Организационно-методические условия реализации принципа непрерывности и преемственности основных компонентов процесса физического воспитания младших школьников
Проблема преемственности различных характеристик процесса физической подготовки человека на различных этапах онтогенеза всегда считалась одной из центральных не только в теории и методике физической культуры и спорта, но и в ходе работы по снижению педагогических рисков в процессе физического воспитания младших школьников. Актуальность ее рационального решения обусловлена закономерностями… Читать ещё >
Организационно-методические условия реализации принципа непрерывности и преемственности основных компонентов процесса физического воспитания младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Принцип непрерывности и преемственности является фундаментальным принципом образования и воспитания [1]. Учебно-воспитательный процесс формирования физической культуры младших школьников ориентирует на проведение круглогодичных и многолетних организационно-методических физкультурно-спортивных мероприятий различных видов и форм, обеспечивающих кумулятивный и синергетический эффект от педагогических воздействий; осуществление проективных педагогических операций, способствующих преемственности основных компонентов в многолетнем процессе физического воспитания младших школьников.
Данные положения реализуются в системе регулярных занятий, обусловливающих обеспечение в наибольшей возможной степени преемственность позитивных результатов всех сторон физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ.
Принцип непрерывности и преемственности реализуется в рамках следующих организационно-методических условий:
1. Организация круглогодичной двигательной деятельности.
Данные исследований свидетельствуют, что каникулярные периоды негативно влияют на уровень физической подготовленности младших школьников. Он снижается, и педагогам после окончания каникул приходится затрачивать значительное количество учебного времени для её подтягивания до доканикулярного уровня. Полученные научные факты еще раз подтверждают мнение многих ученых о большей эффективности процесса организованного физического воспитания по сравнению с результатами спонтанной, неорганизованной двигательной деятельности детей 7−10 лет [2, 3, 4]. В связи с вышеизложенным несомненна необходимость пролонгации организованной двигательной активности в ходе каникул в общеобразовательных школах. При этом данная проблема наиболее актуальна для летнего каникулярного периода по многим причинам, к основным из которых относятся: большая длительность каникул у младших школьников, во многом обусловливающая стагнационные изменения уровня их физической подготовленности; возможность широкого использования климатических факторов, что в совокупности с эффективной методикой физической подготовки позволяет достичь синергетического эффекта; благоприятный эмоциональный фон, возникающий у детей в период каникул; функционирование на базах многих общеобразовательных школ летних лагерей отдыха детей, что позволяет на хорошей материальной базе под руководством квалифицированных специалистов целенаправленно осуществлять процесс непрерывного физического воспитания.
Необходимо отметить, что мы рассматриваем летние каникулы как неотъемлемую составную часть общей многолетней системы физического воспитания, имеющей идентичные с учебными периодами проективные, содержательные, процессуальные и контрольно-учетные установки.
Характеризуя в общем виде особенности процесса физического воспитания в летний период, необходимо отметить следующие требования, обеспечивающие, по нашему мнению, оздоровительный эффект: приоритетное развитие выносливости, силы постуральных мышц и координационных способностей учащихся; ориентация на особенности мотивационно-потребностной сферы детей; комплексность применяемых средств и методов; разносторонность воздействия в сочетании с другими оздоровительными мероприятиями во взаимосвязи с общим режимом дня.
Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности педагогических воздействий на уровень физической подготовленности младших школьников, позволяющих нивелировать снижение их физических кондиций в летний каникулярный период.
2. Обеспечение преемственности программ физической подготовки.
Проблема преемственности различных характеристик процесса физической подготовки человека на различных этапах онтогенеза всегда считалась одной из центральных не только в теории и методике физической культуры и спорта [2, 5, 6, 7], но и в ходе работы по снижению педагогических рисков в процессе физического воспитания младших школьников. Актуальность ее рационального решения обусловлена закономерностями функционирования многолетней системы физического воспитания человека, в числе которых этапность, цикличность, зависимость от индивидуальных особенностей индивида, зачастую вступающих в противоречие с общими тенденциями его развития, такими, как колебательный характер возрастного развития, ускоренное развитие отдельных элементов физического статуса, занимающего сменяющееся доминирующим процессом их структурной интеграции и др. [8, 9, 10].
Понятно, что система обеспечения преемственности не может быть однофакторной, а характеризуется достаточно сложной многоуровневой структурой. В контексте данного исследования целесообразно, по нашему мнению, выделить проективные, содержательные, процессуальные и контрольно-учетные детерминанты, обеспечивающие реальную преемственность многолетнего учебно-воспитательного процесса. Фундаментальной предпосылкой возможности реализации этой сложной задачи является взаимосвязь общих фундаментальных закономерностей и частных этапных задач процесса физического развития человека.
