Теоретический анализ системообразующих признаков женских изданий
По предметно-тематической специализации можно выделить издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем (например, издания, посвященные здравоохранению (журнал «Здоровье для женщины»). Особую группу составляют журналы мод и издания, преподающие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства. Одна… Читать ещё >
Теоретический анализ системообразующих признаков женских изданий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика современной женской прессы
В современном обществе роль женщин обширна — от продолжательницы рода до общественной деятельницы, свободной творческой личности. В зависимости от типа общества и стадий его развития эти роли постоянно изменяются.
Поскольку в советские времена человек воспринимался, прежде всего, как существо общественное, основными считались профессиональные функции женщины. Однако в период последнего десятилетия XX века женщина начала чувствовать себя более свободной, чувствовать равноправие с мужчиной во всех сферах жизни. В подтверждении этому следует сказать и то, что были сняты запреты в СМИ на темы интимной жизни. Поэтому стали более заметными роли подруги, спутницы мужчины, женщины, которая ухаживает за собой, и, безусловно, матери, хранительницы домашнего очага. Об этом можно судить, глядя на основные темы женских журналов «Психология», «Истории из жизни», «Искусство любви» .
Одним из наиболее важных системообразующих признаков женской прессы является аудиторный признак. Женская аудитория по своей структуре так же многоуровнева, как и аудитория в целом, то есть в ней есть разные возрастные группы, разные профессиональные группы и т. п. [2, с. 264].
Но чтобы правильно охарактеризовать аудиторию женской прессы, необходимо отметить своеобразие женской восприимчивости. Женщины, как показывает жизнь, менее агрессивны, чем мужчины, но более подвержены стрессам, обидам, более чувствительны к несправедливости и лжи. С другой стороны, они более практичны, конкретны, более корректны в словесном выражении своих мыслей и идей. Им свойственны сильное чувство сопереживания, душевности, уступчивости.
Женщины достаточно наделены интуицией. Женщина эмоциональна, склонна к аргументам чувств, а не к логическому доказательству. Поэтому, учитывая приведённые выше характеристики, сотрудники печатных изданий должны строго следить над правильностью преподносимой информации.
Также важным системообразующим признаком женской прессы является ее целевое назначение. [2, с. 264].
Каждый журнал строго определяет, на какую аудиторию будет нацелен их материал: «Лиза» — в большей степени нацелен на женщин семейных, «Cosmopolitan», «Elle» и «Vogue» — нацелены на молодых активных девушек, «Yes» и «Oops!» — для девочек-подростков.
Одна из целей женской прессы — это формирование образованной, умной, духовно — развитой личности, отсюда и вытекают следующие задачи: сообщать новости, относящиеся к жизни деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы; отражать и формировать образ современной женщины показывать роль женщины в обществе и семье. [2, с. 266].
В последние несколько лет особенно острой проблемой, которая впоследствии закрепилась в качестве важной цели женской прессы, стала проблема укрепления семьи. На первый план выдвигается задача не только привлекать внимание к проблемам материнства, но и помогать решать их, содействовать укреплению прав человека в семье, сплачивать семью.
У любой женщины всегда есть потребность в добром совете, полезной рекомендации, особенно когда это касается воспитания детей или здоровья членов семьи. Поэтому содействие обмена опытом входит в круг основных задач женской прессы.
Эти основные функции и особенности женской прессы изменялись со временем в связи с изменением ролей женщины в обществе, с переменами, произошедшими в самом обществе и СМИ.
Так можно сказать, что в советское время их круг был достаточно узок и сосредоточивался лишь на помощи в выполнении семейных ролей и овладении полезными навыками на практики, просвещении и сохранении здоровья. [3, с. 211].
На сегодняшний день издания для женщин чаще всего поднимают такие темы, как защита материнства и детства, роль женщины в семье, здоровье женщины, ее психологическое самочувствие, права женщин, социальное положение женщины, ее труд, материальное обеспечение, участие женщин в экономическом развитии страны и управлении государством, женщина в быту, полезные советы и практическая помощь ей, взаимоотношения полов, духовный мир женщины, рукоделие, мода.
Но с другой стороны, в современных изданиях велика доля публикаций о моде, одежде, украшениях, о взаимоотношениях мужчин и женщин, любви, о светской жизни, женской элите, о содержании квартиры, дизайне и ремонте, сфере обслуживания, торговле и услугах, о финансовом положении семьи. В большей степени это освещается в аналогах западных журналов.
В связи с особенностями женской аудитории, изданиям присущ свой характерный стиль, который возможно отнести к системообразующим признакам прессы для женщин. Характер женской прессы требует особой мягкой тональности, доброжелательного душевного настроя.
При выборе манеры общения с читателем предпочтение в основном отдается задушевной беседе, контактным приемам, которые находят отклик в душе, ведут к взаимопониманию, ориентируют на какие-либо размышления.
Женская аудитория выбирает скорее публикацию, написанную в доверительном тоне, чем деловую. Изданиям для женщин не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются интервью, беседа, проблемная статья, портретный очерк.
Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями. У большинства женских изданий имеется богатая почта. Письма читателей публикуются на страницах журналов и газет. Но, даже если письма не опубликованы, они служат конструктивным основанием в разработке той или иной темы. Весьма распространена в женской прессе справочная информация (советы, консультации). Встречаются очерки и зарисовки, хотя они практически исчезли из изданий общего направления. Популярны различные тесты, анкеты, игровые формы и юмор.
Есть отличия и в оформлении изданий. Они ориентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, избегая излишней яркости и крикливости. Громкая, яркая надпись на обложке способна заинтересовать читателя больше чем само оформление. Живой, красочный стиль женской прессы во многом определяют иллюстрации. В некоторых изданиях они занимают иногда до 60% общего объема материалов, особенно в журналах. В основном иллюстрации расширяют знания читателей о заинтересовавшем их предмете.
Своеобразно преподносится и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется привлекательно и тактично. Рекламируются, прежде всего, товары, которые могут найти наибольший спрос у женщин, предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве, в основном это элитная парфюмерия, брендовая косметика, средства личной гигиены, марки одежды и т. п.
Охарактеризовывая типологическую структуру женской прессы, можно разделить её по нескольким основаниям. [2, с. 270].
По виду изданий женская пресса делится на:
- — журналы («Elle», «Мир женщины», «Лиза», «Женский клуб», «Космополитен» и др.);
- — еженедельники («Сударушка» и др.);
- — газеты («Москвичка», «Натали» (Санкт-Петербург), «Женские игры» (Волгоград), и др.);
- — дайджесты («До и после 18−00»);
- — бюллетени («Вы и мы» и др.);
- — практические руководства («Бурда» и др.);
- — приложения к различным изданиям (вкладки, тетрадки, «газеты в газете»: «Домашний калейдоскоп» в «Работнице», «Лиза Beauty» в «Лизе», «Cosmopolitan Beauty» в «Cosmopolitan» и т. д.).
По региону распространения женские издания делятся на:
- — всероссийские, распространяемые по всей территории страны («Крестьянка», «Работница», «Женское счастье» и др.);
- — республиканские («Женщина», «Сююмбике» (Татарстан) и др.);
- -региональные, распространяемые в одной или нескольких областях (тюменская «Сударыня» и др.);
- — городские («Яблоко» (Саратов) и др.),
- — международные («Cosmopolitan», «Elle» и др.).
По аудиторному признаку женские издания предназначены либо массовой, либо специальной аудитории и образуют следующие группы:
- — адресованные всем женщинам России («Работница», «Крестьянка», «Сударушка»);
- — адресованные региональным или этническим женским сообществам («Женщины Дагестана»);
- — адресованные различным возрастным группам (подросткам и молодежи — «Yes», «Cool Girl», женщинам среднего активного возраста — «Cosmopolitan», «Elle»);
- — адресованные женщинам-матерям («Няня», «Мамина газета», «Мой малыш»);
- — адресованные семье («Домашний очаг»);
- — адресованные представительницам различных женских профессий («Супермодель»);
- — адресованные женщинам с высоким уровнем дохода («Harper's Bazaar», «Elle», «Vogue»).
По целевому назначению женскую прессу можно разделить на издания:
- — общесоциальной направленности («Работница», «Москвичка»);
- — просветительные, образовательной направленности («Сударушка», «Женский клуб»);
- — информационно-познавательные («Венера-пресс») и проблемно-информационные («Диалог»);
- — развлекательные («Oops!»);
- — прикладные, практические (журналы мод и т. п.);
- — рекламно-информационные («Алиса»).
По предметно-тематической специализации можно выделить издания общесоциальной направленности и специализированные по тому или иному кругу тем и проблем (например, издания, посвященные здравоохранению (журнал «Здоровье для женщины»). Особую группу составляют журналы мод и издания, преподающие технику шитья, рукоделия, ведения домашнего хозяйства, художественного творчества и мастерства.
Если говорить о периодичности женской прессы, то больше всего насчитывается ежемесячных журналов, меньше газет и пока совсем отсутствуют ежедневные издания.
Большинство изданий выходит на русском языке, но есть и национальные издания. Некоторые издаются на двух, а порой и на нескольких языках («Мир женщины», «Женщины Дагестана» и др.).
Немало журналов, выходящих на русском языке, основаны зарубежными издательскими фирмами и являются русскоязычными версиями известных западных изданий («Cosmopolitan», «Elle», «Домашний очаг» и др.).
Если задаваться вопросом о перспективы развития женской прессы, то это вопрос сложный. В значительной мере ее будущее зависит от того, как будет развиваться страна.
Однако руководители женских изданий считают, что в дальнейшем будут создаваться, прежде всего, специализированные издания, ориентированные на те аудиторные и тематические классы, которые еще не закрыты существующими изданиями (разные возрастные, профессиональные, социальные категории читателей, журналы с прикладной тематикой). [2, с. 275].