Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Специфика и реализация конфликта в русской и адыгейской драматургии 50-70-х гг. XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Со временем адыгейская драматургия стала отличаться многообразием драматических жанров и полифонией характеров, в ней появились комедии («Берегись любовь» («Привет, Мухтар»), драмы («Счастье само не приходит»), трагедии («Танец смерти»). Важную роль при этом всегда играли традиции устного народного творчества. Пьесы Д. Джагупова, Д. Чуяко, Е. Мамия, Г. Схап-лока, Н. Куёка наполнены народной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Драматургия как особая форма литературы и искусства
    • 1. 1. Исторические принципы развития драматургии
    • 1. 2. Жанрово-тематическая эволюция русской драматургии
  • Глава вторая. Своеобразие конфликта в русской драматургии 50−70-х гг. XX века
    • 2. 1. Типы конфликта в драме
    • 2. 2. Влияние «бесконфликтности» на развитие драматургии 50-х годов XX века
    • 2. 3. Эволюция драматургического конфликта в 60−70-е годы XX века
  • Глава третья. Развитие адыгейской драматургии
  • 50−70-х годов XX века
    • 3. 1. Своеобразие конфликта и национального характера в пьесах Д. Джагупова, Д.Б. Чуяко
    • 3. 2. Типология конфликта в пьесах Е. Мамия
    • 3. 3. Конфликты и характеры в пьесе
  • Г. Схаплока «Танец смерти»

Специфика и реализация конфликта в русской и адыгейской драматургии 50-70-х гг. XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена исследованию жанрового своеобразия в контексте исследования проблемы конфликта в русской и адыгейской драматургии 50−70-х годов XX в.

Драматургии присущи острые противоречия, конфликты и коллизии. Конфликт служит выявлению идей, образов, поступков в борьбе и столкновениях. Взаимодействие типических и индивидуальных черт персонажей является отражением диалогической структуры произведений.

И. Вайсфельд справедливо утверждал, что конфликт в драматургическом произведении является двигательной основой и важнейшим средством развития характера, который раскрывается «только через противоречия, конфликты внутренние или внешние. Конфликты усложняются, когда характер противоречий проходит через драматические потрясения».1.

Изучение критических работ и исследований по теории и истории драмы, которыми располагает литературоведение сегодня, позволило установить недостаточную степень изученности проблемы художественного конфликта в русской и адыгейской драматургии этого периода. При исследовании драматических конфликтов в русской литературе в пьесах А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и других, а также в адыгейской — Д. Джагупова, Д. Чуяко, Е. Мамия, Г. Схаплока, Н. Куёка и других выявлены основные доминанты в мировоззренческой и художественной концепции драматургов этого времени и определены новые подходы к исследованию творческого наследия авторов. В этом состоит актуальность данного исследования, позволяющего впервые провести сравнительно-типологический анализ русской и адыгейской драматургии, осветить некоторые грани проблематики и поэтики пьес, не попавших в поле зрения исследователей или получивших недостаточную разработку.

1 Вайсфельд И. Драматургия характеров и характер драматургии // Искусство кино. — 1962. — № 4. — С. 87.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые исследуются типологические особенности драматического конфликта в русской и адыгейской драматургии 50−70-х гг. XX века.

Впервые вводятся в научный оборот произведения адыгейских драматургов Д. Джагупова, Д. Чуяко, Е. Мамия, Н. Куёка, Г. Схаплока, написанные на русском языке или переведённые с языка оригинала.

Цель исследования — выявление эволюции и типологических особенностей конфликта в русской и адыгейской драматургии 50−70-х гг. XX века, определение вклада адыгейских драматургов в развитие северокавказской литературы. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) систематизировать имеющиеся в науке представления о конфликте и определить основные исследовательские подходы в рассмотрении драматического конфликта, выделить его сущностные характеристики;

2) определить механизмы возникновения и трансформации драматического конфликта, характерные для драматургии 50−70-х гг. XX века;

3) проследить особенности эволюции конфликта в драматургии 50−70-х гг. XX века в русской и адыгейской литературах, выявить традиции, особенности и типологию развития художественного конфликта;

4) определить место и функции конфликтов в драматических произведениях, рассмотреть их в органической взаимосвязи с характерами героев и выявить особенности драматического действия в различных жанровых формах.

Методы исследования: в работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, а также системный подход, позволяющий выявить типологические особенности конфликта в исследуемых пьесах.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили работы отечественных литературоведов: Б. Б. Бахтина, Б. С. Бугрова, Е. Н. Горбуновой, М. И. Громовой, Е. М. Гушанской, Ю. А. Зубкова, С. С. Имихеловой, А. Караганова, Ю. И. Корзова, Т. В. Ланиной, М. Г. Меркуловой, В. Ф. Пименова, В. В. Фролова и северокавказских исследователей: А. Ч. Абазова, Л. И. Дёминой,.

A.M. Евлоевой, P.Г. Мамия, У. М. Панеша, К. Н. Паранук, А. А. Схаляхо, Х. Г. Тлепцерше, А. К. Тхакушинова, X. Хапсирокова, К. Г. Шаззо, С. С. Шхалаховой и др.

Объектом анализа являются драматические произведения 50−70-х годов XX века русской и адыгейской литературы, рассматриваемые в аспекте поставленной проблемы и в контексте литературно-критической мысли.

Предметом исследования выступает типология художественного конфликта в русской и адыгейской драматургии 50−70-х годов XX века в её взаимодействиях и взаимовлияниях в контексте жанровых и художественных особенностей.

Материалом исследования послужили драматические произведения А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и другие, а также русскоязычные пьесы адыгейских авторов Д. Джагупова, Д. Чуяко, Е. Мамия, Г. Схаплока, Н. Куёка и другие, существенно повлиявшие на развитие русской и адыгейской драматургии в целом.

Теоретическая значимость работы состоит в целостном исследовании типологических особенностей конфликта в русской и адыгейской драматургии и расширении теоретических понятий.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе по изучению истории литературы народов Северного Кавказа. Выводы исследования найдут применение при дальнейшем изучении адыгейской драматургии.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Конфликт — основополагающая категория в драматургии, служащая для развития сюжетного действия и раскрытия характеров персонажей. Она получила глубокое осмысление в ряде работ отечественных учёных, являющихся теоретической основой исследования.

2. Типологическое взаимодействие русской и адыгейской драматургии является важнейшей особенностью литературного процесса, во многом определяющей уровень художественного конфликта в произведениях адыгейских авторов.

3. Драматические произведения 50−70-х гг. XX века русской и адыгейской литературы отражают сложную эволюцию от «бесконфликтного» конфликта до глубоко художественного, прослеживают индивидуальные творческие особенности авторов и национальное своеобразие драматургии.

4. Конфликт в произведениях адыгейских драматургов в тематическом, проблемном и композиционном плане близок конфликтам в драматических произведениях русской литературы.

5. Существенное различие художественного конфликта в русской и адыгейской драматургии обнаруживается при выявлении уровня драматургии, определяющего глубину, насыщенность, сложность, динамику конфликта.

6. Адыгейская драматургия имеет свою специфику и традиции, которые восходят к устному народному творчеству, что определяет её национальное своеобразие.

Апробация диссертации: основные положения диссертационного исследования обсуждались на кафедре литературы и журналистики АГУ, нашли отражения в 9 публикациях и докладах на научных конференциях: 47 студенческой конференции АГУ (Майкоп, 2007), IV-VI Всероссийской научной конференции молодых учёных АГУ (Майкоп, 2007, 2008, 2009), VI международной научной конференции в АГУ (Майкоп, 2008).

Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка, включающего 396 источников научной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Драматургия 50−70-х годов XX века отразила сложнейший процесс эволюции художественного конфликта, от «бесконфликтного» конфликта до системы конфликтов, включающей в себя различные типы конфликтов (внешние, внутренние, социальные, исторические и т. д.), придавая произведениям внутренний драматизм, напряженность, глубоко раскрывая характеры персонажей, выявляя психологизм, внутренние противоречия и внешние противостояния.

Следует сказать, что в 60-е годы прошлого столетия в пьесах А. Арбузова, В. Розова, А. Володина, А. Вампилова наблюдается расширение тематики и жанровых форм, углубление драматического конфликта за счёт психологизма и новых художественных решений.

Конфликт в исследованных нами пьесах не просто раскрывает жизненные столкновения героев, а отражает многоплановые коллизии, выражающиеся в правдивом отражении социальных перемен, в сознании героев, в изменении взглядов и мировоззрений. Безусловным является и то, что драматический конфликт всегда связан с определённым историческим этапом и отражает многие актуальные проблемы времени. Ценность и заслуга драматургов этого времени заключается в том, что они создали произведения, решающие «вечные проблемы» нравственного содержания.

Исследование пьес русской и адыгейской драматургии 50−70-х годов XX века позволяет говорить о типологических взаимосвязях в тематическом и жанровом содержании. Анализ пьес А. Арбузова («Годы странствий»), В. Розова («В добрый час!»), А. Володина («Пять вечеров», «Моя старшая сестра»), А. Вампилова («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»), Д. Джагупова «Возмездие», Е. Мамия («Битая карта» («Последняя ставка»), «Берегись, любовь» («Привет, Мухтар!»), «А жизнь продолжается»), Г. Схаплока («Танец смерти») даёт основание считать, что конфликты в пьесах неразрывно связаны с движением драматического действия, которое определяет особенности структуры этих произведений. Авторам удалось избежать шаблонности и схематизма в своих произведениях. В динамике сюжета раскрывается многообразие жизненных противоречий. Внешние действия органически сочетаются с внутренними, с душевными переживаниями героев. Большое внимание авторы уделяют диалогу (А. Володин «Пять вечеров», Е. Мамий «Счастье само не приходит»), имеющему психологический подтекст, и монологу (А. Вампилов «Прощание в июне», Д. Джагупов «Возмездие», Г. Схаплок «Танец смерти»), форме исповеди (А. Вампилов «Утиная охота», Е. Мамий «Битая карта» («Последняя ставка»). Активизирована роль ремарок, которые комментируют события и раскрывают эмоциональную атмосферу пьесы, а также оттеняют душевные переживания героев (А. Володин «Пять вечеров»). Особое внимание уделяется художественным приёмам, которые драматурги используют для усиления социальной, нравственной, лирической или героической тональности драм (Г. Схаплок «Танец смерти», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»).

Используются многозначительные паузы и молчание для усиления эмоционального эффекта (А. Володин «Пять вечеров», Е. Мамий «А жизнь продолжается»), неправильная или бессвязная речь для раскрытия душевного состояния героев (А. Володин «С любимыми не расставайтесь»), для многогранной палитры конфликта. Разнообразные приёмы действия подчинены всестороннему и глубокому раскрытию индивидуальности персонажей с целью исследования системы конфликта.

Становлению и эволюции драматургии в адыгейской литературе способствовали следующие обстоятельства:

— развитие народного творчества и фольклора, элементы театра, которые прослеживаются в народных обрядах, играх и игрищах, песнях, танцах, пословицах и поговорках;

— развитие самодеятельности;

— зарождение письменности и художественной литературы;

— создание театральных кружков и профессионального театра.

Становление адыгейской драматургии проходило в годы формирования литературы, поэтому основным принципом художественной драматургии изначально был принцип противопоставления (Е. Мамий «На заре», «Счастье само не приходит»). В адыгейской драматургия нашли отражение социальные преобразования (Е. Мамий «А жизнь продолжается.»), исторические события (Д. Джагупов «Возмездие», Г. Схаплок «Танец смерти»), глубоко раскрыта проблема личности и народа (Е. Мамия «На заре», «Счастье само не приходит»).

Большая часть произведений адыгейской драматургии по типу внешнего конфликта относится к социальным, бытовым, патриотическим, военным, по характеру внутреннего конфликта — к моральным, нравственным, этическим, психологическим.

Тяготение драматургии к героике способствовало созданию острых социальных конфликтов. Конфликты в пьесах названных выше авторов представлены в органичном единстве с характерами героев, которые часто становятся первоосновой и источником различных коллизий. Внешнее проявление драматических коллизий заключается в последовательном повороте событий, активном разрешении противоречий. Внутренняя сущность прослеживается в раскрытии характеров героев через нравственные, психологические коллизии, тончайшие нюансы человеческой души. Соединение в драматическом конфликте внешней стороны событий и глубокого внутреннего наполнения делает коллизию более масштабной, проблемной, значимой.

В процессе эволюции адыгейской драматургии происходит психологическое насыщение образов, героические события прошлого сближаются с проблемами современности посредством исследования внутреннего мира человека, рассмотрения изменения психологии людей.

Со временем адыгейская драматургия стала отличаться многообразием драматических жанров и полифонией характеров, в ней появились комедии («Берегись любовь» («Привет, Мухтар»), драмы («Счастье само не приходит»), трагедии («Танец смерти»). Важную роль при этом всегда играли традиции устного народного творчества. Пьесы Д. Джагупова, Д. Чуяко, Е. Мамия, Г. Схап-лока, Н. Куёка наполнены народной музыкой, народными пословицами и поговорками, героико-патриотическими стихами, что придаёт им неповторимость и национальный колорит.

На всех этапах развития, в том числе и в 50−70-е гг. XX века, адыгейская драматургия была типологически близка русской. «Взаимодействие русской и адыгейской литературы на всех этапах развития обусловлено исторически, -пишет Л. И. Дёмина. — Типологическое сходство тем, проблем, конфликтов определяется общностью идейно-эстетических истоков"1. Драматургия вышла за рамки национальной и стала достоянием широкого круга читателей и зрителей.

А.К. Тхакушинов подчеркнул, что адыги «прошли большой путь этнической, этической, социальной, духовной, нравственно-психологической эволюции. Социально думающая драматургия. должна ставить и решать проблемы, связанные с тем, что есть сегодня социальный опыт этого народа, каким может быть и должен быть он завтра» .

