Мифологические мотивы в мордовской эпической поэзии
Мифология — форма сознания человека древнего мира, которая охватывает его хозяйственно-экономическую, семейно-бытовую, социальную жизнь. Для нее характерны одушевление явлений окружающего мира, их олицетворение и персонификация, наделение человеческими свойствами. В мифологию входят также обычаи, традиции, обряды первобытного человека и его абстрактные, этиологические представления, которые… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Роль аутентичной мифологии в формировании традиций письменной литературы
- 1. 1. Становление, развитие и основные этапы изучения мордовской мифологии
- 1. 2. Основные персонажи мордовской мифологии
- 1. 3. Мифологические мотивы обрядовой поэзии
- Глава 2. Трансформация мифа в эпической поэзии мордвы
- 2. 1. Специфика демонологии в поэме-сказке «Эрьмезь» Я.Я. Кулдуркаева
- 2. 2. Своеобразие мифологических мотивов в поэтическом творчестве В.К. Радаева
- 2. 3. Мифология «Масторавы» A.M. Шаронова: мотивы, сюжеты и персонажи
Мифологические мотивы в мордовской эпической поэзии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Важнейшей закономерностью в развитии научного гуманитарного знания и общественного сознания является постоянное возрастание интереса к историческому прошлому, к национальным первоистокам. Причина этого заключается в том, что с накоплением информации прошлое становится ближе к настоящему, овладевает нашими мыслями, превращается в актуальную интеллектуальную реальность. Больше всего сведений о прошлом сохранилось в мифологии и фольклоре. Ценность их в том, что они запечатлены в сюжетах и художественных образах, которые выступают как коллективно выработанная концепция отражения действительности. Научный интерес к мифологии усиливается и в связи с тем, что принципиально меняется отношение к содержанию мифов и нарисованной в них картине мира. В мифологических концепциях мироздания современная наука начинает находить подтверждение своим эмпирическим и теоретическим данным (гилозоизм, разумность, предопределенность (провиденциализм)). Миф никогда не переставал быть культурной универсалией. Как привычный способ построения картины мира он реализуется не только в архаике, но и активно функционирует в современности. Писатели и поэты постоянно обращаются к мифам в своих художественных произведениях, стремясь с их помощью глубже и достоверней воспроизвести жизнь своего народа в переломные эпохи истории. «Ничто так полно не отражает историю уникального мира наших предков, как мифология. Поэтому интерес к ней как к культурологическому явлению отдаленного прошлого, заметно возрос, получив новый импульс для развития"1, что подтверждается целым рядом современных исследований.
В современном мире происходит актуализация этнического.
1 Юрченкова, Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. С. 4. самосознания, сопровождающаяся повышением интереса у самых широких слоев общественности к отечественной истории, духовной культуре. Этот интерес способны удовлетворить всесторонние научные изыскания, обращенные в глубину столетий, к своим истокам, объясняющим многие явления национальной культуры. Достоверное знание исторического прошлого, корней традиционной культуры, устно-поэтического творчества, мифологических мотивов, отразившихся в современном литературном творчестве, необходимо не только по той причине, что оно помогает представителям современного урбанизированного общества найти корни своего этнического существования, познать многообразные пути, приводящие к формированию той этнокультурной среды, сквозь призму которой они воспринимают окружающий мир. Использование всего ценного, что накопили наши предки за сотни лет в области духовной культуры, мифологии и литературы существенно для возрождения и дальнейшего развития этнических традиций.
Необходимость изучения литературы во взаимосвязи с мифологией и фольклором подтверждается глубоким интересом современного поколения к этим пластам национальной культуры, его стремлением осмыслить этапы становления национальной словесности, влияния мифологических мотивов на современные литературные произведения. Мифология не только позволяет приобщиться к истокам народных знаний и поверий, к историческому прошлому, что само по себе важно и значимо, но и способствует осмыслению ценностей духовной культуры мордвы.
На основе использования фольклорных традиций написаны многие произведения мордовской литературы, в том числе поэмы Д. Морского «Ульяна Сосновская» и «Нувази», П. Кириллова «Утро на Суре», Н. Эркая «Песнь о Раторе», А. Рогожина «Гале», А. Куторкина «Яблоня у большой дороги» и др. В процессе их создания авторы опирались на устно-поэтическое творчество мордовского народа и на мифологию. В нашем исследовании основное внимание сосредоточено на осмыслении эпических поэм Я. Я. Кулдуркаева «Эрьмезь», В. К. Радаева «Сияжар», «Тюштя», «Пенза и Сура», A.M. Шаронова «Масторава», в которых нашло отражение все богатство и своеобразие мордовской мифологии. Исследование взаимосвязей письменной художественной литературы и мифологии во многом способствует осмыслению современных тенденций в развитии мордовской литературы.
Таким образом, актуальность изучаемой нами проблемы обусловлена ее недостаточной научной разработанностью, теоретической и практической значимостью.
