Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание профессионализма как интегративного свойства личности учителя, отражающего уникальную для каждого педагога взаимосвязь входящих в состав рассматриваемого свойства компонентов — профессиональной нравственности, инициативности, компетентности и педагогического мастерства, позволяет количественно охарактеризовать неповторимую индивидуальность каждого учителя, опираясь на которую можно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Тенденции становления современного профессионального поствузовского образования учителя
    • 1. 2. Характеристика профессионализма современного учителя
    • 1. 3. Инновационные образовательные процессы как источник профессионального роста учителя
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Управление развитием социальных систем
    • 2. 2. Управление развитием региональной системы образования
    • 2. 3. Управление инновационными процессами в региональной системе образования
  • ГЛАВА III. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА УЧИТЕЛЯ
    • 3. 1. Стимулирование инновационной деятельности учителей
    • 3. 2. Аттестация образовательных учреждений как управленческий механизм стимулирования профессионального роста учителя
    • 3. 3. Создание регионального банка образовательных программ
    • 3. 4. Организация подготовки учителей к инновационной деятельности в уело^ях"развивающейся региональной системы образования
      • 3. 4. 1. Вузовский этап
      • 3. 4. 2. Поствузовский этап
  • ГЛАВА IV. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
    • 4. 1. Характеристика начального этапа перестройки управления региональной системой образования
      • 4. 1. 1. Динамика становления Центра управления развитием образования
      • 4. 1. 2. Реорганизация Центра управления развитием образования
    • 4. 2. Прогностическая модель управления инновационными процессами в региональной системе образования

Теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная характеристика современной образовательной ситуации состоит в поиске путей реализации ведущей идеи реформирования системы образования — идеи развития, в которой заключаются основные цели реформы: создание необходимых условий для развития личностиформирование механизмов развития и саморазвития системы образованияпревращение образования в действенный фактор развития общества.

Важная роль в создании необходимых условий принадлежит системе управления образованием, построенной на демократических принципах. Демократизация управления обусловливает усиление внимания в теории и практике управления к личности учителя, который является центральной фигурой реформирования образования. Существенно возрастают требова-вания, предъявляемые обществом к профессионализму учителя.

Наиболее благоприятные условия, способствующие профессиональному росту учителя, возникают в ситуациях включения учителя в иннова-вационные образовательные процессы, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, ее оптимизацию.

Однако протекание инновационных образовательных процессов подчиняется закону дестабилизации образовательной среды, порождает психологические барьеры восприятия новшеств учителем. Данное противоречие обусловливает возникновение новой проблемы, решение которой связано с нахождением путей становления профессионализма учителя в инновационных образовательных процессах с учетом необходимости снижения дестабилизирующего эффекта инноваций.

В педагогической науке накоплен достаточный фонд научных знаний, позволяющий решить обозначенную проблему:

• разработаны теоретико-методические основы формирования профессиональной компетентности, повышения квалификации, развития педагогического мастерства учителя в системе непрерывного педагогического образования (А.П. Беляева, Г. А. Бордовский, В. Г. Воронцова, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, А. В. Даринский, Н, В. Кузьмина, Ю.А. Кулют-кин, И. А. Колесникова, Л. Н. Лесохина, В. Г. Онушкин, В. А. Сластенин, Г. С. Сухобская, Е. Н. Шиянов, P.M. Шерайзина, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др.);

• выявлены концептуальные основы педагогической инноватики (В.А. Сластенин, Л. С. Подымова, В. И. Загвязинский, Н. Д. Никандров, М. В. Кларин, С. Д. Поляков, Н. Р. Юсуфбекова и др.);

• определены подходы к управлению развитием системы образования и происходящими в ней инновационными процессами (О.Е. Лебедев, В. Ю. Кричевский, А. А. Орлов, М. М. Поташник, С. А. Лазарев, А. Г. Соколов, И. С. Батракова, Е. И. Казакова, Д. Гамильтон, Н. Гросс, А. Николе и др.);

• сформулированы основные подходы к педагогическому проектированию (Дж. Джонс, В. И. Гинецинский, В. Е. Радионов, Е.С. Заир-Бек, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына и др.);

• разработаны социокультурные, антропологические и системно-структурные аспекты развития историко-образовательных процессов (Б.М. Бим-Бад, В. Г. Вендровская.Г.Б. Корнетов, В. Н. Сагатовский, Ф. А. Фрадкин и др.).

Цель исследования: разработка теоретических и организационно-практических основ управления развитием профессионализма учителя в инновационных образовательных процессах.

Объект исследования: профессиональная деятельность учителя в инновационных процессах.

Предмет исследования: теория и практика управления развитием профессионализма учителя в региональной инновационной системе образования.

Основу гипотезы исследования составил ряд гипотетических положений.

1. В условиях развивающегося, рынка образовательных услуг профессионализм учителя становится основой его конкурентоспособности, что обусловливает необходимость поиска путей развития профессионализма.

2. Развитие профессионализма учителя является ценностносмысловым ориентиром управления развитием региональной системой образования и осуществляется через определенные опосредованные формы управления.

3. Инновационные образовательные процессы имеют не только конкретно-временной, но и конкретно-пространственный характер, который обусловливает содержание поствузовского образования учителя, осуществляемого непосредственно в практической деятельности.

4. Дестабилизирующий эффект протекания инновационных процессов может быть уменьшен при соответствующем изменении управления развитием региональной системы образования.

5. Динамичность региональной системы образования предполагает построение прогностической модели, отражающей опережающее развитие управления по отношению к другим компонентам системы образования, что обеспечивает стабильность инновационной системы образования региона.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущностные характеристики профессионализма современного учителя как одной из ведущих категорий профессиональной подготовкиопределить концептуальные подходы к управлению развитием региональной системы образованиявыявить теоретические основы образовательных инноваций.

2. Обосновать условия, реализация которых способствует управлению развитием профессионального роста учителя, включенного в инновационную деятельность... .

3. Установить связи процессов управления развитием системой образованияуправления инновационными процессамиуправления развитием профессионализма учителя в инновационной деятельности.