1 Дёмина Л. И. Типология конфликта в русской и адыгейской прозе конца 40-х — 50-х годов XX века [Электронный ресурс]. // Мир на СК. — 2004. — Режим доступа: http://pn.pglu.ru. Тхакушинов А. К. Культура и общественная жизнь. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд.-во, 2007. С. 352.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Ч. История кабардинской драматургии: (Возникновение. Становление. Развитие.): автореф. дис.. канд. филол. наук / А. Ч. Абазов. — Майкоп, 1993, — 19 с.
  2. , С. К высотам реализма: Проблема развития адыгской прозы / С. Абитова. Черкесск: Кн. изд-во, 1968. — 103 с.
  3. Адыгейская филология: Сб. ст. Ростов на Дону: гос. пед. ин-т, 1972. — 48 с.
  4. , А. Даут и его друзья. (Пьеса Г. Схаплока «Даут» на сцене Адыг. областного театра) / А. Алов // Комсомолец Кубани. 1965. — 24 октября.
  5. Аль, Д. Н. Основы драматургии: Учеб. пособие / Д. Н. Аль. Л.: ЛГИК, 1988.-63 с.
  6. , А. Виктор Розов / А. Анастасьев. — М.: Сов. писатель, 1966. — 247 с.
  7. , Л. Тридцатые-семидесятые: Лит.крит. ст. / Л. Аннинский. — М.: Современник, 1977. -271 с.
  8. , Л. Ядро ореха. Критические очерки / Л. Аннинский. М.: Сов. писатель, 1965 — 258 с.
  9. , А. Драмы / А. Арбузов. М.: Искусство, 1969. — 680 с.
  10. З.Арбузов, А. Избранное: в 2 т. Т. 2. / А. Арбузов. М.: Искусство, 1981. — 792 с.
  11. , А. Прекрасное должно быть величаво / А. Арбузов // Советская культура. 1988. — 23 апреля. — С. 10.
  12. , А. Театр: Пьесы / А. Арбузов. -М.: Сов. писатель, 1961.-691 с.
  13. Аристотель Поэтика. Риторика / Аристотель. СПб.: Азбука, 2000. — 346 с.
  14. , Н.А. Избранное / Н. А. Асанов. М.: Худож. лит., 1972. — 640 с.
  15. , О.Ю. Поствампиловская драматургия: поэтика атмосферы: автореф. дис.. канд. филол. наук / О. Ю. Багдасарян. — Екатеринбург, 2006. 20 с.
  16. , М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / М. М. Бахтин. М.: Худож. лит., 1990. — 528 с.
  17. , A.M. О некоторых вопросах юмора и сатиры в художественном мышлении современных кабардинских писателей / A.M. Бейтуганов.- Майкоп: МГТУ, 2005. 43 с.
  18. , В.Г. О драме и театре / В. Г. Белинский. М.: Искусство, 1948.- 186 с.
  19. , X. Даут / X. Беретарь // Адыг. правда. 1963. — 17 марта.
  20. , И. О поэтическом / И. Бехер // Новый мир. -1959. -№ 2. — С. 177
  21. , А. Краткая история русской драматургии. От «Мистерии-буфф» до «Третьей патетической» / А. Богуславский, В. Диев, А. Карпов.- М.: Просвещение, 1966. 347 с.
  22. , А. Русская советская драматургия. Основные проблемы развития: в 3 т. Т. 3. 1946−1966 / А. Богуславский, В. Диев. М.: Наука, 1968.-240 с.
  23. Большой энциклопедический словарь / A.M. Прохоров. СПб.: Норинт, 1997.- 1456 с.
  24. , В. День завтрашний / В. Бондаренко // Соврем, драматургия. 1986.-№ 1.-С. 255−262.
  25. Борисова, J1.M. JT. Леонов и современная советская драматургия / Л. М. Борисова // Вопр. лит. 1988. — Вып. 2 (52). — С. 3−10.
  26. , Г. Сегодня и завтра драматургии: Докл. на заседании комис. по драматургии / Г. Боровик // Театр. 1986. — № 11. — С. 30−43.
  27. , А. Сквозь призму поликонфликтности / В сб.: Дорогой правды, дорогой гуманизма. М.: Сов. писатель, 1978. 345 с.
  28. , Б. Русская советская драматургия. 1960−1970 годы / Б. Бугров. -М.: Высшая школа, 1981. 185 с.
  29. , Б.С. Герой принимает решение: Движение драмы от 50-х гг. / Б. С. Бугров. — М.: Сов. писатель, 1987. 366 с.
  30. , Б.С. Русская советская драматургия 50-х-70-х годов: основные тенденции развития: автореф. дис.. д-ра филол. наук / Б. С. Бугров. — М., 1986.-46 с.
  31. , Б.С. Современная русская драматургия: тенденции развития / Б. С. Бугров // Научные доклады филологического факультета МГУ. — 1998. — Вып. 2.-С. 167−177.
  32. , Т. Рощин М. Драматургия и проза жизни / Т. Бутрова // Октябрь. -2003. -№ 2.-С. 172−180.
  33. , М.Б. Семантика внесценического компонента в пьесах А. Чехова и А. Вампилова: (Пожар в «Трёх соснах» и в «Старшем сыне») / М. Б. Бычкова // Чеховиана. 2002. — Вып. 9. — С. 136−142.
  34. , М. Лики театральной студии / М. Вайль // Театр. — 1986. № 10. — С. 104.
  35. , И. Драматургия характеров и характер драматургии / И. Вайсфельд // Искусство кино. — 1962. № 4. — С. 87.
  36. , JI.A. Концепция личности в советской многонациональной драматургии 70-х начала 80-х годов: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. А. Валько. — Киев, 1990. — 16 с.
  37. , А. Пьесы / А. Вампилов. М.: Синергия, 2002. — 464 с.
  38. , И. Розов В. «Вся моя жизнь.» / И. Василина // Театр. 1994. -№ 5−6. — С. 2−8.
  39. , И.А. Театр Арбузова / И. А. Василина. — М.: Искусство, 1983. — 264 с.
  40. , С. Мотив сватовства в одноактных пьесах «Предложение» А. Чехова, «Успех» А. Вампилова, «Лестничная клетка» Л. Петрушевской / С. Васильева // Молодые исследователи Чехова. — 2001.- Вып. 4. — С. 427 433.
  41. , Г. Я. Традиции поэтики А.П. Чехова в современной отечественной драматургии 80−90-х годов: (Пьесы Н. Коляды в чеховском контексте): очерк / Г. Я. Вербицкая. — Уфа, 2002. 28 с.
  42. , Я. О правде подлинной и мнимой / Я. Винецкий, В. Королёва // Советская Татария. 1957. — 12 февраля.
  43. , Н. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2 / Н. Вирта. — М.: Худож. лит., 1973.-326 с.
  44. , И. Алексей Арбузов / И. Вишневская. — М: Сов. писатель, 1971.-231 с.
  45. , И.Л. Комедия на орбите. Очерк творчества / И. Л. Вишневская. М.: Сов. писатель, 1979. -238 с.
  46. , О. О Тамаре, Женьке и блондинке: Штрихи к портр. Александра Володина с последующим интервью / О. Возякова // Лит. обозрение. — 1988.-№ 11.-С. 88−93.
  47. , А. Избранное: в 2 кн. Кн. 2 / А. Володин. СПб.: Искусство, 1999.-548 с.
  48. , А. Моя старшая сестра / А. Володин. М.: Искусство, 1961. — 214 с.
  49. , А. Оптимистические заметки. Для театра и кино / А. Володин. -М.: Искусство, 1967. 309 с.
  50. , А. Осенний марафон. Пьесы / А. Володин. — Д.: Сов. писатель, 1985.-360 с.
  51. , А. Осенний марафон: Пьесы, сценарии, проза / А. Володин. -М.: Искусство, 2005, 624 с.
  52. , A.M. Портрет с дождём: Пьесы / A.M. Володин. — Д.: Сов. писатель, 1980.-358 с. 61 .Волькеиштейн, В. Драматургия / В. Волькенштейн. — М.: Искусство, 1937,215 с.
  53. Второй Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчёт. М.: Политиздат, 1956. 354 с.
