Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При организации данной работы необходимо учитывать некоторые специфические особенности социокультурной интеграции иммигрантов и коренного большинства: иммигранты в большей степени удовлетворены успешностью своего взаимодействия в системе «иммигрант-коренной житель», чем коренные жителимаксимально сложно происходит интеграция иммигрантов в коллектив сверстниковпроблемы взаимодействия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Основы исследования социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе
    • 1. 1. Сущность и общая характеристика понятия «социокультурная интеграция», его взаимосвязь со смежными понятиями
    • 1. 2. Социокультурная интеграция иммигрантов как объект научного исследования
      • 1. 2. 1. Проблемы социокультурной интеграции иммигрантов в зарубежных исследованиях
      • 1. 2. 2. Проблемы социокультурной интеграции иммигрантов в отечественных исследованиях
    • 1. 3. Анализ опыта решения проблемы социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе
    • 1. 4. Критерии и показатели социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Социокультурная интеграция иммигрантов в общеобразовательной школе как предмет экспериментального педагогического исследования
    • 2. 1. Уровень социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе
    • 2. 2. Образовательная программа социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе
      • 2. 2. 1. Содержание и организация работы с педагогическим коллективом по приобщению к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов
      • 2. 2. 2. Содержание организация работы по социокультурной интеграции иммигрантов в ученическом коллективе
    • 2. 3. Прогноз развития школьного образования в условиях миграционных изменений
  • Выводы по 2 главе

Педагогические условия социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глобализация мира, повышение интенсивности экономических, социальных, культурных, политических отношений между государствами повлекло за собой развитие миграционных процессов, во многом определяющих демографическую ситуацию и ставящих перед государством новые задачи социально-экономического и социокультурного характера.

В первую очередь это касается обеспечения стабильности разнородного общества, формирования единого для иммигрантов и коренного большинства социокультурного пространства, интеграции иммигрантов в непривычную для них среду, развития культурного многообразия и толерантности. Решение этих задач возложено на различные социальные институты и государственные структуры. Современная школа занимает в этом ряду особое место, так как в составе учащихся напрямую отражаются происходящие в стране миграционные процессы, и от успешности работы с иммигрантами во многом будет зависеть многонациональный облик страны через несколько лет.

Система образования нуждается как в теоретических исследованиях содержания и организации работы в полиэтнической школе, так и в прикладных разработках комплексного характера, направленных на решение стоящих перед государством задач.

В разное время особенности включения учащихся-иммигрантов в социальное, культурное, образовательное пространство становились предметом целого ряда исследований.

Изучением проблем поликультурного образования занимались O.K. Гаганова, Н. Шубина, М. Ю. Мартынова, Г. Г. Филипчук, Г. Д. Дмитриев, А. Н. Джуринский, В. А. Ершов, М. В. Пафова, J1. JL Супрунова и др. В их работах основное внимание уделяется сущности, содержанию и организации образовательного процесса в условиях миграционных изменений.

В исследованиях К. Б. Дьяконова, JI.JI. Шпака, Т. Н. Белопольской, М. А. Южанина, H.A. Шульга, Г. У Солдатовой, С. И. Петровой, Е. А. Бауэра, К. Оберга, J. Berry и др. рассматриваются проблемы адаптации иммигрантов в разных социальных, психологических и педагогических условиях.

Работы Т. Ф. Масловой, Б. Г. Жогина, В. А. Прокохина, Е.А. Омельчен-ко, Ю. А. Горячева, В. Мукомеля, Э. Паина, О. В. Щедриной, Ф. Штайнера, Г. Э. Джоробековой, Г. Оллпорта, Г. Элверта, К. Imhof, H.-J. HoffmannNowotny, и др. посвящены обоснованию использования интеграции как эффективной стратегии взаимодействия иммигрантов и коренного населения.

В исследованиях А. П. Садохина, Н. М. Лебедевой, Т. Г. Стефаненко, Т. В. Поштарёвой, З. В. Лисовой, М.А. Сидоровой-Шпилкер и др. обозначается роль этнокультурных знаний, умений успешно взаимодействовать с представителями разных культур и народов в жизни современного человека и, в частности, школьника.

Основное внимание в работах A.B. Сухарева, Е. В. Головинской, М. С. Савоскул и др. уделено изучению негативных сценариев развития национального самоопределения иммигрантов при вхождении в непривычную для них социокультурную среду, механизмам сохранения позитивной этнической идентичности.

Группа исследователей (М.В. Данилова, E.H. Барышников, Е. А. Омельченко, Ю. А. Горячев, А. Н. Джуринский, A.A. Кузнецова, С. И. Петрова, ЕЛО. Захарченко, Э. Аронсон и др.) изучает проблемы детей-иммигрантов в общеобразовательной школе, анализирует содержание и организацию работы с данной категорией учащихся.

Внимание О. Я. Воробьёвой, Л. А. Ясюковой, О. В. Орловой, Т. Н. Поляковой, Г. У. Солдатовой, Е. И. Казаковой и др. сконцентрировано на разработке психолого-педагогических методов и форм развития толерантности учащихся как качества личности, которое рассматривается как неотъемлемое условие эффективного взаимодействия иммигрантов и коренного населения.

Несмотря на значительный интерес исследователей к вопросам иммиграции, проблема организации работы с детьми-иммигрантами остаётся недостаточно изученной. По мере осмысления данной темы открываются новые проблемы, новые противоречия:

— между потребностью школ в определении условий социокультурной интеграции и недостаточной разработанностью педагогических механизмов организации этого процесса;

— между потребностью школы в оценке эффективной деятельности по социокультурной интеграции иммигрантов и слабой разработанностью соответствующих диагностических критериев;

— между необходимостью интеграции иммигрантов в новую социокультурную среду и неготовностью педагогов к осуществлению этого процесса;

— между необходимостью в определении перспектив деятельности школ по социокультурной интеграции иммигрантов и отсутствием прогноза развития школьного образования в условиях миграционных изменений.

