Управление развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы
Анализ работы средних Муниципальных образовательных учреждений (МОУ) города Барнаула № 69 и № 22, изучение планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих в среднем звене, показали, что целенаправленное развитие творческих способностей подростков существенно влияет на общеучебную деятельность, качество знаний, уровень воспитанности учеников. Анализ анкет… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
- 1. 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей школьников
- 1. 2. Состояние проблемы управления развитием творческих способностей учащихся в теории и практике
- 1. 3. Теоретическое обоснование комплекса педагогических условий управления развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Организация и методика педагогического исследования по выявлению и внедрению комплекса условий управления развитием творческих способностей школьников
- 2. 2. Анализ опытно-экспериментальной работы внедрения комплекса педагогических условий развития творческих способностей школьников средней ступени обучения общеобразовательной школы
- 2. 3. Технология управления развитием творческих способностей учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы
Управление развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Вопрос о развитии творческого потенциала подростков, школьников среднего звена (5−9 классов) остается актуальным. Большинство современных инновационных программ обучения и воспитания акцентированы на развитие мышления и личностных характеристик: характера, воли, мотивации к учебной деятельности. Это происходит, по выражению В. П. Зинченко, из-за высокой роли «знаниевой формы обучения» [74, 29], так как непосредственно они (знания) должны повлиять на качество обучения. Однако доминанта креативного развития очевидна в развитии дошкольников и младших школьников, но когда речь идет о когнитивном развитии личности учащегося, этот процесс осмысливается более широко: в его связи с интеллектуальным развитием, уровнем познавательной активности и др. Развитие творческого мышления на отдельных занятиях редко становилось основным показателем успешной деятельности общеобразовательной школы. На фоне общих процессов гуманизации и гуманитаризации образования, смены ценностных парадигм, возрастающего приоритета развивающих моделей и технологий, личностно-ориентированных подходов, подчеркивающих субъект — субъектный аспект педагогического взаимодействия, задача управления развитием творческих способностей становится более актуальной. Определения творчества, опирающиеся на критерий новизны, поддерживаются многими исследователями (Torrance [22], Kloninger S. [242], Андреев В. И. [6], Гальперин П. Я. [47], Годфруа Ж. [51] и др.). Существуют попытки определить творчество, как особые «умственные способности, обеспечивающие творческое достижение», как «порождение новой, оригинальной, необычной идеи на основе данной информации» (Guilford [240], Грузенберг С. О. [57] и др.). Вместе с тем подчеркивается, что познавательная деятельность ученика-подростка остается в большей степени аффективной, событийной и индивидуальной, она тесно связана с креативным развитием.
Созданная современная образовательная парадигма в качестве приоритета рассматривает ориентацию на развитие личностных качеств каждого учащегося, на выявление и развитие его творческого потенциала. Развитие творческих возможностей подростка подчиняется закону субъект-объектных и субъект-субъектных процессов взаимодействия не только на уроках, но и во внеурочной работе, в процессе дополнительного образования. Этот особый закон первенствования смысла над логикой действия описан Д. Б. Элькониным [219] и содержит утверждение, что всякому периоду, характеризующемуся усвоением операционально-технической стороны, деятельности в предметном мире, предшествует период усвоения мотивационно-потребностной стороны деятельности, выяснения смысла этого освоения в системе отношений учитель — ученик, ребеноквзрослый, ученик-ученик, учитель-учитель.
Отметим, что проблема управления развитием творческих способностей не разрабатывалась в современной педагогике применительно к структурной модели общеобразовательной школы, но проблема «творчества» не является новой для педагогической теории и практики. Уже накоплен значительный опыт в формировании творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выделяются исследования творчества в различных видах деятельности: музыкальной (Н. А. Ветлугина, Н. А. Метлов, О. П. Радынова и др.), изобразительной (Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Р. М. Чумичева и др.), литературной (Н. С. Карпинская, JI. А. Пеньевская, О. С. Ушакова и др.), театральной (JI. С. Фурмина), игровой (Н. Я. Михайленко и др.), двигательной (А. В. Кенеман, Н. В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова и др.), математической (В.А. Крутецкий). Бесспорно, что перечисленные направления в исследовании творчества являются важными и значимыми для педагогической науки. Во многих работах психологов и педагогов присутствует мысль, что творческие способности могут не развиться, если специально не «выращивать» и не «развивать элементы творчества» (Полуянов Ю. JI. 166]). Для такого развития требуются специальные условия, особая научная концепция, социально-педагогическая практика, в реализации которых ведущая роль принадлежит учителям, работающим с учениками средней общеобразовательной школы.