Рассматривая проективные аспекты преемственности учебно-воспитательного процесса физической подготовки младших школьников, необходимо отметить взаимообусловленность общих и этапных в соответствии с возрастом учащихся целевых установок. Если учесть, что основы физической культуры закладываются в раннем детстве, то становится очевидной главная целевая установка для управления физической активностью на данном этапе онтогенеза человека — формирование и интенсивное развитие всех компонентов физической культуры личности, в том числе и ее физической составляющей. В то же время эта общая цель применительно к периоду развития ребенка в младшем школьном возрасте детализируется в частных задачах, к которым относятся: формирование позитивной мотивации к занятиям физическими упражнениями, интенсивное развитие физического и двигательного потенциала учащихся.
Содержательная преемственность обеспечивается возможностью применения педагогом в учебно-воспитательном процессе с детьми 7−10 лет одних и тех же средств, позволяющих достаточно точно учитывать характер, объем и интенсивность нагрузок, что делает реальным получение объективной информации о результатах использования конкретных педагогических тренирующих воздействий.
Решение задачи содержательной преемственности процесса физической подготовленности младших школьников во многом облегчается и в связи с некоторыми психическими особенностями детей, позволяющими широкомасштабно использовать подвижные игры, а также игровой и соревновательный методы организации в ходе уроков физической культуры.
Обеспечение процессуальной (технологической) преемственности процесса физической подготовки младших школьников обусловлено следующими обстоятельствами:
- а) осуществлением тренировочных воздействий, которые подчиняются фундаментальным принципам сознательности и активности, систематичности, постепенности, доступности, наглядности;
- б) опорой процесса физической подготовки младших школьников на специфические принципы [11], к которым относятся: принцип детерминации, декларирующий необходимость учета консервативных и лабильных компонентов морфофункциональной организации человека; принцип фазового акцента, предполагающий обоснованное распределение во времени разнонаправленных тренировочных нагрузок;
- в) зависимостью эффективности физической подготовки учащихся в возрастном диапазоне 7−10 лет от соблюдения одних и тех же правил: однородности тренирующих воздействий; минимизации состава используемых средств развития физических качеств; необходимости и достаточности тренирующих воздействий.
Контрольно-учетная составляющая, способствующая преемственности программ физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ, характеризуется общими для младших школьников разного возраста основными требованиями к контролю и учету, в том числе: своевременности, объективности, точности, полноты и информативности, простоты и наглядности; использованием планирующих процедур, учитывающих половозрастные и онтогенетические характеристики детей; единым алгоритмом оценки уровня физической подготовленности учащихся, объединяющим как групповые, так и индивидуальные технологии педагогического контроля.
И, заканчивая обсуждение проблемы преемственности программ физической подготовки детей 7−10 лет, необходимо отметить, что общей организационной основой данного процесса является системное и систематическое планирование учебно-воспитательного процесса, содержание и технология проведения которого должны обеспечить приемлемый для ребенка уровень физического здоровья и успешность жизнедеятельности в соответствии с его индивидуальными, психофизиологическими особенностями.
Примечания
- 1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2001. С. 58−60.
- 2. Карпеев А. Г. Развитие координации скоростных циклических движений у лиц женского пола на этапе интенсивного онтогенеза (от 4 до 20 лет) // Теория и практика физической культуры. 2000. № 10. С. 12−14.
- 3. Матвеев А. П. Идти другим путём // Физическая культура в школе. 1998. № 4. С. 5.
- 4. Ханжиева А. Я. Особенности адаптивного физического воспитания детей и подростков в Республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. № 3. С. 380−385.
- 5. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития (основы негэнтропийной теории онтогенеза). М.: Наука, 1982. 270 с.
- 6. Гужаловский А. А. Физическое воспитание школьников в критические периоды развития // Теория и практика физической культуры. 1977. № 7. С. 37−39.
- 7. Гужаловский А. А. Итоги и перспективы изучения закономерностей онтогенеза физических способностей человека // Теория и практика физической культуры. 1987. № 12. С. 31−34.
- 8. Верхошанский Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 41−54.
- 9. Гожин В. В., Шалманов А. А. Вариативность и двигательные способности. М.: МНПИ, 1998. 92 с.
- 10. Хрущев С. В. Медико-биологические проблемы физического воспитания детей на Крайнем Севере // Теория и практика физической культуры. 1990. № 9. С. 17−20.
- 11. Бальсевич В. К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса // Теория и практика физической культуры. 2001. № 4. С. 9−10.
- 12. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта: учеб. пособие для ИФК. М.: ФиС, 1987. С. 55−68, 84−85, 95−98.