Необходимость разрешения названных противоречий определила ключевую проблему исследования, которая заключается в определении педагогических условий социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и на основе опытно-экспериментальной проверки определить педагогические условия социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

Объект исследования: социокультурная интеграция иммигрантов в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: педагогические условия социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

Гипотезы исследования:

1) Социокультурная интеграция иммигрантов в общеобразовательной школе предполагает построение целостного педагогического процесса, в который в ходе урочной и внеурочной деятельности включены учащиеся-иммигранты, учащиеся-коренные жители и педагоги.

2) Основным педагогическим условием достижения социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе выступает разработка и реализация надпредметной образовательной программы, направленной на сохранение этнической и формирование универсальной идентичности, общей для разных этнических групп, развитие этнокультурной толерантности школьников.

3) Процесс разработки и реализации надпредметной программы педагогами школы предполагает определение социокультурных ориентиров и конкретизацию на этой ценностно-целевой основе содержание и технологий урочной и внеурочной деятельности.

4) Продуктивность социокультурной интеграции может быть выявлена на основе критериев, характеризующих особенности участия в этом процессе:

• учащихся-иммигрантов,.

• учащихся-коренных жителей,.

• педагогов.

Задачи исследования: проанализировать понятие «социокультурная интеграция», его взаимосвязь со смежными понятиями;

2) изучить опыт отечественной и зарубежной гуманитарной науки и практики в области социокультурной интеграции иммигрантов;

3) определить критерии и показатели социокультурной интеграции иммигрантов в условиях общеобразовательной школы как основу для изучения особенностей интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе в современных социальных условиях;

4) изучить профессиональную готовность педагогов к работе по социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе как условие возможности её организации;

5) теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать педагогические условия социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

— теоретические: анализ социологической, этнопсихологической и эт-нопедагогической литературы по проблеме исследованияанализ и синтез опыта работы школ для выявления особенностей организации деятельности по социокультурной интеграции иммигрантов;

— эмпирические: опросы учащихся с последующей статистической обработкой данныхконтент-анализ сочинений учащихся, интервью педагогов;

— педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Методологическая основа базируется на единстве системного (Ю.К. Бабанский, В.А. Якунин), деятельностного (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), полисубъектного (диалогического) (М.М. Бахтин, B.C. Библер) и культурологического (Б.М. Бим-Бад, Е. В. Бондаревская, М.С. Каган) подходов, принципах единства теории, эксперимента и практики, диалектики объективных и субъективных факторов в педагогике, восхождения от конкретного к абстрактному, проектирования и прогнозирования возможных изменений.

Теоретико-методологическими источниками исследования являлись:

— труды, раскрывающие социологический аспект феномена социокультурной интеграции иммигрантов (Т.Ф. Маслова, В. Мукомель, В.А. Проко-хин, М. А. Южанин, Б. Г. Жогин, J. Berry);

— работы, посвященные анализу проблемы сохранения этнической идентичности (A.B. Сухарев, В. А. Тишков, А. Г. Асмолов, Г. Д. Дмитриев);

— исследования возможностей поликультурного образования при решении задач социокультурной интеграции (Ю.А. Горячев, А. Н. Джуринский, В. А. Ершов, В. В. Макиева, Т.В. Поштарёва).

Опытно-экспериментальная база исследования.

В экспериментальную группу вошли 92 ученика, из них 44 иммигранта, 15 педагогов ГОУ СОШ № 462 Санкт-Петербурга. В контрольную — 542 ученика, из них 76 иммигрантов, 47 педагогов ГОУ СОШ № 283 и ГОУ СОШ № 259 г. Санкт-Петербурга, МОУ «Поваровская СОШ» Московской области и МОУ СОШ № 3 г. Всеволожска Ленинградской области. В общей сложности в исследовании участвовало 634 ученика (из них 120 — иммигранты) и 62 педагога.

Логика и этапы исследования.

Первый этап — аналитический (2005;2007 гг.) — связан с началом работы в ГОУ школе № 462 Пушкинского района Санкт-Петербурга в качестве руководителя проекта «Интеграция детей в культурно-языковое пространство России в условиях полиэтнической школы как фактор успешной социализации школьников» и осмысления актуальности иммиграционных проблем для современной школы и попыткой решать поставленных проектом задач.

На втором этапе — формирующем (2007;2010 гг.) — в рамках исследовательской программы школы-лаборатории изучались теоретические и практические материалы по иммиграционным проблемам, адаптации и интеграции иммигрантовна базе ГОУ СОШ № 462 проводилась опытно-экспериментальная работа по социокультурной интеграции иммигрантов и профессиональной подготовке педагогов к этой деятельности. На основе полученных данных осуществлялся анализ эффективности созданных условий, избранных форм, содержания и способов работыразрабатывалась и апробировалась надпредметная образовательная программа социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

Третий этап — систематизирующий (2010;2011 гг.) — был направлен на количественный и качественный анализ результатов опытно9 экспериментальной работыпроводилась апробация и корректировка выводов и рекомендаций, сделанных на основе опытно-экспериментальной работы. Завершалось оформление диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социокультурная интеграция — это взаимный процесс объединения учащихся, существенно отличающихся по этнокультурным признакам, и педагогов в целостное школьное сообщество, основанное на общих целях, ценностях и правилах жизни.

Этот процесс подразумевает сохранение этнической и формирование универсальной идентичности, общей для разных этнических групп, развитие этнокультурной толерантностихарактеризуется отсутствием обособленных по этнокультурным признакам групп учащихся.

2. Критерии социокультурной интеграции иммигрантов в условиях общеобразовательной школы отражают характер отношений учащихся и педагогов друг к другу, их взаимодействия в формальной и неформальной обстановке, этнической идентичности иммигрантов и освоения ими окружающего социокультурного пространства,.

Ключевыми показателями социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе, указывающими на её достижение, являются: равноправие учащихся-иммигрантов и учащихся-коренных жителейотсутствие конфликтов на межнациональной почвесотрудничество иммигрантов и других субъектов образовательного процесса на формальном и неформальном уровнях.

Для учащихся-коренных жителей такими показателями выступают: сотрудничество с иммигрантами на формальном и неформальном уровняхпозитивное восприятие иммигрантовпозитивное отношение к особенностям культуры иммигрантов.

