Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование нравственной позиции студентов экономической академии в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях перехода к цивилизованным рыночным отношениям выявляется противоречие между мерой свободы и задаваемой ею мерой ответственности (свобода предпринимателя обнаруживает себя в том, как и какие решения он принимает, какие действия сообразно этим решениям совершаетс моральной точки зрения предприниматель ответственен перед самим собой и за себя, а за других в той мере, в какой он признает… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА — БУДУЩЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Генезис идей о предпринимательской деятельности в истории научной мысли
    • 1. 2. Содержание нравственной позиции предпринимателя
    • 1. 3. Изучение нравственной позиции предпринимателей
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОфУдабвАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

11.1 Подходы к определению содержания экспериментальной работы по формированию нравственной позиции студентов экономического вуза 93 -109 П. 2. Организация экспериментальной работы по формированию нравственной позиции студентов экономического вуза 110−147 л П. З. Результативность опытно-экспериментальной работы по формированию нравственной позиции студентов — будущих предпринимателей 147−169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170−178 БИБЛИОГРАФИЯ 179−194

ПРИЛОЖЕНИЯ 195

Формирование нравственной позиции студентов экономической академии в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Построение демократического гражданского общества требует не столько признать факт вновь зарождающегося предпринимательства, сколько определить стратегию его вхождения в рынок. Усложнение производственных связей, высокий темп технологических и структурных сдвигов в экономике предъявляют новые требования к предпринимателю, деятельность которого разворачивается в сложной социальной ситуации, следствием чего является неоднозначный социально-нравственный контекст предпринимательской деятельности.

С одной стороны, предпринимателю предоставлена свобода в виде автономии (отсутствие внешнего давления, принуждения, возможность выбора). С другой стороны, предприниматель, принимая решения и выполняя их, несет ответственность: он подотчетен перед людьми и должен подтвердить свою нравственную автономию приверженностью долгу, то есть добру.

В условиях перехода к цивилизованным рыночным отношениям выявляется противоречие между мерой свободы и задаваемой ею мерой ответственности (свобода предпринимателя обнаруживает себя в том, как и какие решения он принимает, какие действия сообразно этим решениям совершаетс моральной точки зрения предприниматель ответственен перед самим собой и за себя, а за других в той мере, в какой он признает их своими-другими (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян). Оно может быть разрешено, если деятельность предпринимателя базируется на этических принципах пользы, реальности и других. Будучи совмещенными в деятельности предпринимателя, данные принципы позволяют ему осознать, что корпоративные ценности, сплачивая субъектов деятельности для достижения поставленной цели, регулируют и направляют его деятельность на достижение блага как для себя, так и для других. С этой точки зрения благо конвертируется" в моральную ценность, если в результате принятия решения, выбора средств и способов достижения поставленных целей предприниматель способствует получению блага другими.

В настоящее время стало очевидным, что одним из условий перехода к цивилизованной рыночной экономике, гуманистическая сущность которых заключается «в движении к адекватности затрат и результатов, к бескомпромиссной борьбе действительных и мнимых ценностей, к победе того, что удовлетворяет потребности людей» (Б.З.Вульфов), является формирование у будущих предпринимателей нравственной позиции.

Позитивное решение данной проблемы во многом зависит от преподавателя вуза, развивающего моральную мотивацию студентов, формирующего у них систему нравственных отношений.

Идея формирования нравственной позиции студентов в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности является не просто отображением тенденций развития общества, переориентирующегося на адекватные нравственные ценности, но стимулирует поиск содержания и методов развития такой позиции. Необходимо добиться того, чтобы у студента экономического вуза появилось понимание того, что, если мораль обращается к предпринимателю «от имени всех людей, а значит и от имени его самого. что мораль — это тирания, которую человек должен осуществлять в отношении самого себя» (А.А.Гусейнов, Р.Г.Апресян), то решения и действия предпринимателя должны базироваться на нравственных ценностях и нормах, а не на том, «как принято» в среде предпринимателей. Сделать полезное для себя — это еще не моральный поступоксделать то же самое для других — значит совершить моральное действие.

Проблема изучения позиции человека имеет давнюю традицию в науке. Каждая из наук (социология, этика, психология, педагогика) исследует проблему позиции человека в рамках своего объекта. Согласно социологии, «социальное положение (позиция) индивида есть место в определенной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель — профессиональная позиция, отец — семейная.), различающихся по своему значению, определенности и другим признакам» (И.С.Кон). В психологии «позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразных социальных деятельностей представляет сложную систему отношений личности (к обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, к людям, к самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность» (Б.Г.Ананьев). Согласно этике, нравственная позиция человека есть определившееся (на основе моральных качеств) отношение к различным типам поведения в известных ситуациях. Это не само поведение, а только общее личностное отношение к возможным вариантам поведения — принятие, одобрение одних, отвержение, порицание других (Р.П.Петропаловский) — «нравственная позиция личности, выражая объективное ее положение и субъективные устремления, незаменима для понимания. процесса избирательного восприятия ценностей, представляет собой устойчивые, воспроизводимые практикой „координаты“ ее морального выбора» (Л.Б.Волченко, В.В.Поляхова).

Анализ научной литературы и исследований, тематически близких с нашим, показывает, что, если ученые-педагоги изучают проблему формирования и становления позиции учителя (С.Г.Вершловский, Л. Н. Лесохина, Т.В.Шадрина), позиции преподавателя вуза (А.Н.Аниськин), то проблема формирования нравственной позиции студента — будущего предпринимателя не была предметом специального исследования.

Для дальнейшего углубления научных представлений о нравственной позиции предпринимателя, на наш взгляд, следует исследовать такие вопросы, которые связаны с формированием у студентов экономического вуза системы нравственных отношений к социуму, к предпринимательской деятельности, к себе и в которых (отношениях) резюмируются, проявляются личностно-профессиональные качества.

Источником этих проблем является противоречие между ориентациями предпринимателя на достижение успеха и осознание им того, что целью его деятельности является другой человек.

Как показывает анализ опыта деятельности предпринимателей, даже те из них, кто целенаправленно и сознательно создает условия для реализации принципа конвертируемости блага при достижении целей деятельности фирмы, все еще не в полной мере осознают, что отношения, воспроизводимые в деятельности, во взаимодействии сотрудников, не заданы наперед, но принадлежат субъектам как бесконечно становящаяся, развивающаяся в них способность воспроизводить свою субъектность на основе ценностей и норм морали и культуры. В практике работы фирм идеи организационного гуманизма реализуются не всегда успешно, причем не только потому, что предприниматели не могут отказаться от стереотипов, сложившихся в условиях «дикого» рынка, но и потому, что не видят возможности для воплощения в реальную жизнь идей этики добродетелей, этики пользы.

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане — это проблема обоснования междисциплинарного подхода к формированию нравственной позиции предпринимателя. В практическом плане — это проблема определения содержания и методов формирования нравственной позиции студента — будущего предпринимателя.

Объект исследования — процесс подготовки студентов экономической академии к предпринимательской деятельности.

Предмет исследования — формирование нравственной позиции как аспект их подготовки к предпринимательской деятельности.

Цель исследования — разработка практико-ориентированной концепции формирования нравственной позиции студента — будущего предпринимателя и ее теоретико-методологическое обоснование.

