Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разработки уроков. 
Изучение односоставных предложений в школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности. В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному. Ученые-лингвисты Буслаев Ф. И. и Востоков А. Х. рассматривали односоставные предложения как неполные… Читать ещё >

Разработки уроков. Изучение односоставных предложений в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урок № 1.Тема: Понятия об односоставных предложениях

Цель урока:

  • 1. Научить учащихся отличать односоставные предложения от двусоставного предложения;
  • 2. Формирование и умение находить, характеризовать и употреблять в речи односоставные предложения;
  • 3. Развить мышление учащихся и способности систематизировать полученные знания;
  • 4. Формировать навыки устной и письменной речи учащихся;
  • 5. Воспитать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: записи на доске, раздаточный материал, карточки, индивидуальные таблицы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Все готовы к уроку?

II. Речевая разминка.

Вопросно-ответная беседа: «Ребята, давайте повторим прошлую тему. Итак!

  • 1. Какие члены предложения называются второстепенными?
  • 2. На какие виды делятся второстепенные предложения? Дайте характеристику каждому из них.
  • 3. В чем отличие дополнений от несогласованных определений?
  • 4. Какими частями речи выражаются обстоятельства различных видов?
  • 5. В роли каких второстепенных членов может выступать инфинитив?
  • 6. Что называется приложением? Расскажите о постановки дефиса между определяемым словом и приложением. Приведите примеры."

III. Опрос домашнего задания.

Все выполнили домашнее задание? Давайте проверим упражнение.

Домашним заданием было упражнение № 180 на странице 81. Задание: Выпишите из текста 5−6 словосочетаний, в которых зависимое слово выполняет функцию второстепенного члена предложения. Определите их: 1) вид, 2) способ выражения, 3) способ связи с главным словом.

В образце было указано, как выполнить задание.

Прочитайте первое словосочетание.

Яркие звезды — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в числе и падеже с существительным звезды.

Правильно! Следующее.

Снежных полянах — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в числе и падеже с существительным полянах.

Жизнь в лесу — обстоятельство места, выражено существительным в предложенном падеже с предлогом в, тип связи — управление.

Морозные ночи — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в числе и падеже с существительным ночи

Мерзлая ветка — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в роде, числе и падеже с существительным ветка

Пробежал под деревьями — обстоятельство места, выражено существительным в предложенном падеже с предлогом под, тип связи — управление.

Молодцы, ребята! Домашняя работа выполнена правильно.

IV. Объяснение нового материала.

А теперь перейдем к изучению нового материала. Сегодня на уроке мы будем проходить тему «Односоставные предложения», выявим отличие односоставных предложений от двусоставных предложений. Будем учиться находить и характеризовать односоставные предложения. И узнаем на какие типы они делятся. Тема сложная, но очень интересная. Давайте начнем.

Ребята, из пройденного материала вы уже имеете представление о двусоставных предложениях. Двусоставные предложения — это предложения, которые состоят из двух главных членов предложения — подлежащего и сказуемого. Например: Молодость и природа ускорила мое выздоровление (П.).

Если в составе двусоставных предложений два главных члена предложения, то как вы думаете, какие предложения являются односоставными предложениями? Правильно! Односоставные предложения — это предложения, которые состоят из одного главного члена предложения — подлежащего или сказуемого. Например: Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.

В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному. Ученые-лингвисты Буслаев Ф. И. и Востоков А. Х. рассматривали односоставные предложения как неполные.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений внес великий русский лингвист А. А. Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка» впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка.

А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

А.А.Шахматов выделяет односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого и с главным членом в форме подлежащего.

К односоставным предложениям с главным членом в форме сказуемого относятся: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. А к односоставным предложениям с главным членом в форме подлежащего относятся назывные предложения или их еще называют номинативными предложениями.

Сейчас мы поделимся на две группы. Я раздам вам карточки с заданиями, которое вы должны будете выполнить.

Карточка № 1.

Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Вспоминае (т, ть) ся мне ранняя, погожая осень. Прохладн. тиш. ну утра нарушает сытое квохтанье дроздов. В поредевш. м саду далеко в. дна дорога к шалашу. До вечера в саду толпи (т, ть) ся народ.

Темнеет. Бодро идёшь домой. Эхо раскати (т, ть) ся по горизонту (далеко)далеко.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею.

Карточка № 2

Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.

Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла тр. щали… Искры полетели огненной метелью.

Однажды я шёл по дороге из города. Веч.рело. От засыхающих лист. ев пахло осен.ю.

Поздняя осень. Грачи улетели.

Ночь. Машина трогается. Долго блестит в темноте фонарик. Колхозники расходятся по домам.

V. Закрепление нового материала. Давайте закрепим изученную нами сегодня тему. Составим кластер.

  • 1. Скажите мне, что такое односоставные предложения?
  • 2. Какие ученые вложили большой вклад в изучение односоставных предложений?
  • 3. Кто из ученых поделил односоставные предложения на две группы?
  • 4. На какие типы делятся односоставные предложения с одним главным членом — сказуемом?
  • 5. На какие типы делятся односоставные предложения с одним главным членом — подлежащим?
Разработки уроков. Изучение односоставных предложений в школе.

VI. Подведение итогов. Оцениваются знания и творчество учащихся. Поощрение активных учеников.

VII. Домашнее задание. К следующему уроку выполните упражнение № 187 на странице 88 и выучите правило на странице 87−88.

Урок закончен. До свидания!

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой