Теоретические аспекты обучения иностранному языку в начальной школе
В теории межкультурного обучения цель изучения иностранного языка заключается в проникновении в индивидуальный и коллективный менталитет и культуру другого народа, знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности. В процессе обучения иностранному языку формируется социокультурная языковая компетенция. Она представляет собой социокультурные языковые знания, которое адекватно… Читать ещё >
Теоретические аспекты обучения иностранному языку в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Цели обучения
Иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствуя его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций. Важнейшая задача современной школы — воспитание общей коммуникативной культуры, формирование коммуникативной компетенции в родном и иностранном языках. Успешное решение этой задачи во многом зависит от основ, которые заложены в начальной школе.
Основная идеологическая позиция Федерального государственного образовательного стандарта заключается в том, чтобы направить образование не только на обучение, но и на развитие личности ребёнка. Основная цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, была выделена такая группа достижений как метапредметные результаты. То есть это такие знания, которые могут быть использованы на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых оказался ребенок.
Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- — формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- — приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- — развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
- — воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка [40].
В примерных программах по иностранным языкам развивающая цель обучения является «психологической». Цель обучения иностранным языкам заключается в умственном развитии учащегося, которое включает в себя развитие логического мышления, наблюдательности, речевых способностей и других психических функций.
Социальная цель обучения иностранным языкам заключается в формировании коммуникативной компетенции в области межкультурной коммуникации, то есть в формировании способностей речевого взаимодействия с представителями другой культуры.
В социокультурном развитии учащихся происходит соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Социокультурная компетенция включает три блока знаний: лингвострановедческие знания, социально-психологические знания, культорологические знания.
В теории межкультурного обучения цель изучения иностранного языка заключается в проникновении в индивидуальный и коллективный менталитет и культуру другого народа, знакомство со взглядами, оценками и опытом другой культурной общности. В процессе обучения иностранному языку формируется социокультурная языковая компетенция. Она представляет собой социокультурные языковые знания, которое адекватно используют в мужкультурной коммуникации [8, с. 14].
Изучение иностранного языка в начальной школе способствует успешной социализации младших школьников, преодолению у них застенчивости и скованности в общении. Предмет «Иностранный язык» отличается от других учебных предметов тем, что у него ярко выражено межпредметное содержание и деятельностный характер овладения им, что позволяет эффективно сочетать в процессе его изучения знания и умения, полученные на уроках практически любого учебного предмета, соединять изучение иностранного языка с рисованием, пением, драматизацией, выполнением различных учебных и творческих проектов [35, с. 9].