Обобщая исследования А. В. Запорожца, JL И. Божович, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьев сделал вывод, что в дошкольном возрасте лроисходит «складывание личности» и личностных «механизмов» поведения, которые получают дальнейшее развитие в подростковом возрасте [112]. Эта мысль есть у Е. JI. Яковлевой, которая писала о противоречиях между теоретическими подходами к природе творческих способностей и практикой их развития. С одной стороны, практически все современные теоретические концепции подчеркивают роль личностных факторов, как одного из важнейших компонентов творческой одаренности, а с другой — «ориентированы на когнитивное развитие: творческость отождествляется с продуктивностью и оценивается по конечному творческому продукту, а в качестве его выступает решение поставленной задачи» [187, 92]. «Суть креативности представляет собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности», — указывают Е. П. Варламов и С. Ю. Степанов [31, 33].
Творческое развитие учащихся считалось побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и практически неуправляемым (Lojshen S. 245]). Проблема управления развитием творческих способностей учащихся до недавнего времени не выделялась как особая задача педагогики. Понятие «творческие способности» больше относили к физиологии и психологии, нежели к педагогике. Проблема целенаправленного, интенсивного развития и управления творческим развитием учащихся стала в последнее время одной из центральных задач обучения, проблемой теории и практики, ее «цель — повысить осознанное управление процессом творческого развития (мышления) и тем самым — усилить интеллектуальный компонент креативности в любой сфере деятельности подростков» (Меерович М. И. [130, 3]). Сложность ее заключена, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и у педагогов разные точки зрения о природе способностей и о самом понятии «творчество», применительно к интеллектуальному развитию ученика. Ученым видятся основные факторы, обеспечивающие творческую активность: креативность, творческий потенциал, интеллектуальная активность (Д. Б. Богоявленская [23], Lethbrige D. 1. [242]), надситуативная активность (В. А. Петровский [159], Кригер Е. Э. [101]). Творчество рассматривается как «человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира» [176], «креативность как ценностно-личностная созидающая категория, которая, будучи неотъемлемой стороной духовности и условием творческого саморазвития, является резервом самоактуализации, выражается не столько многообразными знаниями, сколько восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям, склонностью разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового, получения нетривиальных, неожиданных и необычных решений жизненных проблем» (А. В. Морозов [140, 40]). В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется сам человек: формы и способы мышления, личностные качества, «творческий потенциал — это не только способность к созданию нового, но и нестандартность отношений к самому себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми» (В. Н. Козленко [88,131]).
В нашей работе творческие способности рассматриваются применительно к понятию общие интеллектуальные способности, под которыми мы «понимаем высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу достижения наилучших учебных результатов при изучении различных учебных дисциплин, занятий в системе дополнительного образования, которые способствуют гармоничному развитию личности» (Г. С. Костюк [96]). Мы считаем верным утверждение Н. К. Винокуровой, что «общие творческие способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет и обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике» [28, 5].
Некоторыми педагогами и психологами выделяются два уровня способностей: репродуктивный и творческий. (Богоявленская Д. Б. [23]). Подросток, находящийся на первом уровне, проявляет умение быстро усваивать знания и овладевает определенными видами деятельности, осуществляя ее по образцу, иногда повторяя за педагогом материал «слово в слово». Находясь на втором уровне, ученики способны при помощи самостоятельной деятельности создавать новое и оригинальное. Д. Б. Богоявленская полагает, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами решения задачи, которая ставится перед учеником. Другие (Коротаева Е. В. [92], Meyerson Jgn. [247]) выделяют 4 уровня: нулевой, относительно-активный, исполнительно-активный, творческий.
