 — 46.
  224. , А.Р. Психология личностного становления педагога-профессионала: Автореф.. дис. докт. психол. наук / А. Р. Фонарев. — Калуга, 2004. 46 с.
  225. , А.Н. Этнопедагогика детства коренных народов Северо-Востока России / А. Н. Фролова. Магадан: Кордис, 2001. — 231 с.
  226. , И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М., 2002. — 560 с.
  227. , Я. Логико-эпистемологические исследования: Сб. статей / Я. Хинтикка М.: Прогресс, 1980. — 447 с.
  228. , Н. Аспекты теории синтаксиса: Пер. с англ. / Н. Хомский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 259 с.
  229. , А.В. Ключевые компетентности. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 5. — С.55 -61.
  230. , Н.З. Культура и ценности / Н. З. Чавчавадзе // Культурав свете философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979. — С. 31 — 72.
  231. , М. А. Педагогический потенциал русской народной крестьянской культуры как основа формирования этнической идентичности у старших дошкольников: Дис.. канд. пед. наук / М. А. Чистякова. Нижний Новгород, 2007. — 208 с.
  232. , Е.Н. Психология и педагогика развития личности / Е. Н. Шиянов, С. В. Бобрышев, О. Г. Власова и др. И.: Илекса, 2002. — 568 с.
  233. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 26 — 31.
  234. , О. А. Формирование образовательного потенциала педагогического вуза в условиях модернизации высшей школы: Дис.. канд. пед. наук / О. А. Швабауэр. Томск, 2006. — 189 с.
  235. , Л. А. Педагогический потенциал средств массовой информации и научно-методические основания его реализации: Дис.. докт. пед наук. Нижний Новгород, 2005. — 556 с.
  236. , Б. Кореные народы Сибири и Россия: Особенности отношений Электронный ресурс. / Б. Шишло. http://src-li.slav.hokudai.ac.jp/sympo/97summer/boris.html
  237. С. Е. Компетентный подход к образованию как необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Мир образования образование в мире. — 2001. — № 4. — С.8 — 12.
  238. , В.А. Моделирование и философия. М. — Л.: Наука, 1966. —301 с.
  239. American Association of Colleges for Teacher Education’s Commission o-n Multicultural Education // Journal of Teacher Education. 2004. — Vol. 24. -pp.264−265.
  240. Chavers D. Indian teachers and school improvement // Journal of American Indian Education. 2000. — Vol. 39, Num. 2. — pp. 49 — 59.
  241. Haralson S.R. Role of education of preserving traditional cultures and as development factor // Health Policy and Education. 1983. — Num. 3.
  242. Harrison B. Manotak: A study of school adaptation // Antropology and Educational Quarterly. 1986. — Vol. 17. — pp. 100 — 110.
  243. Okakok L. Serving the purpose of education // Harward Educational Review. 1989. — Vol. 59, Num. 4. — pp. 405 — 422.
  244. Pavel M., Banks S., Pavel S. The Oksale story: Training teachers for schools serving American Indians and Alaska Natives // Journal of American Indian Education. 2002. — Vol. 41, Iss. 2. — pp. 38 — 47.
  245. Pewewardy C. Learning styles of American Indians/ Alaska Natives students: A review of the literature and implications for practice // Journal of American Indian Education. 2002. — Vol. 41, Iss. 3. — pp. 22 — 56.
  246. Stairs A. Learning process and teaching role in native education: cultural base and cultural broktrage // Canadian Modern Language Review. 1991. — Vol. 47, Num. 1.
  247. Steven R. Aragon An investigation of factors influencing classroom motivation for postsecondary American Indians/Alaska Natives students // Journal of American Indian Education. 2002. — Vol. 41, Iss. 1. — pp. 1−18.
  248. Subsistence, society and folk art of indigenous peoples in Kamchatka region // edited by Memery Ochima Center for language studies Otaru University of Commerce. — 1998. — 144 p.
  249. Weaver H. Balancing Culture and Professional Education: American Indians/Alaska Natives and the Helping Professions // Journal of American Indian Education. 2000. — Vol. 39, Num. 3. — pp. 1 — 18.
Заполнить форму текущей работой