Разработки уроков.
Изучение односоставных предложений в школе
А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности. В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному. Ученые-лингвисты Буслаев Ф. И. и Востоков А. Х. рассматривали односоставные предложения как неполные… Читать ещё >
Разработки уроков. Изучение односоставных предложений в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Урок № 1.Тема: Понятия об односоставных предложениях
Цель урока:
- 1. Научить учащихся отличать односоставные предложения от двусоставного предложения;
- 2. Формирование и умение находить, характеризовать и употреблять в речи односоставные предложения;
- 3. Развить мышление учащихся и способности систематизировать полученные знания;
- 4. Формировать навыки устной и письменной речи учащихся;
- 5. Воспитать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: записи на доске, раздаточный материал, карточки, индивидуальные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, дети! Садитесь. Все готовы к уроку?
II. Речевая разминка.
Вопросно-ответная беседа: «Ребята, давайте повторим прошлую тему. Итак!
- 1. Какие члены предложения называются второстепенными?
- 2. На какие виды делятся второстепенные предложения? Дайте характеристику каждому из них.
- 3. В чем отличие дополнений от несогласованных определений?
- 4. Какими частями речи выражаются обстоятельства различных видов?
- 5. В роли каких второстепенных членов может выступать инфинитив?
- 6. Что называется приложением? Расскажите о постановки дефиса между определяемым словом и приложением. Приведите примеры."
III. Опрос домашнего задания.
Все выполнили домашнее задание? Давайте проверим упражнение.
Домашним заданием было упражнение № 180 на странице 81. Задание: Выпишите из текста 5−6 словосочетаний, в которых зависимое слово выполняет функцию второстепенного члена предложения. Определите их: 1) вид, 2) способ выражения, 3) способ связи с главным словом.
В образце было указано, как выполнить задание.
Прочитайте первое словосочетание.
Яркие звезды — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в числе и падеже с существительным звезды.
Правильно! Следующее.
Снежных полянах — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в числе и падеже с существительным полянах.
Жизнь в лесу — обстоятельство места, выражено существительным в предложенном падеже с предлогом в, тип связи — управление.
Морозные ночи — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в числе и падеже с существительным ночи
Мерзлая ветка — согласованное определение, выражено именем прилагательным, согласуется в роде, числе и падеже с существительным ветка
Пробежал под деревьями — обстоятельство места, выражено существительным в предложенном падеже с предлогом под, тип связи — управление.
Молодцы, ребята! Домашняя работа выполнена правильно.
IV. Объяснение нового материала.
А теперь перейдем к изучению нового материала. Сегодня на уроке мы будем проходить тему «Односоставные предложения», выявим отличие односоставных предложений от двусоставных предложений. Будем учиться находить и характеризовать односоставные предложения. И узнаем на какие типы они делятся. Тема сложная, но очень интересная. Давайте начнем.
Ребята, из пройденного материала вы уже имеете представление о двусоставных предложениях. Двусоставные предложения — это предложения, которые состоят из двух главных членов предложения — подлежащего и сказуемого. Например: Молодость и природа ускорила мое выздоровление (П.).
Если в составе двусоставных предложений два главных члена предложения, то как вы думаете, какие предложения являются односоставными предложениями? Правильно! Односоставные предложения — это предложения, которые состоят из одного главного члена предложения — подлежащего или сказуемого. Например: Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.
В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному. Ученые-лингвисты Буслаев Ф. И. и Востоков А. Х. рассматривали односоставные предложения как неполные.
Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений внес великий русский лингвист А. А. Шахматов. В его книге «Синтаксис русского языка» впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка.
А.А.Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.
А.А.Шахматов выделяет односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого и с главным членом в форме подлежащего.
К односоставным предложениям с главным членом в форме сказуемого относятся: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. А к односоставным предложениям с главным членом в форме подлежащего относятся назывные предложения или их еще называют номинативными предложениями.
Сейчас мы поделимся на две группы. Я раздам вам карточки с заданиями, которое вы должны будете выполнить.
Карточка № 1.
Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.
Вспоминае (т, ть) ся мне ранняя, погожая осень. Прохладн. тиш. ну утра нарушает сытое квохтанье дроздов. В поредевш. м саду далеко в. дна дорога к шалашу. До вечера в саду толпи (т, ть) ся народ.
Темнеет. Бодро идёшь домой. Эхо раскати (т, ть) ся по горизонту (далеко)далеко.
Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею.
Карточка № 2
Найдите двусоставные и односоставные предложения. Перепишите, обозначив главные члены предложений.
Поднялся ветер. В одну минуту пламя обхватило весь дом. Красный дым вился над кровлею. Стекла тр. щали… Искры полетели огненной метелью.
Однажды я шёл по дороге из города. Веч.рело. От засыхающих лист. ев пахло осен.ю.
Поздняя осень. Грачи улетели.
Ночь. Машина трогается. Долго блестит в темноте фонарик. Колхозники расходятся по домам.
V. Закрепление нового материала. Давайте закрепим изученную нами сегодня тему. Составим кластер.
- 1. Скажите мне, что такое односоставные предложения?
- 2. Какие ученые вложили большой вклад в изучение односоставных предложений?
- 3. Кто из ученых поделил односоставные предложения на две группы?
- 4. На какие типы делятся односоставные предложения с одним главным членом — сказуемом?
- 5. На какие типы делятся односоставные предложения с одним главным членом — подлежащим?
VI. Подведение итогов. Оцениваются знания и творчество учащихся. Поощрение активных учеников.
VII. Домашнее задание. К следующему уроку выполните упражнение № 187 на странице 88 и выучите правило на странице 87−88.
Урок закончен. До свидания!