Степень изученности проблемы. Научный интерес к изучению мифологии возник в эпоху Просвещения. В разное время к ней обращались как западные (Дж. Вико, В. и Я. Гриммы, А. Кун, В. Манхардт, М. Мюллер, Б. Фонтенель, Дж. Д. Фрэзер, Ф. В. Шеллинг, В. Шварц), так и отечественные (А.Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, А. Ф. Миллер,.
A.А. Потебня, А. А. Шахматов и др.) ученые. В XX веке феномен мифа в различных интерпретациях (теистический, аллегорический, символический, функциональный, ритуалистический, структуралистский, психологический и иные принципы) рассматривали ЯЗ. Голосовкер, Вяч. Иванов, Ю. М. Лотман, К. Леви-Строс, А. Ф. Лосев, М. М. Бахтин, Б. Малиновский, Е. М. Мелетинский,.
B.Я. Пропп, A.M. Пятигорский, С. А. Токарев, М. Н. Шахнович, Л. Я. Штернберг, К. Юнг, М. Элиаде, М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев и др. В их трудах отражены многочисленные подходы к объяснению мировоззренческих, художественных, общественных функций мифологии и ее взаимодействия с письменной художественной литературой. Общепризнанного понятия мифологии до сего времени не существует, не обозначены различия между мифологией и мифом, что затрудняет исследование проблемы. Ряд авторов в своих исследованиях обращаются к роли мифа в развитии литературы: С. Н. Булгаков («Свет невечерний»), А. Н. Афанасьев («Происхождение мифа»), Ю. Миролюбов («Сакральное Руси», «Русский языческий фольклор», А. Я. Гуревич («Социальная мифология»), Б. А. Рыбаков («Язычество древней.
Руси"), C.JI. Франк («Духовные основы общества», «Этика нигилизма», «Предмет знания»), А. Ф. Лосев («Диалектика мифа»), Д. Норманну («Символизм в мифологии»), К. Хюбнеру («Истина мифа»), Р. Барт («Миф сегодня») и др.
Изучение мордовского мифа первоначально протекало в русле этнографических изысканий. Этот феномен постоянно привлекал внимание русских (В.А. Ауновский, А. Леонтьев, П. И. Мельников (А. Печерский), В. Н. Майнов, К. Митропольский, Д. Н. Орлов, М. Попов, И. Н. Смирнов, Г. И. Снежницкий, К. Ф. Фукс, А.А. Шахматов), финских (X. Паасонен, У. Харва), мордовских (А.И. Маскаев, К. Т. Самородов, Н. Ф. Мокшин,.
A.M. Шаронов, Н. Г. Юрченкова, Е. А. Федосеева, Т. П. Девяткина, М.И. Каргина) учёных и писателей.
Первое системное изложение мордовской мифологии дал П. И. Мельников (А. Печерский) («Очерки мордвы», 1909), представивший мифы о сотворении земли и человека, теогонические мифы, пантеон с наиболее значительными его персонажами, языческие верования и обряды. Материалы П. И. Мельникова (А. Печерского) значительно расширил.
B.Н. Майнов («Les restes de la mythologie Mordwine», («Остатки мордовской мифологии»), 1889), получивший в ходе полевых исследований новые данные об Инешкае, Анге-Патяй, Пурьгинепазе, обычаях и обрядах. Свое слово о языческих верованиях и обрядах мордвы сказал И. Н. Смирнов «Мордва», 1895), подвергнув критическому анализу разыскания П. И. Мельникова (А. Печерского) и В. Н. Майнова. Подробное описание религиозных верований мордвы дал У. Харва («Die Religiosen der Mordwinische Volksdichtung», («Религиозные верования мордвы») 1952), в основном на материалах Х.Паасонена. Х. Паасонену принадлежит заслуга собирания мифов, верований и обрядов, в которых мифология мордвы отражена в наиболее полном виде. Собранные материалы опубликованы в восьми томах под названием («Mordwinische Volksdichtung» («Мордовская народная поэзия», 1938;1981).
Свой взгляд на мифологию эрзи и мокши в связи с исследованием мордовского народного эпоса изложил А. И. Маскаев («Мордовская народная эпическая песня», 1964). В конце XX — начале XXI века появились работы Т. П. Девяткиной («Мифология мордвы», 1998), А. М. Шаронова («Мордовский героический эпос: Сюжеты и герои», 2001), Н. Г. Юрченковой («Мифология в культурном сознании мордовского этноса», 2002), Е. А. Федосеевой («Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция», 2007), оказавшие влияние на изучение мордовской мифологии и ее взаимодействия с литературой.
Объектисследования — мифологическая основа (космогонические, антропогонические, теогонические, семейно-брачные мифы) мордовских эпических поэм.
Предмет исследования — художественная трансформация самобытной мордовской мифологии, ее сюжетов и. мотивов в произведениях эпического плана Я. Я. Кулдуркаева, В. К. Радаева, A.M. Шаронова.
Материалом исследования послужили поэма-сказка «Эрьмезь» Я. Я. Кулдуркаева, поэмы В1К. Радаева «Тюштя», «Сияжар», «Пенза и Сура», эпос «Масторава» A.M. Шаронова, фольклорные произведения (мифы, эпические песни, предания, легенды, моления, заговоры и т. д.), опубликованные в серии «Устно-поэтическое творчество мордовского народа», материалы Центрального Государственного Архива Республики Мордовия (ЦГА РМ) и рукописного фонда НИИ' гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (РФ НИИГН).
Целью диссертационного исследования является изучение трансформации аутентичной мифологии, ее сюжетов и персонажей в творчестве Я. Я. Кулдуркаева, В. К. Радаева, A.M. Шароновараскрытие характера взаимодействия поэтики мифа и авторской эпической поэмы.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач: — выработку рабочего определения понятия «мордовская мифология" — выявление основных сюжетов и персонажей аутентичной мифологии, использованных мордовскими поэтамирассмотрение жанровой природы поэм «Эрьмезь» Я. Я. Кулдуркаева, «Тюштя», «Сияжар», «Пенза и Сура» В. К. Радаева, «Масторава» А. М. Шаронова в связи с их мифологическим мировидениемопределение роли мифологического наследия в духовной культуре мордовского народа.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и поставленными задачами, опирается на труды отечественных теоретиков литературы и фольклора, важнейшие достижения отечественного литературоведения и фольклористики. В работе использованы общенаучные принципы историзма, предполагающего изучение явления в динамике, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности, научной объективностиисторико-типологический, сравнительно-исторический, культурно-исторический методы, позволяющие рассмотреть произведения фольклора и литературы в их причинно-следственной обусловленности, с учетом влияния фольклорной традиции на литературную, способствующие установлению фольклорно-литературных параллелей, выявлению сходства мордовских мифологических сюжетов и мотивов с подобными сюжетами и мотивами других народов.
Научная новизна исследования определяется тем, что в исследовании проанализированы мифологические персонажи и мотивы в эпической поэзии мордвы, их преломление в наиболее значимых произведениях художественной литературы Я. Я. Кулдуркаева, В. К. Радаева, A.M. Шаронова. Мифы мордвы рассмотрены в сравнительном плане с мифами других финно-угорских народов и их преломление в художественной литературе, что способствовало выявлению их типологических и специфических черт.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении места и роли мифа в развитии художественной литературы, духовной культуры мордовского народа, в раскрытии его влияния на традиции и обряды, а также на жизнь этноса в целом. Полученные результаты исследования будут способствовать углублению понимания природы мифологического мировидения мордвы, созданию базы для дальнейших разысканий в этой области. Анализ эпических поэм вносит вклад в изучение фольклорно-литературных отношений, способствует более глубокому раскрытию влияния мифологии на письменную литературу.
Практическая значимость. Положения и выводы диссертационного исследования, его результаты могут быть использованы в практике вузовского преподавания, при изучении мифологии, при разработке факультативных курсов, при написании учебно-методических пособий и рекомендаций, при составлении учебных программ для вузов и общеобразовательных школ, а также при написании студентами курсовых и дипломных работ.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Мордовская мифология — это форма сознания человека древнего мира, охватывающая его хозяйственно-экономическую, семейно-бытовую, социальную жизнь, для которой характерно одушевление явлений окружающего мира, олицетворение и персонификация, наделение человеческими свойствами, отражение мировидения народа в эпоху его формирования. Изучение мифов дает возможность возвращения к древним духовным истокам, имеющим непреходящую ценность. Использование мифов в творчестве писателей способствует росту художественного уровня их произведений, более глубокому и всестороннему воспроизведению образа жизни, мыслей и чувствований народа.
2. Трансформация мифов в творчестве мордовских писателей имеет преимущественно непроизвольный характер, авторы допускают вольное обращение с мифологическими сюжетами и образами, что идет вразрез с поэтикой фольклора и иногда ведет к снижению художественных достоинств произведений.
3. На демонологии волшебной сказки, в которой отразилась мифология на стадии ее разрушения, основана поэма-сказка «Эрьмезь» Я. Я. Кулдуркаева. «Эрьмезь» содержит элементы героической тематики, что позволяет говорить о нем как о произведении, которое предшествовало появлению книжных форм мордовского героического эпоса.
4. Отдельные эпические и мифологические мотивы и персонажи не всегда соответствуют содержанию и духу мордовской мифологии как устоявшейся мировоззренческой и художественной системе в богатырских поэмах В. К. Радаева «Сияжар», «Тюштя», «Пенза и Сура».
