Фрэнк Норрис: Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма
Итак, в результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что развитие художественно-философской концепции прозы американского реа1Шзма, а в особенности творчества Фрэнка Норриса, обусловлено целым рядом факторов. На позднее развитие реализма в Америке повлияло длительное господство «изысканной традиции» — подготовку реализма мы находим у Уолта Уитмена в философии индивидуализма… Читать ещё >
Содержание
- Смена исторических эпох имеет свои последствия в различных областях человеческого знания, будь то культура, философия или
- литература. Именно на рубеже веков происходит пересмотр всего того, что было создано ранее, меняются методы, направления и критерии исследования
Все это касается и истории американской литературы. В критических обзорах литературы США конца XIX — начала XX века последних 20−30 лет мало внимания уделялось литературному процессу, связанному с вопросом развития критического реализма и натурализма и взаимозаменяемости этих терминов. Те немногие работы, которые появлялись в российском литературоведении, носили во многом идеологический характер (выделяются работы И. Е. Бабушкиной, Р. М. Самарина, В. Н. Богословского и др.) Зарубежные исследования последнего времени склоняются к мнению об изученности творчества писателей рубежа Х1Х-ХХ веков в плане методологии и акцентируют внимание исключительно на текстологическом, лингвистическом анализе произведений Г. Джеймса, С. Крейна, В. Д. Хоуэллса и др.(Л. Анебринк, Д. Грэхэм, К. Коллинз, Э. Маршан и др.)
Однако именно сейчас обращение к наследию Фр. Норриса, С. Крейна, X. Гарланда, Т. Драйзера и др. писателей того периода позволяет по-новому взглянуть на литературные течения и направления, их историю и методологию, выявить новые закономерности развития, рассмотреть вопросы преемственности и влияния реализма на последующее развитие американской литературы.
В связи с этим актуальное значение имеет творчество Фрэнка Норриса (1870−1902). В нашей работе речь пойдет о творчестве именно этого писателя, которого в многочисленных трудах, посвященных литературе
США, называют первым натуралистом, писателе, выработавшем собственную систему американского романа на основе «Экспериментального романа» Золя и философских изысканий И. Тэна, Г. Спенсера, Дж. Фиске, Дж. Ле Конте, Ч. Ломброзо, М. Нордау и др.
Термин «натурализм» применительно к литературе рубежа 19−20 веков, как и любой другой термин, несет в себе достаточный элемент условности В связи с этим в критике нередко возникают споры о степени его точности, о его границах применительно к термину «реализм». Поскольку мы не претендуем на создание собственной теории натурализма в американской литературе, в нашей работе мы опираемся на уже имеющиеся, хотя и противоречивые, теоретические изыскания по данной проблеме, не отказывая себе при этом в их анализе. Натурализм применительно к американской литературе и особенно к творчеству Фрэнка Норриса понимается нами прежде всего как литературное явление, занимающее пограничное положение между традиционным реализмом с его «типическими характерами в типичных обстоятельствах» и натурализмом Золя с «бесстрастным взглядом физиолога». При этом в натурализме Норриса отвергается «тривиализм» или «реализм мелочей», а в качестве основополагающего литературного принципа подчеркивается эпичность повествования. Кроме того, отличительной чертой реализма-натурализма в американской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков являются романтические черты, которые живы вплоть до середины XX века. В этой связи особо актуальное значение приобретает судьба американского натурализма именно этого периода и в последние десятилетия XX века, где он оказался по целому ряду причин очень жизнеспособным. Это интересно для нас не только с точки зрения историко-литературного факта, но как событие, имеющее историко-литературное значение.
Появление такого неоднозначного взгляда на явления реализма и натурализма в американской литературе того периода объясняется логикой развития литературы как таковой. Изучая эволюцию реалистической эстетики, Н. Л. Лейдерман приходит к выводу, что к 20-ому веку «. и чем дальше, тем больше, происходят процессы ассимиляции: реалистические структуры вступают в „сцепления“ со структурами дореалистическими (романтизмом, например), авангардистскими (экспрессионизмом, сюрреализмом и др.), образуя сложные художественные системы.» [42,с.4]
Мы сознательно отмечаем, что термин «натурализм» в нашем понимании применим только к американской литературе, поскольку очевидно различие в трактовках метода в зависимости от его школ даже в пределах одной страны. Что касается европейского натурализма, то видны существенные различия между «мюнхенской школой» натурализма с ее ограниченным отбором тем и многословным, утомительным описательством — и школой «берлинской», выразительно тяготевшей к постановке острых социальных проблем, к созданию произведений, критически фиксировавших типичные явления немецкой действительности.
В
литературах с могучей реалистической традицией, созданной еще в первой половине Х1Х-ого века, натурализм зачастую резко или во всяком случае сознательно обособлялся от реалистического искусства 2050-х годов. Во французской литературе молодым писателям-натуралистам оно казалось устаревшим искусством вчерашнего дня, хотя и воспринималось положительно. Так Золя восклицал: «Мы шагнем дальше Бальзака!», — искренне веря, что он, вместе с тем, продолжает дело Бальзака. [149,с.77]
При всех тех различиях, которые обнаруживаются в анализе проблемы натурализма, видно и то общее, что лежит в основе натурализма в национальных
литературах. Комплекс идей и эстетических представлений, охватываемый понятием «натурализм», возникает в ту эпоху, когда постепенно все в большей степени дает себя знать исчерпанность художественных принципов романтизма и реализма, все настойчивее становится воздействие общественной жизни на литературу, хотя оно и носит не прямой, а косвенный характер. Каким бы ни был национальный литературный процесс, он становится активным в период формирования нации. В Америке после войны за независимость самым подходящим методом в литературе был признан романтизм, который соответствовал стремлению к осуществлению «американской мечты». Это во многом объясняет его длительное существование в американской литературе, духовный багаж американской нации был неподготовлен для принятия реализма.
Только в свете этих соображений можно попытаться решить проблему натурализма в литературе США и рассмотреть роль Фрэнка Норриса как писателя, придавшего новое качество американскому реализму, выразившееся в бурном расцвете реалистического романа на пороге нового века.
В литературной критике конца ХГХ-ого века и в многочисленных трудах, посвященных литературе США, натуралистами прежде всего именуются Ф. Норрис, X. Гарланд, С. Крейн. Французский исследователь американской литературы Р. Мишо в своей «Панораме американской литературы» также причисляет Норриса и Крейна к натурализму. Немецкий исследователь В. Фишер в книге «Литература США» относит творчество Норриса и Крейна к «программному натурализму», а Дж. Харт в своем «Справочнике по американской литературе», выдержавшем несколько изданий, относит к натуралистам Норриса, Крейна, Херрика, Лондона и Фредерика. [82,с.23] В работах зарубежных литературоведов творчество американских писателей-натуралистов выводится непосредственно из иностранных, прежде всего французских влияний. Так в книге Дж. Сальвана «Золя в Соединенных Штатах» творчеству Норриса, Крейна и Драйзера посвящены специальные разделы, рассматривающие их зависимость от Золя. Шведский американист Ларе Анебринк в монографии
Влияние Э. Золя на Фрэнка Норриса", сопоставляя романы этих двух писателей, пытается доказать не только общую зависимость эстетики Норриса от Золя, но и установить случаи прямого ученического заимствования в отдельных романах американского писателя.
Устоявшаяся точка зрения о зависимости американской литературы от французской имеет серьезные объективные основания. Но в «золяизме» американских писателей надо видеть фактор уже вторичного значения, не определяющий главного в натурализме американских писателей. Вместе с тем, нельзя к их творчеству подходить с некоей отвлеченной «меркой натурализма». У американского натурализма были свои важные особенности, определяемые специфической ситуацией в литературе США, отличавшейся от состояния литературы большинства стран Европы. Разумеется, национальная
литература США как диалектическое единство направлений начала складываться еще в первые десятилетия 19-ого века. Но на процесс ее развития оказали свое задерживающее влияние глубокие общественные и идеологические противоречия между Югом и другими штатами.
Английская и французская литературы, натуралистические течения в которых были особенно хорошо известны в США, отличались по своему типу становления и развития от американской литературы. В американской литературе, как и в немецкой или бельгийской, развитие реализма из-за ряда причин, среди которых серьезное значение имела и сравнительно поздняя национальная консолидация и консолидация разрозненных литературных сил, шло замедленными темпами, осложнялось многими обстоятельствами, в частности слабо развитыми национальными реалистическими традициями. Во второй половине века в этих странах сложились условия для быстрого развития национальной литературы -национальное объединение, возникновение общенациональной проблематики, углубление общественных противоречий. Натурализм в американской литературе — закономерное порождение духовной ситуации, сложившейся в американской литературе в конце XIX — начале XX века, когда остро ощущается кризис гуманистического сознания, кризис культуры. Как следствие — философия пессимизма и скептицизма. «Натуралистическое сознание» общества создавало ситуацию, когда даже «чистые» реалисты не могли обходиться без художественной философии натурализма, без его эстетических приемов. Другой вопрос, что степень влияния натуралистического метода на писателей была различной. Если у Херрика («Человек, который побеждает») натуралистическая поэтика выражается в натуралистическом описательстве в силу неверно понятого автором принципа объективности, то у Фредерика объективизм выражается в отсутствии аналитического изображения действительности. [135,с.39] В других случаях художественные средства и философские воззрения, определяемые термином «натурализм», противоречиво переплетались в творчестве того или иного художника со многими другими тенденциями. Так это было в романах Норриса с его романтическими реминисценциями, в искусстве рассказчика Гарланда или в новеллах молодого Лондона. Однако не менее значимыми являются при этом и черты реалистической эстетики: внимание к взаимоотношениям человека и социальной среды, стремление найти в окружающем мире цель и смысл существования, образное изображение жизни в формах самой жизни.
История американской литературы рубежа Х1Х-ХХ веков привлекает к себе внимание многих исследователей. Обзор американской литературы Х1Х-ХХ века делают К. Малькольм, Льюис Патти, Ван Вик Брукс, Джон Кондер, Вильям Диллингхэм и др. Однако наиболее значительные работы по американскому натурализму написаны достаточно давно. Среди самых примечательных работ зарубежных исследователей выделяется трехтомный труд профессора В. Л. Паррингтона «Основные течения американской мысли», монография Л. Анебринка о влиянии Золя на Фр. Норриса., книга
В.Дшишнгхэма о роли «инстинкта» в творчестве Норриса, Д. Кондера о натурализме в литературе США", Л. Ферст о натурализме как новом явлении в литературе XIX века. Среди современных (более или менее) работ выделяются монографии исследователей Д. Пайзера «Американский литературный натурализм XX века."(1982), С. Н. Верма «Ф.Норрис. Литературная легенда"(1986), которые во многом является переработкой и переосмыслением трудов американских исследователей, в том числе вышеперечисленных. В 1998 году появилась работа В. Корела, о новом взгляде на творчество Фр. Норриса с точки зрения современного американского общества, а также на проблему становления натурализма в Америке, но она находится в фондах библиотеки Пенсильванского университета США и доступна для чтения только ее членам (информация о наличии такой работы получена нами из Интернета).
Среди отечественных работ последние исследования в области изучения этой темы датируются 1983-м годом. Существует одна монография о Ф. Норрисе — книга А. С. Садагурского «Фрэнк Норрис и американский роман» (1976), где автор объясняет, в каких общественно-исторических условиях развивалась
литература США на рубеже Х1Х-ХХ веков, затрагивает вопрос влияния Норриса на Т.Драйзера. Для нас эта работа интересна с точки зрения экскурса в историю американской литературы, здесь дан перессказ ряда новелл Норриса, не переведенных на русский язык. Однако А. С. Садагурский не уделяет должного внимания вопросу влияния Золя на Норриса, игнорирует связь писателя с другими американскими реалистами (Г.Джеймсом, В. Д. Хоуэллсом, Х. Гарландом и др.) В российском литературоведении существует ряд статей о творчестве Норриса, а именно: И. Е. Бабушкиной «Критический реализм Ф. Норриса», В. Н. Богословского «Творчество Ф. Норриса», «Литературные взгляды Норриса», А. К. Савуренок «„Эпос пшеницы“ Ф. Норриса» и др. При этом во многих работах делается акцент на свойственном советской эпохе идеологическом подходе при всей верности изложения фактического материала. Американские критики показывают процесс развития американской литературы с точки зрения американского общества. Вероятно поэтому их изложение выглядит более органично. Однако в работах российских литературоведов есть ряд достоинств, они представляют для нас интерес с точки зрения литературоведческого анализа художественных текстов Норриса, в них безусловно важны методологические и историко-литературные аспекты. Выделяются статьи А. А. Шароградской, где даются очень полезные обзоры зарубежных исследований по американской литературе интересующего нас периода, предпринимается попытка выявить специфику и особенности американского натурализма. Исторический контекст в литературе США Х1Х-ХХ века наиболее полно отражен в работах М. О. Мендельсона «Современный американский роман», Р. М. Самарина «Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже ХЕХ-ХХ в.в.», Н. И. Самохвалова «Американская
литература 19 в. (Очерк развития критического реализма)." Даже в работах, где о Ф. Норрисе не говорится, отражен общий процесс развития американской литературы. Примечательны в связи с этим монографии Е. П. Кучборской и М. М. Владимировой о художественной системе романов Э. Золя, книга А. Н. Николюкина о романтической эстетике в творчестве реалистов и о сущности романтизма. (Основные проблемы, привлекающие внимание критиков, концептуальные суждения о специфике американского натурализма будут обозначены нами в каждой главе.)
Актуальность работы обусловлена необходимостью систематизации, анализа и введения в научный оборот произведений Фрэнка Норриса, практически не исследованных критикой («Вандовер и Зверь», «Маг Тиг», / «Спрут», «Омут», «Моран Леди Летги», «Лос», «Блике», «Мужественная женщина» и др.). Диссертационное исследование становится частью работы и по прояснению и систематизации картины литературного процесса в Америке Х1Х-ХХ века, развернутой историками и теоретиками литературы, а также роли Норриса в мировом процессе развития литературы. Поскольку «натурализм» — явление многогранное, особенно применительно к творчеству Фрэнка Норриса, оно требует более подробного рассмотрения художественной системы произведений автора, системы образов, вопроса влияния творчества Норриса и натурализма в целом на последующее развитие американской мысли, начиная с творчества Э. Синклера, Т. Драйзера, и др., и заканчивая современными авторами. Поэтому на данном этапе нам представляется возможным подвести только промежуточные итоги, выработать представление о натуралистическом направлении и методе, выделить доминаты, характерные как для американского натурализма в целом, так и для творчества Норриса, а также рассмотреть тенденции эстетического характера, свойства метода, находящиеся в постоянном движении и развитии, исходя из изученного материала и собственных наблюдений.
Давно замечено, что литературное явление привлекает к себе особое внимание критики, когда оно только уходит и необходимо подвести своеобразные итоги и наметить дальнейшие перспективы развития (как и случилось с натурализмом в первой половине ХХ-ого века), либо когда спустя определенное время необходимо обратиться к прошлому с целью его переосмысления с точки зрения современности. И несмотря на, казалось бы, изученность метода, его специфика, генезис, особенности развития и типология натурализма в американской литературе требуют переосмысления, особенно применительно к творчеству основателя натуралистической школы в Америке Фрэнка Норриса. Это и определяет новизну нашего исследования.
Научная новизна данной работы состоит и в том, что в ней делается попытка осуществить системное изучение ключевых элементов эстетики американского натурализма и показать их проявление в поэтике романов Ф.Норриса. В процессе анализа художественных текстов ставятся и решаются вопросы, которые еще не были предметом исследования:
— анализ философской природы натурализма в творчестве американских писателей-натуралистов, в особенности Норриса (выявление феномена силы как основополагающего закона бытия) — функция метафоры в натуралистическом произведении- приемы реализации символа в натуралистическом художественном произведении и другие.
Все возрастающая потребность строить исследовательские обобщения на более твердой методологической основе диктует необходимость типологического изучения литературы. Особенно интересным и важным в настоящее время является изучение типологии натурализма в американской литературе рубежа 19−20 веков, в том числе в аспекте его взаимопересечения с другими ведущими литературными направлениями.
Поэтому цель нашей работы состоит в том, чтобы раскрыть специфику художественно-философской концепции мира и человека в прозе натурализма в американской литературе, особенно в творчестве наиболее яркого представителя этого направления, Фрэнка Норриса, что позволит осмыслить специфику этого направления как явления синтетического, сочетающего элементы как реалистической, так и романтической эстетики.
В связи с этим представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Выявить особенности взаимодействия реализма и романтической эстетики в творчестве писателей-реалистов Х1Х-ХХ века.
2. Систематизировать философские взгляды Фрэнка Норриса и выявить художественно- философскую концепцию его творчества на основе анализа произведений автора, а также определить общность и различие французского и американского натурализма-
3. Исследовать пути взаимодействия и различия натуралистического и реалистического направлений в американской литературе рубежа Х1Х-ХХ века-
4. Исследовать принципы и приемы реализации концепции судьбы в жизни героев натуралистического произведения на примере романа Фрэнка Норриса «Спрут" —
5. Выявить особенности стиля и метода Норриса в романе «Спрут» как писателя-натуралиста.
Выбранный аспект исследования предопределяет организацию материала не по монографическому, а по проблемному принципу, что отражается в структуре нашей работы.
В 1 главе рассматривается влияние традиции благопристойности на развитие реализма в американской литературе конца 19-ого века и ее преодоление, вопросы взаимодействия романтической и реалистической эстетики в американской литературе 19−20 века, дается характеристика литературным процессам, предшествовавшим становлению натурализма в Америке (литература Новой Англии, школа изысканной традиции, литература фронтира и эпохи Просвещения) ставится вопрос о самобытности развития американского натурализма и ее причинах, в частности о затянувшемся романтизме. Особенное внимание в главе уделяется теоретической основе натурализма в США на примере творчества таких американских писателей, как М. Твен, Дж. Лондон, Г. Джеймс, В. Д. Хоуэлс, Х. Гарланд, Т. Драйзер и др.
Во 2 главе представлен весь спектр вопросов, связанных с философской концепцией творчества Норриса, основанной на взглядах Г. Спенсера, Дж. Фиске, Ч. Ломброзо, Дж. Ле Конте и других философов, в основе которой принцип дуалистической природы человека и концепция силы. В главе подробно рассматриваются теоретические воззрения писателя и его взгляды на американский роман, в частности трактовка натурализма как синтеза романтизма и реализма- дается трактовка человека и мира, реализованная в литературных произведениях писателя, а также обзор проблем, тем, идей, связанных с влиянием Э. Золя на Ф. Норриса, а таже рассматривается вопрос сходства и различия концепций американского и французского натурализма.
В 3 главе исследуется метод писателя на основе романа «Спрут» как сочетающего в себе черты натуралистического произведения, а также реалистические и романтические особенности. В главе большое внимание уделяется своеобразию американского натурализма на примере романа «Спрут». Исходя из системы образов, сюжета иллюстрируется философская концепция Норриса о существовании мира как силы или сил на примере художественного, текстологического анализа- проводится параллель с произведениями Э.Золя. В главе уделяется внимание вопросу метафоризации как отличительной черте «пурпурного стиля» Норриса, рассмотрению романа «Спрут» в системе трилогии «Эпос о пшенице».
Предметом анализа в нашей работе являются произведения Ф. Норриса («Спрут», «Омут», «Вандовер и Зверь», «Маг Тиг», «Человек предполагает», «Моран Леди Летти», «Мужественная Женщина», «Ответственность лроманиста», «Блике», «Лос», «Ивернель» и др.), Э. Золя («Тереза Ракэн»,
Ругон-Маккары" и др.), Т. Олдрича («История плохого мальчика»), С. Крейна («Мэгги, девушка с улицы», «Алый знак доблести», «На тему о нищете» и др.), Б. Гарта («Млисс», «Счастье ревущего стана»), Э. Фелпс («Отстраненный компаньон»), У. Уитмена («Листья травы»), М. Твена («Простаки за границей», «Налегке», «Позолоченный век"и др.), Дж. Б. Кэбела («Джурген»), Г. Джеймса («Женский портрет», «Дэзи Миллер"и др.,), В. Д. Хоуэллса («Критка и проза», «Литература и жизнь», «Путешественник из Альтрурии», «Современная история» и др.), Х. Гарланда («Проезжие дороги», «Жители прерий» и др.), Т. Драйзера («Сестра Керри», «Дженни Герхардт», «Финансист» и др.)
При выборе материала для исследования мы руководствовались стремлением охватить все течения в русле «натурализма» и представить разнообразие жанрового диапазона натуралистической прозы (рассказы, повести, романы, циклы рассказов и романов), чтобы дать как можно более полный и точный «портрет» интересующего нас явления.
Теоретической базой работы являются исследования по проблемам реалистической эстетики Н. А. Анастасьева, В. Н. Богословского,
A.А.Гаджиева, М. О. Мендельсона, А. С. Садагурского, Р. М. Самарина и других, а также разработки теоретиков натурализма, таких как Э. Золя, Дж. Кондер, Р.Мартин. Д. Пайзер, М. Коули, Ф. Уолкер, Л. Зифф, АМасса и других. Нами были изучены работы западных исследователей по проблеме реализма и натурализма в американской литературе. За исключением упомянутых авторов — это Ч. Уоллкат, У. Морган, С. Пероса, С. Верма,
B.В.Брукс, К. Малькольм и многие другие.
В качестве общетеоретической и методологической основы нами были использованы труды ведущих представителей смежных областей гуманитарного знания: философов Ч. Дарвина, И. Тэна, Г. Спенсера, Дж. Фиске, Ч. Ломброзо, Дж. Ле Конте, Д. Нобла, физиологов Клода Бернара и М. Нордау, П. Смита и др. Системный анализ натурализма как целостного литературного течения американской литературы рубежа 19−20 веков был бы невозможен при использовании какого-либо одного метода исследования. Поэтому в работе используется текстологический анализ, историко-литературный, сравнительно-типологический, а также элементы теоретического и художественного анализа.
Основные положения и
выводы работы были апробированы автором на итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов в Казанском государственном университете (1997, 1998, 1999 г. г.), на международной научной конференции «Языковая семантика и образ мира» (Казань, 1997), «Поколение 2000» (Москва, 1996), «Кому принадлежит культура» (Казань, 1998), «На стыке культуры и языка» (ВГБИЛ, Москва, 1998), «Язык. Культура. Деятельность» (Наб. Челны, 1999), «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе (проблемы теоретической и исторической поэтики» (Гродно, 1999).
Результаты исследования отражены в следующих публикациях в научных сборниках:
1. Фрэнк Норрис и теория литературного натурализма конца 19 века/Кому принадлежит культура. Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен// Международная научная конференция//Тезисы. — Казань: 1998-С. 107−108.
2. Теория американского и французского натурализма, пути взаимодействия и различия на рубеже 19−20 веков/Язык. Культура. Деятельность. Восток — Запад//Том 2. Филологические аспекты межкультуриых коммуникаций/УТезисы докладов 2-й Международной научной конференции. — г. Набережные Челны: 1999. — С. 64−69.
3. Теория натурализма и фиолософия Дегенерации в Американской литературе конца 19 века (на примере произведений Фр. Норриса)/ Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе//Проблемы теоретической, исторической поэтики// Материалы Международной научной конференции. В 2-х частях. — Ч. 1, — г. Гродно: 2000. — С. 239−244.
4. Frank Norris and The American Naturalism. — 0,5 печ. л. (в печати).
5. Влияние Э. Золя на американскую литературу (на примере произведений Фр. Норриса). — 0,3 печ. л. (в печати).
6. Функция силы в философской системе Фр. Норриса. — 0,1 печ. л. (в печати).
Фрэнк Норрис: Проблема стиля и метода; к вопросу о развитии американского натурализма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Итак, в результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что развитие художественно-философской концепции прозы американского реа1Шзма, а в особенности творчества Фрэнка Норриса, обусловлено целым рядом факторов. На позднее развитие реализма в Америке повлияло длительное господство «изысканной традиции" — подготовку реализма мы находим у Уолта Уитмена в философии индивидуализма и солидарностиближе всего продвинувшийся к реализму Марк Твен с литературой «фронтира» в своем учении все же руководствовался достижениями французских и американских просветителейпопытки реалистического изображения жизни проявляются в американском фольклоре и юморе. Но на ранних этапах развития реализму свойственны романтические и идиллические мотивы. Вступив в противоречие с романтической эстетикой, американская литература конца XIX века обратилась к опыту могучей французской натуралистической школы во главе с Эмилем Золя. Однако «впитвв» в себя особенности французского натурализма, американский натурализм стал самобытньпй, отличным от других направлением в литературе. Это связано с изменениями как в экономической, так и духовной жизни Америки. Натурализм как новое явление в американской литературе рубежа ХЕХ-ХХ веков попал на более, чем благодатную почву. Это были годы перехода к «империализму», его проникновения в аграрные районы страны, годы повсеместного господства духа наживы. С одной стороны, еще сохраняется влияние романтической эстетики. С другой — мифы о свободе воли, возможности всеобщего преуспевания, которые стали частью американского национального сознания рубежа Х1Х-ХХ в.в., оказываются несостоятельными. Нет больше свободных земель, исчезает фронтир, питавший в значительной степени американский романтизм. Из новых социальных условий рождается новое мироощущение, рождается американский натурализм. Это направление объединило американскую литературу в единый национальный поток, подготовило почву для развития реализма. Будучи приметой времени, оно противопоставило себя романтическому миропониманию и изысканной традиции. Характерная для романтического мировосприятия неудовлетворенность действительностью, в свою очередь, перешла в литературу X X века, проявляясь в индивидуалистическом протесте, отвергающем существующие жизненные законы во имя ромакггической мечты. Необходимо отметить, что в прозе американского реализма, особенно у Фрэнка Норриса, особое понимание романтизма. Романтик, по Норрису, это писатель, глубоко взволнованный своей эпохой, его влюбленность в свое время (с учетом всех его негативных сторон) ;
залог подлинности искусства, выражение значения исторических событий, участником и свидетелем которых является художник. В реалистическом произведении в американской литературе объектом внимания становится не всезнающий и не всевдасгаый автор, а герой, ограниченный в своих возможностях, предопределенных его «животной» природой, но в большинстве случаев герой, ищущий самостоятельного решения судьбы. Несмотря на влияние французсюэй школы, натурализм в Америке привнес в литературу много нового, а именноособый взгляд на индивидуальность личности, внимание к среде и взаимовлияние личности и среды, особую концепцию оптимизма вместо однонаправленного влияния среды на человека, как это было у Золя. Хотя американские натуралисты в своем творчестве во итгс1ш-У опирались именно на опыт французских натуралистов, их философские воззрения, определяемые термином «натурализм», противоречиво переплетались в мастерстве того или иного писателя с другими тенденциями. Натуралистическая линия либо слабела в их творчестве, как это было у Крейна, либо отодвигалась на задний план реалистическими исканиями, как это раскрывается в сложной эволюции творчества Норриса, для которого «натурализм» был литературной моделью, которая иллюстрирует «фундаментальные истины жизни» .Ф.Норрис первым из писателей создал собственную концепцию натурализма, в которой кроме роли Рока и Наследственности, основополагающую роль играет категория Силы. Если в своем позднем творчестве Норрис приходит к приятию гуманизма, то в своих ранних произведениях он поклоняется культу грубой силы и придерживается скорее «теории борьбы за существование с точки зрения гладиатора», по ироничному выражению Т. Г. Хаксли. [130,с.41] Любимой темой для Норриса стал конфликт животного естества человека и внеишего налета цивилизации, где герой знает лишь один закон — право сильного. В американской ирозе Норрис стал основателем школы «красной iqpoви», обратившейся к изображению всего «примитивного» и «первозданного». Заимствуя многое у Киплинга, который изучил «закон джунглей», воспитываясь в волчьей стае, концепция Норриса непосредственно вырастала из идей Дарвина о борьбе за существование и теории Золя с вниманием к биологической природе человека. Так зарождалась тенденция «первобытности», которой отдали дань и Хемингуэй, и Стейнбек, равно как и идея о об англосаксонской исключительности, вызвавшая интерес у Дж. Лондона. Норрис первым подметил и выделил в произведениях Киплинга «тот пре1фасный и неудержимый бойцовский дух», но в своих взглядах Норрис эволюционировал к признанию того, что ''человек не остров". «Я начинаю понимать, что нельзя жить ни самому по себе, ни только для себя. Надо думать о других» , — говорит в «Спруте» Анникстер. [39,с.117] «Спрут» начал в литературе США новую традицию реалистического романа-эпопеи, в просторных пределах которого размещались эпические картинки жизни больших социальных групп, острые классовые конфликты, потрясавшие американское общество, повести о личных судьбах, о людях, закаляющихся или гибнущих в жестокой борьбе. Принцип создания обобщенных образов-типов является характерной особенностью «пурпурного» стиля Норриса, в особенности его романа «Спрут». При этом общую идею, выраженную в метафоре «Спрута», значительно обогащает и уточняет система символов, каждый из которых реализуется и в конкретно-социальном, и в философском аспекте. Линию романа-эпопеи в той или иной мере продолжили уже в первом десятилетии X X века многие писатели, в том числе Э. Синклер в романе «Джунгли» (1906) и почти одновременно с ним Джек Лондон в «Железной пяте» (1908).Таким образом, в прозе американского натурализма доминирующим является важнейший закон реалистического изображения жизни, сложный детерминизм, обусловленность героя социальным фоном: бытовыми (среда), историческими (эпоха) и духовньгми (культура) обстоятельствами его существования. Причем особенность американского натурализма проявляется не только в анализе детерминированности, обусловленности человеческих судеб и характеров, но и в изображении ответной реакции героя на сложившиеся условия жизни. Иными словами в прозе американского натурализма находят отражение элементы романтической, реалистической и собственно натуралистической эстетики, в результате чего рождается совершенно особое, новое художественное целое, в котором уживаются такие противоречивые моменты, как романтические мотивы в реалистическом произведении, сложная метафорическая система, беспристрастность натурализма и категория «симпатии», изложение принципов обобщающего искусства принципами объективизма и др. Таким образом, говоря о противоречиях творчества Норриса и эстетики натурализма в целом, не стоит забывать, что без изучения опыта и теоретических взглядов Золя, без споров с Гарландом и без принятия некоторых его положений о «местном колорите», без мысли о необходимости изображать социальные и экономические отношения в романе (а об этом всегда говорили натуралисты Европы и США) Фрэнк Норрис едва бы создал пшрокое социальное «полотно», в котором «живые фигуры людей размещены на фоне великолепных пейзажей, на фоне города, на фоне повседеневной жизни, открывающейся в своем многоообразии и в своих противоречиях.» Характерная особенность творчества Норриса и в особенности его романа «Спрут» заключается в таком изображении действительности, при котором судьба отдельной личности зависит от судеб целой общественной группы. Отсюда вытекает необходимость новых масштабов изображения (учитывающих включение богатого социального материала), новой композиции, новых средств раскрытия психологии действующих лиц. В свою очередь, эти задачи требовали особой экономии средств, наталкивали на поиски новых методов повествования. Сложность, можно сказать, противоречивость эстетики натурализма является не только следствием эстетического синтеза, но и отражением необычайной сложности самой эпохи, с причудливым переплетением противоречивых тенеденций. Противоречие эпохи, натурализма как течения, сочетающего в себе черты романтизма и реализма, — все это нашло отражение в творчестве Фрэнка Норриса, в особенности в поэтике романа «Спрут» .Результаты нашего исследования могут быть использованы в учебных курсах по зарубежной литературе конца XIX — начала X X века. Планируется продолжить работу по изучению прозы американского натурализма, в частности, таких вопросов, как связь романтизма и реализма в творчестве писателей X X века, влияние творчества Норриса на Т. Драйзера, художественный мир произведений Норриса, а именно образ автора, символика ;
метафорическая система и т. д.Кроме того, выработанная в процессе исследования методика может быть использована при изучении творчества других американских писателей рубежа XIX — X X веков, а также произведений авторов, к которым мы обращались в данной работе.
1. Роман должен быть о людях и посвящен людям.
2. Писатель отождествляет самые общие характеристики человеческой деятельности со словом «сила»;
3. Он отказывается от предшествующего поэтического опыта, который даже миссис Седарквист считала посредственным;
4. Пресли ставит перед собой задачу сравнительногоанализа эстетических теорий, выработанных им в Долине Сан-Хоакин;
5. Пресли стремится к более подробному знакомству с исконной природой и экономическими фактами, связанными с ней;
6. В романе действует не принцип описательности и фотографирования, а принцип отбора фактов, принцип создания обобщенных образов-типов американской жизни на рубеже веков.
7. В поэтике «Спрута» сильна метафоризация, создается система символов, уточняющих и обогащающих общую идею, выраженную в метафоре «Спрута»;
8. Система образов романа во многом подчинена символике. Герои лишены психологического анализа. При всей красочности описания, «пурпурного стиля» Норриса, характеры статичны. В описаниях превалирует часто повторяющаяся «деталь»;
9. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968. — 305с.
10. Американская литература в русской критике: Библиографический указатель (1981;1985)/Сост. В. А. Либман, И. Н. Исаева.-М.: ИНИОН, 1989. 206 с.
11. Анастасьев H.A. Традиции и новаторство в литературе критическогореализма 19 в. М.: 1982, — 119с.
12. Боброва М. Марк Твен: Критико-бнографический очерк.- М.:Гослитиздат, 1952 156 с.
13. Бабушкина И. Е. Критический реализм Фрэнка Норриса.// Учен. зап.Моск. пед. ин-та иностр. яз.- 1958.-t.21, — С. 135−166.
14. Богословский В. Н. Творчество Фр. Норриса.//Учен. зап. Моск. обл. пед. ин-та.-1955.-т.34, вып.2.-С.67−116.
15. Богословский В. Н. Реализм и американская литература конца 19 в//Проблема реализма в зарубежной литературе 19−20 вв. М.: 1981. -С.3−10.
16. Богословский В. Н. Литературные взгляды Норриса.//Ученые запискиМоск. обл. пед. ин-та.-1953;т.26, вып.1, — С. 21−44.
17. Борев Ю. Б. Художественные направления в искусстве XX века. Киев: Мистецево, 1986.-131 с.
18. Бромлей Е. Ю. Романтическая традиция в истории драматургии США// Американский ежегодник, 1983. -М.: 1983.
19. Бурсов Б. И. Реализм всегда и сегодня.- Л.: Лениздат, 1967. 312 с.
20. Ванслов В. В. Эстетика романтизма.- М.: Искусство, 1966, — 403 с.
21. Васильевская О. В. Творчество С. Крейна, — М.: Наука, 1967. 318с.
22. Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары» .- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1984. 194 с.
23. Гаджиев A.A. Романтизм и реализм, — Баку: ЭЛМ, 1972. 347 с.
24. Гиленсон Б. А. Новые работы о Хоуэллсе//Вопр. лит.-1961. № 7. С. 223−229.
25. Гиленсон Б. А. Смех и слезы Марка Твена//Москва.- 1960, — № 5. с. 205 214.
26. Голенпольский Т. Г., Шестаков В. П. «Американская мечта» и американская действительность, — М.: Искусство, 1981. 208 с.
27. Горфейн Е. М. Современная критика натурализма Золя.// Метод и мастерство, — Вологда, 1970.-Вып. 2. С. 135−151.
28. Гуляев H.A. Теория литературы. 2-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 1985.-271 с.
29. Давид-Соважо А. Реализм и натурализм в литературе и искусстве, — Пер. А.Серебряковой.- М.: Солдатенков, 1891.
30. Драйзер Т. Публицистика. (1917;1935гг.)-М.: Гослитиздат, 1954. 623 с.
31. Драйзер Т, Сестра Керри. Роман М.: Гослитиздат, 1960. — 487 с.
32. Елистратова A.A. К проблеме соотношения реализма и романтизма.//Проблемы реализма в мировой литературе. М.: 1959. -С. 55.
33. Зверев A.M. Американский роман 20−30-х годов М.: Худож. лит., 1982.-256 с.
34. Зверев A.M. Модернизм в литературе США М.: Наука, 1979. — 318 с.
35. Зверев A.M. Предисловие// Г. Джеймс. Избранные произведения, — М.: 1979. Т.1 — С. 5−29.
36. Зверев A.M. Предисловие//С.Крейи. Алый знак доблести. М.: 1974. -С. 4−20.
37. Злобин Г. По ту сторону мечты.// Страницы американской литературы 20 века. -М.: 1985, — С. 88.
38. Злобин Г. Боязнь истории: Страницы современного американского романа//Иностр. лит.- 1984. № 3. — С. 174−189.
39. Золя Э. Рассказы и статьи. Пер. с франц. — М.: Гослитиздат, 1952. -240 с.
40. Золя Э. Собрание сочинений: В 24-х томах. М.: Худож. Лит., 1966.
41. Иванин А. И. Главные тенденции формирования жанрового синтеза романа и новеллы в литературе США в кон. 19 нач. 20 в.// Актуальные вопросы теории и истории зарубежного романа 17 — 20 вв. -Днепропетровск, 1984. — С. 102−106.
42. Каули Малькольм. Дом со многими окнами. М.: Прогресс, 1973. -327 с.
43. Каули Малькольм. Естественная история американского натурализма,-М.: 1973.-223 с.
44. Кизима М. П. Проблема творческого метода в «Спруте'7/ Сб. студенческих и аспирантских работ. 1974. — Вып. 3. — С. 84−92.
45. Козлов A.C. Мифологическое направление в литературоведении США. -М.: Высшая школа, 1984. 175 с.
46. Крейн С. Алый знак доблести: Рассказы. М. — Л.: Гослитиздат, 1962. -292 с.
47. Крейн С. Алый знак доблести: Роман/Норрис Ф. Спрут: Роман. М.: Худож. Лит., 1989, — 668 с.
48. Кучборская Е. П. Реализм Э. Золя М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. — 426 с.
49. Кучборская Е. П. Эмиль Золя литературный критик. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.-309 с.
50. Лейдерман Н. Л. Жанровая система литературных направлений и течений//Взаимодействие метода, стиля и жанра. Свердловск, 1988. — С. 4−17.
51. Литературная история США в 3-х томах. М.: Прогресс, 1977.
52. Литературная история США в 3-х томах / Под ред. Р. Спиллера и др. -М.: Прогресс, 1977.
53.
Литература
США 19−20 вв.// Сб. науч. трудов/ Кубанский государственный ун-т. Краснодар, 1985.
54. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство.- М.: Республика, 1996.
55. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Наука, 1989.
56. Марк Твен и его роль в развитии американской реалистической литературы // АН СССР. Ин-т мировой литературы им. A.M. ГорькогоОтв. ред. Я. Н. Засурский. М.: Наука, 1987. — 238 с.
57. Мелик-Саркисова Н. В. Концепция человека и творческий метод Э.Золя.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 350 с.
58. Мендельсон М. О. Марк Твен. М.: Мол. Гвардия, 1964. — 429 с.
59. Мендельсон М. О. Роман США сегодня, — М.: Сов. Писатель, 1977. 400с.
60. Мендельсон М. О. Современный американский роман.- М.: Наука, 1964.
61. Морозкина Е. А. Творчество Т. Драйзера и литературное развитие США на рубеже 19−20 вв. Уфа: Башкир, ун-т, 1994.
62. Морозова Т. Л. Романтизм в литературе США// История зарубежной литературы 19 века. М.: 1982. — С. 293−299.
63. Морозова Т. Л. Хоуэллс и американский роман, — М.: 1976.
64. Мулярчик A.C. Американский роман в 20-е годы 20 в.: Лекции по спецкурсу. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. — 48 с.
65. Мулярчик A.C. Перед выбором: Борьба реализма и модернизма в литературной жизни США// Лит. учеба. -1981. № 5, — С. 169−179.
66. Николаев П. А. Реализм как творческий метод.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.-280 с.
67. Николюкин А. Н. Американский романтизм и современность. М.: Наука, 1968.-411 с.
68. Николюкин А. Н. Жанры американской романтической прозы// Ам. романтическая проза. М.: 1984.
69. Николюкин А. Н. Романтизм и реализм в современном литературоведении США//Зарубежное литературоведение 70-х годов. М.: 1984. С. 311−346.
70. Николюкин А. Н. Утраченные надежды: (Американская литература и крушение «американской мечты»). М.: Знание, 1984. — 64 с.
71. Нордау Макс. Вырождение: Т. 1−2. -М.: 1913.
72. Омарова С. И. Фронтир и «Северные рассказы» Джека Лондона//К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе кон. 19−20 в.в./Моск. обл. пед. ин-т. им. Н. К. Крупской. М.: 1975. — С. 75−83.
73. Олдридж Дж. После потерянного поколения. М.: 1981.
74. Павлычко С. Д. Оценка романтизма США 19 в. в современном американском литературоведении// Весгн. Киевск. Ун-та. Романо-германская филология. 1984. — вып. 18. — С. 106−108.
75. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: Т. 1−3. М.: Изд. Иностр. лит., 1962.
76. Поспелов Г. Н. Теория литературы: Учеб. для студентов филол. спец. унтов. М.: Высшая школа, 1978. — 351 с.
77. Проблемы истории литературы США/Ред. A.A. Елистратова и др.- М.: Наука, 1964. 483 с.
78. Проблемы становления американской литературы// под ред. Я. Н. Засурского. М.: Наука, 1981. — 384 с.
79. Прозоров В. Г. Фронтир и американские романтики.//К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе./Моск. обл. пед. ин-т. им. Н. К. Крупской. М.: 1975. — С. 90−105.
80. Пузиков А.И. Э. Золя.-М.: Мол. Гвардия, 1969. 271 с.
81. Реализм в зарубежных литературах 19−20 вв.//К проблемам жанра: Межвузов, науч. сб. Саратов, 1983.
82. Реализм и его соотношения с другими творческими методами. / Ред. P.M. Самарин и др. М.: Изд-во Акад. наук, 1962. — 366 с.
83. Романтизм и реализм в литературных взаимодействиях. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1982. — 127 с.
84. Романтические традиции американской литературы 19 века и современность./под ред. Я. Н. Засурского. М.: 1982.
85. Савуренок А. К. «Эпос пшеницы» Фр. Норриса. //Учен. зап. Ленингр. унта. Сер. Филол. Наук, — 1956. Вып. 28, № 212. — С. 166−187.
86. Садагурский A.C. Фр. Норрис и американский роман, — Кишинев: Карта молдавеняскэ, 1976. 167 с.
87. Самарин P.M. Зарубежная литература, — М.: Высш. Школа, 1987. 366с.
88. Самарин P.M. Проблемы истории литературы США. М.: 1964.
89. Самарин P.M. Проблема натурализма в литературе США и развитие американского романа на рубеже 19−20 в.в.// Проблемы истории литературы США. М.: 1964. — С. 287−346.
90. Самохвалов Н. И. Американская литература XIX в.: (Очерк развития критического реализма). М.: Высш. Школа, 1964. — 563 с.
91. Сб. Поэтика натурализма. Тверь: Изд-во Твер. Гос. ун-та, 1979.
92. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. -509с.
93. Современное зарубежное литературоведение. Страны Западной Европы и США: Концепции, школы, термины энцикл. Слов М.: Интрада, 1966.
94. Солодовник В. И. Художественная структура «Американской трагедии» Т. Драйзера//Американская литература. Проблема романтизма и реализма. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1975.
95. Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М.: Сов. Писатель, 1981. -375 с.
96. Твен Марк. Собр. соч.: В 12 т./ под общей ред. A.A. Елистратовой. М.: 1955. — Т.1, 3,10,11.
97. Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — 511 с.
98. Тэн Ипполит. Лекции об искусстве. (Философия искусства). М.: ВЦИКС р.с.к. и к.д., 1919. — Ч. 1−5.
99. Тэн Ипполит. Об уме и познаниии: В 2-х Т. Спб.: Глероглифов, 1872.
100. Тэн Ипполит. Философия искусства: Об идеале в искусстве. М.: Республика, 1996. — 351 с.
101. Уитмен Уолт. Избранные произведения. «Листья травы». Проза. М: Худож. лит., 1970. — 415 с.
102. Финкелстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской литературе. М.: Прогресс, 1967. — 319 с.
103. Фонер Ф. Марк Твен социальный критик. — М.: Изд. иностр. лит., 1961, — 416 с.
104. Шароградская А. А. Натурализм в романе США конца 19 нач.20 вв. в оценке прогрессивной американской критики// Проблемы зарубежной литературной критики. — Тюмень, 1981.
105. Шароградсая А. А. Американская критика о национальном своеобразии натурализма в США // Национальная специфика произведений зарубежной литературы 19−20 вв. Иваново, 1983. — С. 79−86.
106. Шароградская А. А. Место натурализма в системе основных направлений американской литературы // Литературные традиции в зарубежной литературе 19−20 вв. Пермь, 1983, — С. 105−113.
107. Эйхенгольц М.Д. Э. Золя. М.: Знание, 1952. — 32 с.
108. Ahnebrink Lars. The influence of Zola on Fr. Norris. Cambridge, 1947.
109. Ahnebrink Lars. American Naturalism in Am. Fiction. New York. Russell Inc., 1961.
110. American critical essays. London, 1930.
111. American diversity, American identity: The lives and works of 145 writers who define the Am. Experience.- New York. Holt., 1995.
112. American Literature in context.- Boston, 1952.
113. Am. Realism. New essays.- Baltimore and London, 1979.
114. Asselineau Roger. The Transcendentalist Constant in Am. Literature.- New York: Univ. Press, 1980.
115. Beer T. Stephen Crane, a Study in Am. Literature.- New York, 1923.
116. Bewley M. The complex fate.- Gordian Press Inc.-New York, 1967.
117. Bewley M. The eccentic design form in the classic Am. Novel.- Chatto and Windus, 1959.1 lO. Bluefarb S. The escape motif in the Am. Novel.- Ohio St. Univ., 1972.
118. Bourne R.S. The radical will: Selected writings, 1911;1918. New York: Vrizen books, cop. 1977.
119. Boynton P. Literature and Am. Life. New York, 1936.
120. Brook T. Am. Literary realism and the failed promise of contract.- Univ. of California press, cop. 1997.
121. Brooks V. W. The Confident Years.- E.P. Dutton and Co., Inc. 1952.
122. Brooks V.W. America’s coming of Age.- New York, 1915.
123. Brooks V.W. New England: Indian Summer (1865−1915).-New York, 1941.
124. Brown C.A. The Achievement of American Literary Criticism.-New York, 1954.
125. Budick E. Fiction and History. -Yale Univ. Press, 1989.
126. Burton R.F. Literary leaders in America.- New York: Scribner, 1904.
127. Calverton V.F. The Liberation of Am. Literature.- New York, 1932.
128. Cargill O. Intellectual America. New York, 1941.
129. Caserio R. Plot, story and the novel: From Dickens and Poe to the modern period.- Princeton Univ. press, cop. 1979.
130. Chamberlain J. The Prentice Days of F. Norris.-New York Times Book Review, May 3,1931.
131. Chase R. The Am. Novel and its Tradition. -New York, 1932.
132. Civello P. Am. Literary naturalism and its twentieth century transformations. The Univ. of Georgia press., cop. 1994.
133. Clark H. Transitions in Am. Literary History.- Durham, North Carolina, 1953.
134. Clark H., Fogle R. The Development of American Literary Criticism. -Chapel Hill, 1955.
135. Collins C. Frank Norris, Mc.Teague.: A story of San Francisco. // The Am. Novel.- New York-London, 1965.
136. Columbia literary history of the United States.- New York: Columbia Univ. press, 1988.
137. Conder John. Naturalism in Am. Fiction.-Kentucky. 1984.
138. Conrad J. A collection of critical essays. Ed. By Marvin Mudrick.- Prentice-Hall (N.J.), 1966.
139. Contemporary popular writers./ Ed. By Dave Mote.- Detroit, cop. 1997.
140. Cook J.Fred. The Muckrakers.- New York, 1972.
141. Cooper F.G. Man, ape/ angel.- London, 1994.
142. Cooper F.T. Some American Story Tellers.-New York, 1911.
143. Cooperman S. «Frank Norris anf the Werewolf of Guilt». Modern Language Quarterly, XX, 1959.
144. Cournos J., Norton S. Famous modern Am. Novelists.- New York, 1952.
145. Cowie A. The Rise of the Am. Novel.- New York, 1948.
146. Cowley M. «Naturalism's Terrible McTeague» .- New Republic, CXVI May 5, 1947.
147. Crossing frontiers: Papers in American and Canadian Western literature. -The Univ. of Alberta press, 1979.
148. Grunden R. Ministers of reform. Univ. of Illinois Press, 1984.
149. Davidson D. Still rebels, still yankees and other essays. Louisiana Univ. press, 1957.
150. Davidson M.B. The Am. Heritage. History of the writers' America. New York, 1973.
151. Davis D.B. Homicide in Am. Fiction, 1798−1860- A study in social values. -Ithaca (New York), 1957.
152. DavisonR. F. Norris’s «The Octopus» — New York, 1975.
153. Denny M., Gilman W. The Am. Writer and the European Tradition.-Minneapolis, 1950.
154. De VotoB. M. Twain’s America. Boston, 1935.
155. Dillingham W.B. F. Norris. Instinct and art.- Line., 1969.
156. Elliot G. Emile Zola.- New York, 1966.
157. Ellison R. A coll. Of critical essays. Prentice-Hall, cop., 1974.
158. Essays and studies on Am. Language and literature.- Upsala, 1950.
159. Essays on determinism in Am. Literature. Kent (O.), 1964.
160. Farrel J. Some observations on Naturalism, So Called, in Am. Fiction.-(«Antioch Review», 10,1950).
161. Fiske J. Essays Historical and literary. -Vol. 2. Lnd. New York, Macmillan, 1902.
162. Fiske J. Outlines of cosmic philosophy. Cambridge, 1874.
163. Fiske J. The Destiny of Man.- Boston. 1885., cop., 1966.
164. Foerster N. The Reinterpretation of American. Literature.- New York, 1928.
165. Fogel D.M. Henry James and the structure of the romantic imagination. -Baton Rouge: London, 1981.
166. Folsom J.K. «Social Darvinism or social protest ?» — Modern fiction studies, Vm, winter 1962;63.
167. French W. Fr. Norris. New York, 1962.
168. Friedman L.M. Zola and The Dreyfus case.- Gordon Press, New York, 1973.
169. Frohock W.M. Frank Nonis. New York, 1968.
170. Furst R. Lilian. Naturalism. Methuen and Co. ltd. 1971. Press., 1982.
171. Fussell E. Frontier: Am. Lit. and The Am. West.-Princeton Univ. press, 1965.
172. Garland H. Companions on the Trail A Literary Chronicle, New York: The Macmillan Company, 1931.
173. Galand H. Crumbling Idols. Doubleday, New York, 1894.
174. Geismar M. Rebels and Ancestors: The Am. Novel, 1890−1915.
175. Gerstenberger D., Hendrick G. The Am. Novel 1789−1959. Denver, Swallow, 1961.
176. Girgus S.B. The Law of the Heart. Univ. of Texas press, 1979.
177. Graham Don. The Fiction of F. Norris. New York, 1978.
178. Grant O.K. The critical period in Am. Literature.- The Univ. Of North Carolina Press, 1951.
179. Grover P. H. James and The French novel. A study in inspiration.- Paul Elek. London, 1973.
180. Haitwick H. The Foreground of American Fiction New York, 1934.
181. Haskell B.M. Naturalistic triptych.: The fictive and the real in Zola, Mann, Dreiser. New York, Random House, /cop. 1970/.
182. Henkin L.J. Darwinism in the English novel.- New York, 1940.
183. Hicks G. The Great tradition. New Yoik, 1935.
184. Hilfer A. The ethics of intensity in Am. Fiction.- London, 1981.
185. Hoffman F.J. The Modern Novel in America. Chicago, 1951.
186. Howells W.D. Literature and Life studies. New York. — Lnd., Harper/cop. 1911/.
187. Howells W.D. Emile Zola/Representative selections.- New York, 1961.
188. Howells W.D. Frank Norris/Representative selections.- New York, 1961.
189. Hutchinson S. H. James. Am. Lit. In Modernism.- Totowa. New York, 1983.
190. Irving H. The Am. Newness: Culture and politics in the age of Emerson. -London, 1986.
191. James H. The critical heritage/Ed. By Roger Gard. London, Routledge and Paul. New York, 1968.
192. James H. The Art of Fiction.- New Yoik, 1884.
193. Jones A. Darvinism and its Relationship to Realism and Naturalism in Am. Fiction, 1860−1900. Madison, New Jercy, 1959,.
194. Jones M.B. French Literature and American criticism. 1965.
195. Jones H.M. The theory of Am. Lit. Ithaca (N.Y.) Cornell Univ. press, 1966.
196. Josephson M. Zola and his time. London, 1929.
197. Kaplan H. Power and order. Henry Adams and the Naturalistic tradition in Am. Fiction. Chicago, 1981.
198. Kazin A. On Native Grounds. New York, 1942.
199. Kenneth L. The Dream of Success. A Study of Modern American Imagination. Boston, 1955.
200. Kirkland J. American Literature of the XIX Century. Doubleday, New York, 1885.
201. Knight G. Am. Literature and Culture. New York, 1932.
202. Kolodny A. The lay of the land. Metaphor as experience and history in Am. Life and letters. The Univ. of North Carolina press, 1975.
203. Krikorian Y.H. Naturalism and the Human Spirit. New York, 1944.
204. Lease B. Realism and J. Kirkland’s «Zury» ./ American Literature, 1952, № 4.
205. Le Konte J. Evolution: Its Nature, Its Evidence and Its Relation to Religious thought. -New York, 1891.
206. Lewis R. The Am. Agam. Innocence.- Chicago Univ. press, cop. 1955.
207. Lindberg G. The confidence man in Am. Literature. New York, Oxford, 1982.
208. Literary romanticism in America. Lousiana State Univ. Press, 1946.
209. Literary romanticism in America./ Ed. By W.L.Andrews. Baton RougeLondon: Louisiana Univ. pr., cop. 1981.
210. Literary criticism in America./Ed. With an introduction by Albert.D.Van Nostrand. New York, /cop. 1957/.
211. Loggins V. I hear America. Literature in the U.S. since 1900, — New York, 1967.
212. Lombrozo C. The Man of Genius, 2 ed. Lnd. W. Scott publishing, 1905.
213. Lohf K. F. Norris. A bibliography. New York, 1959.
214. Love G. New Americans. London: Toronto: Assoc. Univ. press, cop. 1982.
215. Lundy R.D. Introduction to «The Octopus» .- New York, 1957.
216. Lynen J.F. The Design of the present Essays. Yale Univ. Press. 1969.
217. Maccy J. The Spirit of Am. Literature.- New York, 1912.
218. Marchand E. Frank Norris: A Study. Stanford Univ. Press, 1942.
219. Martin J. Harvests of Ghange.- Prentice Hall, Inc. New Jersey, 1967.
220. Martin R.E. Am. Literature and the Universe of force. Duke Univ. press, 1981.
221. Martin R.E. Am. Literature and The Universe of force.- New York, 1987.
222. Massa Ann. American literature in contextMethuen. London and New York, 1982.
223. Matthiesen F.O. American Renaissance. New York, 1941.
224. Meldrum B.H. Under the sun. Troy (N.Y.) 1985.
225. Mencken H.L. A second mencken chrestomathy.- New York: Knopf, 1995.
226. Millgate M. American social fiction. James to Cozzens. Edinburgh-London. 1965.
227. Milne G. The sense of society. A history of the Am. Novel of manners. -London, cop. 1977.
228. Modern Am. Fiction. Essays in criticism/Ed. By A. Walton Litz. New York, 1963.
229. Morgan H. W. Am. Writers in Rebellion from Twain to Dreiser.- New York, 1965.
230. Morgan H.W. F.N. The Romantic as naturalist//Am. Writers in rebellion. -New York, 1965.
231. Mumford J. The thory of Am. Literature. Ithaca (N.Y.), 1966.
232. Munson G.B. Style and form in Am. Prose. New York, Doubleday, Doran and Co. 1929.
233. Neff I.H. Some Cases Showing Possible Physical signs of Degeneration. -"American Journal of Insanity". LII. New York, 1896.
234. Nietzsche in Am. Literature and thought/ Ed. By Manfred Putz. Columbia (S.C.): Camden House, cop. 1995.
235. Nineteenth century literaiy criticism. Vol. 54/ James E. Person, Detroit etc., cop. 1996.
236. Noble D. The eternal Adam and the New World garden. The central myth in the Am. Novel since 1830. New York, 1968.
237. Norris C. Frank Norris, 1870−1902. New York, 1914.
238. Norris FrankThe Complete Works of Fr. Norris, 10 vols. Garden City, New York, 1928.
239. Norris Frank. A novelist in the making. A coll. Of student themes. The Belknap press of Harvard Univ. press, 1970.
240. Norris Frank. Novels and essays.- New York: Lit. classics of the U.S., cop. 1986.
241. Norris Frank. Yveraelle (with A Man’s Woman forms vol 6 of the Complete Edition of F.N. 1928.).
242. Norris Frank. Moran of The Lady Letty. Doubleday and McClure Co. New York, 1898.
243. Norris Frank. Mc Teague. Doubleday and McClure Co. New York, 1899.
244. Norris Frank. Blix.- Doubleday and McClure Co. New York, 1899.
245. Norris Frank. A Man’s Woman. Doubleday and McClure Co. New York, 1900.
246. Norris Frank. The Octopus. Doubleday and McClure Co. New York, 1900.
247. Norris Frank. The Pit. Page and Co. New Yoik, 1903.
248. Norris Frank. Shanghaied. A story of adventure off the California coast. -Lnd., Nelson, n.d. 1903.
249. Frank Norris. Tower in the West. New yoik, Harper, cop. 1957.
250. Frank Norris. Vandover and The Brute. New York, Doubleday, Page, 1914.
251. Frank Norris. The Responsibilities of The Novelist and other literary Essays, Doubleday, Page and Co. New York, 1903.
252. Frank Norris. The Third Circle. Dodd, Mead and Company, New York, 1914.
253. Frank Norris. A Deal in Wheat and Other Stories of the New and Old West. -Doubleday, New York, 1903.
254. Frank Norris. A Letter to Isaac Marcosson in marcosson’s «Adventures in Interviewing». New York, 1932.
255. O’Connor W.V. Huckleberry Finn and The great Am. Novel./ The grotesque. Carbondale, 1962.
256. Pattee F. Lewis. A History of Am. Literature.- New York, 1915.
257. Perosa S. American theories of the novel (1793−1903). -New york, London, 1983.
258. Pizer Donald. 20-th century Am. Literary naturalism. Southern Illinois Univ. press, 1982.
259. Pizer Donald. The Cambridge comparison to Am. Realism and naturalism// Ed. ByPizerD. Cambridge Univ. press. 1995.
260. Pizer Donald. Realism and naturalism in 19-th century.- Illinois Univ. press. 1966.
261. Poncet Andre. F. Norris. Paris, 1977.
262. Porter C. Seeing and being: The plight of the participant observer in Emerson, James, Adams, Faulkner, etc. WesleyanUniv. press. 1981.
263. Puritan influences in Am. Lit./Ed by E.Elliott. Univ. of Illinois press, cop. 1979.
264. Realism, ideology. London, 1982.
265. Rideout W.B. The radical novel in the U.S. 1900;1954. Cambridge Harvard Univ. press. 1956.
266. Ruland R., Bradbury M. From Puritanism to postmodernismA history of Am. Literature. New York, The Penguin group, 1992.
267. Salvan A. Zola aux Etats-Unis. Rhode Island, 1943.
268. Schneider R.W. F.Norris. The Romantic rebel. New York — London, 1965.
269. Schneider H.W. A History of american Philosophy. New York, 1946.
270. Schneider H.W. Five Novelists of the Progressive Era.- New York.-London, 1965.
271. Seven novelists in the American naturalist tradition.- Minneapolis, 1974.
272. Sheridan H.W. Structure and Style. An analytical approach to prose wroting. New York, Hartcourt, (cop. 1966).
273. Smith P.C. «Degeneracy», «Edinburgh Medical Journal». XXI, 1907.
274. Spiller R.E. Milestones in Am. Literary history. London, 1977.
275. Spiller R.E. Toward naturalism in fiction, in Literary history of the US, ed. Spiller.-New York, 1948.
276. Spindler M. Am. Literature and social change. Bloomington, 1985.
277. Stafford W.T. A contextual approach to Am. Fiction. Chapell Hill: The Univ. of North Carolina press, cop. 1981.
278. Straumann H. Am. Literature in the 20-th century. Arrow books, 1962.
279. Strout C. The veracious imaginationEssays on Am. History. Wesleyan Univ. pr., cop. 1981.
280. Taylor W.F. A history of Am. Letters. Boston, Atlanta, Dallas American book, 1936.
281. Taylor W.F. The economic novel in America. Chapel Hill, Univ. of North Carolina press, 1942.
282. The American writer and the European tradition. New York, 1950.
283. The American novel. From Cooper to Faulkner/Ed. By W. Stegner.- New York.-London, 1965.
284. The Letters of F. Noiris/Ed. By Franklin Walker. San Francisco, 1956.
285. The reinterpretation of American Literature. Boston, 1959.
286. Tourgee A.W. The invisible empire: a concise review of the epoch. -Ridgewood (N.J.), 1968.199.
287. Transatlantic mirrors. Essays in Franko-American Literary relations. -Boston, 1978.
288. Trent W.P. Great writers of America New York, 1924.
289. Twaine Mark. A coll. Of critical essays/Ed. By H.N. Smith. Prentice Hall, /cop. 1963/.
290. Van Doren C. What is Am. Literature/ by Van Doren. New York, 1935.
291. Verma S.N. F. Noms.: A literary legend. New Delhy, 1986.
292. Veron E. Aesthetics. W.H. Armstrong. London. 1879.
293. Walcutt C.C. Am. Lit. Naturalism, a divided stream. Minneapolis Univ. of Minnesota press, (cop. 1956).
294. Walcutt C.C. Fr. Norris’s «The Octopus» / Amerikanische Literatur des 19 Jahrhunderts. Frankfurt a. M., 1971.
295. Walker F. F. Norris. A biography. New York, 1977.
296. Ward A.C. Am. Literature 1880−1930. London, 1932.
297. Warner B. The Ferment of realism. New York, 1965.
298. Whitman W. The Complete prose works. New York, 1929.
299. Young P. Three Bags Full. New York, 1972.
300. Ziff L. American 1890s. New York, 1966.