3. Социокультурная интеграция иммигрантов в общеобразовательной школе возможна в рамках разработки и последующей реализации педагогами надпредметной образовательной программы, направленной на решение акту.

10 альных для конкретного образовательного учреждения проблем. Программа предполагает создание следующих педагогических условий:

— развитие готовности субъектов интеграции (учащихся и педагогов) к этому процессу (повышение межкультурной грамотностипсихологическая, этнопедагогическая и методическая подготовка педагоговснижение уровня агрессии и отчуждённости среди учащихся).

— формирование позитивных, толерантных взаимоотношений между иммигрантами, другими учащимися и педагогамипозитивного восприятия учащимися собственной этнической идентичности, осознание себя представителями той или иной культуры.

— реализацию в практике поликультурной направленности образовательного процесса, то есть содействие осознанию учениками и педагогами этнокультурных особенностей и сходств разных народов, в том числе представленными учащимися школы. Это обеспечивается включением в содержание уроков и внеурочной деятельности: о этнографических и социокультурных компонентово использованием различных видов деятельности учащихся, оказывающих влияние на познавательно-мировоззренческий, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты социокультурной интеграции (экскурсий, праздников, спортивных событий, спектаклей, фестивалей, деловых и ролевых игр и т. п.).

4. Организация работы по социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе возможна при условии профессиональной готовности к ней педагогов, предполагающей:

— психологическую готовность (позитивное восприятие иммигрантов и полиэтнического состава учащихсяосознание необходимости организации работы с иммигрантами и в полиэтническом классе);

— этнопедагогическую готовность (знание и понимание особенностей культуры разных народов и их значения для организации образовательного процесса);

— методическую готовность (владение методическими приемами (методиками) учебной и воспитательной работы с иммигрантами и с полиэтническим классом).

Развитие профессиональной готовности педагогов к этой работе происходит через опытно-экспериментальную деятельность, включающую проведение круглых столов, семинаров и методических совещаний, поддержку проектных инициатив педагогов, организацию исследовательской деятельности в режиме школы-лаборатории.

5. Динамика социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе в ходе разработки и реализации надпредметной образовательной программы характеризуется тенденцией трансформации отношений между учащимися-иммигрантами, учащимися-коренными жителями и педагогами от настороженности, отчуждённости и агрессивности до доброжелательности, взаимного уважения и единства.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— уточнена педагогическая интерпретация понятия «социокультурная интеграция», определена его взаимосвязь со смежными понятиями: адаптация, ассимиляция, консолидация, аккультурация и межэтническая миксация;

— уточнены критерии и показатели социокультурной интеграции иммигрантов применительно к общеобразовательной школе;

— обоснованы педагогические условия социокультурной интеграции иммигрантов в условиях общеобразовательной школы;

— определены формы, методы и средства работы, оказывающие влияние на познавательно-мировоззренческий, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты социокультурной интеграции;

— разработаны компоненты профессиональной готовности и выявлены этапы приобщения педагогов к работе по социокультурной интеграции иммигрантов;

— представлен прогноз развития школьного образования в условиях миграционных изменений.

Теоретическая значимость исследования состоит:

— в выявлении педагогических аспектов понятия «социокультурная интеграция» на основе сравнительного анализа его интерпретации с позиций разных гуманитарных наукв определении теоретических основ исследования процессов социокультурной интеграции, которые представляют собой обобщение результатов зарубежных и отечественных исследований проблем взаимодействия с иммигрантами (ассимиляции, ротации гастарбайтеровкросскультурного плюрализма, мультикультурализма и «культурной свободы»), что позволяет обосновать базовые условия этого процесса;

— в актуализации возможностей поликультурного образования для организации в общеобразовательной школе процесса социокультурной интеграции иммигрантов.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке методик диагностики особенностей процесса социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

— в создании надпредметной образовательной программы по социокультурной интеграции иммигрантов;

— в разработке содержания работы с педагогами по приобщению к проблемам социокультурной интеграции иммигрантов через организацию опытно-экспериментальной деятельности, включающей проведение круглых столов и семинаров и методических совещаний, поддержку проектных инициатив педагогов, организацию исследовательской деятельности в режиме школы-лаборатории;

— в определении путей дальнейшего изучения проблем социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

Полученные результаты могут быть востребованы общеобразовательными школами и учреждениями постдипломного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечивается:

— опорой на теоретические положения и практический опыт в области работы с иммигрантами и организации поликультурной образовательной среды, получившие развитие и обоснование в педагогических, психологических и социологических работах;

— использованием разнообразных методов теоретического и эмпирического исследований (анкетного опроса, наблюдения, интервью с педагогами и контент-анализа);

— применением методов статистической обработки данных, полученных при проведении эксперимента;

— позитивной динамикой отношений учащихся-иммигрантов, учащихся-коренных жителей и педагогов в ходе реализации надпредметной образовательной программы.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования происходила при разработке содержания образовательного процесса и повышении готовности педагогического коллектива к работе с иммигрантами в ГОУ СОШ № 462- на конференциях и семинарах: «Через образование — к открытости и толерантности», РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2006; «Воспитание культуры мира и межнационального согласия в школьной среде», СПбАППО, Санкт-Петербург, 2007; «Формирование установок толерантного сознания у детей и молодёжи в системе образования», РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2009; при проведении семинаров ОУ-лабораторий Санкт-Петербурга на базе ГОУ СОШ № 462 Санкт-Петербурга: «Диалогпуть к пониманию», 2007 и «Интеграция детей в культурно-языковое пространство России в условиях полиэтнической школы», 2010; через презентацию материалов на международном конкурсе «Диалог — путь к пониманию».

Москва, 2006, 2007, 2009, 2010) — в ходе обмена опытом и международного.

14 сотрудничества с коллегами из Австрии и Финляндии в рамках проекта «Многообразие как возможность» (Санкт-Петербург, 2009;2010) и с коллегами из Австрии, Боснии и Герцеговины, Украины, Македонии, Черногории в рамках проекта «Континент без границ» (Запорожье, 2010 и Сараево, 2011).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Основное содержание изложено на 153 страницах, представлено 18 таблиц, 4 диаграммы, 2 схемы, 16 приложений. Библиографический список насчитывает 152 наименования.

Выводы по 2 главе.

1. Общеобразовательные школы, в которых наравне с другими учениками учатся дети-иммигранты, сталкиваются с рядом специфических проблем. К ним можно отнести: напряжённость отношений между школьникамитрудности создания единого социокультурного пространства детей-иммигрантов и других учащихсянеобходимость организации целенаправленной работы со всеми категориями учениковнедостаточная профессиональная готовность педагогов к работе в неоднородном по этнокультурным признакам школьном коллективе.

2. В будущем доля иммигрантов в общеобразовательной школе, вероятно, либо останется на прежнем уровне либо вырастет, что связано, прежде всего, с глобализацией современного мира.

Способность человека к межкультурному диалогу — одно из условий его успешности в поликультурном обществе.

Развитие образовательной политики в отношении иммигрантов определяется международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией. Главными направлениями этого развития являются интеграция иммигрантов, сохранение их самобытной культуры и поликультурное образование.

Достижение данных целей возможно при условии включения в эту работу наряду с учреждениями, организующими непосредственное взаимодействие иммигрантов и коренного населения, государственных структур, ответственных за разработку нормативно-правовой базы и методического сопровождения.

3. Стабильные и высокие показатели социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе можно получить только при использовании комплексной образовательной программы, ориентированной на всех учащихся: как иммигрантов, так и коренных жителей.

4. При организации данной работы необходимо учитывать некоторые специфические особенности социокультурной интеграции иммигрантов и коренного большинства: иммигранты в большей степени удовлетворены успешностью своего взаимодействия в системе «иммигрант-коренной житель», чем коренные жителимаксимально сложно происходит интеграция иммигрантов в коллектив сверстниковпроблемы взаимодействия с иммигрантами выражаются в непонимании другими учащимися особенностей культуры иммигрантов, в повышенной агрессии и в негативных установках, что выражается в конфликтах на межнациональной почве. При этом корреляционный анализ показывает значимую связь негативного восприятия иммигрантов и понимания их культуры, комфортности взаимодействия с нейшкольники, испытывая интерес к иммигрантам, воспроизводят в своём взаимодействии с ними неоднозначное отношение к приезжим в современном российском обществесоциокультурная интеграция иммигрантов в разных классах выражена неодинаково: для учеников 6−8 (в максимальной степени — 7 класса) вопрос взаимоотношений с иммигрантами является наиболее актуальнымдля большинства учащихся 5 и 9 классов этот вопрос находится вне зоны внимания. Такая ситуация связана, во-первых, с подростковой категоричностью сужденийво-вторых, с продолжительностью системной работы по социокультурной интеграции иммигрантов.

5. Ключевыми показателями социокультурной интеграции иммигрантов выступают: равноправие учащихся-иммигрантов и учащихся-коренных жителейотсутствие конфликтов на межнациональной почвесотрудничество иммигрантов и других субъектов образовательного процесса на формальном и неформальном уровнях.

С позиции учащихся-коренных жителей такими ключевыми показателями являются: сотрудничество с иммигрантами на формальном и неформальном уровняхпозитивное восприятие иммигрантовпозитивное отношение к культуре иммигрантов.

Таким образом, именно сотрудничество учащихся является важнейшим условием, обеспечивающим успешность их социокультурной интеграции в общеобразовательной школе.

6. Недостаточная готовность педагогов к работе по социокультурной интеграции иммигрантов связана: с негативным восприятием иммигрантов, с наличием негативных установок (психологическая готовность) — с отсутствием достаточного количества этнокультурных знаний, необходимых для создания условий комфортного взаимодействия представителей разных народов (этнопедагогическая готовность) — с несформированностью умений работать в полиэтническом школьном коллективе (методическая готовность).

7. Социокультурная интеграция иммигрантов в общеобразовательной школе в рамках надпредметной образовательной программы возможна только при наличии ряда педагогических условий:

Поликультурное содержание программыеё надпредметный характер, что реализуется за счёт включения в содержание уроков и внеурочной деятельности этнографических и социокультурных компонентов, а также средствами экскурсий, праздников, спортивных событий, спектаклей, фестивалей.

Готовность всех субъектов интеграции к этому процессу. Этому предшествует работа по повышению межкультурной грамотности, психологической, этнопедагогической и методической подготовке педагоговснижение уровня агрессии и отчуждённости среди учащихся.

В отношении учеников-иммигрантов целесообразно использование индивидуальных образовательных маршрутов, основанных на их индивидуально-психологических особенностях, владении русским языком и успешности в учебной деятельности.

Позитивные, толерантные взаимоотношения между иммигрантами, другими учащимися и педагогами.

Взаимодействие (сотрудничество) иммигрантов, других учащихся и педагогов с этнокультурным окружением на основе идеи межнационального единства. Оно должно носить личный (непосредственный) и активный характер и проявляться на формальном (урочном) и неформальном (внеурочном, внеклассном) уровнях организации школьной жизни.

Позитивное восприятие собственной этнической идентичности, осознание себя представителями той или иной культуры.

8. Развитие системы образования в условиях современного поликультурного мира и миграционных изменений может быть связана с реализацией в практике школы трёх моделей взаимодействия с иммигрантами: «интеграции», направленной на объединение учащихся, и противоположных ей «дистанцирования» и «ассимиляции», приводящих к разобщению школьников. Реализация каждой и этих моделей подразумевает ряд возможных рисков, которые необходимо учитывать при выборе внедрении той или иной стратегии.

Заключение

.

Анализ и динамика межнациональных отношений и миграционных тенденций в стране убеждает в актуальности исследования условий социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе. В практике педагогической работы с иммигрантами в школах используются традиционные, единые для всех учащихся подходы, которые часто не учитывают специфику учебных и психологических проблем данной категории учеников. Чаще всего школы останавливаются на обеспечении условий адаптации учащихся-иммигрантов. В тоже время стабильный интерес к решению проблем межнационального взаимодействия в школах, который проявляют педагоги, говорит о недостаточности этих мер. Вопросам интеграции учащихся-коренных жителей и учащихся-иммигрантов, в том числе сохранения этнической идентичности последних уделяется крайне мало внимания. Однако именно эта стратегия оценивается зарубежной и отечественной гуманитарной наукой как наиболее эффективная. Современная педагогическая практика нуждается в специально разработанном инструментарии социокультурной интеграции иммигрантов и повышения готовности педагогов к осуществлению этого процесса в общеобразовательной школе.