Анализ психологопедагогической литературы по проблеме управления развитием творческих способностей учащихся позволил выявить следующие основные показатели сформированное&tradeтворческих способностей учащихся:
1. Определенные знания, умения и навыки, необходимые и достаточные для обучения в каждом классе, степень обобщенности знаний.
2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения, речи.
3. Уровень развития мышления ученика, определяющийся степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация и т. п.), которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности.
4. Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Одним из направлений совершенствования процесса обучения школьников 5−9 классов общеобразовательной средней школы является новый подход к использованию существующих методов и средств, к созданию специфической творческой образовательной среды, создание условий творческого развития учащихся не только в процессе обучения и воспитания, но и в созданном для этого дополнительном образовательном комплексе" (В. А. Мясников [141, 174]).
Для управления процессом развития творческих способностей учеников необходимо вычленить теоретические принципы управления развитием, обосновать построение модели образовательного механизма, разработать новые подходы к использованию имеющихся в практике учителя учебно-методических комплексов.
Проблема развития свойств личности, входящих в понятие «творческие способности», требует длительной и целенаправленной работы, четкого контроля происходящих процессов и наблюдения за развитием учеников. «Творческая уникальность человека представляет собой его индивидуальное своеобразие, формирующееся в процессе его собственной творческой активности», — пишут Варламова Е. П. и Степанов С. Ю. [31,47].
В соответствии с возрастными особенностями учащихся, целями применения разного рода творческих заданий и задач, упражнений и тренингов, была разработана модель управления развитием творческих способностей учащихся и выделены те психолого-педагогические условия, в которых и происходило данное развитие, а так же модель учебно-воспитательного процесса, отдельных занятий, уроков дополнительного образования с подростками 5−9 класса.
Для всех уроков (предметных циклов) предложена определенная структура занятий, которая включала в себя следующие элементы: разминку, развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (памяти, внимания, мышления, воображения) — работу по формированию и развитию на основе специальных задач, в том числе и с помощью рационально-логических приемов, ориентированных на организацию управляемой творческой деятельности учащихся. Это позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных когнитивных и креативных способностейэтап выполнения различных заданий, решения задач, которые могут рассматриваться как проблемырешение творческих заданий, рассчитанных на новые оригинальные и непредсказуемые выводы при рассмотрении даже знакомых понятий. (Некоторые элементы такой деятельности описаны в работах Г. А. Цукерман [206] и А. К. Марковой [122]).
В теории и практике разрабатываются концепции развития творчества, такие как эстетическое воспитание и развитие художественно-творческих способностей, они направлены на эстетическое воспитание и формирование творчества путем организации эстетической деятельности учащихся средствами различных видов искусства и их интеграции (В. П. Полухина, [165], Тряпицина А. П. [191]). Концепция формирования творческой активности, направленная на развитие воображения, отдельных качеств личности: быстроты, гибкости, оригинальности, точности (JI. Н. Прохорова [172], Савенков А. И. [181]). Концепция моделирующей деятельности и продуктивного воображения, направленная на становление познавательных и художественных способностей (Е. В. Коротаева [93], Е. П. Потапова [169], Б. Никитин, JI. Никитина [148] и др.). Концепция «продвижения», направленная на максимальную реализацию природных возможностей индивида, на формирование творческих способностей, соответствующих возрастным особенностям, требованиям современного общества (Рибо Т. [175], В. С. Шубинский [216] А. В. Петровский [159]). Концепции, направленные на приобщение учащихся к проблемам толерантного отношения к окружающим людям, ценностям духовной культуры и на понимание смысла человеческой жизни, осознание себя в этом мире и формирование социально-эстетической, творческой активности средствами не только синтеза искусств, но и синтеза наук (С. Ф. Ольденбург [154], И. М. Чередов [208], Г. А. Цукерман [207], А. И. Савенков [181] и др.). В данных концепциях много позитивного, но в них нет опоры на тот учебный материал, который изучается в общеобразовательной школе, в системе дополнительного образования. Можно констатировать, что в педагогических исследованиях не описывается процесс управления развитием творческих способностей и не предложена модель такого управления для учащихся среднего школьного возраста. В ряде работ (В. Штерна [215] Ю. К. Бабанского [10] П. К. Анохина [7] Н. Г. Алексеева, Э. Г. Юдина [3], Н. Н. Anderson [232] и др.) предложены подходы к построению модели формирования творчества. Интерес представляет модель «творческого потенциала личности: развития и обучения» (А. И. Савенков [181]), построенная на основе спирально-концентрического принципа. Автор выделил круг умственных действий, которые обеспечивают эффект творческой деятельности. В исследовании Getzels J. W., Jackon P. W. [237] описывается модель, в основе которой лежат эмоциональные, познавательные и индивидуальные процессы. Вместе с тем, в работах многих исследователей большое место отводится детям в возрасте от 4 до 9 лет, и нет акцента па, управление целостным развитием творческих способностей.