4. Апробировать в опытно-экспериментальной работе условия управления развитием профессионального роста учителяпостроить прогностическую модель управления инновационными процессами.

5. Разработать содержание и организацию научно-методического, социально-психологического и нормативно-правового сопровождения учителя в инновационной образовательной среде.

Теоретико-методологические основы исследования.

Исследование строится на основе системного, социокультурного и деятельностного подходов, совокупность которых позволяет системно рассмотреть предмет исследования на социально-педагогическом, психолого-педагогическом уровнях и с помощью системы категорий целостно определить теорию и практику управления развитием профессионализма учителя в инновационной системе образования региона.

Реализация указанных подходов позволяет выявить основные теоретические регулятивы исследования, к которым относятся: диалектическое единство процессов развития и саморазвития общества и системы образованиявзаимосвязь инновационных образовательных процессов и развития системы образования, ее субъектовзакономерности, функции и способы управления развитием социальных систем.

Логика и основные этапы исследования. Проблема исследования определила логику его построения: от изучения практики управления развитием системы образования, позиции учителя в инновационном преобразовании системы к теоретическому анализу отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследованияпостроению концептуальных идей исследования на основе обобщения практического опыта и результатов ранее проведенных исследованийформулировка и последующая коррекция в экспериментальной работе исходных предположений. Заключительный этап исследования включал в себя проверку основных выявленных условий управления развитием профессионализма учителя в региональной системе образования.

Исследование проводилось в 1982;1997 гг. и включало в себя следующие этапы.

Первый этап — построение модели региональной системы образованиятеоретическое осмысление практики регионализациипоиск путей развития региональной системы образования Сочи.

Второй этап — изучение и выборочный анализ состояния инновационного опытавыявление условий управления развитием региональной системы образованияорганизация разработки и обоснование нормативно-правового и программно-методического обеспечения управления региональной системой образования.

Третий этап — изучение влияния управленческой деятельности, методических служб на инновационную практику учителя, выявление противоречий инновационной деятельности в регионеопределение основных направлений развития региональной системы образования на базе экспериментальных инновационных учреждений.

Четвертый этап — проектирование различных организационных структур, ориентированных на поддержку (правовую, социальную, научно-методическую) участников инновационных образовательных процессовразработка способов стимулирования профессионального роста учителя через управление региональными инновационными процессами.

Пятый этап — обобщение опыта управления инновационными процессами в образовании как фактор развития профессионализма учителятеоретическое обоснование условий управления инновационными процессами, способствующих развитию региональной системы образованияпостроение прогностической модели-управления. .

Источники и база исследования.

Источниками исследования являлись научная литература, нормативные документы по проблеме исследованияинновационный опыт учителей Сочинского региона, а также собственный практический и исследовательский опыт руководителя региональной системы образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись:

• образовательные учреждения Сочи (лицеи, гимназии, школы, учреждения дополнительного образования, дошкольные образовательные учрежденияа также учреждения педагогического образования: педагогическое училище, филиал РГПУ им. А.И. Герцена);

• службы научно-методического и психолого-педагогического сопровождения;

• организационные структуры управления образованием государственного и общественно-государственного характера.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовалась совокупность взаимодополняющих методов: теоретический анализ, моделирование, проектированиеопорно-диагностические методы (анкетирование, наблюдение, экспертная оценка), опытно-экспериментальная работамонографическое описание профессионализма учителя, включенного в инновационную деятельность.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понимание профессионализма как интегративного свойства личности учителя, отражающего уникальную для каждого педагога взаимосвязь входящих в состав рассматриваемого свойства компонентов — профессиональной нравственности, инициативности, компетентности и педагогического мастерства, позволяет количественно охарактеризовать неповторимую индивидуальность каждого учителя, опираясь на которую можно определить пути повышения конкурентоспособности учителя на региональном рынке образовательныхуслуг- .

2. Управление процессом развития профессионализма означает создание условий, актуализирующих потребность учителя в профессиональной самореализации при решении приоритетных задач развития региональной системы образования. Основными условиями являются:

• стимулирование инновационной деятельности учителя;

• организация административной и общественной поддержки участников инновационного педагогического движения;

• аттестация образовательных учреждений;

• коллективное проектирование образовательной среды региона;

• разнообразие форм подготовки учителя к восприятию, освоению и распространению образовательных инноваций.

3. Конкретно-пространственный характер инновационных образовательных процессов отражает сущность своебразия совокупного педагогического опыта и образовательной политики региона. Учет конкретно-пространственного характера образовательных инноваций позволяет определить содержание поствузовского инновационного обучения учителя, реализуемого непосредственно в практической деятельности и ориентированного на повышение конкурентоспособности учителя на региональном рынке образовательных услуг.

4. Дестабилизирующий эффект инновационных процессов может быть уменьшен, если в региональной системе образования инициированы инновации административно-научного типа. В этом случае каждому этапу «жизненного цикла» инновационных процессов соответствует одна или несколько ведущих функций управления развитием региональной системы образования: мониторинг, маркетинг, определение «точек роста», оказание консультативных услуг, экспертиза и стимулирование.

5. Прогностическая модель отражает реструктуризацию управления, которая основана на:

• демократических способах управления- .

• приоритетах развития региональной системы образования;

• реализуемых инновациях, соответствующих актуальным задачам развития региональной системы образования;

• способах, стимулирующих включение учителя в инновационные преобразования собственной профессиональной деятельности, региональной системы образования, связей образования с социокультурной и экономической средой региона.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:

• обогащении понятийно-категориального аппарата профессиональной педагогики;

• выявлении тенденций и противоречий включения учителя в инновационные процессы;

• обосновании влияния управления инновационными процессами на развитие региональной системы образования;

• установлении условий управления инновационными процессами, реализация которых снижает дестабилизирующий эффект инноваций и способствует профессиональному росту учителя;

• обнаружении связей между этапами протекания инновационных процессов и основных функций управления развитием региональной системы образования;

• построении прогностической модели управления инновационными процессами в региональной образовательной системе;

• обосновании нормативной базы, гарантирующей научно — методическую и социальную поддержку инновационной деятельности учителей региона.

Практическая значимость исследования обусловлена технологичностью разработки путей реализации управления профессионализмом учителя в региональной системе образованиявозможностью широкого использования нормативно-правового обеспечения инновационных образовательных процессовобоснованностью дополнительных программ поствузовского инновационного обучения педагогов в практической деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью системного, социокультурного и деятельностного подходовприменением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследованиярепрезентативностью исследовательской базыдополнительностью количественного и качественного анализалогической непротиворечивостью выводов и их соответствием тенденциям передового педагогического опыта.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялась путем:

• проектирования и реализации комплексно-целевых программ развития региона («Программа развития общего образования в Сочинском регионе на 1995;2000 гг.» — «Программа непрерывного педагогического образования в Сочинском регионе. Стратегия и задачи развития (1997;2001 гг.)» — «Одаренные дети», «Сельская школа», «Образование и здоровье ребенка», «Национальная школа Сочинского региона», «Я — сочинец», «Ребенок в пространстве культуры», где автор являлся руководителем коллектива разработчиков);

• организации и участия в Российских и международных научно-практических конференциях по проблемам развития образованиянепрерывного педагогического образования, педагогической инноватике (Сочи, 1991;1997 гг.- С.-Петербург, 1994; Волгоград, 1997; Москва, 1997;

Великобритания, Челтенхем, 1991; Швеция, Сундсваль, 1993; Германия, Берлин, 1993; Бельгия, Брюссель, 1996);

• организации и проведения Российских ^ Международных педагогических фестивалей (Сочи, 1994,1996,1997);

• разработки программы и методических рекомендаций к курсу «Основы управления образовательными системами» для студентов педагогических вузовразработки программ дополнительного поствузовского образования педагогов;

• подготовки и публикации материалов по проблеме исследования.

Материалы исследования прошли широкую апробацию в опытноэкспериментальной работе образовательных учреждений Сочинского региона.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы. В тексте диссертации содержатся 9 схем, 11 таблиц, 5 рисунков.

Список литературы

включает в себя 277 наименований, в диссертацию включено 7 приложений.

Выводы из главы IV.

В последней главе диссертации представлено решение одной из задач исследования — определения организационных структур управления инновационными процессами, протекающими в региональной системе образования, которые способствуют развитию профессионализма педагога. Решение этой задачи строилось на основе определенной во введении логики построения исследования — взаимосвязи теории и практики управленческой деятельности.

1. В ходе исследования был проведен ретроспективный анализ поисковой опытно-экспериментальной работы по построению организационных структур управления, способствующих целенаправленному созданию и распространению образовательных инновационных процессов. Проведенный анализ подтвердил правомерность создания Центра управления развитием образования, что позволило скоординировать управленческие усилия в масштабах целостного образовательного пространства региона, и в то же время выявил факт усиления жесткой централизации административных органов управления.

2. Поиск путей разрешения противоречия между сложившейся централизованной административно-управленческой структурой и развитием инновационных процессов в регионе привел к реорганизации органов управления на основе принципов демократизации управления и теорий моделирования. В результате была построена прогностическая модель управления, отражающая тенденции опережающего развития управления в системе образования и ориентированная на создание условий, максимально благоприятных для развития профессионализма учителя, включенного в инновационные образовательные процессы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования было найдено решение актуальной лаучло-практической проблемы, позволяющее положительно разрешить противоречие между тем, что наиболее благоприятные условия, способствующие профессиональному росту учителя, возникают в ситуациях включения учителя в инновационные образовательные процессы, и дестабилизирующим эффектом инноваций.

Логика исследования выстраивалась от изучения практики управления развитием системы образования, позиции учителя в инновационном преобразовании системы к теоретическому анализу литературы по проблемепостроению концептуальных идей исследования на основе обобщения практического опыта и результатов ранее проведенных исследований, формулировке гипотезы, правомерность которой проверялась в процессе опытно-экспериментальной работы.

Изучение теоретических основ и практики поствузовской подготовки учителей позволило сделать вывод о том, что в условиях развивающегося рынка образовательных услуг профессионализм учителя становится решающим фактором его конкурентоспособности.

В ходе исследований установлено, что профессионализм представляет собой интегративное свойство личности педагога, отражающее уникальную для каждого педагога взаимосвязь входящих в состав рассматриваемого свойства компонентов профессиональной компетентности, нравственности, инициативы и мастерства, опираясь на которую можно определить пути повышения конкурентоспособности учителя на современном рынке образовательных услуг. В работе подчеркивается, что рост профессионализма учителя невозможен вне связи с профессиональной деятельностью.

Поэтому важно найти способы диагностического определения профессионализма, которые позволяют найти оптимальные пути его развития в процессе практической деятельности учителя.

Инновационные процессы, происходящие в развивающейся региональной системе образования, способствуют развитию профессионализма учителя при создании следующих условий:

• целенаправленного стимулирования участников инновационного педагогического движения;

• организации административной и общественной поддержки учителей, включенных в инновационные процессы;

• аттестации образовательных учреждений;

• коллективного проектирования образовательной среды региона;

• разработки разнообразных форм подготовки учителя к восприятию, осмыслению и распространению инноваций.

Исследование показало, что управление процессом становления профессионализма направлено на расширение социальной роли учителя в образовательной среде региона и предполагает три подхода: первыйкомплексное решение профессиональной карьеры учителявторойвключение учителя в научно-методическую деятельностьтретийразработка организационных форм инновационного обучения, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности, инициативности, мастерства.

Исследование управления инновационными процессами позволило обнаружить необходимость соответствия этапов протекания инновационных процессов и таких ведущих функций управления развитием региональной системой образования, как мониторинг, маркетинг, определение «точек роста», оказание консалтинговых услуг, экспертиза и стимулирование.

