Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стоит отметить, что в научной литературе по методике преподавания математики проблема приобщения учащихся к исследовательской деятельности реализуется через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей. Такая работа обычно занимает много учебного времени и напрямую связана с усвоением изучаемого материала, следовательно, очевидно, что в практике обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами
    • 1. 1. Понятие учебного исследования в психолого-педагогической и методической литературе
    • 1. 2. Функции учебных исследований в обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры. зо
    • 1. 3. Структура и основные виды учебных исследований, используемых при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Содержание и методические особенности организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами
    • 2. 1. Развитие аналитической базы учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры
    • 2. 2. Формирование процессуальной основы учебных исследований в процессе обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами
    • 2. 3. Организация и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Методика организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из основных задач современного образования является формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовывать творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества. Важное место в решении данной задачи отводится развивающему обучению, при котором на передний план выдвигаются проблемы развития познавательных процессов и способностей учащихся. В связи с этим процесс обучения должен быть направлен не только на вооружение учащихся необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и на формирование умений получать новые знания, творчески решать стоящие перед ними задачи.

В последние годы в школьной практике обучения математике наблюдается значительное повышение интереса к задачам с параметрами, так как они обладают высокой диагностической и прогностической ценностью. С их помощью можно проверить знания основных разделов школьной математики, владение определенным кругом методов и идей, уровень логического мышления, навыки исследовательской деятельности.

С одной стороны, это объясняет их регулярное появление в вариантах выпускных экзаменационных работ по математике за курс средней школы.

С другой стороны, следует указать на развивающую ценность параметрических задач в школьном обучении математике, так как процесс их решения является одним из мощных инструментом формирования мышления, в частности, математического мышления, поскольку эти задачи обладают большими потенциальными возможностями для развития умственных операций (обобщения, конкретизации, сравнения, аналогии и т. д.), формируют активность и целенаправленность мышления, культуру логических рассуждений, способствуют формированию визуального мышления с помощью графических методов решения.

Необходимо отметить, что понятие о параметрах и все связанные с ними вопросы в действующей школьной программе отсутствуют. В реальной действительности в лучшем случае изредка, бессистемно решаются задачи, имеющие мало общего с реальной практикой вступительных экзаменов.

Изучением задач с параметрами, их роли в обучении, понятий, связанных с их решением, в разные годы занимались М. И. Башмаков, Ю. М. Важенин, В. А. Далингер, Г. В. Дорофеев, Г. Л. Луканкин, А. Г. Мордкович, Г. И. Саранцев и другие. Многие из них подчеркивали важность обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами прежде всего в связи с необходимостью подготовки учащихся к выполнению работ итоговой аттестации и различного рода конкурсных испытаний. При этом большинство авторов характеризуют эти задачи как исследовательские, требующие высокой логической культуры и техники исследования.

Для формирования творческих качеств личности важно решение проблемы полноценного развития учащихся в процессе обучения математике. Усвоение научных основ математики, и успешное решение математических задач, изучаемых в школе, предполагают достижение учащимися определенного уровня развития мышления, поскольку оно является не только конечной целью, но и условием успешного усвоения такого предмета как математика.

Исходя из положения, что без активной деятельности не может быть достигнуто полноценное сознательное усвоение знаний (причем деятельность ученика в процессе обучения — это учебная деятельность, составной частью которой является процесс познания), психолого-педагогические исследования убедительно свидетельствуют о том, что все познавательные процессы эффективно развиваются при такой организации обучения, когда учащиеся включаются в активную поисковую деятельность.

Особую роль в этой связи играет исследовательская деятельность учащихся, непосредственно связанная с усвоением математических знаний.

Поэтому одним из путей успешного решения стоящих перед школой задач, является приобщение учащихся к исследовательской деятельности и развитие способности к ней в процессе обучения.

Фундамент исследовательского метода в обучении был заложен еще классиками педагогической науки: Я. А. Коменским, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинским и т. д. Дальнейшее развитие их идей продолжили также отечественные педагоги и методисты: Б. В. Всесвятский, И. Я. Лернер, Н. И. Новиков, Б. Е. Райков, А. П. Пинкевич, М. Н. Скаткин и др.