Анализ работы средних Муниципальных образовательных учреждений (МОУ) города Барнаула № 69 и № 22, изучение планов учебно-воспитательной работы, анкетирование педагогов, непосредственно работающих в среднем звене, показали, что целенаправленное развитие творческих способностей подростков существенно влияет на общеучебную деятельность, качество знаний, уровень воспитанности учеников. Анализ анкет и различных методик преподавания учителей показал, что педагоги не в полной мере умеют строить творческий процесс на уроке, вовлекать в него учеников и совместно работать над получением творческого продукта, добиваясь активизации креативного мышления, воображения и нетрадиционного восприятия. Недостаточный уровень развития творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы обусловлен несоответствием развивающей среды, которая «заявйена, ^ продекларирована образовательной системой, но не создана в необходимом объеме. Уроки и внеклассная занятость чаще всего не побуждают учеников к творчеству, так как более направлены на повышение процента качества усвоения образовательного стандарта» (Махмутов М. И. [128, 35]). Контроль качества знаний школьников ведется строгий, и зачастую только данный показатель свидетельствует, в большинстве случаев, о методическом уровне учителя. В школьной образовательной среде нет творческих мастерских, не выделены студии и школы дополнительного образования, не ведется работа по расширению школьного пространства, не используются школьные технологии. («В основе педагогических технологий лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования воспроизводимости обучающего цикла» JI. В. Загрекова [71, 32]) Это не только затрудняет эмоционально-оценочное восприятие и осмысление учебного материала (как предмета творческой мысли человека и освоение этого творческого опыта), но и негативно влияет любую самостоятельную творческую работу. В практике руководства общеобразовательной школой нет системы управления развитием творческих способностей учащихся, несмотря на то, что ряд творческих работ вынесены на экзамены для итоговой аттестации выпускников. Одна из причин — отсутствие четкого теоретического обоснования, модели управления развитием творческих способностей, методического обеспечения процесса формирования и дальнейшего развития творчества учащихся. Таким образом, существует противоречие между имеющейся современной педагогической практикой и недостаточно разработанной системой необходимых педагогических условий обеспечения развития творческих способностей подростков.
Существующее противоречие определяет актуальность темы нашей работы, а недостаточная теоретическая разработанность и большая практическая значимость обусловили выбор темы — «Управление развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной средней школы».
Проблема исследования в выявлении и обосновании педагогических условий создания модели управления развитьием творческих способностей учащихся 5−9 классов.
Цель| исследования: проектирование и апробация комплекса педагогических условий методического обеспечения процесса управления развитием творческих способностей школьников средней ступени обучения.
Объект исследования — педагогические условия управления развитием творческих способностей учеников 5−9 классов.
Предметом исследования являются основные тенденции теоретико-методологических, организационно-управленческих, технологических аспектов процесса управления развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования.
• Обучение подростков может быть более эффективным, если в основу организации учебного процесса положены теоретико-методологические принципы творческого развития учащихся определенного возраста.