В работе доказано, что эти условия отражают сущность управления процессом развития профессионализмомпоказаны особенности выявленных условий, которые заключаются в том, что они раскрывают опосредованный характер управления процессом развития профес—еионализмом учителя через инициирование образовательных процессов. Установлено, что дестабилизирующий эффект инновационного процесса может быть уменьшен, если в региональной системе образования инициированы инновации административно-научного типа. В этом случае каждому этапу «жизненного цикла» инновационного процесса соответствуют одна или несколько ведущих функций управления развитием.

Динамический характер развивающейся среды региона обусловливает необходимость опережающего развития самой системы управления, основы которого определяются методом моделирования.

В исследовании обоснованы этапы создания различных организационных структур управления, призванных обеспечить опережающее развитие управления экспериментально-поисковой работой по построению организационных структур, способствующих целенаправленному инициированию, созданию и распространению образовательных инновационных процессов.

Прогностическая модель, представленная в работе, ориентирована на координацию управленческих структур государственного, общественно-государственного и общественного управления в логике единой региональной образовательной политики.

Прогностическая модель управления инновационными процессами позволяет определить условия, благоприятные для развития профессионализма учителя — ключевой фигуры развития собственной профессиональной деятельности, региональной системы образования и общества в целом.

В диссертации описаны два направления экспертных оценок, доказывающих продуктивность предложенной модели: качественная характеристика реализуемых функций управления и сформированность общественных отношений в системе образования.

Таким образом, в исследовании была подтверждена исходная гипотеза, найдено решение поставленных задач. — ——- ——-.

Выполненное исследование открывает определенные перспективы в развитии следующих проблем управления профессиональным образованием учителя:

• исследование вариативных путей развития профессионализма учителя в зависимости от ценностных (личностных и профессиональных) ориентаций учителя;

• обоснование и проектирование оптимальной совокупности форм стимулирования включения педагога в инновационный образовательный процесс;

• определение путей и способов управления построением горизонтальной карьеры;