Целью нашего исследования являлось теоретическое и экспериментальное обоснование условий социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе.

В теоретической части исследования показано, что наиболее распространённой концепцией интеграции иммигрантов и принимающего населения в настоящее время как в зарубежной, так и в отечественной гуманитарной науке принято считать модель мультикультурализма. Данный подход, развиваясь в русле идей «культурной свободы», постепенно приобретает новые черты, в основе которых лежат ценности единства общества, культурное многообразие на основе индивидуального самоопределения и общие для всех правила и нормы. Основным механизмом достижения социокультурной ин.

148 теграции в школе является поликультурное образование. В тоже время опыт реализации этих идей на практике не решает всех проблем межнациональных отношений. Таким образом, поиск более эффективных путей организации взаимодействия иммигрантов и принимающего сообщества должен быть продолжен. При этом одна из ключевых ролей должна быть отведена образованию, которое является важнейшим инструментом объединения людей, диалога культур и народов.

Анализ литературы показал, что к условиям социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе относятся: совместное обучение иммигрантов и других учеников, организация их взаимодействия как в классах, так и во временных детских коллективах, то есть сотрудничество на формальном и неформальном уровняхобеспечение равноправного участия субъектов образовательного процесса в различных сферах школьной жизни, отсутствие дискриминации в отношении иммигрантовреализация в образовательном процессе школы принципов поликультурного образованиясохранение позитивного восприятия этнической идентичностисодействие в первичной социально-психологической и учебной адаптации иммигрантов, обеспечение психологически безопасной атмосферы.

В исследовании обосновано педагогическое понятие «социокультурная интеграция», которое следует понимать как взаимный процесс объединения учащихся, существенно отличающихся по этнокультурным признакам, и педагогов в целостное школьное сообщество, основанное на общих целях, ценностях и правилах жизни. Социокультурная интеграция базируется на исторически обусловленном единстве социума и культуры и активной преобразующей роли в этом процессе учеников и педагоговподразумевает сохранение этнической и формирование универсальной идентичности, общей для разных этнических групп, а также этнокультурную толерантность.

Одной из задач исследования было определение критериев социокультурной интеграции иммигрантов в условиях общеобразовательной школы. В исследовании показано, что в структуре социокультурной интеграции.

149 иммигрантов выделяется 8 компонентов: 1. Идентификация иммигрантов как субъектов образовательного процесса. 2. Межнациональные отношения. 3. Взаимодействие иммигрантов и других субъектов образовательного процесса на формальном и неформальном уровнях. 4. Восприятие иммигрантов субъектами образовательного процесса. 5. Статус иммигранта в школьном коллективе. 6. Понимание иммигрантами и учащимися-коренными жителями и педагогами особенностей неродной культуры. 7. Этническая идентичность иммигрантов. 8. Стремление иммигрантов к освоению окружающего социокультурного пространства.

Практическое исследование было направлено на создание воспитательного процесса, направленного на социокультурную интеграцию учащихся (иммигрантов и коренных жителей). Апробация разработанной надпред-метной образовательной программы показала её целесообразность, эффективность, обоснованность входящих в неё компонентов. Программа рассчитана на использование в любой общеобразовательной школе, она может быть скорректирована с учётом конкретных условий того или иного образовательного учреждения.

Констатирующий эксперимент позволил сделать выводы об основных особенностях социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе. При организации данной работы следует учитывать, что максимально сложно происходит интеграция иммигрантов в коллектив сверстниковпроблемы взаимодействия с иммигрантами выражаются в непонимании другими учащимися особенностей культуры иммигрантов, в повышенной агрессии и в негативных установках, что выражается в конфликтах на межнациональной почвеучащиеся-коренные жители воспроизводят в своём взаимодействии с учащимися-иммигрантами неоднозначное отношение к ним в современном российском обществесоциокультурная интеграция иммигрантов в разных классах выражена неодинаково: для учеников 6−8 (в максимальной степени — 7 класса) вопрос взаимоотношений с иммигрантами является наиболее актуальнымдля большинства учащихся 5 и 9 классов этот вопрос находится вне зоны вниманияключевыми показателями социокультурной интеграции учащихся-иммигрантов выступают: равноправие учащихся-иммигрантов и учащихся-коренных жителейотсутствие конфликтов на межнациональной почвесотрудничество иммигрантов и других субъектов образовательного процесса на формальном и неформальном уровнях.

С позиции учащихся-коренных жителей такими ключевыми показателями являются: сотрудничество с иммигрантами на формальном и неформальном уровняхпозитивное восприятие иммигрантовпозитивное отношение к культуре иммигрантов.

Таким образом, именно сотрудничество учащихся является важнейшим условием, обеспечивающим успешность их социокультурной интеграции в общеобразовательной школе. В тоже время только сотрудничество некорректно рассматривать как условие, достаточное для социокультурной интеграции. Без учета всех компонентов социокультурной интеграции достижение полноценных результатов невозможнобольшая часть педагогов не готова к работе по социокультурной интеграции иммигрантов. В структуре профессиональной готовности педагога выделяются психологический, этнопедагогический и методический компоненты.

Анализ эффективности формирующего эксперимента показал отличие в уровне социокультурной интеграции учащихся. Результаты учащихся ГОУ СОШ № 462, полученные в результате реализации надпредметной образовательной программы, оказались лучше, чем результаты учеников трёх других школа по большинству критериев.

Важным итогом работы стало повышение профессиональной готовности педагогов к работе по социокультурной интеграции иммигрантов. Были.

151 выделены основные этапы по приобщению педагогов к этой работе: «Первичного восприятия новой образовательной (социокультурной) ситуации», «Осознания проблем», «Хаотичной» работы, «Системно-аналитический» и «Прогнозирования ситуации».