  54. , Д. Тайна театра B.C. Розова / Д. Выгорбина // Дет. лит. = Det. lit.-2000.-№ l.-C. 10−15.
  55. Высший уровень советской драматургии // Правда. — 1954. 12 апреля.
  56. , О.В. К вопросу о состоянии театра и драмы в России первой четверти XIX в. / О. В. Гаврильченко // Вестн. Моск. универ. — 2006. -№ 6.-С. 120−126.
  57. , Г. Эстетика: в 4 т. Т. 1 / Г. Гегель- под ред. М. Лифшица. — М.: Искусство, 1968. — 312 с.
  58. , А. Две с половиной культуры: Заметки драматурга. / А. Гельман // Театр, жизнь. 1995. — № 10. — С. 24−25.
  59. , Р.Я. Человек труда в советской драматургии 70−80-х гг.: учеб. пособие по спецкурсу / Р. Я. Гельфанд. Пермь: Перм. гос. ун.-т им. A.M. Горького, 1989.-88 с.
  60. Годы, спектакли, судьбы / под ред. К. Г. Шаззо. — Майкоп: Адыг. отделен. Краснодар, книжного изд-ва, 1986. — 128 с.
  61. , В. О драматургическом конфликте / В. Голдобин // Театр. — 1953.-№ 3,-С. 23
  62. , Н. Анемподист, где ты?: Эволюция произв. пьесы в творчестве И. Дворецкого / Н. Голикова // Соврем, драматургия. — 1987. № 4. — С. 242−247.
  63. , Е. Вопросы теории реалистической драмы / Е. Горбунова. -М.: Сов. писатель, 1963. -358 с.
  64. , Е. Перед лицом новой действительности / Е. Горбунова. М.: Сов. писатель, 1974. — 398 с.
  65. , Е.Н. Идеи, конфликты, характеры / Е. Н. Горбунова. М.: Сов. писатель, 1960.-419 с.
  66. , A.M. Об искусстве / A.M. Горький // Наши достижения. 1935. -№ 5-№ 6.
  67. , Д. Под общим наркозом: критич. заметки о соврем, рус. драматургии. / Д. Грацевич // Октябрь. 2005. — № 9. — С. 164−169.
  68. , А.С. Сочинения. Воспоминания современников / А.С. Грибоедов- сост. JI.JI. Гришеднина. М.: Правда, 1989. — 478 с.
  69. , М.И. ".Минувшим нас обвеет и обнимет" / М. И. Громова // Лит. в шк. 1998. — № 4. — С. 76−87.
  70. , М.И. «Настоящий драматург должен быть добрым.» / М. И. Громова // Лит. в шк. 1998.- № 8. — С. 62−68.
  71. , М.И. В поисках современной пьесы / М. И. Громова // Лит. в шк. 1996. -№ 3.~ С. 74−83.
  72. , М.И. Драматургия второй половины XX века / М. И. Громова -2-е изд, стер. М.: Дрофа, 2003. — 44 с.
  73. , М.И. Русская драматургия конца XX начала XXI века: учеб. пособие / М. И. Громова. — 2-е изд, испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 362 с.
  74. , М.И. Русская современная драматургия / М. И. Громова. — учеб. пособие. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 160 с.
  75. , М.И. Чеховские традиции в театре А. Вампилова / М. И. Громова // Лит. в шк. 1997. — № 2. — С. 45−56.
  76. , В. Герой и стиль: К теории характера и стиля / В. Гусев. М.: Ху-дож. лит., 1983. — 286 с. 91 .Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. Л.: Наука, 1967. — 320 с.
  77. , Е. Драматургия А. Вампилова // Звезда. 1981. — № 12. — С. 181
  78. , Е.М. А. Вампилов. Очерк творчества / Е. М. Гушанская. Л.: Сов. писатель, 1990. — 320 с.
  79. , И.Л. Особенности стилевого развития современной советской драматургии / И. Л. Данилова. Казань, 1989. — 22с.
  80. , И.Л. Стилевые процессы развития современной русской драматургии: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. Л. Данилова. Казань, 2002. — 43 с.
  81. , И.Л. Типологическое и индивидуальное в действии стилевых традиций в творчестве драматурга / И. Л. Данилова. Казань, 1989. — 22 с.
  82. , О.А. Структура действия в современной советской драматургии (пространственно-временная организация): автореф. дис.. канд. филос. наук / О. А. Дашевская. Томск, 1987. — 18 с.
  83. , И. Веранда в лесу: Пьесы / И. Дворецкий. — Л.: Сов. писатель, 1986.-661 с.
  84. , Е. Клондайк // Петерб. театр, журн.- 2002. № 27. — С. 135.
  85. , Д. Возмездие. Драма в 3-х актах, 10 картинах / Д. Джагупов. Майкоп, 1958. — 58 с.
  86. , Н.А. Собр. соч.: в 3-х т. Т. I / Н. А. Добролюбов. М.: ГИХЛ, 1950.-725 с.
  87. Драма второй половины XX века / О. Б. Кушлина. М.: Слово, 2000.- 624 с.
  88. Драма первой половины XX века / О. Б. Кушлина. — М.: Слово, 2000. 824 с.
  89. Драматургия и время. Сборник. М.: Искусство, 1974. — 280 с.
  90. , A.JI. В великом походе / A.JI. Дымшиц. М.: Советский писатель, 1962.— 443 с.
  91. , А.В. Современные проблемы теории драмы: автореф. дис.. канд. филол. наук/А.В. Дьяченко. М., 1999.— 16 с.
  92. , A.M. Ингушская драматургия: национальные истоки, эволюция, жанровая специфика: автореф. дис.. канд. филол. наук / A.M. Евлоева. Нальчик, 2006. — 18 с.
  93. , Б.Ф. Эволюция эстетических идей Н.Г. Чернышевского / Б. Ф. Егоров. М.: Сов. писатель, 1982 — 125 с.
  94. , Т.А. Игра в сюжетно-композиционной структуре драматической сказки / Т. А. Екимова // Вестн. Челябин. ун-та. — Сер. 2. Филология. — 1997. — № 1.-С. 113−120.
  95. , О. Писатель, которому веришь (Розов. B.C.) / О. Ефремов // Лит. газета. 2003. — № 34. — С. 10.
  96. , К. Драматург, журналист, солдат. Люди искусства (Г.К. Сха-плоку 60 лет) / К. Жанэ // Советская Кубань. — 1978. — 12 мая.
  97. , К. Щедрость сердца. Годы и люди (Г. Схаплок) / К. Жанэ // Знамя Коммунизма. — 1978. — 27 мая.
  98. , С.Ф. Герои и конфликты драматургии А. Володина / С. Ф. Желобцова // Вопросы филологии в контексте современности. — 1999.-С. 37−41.
  99. , О.В. Жанровые особенности драматургии Александра Володина / О. В. Журчева // Содержательность художественных форм. — 1987.-С. 157−173.
  100. , А. Фронтовик, драматург, мыслитель / А. Замостьянов // Народное образование. 2004. — № 10. — С. 236−237.
  101. , И.В. Категория времени в историко-революционной драматургии 70−80-х годов / И. В. Зборовец // Науч. докл. высш. шк. Филол. науки. 1989. — № 2. — С. 3−9.
  102. , И.В. Проблема «личность и общественное мнение» в драматургии А.В. Вампилова / И. В. Зборовец. — Харьков: Харьк. гос. ин-т культуры, 1986. 12 с.
  103. , И.В. Художественный мир драматургии А. Вампилова / И. В. Зборовец // Сибирь. 1987. — № 4. — С. 100−113.
  104. , А. Огонёк неизвестно откуда / А. Зверев // Новый мир. — 1987.-№ 9.-С. 227−241.
  105. , А. Драма драматургии: В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом / А. Злобин // Новый мир. 1998. — № 3. — С. 189 207.
  106. , Д. После драки кулаками машут / Д. Золотницкий // Театр. 1962. — № 9. — С. 57
  107. , Ю. Герой и конфликт в драме. Статьи о современной драматургии. М.: Сов. писатель, 1975. — 280 с.'
  108. , Ю.А. Драматурги России / Ю. А. Зубков. — М.: Современник, 1979.-319 с.
  109. , JI.JI. Поэтика драматургии А. Вампилова / JI.JI. Иванова // Изучение поэтики реализма. — Вологда. 1990. — С. 22−33.
  110. , С.С. «Авторская» проза и драматургия 1960−1980-х годов: своеобразие художественного метода / С. С. Имихелова. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят, ун-та, 1996. 87 с.
  111. , С.С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов / С. С. Имихелова. — Новосибирск: Наука, 1983. — 125 с.
  112. , С.С. Художественный мир Александра Вампилова / С. С. Имихелова, О. О. Юрченко. Улан-Удэ, 2001.- 106 с.
  113. История русской драматургии, XVII — первая половина XIX в. / Л.: Наука, 1982.-352 с.
  114. История русской драматургии: вторая половина XIX — начало XX века до 1917 / Л.: Наука, 1987. 660 с.
  115. История советского драматического театра: в 6 т. — М.: Наука, 1971. -739 с.
  116. Ищук-Фадеева, Н. И. Жанры русской драмы: пособие по спец. курсу / Н.И. Ищук-Фадеева.- часть 1: Традиционные жанры русской драматургии. Тверь.: Твер. гос. ун-т, 2003. — 87 с.
  117. , С.Я. Вампиловская тропа / С. Я. Кагарлицкая. М.: Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. — 1993. — 47 с.
  118. , Ф. Содержание и форма в произведениях искусства / Ф. Калошин. М.: Наука, 1953. —257 с.
  119. , В. Вампиловский экран / В. Камышев // Сибирь. — 1989. -№ 1.-С. 112−119.
  120. , В. Необходимость Вампилова / В. Камышев // Рус мысль = La pensee russe. 1997. — № 4201. — С. 12.
  121. , И.А. Рус. драматургия XX века: учеб. пособие / И. А. Канунникова. — М.: Флинта: Наука, 2003. 208 с.
  122. Као, Сиомара Гарсия Проблема героя в русской советской драматургии: автореф. дис.. канд филол. наук / С. Г. Као. — М., 1988. 26 с.
  123. , А. Воспитание правдой / А. Караганов // Театр. — 1957. -№ 1. С. 64.
  124. , А. Временем и талантом / А. Караганов // Театр. — 1988. -№ 8.-С. 83−95.
  125. , А. Ещё о герое нашего времени / А. Караганов // Театр. -1962. № 5.
  126. , А. Характеры и обстоятельства / А. Караганов. М.: Наука, 1959.-389 с.
  127. , А. Драма как эстетическая проблема / А. Карякин. — М.: Наука, 1971.-222 с.
  128. , И.М. Конфликты и характеры / И. М. Киселёв. М.: Сов. писатель, 1957. -343 с.
  129. , Н.Н. Случайность в структуре действия пьес А. Вампилова / Н. Н. Киселёв // Проблемы метода и жанра. 1997. — Вып. 19. — С. 266 279.
  130. , В. Жажда добра / В. Клименко // Наш современник. — 1983.-№ 6.-С. 164.
  131. , М. О драматургии (русский канон) / М. Ковров // Наш современник. 2001. — № 5. — С. 220−236.
  132. , М. Уроки Розова / М. Кодин // Всерус. собор. 2003. — № 3. -С. 146−155.
  133. , С.М. Парадоксы драмы драма парадоксов: Поэтика жанров драмы 1950−1970 гг. / С. М. Козлова. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. — 1993.-219 с.
  134. , А. Поют сыновья: Разговор после спектакля (нац. труппы Адыг. обл. драм, театра по пьесе Н. Куёка «Песни наших отцов») / А. Колесников // Комсомолец Кубани. — 1987. — 13 мая.
  135. , Н.В. Я работаю волшебником.: О драматургии. / Н. В. Коляда // Театр, жизнь. 1998. — № 5/6. — С. 49−51.
  136. , Ю.И. Советская драматургия 60−80-х годов: Конфликт, действие, характер. Пробл. театр. драматург, выразительности: автореф. дис.. д-ра филол. наук / Ю. И. Корзов. — Киев, 1991. — 39 с.
  137. , Ю.И. Советская политическая драматургия 60−80-х годов / Ю. И. Корзов. Киев: Изд-во при Киев, ун.-те, 1989. — 263 с.
  138. , А. Пьесы. / А. Корнейчук. М.: Сов. писатель, 1967. — 636 с.
  139. , А.Е. Собр. соч. в 4 т. Т. 4. / А. Е. Корнейчук. — Д.: Искусство, 1976.-335 с.
  140. , М.В. Читка Вампилова / М. В. Коробов // Россия. 1998. — Вып. 1 9.-С. 125−134.
  141. , П. Песня земли. (Пьеса Г. Схаплока в постановке нац. труппы Адыг. обл. драмтеатра им. А.С. Пушкина) / П. Кошубаев // Адыг. правда. 1965. — 28 февраля.
  142. , А. Драматические произведения / А. Крон. — М.: Сов. писатель, 1958.-499 с.
  143. Крупина," H.JI. Розов В. Я счастливый человек. / Н. Л. Крупина // Лит. в шк. 1997. — № 1. — С. 69−75.
  144. , Н. Мужество быть собой: к 80-летию А. Володина / Н. Крышук // Лит. газ. 1999. — № 6. — С. 10.
  145. , Н. Высота мужества / Пьеса в одном действии / Н. Куёк // Репертуарный сборник. Майкоп, 1973: — С. 18−20.
  146. , Н. Гримасы родного слова: (О сегодняшнем состоянии адыг. лит.-ры) / Н. Куёк // Дружба народов. 1989. — № 5. — С. 172−175.
  147. , Н. За всё в ответе / Пьеса в одном действии / Н. Куёк // Репертуарный сборник. — Майкоп, 1973. — С. 21−24.
  148. , Н.М. Мифо-ритуальный и фольклорный контекст драматургии А.В. Вампилова: автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. М. Кузнецова. — Иркутск, 2004. 25 с.
  149. , Э.В. Элементы языковой игры в драматургическом тексте: (По материалам пьес Г. Бокарёва) / Э. В. Кузнецова // Живая речь уральского города. — 1988. — С. 127−134.
  150. , В. Вся ли это правда? / В. Кулемин // Комсомольская правда. — 1957. 11 июля.
  151. , М.Ш. Формирование жанров адыгейской лит-ры: автореф. дис.. .канд. философ, наук / М. Ш. Кунижев. — М., 1971. — 20 с.
  152. Кусова-Чухо, С. Режиссёр. Творец. Художник / С. Кусова-Чухо // Сов. Адыгея. 2009. — № 16. — С. 4.
  153. , Т. А. Володин: Очерк жизни и творчества / Т. Лагнина. -Л.: Сов. писатель, 1989.-320 с.
  154. Ланда, Т. Ю Историко-революционная драматургия 60-х 80-х гг.: автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. Ю. Ланда. — М., 1986. — 16 с.
  155. , Т.Ю. К вопросу об использовании документа в историко-революционной драме 70-х годов: (Творчество М. Шатрова) / Т. Ю. Ланда // Стилевые тенденции художественного развития. 1988. — С. 16−22.
  156. , Т.В. Александр Володин: Драматург.: Очерк жизни и творчества / Т. В. Ланина. Л.: Сов. писатель, 1989. — 319 с.
  157. , В. Проблемы современной советской драматургии / В. Левашов // Соврем, драматургия. 1990. — № 1. — С. 148−155.
  158. , Л. Золотая карета: пьеса в 4-х действиях / Л. Леонов. М.: Искусство, 1957. — 116 с.
  159. , Л. Пьесы / Л. Леонов. М.: Искусство, 1976. — 775 с.
  160. , Г. За правдивое отражение реальных конфликтов / Г. Ло-мидзе // Вопросы философии. — 1952. № 5. — С. 155.
  161. , О. Об отражении разговорной речи в драмах Афиногенова / О. Лосик // Современные проблемы филологии. 1988. — С. 38−42.
  162. , Л.М. Островский и драматургия его времени / Л.М. Лот-ман. М.: Искусство, 1961.-232 с.
  163. , А. в кн.: Советские драматурги о своём творчестве. -М.: Искусство, 1967. 354 с.
  164. , С.С. Философская драма современности: функция притчи в ней: (А. Вампилов, Р. Ибрагимбеков) / С. С. Магдиева. М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1989. — 24 с.
  165. , В. Время рождает героя / В. Максимова. — М.: Знание, 1975.-112 с.
  166. , А.Н. Проза. Театр. Драматургия 1980-х гг.: Типол. взаимодействия / А. Н. Маленьких. — Пермь: Перм. гос. ун-т им. A.M. Горького, 1988.-41 с.
  167. , Л.П. Поствампиловская драматургия 1970−1980-х годов: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. П. Малюга. Москва, 1996. — 17 с.
  168. , Л. Старые друзья. Пьесы / Л. Малюгин. М.: Сов. писатель, 1979.-312 с.
  169. , К.Н. Драма как сценическое событие / К. Н. Мамаев. Екатеринбург, 1997. — 318 с.
  170. , Е. А жизнь продолжается. Пьеса в 2-х ч. / Пер. с адыг. В. Пистоленко. М.: ВУОАП, 1972. — 61 с.
  171. , Е. Берегись, любовь! (Привет, Мухтар!) Комедия в двух действиях / Пер. с адыг. И. Шароева. — М., 1971. 58 с.
  172. , Е. Битая карта (Последняя ставка). Драма в 2-х действиях, 5-ти карт. / Отв. ред. Я. Апушкин. М.: ВУОАП, 1973. — 64 с.• 213. Мамий, Е. Дорожные знаки. Пьеса в одном действии / Е. Мамий // Репертуарный сборник. — Майкоп, 1969. № 2. — С. 10−12.
  173. , Е. На заре. Пьеса в одном действии / Е. Мамий // Репертуарный сборник. — Майкоп, 1973. № 13. — С. 9−12.
  174. , Е. Счастье само не приходит. Майкоп: Адыг. обл. драм, театр им. А. С. Пушкина, 1972. — 54 с.
  175. , Р. Вровень с веком. Идейно-нравственные ориентиры и художественные искания адыгейской прозы второй половины двадцатого века / Р. Мамий. Майкоп: Качество, 2001. — 340 с.
  176. , Р. История и современность (заметки о современной адыгейской прозе) / Р. Мамий // Кубань. 1978. — № 8. — С. 98−104.
  177. , Р.Г. Идейно-нравственные основы и жанрово-стилевая эволюция адыгейской прозы (П-я половина XX века): автореф. дис.. д-ра филол. наук / Р. Г. Мамий. Майкоп, 2002. — 57 с.
  178. , Т.Т. К вопросу о типологии героя в контексте многонациональной советской драматургии 70-х годов / Т. Т. Матвеева // Вопр. лит. народов СССР.- 1986.-Вып. 12.-С. 139−147.
  179. , М. Верность себе: К пробл. авт. идеала в драматургии А. Вампилова / М. Махова // Алтай. 1990. — № 2. — С. 171−176.
  180. , М.С. Нравственность и современная драматургия / М. С. Махова // Культура и творчество: материалы конф. каф. теории и истории культуры МГОПУ. 1996. — С. 124−129.
  181. , М.Г. Театр Леонида Леонова и Александра Вампилова: (Опыт сравнительного анализа) / М. Г. Меркулова // Верность человеческому. 1992.-С. 102−106.
  182. , Н. В драматургическом цехе / Н. Мирошниченко // Соврем, драматургия. 1987. — № 3. — С. 247−254.
  183. , Б. Избранные статьи / Б. Михайловский. М.: Искусство, 1969. — 702 с.
  184. , Ю.Э. Типология временного конфликта в русской драме: автореф. дис.. канд. филол. наук / Ю. Э. Михеев. М., 2001. — 44 с.
  185. Навстречу пленуму правления СП РСФСР по драматургии: Ред.ст. // Лит. Россия. 1987. — 13 марта. — № 11. — С. 4−5.
  186. , И.П. Н. Погодин о языке драмы / И.П. Нечаева // Проблемы писательской критики. — 1987. — С. 53−60.
  187. , Г. Опыт Вампилова / Г. Никитин // Москва. 1989. — № 4. -С. 184.
  188. , Д. Трудная правда / Д. Осипов // Театр и жизнь. М. — Л.: Искусство. — 1957. — С. 78.
  189. , Ю. Советская историческая драматургия / Ю. Оснос. — Л.: Советский писатель, 1947. — 292 с.
  190. , Ю.А. В мире драмы. Статьи. / Ю. А. Оснос. — М.: Сов. писатель, 1971.-408 с.
  191. , А.Н. Избранные произведения / А. Н. Островский. — М.: Дет. лит., 1965. 557 с.
  192. , Н.В. Концепция личности в современной советской драматургии: автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Отургашева. -Томск, 1985.- 17 с.
  193. Очерки истории русской советской драматургии: в 3 т. Т. 3. / JI.-M.: Искусство, 1968. 463 с.
  194. Очерки истории советской драматургии. JL: Искусство, 1968. — 564 с.
  195. , П. Словарь театра / П. Пави- пер. с фр. К. Разлогова. — М.: Прогресс, 1991.-480 с.
  196. , X. Строки из писем. (О пьесе Г. Схаплока «Песня земли») / X. Панеш // Сов. печать. 1965. — № 4. — С. 48.
  197. , А. Вечное и злободневное: Соврем, проза, конфликты, темы, характеры / А. Панков. — М.: Советский писатель, 1981. — 368 с.
  198. , К. Приходящий яви нам душу. Уходящий оставь нам свет. (О жизни и творчестве Н. Куёка) / К. Паранук // Совет. Адыгея. — 2007. — 2 окт. — С. 6.
  199. , К.Н. Жанрово-стилевые особенности драматургии Н. Куёка / К. Н. Паранук // Филол. вестник. Майкоп, 2004. — № 6. — С. 16.
  200. , К.Н. Иду к человеку: размышления о творчестве Нальбия Куека / К. Н. Паранук. Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2004.
  201. , А. Крылья вериги: Драматургия 50−80-х годов в док. Из архивов ЦККПСС / А. Петрова // Соврем, драматургия. — 1994. № 4. — С. 244−254.
  202. , В. Ф. Жизнь, драматургия, театр. Статьи. — М.: Сов. писатель, 1966. 375 с.
  203. , В.Ф. Продолжение пути. Очерки и статьи о драматургии / В. Ф. Пименов. М.: Сов. писатель, 1974. — 326 с.
  204. Писатели Республики Адыгея: Биограф справочник. — Майкоп: Респ. изд.-полиграф, об-ние «Адыгея», 2000. — 127 с.
  205. Н. Театр и жизнь / Н. Погодин. — М.: Искусство, 1953. — 216 с.
  206. , Н. О комедиях. Заметки драматурга / Н. Погодин. М.: Искусство, 1966. — 284 с.
  207. , Н. Собр. соч. в 4 т. Т. 3 / Н. Погодин. — М.: Искусство, 1973.-439 с.
  208. , Н.Ф. Искать, мыслить, открывать. Статьи, рецензии, путевые заметки / Н.Ф. Погодин- сост. А. Волгарь. — М.: Искусство, 1966. — 256 с.
  209. , Н.Ф. С чего начинается пьеса / Н. Ф. Погодин. М.: Сов. i Россия, 1969.-93 с.
  210. , Л.П. Героические традиции М. Горького в драматургии Л. Леонова о Великой Отечественной войне («Нашествие», «Золотая карета») / Л. П. Пожиганова // Советская проза о Великой Отечественной войне и её изучение в школе и вузе. 1988. — С. 48−54.
  211. , Г. Жанровое новаторство советской драматургии / Г. Поспелов // Театр. 1975. — № 7. — С. 84.
  212. Постановление Пленума ЦК ВКП (б). М.: Госполитиздат, 1954. -640 с.
  213. Праток, 3. Он был сродни Мольеру: Об адыг. драматурге Е. Ма-мие. / Согласие. 2004. — 17 марта.
  214. Праток, 3. У истоков адыгейского театра. Радетели земли тахтаму-кайской / 3. Праток // Согласие. Спец. выпуск. — 2001. — С. 174−180.
  215. Праудин, А. .И посадить вишнёвый сад / А. Праудин- запис. J1. Малахевич // Новое обозрение. — 2004. — 1 -7 сент. (№ 34). — С. 8.
  216. , А. Поэт, прозаик, драматург: Н. Куёк 65 / А. Пренко // Лит. Адыгея. — 2003. — № 4. — С. 52.
  217. , А.С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. М.: Дет. лит., 1965. — 159 с.
  218. , А.С. Драматические произведения. Романы. Повести / А.С. Пушкин- сост. Г. Г. Красухина. Назрань: Олимп, 1998. — 700 с.
  219. , А.К. Художественный конфликт как жанрово и стилеоб-разующий фактор в новеллах Т. Керашева: автореф. дис.. канд. филол. наук / А. К. Пшизова. Майкоп, 2005. — 22 с.
  220. , Т.А. Художник и время: эволюция театра А. Володина (1950−1970): автореф. дис.. канд. искусствовед, наук / Т. А. Ратобыльская. М., 1988. — 24 с.
  221. , А. Клятва автора: Записки драматурга. / А. Ремез. — 1991. -№ 2. С. 205−208.
  222. , В. Высшая форма культуры — это книги. / В. Розов // Дет. лит. Det. lit. — 2000. — № 1. — С. 4−10.
  223. , В. Избранное: Пьесы / В. Розов. М.: Искусство, 1983. — 703 с.
  224. , С. В. Розов B.C. В поисках радости / С. В. Розов // Моск. жури. 1999. — № 1. — С. 2−5.
  225. , П.В. Основные тенденции развития драматургии народов СССР (1970−80-е годы): учеб. пособие / П. В. Романов. JL: Ленингр. Гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, 1987. — 56 с.
  226. , К. По ту сторону вымысла. Заметки о драматургии А. Вампилова / К. Рудницкий. — М.: Искусство, 1981. — 423 с.
  227. , К. Портреты драматургов / К. Рудницкий. — М.: Искусство, 1961.-399 с.
  228. , А.С. Чеховские традиции в драматургии А. Вампилова / А. С. Сабенников // Чеховиана. 1993. — С. 144−152.
  229. , Н.И. Русский народный театр / Н. И. Савушкина. М.: Искусство, 1976. — 155 с.
  230. , М. В краю горных аулов. (О спектакле «Даут» Г. Схаплока) / М. Саенко // Театральная жизнь. 1966. — № 5.
  231. , B.C. Поэтика конфликта в «женских» пьесах А.Д. Салынского: автореф дис.. канд филол. наук / B.C. Сазонова. Тамбов, 2005. -23 с.
  232. , А. Избранное. Пьесы / А. Салынский. — М.: Искусство, 1988.-457 с.
  233. , А.Д. Драмы и комедии / А. Д. Салынский. — М.: Искусство, 1977.-608 с.
  234. , А.Д. О жизни, драматургии, театре: Сборник. / М.: Сов. писатель, 1982. 336 с.
  235. , А.П. Театральная площадь / А. П. Свободин. М.: Искусство, 1981.-335 с.
  236. , JI.C. Проблема конфликта и характера в советской драматургии 70-х начала 80-х годов: (На материале «произв.» драмы): автореф. дис.. канд. филол. наук/Л.С. Сидникова. — М., 1986.— 16 с.
  237. , Е.Е. Концепция личности в драматургии и инсценированной прозе о Великой Отечественной войне (60−80-е годы): автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. Е. Сизенко. -М., 1986. 17 с.
  238. , К. Проблемы развития советской драматургии. Советские драматурги о своём творчестве / К. Симонов. М.: Искусство, 1967, 456 с.
  239. , К. Пьесы / К. Симонов. — М.: Искусство, 1954. — 561 с.
  240. , Е. Мелодия жизни: «Песни наших отцов» в Адыг. обл. драмтеатре / Е. Ситникова // Сов. культура. 1986. — 30 сент. — С. 4.
  241. , А. Он пытался идти против течения / А. Смелянский // Лит. газ. 1995. — № 38. — С. 8.
  242. , A.M. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни рус. театра второй половины XX века / A.M. Смелянский. М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999.-350 с.
  243. , С. За строкой драмы: О текстологии пьес А. Вампилова / С. Смирнов//Лит. обозрение. 1987. -№ 8.-С. 99−100.
  244. , С. Р. Драматургия А. Вампилова: закономерности творческого процесса: автореф. дис.. доктора филол. наук / С. Р. Смирнов. — Улан Удэ, 2007. — 30 с.
  245. , В. На фабричной окраине / В. Смирнов // Театр. 1957. -№ 4. — С. 60.
  246. , А.С. «Чайка» А.П. Чехова и «Прошлым летом в Чу-лимске» А. Вампилова: к типологии сюжета / А. С. Собенников // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и XX век. — 1997. Вып. 9. — С. 54−62.
  247. Советская драматургия, 1941−1980: Сборник / Ю. С. Рыбаков. М.: Просвещение, 1984. — 399 с.
  248. Советская одноактная драматургия: Пьесы 1966−1976. / Сост. В. Белянкина. М.: Искусство, 1978. — 463 с.
  249. Советские драматурги о своём творчестве. — М.: Искусство, 1961. — 455 с.
  250. , В. Брак без любви / В. Соколов // Театр. 1957. — № 5. — С. 61.
  251. , А. Идеи и образы советской драматургии / А. Соколова. — М.: Искусство, 1954. 154 с.
  252. , Е.А. Писатели Адыгеи в годы Великой Отечественной войны / Е. А. Соломко // Мы победу приближали как могли. — 2003. С. 474−479.
  253. , А. Пьесы / А. Софронов. М.: Сов. писатель, 1953. — 317 с.
  254. , А. Собр. соч. в 5 т. Т. 2. Драмы / А. Софронов. М.: Искусство, 1971. — 607 с.
  255. , А.А. Современная советская драматургия и её жанры / М.: Знание, 1985.- 112 с.
  256. , O.K. Смысл и формы «новой драмы»: к истории и теории русской драматургии. Концепция исследования / O.K. Страшкова // Вестник Ставропольского гос. пед. института. 2003.- Вып. 35. — С. 6876.
  257. , Е. Вплывая в лету / Е. Стрельцова // Соврем, драматургия. 1990.-№ 2. — С. 164−173.
  258. , Е. Окна проталин: Театр А. Салынского / Е. Стрельцова // Театр. 1996. — Спец. номер. — С. 53−91.
  259. , Е.И. Театр Александра Вампилова и некоторые проблемы современного сценического искусства: автореф. дис.. канд. искусствоведения / Е. И. Стрельцова. — М., 1987. — 22 с.
  260. , М. Критическое направление ума / М. Строева // Театр. — 1957. № 6.-С. 63.
  261. , Ю.И. Развитие Адыгейского театра в период с 19 561 976 гг. / Ю. И. Сулейманов. — Майкоп: Адыгея, 2003. — 22 с.
  262. , А.А. Далеко от Сталинграда: Пьесы / А. А. Суров. — М.: Сов. писатель, 1951. — 400 с.
  263. , А. Достоин звания Героя Советского Союза: (О воине-танкисте, писателе-драматурге Г. К. Схаплоке) / А. Схаляхо // Совет. Адыгея. 2003. — 21 мая. — С. 6.
  264. , А. Пафос гражданственности: (К 80-летию адыг. драматурга Г. Схаплока) / А. Схаляхо // Совет. Адыгея. — 1998. 15 мая.