• выявление места и роли дополнительного образования учителя в системе непрерывного педагогического образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамова-. И. Методические рекомендации к проведению аттестационной игры «Компетентность». -СПб.: Образование, 1991.-55 с.
  2. И.Г. Риск в профессии учителя.- СПб.: Образование, 1994, — 54 с.
  3. Р. Стратегическое управление. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989.
  4. Актуальные вопросы непрерывного педагогического образования / Под редакцией Н. Ф. Радионозой.-СПб.: Образование, 1994. Вып. 1. 168 с.
  5. И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем.- СПб., 1997.- 153 с.
  6. . Вклад в будущее: Приоритет образования. Пер. с англ.-М: Педагогика Пресс, 1993.- 168 с.
  7. К. Учителя и инновации,— М.: Просвещение, 1994.- 159 с.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976. 157 с.
  9. А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания// Новое педагогическое мышление. /Под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1989. С.206−220.
  10. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации. М., 1994. Вып.1- 170 с.
  11. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации. М., 1994.- Вып.2. — 173 с.
  12. Аттестация педагогических и руководящих работниковгосударственных, муниципальных учреждений и организаций образования. -СПб., 1993. Ч. 1,2.
  13. Аттестация учителей: Концепция, методика, результаты эксперимента/Под ред. Т. Г. Браже.- СПб. 1994.- 108 с.
  14. .Г. Человек в управлении обществом.- М., 1977.- 264 с.
  15. Н.И., Глебов А. А., Кузибецкий А. Н. Обновление образования: Управленческое и профессионально-методическое обеспечение. Волгоград: Перемена, 1995.- 164 с.
  16. Т.Л. Динамика мотивов трудовой деятельности// Проблемы индустриальной психологии.- Ярославль: ЯрГУ, 1979. С. 93−100.
  17. Базовое педагогическое образование: Педагогический аспект: Материалы к учебным программам.- СПб.: Образование, 1993, — 59 с.
  18. И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе.- СПб., 1995, — 37 с.
  19. X. Теоретические основы модульной системы непрерывного многоуровнего профессионального образования механиков в Польше: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук.- СПб., 1997, — 58 с.
  20. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО.- СПб., 1997. 226 с.
  21. А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования / Ин-т профтехобразования РАО.- СПб., 1995.-64 с.
  22. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1986.- 422 с.
  23. Л., фон. Исследования по общей теории систем.- М.: 1969.
  24. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов.-М.: Высшая, школа, 1989.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век.- Москва: Политиздат, 1991. — 413 с.
  26. В.Ф. Как добиться успеха в жизни. Пер. с нем.- М.: Интерэксперт, 1992, — 139 с.
  27. Д.Н., Семенцев С. П. История управленческой мысли.-М., 1986. 137 с.
  28. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов: На примере обучения математике в техническом вузе, — Калининград: Кн. изд-во, 1985. 264 с.
  29. Г. А. Образование в России: Поиск институтов согласия// Вестник СПб. отд. РАЕН. 1997. № 2 116 с.
  30. Г. А. Актуальные проблемы современной подготовки специалиста // Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1996. С.3−7.
  31. И.В., Воробьева С. В., Фролова Л. А. Региональные образовательные программы. Сочи: СРЦУРО, 1997. Вып. 1,2. 80 с.
  32. А.В. Я- концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика. 1995. № 5. С. 24−33.
  33. Брокгауз, Фрон. Энциклопедический словарь.- СПб., 1994. Т.79.
  34. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами.- М.: Наука, 1994. 269 с.
  35. М.С. Инновации и новизна в педагогике // Советская педагогика. 1989. № 12. С. 36−40.
  36. З.И. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: Подходы, проблемы, поиск.- СПб., 1993.- 23 с.
  37. А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Высшаяшкола, 1991, — 205 с.
  38. С.Г. и др. Учитель: Крупным планом // Социально-педагогические проблемы учительской деятельности.- СПб, 1994.- 134 с.
  39. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 183 с.
  40. С.Г. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей.- М.: АПН СССР, НИИ ООВ, 1988.- 80 с.
  41. С.Г., Хазард Дж. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. № 3, 4. С.102−106.
  42. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. тр. / АПН СССР- Под ред. Ю. Н. Кулюткина.- М., 1990.- 102 с.
  43. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. 288 с.
  44. С.В., Проданов И. И., Бадаян И. М. Образовательные программы в Сочинском специальном эколого-экономическом регионе. Сочи: СРЦУРО, 1997. 76 с.
  45. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога.- Псков, 1997. 421 с.
  46. Всемирный историко-педагогический процесс: Концепция, модели, историография.- М., 1996, — 269 с.
  47. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пер. с англ. -М.: Дело, 1991. -312 с.
  48. . 3. Учитель: Профессиональная духовность // Педагогика. 1995. № 2. С. 48.
  49. В.Б. США: Персонологический подход в повышении квалификации учителей // Педагогика. 1993. № 1. С. 110−115.
  50. .С. Менталитет и образование. М., 1996.- 143 с.
  51. .С. Педагогическая прогностика.- Киев: Вища школа, 1986. 121 с.
  52. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем М.: Мир, 1981.730 с.
  53. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1992.- 150 с.
  54. А.И. Аттестация как фактор совершенствования профессионализма и стимулирования самообразования педагогических кадров. -Минск, 1994.- 54 с.
  55. С.М. О сущности профессионально-педагогической деятельности // Приобщение к педагогической профессии.- Воронеж, 1992.
  56. Н.В. Подготовка учителей европейской средней школы в условиях реализации инновационных образовательных процессов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997, — 18 с.
  57. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб, 1993.
  58. .Т. Философская антропология. М.: Политиздат, 1982, — 278 с.
  59. Гуманитарные основы гимназического Петербурга. СПб., 1995. -228 с.
  60. Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. -135 с.
  61. А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1.С. 17.
  62. Диагностика профессиональной компетентности учителя: Психолого- педагогические материалы к аттестации.- Иваново, 1993, — 27 с.
  63. Дифференциация как система / Научно-методическое объединение «Творческая педагогика».- М.: Новая школа, 1992, — 54 с.
  64. Э.Д. Современная образовательная реформа и развитиероссийского образования.- М: МАРИОС пресс, 1997, — 139 с.
  65. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Интерпракс, 1994.- 242 с. —. —. .
  66. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя М.: Просвещение, 1989.- 190 с.
  67. С.Б. Профессиональное воспитание учителя.- М.: Просвещение, 1986.- 186 с.
  68. В.И. Психологические основы выбора профессии. -Минск: Нар. асвета, 1978. 112 с.
  69. В.И. Инновационные процессы в образовании^ педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании.- Тюмень, 1990.
  70. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  71. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Образование, 1995, — 234 с.
  72. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М., 1992. 23 с.
  73. B.C. Андрогогика.- СПб., 1994.- 46 с.