Экспериментально доказано, что социокультурная интеграция иммигрантов в общеобразовательной школе в рамках надпредметной образовательной программы возможна только при наличии ряда педагогических условий: развитие готовности субъектов интеграции (учащихся и педагогов) к этому процессу (повышение межкультурной грамотностипсихологическая, этнопедагогическая и методическая подготовка педагоговснижение уровня агрессии и отчуждённости среди учащихся). формирование позитивных, толерантных взаимоотношений между иммигрантами, другими учащимися и педагогамипозитивного восприятия учащимися собственной этнической идентичности, осознание себя представителями той или иной культуры. реализацию в практике поликультурной направленности образовательного процесса, то есть содействие осознанию учениками и педагогами этнокультурных особенностей и сходств разных народов, в том числе представленными учащимися школы. Это обеспечивается включением в содержание уроков и внеурочной деятельности:

— этнографических и социокультурных компонентов;

— использованием различных видов деятельности учащихся, оказывающих влияние на познавательно-мировоззренческий, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты социокультурной интеграции (экскурсий, праздников, спортивных событий, спектаклей, фестивалей, деловых и ролевых игр и т. п.).

В ходе проведённого исследования были решены поставленные задачи, подтверждены выдвинутые гипотезы.

Дальнейшее исследование проблем социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе может быть связано.

— с анализом результатов реализации в практике школы разных моделей взаимодействия с иммигрантами;

— с изучением эффективности различных форм работыс осмыслением роли поликультурного образования в развитии личности учащихся и социокультурной интеграции;

— с разработкой комплексных программ повышения профессиональной готовности педагогов.