Главную роль эффективного средства активизации учебного познания при обучении математике отводят исследовательской деятельности и современные педагоги-математики: А. Д. Александров, Я. И. Груденов, В. А. Гусев, В. А. Далингер, О. Б. Епишева, В. И. Крупич, Г. И. Саранцев, А. А. Столяр, А. Я. Цукарь и др.

Немало диссертационных работ посвящено проблемам организации исследовательской деятельности в области школьной математики (Е.В. Барановой, Б. А. Викол, М. З. Каплан, JI.3. Карелина, Е. В. Ларькиной, Л. Э. Орловой, Г. В. Токмазова, и др.), в которых рассматриваются различные способы изучения и анализа задач исследовательского характера.

Стоит отметить, что в научной литературе по методике преподавания математики проблема приобщения учащихся к исследовательской деятельности реализуется через решение специальных исследовательских задач или через дополнительную работу над задачей. Такая работа обычно занимает много учебного времени и напрямую связана с усвоением изучаемого материала, следовательно, очевидно, что в практике обучения математике она проводится эпизодически и бессистемно. Целесообразно было бы организовать достижение тех же целей непосредственно в процессе выполнения учащимися учебно-познавательной деятельности, связанной с усвоением программных математических знаний. Поэтому изучить учебное исследование необходимо как многоаспектное дидактическое явление. Такая позиция требует раскрытия всего потенциала учебных исследований, следовательно, необходимо, прежде всего, дать теоретическое описание этого средства и далее разработать методические рекомендации по его использованию в практике обучения.

Результаты проведенного нами анкетирования учителей математики общеобразовательных школ показывают, что большинство педагогов считают необходимым систематическое вовлечение учащихся в учебные исследования на уроках математики, но испытывают трудности, связанные с отсутствием соответствующего методического обеспечения.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры, позволяет констатировать, что в настоящее время каждый из авторов трактует сущность понятия учебного исследования на частных, конкретных примерах, иллюстрирующих только отдельные его аспекты. Поэтому нет единого подхода к определению самого понятия учебного исследования, соответственно не выявлены их основные функции, виды, структура, не раскрыты методические особенности организации и использования учебных исследований в процессе обучения учащихся решению параметрических уравнений, неравенств и их систем. Стоит заметить, что исследования в школьной практике зачастую организовывают лишь на геометрическим материале (ЕВ. Баранова, Е. В. Ларькина, Л. Э. Орлова, Ф. Я. Цукарь и др.).

Таким образом, в настоящее время имеют место противоречия: — между потенциальными возможностями школьного математического образования в осуществлении математической подготовки учащихся по решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры, и слабой разработанностью методов и средств их реализации;

— между потребностью школьной практики в научно-обоснованной методике организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами и ее фактическим состояниеммежду сложившейся практикой школьного математического образования и требованиями вузов к математической подготовке учащихся общеобразовательных школ.

Следовательно, актуальность исследования заключается в поиске путей систематического использования учебных исследований в процессе обучения учащихся решению параметрических уравнений, неравенств и их систем.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между необходимостью в разработке научно-обоснованной методики организации учебных исследований, в том числе исследований параметрических уравнений, неравенств и их систем, играющих полифункциональную роль в обучении математике, и стихийно складывающейся практикой их использования в процессе обучения.

Проблема предопределила тему исследования «Методика организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами» .

Цель исследования заключается в разработке теоретических и методических основ организации учебных исследований в процессе обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами.

Объект исследования — процесс обучения учащихся курсу алгебры и начал анализа.

Предмет исследования — учебные исследования и их дидактические возможности при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами.

Гипотеза исследования: если выделить основные виды учебных исследований, их функции, структуру и место в процессе обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами, то это позволит сориентировать учебно-познавательную деятельность учащихся на приобретение предметных знаний, умений и навыков на формирование у них, таких мыслительных операций, как аналогия, обобщение, классификация.

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы необходимо было решить следующие частные задачи:

1) уточнить сущность понятия учебного исследования и выявить функции учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами;

2) выделить структуру учебных исследований в процессе обучения учащихся решению параметрических уравнений, неравенств и их систем;

3) разработать содержательный и процессуальный компоненты процесса организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры;

4) разработать методику организации и проведения учебных исследований и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Методологические основы исследования:

— учение о развитии личности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C. J1. Рубинштейн);

— теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Е.Н. Кабанова-Меллер, Д. Б. Эльконин, И.С. Якиманская).

В работе также использованы результаты исследований, посвященных проблемам совершенствования математической подготовки учащихся (В.А. Далингер, Г. В. Дорофеев, А. Ж. Жафяров, Г. И. Саранцев, И. Ф. Шарыгин и др.).

Для решения проблемы и поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, математической, методической, философской и учебнометодической литературы по теме исследованияанализ документов по вопросам образованияизучение и анализ школьной практики по математикебеседы, анкетирование и интервьюированиеанализ контрольных работ учащихсяизучение практики и опыта работы учителей математики средней школы и преподавателей педагогического колледжапроведение экспериментальной работы и ее анализстатистическая обработка результатов экспериментальной работы.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается внутренней непротиворечивостью полученных результатов, их соответствием теоретическим положениям психолого-педагогических наук, применением методов, адекватных целям, задачам и логике исследования результатами экспериментальной работы и применением статистической обработки полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что в отличие от имеющихся литературных источников, посвященных теоретическим и практическим аспектам организации учебных исследований при обучении математике, впервые решена проблема систематического использования учебных исследований в практике обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами с позиций диалектического единства их развивающих и дидактических функций.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

1) уточнен категориально-понятийный аппарат, относящийся к процессу организации учебного исследования;

2) определены функции учебных исследований в математическом образовании учащихся и, в частности, в процессе обучения решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами;

3) выявлена структура и виды учебных исследований, используемых при обучении школьников решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами;

4) обоснована системообразующая роль функциональной содержательно-методической линии в процессе организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в следующем:

1) разработан дидактический материал для организации учебных исследований: комплекс разноуровневых задач, включающий уравнения и неравенства с параметрами, различных видов;

2) разработаны исследовательские карты, служащие основой для формирования процессуального компонента процесса организации и проведения учебных исследований;

3) полученные результаты и выводы могут быть использованы в практике работы учебных заведений различных типов (школа, лицей, гимназия, колледж), а также в обучении студентов педвузов теории и методике обучения математике, на курсах повышения квалификации учителей математики и авторами учебных пособий для учащихся.

Апробация основных положений и результатов настоящего исследования проводилась в форме публикаций и выступлений на Всероссийской конференции «Педагогика развития: соотношение учения и обучения» (Красноярск, 2000 г.) — на Межрегиональной научной конференции «Проблемы современного математического образования в педвузах и школах России» (Киров, 2001 г.) — на научно-практической конференции «Три века сибирской школы» (Тобольск, 2001 г.) — на Областных педагогических чтениях «Проблемы среднего профессионального образования в начале XXI века» (Омск, 2001 г.), на заседаниях кафедры теории и методики обучения математике (1998;2002 гг.).

По теме исследования имеется 5 публикаций.

Практическая апробация исследования проходила в ходе педагогической работы как самого автора так и преподавателей педагогического колледжа г. Исилькуля Омской области, в процессе технологической и преддипломной практик студентов педагогического колледжа в общеобразовательных школах № 1 и № 173 г. Исилькуля и базовой школы при Исилькульском педагогическом колледже, а также в школах № 1 и № 3 р.п. Москаленки Омской области.

Этапы исследования. Первый этап исследования (1998;1999гг.) посвящен теоретико-методологическому анализу психолого-педагогической и научно-методической литературы, который позволил:

— вычленить проблему, определить предмет исследования, выстроить замысел на основе научных фактов, полученных в ходе анализа;

— выдвинуть гипотезу и сформулировать задачи исследования;

— выявить и уточнить теоретические основы использования учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметры;

— организовать изучение и обобщение педагогического опыта школ в рамках исследуемой проблемы.

Второй этап исследования (1999;2000гг.) содержал изучение качественных характеристик предмета исследования, уточнение целей и задач исследования. На этом этапе разрабатывались методические основы организации учебных исследований в процессе обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами.

Третий этап исследования (2000;2002гг.) включал организацию и проведение экспериментальной работы по оценке эффективности применения разработанной методики, а также на этом этапе осуществлена обработка экспериментальных данных, проанализированы и оформлены результаты исследования.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Раскрытие сущности учебного исследования, выявление его функций, структуры и места в процессе обучения позволяет реализовать субъект-субъектные отношения между участниками учебного процесса и сделать учебно-исследовательскую деятельность учащихся управляемой.

2. Построение процесса обучения учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами на основе рационального сочетания аналитических и графических видов учебных исследований обеспечивает полную реализацию их функций.

3. Формированию процессуальной основы учебных исследований, включающей в себя умения:

— анализировать имеющуюся информацию;

— проводить испытания и регистрировать результаты;

— делать прикидку, выдвигать гипотезы;

— приводить контрпримеры и др. должно предшествовать создание аналитической базы, которую образуют умения:

— формулировать проблему;

— обращаться с параметрами, как с фиксированным числом и как с равноправной переменной;

— выполнять простейшие ветвления при решении параметрических уравнений, неравенств и их систем;

— обобщать полученные результаты;

— делать соответствующий вывод и др., что обеспечивает систематическое применение учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений. Текст содержит 23 таблицы и 15 рисунков. Диссертация изложена на 151 странице. Библиография содержит 173 наименования.

Вывод.

8. Напишите уравнение касательной к графику функции / в точке с абсциссой х=0.

Заключение

.

Доказательство.

Контрпримеры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Пособие для подготовки к тестированию по математике: 2-е изд., непр. И доп. — Омск, ОмГПУ, 2000. — 124с. З. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. — М.: Сов. радио, 1970.- 69с.
  2. В.В., Рабцевич В. И. Задачи с параметрами: Справочное пособие по математике. -МнАСАР, 1996.- 384с.
  3. В.И. Эвристическое программирование учебно- исследовательской деятельности: Метод.Пособие. — М.: Высш. Школа, 1981.-240с.
  4. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. — Казанский ун-т, 1988.- 84с.
  5. Н.И. Формирование умений учащихся в исследовании стереометрических задач и их решений: Автореф.дис. … канд.пед.на}^. Киев, 1979.-17с.
  6. В.Д. и др. Итоговая аттестация по алгебре и началам анализа в XI классах школ г.Москвы // Математика в школе. — 2001. — № 9.-С.22−23.
  7. А.К. Приемы организации развивающего обучения // Начальная школа. — 1995. — № 3. — 35−39.
  8. В.Ф. Проблемы интуищ1и в философии и математике. М.: Просвещение, 1965.-67с.
  9. Ю.К., Харьковская В. Ф. Проблемы оптимизащ1и процесса обучения математике // Изучение возможностей школьников в усвоении математики: Сб.науч.тр. НИИ школ. М., 1977. — 328.
  10. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1985. — 28с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  12. З.Ф. Практические работы в IV-VIII классах // Математика в школе. — 1982. — № 5. — 17−20.
  13. Ф.Я. Воспитание у школьников интереса к исследовательской работе // Советская педагогика. — 1965. — № 7. — 23−25.
  14. Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе. Автореф. дис. … канд.пед.наук, Саранск, 1999. — 17с.
  15. Т.И. Исследовательский метод обучения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР (1917−1931). Дисс. … канд.пед.наук. М., 1974.-186с.
  16. Н.А., Сманцер А. П. Воспитание у школьников интереса к учению. Минск: Нар. асвета, 1987. — 75с.
  17. .П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.
  18. А.Ш., Трухан Т. Л. Неравенства. — Минск: Народная асвета, 1972.- 53с.
  19. Д. Н. Менчинская НА. Психология усвоения знаний в школе. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 348с.
  20. М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении (на материале преподавания гуманитарных дисциплин). Автореф. дис. … канд.пед.наук. М., 1975. — 17с.
  21. Большая советская энциклопедия. Т. 10, 1972. — 592с.
  22. Большая советская энциклопедия. Т.49., 1957. — 589с.
  23. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: 1Сн. для учителя.: Просвещение, 1985. — 144с.
  24. СМ. Нахождение области значения функции через введение параметра // Математика в школе. — 1995. — № 5.-С.32−33.
  25. Дж. Психология познания / Пер. с англяз., предисловие и общ.ред. А. Р. Лурия. -М.: Професс, 1977. -412с.
  26. М.П. Разнообразить виды задач // Математика в школе. — 1988.-№ 5.-С.37−39.
  27. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. Вводная статья проф. В. З. Смирнова, М., Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1953.-392с.
  28. В.В. Повторение, обобщение и систематизация знаний по математике // Начальная школа. — 1976. — № 4.-С.29−31.
  29. Ю.М. Самоучитель решения задач с параметрами. 2-е изд., исп. и доп. Екатеринбург: УрГУ, 1997. — 56с.
  30. .А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики. Дис. … канд.пед.наук. — М., 1977. — 183с.
  31. Д.В. Роль гипотезы в об)^ении // Советская педагогика. — 1967. -№ 6.-С.31−35.
  32. И.П. Разработка исследовательского метода проверки знаний //Советская педагогика — 1981. — Х" 4. — 98−103.
  33. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гализо, М. В. Матюхиной, Т. е. Михальчик. — М.: Просвещение, 1984. — 256с.
  34. Н.Д. Исследовательская деятельность з^ащихся при изучении геометрии как средство развития их творческого мышления. Автореф.дис. … канд.пед.наук. — Киев, 1972. — 18с.
  35. Е.Е. Задачи по математике. 4.1: Уравнения и неравенства/ОмИПКРО- Школа-лицей № 66. — Омск, 1998.-64с.
  36. .В. Творческая активность учг^щихся при изучении биологии. Сборник статей. Сост. Б. В. Всесвятский. М., Просвещение, 1965.
  37. Вступительные экзамены в ВУЗы //Математика в школе. — 1999. — № 2.- 61
  38. Вступительные экзамены в ВУЗы //Математика в школе. — 2001. — № 2.- 64
  39. Вступительные экзамены в ВУЗы //Математика в школе. — 2002. — № 2.
  40. Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 290с.
  41. П.Я., Котин Н. Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. — 1972. — № 3. — с.80−84.
  42. П.Я. Методы обз^ения и умственного развития ребенка. — М.: МГУ, 1995.-208с.
  43. Э.Г., Холодная Н. А. Психологический аспект исследования задач на уроках математики //Роль и место задач в формировании системы основных знаний. Сб.науч.работ / Ниис школ МП РСФСР. — М., 1976. -С.22−34.
  44. А.Я. Избранные педагогические труды. М., Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1953.-487С.
  45. П.И., Полонский В. Б., Якир М. С. Задачи с параметрами. 3-е издание, доп. и пер. — М.: Илекса, Харьков: Гимназия. 1998. — 336с.
  46. Э.Г. Вариации задачи о квадрате и вписанном в него треугольнике. //Математика в школе. — 1991. — № 1. — 26−27.
  47. Э.Г., Скопец З. А. Задача одна — решения разные. К.: Род.шк., 1988. — 173 с. — (Сер. «Когда сделаны уроки»). 48. Григорьева Т. П. Творческие задания по геометрии для УП класса. //Математика в школе. — 1990. -№ 3.-С.17−19.
  48. Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 224с.
  49. Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей. //Математика в школе. — 1972. — N2 3. -С., 19−21.
  50. К.М., Дубровина И. В. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. — М.: Олимпик, 1990.
  51. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? 4.1. — М.: Авангард, 1994. — 168с.
  52. В.В. О понятии развивающего обучения. //Педагогика. — 1995. — № 1.-С.29−39.
  53. ВВ. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986, -415с.
  54. В.А. Методические рекомендации к проведению обобщающего повторения. // Математика в школе. — 1993. — № 1. — 10−12.
  55. В.А. Обучение учащихся доказательству теорем: Учеб.по. — Омск- ОГПИ — НГПИ, 1990. — 127с.
  56. В.А. Типичные ошибки по математике на выпускных и вступительных экзаменах и как их не допускать. — Омск: Изд-во ИУУ, 1991.
  57. В.А. Все для обеспечения успеха на выпускных и вступительных экзаменах по математике. Нестандартные уравнения и неравенства и методы их решения: Учеб.пос. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1995.
  58. В.А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике: Учебное пособие. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.-157с.
  59. Дидактика средней школы. / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. — 303с.
  60. А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1956.
  61. Г., Лаптева Т. В одной задаче — почти вся планиметрия. //Математика. — 1999. — № 40. — 28−30.
  62. Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач. //Математика в школе. — 1983. — № 6. — 34−36.
  63. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 128с.
  64. В.И. Методология и методика дидактического исследования: Монография. М.: Педагогика, 1982.
  65. Заир-Бек Е. С. Организационное сопровождение образовательных программ. / Модернизация образования на рубеже веков, С-П: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 2001.-С.69−75.
  66. Н.И. Урок математики: Подготовка и проведение: Кн. для учителя. — М.:Просвещение: АО «Учеб.лит.», 1995. — 178с.
  67. Т.Д. Методология научного поиска — основа развивающего обучения //Математика в школе. -199 5.-№ 5.-С.25−2 8.
  68. Из опыта преподавания математики в средней школе: Пособие для учителей / Сост.: А. В. Соколова, В. В. Пикап, В. А. Оганесян. — М.: Просвещение, 1979. — 192с.
  69. Дж. Математическая культура школьника: Методические аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при обучении математики. — Ташкент, 1981. — 278с.
  70. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М.: Просвещение, 1968. — 288с.
  71. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. — М.: Знание, 1979.-48с.
  72. .С. и др. Методы обучения математике: Некоторые вопросы теории и практики /Б.С.Каплан, Н. К. Рузин, А. А. Столяр / Под ред. А. А. Столяра. -Мн.: Нар.асвета. 1981. — 191с.
  73. М.З. Учебное исследование как метод обучения математике в средней школе. Дис. … канд.пед.наук. -Минск, 1985.
  74. П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под ред. A.M. Арсеньева. — М.: Педагогика, 1982. — 704с.
  75. Л.З. Задачи на исследование в школьном курсе геометрии. Дис. … канд.пед.наук. -Киев, 1968.
  76. Д.В. Воспитывать исследовательские навыки //Математика в школе. — 1972. — № 3.- 26−27.
  77. Ю.М. Задачи в обучении математике: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. 4.1. — М.: Просвещение, 1977.-109с.
  78. Ю.М., Луканкин Г. Л. Методика преподавания математики в средней школе. Частная методика. -М.: Просвещение, 1977.
  79. Я.А. Великая дидактика. — Изб.пед.соч. — М., 1955.
  80. А.А. Об уравнениях с параметрами //Математика в школе. — 1994.-№ 1.-С.16−23.
  81. Н.И. Логический словарь — справочник. — Изд-во «Наука», 1975.-C.217.
  82. В.И. Учение — процесс творческий. М.: Просвещение, 1989. — 159с.
  83. К.С. Об уравнениях с параметром и модулем //Математика в школе. — 1995. — № 2.-С.34−35.
