Выявление актуальных направлений по подготовке детей-сирот
Проанализировав внеурочную деятельность детских домов и школ-интернат можно сделать вывод, что очень разнообразный вид направлений внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных… Читать ещё >
Выявление актуальных направлений по подготовке детей-сирот (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ опыта внеурочной деятельности детских домов и школ-интернатов
Дети, живущие в детских домах и интернатах, лишены родительской заботы и опеки, а значит, и преемственности, а те, которые недавно были оторваны от семьи, зачастую помнят негативный опыт. Задача педагогов интернатных образовательных учреждений — окружить их вниманием, помочь стать полноценными членами общества, воспитать потребность к труду.
Внеклассная работа, являясь составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частью трудового обучения и воспитания детей. Особенно это касается детей из детских домов и интернатов, лишённых родительской опеки и возможности передачи мастерства и традиций из поколения в поколение.
Блок дополнительного образования расширяет воспитательные возможности и культурное пространство учреждений. Для воспитанников данных учреждений дополнительное пространство становится важнейшим средством обеспечения для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки, создает возможности сознательной профориентации.
Задача блока дополнительного образования в школе-интернате, коррекционном образовательном учреждении и других учреждениях — не только гарантировать определенный уровень образования, воспитания и социальной защиты воспитаннику, но и предоставить ему шанс на успех в будущем.
В подобных учреждениях особую важность приобретают еще воспитательные и интеграционные функции, способствующие созданию воспитательной системы школы, обогащая и расширяя культурную среду образовательного учреждения.
Ребенок включается в блок дополнительного образования на основе приоритета его интересов, дифференцированного подхода, учитывающего его потребности и интересы, ориентации на его индивидуальные особенности, доступность выполняемых видов деятельности и личностного подхода к ребенку.
Таблица 1. Анализ опыта внеурочной деятельности детских домов и школ-интернатов Ярославской области.
Детские дома. | Внеурочная деятельность (секции, кружки, клубы). |
1)ГОУ ЯО детский дом — центр комплексного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Солнечный». Адрес: 150 043, г. Ярославль, ул. Автозаводская, д.57а. | В детском доме функционируют кружки и клубы:
|
2) Государственное образовательное учреждение Ярославской области детский дом «Волжский» Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Набережная Космонавтов, дом 31а. | Воспитанники детского дома имеют возможность заниматься в творческой и столярной мастерских, посещать изостудию детского творчества «Фантазия», пробовать свои силы в качестве дизайнера в осуществлении проектов по озеленению территории детского дома, осваивать азы компьютерной грамотности в информационном центре, заниматься хореографией и вокалом, постигать кулинарное искусство, укреплять свое здоровье в тренажерном и спортивном залах. |
3) Государственное образовательное учреждение Ярославской области Рыбинский специальный (коррекционный) детский дом. Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Качалова, 4 а. | Существует в детском доме «Мастерская фантазий» она включает в себя: изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество, выжигание по дереву, техника «Декупаж», техника «Гравюра», рукоделие «мягкая игрушка», работа с гипсом. |
4) ГОУ ЯО Переславль-Залесский специальный (коррекционный) детский дом. Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пер. Красноармейский, д. 6 «а», тел./факс (48 535) 3 25 38. | Число детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных дополнительным образованием на основе программ по различным предметным направлениям:
Кружок экологического воспитания.
Кружок «Самоделкин». кружок «Мастерица» (для девочек); кружок «Домовенок» (кулинария, рукоделие). |
5)ГОУ ЯО Переславль-Залесский санаторный детский дом. Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Кардовского, д.53-а. | С детьми ведется внеклассная работа: спортивные секции, кружки «Золушка», «Мамина школа», кружок «Умелые руки» (для мальчиков), кружок «Флористика» . |
6) Великосельский детский дом. Ярославская область, Гаврилов-Ямский район. Великосельский сельский округ, с. Великое, ул. Ярославская, д. 14. | Программа «Швейная мастерская», программа «Столярная мастерская», программа кружка «Домоводство», программа кружка «Разноцветные краски», программа кружка «Глиняная игрушка» . |
7) Государственное образовательное учреждение Ярославской области детский дом «Русская усадьба». Ярославская область, Пошехонский район, дер. Вощиково, ул. Школьная, д. 13. | Кружок по вокалу, «Юный кулинар» и «умелые ручки». |
8) ГОУ Ярославской области Климатинский детский дом. Ярославская область Ростовский район село Климатино ул. Нагорная д. 1А. | Дополнительная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная кисть». Дополнительная программа туристическо-краеведческой направленности «Пешеходный туризм». Дополнительная программа социально-педагогической направленности «Юный поваренок». |
9) ГОУ ЯО Семибратовский детский дом. " Центр Духовного Возрождения" . | Производится работа кружка «Кройка и шитьё», акробатика. |
10) ГОУ ЯО Малаховский детский дом им. А. Л. Воронина. Ярославская обл., Тутаевский район, д. Малахово ул. Юности д. 6. | Кружек «Мир из бумаги», «Биссероплетение», «Кожевенное искусство», «Воспитание семьянина». |
11) Школа-интернат № 6 города Ярославля. | Ведется кружковая работа: Очумелые ручки, Биссероплетение, Мастерская «Фитодизайн», Декаративно-прикладное творчество, Сувенир,. |
Проанализировав внеурочную деятельность детских домов и школ-интернат можно сделать вывод, что очень разнообразный вид направлений внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность даёт детям возможность заниматься художественным творчеством, интеллектуальной деятельностью, спортом, исследовательской и проектной работой и т. д. — в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Далее мы рассмотрим направление Декоративно-прикладное искусство, поскольку считаем, что это направление позволяет ребёнку-сироте осознать интерес к труду, развить у них творческие способности и индивидуальность, а также уйти от иждивенческой позиции.