5. Подлинная мифология мордвы, ее космогонические, антропогонические, теогонические и семейно-брачные мифы представлены в систематизированном виде в «Мастораве» A.M. Шаронова, что определило ее художественно-эстетические достоинства и общественное значение:
Апробация результатов исследования. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях и методологических семинарах кафедры литературы Мордовского госпединститута имени М. Е. Евсевьева, докладывались на межвузовских* научно-практических конференциях (ежегодные «Евсевьевские чтения» (Саранск, 2005 — 2008)) — на международной научно-практической конференции «Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические» (Чебоксары, 2006 г.), всероссийской конференции «VII конгресс этнографов и антропологов России» (Саранск, 2007 г.), основные положения и выводы исследования нашли отражение в 7 публикациях научных изданий, одна из которых — «Образ бога грома в мордовской мифологии» -опубликована в научном журнале «Вестник Чувашского университета» (2008, № 4), рекомендованном ВАК РФ.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование мифологии мордвы как важного пласта национальной культуры весьма актуально. Оно не только позволяет приобщиться к истокам народных знаний и поверий, историческому прошлому, что само по себе важно и значимо, но и способствует более глубокому осмыслению ценностей современной мордовской культуры.
Мифология и фольклор играют значительную роль в процессах национального возрождения. Ибо из них могут быть почерпнуты те культурные ценности и традиции, без которых невозможна любая из современных этнокультур. Мифология, в которой наиболее полно отражены этнокультурные особенности национального мироощущения, обладает огромным духовным, культурным и эстетическим потенциалом. В нем складывается своеобразный этико-эстетический эталон, определяющей особенностью которого являются обожествление женщины-матери, оптимистическое мировосприятие, жизнелюбие.
Мифология — форма сознания человека древнего мира, которая охватывает его хозяйственно-экономическую, семейно-бытовую, социальную жизнь. Для нее характерны одушевление явлений окружающего мира, их олицетворение и персонификация, наделение человеческими свойствами. В мифологию входят также обычаи, традиции, обряды первобытного человека и его абстрактные, этиологические представления, которые выражаются в мифах, словесных, сюжетно-повествовательных произведениях, рассказывающих о происхождении мира, человека и прочих явлений окружающей действительности. Таким образом, мифология есть и форма сознания человека древнего мира, и образ жизни, и способ познания и объяснения явлений окружающей действительности. Главное в мифологии пантеон, совокупность этнических богов с верховным богом, великими богами и «отраслевыми» божествами.
Социальная функция мифологии выражается в очеловечивании природы, наделении ее способностью мыслить, чувствовать, говорить, благодаря чему мир становится для человека более близким, понятным и комфортабельным для существования. Мифология поэтизирует и эстетизирует природу, создает ее чувственно-эмоциональный и идеальный образ, воспринимая который человек через обычай, обряд, традицию вносит в свою деятельность упорядоченность, целесообразность, разумность. Феномен мифологии заключается в том, что она присутствует в языке, и в сознании человека, благодаря чему обладает способностью трансформироваться во времени, переходить от одного поколения к другому. В данной особенности мифологии кроется причина ее активного влияния на все виды материальной и духовной деятельности людей, включая фольклор и письменную художественную литературу. Следует отметить, что мера мифологизма литературы не зависит от степени ее зрелости. Она проникает как в развитые, так и в неразвитые литературы. Если взять мордовскую литературу, то в ней обнаруживаются мало произведений, где писателями и поэтами, так или иначе, используются мифологические мотивы и персонажи.
В нашей диссертационной работе мы остановили свое внимание на произведениях трех авторов — Я. Я. Кулдуркаева, В. К. Радаева, A.M. Шаронова, так как только ими мифология как таковая использована в художественном контексте произведений. Мифологизм творчества того или иного писателя зависит от целого ряда факторов, в которых ведущую роль играет хорошее знание национальной истории, мифологии и фольклора. Если мы посмотрим под данным углом зрения на рассмотренные нами эпические поэмы, то придем к следующему заключению.
Поэма-сказка Я. Я. Кулдуркаева «Эрьмезь» создавалась главным образом на основе низшей мифологии, демонологии волшебной сказки и миросозерцания своей деревни. Однако автор использовал и такие формы воззрений, как анимизм, тотемизм, антропоморфизм, фетишизм. Из национального фольклора заимствованы язык, поэтическая символика, метафоры, эпитеты, сравнения. Детальное рассмотрение произведения позволяет утверждать, что Я. Я. Кулдуркаев привлекал не конкретные фольклорные произведения, сюжеты, образы, персонажи, а лишь отдельные мотивы. Это дает основание для вывода, что в своей поэме Я. Я. Кулдуркаев не исходит из устно-поэтического творчества, а только опирается на него.
В поэмах В. К. Радаева предпринята попытка авторского переосмысления мифологических сюжетов и персонажей, которое в некоторых случаях можно признать удачным, однако неадекватным содержанию и духу мордовской мифологии и фольклору в целом. «Сияжар», «Тюштя», «Пенза и Сура» В. К. Радаева — авторские богатырские поэмы с использованием некоторых фольклорно-эпических, мифологических мотивов и персонажей, которые не всегда и не во всем соответствуют сути мордовской мифологии как мировоззренческой и художественной систем.