  84. B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс геометрии. М.: Просвещение, 1992. — 320с.
  85. В.А. Психология математических способностей. — М.: Просвещение, 1968. -432с.
  86. А.С. Развитие математической деятельности учащихся и роль задач в этом развитии //Математика в школе. — 1966. — № 6. — 19−30.
  87. Т.В. Система проблемного обучения: Проблемное и программированное обучение /Под ред. Т. В. Кудрявцева и A.M. Матюшкина. — М., 1973.
  88. П.Д., Федосенко B.C., Азаров А. И. Как успешно сдать экзамены в ВУЗ. Методы решения задач с параметрами. Мн.: Изд-во БГУ, 1995.
  89. И.А. Воспитание творческой активности на уроках повторения геометрии//Математика в школе. — 1991. — № 1. — С. 12−16.
  90. И.А. Об исследовании неопределенности в геометрических задачах // Математика в школе. — 1998. — № 1. — 69−71.
  91. Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии. Автореф. дне. … канд.пед.наук. -М., 1996. — 17с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: Монография. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.-185с.
  94. И.Я. К вопросу об исследовательском методе в обучении //Советская педагогика. — 1963. — № 10. — 53−57.
  95. И.Я., Скаткин М. Н. О методах обучения //Советская педагогика. -1965.-№ 3.-С.41−43.
  96. Логика научного исследования /Под ред. В. П. Копнина и М. В. Поповича. -М.: Наука, 1965. — 360с.
  97. Математика для поступающих в серьезные вузы. — О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. — М.: Московский лицей, 1998. — 400с.
  98. А.И. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1985. -208с.
  99. М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977.
  100. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Педагика, 1975.-368с.
  101. Г. А. Гениями не рождаются. — М.: Просвещение, 1983.
  102. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. Учебн.пос.для студ.физ.-мат. Фак. Пед.институтов. / В. А. Огонесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский: — 2-е изд. Перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1980. — 368с.
  103. Э.М. Проблемное обучение и моделирование социальных условий научного творчества. — В кн.: Haj^Hoe творчество. М., 1969.
  104. Г. К. Исследовательские работы в школьном курсе алгебры //Математика в школе. — 1990. — № 1. — 43−46.
  105. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн. Кн.З. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е из. — М.: Гумат.изд.центр ВЛАДОС, 1998. — 632с.
  106. Н.И. Избранное / Николай Новиков/ Сост. В.А. Мильчиной/: — М.: Правда, 1983.-511с.
  107. Общая психология /Под ред. Проф. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1970. — 316 с.
  108. Одаренные дети: Пер. с англ. /общ.ред. Г. В. Бурминской и В. М. Слуцкого. — М.: Прогресс, 1991.
  109. В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968. — 208с.
  110. А.А. Уроки одной задачи // Математика в школе. — 1981. — № 6. — 22−23.
  111. А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся: ЬСн. Для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1988. — 128с.
  112. Н., Потапов М. К., Пасиченко П. И. Нестандартные методы решения уравнений и неравенств. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
  113. Л.Э. Исследование геометрических ситуаций как метод реализации деятельностного подхода в обучении геометрии. Дисс. … канд.пед.наук. М. — 1993. — 178с.
  114. Л.Э. Маленькие исследования на геометрическом материале //Математика в школе. — 1990. — № 6. — с.29−31.
  115. Л.Э., Столяр А. А. Геометрические ситуации и связанные с ними задачи //Математика в школе. — 1987. № 5. — 33−34.
  116. Основы технологии развивающего обучения математике: Учебное пособие /Т.П. Григорьева, Т. А. Иванова, Л. И. Кузнецова, Е. Н. Перевощикова, — Н. Новгород: НГПК, 1997. — 134с.
  117. К. Активизация работы зд1еника // Математика в школе. — 1980. — Хоб.-С.14−16.
  118. Е.С. Организация познавательной деятельности учащихся старших классов средней школы в условиях углубленного изучения математики: Уч. пос. — Саратов, 1991. — 79с.
  119. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М,. 1980.-240с.
  120. Повышение эффективности обучения математике в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы, /сост. Г. Д. Глейзер. — М.: Просвещение, 1989. -240с.
  121. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. — кн.1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  122. Показательные и логарифмические функции: Дидакт. материалы по курсу алгебры и начал анализа для 10−11 кл. ср.шк. /Под ред. МИ. Башмакова. — С-Пб, Свет, 1997.-79с.
  123. В.В. Избранные педагогические труды. Ред., вступ. Статья и коммент. действ. Гл. АПН РСФСР Б. Е. Райкова. — М., Изд-во Акад.пед.назас, 1957.-374с.
  124. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. — М.: Просвещение, 1996.
  125. Программы общеобразовательных учреждений. Математика. — М.: Просвещение, 1999.
  126. Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. -Ч. 1. М.: Прометей, 1992. — 112с.
  127. М.Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении курса геометрии. Автореф. Дис. … канд.пед.наук. — Моск.гос.пед.институт им. В. И. Ленина. -М., 1988.-18с.
  128. .Е., Ульянинский В. Ю., Ягодовский К. П. Исследовательский метод в педагогической работе. — Л.: Госиздат, 1924. — 68с.
  129. А. Большой толковый психологический словарь. Т.4. — М., 2000.
  130. Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учебное пособие.Мн.: Выш.шк., 1990. — 267 с.
  131. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для вузов. — М.: Гуман.изд.центр ВЛАДОС, 2000. -254с.
  132. Л. О мышлении и путях его исследования. М,. 1959. — 148с.
  133. .Ж. Эмиль. /Пер.Первова, 1896.
  134. М.А. Избранные труды: к 100-летию со дня рождения. — М.: Педагогика, 1985. — 248с.
  135. Г. И. Методика обучения математике в средней школе- Учеб.пособие для студентов мат. спец.пед. вузов и ун-ов / Г. И. Саранцев. — М.: Просвещение, 2002.- 224с.
  136. Г. И. Из опыта обучения геометрии в 5−8 классах //Из опыта преподавания математики в средней школе: Пос. для учи. /сост.: А. В. Соколова, В. В. Пикан, В. А. Оганесян. — М.: Просвещение, 1979. -192с.
  137. Г. И. Упражнения в обз^ении математике. — т.4: Просвещение, 1995.-240с.
  138. М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М., 1971. — 129с.
  139. М.Н., Лернер И. Я. Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью //Советская педагогика. — 1963. -№ 10.-С.28−30.
  140. Словарь русского языка: В 4-х т. /АН ССР, Ин-т рус.яз. Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. Стереотип. — М.: Русский язык, 1985−1988. Т.1. 1985.-686с.
  141. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 175с.
  142. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). — М.: Психологический институт РАО, Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
  143. Г. В. Сборник задач по алгебре для формирования исследовательских умений и навыков учащихся старших классов средней школы /Экспериментальные материалы/. М.: Изд-во Прометей МПГУ, 1991.
  144. Г. В. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе решения задач по алгебре в старших классах средней школы: Автореф. …канд.пед.наук. -М., 1992. — 16с.
  145. Тригонометрические функции: Дидакт. материалы по курсу алгебры и начал анализа для 10−11 кл. средней школы /Под ред.М. И. Башмакова. -С.-Пб., Свет, 1997.-77с.
  146. Уравнения и неравенства: Дидакт. материалы по курсу алгебры и начал анализа для 10−11 кл.ср.шк. /Под ред. М. И. Башмакова, — -Пб., Свет, 1995.-79С.
  147. В.В. Школьные исследовательские задачи и их место в учебном процессе. Дис. … канд.пед.наук. М., 1967. — 186с.
  148. К.Д. Сочинения. Изд-во АПН РСФСР, Т.2.- 500с.
  149. Философский энциклопедический словарь /Ред.: С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.-815с.
  150. Л.М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1985. — 112с.
  151. Л.М. Психологический справочник учителя. — Совершенство, 1998.
  152. Р.Г. Развивать творческие способности школьников //Математика в школе. — 1989. — № 2. — с.29−31.
  153. И.О. Совершенствование математической подготовки абитуриентов в системе внешкольного довузовского образования. Дис. … канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2000. — 216с.
  154. А.Я. Дополнительная работа над задачей //Математика в школе. -1982. — № 1.-0.42−44.
  155. А.Я. Элементы исследовательской деятельности учащихся при обучении математики //Начальная школа. -1991. -№ 1.-С.35−37.
  156. Н. Способность обобщать и анализировать //Учитель. — № 6. — 2000.-С.12−14.
  157. А. Обучение и научное познание. — М.: Педагогика, 1981.-208с.
  158. И.Ф. Решение задач: Учебное пособие для 10 кл. общеобразоват.учреждений. М.: Просвещение, 1994. — 252с.
  159. И.Ф., Голубев В. И. Решение задач: Учебное пособие для 11 кл. общеобразоват. Учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 1995. — 384с.
  160. Г. Н. Развитие навыков исследовательской работы в математической игре //Математика в школе. — 1967. — № 2. — с.60−61.
  161. А., Юрченко Е. В. Уравнения с параметрами. М.: Просвещение, 1993.
  162. П.М. Преподавание математики в школе. (Из опыта обучения методом укрупненных упражнений). — М.: Просвещение, 1978. — 304с.
  163. И.С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979. — 144с.
  164. Д.Б. Избр.пед. труды. М.- Педагогика, 1989.- 432с.
  165. Г. А. Задачи с параметрами. М.: Просвещение, 1986.
Заполнить форму текущей работой