  265. , А. Слово, опалённое войной: Юбилеи: (К 75-летию со дня рождения писателя-драматурга Г. К. Схаплока) / А. Схаляхо // Сов. Адыгея. 1993.- 8 мая.
  266. , А.А. Драма «Шарлота-Айшет». Мир человека. Твёрдость нравственных принципов / А. А. Схаляхо // На пути творческого поиска. — Майкоп, 2002. С. 247−268.
  267. , А.А. Слово, опалённое войной: (Об адыг. драматурге Г. Схаплоке) / А. А. Схаляхо // На пути творческого поиска. — Майкоп, 2002. -С. 291−295.
  268. , Г. Танец смерти / Г. Схаплок. — Майкоп: Адыг. обл. драм, театр им. А. С. Пушкина, 1972. 67 с.
  269. , Т. Герой, проигравший жизнь: О драматургии Александра Вампилова / Т. Тернова // Подъём. 2004. — № 5. — С. 186−196.
  270. , X. Верность: К 80-летию со дня рождения Г. К. Схапло-ка / X. Тлепцерше // Лит. Адыгея. 1998. — № 2. — С. 119−122.
  271. , X. Преданность: К 70-летию со дня рождения драматурга Г. К. Схаплока / X. Тлепцерше // Кубань. 1988. — № 5. — С. 93−94.
  272. , Х.Г. Писатели Республики Адыгея: Биогр. справочник. / Х. Г. Тлепцерше. Майкоп: Адыгея, 2004. — 142 с.
  273. , Г. Мера гражданственности / Г. Товстоногов // Театр. -1965.-№ 8.-С. 6−7.
  274. , Г. О профессии режиссёра / Г. Товстоногов. 2-е изд. -М.: Сов. Россия, 1967. — 304 с.
  275. Толковый словарь рус. яз. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. — 944 с
  276. , Н. Веление времени / Н. Толчёнова. М.: Моск. рабочий, 1972.-232 с.
  277. , К. Пьесы. Статьи. Речи / К. Тренёв. М.: Искусство, 1980. — 386 с.
  278. Третий съезд писателей РСФСР 24−27 марта 1970 г. Стенографический отчёт. М.: Сов. Россия, 1972. — 414 с.
  279. , М.И. Памяти текущего мгновения: очерки, портреты, заметки / М. И. Туровская. М.: Сов. писатель, 1987. — 368 с.
  280. , А.К. Культура и общественная жизнь / А.К. Тхакуши-нов. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд.-во, 2007. — 404 с.
  281. , А. За тридцать лет / А. Фадеев. М.: Сов. писатель, 1957. — 768 с.
  282. , А. О драматургии. Советские драматурги о своём творчестве / А. Фадеев. М.: Искусство, 1967. — 456 с.
  283. , Н.М. Искусство комедии или мир сквозь смех / Н. М. Федь. — М.: Наука, 1978.-248 с.
  284. , Я. Драматургия Афанасия Салынского / Я. Фельдман. — М.: Искусство, 1976.-278 с.
  285. , В.В. Жанры советской драматургии / В. В. Фролов. — М.: Сов. писатель, 1957. 335 с.
  286. , В.В. О советской комедии / В. В. Фролов. М.: Искусство. — 1954.-339 с.
  287. , С.Е. «Многоуважаемый шкаф!» (К истории создания собрания «Арбузовская студия» В ЦНБ СТДРФ) / С. Е. Фролова // История театральных библиотек и коллекций. — 2003. — С. 99−111.
  288. , Г. Страницы истории советского театра / Г. Хайченко. — М.: Искусство, 1965. 207 с.
  289. , В.Е. Драма как явление искусства / В. Е. Хализев. — М.: Искусство, 1978. 240 с.
  290. , Д.М. Теория драмы в античной эстетике: Учеб. пособие по курсу «Теория драмы» для студентов режис. и театровед, фак. театр, вузов / Д. М. Ханин. М.: Гос. ин-т театр, искусства им. А. В. Луначарского, 1984.- 138 с.
  291. , Е. Пьесы и годы / Е. Холодов. — М.: Сов. писатель, 1967. — 276 с.
  292. , Е.Г. Композиция драмы / Е. Г. Холодов. — М.: Искусство, 1975.-224 с.
  293. , М. Новая пьеса «Сузан» («Жизнь повторяется») / М. Хуа-жев // Адыг. правда. — 1965. — 1 янв.
  294. , Н.Х. Истоки творчества Аскера Евтыха: (Писатель) / Н. Х. Хуажева // Этюды по истории и культуре адыгов: Сб. ст. — Майкоп: Адыг. респ. ин-т гуманитар, исслед., 1999. Вып. 2. — С. 201−205.
  295. , Г. Диалоги в паузе / Г. Цитриняк // Лит. газ. — 1988. — 18 мая. № 20. — С. 7.
  296. , Н.Г. Поли. собр. соч. в 15 т. Т. 2 / Н.Г. Чернышевский- под общ. ред. В. Я. Кирпотина. М.: Гослитиздат, 1949 — 444 с.
  297. Четвёртый съезд писателей СССР 22−27 мая 1967 г. Стенографический отчёт. М.: Сов. писатель, 1968. — 320 с.
  298. , Д. Возвращение / Пьеса в одном действии / Пер. с адыг. П. Иванова // Эстрадный сборник. — Майкоп: Адыг. кн. изд.-во, 1963. — С. 93−102.
  299. , Б.З. Структура и типология художественного конфликта и эволюция характера в творчестве А.К. Евтыха: дис.. канд. филол. наук / Б. З. Чуякова. Майкоп, 2006. — 152 с.
  300. , И. День сегодняшний / И. Шагин // Соврем, драматургия. — 1986. -№ 1.-С. 246−254.
  301. Шаззо, К.Г. XX век: эпоха и человек: размышления об отечеств, лит. двадцатого столетия: изб. ст. / К. Г. Шаззо. — Майкоп: Адыгея, 2006. — 803 с.
  302. , К.Г. Художественная структура конфликтов эпохи и духовно-философские искания личности / К. Г. Шаззо. Майкоп.: Изд-во МГТУ, 2005.-278 с.
  303. , М. У времени в плену: Памяти А. П. Штейна / М. Швыдкой // Театр. 1993. — № 12. — С. 29.
  304. , М.Е. Драматургия, театр, жизнь / М. Е. Швыдкой. — М.: Знание, 1987. 55 с.
  305. , А. Три наградных листа: Талантливый драматург, актёр, переводчик, педагог, журналист и бесстрашный танкист таким остался в памяти народной Г. К. Схаплок. / А. Шеуджен // Комсомолец Кубани. — 1984. — 11 сентября.
  306. , А.И. Доблествгтанкиста (Г.К. Схаплок) / А. И. Шеуджен // Они ковали победу. Майкоп. — 1985.-С. 162−164.
  307. Шин Янг Ми Женские образы в драматургии А. В. Вампилова: автореф. дис.. канд. филол. наук / Шин Янг Ми. — М., 2002. — 17 с.
  308. , А.Б. Своеобразие драматургического конфликта в пьесах А. Софронова / А. Б. Ширамизаде // Социалистический реализм. — 1989.-С. 49−54.
  309. , М.М. Адыгейский театр. (Зарождение и развитие): автореф. дис.. канд. искусствоведения / М. М. Шовгенов. — Тбилиси, 1970. — 24 с.
  310. , И.В. Рассказы о драматургах / И. В. Шток. — М.: Искусство, 1967.-295 с.
  311. , С.С. Страницы истории адыгского театра / С. С. Шхалахова. Майкоп: Адыг. респ. кн. изд.-во, 2008. — 392 с.
  312. , И. В середине семидесятых / И. Эвентов. Л.: Лениздат, 1977.-412 с.
  313. Эстрадный сборник / ред. П. Резников. — Майкоп: Адыг. книжн. изд.-во, 1963.-С. 93−102.
  314. , О.О. Ирония в художественном мире А. Вампилова: автореф. дис.. канд. филол. наук / О. О. Юрченко. Красноярск, 2000.- 16 с.
  315. , Я.И. Драма на новом рубеже: Драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои, проблемы поэтики / Я. И. Явчуновский. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. 222 с.
Заполнить форму текущей работой