— с разработкой содержания и форм работы с родителями учащихся-иммигрантов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A., Капицын В. М. Социальная работа с мигрантами и беженцами: Учеб. пособие / Отв. ред. П. Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2008. -220 с. — (Высшее образование).
  2. Ю.В. Об этнических компонентах российской идентичности. // Социологические исследования. 2009. № 6. С. 38−44.
  3. Ю.В. Русский этнос: демографические изменения и востребованность межэтнической интеграции // Социологические исследования. 2010. № 12. С. 42−48.
  4. А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65−86.
  5. В.Н., Сокальский A.A. Материалы для создания концепции поликультурного образования в школе. // Практика административной работы в школе. 2004. № 1. С. 29−32.
  6. Е.С., Вандышев М. Н., Лихачёва Л. С. Противоречия в формировании социокультурной идентичности детей трансграничных мигрантов. // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 1(72). С. 229−240.
  7. E.H. Воспитание детей-мигрантов в условиях поликультурного педагогического пространства. // Миграционная педагогика: диалог культур. Методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2007. — 64 с.
  8. Е.А. Проблемы детей и подростков из иммигрантских семей в Германии // Педагогика. № 1, 2008. с. 111−114.9. «Белая книга» по межкультурному диалогу. Страсбург: Совет Европы, 2008.-77 с.
  9. Т.Н. Этносоциальная адаптация и интеграция вынужденных мигрантов в современной России (на материалах Краснодарского края). Диссертация на соискание учёной степени к. социол. наук. — Краснодар, 2007.
  10. М. Историко-психологический анализ маргинального конфликта личности в условиях эмиграции. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология, социология, педагогика. 2008. Вып. 1. С. 210−214. ¦
  11. Большой толковый словарь русского языка / Сост. И гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  12. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: «Наука», 1987. — 385 с.
  13. О. Мигранты в Москве: грозит ли российской столице этническая сегрегация? // Миграционная ситуация в России. Выпуск 6. Общ. Ред. Ж. Зайончковской. М., 2005. — 88 е., с. 64−71.
  14. В. Правовые и социально-экономические формы управления миграционными процессами на идеях толерантности и культуры мира. // Альманах «Этнодиалоги». 2007. № 1. С. 129−135
  15. О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантностиучащихся. Волгоград: Издательство «Панорама», 2006. — 80 с.155
  16. O.K. Поликультурное образование в США: Теоретические основы и содержание. // Педагогика. № 1 2005. С. 86−95.
  17. Е.В. Пять шагов на пути к толерантности (к проблеме культурной самоидентификации личности) // Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. СПб.: СПбАППО, 2007. — 126 е., с.18−23.
  18. Горячев Ю. А, Захаров В. Ф., Курнешова Л. Е., Омельченко Е. А., Савченко Т. В. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы. М.: Издательский дом «Этносфера», 2008. — 112 с.
  19. В.В., Смотрова Т. Н. Ценностно-нормативные основы интеграции этнических мигрантов в российском обществе Текст. / В. В. Гриценко, Т. Н. Смотрова Смоленск: Изд-во «Универсум», 2008 — 152 с.
  20. Г. Д., Маслова Т. Ф. Мигранты в новом сообществе: адаптация или интеграция // Социологические исследования. 2010. № 5. С. 82−86.
  21. А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов // Психологическое образование и наука. 2010. № 5. С. 158−167.
  22. А.И. роль языка в интеграции детей-мигрантов в московское сообщество. // Социс. 2010. № 4. С. 104−138.
  23. Данг Тхи Ким Лиен. Социально-педагогическое сопровождение детей-мигрантов в образовательных учреждениях. Автореф. дисс. на соиск.. к. пед. н. СПб, 2010.
  24. М.В. Работа с детьми иммигрантов в образовательных учреждениях Великобритании // Педагогика. № 10, 2007. с. 91−97.
  25. А.Ю., Кондаков A.M., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. 24 с.
  26. Декларация и Программа действий ООН в области культуры мира.
  27. Декларация ООН о правах лиц, принадлежащим к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
  28. Декларация ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихсягражданами страны, в которой они проживают.156
  29. Декларация Правительства Санкт-Петербурга «Великому городу — гармонию в многообразии».
  30. Декларация принципов толерантности ООН.
  31. М.Б., Хараева O.A., Чудиновских О. С. Иммиграционная политика в Российской Федерации и странах Запада. М., 2003 г.
  32. С. Р. Россия и опыт мультикультурализма: за и против // Этно-панорама. 2005. № 1−2. С. 14−18.
  33. Дети-мигранты в российских школах. // Школа управления образовательным учреждением. 2011. № 6. С. 17−20.
  34. Г. Э. Иностранные граждане в европейском союзе: общие подходы к их интеграции // Проблемы современной экономики. 2006. № ½ (17/18).
  35. А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителя / А. Н. Джуринской. М.: Просвещение, 2007. — 96 с. — (Воспитание в современной школе).
  36. А.Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. — 224 с. (Учебное пособие).
  37. A.B. Миграция: конфликтное измерение. Изд. 2-е исп. и пе-рераб. -М.: Альфа-М, 2007, 416 с.
  38. Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. М., 1999.
  39. Доклад Генерального директора ЮНЕСКО о деятельности организации в 1996—1997 гг.-Париж, 1998.
  40. М. И. Демьянюк И.Ю. Полторак Д. И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое пособие. -М.: Вентана Граф, 2007. — 192 с. (Педагогическая мастерская).
  41. К.Б. Особенности интеграции этнических и конфессиональных меньшинств во Франции. // Социологические исследования. № 11. 2008, с. 83−91.
  42. В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Тверь, 2000.
  43. Закон РФ «О вынужденных переселенцах».
  44. Закон РФ «О национально-культурных автономиях».
  45. Закон РФ «Об образовании».
  46. Е.Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. 2002. № 9. С. 47−53.
  47. Изучение истории и традиций народов России в школе: Методическое пособие / Под ред. O.E. Лебедева. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006.- 188 с.
  48. Инновации петербургской школы. Материалы конференции. СПб., 2009.- 125 с.
  49. Концепция государственной миграционной политики в РФ.
  50. Концепция развития этнокультурного (поликультурного) образования в Москве.
  51. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  52. С.А. Средства арт-педагогики в решении проблем мигрантов и их семей. // Миграционная педагогика: диалог культур. Методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2007. — 64 с.
  53. О., Третьякова А. Учимся жить вместе // Начальная школа. 2003. № 9. С. 7−10.
  54. A.A. Основные задачи полиэтнической школы в области обучения, развития и воспитания учащихся // Русский язык как иностранный:158
  55. Теория. Исследования. Практика. Выпуск VIII. СПб., «Сударыня», 2006. -406 е., с. 310−315.
  56. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., «Ключ-С», 1999. — 224 с.
  57. Н.М., Стефаненко Т. Г., Лунева О. В. Межкультурный диалог: тренинг межкультурной компетентности. М., 2003.
  58. А .Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах // Социологические исследования. 2010. № 8. С. 94 101.
  59. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. 1999. № 4. С. 3−10.
  60. М.Ю. Поликультурное пространство России и проблемы образования. // Альманах «Этнодиалоги». 2004. № 1 (21).
  61. Т.Ф. Социокультурная интеграция вынужденных переселенцев в местное сообщество на рубеже XX—XXI вв.еков (на примере ставропольского края). Автореф. дисс.д. социол. наук. Ставрополь, 2009 — 56 с.
  62. Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей.
  63. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнока-лендарь Санкт-Петербурга, 2008» (для учителей начальных классов). -СПб.: Фрегат, 2007.
  64. Московская городская целевая миграционная программа на 2008 2010 годы.
  65. В.И. Миграционная политика России и проблемы ее реализации в восточных регионах: социальное измерение. // Доклад на втором Дальневосточном международном экономическом форуме 18−19 сентября 2007 г., Хабаровск.
  66. Л.С. и др. Миграционная педагогика: социально-педагогические технологии: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Нагавкиной Л. С. СПб.: СПбАППО, 2008. — 76 с. — (Библиотека толерантности.)
  67. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  68. В. Толерантность: этимология и образовательная практика. 2006. № 9. С. 186−191.
  69. Нужны ли иммигранты российскому обществу? / Под ред. В. И. Мукомеля и Э. А. Паина. М.:. Фон «Либеральная миссия», 2006. — 168 с.