Гипотеза исследования. Если нравственная позиция предпринимателя есть система его нравственных отношений (к социуму, к предпринимательской деятельности, к ее субъектам и к самому себе), которые, побуждая его к реализации этических принципов, задают адекватное им общее направление предпринимательской деятельности и предписывают моральные способы ее реализации при достижении поставленных целей, то формирование нравственной позиции у студентов в процессе их обучения в экономической академии будет успешным тогда, когда:

— в создаваемом в процессе обучения контексте предпринимательской деятельности осуществляется переход от информации к мысли, а от мысли к действию;

— включение студентов в познавательную, ценностно-ориентационную и преобразовательную деятельность в учебном процессе и в период производственной практики становится отправной точкой для изменения их позиции;

— изменение позиции студентов осуществляется посредством развития моральной мотивации, благодаря которой позиция, реализуемая в деятельности, наполняется нравственным содержанием;

— развитие моральной мотивации, функциями которой являются оправдательно-описательная и регулятивно-ориентирующая, осуществляемое в различных организационных формах обучения, базируется на связи действий студентов с контекстом предпринимательской деятельностивоссоздаваемый социально-нравственный контекст предпринимательской деятельности становится основой для оценки студентами реализованной предпринимательской деятельности — как смоделированной в учебном процессе, так и реальной (в период производственной практики) — по критерию блага (позитивная ценность);

— формирование личностно-профессиональных качеств студентабудущего предпринимателя осуществляется на основе принципа реальности (соразмерение заботы о личном благе с наличием чужих интересов и стремлений).

Задачи исследования:

1. Раскрыть генезис научных идей о предпринимательской деятельности в истории научной мысли.

2. Обосновать содержание нравственной позиции предпринимателя.

3. Определить иерархию мотивов, побуждающих предпринимателей к деятельности, и личностно-профессиональных качеств, проявляемых в реализуемой ими позиции.

4. Исследовать педагогические условия, соблюдение которых ф позволяет формировать нравственную позицию студентов в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности.

5. Выявить эффективность экспериментального обучения путем сравнительного анализа мотивов деятельности и личностно-профессиональных качеств выпускников экономической академии и предпринимателей.

Положения, выносимые на защиту.

1. Реализуемый в деятельности этический принцип конвертируемости блага отражает как центрации предпринимателя на других людей, так и его отношения к социуму, к субъектам рыночных отношений и к себе. Критерием таких отношений должна стать не сфера социальной детерминации, воспринимаемая в качестве внешнего ограничения, а система нравственных ценностей и моральных норм, выводящая предпринимателя за рамки социальных установлений в мир личностного долженствования, то есть в мир нравственности. Поэтому критерием полноты деятельности предпринимателя в современных условиях должна выступать нравственная позиция, в которой реализуется этический принцип его зависимости от других людей как условие достижения блага для себя и для других.

2. Главным при определении содержания формирования нравственной позиции студентов экономической академии должен стать как моделируемый в учебном процессе, так и реальный в период производственной практики социально-нравственный контекст предпринимательской деятельности, в котором обнаруживаются указанные выше противоречия. Одним из способов разрешения противоречий предпринимательской деятельности должна стать такая организация процесса обучения, при которой осваиваемое студентами различного типа научное знание становится основой для выражения ценностного отношения. Знание начинает входить в состав ценности тогда, когда осуществляется переход от знания-информации к оценочному знанию, применяемому в познавательной, в ценностно-ориентационной, в преобразовательной деятельности.

3. Формирование нравственной позиции студентов должно быть основано на развитии у них способности к моральному выбору, связанному с определением своих предпочтений таким образом, чтобы они не вступали в противоречие с предпочтениями других людей. Суть этого требования к формированию нравственной позиции будущих предпринимателей заключается в том, что для эффективной выработки решений они должны овладеть обобщенными объяснительными принципами решения задач предпринимательской деятельности, критериями их оценки, в качестве которых выступает формируемая в различных организационных формах обучения посредством активных методов обучения система нравственных отношений к социуму, к субъектам предпринимательской деятельности и к самим себе.

4. Стратегия деятельности преподавателя экономической академии будет эффективной тогда, когда предметом анализа для студентов станут социально-нравственные ситуации предпринимательской деятельности, взаимоотношения между субъектами предпринимательской деятельности, а обнаруживаемые студентами противоречия предпринимательской деятельности окажутся осмысленными ими на основе этических принципов. Развитие моральной мотивации студентов должно осуществляться в процессе бесед и дискуссий по проблемам этики предпринимателя, в процессе деловых игр (игра-обучение, игра-тренинг, игра-исследование), в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий как в учебном процессе, так и в период производственной практики, в процессе снятия проблемности ситуации предпринимательской деятельности на основе сформированных в процессе обучения нравственных отношений.

Научная новизна исследования. В исследовании:

— раскрыт генезис идей о предпринимательской деятельности в истории научной мыслиреализован междисциплинарный подход к формированию нравственной позиции предпринимателя;

— исследованы педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать нравственную позицию студентов — будущих предпринимателей;

— выявлена иерархия мотивов, побуждающих предпринимателей и выпускников к предпринимательской деятельности, и личностно-профессиональных качеств, проявляемых в реализуемой ими позиции.

Теоретическая значимость. Выявление этических принципов, задающих фундаментальные нравственные основания предпринимательской деятельности, позволит осуществить широкий подход к решению проблем гуманизации образования. Результаты исследования позволят на теоретической основе осуществлять выбор моральных критериев для оценки реализуемой позициибудут способствовать раскрытию механизма перехода от знания-информации о деятельности к оценочному знанию, а от него к ценностному значению знания, входящего в структуру ценности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование педагогического руководства формированием у студентов экономической академии системы нравственных отношений к социуму, к субъектам предпринимательской деятельности и к самим себев определении методов, с помощью которых изучаются мотивы предпринимательской деятельности и личностно-профессиональные качества, проявляемые в реализуемой выпускниками экономической академии и предпринимателями позициивскрыты резервы подготовки студентов к предпринимательской деятельности в аспекте развития у них системы нравственных отношений к социуму, к людям и к самим себе.

Методологической основой исследования являются философско-этические теории и концепции, раскрывающие проблемы человеческого существования, междисциплинарный подход к исследованию позиции человека.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, А.А.Бо-далев, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, И. С. Кон,.

A.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В.А.Ядов);

— о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Ю.Н.Кулюткин, Т. А. Колышева, В. А. Лекторский, В. А. Лефевр, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Г. С. Сухобская, В.С.Швырев);

— о единстве позиции и направленности личности (Б.Г.Ананьев,.

B.Н.Аниськин, Т. К. Ахаян, Л. И. Божович, З. И. Васильева, С. Г. Вершловский, А. В. Зосимовский, Л. Н. Лесохина, Л. С. Славина, В. Э. Чудновский, Т.В.Шадрина). и.

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— основные положения методологии педагогики и методики исследования (М.Н.Алексеев, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. В. Краевский, А. И. Пискунов, В. М. Полонский, М.Н.Скаткин);

— современные концепции гуманизации образования (И.Ю.Алексашина, В. П. Бездухов, В. С. Библер, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Э. Д. Днепров,.