В эпосе «Масторава» традиционная мифология эрзи и мокши представлена в классическом ее виде, но в художественно-эстетической системе, выстроенной A.M. Шароновым. В результате этого она помимо своих исконных этиологических функций стала выполнять и художественно-эстетические функции, поэтизируя тот или иной персонаж, то или иное явление, событие. Говоря о трансформации мифа в письменной художественной литературе, мы должны исходить из признания права автора на трансформацию мотива или мифологического персонажа в контексте его произведения без искажения их исконной, изначальной сущности, онтологической природы.
A.M. Шароновым при создании «Масторавы» были использованы непосредственно сами эпические произведения, собранные X. Паасоненом, М. Е. Евсевьевым, А. А. Шахматовым, П. И. Мельниковым (А.Печерским), JI. Кавтаськиным, А. И. Маскаевым, К. Самородовым, В. К. Радаевым и другими фольклористами, а также много текстов песен и сказаний, собранных самим автором в процессе экспедиционной деятельности. Это говорит о том, что «Масторава» результат колоссальной собирательской работы как фольклористов, так и автора, который подобрал, систематизировал и литературно обработал материал. Поэтому «Масторава» воспринимается как целостное художественное произведение, несмотря на то что в нее вошли произведения различных фольклорных жанров (мифы, эпические, лирические песни, свадебные, похоронные причитания). Через образы эпоса, центральное место среди которых занимает великий Тюштя, показывается реальная жизнь целого народа, его мировоззрение, древняя культура, общественные отношения, обычаи и традиции, что делает его своеобразной биографией народа.
Обозревая перспективы развития мордовской литературы, можно сказать, что ее «мифологизация» с возрастанием уровня культуры и зрелости народа будет постоянно возрастать, ибо познание менталитета народа, его духовно-нравственных устремлений, а в конечном счете и выбор дальнейшего исторического пути идут через мифологию. На современном этапе мифологи не затмевает художественную литературу, а, наоборот, делает более открытой и понятной с точки зрения ее национального своеобразия.
Список литературы
- ЦТ, А РМ, ф. Р- 267, on. 1, д. 92, л. 10. ЦТ, А РМ, ф. Р- 267, on. 1, д. 27, л. 27. ЦГАРМ, ф. Р-267, on. 1, д. 11,л. 32.
- РФ НИИГН, on. 1, ед. хр. 152, л. 126 127, 96 — 98, ед. хр. № 27, л. 83.
- Адушкин, Н.Е. Эпос о красоте, мудрости и величии души народа / Н. Е. Адушкин // Изв. Мордовии. 1996. — 19 янв.
- Акашкина, Р.И. Термины мифологических божеств в языке мокшанской свадебной поэзии / Р. И. Акашкина // Проблемы и перспективы развития восточных финно-угорских языков: материалы науч.- практ. конф.- Саранск, 2003. С. 250 — 252.
- Александров, Н.А. Мордва, мещеряки и тептяри: Чтение для народа. / НА. Александров. М.: Изд. А. Я. Панафидина, 1900. — 32 с.
- Афанасьев, А.Н. Древо жизни: избр. ст. / А. Н. Афанасьев. М.: Современник, 1983. — 464 с.
- Афанасьев, А. Поэтические воззрения славян на природу: (Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов). Т.1. / А.Афанасьев.
- М.: Изд. К. Солдатенкова, 1865. 800 с.
- Беляева, Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы / Н. Ф. Беляева. Саранск: МГПИ, 2000. — 260 с.
- Большая советская энциклопедия: (в 30 т.) Изд. 3-е. Т.2. Ангола — Барзас. / гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Совет. Энцикл., 1970. -632 с.
- Ю.Боровский, Я. Е. Мифологический мир древних киевлян / Я. Е. Боровский. Киев: Наук, думка, 1982. — 104 с.
- П.Владыкин, В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В. Е. Владыкин. Ижевск: Удмуртия, 1994. — 384 с.
- Гацак, В.М. Устная эпическая традиция во времени: Историческое исследование поэтики / В. М. Гацак. М.: Наука, 1989. — 256с.
- Голубева, JI.A. Зооморфные украшения финно-угров / JI.A. Голубева // Археология СССР: свод археологических источников. — М.: Наука, 1979.- 112 с.
- Гольмстен, В.В. Надземные погребения в Среднем Поволжье /
- B.В. Гольмстен // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях ИИМК М.- Л., 1940. № 5. — С.56 — 58.
- Девяткина, Т.П. Мифология мордвы / Т. П. Девяткина. Саранск: Крас. Окт., 1998.-336 с.
- Девяткина, Т.П. Мифология мордвы: энциклопедия / Т. П. Девяткина. Изд. 2-е, испр. и дополн. Саранск: Красный Октябрь, 2006. — 332 с.
- Демин, В.И. «Масторава»: Человечность, гуманизм / В. И. Демин // Изв. Мордовии. -1995.-27 янв.
- Дорожкин, Н.В. «Масторава» / Н. В. Дорожкин // Масторава: на основе эрзянских и мокшанских мифов, эпических песен и сказаний написал A.M. Шаронов. Саранск, 2003. — С.5 — 6.
- Доронин, А.И. Источник жизни / А. И. Доронин // Изв. Мордовии. -1996. 10 янв.
- Евсевьев, М.Е. Историко-этнографические исследования: избр. тр.: в 5 т. Т. 5. / М. Е. Евсевьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. — 552 с.
- Евсевьев, М.Е. Народные песни мордвы. Избранные труды в 5 т. / М. Е. Евсевьев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, Т. 1. 1961. — 3 84 с.
- ЗО.Зеленин, Д. К. Этнографический сборник. Географическое общество, VI / Д. К. Зеленин. СПб, 1863, С. 126.
- Иванов, Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Н.Н.Иванов-Ярославль: Академия развития, 1997. 192с.
- Калевала. Карело-финский народный эпос: Собрал и обработал Элиас Леннрот. Пер. Л.Бельского. Петрозаводск, ГИЗ. Карельской АССР, 1956.-338 е.
- Калиев, Ю.А. Мифологическое сознание мари: Феноменология традиционного мировосприятия: монография / Ю. А. Калиев. Йошкар-Ола, Мар.гос.ун-т, 2003. — 216 с.
- Каргина, М.И. Категория «центра мира» в мифотворчестве мордвы / М. И. Каргина // История в культуре, культура в истории: Материалы V Сафаргалиев. науч. чтений Саранск: Красный Октябрь, 2001. — С.375−393.
- Корнишина, Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования / Г. А. Корнишина. -Саранск: МГПИ, 2000. 150с.
- Криничная, Н.А. Персонажи преданий: Становление и эволюция образа / Н. А. Криничная. Л.: Наука, 1988. — 122 с.
- Крюкова, Т.А. Материальная культура марийцев XIX века / Т. А. Крюкова. Йошкар-Ола: Марийс. кн. изд-во, 1956. — 160с.
- Кулдуркаев, Я.Я. Эрьмезь. Евкс кезэрень эрямодо. / Я. Я. Кулдуркаев. Саранск. МОРДГИЗ. «Красный Октябрь», 1935.-91 с.
- Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. / Л. Леви-Брюль. М.: Атеист, 1930−339 с. 43 .Лепехин, И. Дневные записки / И.Лепехин. Санкт-Петербург: Тип. при Императ. АН, СПб. 1771 — 538 с.
- A.Н. Николюкина. Институт науч. информации по общественным наукам РАН. М.: НПК «Интелвок», 2003 — 1600 с.
- B.М. Кожевникова, П. А. Николаева. Редкол: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.
- Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев // Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991 — 525с.
- Майнов, В.Н. Один день среди «Мокши» / В. Н. Майнов // Древняя и новая Россия. СПб., Т. З, № 10. 1878. — С. 117−134.
- Майнов, В.Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. — СПб. Тип. М-ва внутр. Дел, 1885. 267с. (Зап. РГО: Т. XIV, вып.1.).
- Макушкин, Н.П. Современная эрзянское жилище на территории Мордовской АССР / Н. П. Макушкин // Исследования по материальной культуре мордовского народа. М., 1968, — С.147−160
- Маркелов, М.Т. Культ умерших в похоронном обряде волго-камских финнов (мордва, мари, вотяки) / М.Т.Маркелов// Религиозные верования народов СССР. Т.2. — М. 1931 — С.673−698.
- Маскаев, А.И. Мордовская народная сказка / А. И. Маскаев. -Саранск: Мордгиз, 1947. 185 с.
- Маскаев, А.И. Мордовская народная эпическая песня/ А. И. Маскаев. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1964. 440с.
- Масторава. На основе эрзянских и мокшанских мифов, эпических песен и сказаний написал A.M. Шаронов, Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003.-448с.
- Масторава: Кемгавксово ёвтамот эрзянь ды мокшонь раськетнеде. Эрзянь ды мокшонь кезэрень пингень мифтнень, эпической моротнень дывтамотнень коряс сермадызе A.M. Шаронов- Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 1994,-496 с.
- Масторава: Эпость эрзянь и мокшень сире пингонь мифнень, эпическяй моротнень и азкснень коряс сермадозе А. Шаронов/ Эрзяннеста мокшень кяльс етафтозе М.Моисеев. Саранск: Мордов. кн. изд-сь, 2001−432с.
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. / Е. М. Мелетинский. (АН СССР. Ин-т мировой лит-ры, им. А. М. Горького. Исследования по фольклору и мифологии Востока). М.: Наука, 1976. — 407с.