  70. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации // Вестник образования. 2006. № 18. С. 20−33.160
  71. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленная ЮНЕСКО, Париж, 1997. 52 с.
  72. Е.А. Интеграция детей-мигрантов в московских «школах русского языка»: первый опыт // Русский язык как инструмент интеграции мигрантов в российский социум. Материалы Круглого стола РОП-РЯЛ. СПб., 2007. — 159 е., — с. 99−107.
  73. О.В. Развитие толерантности учащихся в условиях педагогических мастерских. Автореферат. канд. пед. наук. СПб., 2006. 23 с.
  74. В. Что случилось с «плавильным костром»? // Новый мир. 2001. № 11. С. 143−149.
  75. Э. Мирное сосуществование XX века //Россия в глобальной политике. 2011. № 2.
  76. Э. Невольники общин // Новая газета. № 28 от 18.03.2011.
  77. М.В. Территориальные программы развития поликультурного образования // Педагогика. 2005. № 9. С. 72−79.
  78. И.А. Толерантность в школе: проблемы и возможности: Методическое пособие. СПб., 2008 — 120 с. — (Библиотека толерантности).
  79. В.Н. Иноязычные мигранты и принимающее сообщество. Особенности проблемного взаимодействия. // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 74−83.
  80. Положение Европейского Совета по делам беженцев и депортированных лиц «Политика интеграции», 1999 год.
  81. Т.Н. Интеркультурный диалог: европейский опыт воспитания толерантности // Воспитание толерантности: опыт петербургской школы. СПб.: СПбАППО, 2007. — 126 е., с. 31−37.
  82. И. Межнациональный мир и согласие. // Этносфера. № 5. 2005. С. 24−25.
  83. Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика, 2005. № 3. С. 35−42.
  84. Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006−2010 годы (программа «Толерантность»).
  85. Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2011−2015 годы (программа «Толерантность-2»).
  86. Программа научно-методического сопровождения деятельности школ с полиэтническим составом учащихся. // Школа управления образовательным учреждением. 2011. № 6. С. 6−12.
  87. В.А. Интеграция мигрантов в местное общество (на материалах Орловской области). Диссертация на соискание учёной степени к. социол. наук. М., 2006. — 228 е., ил.
  88. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. / Под ред. Г. У. Солдатовой. М.: Смысл, 2001. -279 с.
  89. Работа с беженцами и перемещёнными лицами / Руководство. М., 1992.
  90. Рекомендации международного симпозиума ЮНЕСКО «Образование во имя культуры мира через ценности, достоинства, духовность разных культур, религий и цивилизаций». Брисбен, 2005.
  91. Русский язык в полиэтнических классах / Под общей редакцией Багге М. Б. СПб.: СПбАППО, 2008 — 48 с. — (Библиотека толерантности.)
  92. Рыбаковский JI. JL Миграция населения // Практическая демография / Архангельский В. П., Иванова А. Е, Рыбаковский JI. JL, Рязанцева C.B. -М., 2005.-Гл. 6.
  93. М.С. Российские немцы в Германии: интеграция и типы этнической самоидентификации (по итогам исследования российских немцев в регионе Нюрнберг Эрланген) // Население и общество. 2006. № 243 -244.
  94. А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации / А. П. Садохин. М.: Высш. Шк., 2005. — 310 с.
  95. А.П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации. // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 3. С. 39−56.
  96. А.П. Этнология: Учебное пособие. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004. — 352 с.
  97. В.В. Мультикультурализм и политика интеграции иммигрантов: сравнительный анализ опыта ведущих стран Запада в условиях глобализации. Аврореф. дисс. на соиск.. к.п.н. СПб, 2010.
  98. О.В. Мультикультурализм и культурная интеграция: антагонизм или партнерство? // Культура в современном мире. — 2011. — № 1. — Электронный ресурс.
  99. М. Образование и двуязычие. М.: Педагогика, 1990.163
  100. Сидорова-Шпилкер M.A. Межкультурная и миграционная педагогика. // Миграционная педагогика: диалог культур. Методическое пособие. -СПб.: СПбАППО, 2007. 64 с.
  101. А.П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. М., 1996.
  102. И.В. О состоянии этнокультурного образования в Москве. // Альманах «Этнодиалоги». 2003. № 1 (19).
  103. Г. У., Шайгерова JI.A. Толерантность как способ взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов. // Век толерантности. № 5.
  104. Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. М.: Генезис, 2000.
  105. Т.Г. Этнопсихология: практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. М.: Аспект Пресс, 2006. — 208 с.
  106. Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003. — 368 с.
  107. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011−2020 гг. «Петербургская Школа 2020».
  108. A.B. особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах // Вопр. психол. 2005. № 6. С. 82−90.
  109. Г. Т. Этнология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2004. — 352 с.
  110. Толерантность: путь к развитию. Учебное пособие / Автор-составитель Е. И. Казакова. (2-е изд.) СПб.: Изд-во Ютас, 2008. — 148 с.
  111. M. Е. Мультикультурализм в условиях миграционных процессов: социокультурная политика и практика. Автореф. дисс. на соиск.. ученой степени кандидата культурологи. М., 2008.
  112. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. 21 с. — (Стандарты второго поколения).
  113. Г. Г. Общечеловеческое и этнокультурное в образовании // Педагогика. № 1, 2007. с. 15−22.
  114. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. Перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991.-560 с.
  115. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — 840 с.
  116. B.JI., Соловьёва A.B. Этнопсихология. Альбом схем. М.: Издательство «Щит-М», 2009. — 128 с.
  117. Целевая программа Правительства Москвы «Столица многонациональной России» на 2008−2010 гг.
  118. C.B. Социокультурная идентификация и интеграция этнических мигрантов в современной России. Автореф. дисс. к.с.н. Ростов н/Д, 2006.-28 с.
  119. В. Этнокультурная школа как открытая воспитательная система // Воспитание школьников. 2003. № 4. С. 7−14.
  120. Школа мира: гуманитарные техники для детей и взрослых / Сост. В. Карастелёв. Новороссийск, 2005. — 72 с.165
  121. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов, В. В. Иванов, Г. П. Смолицкая и др.- Под ред. В. В. Иванова. 6-е изд. — М.: Просвещение, 2003.-288 с.
  122. JI. JI. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации. Диссертация. д.с.н. Кемерово, 1992. — 398 с.
  123. Штайнер, Франц. Интеграция мигрантов. // Учительская Газета. 2008. № 2.
  124. Н. Межкультурное взаимодействие как ключевой аспект воспитанности школьника. Опыт воспитания толерантности в екатеринбургской гимназии. // Народное образование. 2007. № 8. С. 227−231.
  125. H.A. Адаптация и интеграция: необходимость дифференцированного подхода в отношении мигрантов, беженцев, репатриантов и насильственного перемещённых лиц. М., 2002.
  126. М.А. Специфика «вхождения» мигрантов в новую культуру. // Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 23−32.
  127. О.В. Возможна ли мультикультурная модель интеграции мигрантов в России? // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 67−74.
  128. O.A. Организация взаимодействия педагогов с семьями мигрантов. // Миграционная педагогика: диалог культур. Методическое пособие. СПб.: СПбАППО, 2007. — 64 с.
  129. Этнологический словарь. Выпуск 1. Этнос. Нация. Общество. Редколлегия: Козлов В. И., Рябков В. Г. и др. М., ВИТТАН, 1996.-208 с.
  130. Этнопсихологический словарь. / Под редакцией В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.-343 с.166
  131. Т.Н. Социология миграции: к формулированию нового научного направления. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.-399 с.
  132. М.А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу. // Социологические исследования. 2007. № 5. С. 70−77.
  133. JT.A. Формирование и диагностика личностной толерантности подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 12. Психология, социология, педагогика. 2008. Вып. 4. С. 574−583.
  134. Berry, John/ Acculturation and Adaptation in New Society / International Migration, 1992. Vol. 30:69−85
  135. Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 3 Social behavior and applications. Values // John W. Berry, Marshall H. Segal, Gidgem Kagitcibasi. 2nd ed. — Toronto: Allyn & Bacon, 1997, p. 77−118.
  136. Hoffmann-Nowotny H.-J., Imhof K. Internationale migration und soziokultu-reller wandel // Europa zwischen integration und Regionalismus / Boesler K.-A., Heinritz G., Wiessner R. (hrsg.). Stuttgart, 1998. S. 28−37.
  137. The International Encyclopedia of Education. Vol.7. Oxford: Pergamon Press, 1994. P. 3963.
Заполнить форму текущей работой