A.В.Кирьякова И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, А.А.Мелик-Пашаев,.

B.А.Сластенин, Г. С. Сухобская, Л. И. Фишман, Е.И.Шиянов);

— положения о сущности целостного педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (Ю.П.Азаров, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. П. Битинас, В. В. Давыдов, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. М. Коротов, ИЛ. Лернер, Б. Т. Лихачев, П. И. Пидкасистый, Т. ИРуднева, Л. Ф. Спирин, Г. ИЩукина, Н.Е.Щуркова);

— концепции личностно-ориентированного и контекстного обучения (Д.А.Белухин, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Ю. Н. Кулюткин, А. Б. Орлов, И.С.Якиманская).

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе Самарской экономической академии.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (1995 -1997 г. г.). Изучение опыта деятельности предпринимателей в условиях становления рыночных отношений обусловило важность и необходимость осмысления нравственных оснований деятельности как определенного типа отношений предпринимателей к социуму и к самим себе. Проведенный анализ научной литературы, исследований, тематически близких нашему, позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи, определить методы исследования, наметить его программу.

2 этап (1997;1999 г. г.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом, изучением теоретических положений личностно-ориентированного и контекстного обучения и осмыслением опыта деятельности преподавателей академии по формированию нравственных отношений студентов к социуму, к предпринимательской деятельности и к ее субъектам, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственной позиции студентов в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явились разработка и реализация содержания процесса формирования нравственной позиции будущих предпринимателей.

3 этап (1999 — 2001 г. г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, способствующих формированию нравственной позиции студентов. Отработана концепция исследования, изучены мотивы предпринимательской деятельности студентов, выявлена иерархия личностно-профессиональных качеств, проявляемые в реализуемых студентами отношениях к социуму, к субъектам предпринимательской деятельности, осуществлен сравнительный анализ мотивов предпринимательской деятельности и проявляемых в ней личностно-профессиональных качеств выпускников, обучавшихся по экспериментальной программе, и предпринимателей.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской, этической, психологической, педагогической литературысоциологические методы (анкетирование, беседы) — наблюдение (прямое, косвенное, включенное) — шкалированиеэкспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента) — изучение и обобщение опыта педагогической деятельности преподавателей вузовматематико-статистические методы (средние значения, корреляционно-регрессионный анализ).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеего осуществлением на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в тезисах докладов, опубликованных автором. Они обсуждались и получили одобрение на международных и республиканских научно-практических конференциях (Москва, Самара, Набережные Челны). Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в Самарской экономической академии.

Выводы:

1. Установлено, что логика формирования нравственной позиции студентов будущих предпринимателей, определение содержания, форм и методов их подготовки к предпринимательской деятельности базируется на следующей цепочке взаимосвязанных педагогических действий преподавателя экономической академии: методологическое обеспечение исследования — педагогическая деятельность — стратегия деятельности преподавателя.

2. В результате анализа теорий содержания образования (подготовки) выявлено, что, несмотря на имеющиеся в них отличия (согласно одной теории при формировании содержания образования следует исходить из базисных компонентов опыта личности, согласно другой — из социального опыта, или культуры), общим является положение о необходимости и важности формирования опыта отношений учащейся молодежи к миру, к людям и к себе, отношений к знанию, к деятельности.

В ценностно-ориентационной деятельности отношение может быть интерпретировано как ценность. Ценности являются системообразующим компонентом деятельности. Система отношений, образующих содержание нравственной позиции, становится основой для определения содержания подготовки, в процессе которой осуществляется становление нравственной позиции студента будущего предпринимателя.

3. Обсновано, что процесс формирования нравственной позиции предполагает движение от знания как простой информации к оценивающему знанию, к рефлексии в составе знаний. Знание-оценка послужит основой для будущей деятельности студента. Знания, входящие в состав ценности, становятся основой для оценочной деятельности тогда, когда проходят этап от информационного знания к оценочному знанию, а затем к применению его на практике. Результатом практического использования знаний в его оценочной функции, становится ценностное отношение.

4. Установлено, что освоенное научное знание, берущееся в отношении к практической деятельности, является не просто продуктом усвоения, а средством деятельности. Различный тип научного знания, используемый предпринимателем в процессе деятельности, преобразуется, точнее интегрируется в некоторую систему, построенную по логике решения задач, стоящих перед предпринимателем.

Структурной единицей, интегрирующей отдельные действия предпринимателя, является задача как цель, данная в определенной ситуации предпринимательской деятельности. Для эффективной выработки решений будущие предприниматели должны обладать обобщенными принципами решения задач, критериями их оценки, объяснительными принципами, в качестве которых в нашем исследовании выступает система нравственных отношений, моральных качеств как ценностей.

5. Обосновано, что личностно-ориентированный и личностно-дея-тельностный подходы к обучению, становящиеся методами формирования нравственной позиции предпринимателя, адекватны требованию развивать у студентов систему нравственных, ценностных отношений к предпринимательской деятельности, к людям и к себе.

6. Выявлены общее и особенное в учебном процессе и производственной практике студентов, ориентированных на развитие у них нравственной позиции.

Учебный процесс ориентирован на освоение студентами научного знания, которое они осваивают в процессе изучения различных общественных и специальных дисциплин. Включение студентов в учебном процессе в познавательные отношения ориентирует их на постижение истины, которая аксиологически нейтральна. Теоретическое знание приобретает аксиологическое значение только в том случае, когда оно используется в целях преобразования действительности, развития личности, в данном случае, студента будущего предпринимателя.

Одной из ведущих функций учебного процесса является развитие способности к ценностному анализу результатов деятельности, к выражению ценностного отношения к знанию.

Функция производственной практики заключается в том, что в процессе нее реализуется деятельностно-практическая сторона морали, которая сочленяется с духовной стороной морали. Опосредующим между нравственной практикой и нравственным сознанием являются нравственные отношения. Производственная практика является критерием качественных изменений в нравственной позиции студентов, поскольку реальная деятельность выявляет их отношение к предпринимательской деятельности, к людям, к социуму.

7. Установлено, что развитию отношений студентов, обусловливающих изменение их нравственной позиции, способствует такая организация их деятельности, когда наряду с оперативной ее стороной в действие вступает мотивационная ее сторона.

Включение студентов в деятельность не предполагается, а полагается. Иерархия формируемых мотивов деятельности студентов характеризует направленность их личности не только в познавательной и, но и ценностно-ориентационной деятельности. Система мотивов побуждает студентов ставить проблемы, концентрировать усилия на их решения. Формирование нравственной позиции будущих предпринимателей, реализуемой в деятельности, связано с развитием у них системы мотивов, в структуре которых находятся как «чисто» познавательные, так и социально-нравственные мотивы. Ценность, входящая в структуру ценностного отношения, принимает форму мотива, который специфичен по своей сути.

8. Установлено, что формирование нравственной позиции студентов становится эффективным, когда в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности реализуется контекстное обучение. Студент в условиях контекстного обучения совершает двойной переход: от информации к мысли, а от мысли к действию. Переход от информации и ее применение опосредуется мыслью, что и делает эту информацию осмысленным знанием. Каждое вводимое преподавателем понятие или положение перестраивает опыт студента таким образом, что просматривается система его связей с людьми по предстоящему бизнесу. «Ответная» позиция студента инициативна в том случае, если он принимает решение, осуществляет моральный выбор в вероятностных условиях предпринимательской деятельности.

9. Установлено, что воссоздание социально-нравственного контекста предпринимательской деятельности возможно с помощью активных методов обучения, реализуемых в различных организационных формах обучения.

Формирование нравственной позиции студентов в условиях контекстного обучения, реализуемого в единстве с личностно-ориентированным обучением, через учебный предмет «Английский язык» осуществляется на практических занятиях с помощью таких активных методов обучения как ролевые и деловые игры, «круглый стол». Сквозной идеей при их использовании было создание ситуации морального выбора, осуществление которого, моделируя их предпринимательскую деятельность, требует выбор блага.

Создание социально-нравственного контекста предпринимательской деятельности становится реальностью, если в деятельности предпринимателя реализуется принцип реальности, заключающегося в необходимости соразмерять заботу о личном благе с наличием чужих интересов и стремлений.

10. В результате сравнения иерархии личностно-профессиональных качеств у выпускников и предпринимателей установлены изменения, произошедшие в структуре личностных качеств студентов, которые свидетельствуют о качественном преобразовании их нравственной позиции, в которой, несмотря на противоречивость (противоречие между ответственностью и независимостью), доминирующее место занимает ответственность, становящаяся одним из ведущих способов регуляции деятельности и взаимоотношений с другими людьми, одним из критериев оценки предпринимательской деятельности. Связи, существующие между личностными качествами у выпускников, в большей мере, чем у предпринимателей раскрывают сопряжение нравственных и собственно профессиональных аспектов позиции, реализуемых в деятельности.

11. Выявлено, что уверенность выпускников в своих возможностях довести начатое дело до конца, их убежденность в правильности выбранного решения, их ответственность за принятые решения базируется на синтезе таких личностно-профессиональных качеств, как настойчивость, трудолюбие, энергичность, на связи между настойчивостью и энергичностью, инициативностью и предприимчивостью.

12. В структуре мотивов предпринимательской деятельности выпускников, установлены изменения, произошедшие в период их обученния в академии. Ведущим мотивом является мотив обеспечения высокого уровня жизни, второй и третий ранги имеют мотивы личной свободы и «возможность реализовать свои личностные качества». Стремление к инновациям и эсперименту занимает 4 ранг. Стремление реализовать свои профессиональные способности — 5 ранг.

Обнаружена корреляция между мотивами предпринимателей и выпускников. Расхождения незначительные, стремление к экспериментированию, как мотив деятельности предпринимателей, является доминирующим мотивом (2 ранг), у выпускников данный мотив занимает практически срединное положение в иерархии мотивов предпринимательской деятельности. Исследованием установлено, что доминирующие мотивы предпринимательской деятельности как у выпускников, так и у предпринимателей практически идентичны. Данные мотивы отражают экономическое состояние общества, которое преломляется в сознании студентов и предпринимателей.

Выпускники, принимая и осуществляя решения, которые касаются других людей, склонны исходить из того, что и другие в такой же ситуации примут такие же решения в отношении их. Выполняя свои обязанности, они содействуют благу других людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Формирование нравственной позиции студентов в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности — это важная социально-педагогическая проблема. Ее решение связано со становлением будущего предпринимателя, способного к свободному и ответственному действию, критерием которого является моральные нормы и принципы, к выбору действий, совершаемых в соответствии с моральной природой человека. Эта многоаспектаная проблема со всей очевидностью отражает необходимость формировать у студента экономической академии систему нравственных отношений, позволяющих им адекватно оценивать сложную социально-экономическую ситуацию с точки зрения морали, которая обращается к нему от имени всех людей, а значит и от имени его самого.

В результате осмысления различных точек зрения ученых относительно соотношения деятельности предпринимателей и предположениями системы, выявлено две позиции. Согласно одной точки зрения деятельность предпринимателя определяется предположениями системы, а не моралью субъекта, занимающегося бизнесом. Согласно другой точки зрения, успех, престиж, власть, деньги должны стать средством достижения цели жизни: раскрытие сил и возможностей человека посредством наполнения его действий моральным содержанием.

Деятельность предпринимателя не может быть простым аналогом деятельности макросубъекта. Предприниматель опосредует систему общественных отношений, которые задают направленность его деятельности, определяют его отношение к социуму, к людям, к себе, к своей деятельности и деятельности других. Ожидания предпринимателя задаются объективно. Однако в современных условиях, в силу происходящих социально-экономических изменений, объективное неустойчиво, что и порождает неустойчивость ролевого ожидания предпринимателя.

Переосмысление принципов современного бизнеса должно осуществляться с точки зрения того, что систему создали люди. Поэтому на первый план выходит формирование нравственной позиции предпринимателей в процессе их обучения в экономическом вузе, необходимость формирования которой обусловлена тем, что в условиях переориентации общества на адекватные нравственные ценности востребуется предприниматель, ориентирующийся на достижение как собственного блага, так и блага для других.

Решение данной проблемы потребовало раскрыть генезис научных идей о предпринимательской деятельности в контексте этической науки.

В результате анализа научной литературы раскрыт генезис идей о предпринимателе в контексте этической науки: от понимания того, что «благородное дело», выполняемое предпринимателем, базируется на личных интересах, к пониманию того, что деятельность необходимым образом связана с личным интересомот понимания предпринимателя, пекущегося о собственной выгоде, к пониманию предпринимателя, осознающего, что ему выгодно и что ему вредноот понимания того, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска, к пониманию моральных связей в предпринимательской деятельности, осуществляемой предпринимателем в условиях риска.

Выявление моральных связей в деятельности предпринимателя стало возможным благодаря становлению представлений о всеобщности нравственных требований, которые отличают мораль от других форм регуляции деятельности и поведения человека.

В процессе теоретического анализа проблемы нравственной позиции устанволено, что нравственная позиция предпринимателя есть определившееся его отношение к ситуации предпринимательской деятельности, наделение смыслом которой (ситуации) осуществляется на основе ценностей, которые он принимает и исповедует. На основе ценностей предприниматель строит свои отношения, в которых проявляются и резюмируются его качества и которые образуют содержание его позиции, реализуемой в деятельности.

Нравственная позиция предпринимателя объемлет социальные и нравственные характеристики. Основой связи между социальным и нравственным в позиции предпринимателя является ценностно-ориентирующая функция морали, благодаря которой становится возможным предвосхищать будущие состояния общества.

Экспериментальная работа, основу которой составляла направляемая преподавателем ценностно-ориентационная деятельность студентов, осуществляемая в создаваемом в учебном процессе социально-нравственном контексте предпринимательской деятельности, осуществлялась на протяжении всех лет обучения студентов в экономической академии.

Приступая к экспериментальной работе, мы исходили из того, что нравственная позиция студентов, содержание которой составляют нравственные отношения, в которых резюмируются, проявляются личностно-профессиональные качества, формируется в процессе личностно-ориентированного обучения.

Сложность процесса формирования нравственной позиции студентов обусловлена тем, что, во-первых, как показало изучение позиции предпринимателей, в иерархии их личностно-профессиональных качеств доминирующими качествами являются организаторские способности, предприимчивость, трудолюбие, настойчивость, интуиция, коммуникабельность, лидерство. С позиции этих качеств, проявляемых в позиции, предприниматель, организуя собственное дело, проявляет инициативу, находчивость, сопряженное со способностью предвидеть будущее (предприимчивость). Принимая экономические решения, предприниматель полагается на интуицию.