• Спроектированная модель управления развитием творческих способностей учащихся позволит не только систематизировать работу учителей-предметников в данном направлении, но и влиять на воспитательный процесс, активизировать деятельность учителей на создание новых программ дополнительного образования учащихся.
• Педагогические условия, необходимые для организации образовательного процесса в рамках созданной модели управления развитием творческих способностей учащихся, позволят развивать интеллектуальную активность, интегрирующую в себе умственные и мотивационные факторы (Д.Б. Богоявленская), следовательно, качество обучения значительно повысится.
• Применяемые методы обучения, педагогические технологии позволят изменить учебный процесс.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы основные задачи исследования:
1. Определить основные меоретико-методологические положения, составляющие основу моделирования процесса управления развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы.
2. Сконструировать адекватную им модель управления развитием творческих способностей.
3. Разработать комплекс педагогических условий, необходимых для реализации модели управления развитием творческих способностей учащихся 5−9 классов.
4. Обосновать технологии, применяемые в процессе творческого развития учащихся в учебное и внеучебное время.
5. Исследовать эффективность разработанной системы управления и технологии ее реализации.
Методологическая основа исследования — философские положениями, определяющие сущность процесса творчества, его влияние на развитие психологических и интеллектуальных качеств личности. Использование положений методологии обусловило уточнение и разработку направлений и задач исследования, научное описание изучаемых педагогических факторов и явлений, их анализ, экспериментальную проверкупроведение анализа опытно-экспериментальной работы и технологий управления развитием творческих способностей. Концептуальную базу исследования составляют фундаментальные труды в области философии образования и методологии педагогической науки о творчестве (Платон [163], Аристотель [9], И. Кант[81], Ф. Шеллинг[213], Э. Гартман [48] и др.), о влиянии на творческую деятельность и месте человека в процессе (X. Вернер[35], Э. Эриксон [222], Ж. Пиаже [161] и др.) работы, изучающие психолого-педагогические положения о закономерностях творчества на путях его формирования (Б. П. Никитин [149], JI. С. Выготский [41], Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская [97], JI.
Н. Прохорова [172], Я. А. Пономарев [168], С. Л. Рубинштейн [179], Хьелл Л, Зиглер Д. [205] и др., личностно-ориентированное образование подростков (Н. Н. Толстых [189], Л. И. Божович [24], Н. И. Крылова [103], Э. Шпрангер [214] и др.) — теория социализации личности (В. С. Шубинский [216], Д. Б. Эльконин [220], В. П. Полухина [165]) — теории проблемного обучения в творческом процессе (И. И. И. Гольдин [52], Т. В. Кудрявцев [106], Л. С. Катречко [83], М. И. Махмутов [128], Л. М. Митина [134] и др.). Изучение проблемы на теоретическом уровне опирается на психологические труды проблемного обучения (Н. С. Лейтес [111], Л. Ф. Обухова [152], В. Г. Рындак [180], М. Доналдсон [64]). В основу исследования положены идеи о становлении творческой индивидуальности (Н.Г. Осухова) — о креативных аспектах образовательной среды (Д.В. Чернилевский) — об интеграции и дифференциации в развитии личности человека — ребенка, подростка, взрослого (А.В. Антонова, Н. Ф. Виноградова, Т. С. Комарова и др.) — о социализации и воспитании на рубеже тысячелетия (Н.Д. Никандров)). Творчество рассматривается как основа и механизм развития психики (Н. В. Кипиани, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев), а его исследование связно с закономерностями мышления (Н. Г. Алексеев, С. М. Бернштейн, В. С. Библер и др.).