  74. В. Диагностика профессиональной деятельности учителя // Мир- Образование, 1996. № 3. С. 11−13.
  75. А.Г. Социология конфликта .- М.: Аспект пресс, 1995, — 319 с.
  76. В.П. Человеческий интеллект и технократическое мышление // Коммунист. 1988. № 3. С 96- 104.
  77. Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: Проблемы, пути решения, — М.: Луч, 1992. 287 с.
  78. С.И. Андрагогика: Становление и пути развития // Педагогика. 1995. № 2. С. 64.
  79. Н.К. Аттестация как способ повышения квалификацииучителей: Автореф. дис.. канд. пед. наук, — СПб., 1997. 16 с.
  80. Н.К., Каплунович Т. А., Орлов О. С., Шерайзина P.M. Региональный центр развития образования: Концепция, опыт становления и перспективы развития. Новгород, 1995.- 66 с.
  81. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 207 с.
  82. И.Н., Тарасов С. В. Творческий потенциал и квалификационный профиль педагога.- СПб., 1995.- 60 с.
  83. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей: Методические рекомендации / НИИ ООВ- Сост. Г: Г. Браже и др.- JI., 1989.33 с.
  84. Инновационная деятельность учителя в учебно-воспитательном процессе школы: Проблемы, опыт, решения.- Псков, 1992. 232 с.
  85. Инновационное обучение: Стратегия и практика / Под ред. В. Я. Ляудиса.- М., 1993.
  86. Инновационное обучение и наука: Научно-аналитический обзор. (Под редакцией В.Я. Ляудиса). М. 1992.- 52 с.
  87. Инновации в образовании и социальные перемены.// Материалы к конференции / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Л. И. Рожко, В. А. Соколовской. -СПб., 1993.- 120 с.
  88. Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика // Материалы республиканской конференции / Под ред. Т. К. Ахаян и др. Оренбург, 1993. — 397 с.
  89. Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук.- СПб.: 1995. 34 с.
  90. М.С. Системный подход и гуманитарное знание.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1991, — 384 с.
  91. Кан- Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика, 1990, — 140 с.
  92. Э.А. Категория качества в теории и практике подготовки учителя к профессиональной деятельности: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1994,32 с.
  93. В.П. Управление инновационными процессами в образовании. Минск, 1994.- 177 с.
  94. Е.В. Самопроявление личности как педагогическая проблема// Педагогика. 1993. № 2. С. 32−35.
  95. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.- М.: Арена, 1995.- 222 с.
  96. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  97. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988 -192 с.
  98. Т.Е. Аттестация педагогических кадров как средство управления системой образования в регионе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1997. 21 с.
  99. Т.Е., Шапкина А. П. Аттестация педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в контексте педагогической культуры, — СПб., 1996,20 с.
  100. JI.H. Цель и смысл жизни человека.- М.: Мысль, 1984.252 с.
  101. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1991.- 344 с.
  102. И.Г. Социально-психологические аспекты мотивации трудовой деятельности. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1985. — 250 с.
  103. Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда.-Новосибирск, 1985. 263 с.
  104. И.А. Научно-исследовательская работа в системеподготовки учителя инновационного типа.- JL, 1990, — 111 с.
  105. И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе^ в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д-ра пед. наук. JL, 1991.- 38 с.
  106. И.А. К вопросу о развитии современных образовательных систем II Научное руководство развитием образовательных систем.- СПб., 1996, — 28 с.
  107. Кон И. С. Психология социальной инерции // Коммунист, 1988. № 1.С. 64−69.
  108. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. Псков, 1993.- 134 с.
  109. А.Е. Труд и талант учителя. Встречи. Факты. Мысли.- М.: Просвещение, 1989. 207 с.
  110. Н.В. Управление инновационными процессами в условиях педагогического колледжа: Дисс.. канд. пед. наук.- М., 1994.
  111. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / Ин-т образования взрослых РАО- СПб. гос. ун-т пед. мастерства- Под ред. В. Г. Онушкина, Ю. И. Кулюткина, В. Г. Воронцовой. СПб., 1996.126 с.
  112. Ф.Ф. Системный подход и возможность его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. № 9. С. 103 106.
  113. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 62−69.
  114. А.Г. Модель одного из перспективных вариантов общеобразовательной школы 1990- 2000 // Советская педагогика. 1980. Ш 1. С.38−45.
  115. В.В. Методика педагогического исследования Самара, 1994. 165 с.
  116. В.В. Повышение квалификации педагогических кадров // Педагогика. 1992. № 8. С. 55−58.
  117. В.И. Общественные отношения как&bdquo- фактор развития системы образования.- СПб., 1997. 44 с.
  118. В.И. Общественные отношения как фактор развития системы образования.- СПб., 1997. 20 с.
  119. В.Ю. О некоторых направлениях развития теории управления школой // Управление в образовании. СПб.: Образование, 1996. С. 6−8.
  120. В.Ю. Профессиональная деятельность директора общеобразовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1993.- 36 с.
  121. А.Г. Методологические проблемы исследования структуры инновационного процесса // Инновационные процессы.-М., 1982.
  122. A.JI., Крюхина И. М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов Ростов н/ Д.: Феникс, 1995.- 478 с.
  123. А.Н. Квалификационная работа и аттестация педагога. Волгоград: Перемена, 1996. — 64 с.
  124. Е.С. Социально-психологические особенности личности в свете теорий отношений // Экспериментальная и прикладная психология. Д.: Изд-во ЛГУ, 1977. Вып. 8. С.23−30.
  125. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя,— Л.: Знание, 1985.- 32 с.
  126. Н.В., Михайловская Г. И., Еремин М. Ю., Реан А. А. Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения, — СПб., 1992.-68 с.
  127. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2. С.21−30.
  128. Ю.Н. Образование и личность // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации: Материалы научно-практической конференции.- СПб., 199(ь^ С, 3.-6,
  129. Г., О' Доннел С. Управление: Системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981. — 512 с.
  130. Е.А. Менеджмент в сфере образования: Личность ученика как субъект и объект управления школой: Психолого-педагогический аспект. Самара, 1995.- 70 с.
  131. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка.- М.: Новая школа, 1997.- 144 с.
  132. Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М., 1996. — 112 с.
  133. Н.В. На пути к профессиональному совершенству,— М.: Просвещение, 1990.- 160 с.
  134. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей учреждений. -Новая школа, 1993.- 48 с.
  135. О.Е. Диагностико-прогностические основы определения целей и задач повышения квалификации педагогических кадров // Проблемы учителя в условиях перестройки.- Л, 1990.
  136. О.Е. Теоретические основы педагогического целепо-лагания в системе образования: Дисс.. д-ра. пед. наук.- СПб., 1992. 39 с.
  137. К.М. Профессиональное развитие личности педагогов в послевузовский период: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- Екатеринбург, 1994.- 32 с.
  138. B.C. Непрерывное образование: Структура и содержание -М.: АПН СССР, 1988.- 424 с.
  139. Л.Н. Образование в структуре человеческой деятельности // Вопросы философии. 1984. № 12. С.3−13.
  140. Н.Н. Подходы к оценке уровня профессиональной компетентности педагога // Педагогическая компетентность, мобильность и-творчество педагогов-: Материалы конференции. СПб., 1994. С. 92−95.
  141. .Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. № 5. С.3−22.
  142. Л ушников И. Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.- М., 1993.- 32 с.
  143. В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика.- М., 1994.
  144. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: Структура и механизмы. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1987. — 155 с.
  145. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении.-СПб., 1992.- 78 с.
  146. В.Н. Формирование профессионально-педагогических умений при подготовке и повышении квалификации учителя. СПб., 1994. -52 с.
  147. В.Н. Экспертиза педагогического эксперимента в школе.-СПб., 1994.- 90 с.
  148. А.К. Психология труда учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 192 с.
  149. Материалы к аттестации педагогических работников учреждений дополнительного образования.- Оренбург, 1994, — 48 с.
  150. Материалы по аттестации педагогических и руководящих работников Ленинградской области. СПб., 1996. — 46 с.
  151. Международные стандарты: Управление качеством функции: ИСО 90 000 ИСО 9004, ИСО — 8402. — М.: Издательство стандартов, 1988.
  152. Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие дляслушателей подготовки и повышения квалификации организаторов образования/ Под ред. Т. И. Шамовой.- М., 1992. 231 с.
  153. М. и др. Основы-менеджмента, — М.Д993. 701-с.
  154. Методические рекомендации по анализу педагогических результатов в процессе аттестации учителей / Под ред. В. Г. Воронцовой.-СПб., 1994.- 132 с.
  155. Методические рекомендации по проведению второго этапа аттестации педагогических работников / Под ред. Г. Н. Серикова. -Челябинск, 1994.- 107 с.
  156. Методическое пособие по проведению аттестации педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений / Под ред. Ю. И. Безуглова.- Оренбург, 1994.- 92 с.
  157. Методические рекомендации и материалы к профессиограмме современного учителя: Методология и общая методика разработки / Под ред. Г. А. Бордовского, — JL, 1987, — 98 с.
  158. Методология педагогики: Сб. науч. ст. М.: Педагогика, 1997. -104 с.
  159. Методы системного педагогического исследования, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
  160. В.Б. Век образования.- М.: Педагогика, 1990.- 176 с.
  161. Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М., 1991. -215 с.
  162. Моделирование педагогических ситуаций / Под редакцией Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской, — М.: Педагогика, 1981, — 119 с.
  163. Е.П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновационной деятельности // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 88−93.
  164. Н.Н. Алгоритм развития, — М., 1987. 304 с.
  165. Молодой учитель в системе непрерывного образования/ Под ред. С. Г. Вершловского.- М.: АПН СССР, 1986.- 97 с.
  166. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. -104с. ~- - - .
  167. В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности: Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и А. А. Пузырея. М., 1982. — С.35−38.
  168. И. А. Субъективный фактор в педагогической деятельности// Педагогика. 1992. № 5−6. С.56−59.
  169. В.Я. Социология образования .- М.: МГУ, 1992.- 200 с.
  170. Г. С., Зимичев A.M. и др. Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993, — 172 с.
  171. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989.- 280 с.
  172. Образование в Свердловской области: Состояние и пути развития: Региональный доклад. Екатеринбург, 1994. — 9 с.
  173. К. Психология влечений человека. М., 1971. — 247 с.
  174. О.П. Педагогическая среда познания // Педагогика. 1992 № 9. С. 10.
  175. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: Подходы, проблемы, поиск: Научно-методические рекомендации.- СПб., 1993.- 25 с.
  176. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: Организация, унравление, нуги развития: Словарь основных терминов .Ин-т образования взрослых РАО.- СПб., 1994. 49 с.
  177. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе.-М., 1991.- 182 с.
  178. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.- 302 с.
  179. Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика. 1992. № 3,4. С.53−57.
  180. Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995. -154 с.
  181. С.Б. Управленческий лабиринт. СПб.: Образование, 1996.-69 с.
  182. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы / авторы-составители И. С. Батракова, А. В. Мосина, А. П. Тряпицина. СПб., 1993.- 134 с.
  183. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова.-Минск.: Народная асвета, 1987.- 223 с.
  184. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида / Под ред. А. П. Тряпициной. СПб.: Образование, 1995. -130 с.
  185. Л.Г. Непрерывное образование как условие преодоления кризисов профессионального развития учителя: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1994. — 16 с.
  186. Педагогическая компетентность, мобильность и творчество педагогов: Материалы конференции. СПб., 1994. С.62−66.- -------190. Перегудов Ф. Рьшок и профессиональное образование//Вестниквысшей школы. 1990. № 11. С. 3−8.
  187. В.М. Критерии теоретической и практической диагностики исследований // Советская педагогика. 1988. № 11. С 48−54.
  188. С.Д. В поисках педагогической инноватики.- М., 1993.63 с.
  189. Н.Ю. Творческий стиль деятельности, — Казань: Изд-во Казанского университета, 1989.- 205 с.
  190. М.М. Оптимизация управления школой,— М.: Знание, 1991, — 64 с.
  191. М.М. Педагогическое творчество: Проблемы развития и опыт: Пособие для учителя, — Киев.: Рад.школа., 1988.- 187 с.
  192. Подготовка специалиста в области образования: Структура и содержание. СПб: Образование, 1994.- 210 с.
  193. А.И. Нововведение: Стимулы и препятствия: Социальные проблемы инноватики.- М., 1989. 271 с.
  194. А.И. От существующего к возникающему.- М., 1985. -327 с.
  195. Программа реформирования и развития системы повышения квалификации и переподготовки работников образования Российской Федерации. М., 1993. — 84 с.
  196. Программы регионального (Сочинского) компонента содержания общего образования. Сочи.: СРЦУРО, 1997. — Ч. 2, 3. — 123 с.
  197. И.И. Современные подходы к анализу профессионализма учителя. Сочи: СРЦУРО, 1997. — 53 с.
  198. И.И. Управление инновационными процессами. Сочи: СРЦУРО, 1997.- 49 с.
  199. И.И., Таланова Т. Н. и др. Система непрерывного образования в Сочинском специальном эколого-экономическом регионе: Стратегия и задачи развития (1997−2001 г.).- Сочи: СРЦУРО, 1997.-48 с.
  200. И.И., Тюнников Ю. С., Воробьева С. В. Стратегия и задачи развития общего образования в Сочинском специальном эколого-экономическом регионе.- Сочи: СРЦУРО, 1996.- 54 с.
  201. Проекты концепций и программа реформирования и развития системы повышения квалификации работников образования РФ: Материалы ВТК.- М., 1993.- 70 с.
  202. Профессиональная деятельность молодого учителя / Под ред. С. Г. Вершловского и J1.H. Лесохиной.- М., 1982.
  203. Профессиональная компетентность и мобильность педагогических кадров: Социально-педагогические и психологические аспекты: Материалы конференции. СПб., 1994.- 193 с.