Во-вторых, основой связей между качествами предпринимателя, которые раскрывают движение общества к нему и предпринимателя к обществу, является такая его независимость (свобода), в которой азартность коррелирует с инициативностью и рискованностью, а между ответственностью и рискованностью, стремлением к инновациям и предприимчивостью, инициативностью и оптимистиностью, самообладанием существует обратная связь. Наличие данных обратных связей, имеющих, возможно, объективный характер, объясняется двойственностью русского характера (действия на «авось»), все еще сохраняющейся административной системой управления экономикой, на поверку оказавшейся жизнеспособной.

1. Установлено, что логика формирования нравственной позиции студентов будущих предпринимателей, определение содержания, форм и методов их подготовки к предпринимательской деятельности базируется на следующей цепочке взаимосвязанных педагогических действий преподавателя экономической академии: методологическое обеспечение исследования — педагогическая деятельность — стратегия деятельности преподавателя.

2. В результате анализа теорий содержания образования (подготовки) выявлено, что, несмотря на имеющиеся в них отличия (согласно одной теории при формирровании содерджания образования следует исходить из базисных компонентов опыта личности, согласно другой — из социального опыта, или культуры), общим является положение о необходимости и важности формирования опыта отношений учащейся молодежи к миру, к людям и к себе, отношений к знанию, к деятельности.

В опытно-экспериментальной работе, базировавшейся на таких приниципах обучения, как принцип интеграции и дифференциации научного знания, принцип реализации межпредметных связей, принцип реальности, принцип единства теории и практики, создавались условия для движения от знания как простой информации к оценивающему знанию, к рефлексии в составе знаний. Знание-оценка становилось основой для будущей деятельности студента. Знания, входящие в состав ценности, становятся основой для оценочной деятельности тогда, когда проходят этап от информационного знания к оценочному знанию, а затем к применению его на практике. Результатом практического использования знаний в его оценочной функции, становилось ценностное отношение студентов к социально-экономической ситуации, к предпринимательской деятельности и ее субъектам.

Исследованием установлено, что освоенное студентом научное знание, берущееся в отношении к практической деятельности, является не просто продуктом усвоения, а средством деятельности. Различный тип научного знания, используемый в процессе деятельности, преобразуется, точнее интегрируется в некоторую систему, построенную по логике решения задач, стоящих перед предпринимателем.

Структурной единицей, интегрирующей отдельные действия предпринимателя, является задача как цель, данная в определенной ситуации предпринимательской деятельности. Для эффективной выработки решений будущие предприниматели должны обладать обобщенными принципами решения задач, критериями их оценки, объяснительными принципами, в качестве которых в нашем исследовании выступает система нравственных отношений, моральных качеств как ценностей.

Решение этой задачи в опытно-экспериментальной работе связывалось с реализацией личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов к обучению, становящихся методами формирования нравственной позиции будущего предпринимателя.

Это потребовало выявить функции учебного процесса и производственной практики студентов, ориентированных на развитие у них нравственной позиции.

Учебный процесс ориентирован на освоение студентами научного знания, которое они осваивают в процессе изучения различных общественных и специальных дисциплин. Включение студентов в учебном процессе в познавательные отношения ориентирует их на постижение истины, которая аксиологически нейтральна. Теоретическое знание приобретает аксиологическое значение только в том случае, когда оно используется в целях преобразования действительности, развития личности, в данном случае, студента будущего предпринимателя.

Одной из ведущих функций учебного процесса является развитие способности к ценностному анализу результатов деятельности, к выражению ценностного отношения к знанию.

Функция производственной практики заключается в том, что в процессе нее реализуется деятельностно-практическая сторона морали, которая сочленяется с духовной стороной морали. Опосредующим между нравственной практикой и нравственным сознанием являются нравственные отношения. Производственная практика является критерием качественных изменений в нравственной позиции студентов, поскольку реальная деятельность выявляет их отношение к предпринимательской деятельности, к людям, к социуму.

Исследованием установлено, что развитию отношений студентов, обусловливающих изменение их нравственной позиции, способствует такая организация их деятельности, когда наряду с оперативной ее стороной в действие вступает мотивационная ее сторона.

Иерархия формируемых мотивов деятельности студентов характеризует направленность их личности не только в познавательной и, но и ценностно-ориентационной деятельности. Система мотивов побуждает студентов ставить проблемы, концентрировать усилия на их решения. Формирование нравственной позиции будущих предпринимателей, реализуемой в деятельности, связано с развитием у них системы мотивов, в структуре которых находятся как «чисто» познавательные, так и социально-нравственные мотивы. Ценность, входящая в структуру ценностного отношения, принимает форму мотива, который специфичен по своей сути.

Формирование нравственной позиции студентов становилось эффективным, когда в процессе их подготовки к предпринимательской деятельности реализовывалось контекстное обучение, в условиях которого студент совершает двойной переход: от информации к мысли, а от мысли к действию. Переход от информации и ее применение опосредуется мыслью, что и делает эту информацию осмысленным знанием. Каждое вводимое преподавателем понятие или положение перестраивает опыт студента таким образом, что просматривается система его связей с людьми по предстоящему бизнесу. «Ответная» позиция студента инициативна в том случае, если он принимает решение, осуществляет моральный выбор в вероятностных условиях предпринимательской деятельности.

Воссоздание социально-нравственного контекста предпринимательской деятельности осуществлялось с помощью активных методов обучения, реализуемых в различных организационных формах обучения.

Формирование нравственой позиции студентов в условиях контекстного обучения, реализуемого в единстве с личностно-ориентированным обучением, через учебный предмет «Английский язык» осуществлялось на практических занятиях с помощью ролевых и деловых игр, «круглого стола». Сквозной идеей при их использовании было создание ситуации морального выбора.

В результате проведения экспериментальной работы по формированию нравственной позиции студентов экономической академии установлены изменения, произошедшие в структуре их личностных качеств, которые свидетельствуют о качественном преобразовании их нравственной позиции, в которой несмотря на противоречивость (противоречие между ответственностью и независимостью), доминирующее место занимает ответственность, становящаяся одним из ведущих способов регуляции деятельности и взаимоотношений с другими людьми, одним из критериев оценки предпринимательской деятельности. Связи, существующие между личностными качествами у выпускников, в большей мере, чем у предпринимателей раскрывают сопряжение нравственных и собственно профессиональных аспектов позиции, реализуемых в деятельности.

Уверенность выпускников в своих возможностях довести начатое дело до конца, их убежденность в правильности выбранного решения, их ответственность за принятые решения базируется на синтезе таких личностно-профессиональных качеств, как настойчивость, трудолюбие, энергичность, на связи между настойчивостью и энергичностью, инициативностью и предприимчивостью.

Ведущим мотивом является мотив обеспечения высокого уровня жизни, второй и третий ранги имеют мотивы личной свободы и «возможность реализовать свои личностные качества». Выпускники, принимая и осуществляя решения, которые касаются других людей, склонны исходить из того, что и другие в такой же ситуации примут такие же решения в отношении их. Выполняя свои обязанности, они содействуют благу других людей.

Это стало возмоджным благодаря соблюдению следующих педагогических условий:

— в создаваемом в процессе обучения контексте предпринимательской деятельности осуществлялся переход от информации к мысли, а от мысли к действиюнаполнение позиции студентов нравственным содержанием осуществлялось через их включение в познавательную, ценностно-ориентационную и преобразовательную деятельность в учебном процессе и в период производственной практики;

— изменение позиции студентов осуществлялось посредством развития моральной мотивации, благодаря которой снимался безличный характер отношений взаимоиспользования в бизнесе, а операционализированные отношения наполнялись моральным содержанием;

— развитие моральной мотивации, функциями которой являются оправдательно-описательная и регулятивно-ориентирующая, осуществляемое в различных организационных формах обучения, базировалось на связи действий студентов с контекстом предпринимательской деятельности, в котором представлены польза как ценность, выявляемая в социальном пространстве (рынок), и студент — будущий предприниматель, стремящийся к пользе и находящий место в этом социальном пространстве;

— воссоздаваемый социально-нравственный контекст предпринимательской деятельности становится основой для оценки студентами реализованной предпринимательской деятельности, смоделированной в учебном процессе и реальной в период производственной практики, по критерию блага (позитивная ценность);

— развитие личностно-профессиональных качеств студента — будущего предпринимателя, берущего ответственность не только за свои собственные действия, но и за действия других людей, осуществлялось на основе принципа реальности («соразмерение заботы о личном благе с наличием чужих интересов и стремлений»).