- Мельников, П.И. (Андрей Печерский) Очерки мордвы / П. И. Мельников (А.Печерский). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. -136 с.
- Мифологический словарь / Сост. М.н. Ботвинник, М. А. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селцкий, Л.: Учпедгиз, 1956. — 226 с.
- Мифология Коми / Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина / Науч. Ред. В. В. Напольских. М.: Изд-во ДИК, 1999. — 480 с.
- Мифы народов мира / гл. ред. С. А. Токарев. Энциклопедия. (В 2 томах). Т.1. А-К. -М.: Сов. Энцикл. 1980. 672с.
- Мифы народов мира/ гл. ред. С. А. Токарев. Энциклопедия. (В 2 томах). Т.2. К-Я. М.: Сов. Энцикл. 1982. — 720 с.
- Михалкович, И.Н. Мифологические мотивы и сюжеты в песенно-поэтическом творчестве мордвы: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. Н. Михалкович. Саранск, 1999. — 16 с.
- Мокшин Н.Ф. Прокрустово ложе (о книге «Масторава») / Н. Ф. Мокшин // Вечерний Саранск, 1996. 25января.
- Мокшин, Н.Ф. Религиозные верования мордвы: 2-е изд. доп. и перераб. / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1998.- 248с.
- Мокшин, Н.Ф. Мифология мордвы: Этнограф, справ / Н. Ф. Мокшин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. — 320с.
- Мокшина Ю.Н. Брак и семья в обычном праве мордвы (Текст) / Ю. Н. Мокшина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.- 256 с.
- Молданова, Т.А. Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис / Т. А. Молданова. НИИ ВОУН: отв. ред. Н. В. Лукина -Томск: Изд. Том. Ун-та, 1999 761 с.
- Мордва: историко-культурные очерки / редкол.: В. А. Балашов, B.C. Брыжинский, И. А. Ефимов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — 624 с.
- Морской, Д. Первая борозда: Стихи и поэма / Д. Морской -Сост. Л. Г. Васильев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1976. — 68 с.
- Найдыш, В.М. Философия мифологий от античности до эпохи романтизма. М.: ГАРДАРИКИ, 2002. 554 с.
- Петрухин В.Я. Мифы финно-угров / В. Я. Петрухин М: ООО Астрель, 2003.-464с.
- Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении / Г. Плосс. Т.2 5-е испр. изд. перераб. М. Бартельсот. Перев. под. ред. РАММА. СПб. Киев -Харьков, 1899. 496 с.
- Радаев Пенза ды Сура: Кезерэнь пингень евтамот / В. К. Радаев. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972. 220с.
- Радаев, В.К. Сияжар. / В. К. Радаев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1975−315с.
- Радаев, В.К. Сияжар: сказания мордовского народа / В. К. Радаев М: Современник, 1989. — 303с.
- Радаев, В.К. Тюштя. Саранск, 1991. — 208с.
- Рогачев, В.И. Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор (историко-этнографические, мифологические, региональные и языковые аспекты) / науч. ред. А. И. Брыжинский, Ф. И. Урманчеев. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. — 384с.
- Рогачев, В.И. Семантика знаков декоративно-прикладного искусства (на примере орнамента эрзи и мокши): учебное пособие по спецкурсу / В. И. Рогачев — Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2005. 147 с.
- Рогачев, В.И. Семейные знаки народов Поволжья (на примере знаков собственности эрзи и мокши) / В. И. Рогачев Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — 160 с.
- Российский энциклопедический словарь: В 2-х кн. / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001. 1023 с.
- Сайгин M.JI. Разломы: Роман в 3-х кн. / M.JI. Сайгин. — Саранск: Морд. кн. изд-во 1998. 432 с.
- Самородов, К.Т. Мордовская обрядовая поэзия / К. Т. Самородов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980 168с.
- Словарь античности. М.: Прогресс, 1989. 704 с.
- Смирнов, И.Н. Мордва. Известия общей археологической истории и этнографии / И. Н. Смирнов. Т. ХИ, Вып.4 Казань, 1895. — С.274−306.
- Смирнов, И.Н. Мордва: историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. Сранск: Красный октябрь, 2002. — 296 с.
- Смирнов, И.Н. Черемисы: Историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Т.7. 1889. С. 2- 212.
- Снежницкий, А. Мордовский праздник «Вермавы» (Вербного воскресения) и «Вирявы» (Заметка из дневника приходского священника) / А. Снежницкий // Пензенские Епархиальные ведомости, № 19−20, 1871, С.558−597, 627−634.
- Советская историческая энциклопедия // Гл. ред. Е. М. Жуков. М: Советская Энциклопедия, 1964. — 960 столб.
- Соколов, Б.М. Этнографическое изучение Саратовского края / Б. М. Соколов. Саратов, 1920.-49с.