Идеи и научно-методическая основа управления процессом творческого развития и обучения школьников частично имеются в работах Д. Дьюи [67], В. А. Ясвина [231], Г. М. Давыденко [58], С. Ф. Ольденбурга [154], В. В. Краевского [78] и др.- исследования по проблемам педагогического образования и содержания образования в работах В. А. Сластенина [183], Ю. К. Бабанского [10], В. Р. Коробкова [91], В. Г. Маранцмана [121], Г. Б. Корнетова [90] и др.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:
Изучена возможность целенаправленного управления развитием творческих способностей учащихся в период обучения с пятого по девятый классыобоснованы технологии управления процессом обучения и раскрыта специфика развития творческого логического мышления, воображения, восприятия, построения оригинальных сужденийуточнено и расширено понимание творчества как интегрального качества личности учащегося. Конкретизирована научная основа формирования творческих навыков в процессе учебной деятельности, внеклассной работы и дополнительного образования, организация и методика педагогического исследования по выявлению и внедрению комплекса условий управления развитием творческих способностей школьников, проведен анализ опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей учеников 5−9 классов. Описана структура урока, включающая в себя творческие задачи и задания, система достижения поставленной стратегической цели. Показано, что целенаправленное развитие творческих способностей учащихся способствует креативному развитию школьников, повышается интерес к учебной деятельности, образовательный процесс становится непрерывным, выходящим не только за границы школы, но и за рамки школьной программы. Выявлены особенности художественного восприятия художественных текстов, творческого подхода к решению задач и выполнению заданий. Разработана модель управления развитием творческих способностей учащихся, в которой изложены основные принципы управления, организация психолого-педагогических условий творческого развития учащихся, выделены основные технологические компоненты. Создана система психолого-педагогического сопровождения экспериментальной работыразработана методика обработки полученных данныхучебно-методические комплексы, программы, и система наблюдения за деятельностью учащихся. Представлен один из возможных концептуальных подходов управления развитием творческих способностей учащихся в системе школьных предметов. Выделены блоки модели: информационный, мыслительный, преобразовательный, которые имеют структурные компоненты: вызов, осмысление, рефлексию, обязательны эмоциональный компонент и творческое домашнее задание. Произведен анализ созданной среды для развития творческих способностей учащихся. Определены психолого-педагогические условия управления развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем широко представлены апробированные и используемые в практике:
1. Методологические подходы и основные теоретические принципы управления развитием творческих способностей учащихся: диагностика уровня творческого развития учащихсяопределение уровней творческого развитияпринципы контроля творческого развития учащихсяпринципы отбора преподавателей школы для работы с данной моделью.
2. Разработаны технологии управления развитием творческих способностей учащихся;
3. Выделены принципы построения программы учебно-воспитательной работы.
4. Разработаны спецкурсы для проведения занятий дополнительного образования учащихся;
5. Создана методическая база наблюдения за учащимися в ходе эксперимента.
6. Практические материалы данной работы включены в видеоэнциклопедию В. Г. Маранцмана «Тайны современного урока». Материалы исследования и экспериментального опыта могут быть использованы в курсе общей педагогики и психологии, методики преподавания отдельных предметов, специальных курсов по теме управление развитием творческих способностей учащихся, в качестве подпрограммы основного образовательного учреждения. Этапы исследования:
Первый этап (1991;1992 гг.) /подготовительно-организационный/ - был связан с накоплением и обобщением теоретического материала, посвященного психолого-педагогическому изучению процесса творческой деятельности подростков, анализом отечественных и зарубежных источников, касающихся вопроса творческой деятельности человека, творчества подростков, роли учебной среды, целенаправленного управления развитием творческих способностей учащихсяопределением актуальности темы исследования, разработке этапов экспериментаизучением педагогических аспектов творческой деятельности личности учеников 5−9 классов, анализом различных систем управления учебным процессом в школе.
Второй этап (1992;1993 гг.) /теоретико-экспериментальный/- включал дальнейшую систематизацию и обобщение как теоретического, так и накопленного эмпирического материала, определение методологических подходов и категорий к исследованию научной проблемыразработку концептуальной модели процесса управления развитием творческих способностей с учетом определенной учителями стратегической цели обучения, основных подходов к организации образовательного процесса, определение уровней развития творческих способностей учащихся в начале экспериментальной работыпродолжение изучения документов, характеристик учащихся, психолого-педагогическое тестирование учеников, отбор преподавателей по определенной методике, разработка алгоритма экспериментальной работы и координации деятельности преподавателей, работающих по данной системе.