Выполненное нами исследование проблемы формирования нравственной позиции студентов экономического вуза вносит определенный вклад в возможность воспитания нравственно ориентированного предпринимателя. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как преподаватель экономической академии развивает у студентов — будущих предпринимателей способность к ответственному нравственному действию, к моральному и ценностному выбору, к рефлексивному анализу достигнутых результатов, становящихся моральной ценностью.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 333 с.
  2. Е.М., Ващенцев К. С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля // Социс, № 3,1997. С. 113−120.
  3. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. I. — М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  4. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-253 с.
  5. В.Н. Профессиональная позиция преподавателя вуза и оценка ее как социально-педагогическая проблема // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности. Сборник трудов молодых ученых. Самара, 1996. — С. 20−26.
  6. И.С. Ценности и воспитание // Педагогика, № 4,1999. — С. 117−120.
  7. Л.М. Марксистская этика. — М.: Мысль, 1985. — 237 с.
  8. Л.В. Бизнес-Элита России. Образ мировоззрения и типы поведения // Социс, № 4,1995. С. 129−132.
  9. Л.В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России: образ мышления и типы поведения. // ЭКО, № 1, 1995. С. 117−145.
  10. Н.Г. Инновации в ценностных ориентациях студентов. // Социс, № 4,1995. С. 125−129.
  11. О.М. Природа морального суждения. Тбилиси, 1982. — 84 с.
  12. С.С. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социс, № 2, 1993. С. 8−10.
  13. С.Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социс, № 9, 1999. С. 75−83.
  14. В.П. О ценностном подходе к отбору содержания нравственного воспитания // Интеграционные процессы в образовании взрослых. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1997. — С. 107−111.
  15. В.П., Бездухов A.B. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента будущего учителя. — Самара: СГПУ, 2000.-184 с.
  16. В.П., Гусаров В.И Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. Самара: СГПУ, 2000. —163 с.
  17. В.П. Гуманистическая направленность учителя. — Самара-Санкт-Петербург: 1997. -171 с.
  18. В.П. О ценностном подходе к отбору содержания нравственного воспитания // Интеграционные процессы в образовании взрослых. СПб., 1997.-С. 107−111.
  19. H.A. Судьба России. -М.: Сов. Писатель, 1990. 352 с.
  20. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  21. H.A. Философия свободного духа. М., 1994. — 480 с.
  22. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  24. Беру лава М. Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996, № 4. С. 23−27.
  25. И.В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. 450 с.
  26. В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 61 с. (Серия «Этика»).
  27. A.A. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  28. A.A. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 188 с.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Москва-Воронеж: 1997. — 352 с.
  30. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  31. Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М.: Педагогика, 1995. — 230 с.
  32. Большой энциклопедический словарь. В 2-х Т. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — 1065 с.
  33. Бондаревская EJB. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования//Педагогика, № 4,1994.-С. 11−17.
  34. Е.В. // Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания. Педагогика, № 4, 1995. С. 29−34.
  35. Бондаревская Е£., Бермус ГА Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика, № 5,1996. С. 72−80.
  36. A.B. Я концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя // Педагогика, № 5, 1995. — С. 24−33.
  37. .С. Нравственное сознание личности (Психологическое исследование). — М.: Знание, 1985. 64 с. — (Новое в жизни науки, технике. Сер. «Этика», № 3).
  38. В. Марксистская теория оценки / Пер. со словац. М.: Прогресс, 1982.-264 с.
  39. Василенко В, А Мораль и общественная практика. М.: МГУ, 1983.-176 с.
  40. З.И. Нравственное воспитание в учебной деятельности. Научно-методическое пособие для студентов пединститутов и учителей школ. Л.: ЛГПИ, 1973. — 135 с.
  41. М. Избранное. Образ общества. -М.: Юрист, 1994. 703 с.
  42. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 204 с.
  43. A.A., Бакшаева H.A. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении // Вопросы психологии, № 3, 1997. С. 12−21.
  44. В.В. Силовое предпринимательство в современной России // Социс, № 1, 1999. С. 56−65.
  45. В.В. Формы представления знания в педагогическом образовании // Педагогика, № 4, 1999. С. 68−73.
  46. Вульфов Б. Э Воспитание и рынок в переходный период // Педагогика, № 2, 1993.-С. 3−9.
  47. Выготский Л. С, История развития высших психических функций. Собрание сочинений: В 6-ти т.- Т.З. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  48. Г. П. Эстетика в системе философского знания. — Л.: ЛГУ, 1984, 179 с.
  49. Г. П. Аксиология культуры СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. унта, 1996. — 152 с.
  50. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 79 с. -(Новое о жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология" — № 7).
  51. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1995. — С. 16−45.
  52. В.Т. Моральная рефлексия и выбор // Моральный выбор. — М.: Мысль, 1980.-С. 172−194.
  53. Гельвеций К, А. Об уме. // Гельвеций К. А. О счастье. — М.: Советская Россия, 1987.-С. 178−227.
  54. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. -177 с.
  55. .С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  56. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992, № 5−6. С. 3−13.
  57. В.П. Цели педагогической практики: проблемы обоснования // Педагогика, № 4, 1999. С. 73−77.
  58. В.А., Масалков И. К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. М.: 1999. — 400 с.
  59. C.B., Немировский В. Г. Социальный портрет молодого предпринимателя // Социс, № 5, 1999. С. 40−45.
  60. М.Т. Образование стимул саморазвитие личности // Педагогика, № 3, 1993. — С. 21−25.
  61. Л.А. Управление нравственными процессами в вузах // Актуальные проблемы нравственного воспитания студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 1983. — С. 23−27.
  62. Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира. М.: Министерство образования Российской федерации, 1992. — 190 с.
  63. A.A., Апресян Р. Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2000. — 472 с.
  64. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. Т.З. — М.: Русский язык, 1978. -555 с.
  65. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. 303 с.
  66. Дидактика средней школы / Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-317 с.
  67. ЛА. Межпредметные связи как средство мотивации учебно — воспитательного процесса по иностранному языку. ИЯТТТ, № 6,1988. С. 8−12.
  68. О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. — 386 с.
  69. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 90 с.
  70. Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс, № 7,1999. С. 91−94.
  71. JI.E. Взаимодействие предпринимателей с условиями среды // Социс, № 1, 1998. С. 68−72.
  72. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.-572 с.
  73. Единство обучения и воспитания студентов / Под ред. Г. А. Петрова, Н. Ю. Посталюк. Казань: 1989. — 160 с.
  74. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. — С. 254−264.
  75. Н. Российское предпринимательство: идеи и люди // Вопросы экономики, 1995, № 7. С. 82−90.
  76. И. Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 159 с.
  77. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.
  78. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, № 5, 1997. С. 3−16.
  79. В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994. — 237 с.
  80. A.B. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. М.: МГУ, 1982. — 199 с.
  81. A.B. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика, № 7, 1998. С. 74−79.
  82. Т.Г., Максимова O.A., Хамзина Г. Р. Дифференциация ценностных ориентаций студентов // Социс, № 6, 1999. С. 132−136.
  83. М.С. Философская теория ценности. Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-205 с.
  84. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) — М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  85. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. — М.: Высшая школа, 1987. 143 с.
  86. И. Критика практического разума. СПб: Наука, 1995. — 528 с.
  87. П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании // Педагогика, № 7, 1999.-С. 73−84.
  88. А.А. Контекстное образование: наука и мировоззрение. — Н. Новгород, 1996. 184 с.
  89. H.JI. Предпринимательство и предприниматели в России. Исторические очерки. Самара: СамВен, 1994. — 151 с.
  90. С.Г. Новые предприниматели и старая культура // Социс, № 5, 1993. С.64- 69
  91. В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники.- М.: Мысль, 1993. 416 с.
  92. В.О. Исторические портреты- Деятели исторической мысли.- М.: Правда, 1991.-622 с.
  93. ВЛ. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. Л.: ЛГУ, 1979. — 222 с.
  94. В.П. Этические аспекты глобальных проблем современности. -М.: Знание, 1986. 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». № 11).
  95. А.Г., Мясищев В. Н. Организаторские способности. Ленинград, 1960. -198 с.
  96. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  97. И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997. — 686 с.
  98. В.А., Философия образования (культурно-антропологический аспект). Самара: СИПКРО, 1996. — 92 с.
  99. Н. Культурный контекст предпринимательства // Вопросы Экономики, № 7, 1995. С. 154−160.
  100. Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования // Социс, № 2,1994. С. 114−118.
  101. В.В. Методология педагогического исследования: Пособ. для педагога-исследователя. Самара: СамГПИ, 1994. — 165 с.
  102. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  103. И. Честь выше прибыли // Риск, № 4−5, 1993. С. 132−140.105. «Круглый стол»: Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика, № 5,1996. — С. 72−80.
  104. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа, 1990. 141 с.
  105. Е.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1967. 173 с.
  106. Н.В. Основы вузовской педагогики. Учебное пособие для студентов университета. Лен Университет, 1972. 310 с.
  107. К.В. Специфика эстетического воспитания в коммерческом колледже // Педагогика, № 1, 1998. С. 10−13.
  108. Ю.Н. Интеграция знаний учителя как психологическая проблема // Проблемы интеграции и дифференциации подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. — Самара: СамГПИ, 1993. -С. 10−17.
  109. Ю.Н. Личностно-ориентированное обучение и его педагогический смысл // Современные ориентиры в образовании взрослых. -СПб., 1998.-С. 9−24.