  204. Психологические проблемы развития профессионального сознания учителя: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. Н. Панферова, Л. А. Регуш, Д. В. Ронзина.-Л., 1991.- 160 с.
  205. Психология управления: Учебное пособие / Под ред. А. В. Федотова.- Л., 1991.- 84 с.
  206. Т. Принципы совершенной деятельности.- Киев. -1993, — 271 с.
  207. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология и организация управления. Воронеж, 1995. — 196 с.
  208. В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование:
  209. Учебное пособие, — СПб., 1996, — 140 с.
  210. И.П. НОТ учителя,— М.: Просвещение, 1989, — 236 с.
  211. Реан А"А. -Рефлексивно-лерцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 77−81с.
  212. Н.И. Управление развитием системы образования: На примере сверхкрупного города: Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1994. — 16 с.
  213. К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию: Становление человека. М. 1994. — 479 с.
  214. Н.Н. Деятельность как философская категория// Философия науки. 1978. № 2. С. 47−54.
  215. Н.Н. Социальное проектирование: К основам теории // Прикладная этика и управление нравственным воспитанием.- Томск, 1980. С. 84−85.
  216. Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: Дисс.. д-ра. пед. наук.- Волгоград, 1998.
  217. В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии: Монография.- Волгоград: Перемена, 1994.- 152 с.
  218. В.В. Формирование у учащихся готовности к труду. М., 1998. — 192 с.
  219. Г. Н. Образование: Аспекты системного отражания. -Курган: Зауралье, 1997. 464 с.
  220. Ф.К. О совершенствовании понятийного аппарата исследования // Совершенствование учебно-воспитательного процесса. -Волгоград, 1977. С. 9−12.
  221. Н.В. Научно-практические основы овладения педагогической культурой в образовательном процессе средней школы. -Автореф. дисс. д-ра. пед. наук. СПб., 1997. — 31 с.
  222. И.И. Проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля // Научно-методическиепроблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля: Сб. науч. ст. М., 1974.
  223. Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. 1980. М.: Наука, 1981. — 83 с.
  224. Системы: Декомпозиция, оптимизация и управление. Пер. с англ. / Сост. М. Сиингх, А. Титли. М.: Машиностроение, 1986. — 493 с.
  225. В.А. Формирование личности советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1972.
  226. В.А., С.Л.Подылова. Педагогика: Инновационная деятельность.- М.: Магистр, 1997.- 224 с.
  227. В.А. Учитель в воспитательной системе // Моделирование воспитательных систем: Теория практике, — М., 1995.-С.23−31.
  228. Е. Э. Профессиональная деятельность: Структура, функции, динамика: Дисс.. д-ра соц. наук в форме научн. доклада. СПб., 1993.
  229. Совместная деятельность: Методология, теория, практика.- М.: Наука, 1988. -232 с.
  230. Современные тенденции развития образования в ведущих странах мира // Высшая школа: Сравнительные исследования, зарубежный опыт. Dsgecr 1, — М.:1994.
  231. А.Г. Управленческая деятельность в учреждении начального профессионального образования. СПб., 1997. — 48 с.
  232. .С. Философия человека философия образования.-Краснодар, 1992.- 48 с.
  233. Состояние, тенденции изменений и проблемы управления образованием / Под ред. B.C. Лазарева. М. 1996.- 40 с.
  234. Состояние, тенденция развития общего образования в Сочинском регионе. Сочи: СРЦУРО, 1996. — 80 с.
  235. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации и переподготовки специалистов / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1993, — 150 с.
  236. Социологический словарь Минск, 1991. — 528 с.
  237. А.В. и др. Общая терминология: Вопросы теории. -М., 1989.
  238. Становление и развитие региональных систем педагогического образования: Тезисы научно-практической конференции / Под ред. О. С. Орлова. Новгород, 1996.- 85 с.
  239. Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1983.
  240. Структура инновационного процесса.- М., 1981.
  241. В.В. Теория и практика развития региональной системы педагогического образования учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.- 35 с.
  242. П.И. Практика управления современной школой: Опыт педагогического менеджмента.- М., 1995.- 204 с.
  243. П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента.- М.: Новая школа, 1997.- 288 с.
  244. Управление в образовании: Проблемы и подходы: Практическое руководство.- М.: Сентябрь, 1995. 336 с.
  245. Управление по результатам. Пер. с финск. М.: Издательская группа Прогресс, 1993.- 320 с.
  246. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений.- М.: Новая школа, 1995.- 464 с.
  247. Учитель. Школа. Общество: Социологический очерк 90-х гг. / Под ред. Е. Э Смирновой.- СПб., 1995, — 224 с.
  248. Учитель: Крупным планом: Социально-педагогические проблемыучительской деятельности. 2-е изд. перераб. и доп. / Под ред. С. Г. Вершловского.-СПб., 1994.- 134 с.
  249. Философия образования для XXI века: Сб. ст.- М, 1992, 208 с.
  250. Философский энциклопедический словарь, — М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  251. В. Человек в поисках смысла: Сб. Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.- 368 с.
  252. X. Мотивация и деятельность. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986, — Т.1. — 407 с.
  253. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. ред. М. М. Поташника.- М.: Новая школа, 1994.- 64 с.
  254. Центры образования взрослых /Под ред. Л. Н. Лесохиной, Т. В. Шадриной.- М.: Педагогика, 1991.- 192с.
  255. П.Ю. Теория и практика модульного обучения. -Каунас, 1989. 271 с.
  256. Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров. Автореф. дис.. д-ра. пед. наук, — СПб., 1997.- 47 с.
  257. В.Д. Философия образования и образовательные политики.- Мм 1993.- 181 с.
  258. В., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Пер. с нем.-М: Прогресс, 1993.- 240 с.
  259. P.M., Марон А. Е. Педагогический анализ и экспертиза инновационной деятельности учителя.
  260. О' Шонесси. Принципы организации и управление фирмой, — М.: Прогресс. 1979. 420 с.
  261. В.А. Регионализация образования Кубани: Автореф. дис.канд. пед. наук.- СПб., 1995, — 18 с.
  262. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991.-91 с.
  263. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения.- Д.: Наука, 1979. 264 с.
  264. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты.- Д.: Изд. ЛГУ, 1988.- 160 с.
  265. Barnett Н. Innovations: The Basis of Cultural Change. 1983. № 4. 462 p.
  266. Content and Gender. Transforming the Curriculum in Teacher Education.-Editid by Hillevi Ruotonen, Elina Lahelma Lis Boysen, Kirsten Krogh-Jespersen.- ATEE. Association for Teacher Education in Europe.- Oslo, 1995. 201 p.
  267. Hersey P., Blanchard K.N. Management of organization behaviour. 3d. ed. — Englewood Cliffs, (N. J.) — Prentic Hal, 1977. — 360 p.
  268. J. W. Gardner. Self Rintwal. The Individual and the Innov. Society, rev. ed.(# Y., W.W. Norton, 1981) — 174 p.
  269. Griffin M.P. The teacher artist// The educational digest- 1989- vol. 548.
  270. Gross N. Implementing Organization Innovations.- N. Y, 1971. 309 p.
  271. Nicholls A. Managing Educational Innovations. Find. 1988
  272. Teacher"s Role and Teacher Education. A Central- East European View. BeataKotschy ed., Budapest, 1996, — 151 p.
Заполнить форму текущей работой