Третий этап (1993; 1997 гг.) /экспериментально — обобщающий/ был связан с накоплением данных по направлениям организации структуры управления развитием творческих способностей учащихся, установлением связи между когнитивным и креативным развитием, анализом успеваемости по различным предметамразработкой программ дополнительного образования, воспитательной работы и структуризации уроков, включающих компонент творческих заданий и проблем. В этот период разрабатывались различные творческие научные проекты, осуществлялся обмен методическими наблюдениями с учеными-специалистами Международного образовательного центра «Образование без границ». (М. П. Лещенко, Н. В. Катович, X. Хеммингшольт, Н. Д. Никандров, А. В. Глузман, В. В. Буткевич, JI. Косаковска и др.) Проведено лонгитюдное исследование учащихся 209 классов (Муниципальное образовательное учреждение № 69 и МОУ гимназия № 22 г. Барнаула). «Главные достоинства лонгитюдного метода исследования заключаются в возможности определить уровень творческого развития учащегося (его одаренности) как потенциал, идентифицировать учеников и проследить их развитие, зарегистрировать широкое разнообразие, потенциально релевантные факторы в тот момент времени, когда они проявлялись» (Лосева А. А. [117, 45]).
Четвертый этап (1997 — 2004 гг.) /аналитическо-синтетический/. Была проведена следующая работа: обработка полученных в ходе эксперимента данных, представление накопленного опыта по управлению развитием творческих способностей на Международном конкурсе педагогов и образовательных программ в МДЦ «Артек» (1997, 2000, 2002), произведена доработка теоретической и практической частей исследования, продолжена апробация системы управления в других учебных заведениях города Барнаула, осуществлен выпуск методических изданий, научных статей.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, объединяющими теоретическое познание и практические результатымногообразием использованных источниковприменением различных технологий и методических приемов, адекватных его цели и задачам, предмету и объекту изучениядостаточной продолжительностью и апробацией в нескольких учебных заведениях.
1. Система научно-педагогических положений, составляющих теоретическую концепцию развития творческих способностей подростков в процессе учебной и внеучебной деятельности:
Креативность развивается в процессе усвоения знаний, затем осуществляется изменение, преобразование существующего опыта. Она характеризуется различными факторами: уровнем знаний, развитым воображением, преобразовательской деятельностью, активностью, самостоятельностью, оригинальностью, образностью.
Творчество подростков развивается от подражания — копирования через подражание и подражательное творчество к подлинному творчеству. Подражание и творчество позволяют опираться на их взаимодействие и рассматривать их как основной элемент развития творческих способностей учеников 5−9 классов.
Характер и содержание творческой деятельности подростков рассматривается через развитие личностных характеристик учащихся.
2. Модель управления развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы (структура, содержание, принципы, условия ее реализации на практике).
3. Разработанные в ходе исследования педагогические условия, которые представляют собой основу, позволяющую осуществлять творческое развитие подростков, их влияние на качество знаний. Организационно-педагогические условия, образовательная среда, обеспечивающие реализацию системы управления развитием творческих способностей подростков в средней общеобразовательной школе, включают: использование различных средств обучения и методик для развития творческой активности учащихся 5−9 классоворганизацию выполнения поставленных заданий и задач для каждого ученика в процессе постижения различных учебных дисциплинналичие целевой учебно-воспитательной установкикоррекцию усвоения знаний и развития творческих способностей.
4. Педагогические технологии, используемые в учебной и внеучебной деятельности, позволяют управлять педагогическим процессом и включают организацию и мотивацию творческой деятельности учащихся и перспективно-ориентирующую, контрольно-корректирующую, коррекционную, эмоционально-регулирующую, аттестационную деятельность учителей.
5. Управление развитием творческих способностей учащихся вносит изменения в организацию деятельности методических объединений школы, в систему дополнительного образования (проектирование педагогических технологий, разработку учебно-методического комплекса), что способствует получению качественно новых результатов обучения в условиях средней общеобразовательной школы.
