Графические средства.
Книжный дизайн
Перечень типографских украшений (фигурных элементов) был ранее невелик: ромбики, звездочки, точки, некоторые другие орнаментальные украшения. Обычно ими разделялись небольшие заметки, части крупных материалов, ими заполняли свободное место в конце публикации, ими завершались углы рамок, из них составлялись линейки. Геометрические элементы часто включались и включаются в заголовочный комплекс… Читать ещё >
Графические средства. Книжный дизайн (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как известно, графические средства, по их отношению к содержанию, делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся шрифты и иллюстрации, поскольку они непосредственно выражают содержание, а к вспомогательным — те средства, которые не имеют конкретной смысловой нагрузки. Иначе их еще называют конструктивными средствами, помогающими добиваться зрительной цельности, яркости и выразительности номера, обеспечивать наилучшие условия для восприятия публикуемой информации. Традиционно к вспомогательным графическим элементам относятся пробелы, линейки и украшения. При «горячей» технологии и черно-белой печати о фонах речь вообще не велась. Выворотка (черный фон) присутствовала как готовое клише. При печатании в две краски возможно было получение фона для определенных частей листа с помощью применения специальной плашки — как однородной, так и виде какой-либо сетки. При фотонаборе и особенно при компьютерной технологии фоны стали, можно сказать, новым и активно используемым вспомогательным графическим элементом. В качестве фона используются однородные и неоднородные заливки. Однородные заливки — это фоны с различным процентом черного цвета, т. е. в результате получаются фоны в диапазоне от светло-серого до темно-серого цвета. При цветной печати фоны могут быть любого цвета. Неоднородные заливки — это иначе называемые градиентные заливки, где серый цвет (или любой другой) распределяется по-особому. Различают линейные, конические, радиальные и квадратные градиенты. Фоны используются в качестве подложек:
под логотип;
под текстовой блок с заголовком (заголовочным комплексом) — материал небольшого, а иногда и значительного объема; подборку — чаще информационную;
под заголовок (заголовочный комплекс);
под небольшой текстовой блок — лид (врезка), вынос в тексте, постскриптум;
под фотографию или группу фотографий.
Фоном заполняются межколонные пробелы, он используется в качестве подложки. В одном случае в фоновой подложке, находящейся на нижнем слое и как бы охватывающей полосу со всех сторон, прорезаются белые окна, где размещается текст и иллюстрации, что создает впечатление страницы-плаката. В другом случае — фон просматривается лишь в некоторых частях, служа подложкой для тех или иных элементов на этой, тем самым все материалы тоже как бы объединяются вместе, но не столь явно, как в первом случае.
С приходом компьютерной технологии наблюдается не только шрифтовой «бум», но и появление многообразных вспомогательных графических элементов, в частности, линеек и украшений. В оформительской практике печатных изданий обычно использовались такие виды линеек: тонкая газетная, полутупые и тупые (иначе говоря, сплошные разного кегля), пунктирные, двойные тонкие, рантовые, шатированные (с частой поперечной насечкой), ассюре. При компьютерной технологии если оформитель и не обнаруживает в программе верстки весь набор вышеперечисленных линеек, зато он находит другие виды линеек (два варианта рантовой линейки, тройная линейка, линейки из квадратиков и ромбиков), а также получает возможность манипулирования с предлагаемыми программой верстки линейками: можно задать линейке какой угодно размер; она может стать инверсной, прозрачной, что позволяет применять ее на фоновых подложках. В газетную оформительскую практику пришли и орнаментальные линейки и рамки, широко представленные, например, в специальной библиотеке CorelDraw.
Перечень типографских украшений (фигурных элементов) был ранее невелик: ромбики, звездочки, точки, некоторые другие орнаментальные украшения. Обычно ими разделялись небольшие заметки, части крупных материалов, ими заполняли свободное место в конце публикации, ими завершались углы рамок, из них составлялись линейки. Геометрические элементы часто включались и включаются в заголовочный комплекс: например, акцентируют рубрику, отделяют от текста подзаголовок или врезку. «Для современной печати, — констатируется в книге „Оформление периодических изданий“, — украшения являются весьма активным средством передачи информации без увеличения ее избыточности. Это хорошее дополнение к смысловым компонентам номера». Сейчас в арсенале оформителя огромное количество всевозможных украшений; среди встроенных в операционную систему шрифтов оформитель найдет, по крайней мере, один так называемый символьный шрифт — Wingdings и т. д. На самом же деле количество символьных шрифтов, или наборных украшений, как их принято называть в среде разработчиков шрифтов, насчитывает несколько десятков.
Расширение оформительской базы при компьютерной технологии оказывает на газетный дизайн двоякое воздействие: положительное, проявляющее во введении новых шрифтов, графических элементов и их активизации в создании эстетики газетной полосы; и отрицательное, проявляющееся в эклектичном подборе этих элементов в силу недостаточного профессионального уровня оформителей.