  110. Ю.Н. Психологические особенности деятельности учителя // Мышление учителя. М., 1990. — С. 7−26.
  111. Ю.Н., Сухобская Г. С. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы. Самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977. -152 с.
  112. Курс предпринимательства / Под ред. проф. В. Я. Гофинкеля, проф. В. А. Швандара. -М.: Финансы, 1997.-438 с.
  113. Э.Г. Сначала хлеб, а нравственность потом? // Социс, № 2, 1993. -С. 139−145.
  114. Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социс, № 9,1993. С. 17−27.
  115. Лапу ста М. Каждый ли может стать предпринимателем? // Риск, № 1, 1995. -С. 66−69.
  116. Д. О жизни и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986.-571 с.
  117. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.
  118. B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  119. В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии, № 4, 1994. С. 24.
  120. Г. Проблемы ответственности в этике, экономике и технологии // Вопросы философии, № 11, 1998. С. 30−41.
  121. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  122. Л.Н. Ориентация на воспитательную деятельность и профессиональная позиция молодого учителя. // Особенности социально-профессиональной позиции молодых учителей. Сборник научных трудов. — Л., 1981.-С. 23−41.
  123. НО. Ценность и бытие // Бог и мировое зло. М., 1994.-С. 250−315.
  124. Д.Г. Методологические и социально-этические проблнмы комплексного изучения человека // Вопросы философии. 1988, № 2. — С. 743.
  125. М. Интересы отечественных предпринимателей в контексте геополитических проблем // Диалог, № 9, 1995. С. 23−26.
  126. Малое предпринимательство в кризисном обществе («Круглый стол») // Социс, № 7,1999. С. 78−90.
  127. М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. — 416 с.
  128. Р.Г. Организация предпринимательской деятельности. — Самара: 1995. 178 с.
  129. Р.Г., Рябов В. М. Программа учебной дисциплины «Организация предпринимательской деятельности». Самара: СГЭА, 1997. — 9 с.
  130. Марксистская этика / Под ред. А. И. Гитаренко. М.: Политиздат, 1980. — 351 с.
  131. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. -СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
  132. Ментальность Россиян. Имидж контакт / Общая ред. И. Г. Дубова. М., 1997.-474 с.
  133. Минкина НА Воспитание огветственносшо. М: Высшая школа, 1990. -143 с.
  134. В. Активная жизненная позиция молодежи: нравственные и политические аспекты // Методологические проблемы исследования социалистической морали и нравственного воспитания. МГУ, 1987. — С. 211−225.
  135. М. Опыты. В 2-х т. — ТI-II. — М.: Наука 1981. — 704 с.
  136. Мораль: сознание и поведение // Р. В. Петропавловский. Значение и ценность морали для личности. М.: Наука, 1986. — С. 151−181.
  137. Моральные ценности и личность. М.: МГУ, 1994. — 176 с.
  138. Мур Д. Принципы этики. — М.: Прогресс, 1984. 322 с.
  139. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. -М.: Класс, 1994. 132 с.
  140. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические Труды. -М.: Институт практической психологии- Воронеж: Модэк, 1995. 356 с.
  141. В.Н., Савченко Е. А. Этика педагога. Минск, 1999. — 216 с.
  142. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. — М.: Высшая школа, 1995. 205 с.
  143. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998, № 3.-С. 3−10.
  144. Нравственная жизнь человека: искания, позиция, поступки / Редкол.: А. И. Титаренко (отв. ред.) и др. М.: Мысль, 1982. — 295 с.
  145. Основы предпринимательства / Под ред. проф. А. С. Пелиха. М.: Гардарика, 1996. — 253 с.
  146. С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский Язык, 1987. — 750 с.
  147. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. 602 с.
  148. О.В. Российский предприниматель: штрихи к социальному портрету // Социс, 1995, № 2. С. 35−40.
  149. Д., Шмелев А. Г., Андреева М. К., Граменецкий А. Е. Психосимантический анализ стереотипов русского характера: кросс-культурный аспект // Вопросы психологии, № 3,1993. С. 101−109.
  150. К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972. 216 с.
  151. Подготовка экономистов в вузе: проблемы, опыт / Под ред. Л. И. Григорьевой, A.A. Федченко. Воронеж: 1991. — 197 с.
  152. П.И. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение- Владос, 1996. — 432 с.
  153. Л.А. Динамика изменения нравственных оценок студентов // Педагогика, № 7, 1998. С. 66−69.
  154. Ю. Российское предпринимательство: социальный портрет // Человек и труд, № 2, 1995. С. 92−97.
  155. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодежи // Социс, № 6, 1999. С. 96−99.
  156. П.А. Русский торгово-промышленный мир. — М.: Планета, 1993.-193 с.
  157. Проблемы целевой подготовки специалистов в экономических вузах / Под ред. А. И. Носкова. — Куйбышев: 1989. — 74 с.
  158. Провинциальная ментальность Россиян в прошлом и настоящем. Тезисы докладов. Самара: СамГПИ, 1994. — 195 с.
  159. В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика, № 5, 1998. С. 17−20.
  160. A.B. Исторические тенденции развития морали и проблемы ее обоснования // Этика: Новые старые проблемы. М.: 1999. — С. 53−72.
  161. П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей. М.: ВЛАДОС, 2000. — 304 с.
  162. Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. — 413 с.
  163. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994. — 480 с.
  164. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М.: МГУ, 1986.-С. 200−231.
  165. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») II Вопросы философии, № 1, 1994. С. 25−53.
  166. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. В. В. Давыдов. T. I. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — 608 с.
  167. Российское сознание: психология, феноменология, культура. Межвузовский сборник научных трудов. Самара: СамГПИ, 1994. — 296 с.
  168. С. Jl. Направленность личности // Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 1998. — С. 518−531.
  169. В.И. Предпринимательская среда в оценке предпринимателей // Социс, № 7, 1999. С. 95−98.
  170. В.Н. Философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения: В 3 ч. Ч. 1: Введение: философия и жизнь. — СПб.: СГУ, 1997.-224 с.
  171. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. — С. 319−344.
  172. А. Хороший человек под прессом корпоративного эгоизма // Риск, № 1, 1995.-С. 65.
  173. А.К., Маслова Е. Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 200 с.
  174. В.В. // Личностно-ориентированное образование. Педагогика, № 5, 1994.-С. 16−21.
  175. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: «Логос». — 272 с.
  176. В.В. Культура. Деятельность. Общение. М., 1998. — 478 с.
  177. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педвузов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  178. Словарь русского языка: В 4-х т. -Т. 3. М.: Русский язык, 1987. — 750 с.
  179. А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. — 350 с.
  180. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс, № 2, 1994. С. 15−25.
  181. Современное предпринимательство: этика и успех // Человек и труд, № 5, 1994. -С. 119−124.
  182. Е.А. Гуманитаризация образования в альтернативных формах образования взрослых // Альтернативное образование взрослых: проблемы и тенденции. СПб., 1994. — С. 66−69.
  183. Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии О.Н.Лосского / Н. Н. Старченко. Фрагмент из книги Н. О. Лосского «Характер руссого народа». М.: Знание, 1991. — 62 с.
  184. В. Культура и становление цивилизованного рынка в России // Вопросы экономики, № 7, 1995. С. 74−80.
  185. Сеятели и хранители // Столыпин П. А. Дайте государству 20 лет покоя и вы не узнаете нынешней России. М.: Современник. В 2-х т. T. I-II. 1992.1 -410 с. II-525 с.
  186. М.П. Макаренко и Франкл о ценностных ориентациях личности //Педагогика, № 1, 1993. С. 99−102.
  187. Сухомлинский В А. О воспитании совести // Педагогика 1995, № 4. С. 49−51.
  188. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- НИИ общей педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  189. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под. ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  190. А.И. Моральный выбор. М.: Издательство Московского Университета, 1980. — 343 с.
  191. Фетисов Э. Н О социальных аспектах предпринимательства. (Концептуальное введение в проблему) // Социс, 1993, № 1. С. 24−30.
  192. Э.Н. Предпринимательству государственную поддержку // Социс, № 2, 1994. — С. 33−37.
  193. Э.Н., И.Г .Яковлев. О социальных аспектах предпринимательства //Социс, № 1, 1993. С. 24−30.
  194. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
  195. В. Человек в поисках смысла/ Пер. с англ. -М: Прогресс, 1990.—366 с.
  196. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 414 с.
  197. Харламов ИД Кризис воспитания и педагогика. Педагогика№ 10,1991, С. 23−29.
  198. А.Г. Этика и мораль // Предмет и система этики. — Москва-София, 1973.-С. 69−91.
  199. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1−5. -М.: Прогресс-Универс, 1992. -112 с.
  200. А.Е. Человек больше богатства. (Этические измерения лидеров российского предпринимательства) // Социс, № 11, 1997. — С. 78−90.
  201. Ч.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. — Москва-Воронеж.: Институт Практической психологии, НПО, «МОДЭК» 1998. 185 с.
  202. Д.М. Технология обучения основам предпринимательства // Педагогика, № 3, 1996. С. 49−53.
  203. В.Ф. Откуда к нам придет дух капитализма? // Социс, № 2, 1994.-С. 23−33.
  204. E.H. Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 288 с.
  205. Ю.А. Этика. М.: Текст, 1998. — 272с.
  206. ШумпетерЙ. Теория экономического развития. -М: Экономика, 1982.—286 с.
  207. С. «Авось как д вижущая сила истории» // Социум, № 3,1995. С. 76−79.
  208. Экономический словарь. Райзенберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. М.: ИНФРА, 1997. — 496 с.
  209. Энциклопедический словарь предпринимателя / Сост. С. М. Синельников, Т. Г. Соломоник, Р. В. Янборисова. СПб: Алгафонд, АЯКС, 1992. — 521 с.
  210. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лично сти // Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975.-С. 89−105.
  211. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: СамГУ, 1995. 328 с.
  212. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 95 с.
  213. Яковлев ИП Интеграционные процессы в высшей школе. Л.: ЛГУ, 1980.—115 с.
  214. Etzioni. Moral Demension. Toward a new Economics. -N.Y., 1990.
  215. Hollet Vicki. Business Oppotunites. Oxford University Press, 1994, 191 p.
  216. John Naisbitt, Megatrends, New York: Warmer Books, 1984, pp 53, 59.
  217. Mackenzie Ian. English for Business Studies. Cambridge University Press, 1997,176 p.
  218. Noel M Tichy, Managing Strategic Change, New York: Wiley, 1983, pp 51−52.
Заполнить форму текущей работой