- ЮО.Степанов, А. Ф. Сотворение мира (О марийском язычестве в контексте возникновения и эволюции человеческого общества) /о
- А.Ф.Степанов. Иошкар — Ола. — 2003
- Ткаченко, О.Б. «Масторава» эрзянская «Калевала» // Ткаченко О. Б. Письма далекого друга. Васолъялгань сермат. — Саранск, 2004. — 128с.
- Топоров, В.Н. Первобытные представления о мире: Общий взгляд // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.: Наука, 1982.
- ЮЗ.Урманчеев, Ф. И. По следам Белого волка: Ранние этнокультурные связи тюрко-татарских племен / Ф. И. Урманчеев — Казань. ИЯЛИ им. Т. Ибрагимова АН РТ, 1994. 126с.
- Урманчеев, Ф.И. Эпические сказания татарского народа: Сравнительно-исторический очерк / Ф. И. Урманчеев. — Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1980. 120с.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 8 т. — Т.1. Эпические и лиро-эпические песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1963. -400с.
- Юб.Устно-поэтическое творчество мордовского народа: в 8 т. — Т.2. Лирические песни. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. — 372с.
- Устно-поэтическое творчество мордовского народа.. Т.9. Мордовские народные песни Завольжья и Сибири. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982.-352с.
- Федосеева, Е.А. Книжные формы мордовского героического эпоса: возникновение и эволюция / Е. А. Федосеева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007, — 212с.
- Федянович, Т.П. Похоронные и поминальные обряды мордвы. /Т.П.Федянович. Бытовая культура мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.-С. 96−126.
- ПО.Федянович, Т. П. Семейные обычаи и обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец Х1Хв 1980-е годы) / Т. П. Федянович М: Институт этнологии и антропологии РАН, — 1997. — 184с.111 .Философский энциклопедический словарь. М., 1953. 560с.
- З.Фрэзер Дж. Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии. / Пер. с англ. М.: ООО Фирма &bdquo-«издательства ACT»". 784с.
- Н.Фрэзер Дж. Д. Золотая ветвь: Исследования магии и религии/Дж.Д. Фрэзер -М.: Политиздат, 1980 — 831с.
- Халиков, А.Х. Отражение космогонических и генеалогических легенд волжских булгар в археологических материалах /А.Х. Халиков // Из истории ранних булгар. Казань: Институт истории А. Н. Татарстана., 1984-С.5−20.
- Пб.Харва, У. Религиозные воззрения мордвы / У.Харва. Пер. с нем. А. Гуриной Хельсинки: Финская Академия наук, 1952. — 387с.
- Чернов, Е.И. Красота памяти / Чернов Е. И. // Мордовия: 1995. -22−28 июня.
- Шаронов A.M. Мордовский героический эпос: Сюжеты и герои / A.M. Шаронов. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2001. — 207 с.
- Шахматов, А.А. Мордовский этнографический сборник. /А.А.Шахматов. В приложении: описание села Оркина Саратовского уезда А. Н. Минха. СПб, 1910. — 848с.
- Шитов, В.Н. Защити меня жар-птица / В. Н. Шитов // Странник. № 2 1994. —С.148−149.
- Шуляев, А.Ф. Жизнь и песня (Поэтическая система традиционной народной лирики мордвы), Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. — 172с.
- Эрьзянь фольклор / Состав. Л. С. Кавтаськин. НИИ ЯЛИ -Саранск: Мордгиз, 1939. 402с.
- Mainof, W. Les lersters de la mythologie Mordwine/ W. Mainof //Yournal de la Societe Finno-Ougrienne. Helsingissa, 1889. — 159p.
- Paasonen, H. Mordwinische Volksdichtung. Cessammelt von Herausgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. I Band. Helsinki, 1938.-509s.
- Paasonen, H. Mordwinische Volksdichtung. Cessammelt von Herausgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. II Band. Helsinki, 1939. — 574 s.
- Paasonen H Mordwinische Volksdichtung. Im auftrag der Finnisch-Ugrischen Cesellschaft von Ignatij Zorin. Ubersetzt von Kaino Heikkila und Paavo Ravila. Herausgegeben von Martti Kanla. V Band. Helsinki, 1977.-525s.
- Paasonen, H. Mordwinische Volksdichtung. Cessammelt von Herausgegeben und ubersetzt von Paavo Ravila. Ill Band. Helsinki, 1941. 343s.
- Stube, R. Bauopfer, Handworterbuch des deutschen Aberclaubers, Bd.I. H.7, Berlin u. Leipzig 1928.
- Lentonen, P. Mastorava on pienen Kansan Sankaritsrina || Kansan Uutizet. 11.2/1998
- Hakkarainen, T. Mastorava, mordwalaisten Sankariepos || HUDENKIVI. Suomalainen kulttuurilenti. 61 998
- Harva, U. Die Religiosen Vorstellungen der Mordwinen/ U. Harva.-Helsinki, 1952. -456 p.7