Апробация и внедрение. Материалы исследования докладывались на Международных научно-практических конференциях (Барнаул, 1997 МДЦ «Артек» /Украина, Крым 1997, 2000, 2002.), Краевых и городских научно-практических конференциях (Белокуриха 1997, Барнаул, 2000, 2001, 2002, 2000). Работа по управлению развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения осуществлялось в Муниципальном общеобразовательном учреждении (МОУ) «Средняя общеобразовательная школа № 69 с углубленным изучением английского языка г. Барнаула», МОУ гимназия № 22 с углубленным изучением английского языка г. Барнаула, в Детском доме эстетического и творческого развития № 8 г. Барнаула. Уроки творческого развития были представлены Международному жюри «Международного конкурса учителей» Избранные положения диссертационного исследования обобщены в 13 печатных работах, в том числе 2-х методических пособиях: «Методические рекомендации Уроки развития речи — уроки творчества в 7 классе», «Развитие творческих способностей учащихся 7−9 классов в системе дополнительного образования», авторских программах «Творческое развитие учащихся:
Риторика", «Творческое развитие учащихся: Дополнительное музыкальное образование» (в соавторстве с Н.С. Казаковой).
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Выводы.
Вопрос управления развитием творческих способностей учащихся остается в педагогике и психологии актуальным. Проблема не разрабатывалась в полной мере применительно к общей модели общеобразовательной школы и включенной в педагогический процесс системы дополнительного образования учащихся средней ступени обучения. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку в любом деле», увлечься любой деятельностью, достичь высоких результатов" (Чечевицына М. Б. [209,209]).
Творческий опыт, которым подросток может располагать, зависит от количества и качества интеллектуальных способностей, имеющихся в его распоряжении, от знаний, а развитие — это смена господствующих структур развития подростка. Творческое воображение и мышление учеников средней ступени обучения можно и нужно развивать, оно обладает рефлексией и в качестве конечного результата — творческим продуктом или полученным образом. В процессе обучения творческому воображению должна происходить сростка того, что создается с осознаваемым образом. Поэтому творческий процесс сопровождается символической рефлексией. Творческое воображение является одним из важнейших элементов в развитии творческих способностей, в процессе управления которой должен возникнуть между S и О сотворческий резонанс. Воображение активизирует интеллектуальные силы, ему необходим поиск идей для представления.
Признак целесообразности воздействий на учащихся, которым характеризуется управление развитием, является определяющим для процесса развития творчества. В этом процессе используется управление с обратной связью Динамичность системы творческого развития учащихся средней школы заключается в том, что она функционирует в условиях изменчивости различных факторов внешнего окружения, а также перемены внутренних состояний системы, вызываемой этими факторами. Суть управления креативным развитием учащихся 5−9 классов состоит в организации свободы творчества и в разработке целостной системы управления развитием творческих способностей в различных направлениях. Управляя развитием личностных качеств, можно спрогнозировать «скачок» в приросте позитивного знания (Ж-П. Вернан [33]), способствовать созданию условий для творческого саморазвития личности. Возможность становления в ученике субъекта саморазвития возникает тогда, когда он включается в общность «Учитель — ученики» как «полисубъект саморазвития (в процессе совместной деятельности: учитель — ученики) (М. Б. Чечевицына [209, 208]).
Педагогика использует определение процесса развития креативных способностей как последовательной закономерной смены состояний в развитии личности. Теоретическим обоснованием комплекса педагогических условий управления являются предпосылки, категории, методы, подходы и принципы. Комплексный подход к выбору методов и технологий преподавания отдельных дисциплин — необходимое условие оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Для теоретического обоснования комплекса педагогических условий управления развитием творческих способностей учащихся средней ступени обучения необходимо проводить анализ состояния образовательной среды, которая отвечает необходимым требованиям (таблица 5).
Список литературы
- Оценивание суждений педагогов, которые работают над управлением развитием творческих способностей учащихся, мы проводили по двум направлениям, предлагая ответить на ряд вопросов (таблица 7):